За что сидит кирилл серебрянников. Типичный случай: в чем суть дела Серебренникова. год: Угрозы и претензии к «Отморозкам»

«История с режиссёром Кириллом Серебренниковым и его «Седьмой студией» (которые там все сейчас под угрозой посадки по обвинению в хищении госсредств в особо крупных) – проясняется все больше и больше. Письма в его защиту пишут, вся театральная общественность, можно сказать, мобилизовалась в его поддержку – но мы можем посмотреть на «дело Серебренникова» спокойно. И увидеть, что буквально на наших глазах в очередной раз разыгралась драма на любимую российскую (и изрядно надоевшую) тему – «Художник и Власть». Правда, совсем не в том примитивно-вульгарном виде, в каком её излагают подписанты писем в его защиту – мол, «Кровавые сатрапы ни за что ни про что напали на Художника, который всего лишь продвигал в народ современное Искусство, и шьют ему дело».

А там ведь все несколько сложней: художник сначала, как это в России принято, продался власти – то есть, буквально, продал душу дьяволу, а дьявол в обмен пообещал, как в сказке про Буратино, подарить «Настоящий Кукольный Театр»! И действительно – театр подарил, причем в комплекте с многочисленными Мальвинами, Артемонами и даже Пьеро (они сейчас все эти бесчисленные письма и пишут). Художник какое-то время с Мальвинами пел и плясал, ставил Искусство и был счастлив – ну а потом, как водится, дьявол передумал (или там в преисподней произошла пересменка) – и все дьявольские дары внезапно превратились в тыкву (а художника и всех его присных теперь неиллюзорно тягают к городовому и скорее всего посадят).

Из биографии Серебренникова в Википедии, кстати, ничего понять нельзя – там важнейший эпизод просто опущен, его «как бы не было». Остается полагаться только на собственную память – благо, все ведь случилось менее 10 лет назад, как тут можно забыть. Хотя большинство, конечно же, не помнит уже нифига.

Ну так освежим кое-какие детали. Итак, Серебренников (мой, кстати, почти ровесник) – вплоть до конца «нулевых» был типичной жертвой геронтократии, поразившей, как ржа, весь отечественный театр. Я тут как-то уже печатал в своем блоге известную юмористическую табличку – возраст руководителей основных театров страны. В «нулевые» она была особенно впечатляющей – там фигурировал 90-летний Любимов из Театра на Таганке, еще пара почти 90-летних старцев из Театра имени Моссовета и еще какого-то, дальше шли 70-80-летние Табаков, Волчек, Ширвиндт из Сатиры, ну и т.д. «Костя» Райкин из «Сатирикона», которому было «всего» 60 с небольшим, действительно на общем фоне, в компании аксакалов, воспринимался «Костей», если не «Костиком».

Главное, что старичьё никуда уходить и не собиралось (оно и сейчас почти все на местах, разве что Джигарханян вот в больнице в тяжелом состоянии – укатали-таки охотницы за состоянием). Ну а Серебренников приехал покорять столицу из Ростова, и, хотя имел за плечами почти 20 лет работы в театре и кучу постановок, в 2009-ом в 40 лет всё ещё считался «молодым и перспективным режиссёром», причём «по вызову» - то есть без своего театра и с вечно неясными перспективами. Естественно, ему хотелось стабильности и определенности! «Старики» звали его в «свои» театры иногда ставить спектакли, но все это был случайный, по сути, заработок. Как позвали, так и выгонят. В 40 лет наверняка хотелось уже как-то самостоятельно управлять своими творческими планами.

В конце «нулевых» он, получается, как-то прибился к «Табакерке», бывшему театру-студии Табакова, ставил там; Табаков, получивший к тому времени целый МХАТ, все равно и из Табакерки (на обеспечении московского бюджета, свое помещение, весь реквизит, персонал!) не уходил, продолжал сидеть на двух стульях одновременно. И так бы все и продолжалось, если бы Табакову не пришла в голову… идея грандиозного ПРОГИБА! Он решил поставить спектакль по пьесе некоего Натана Дубовицкого «Околоноля». Причём поставить «экспериментальный спектакль» не в Табакерке, а сразу во МХАТе!

Казалось бы – с чего вдруг? Не опупел ли Олег Табаков? Зачем ставить спектакль по пьесе неизвестного автора сразу в «главном театре страны», тем более, когда под рукой есть своя театральная студия? Но дело в том, что автор «Околоноля» был неизвестен кому угодно, но не опытному царедворцу Табакову: Табаков знал (как знал и весь бомонд столицы), что автор «Околоноля» - всемогущий серый кардинал страны, первый (на тот момент) зам. главы Администрации президента РФ Сурков.

Почему Табаков сам не стал ставить? Вопрос. Наверно, причин несколько. Во-первых, все-таки ему в 2009 году уже было 74, мог бояться «не потянуть». Но я думаю, что Олег Павлович, хоть и понимал всю заманчивость, но где-то в глубине души одновременно и не хотел слишком близко приближаться к огню (то есть к начальству). Да и, как ни крути, а все-таки постановка пьесы «первого визиря» чем-то все ж попахивала. Азиатчиной? В общем, Табаков решил слишком сильно не мараться. И поручил это дело Серебренникову. Возможно, просто рассчитывал использовать Кирилла как «негра», а все плюшки от контакта с «самим» автором «пьесы» все равно забрать себе.

Но Серебренников понял, что это и есть ШАНС, и ухватился за него крепко. Так, что сумел на вираже обойти хитрого и сановного, но все-таки уже слишком старого Табакова – и выйти на прямой контакт с «самим». И ведь Сурков, похоже, был действительно рад как ребёнок тому, что постановка по ЕГО книжке идёт не где-нибудь, а на исторической сцене МХАТа! В одном из немногих российских театров, название которого известно всем за пределами России. Получается, он – пусть и всемогущий на тот момент, но все равно никому не заметный деятель – вписал свое имя навеки в историю театра, а поскольку это МХАТ – в историю и мирового театра! Каково?

За «место в истории» можно и наградить. И Сурков наградил – с поистине царской щедростью (визирю вообще награждать легче, чем царю – царь-то даёт свое, а визирь - чужое, в смысле государственное).

Как мог Сурков наградить театрального режиссёра? Как угодно. Дело в том, что Сурков в АП «курировал внутреннюю политику», а кто осмелится сказать, что культура и искусство – это не внутренняя политика? В общем, дальше уже все знают: ВНЕЗАПНО, ни с того ни с сего, «какому-то там» безвестному Серебренникову, даже без театрального образования и вообще «выскочке», правительство (!), прямым распоряжением выделило аж 240 млн. рублей… на что? Да на всё. Буквально – бери бабки и продвигай «современное искусство».

Смог бы Серебренников получить такой «карт-бланш», если бы шел «снизу»? Да ни в жисть. Его вся банда старцев и их приспешников сожрала бы еще на дальних подступах (как она и делала до этого много раз с его предшественниками). Но тут нет – за Серебренниковым оказалась слишком могучая сила.

Хотя и Суркову, желающему передать «доверенному человечку» небольшую сумму (всего четверть миллиарда) чисто на поддержание штанов, пришлось это как-то оформлять «по закону» - то есть формально пропускать через тендер. Тут, казалось бы, таилась засада – все-таки 240 миллионов на дороге не валяются... Поэтому, чтобы пресечь всякие поползновения в корне, в положение о тендере «как потратить на «новое искусство» 240 миллионов» было заложено феноменально наглое условие – мол, деньги из бюджета получит тот, кто докажет, что сможет реализовать ПЛАН, разработанный «Седьмой студией», и, главное, кто получит от «Седьмой студии» (то есть от Серебренникова) РАЗРЕШЕНИЕ на реализацию такого плана вместо «Седьмой студии». Как ни странно, никто, кроме «Седьмой студии», условия «тендера» выполнить не смог.

Ну и все, собственно. «Сбылась мечта идиота» (а всего лишь надо было поставить одну бездарную пьесу!) Серебренников получил в итоге в театральном мире не только достаточно большие деньги – он, главное, получил СТАТУС. Возможность не только получать, но и нанимать; затевать ПРОЕКТЫ практически по собственному хотению и разумению.

Тут ещё важно понимать, что значила поддержка такого человека, как Сурков, в самом начале «десятых»: это была, в том числе, почти 100%-ная гарантия от наездов «силовиков». Гарантия от придирок налоговой и т.п. Почему? Потому что Сурков – это было не правительство; это АП. Первый зам главы АП – статус примерно члена Политбюро. Тогда (сейчас это, возможно, уже не так ясно) «член Политбюро» однозначно был «старше» любого «силовика». Все «органы», вплоть до ФСБ, по отношению к «политбюро» находились в подчиненном положении – такова структура российской власти.

ЕСТЕСТВЕННО, их сразу стали обналичивать. Следствие сейчас заявило, что из 240 миллионов было обналичено 130, то есть больше половины. Ну а как иначе? Все понимают, что ставить спектакли легче, если платить всем «налом», а не проводить все платежи за реквизит или за монтаж через тендеры (как требует законодательство).

Следствие также сообщило, что из всей суммы 43 миллиона рублей якобы поделили между собой всего три руководителя «Седьмой студии» - сам Сереберенников, Итин и Малобродский. «А как же, типа, спектакли?!» Всего выходила «зарплата» на уровне 1,2 млн. рублей в месяц (еще «тех» рублей, по 30 рублей за доллар). Ну тоже понятно – а чего стесняться, если уж ухватил бога за бороду?! А главбух студии Масляева, которая в итоге всех и сдала, как оказалось, по ходу «обналичивания» прижала себе «неучтенные» 5 миллионов руб. Серебренников, как сообщают, очень удивился при этом сообщении.

А потом что? А потом известно что – болотные, как ни странно, подвели. Сурков после всплеска «протестной активности» 2011-12 гг. «вышел из доверия» и был выперт с должности «куратора внутренней политики» - но не отправлен за Можай, а удержался на самом краю и принялся бродить вокруг до около президентской администрации, надеясь при удобном случае вернуться и восстановить былое влияние. Что, понятно, совершенно ни к чему недоброжелателям незадачливого «Натана Дубовицкого», которые сейчас как раз в силе.

В «борьбе бульдогов под ковром» все средства хороши. Дошел черед и до «режиссера современного искусства». Ничего личного, только бизнес: сам по себе Серебренников с его жалкими грошами (1,2 миллиона хоть по новому курсу, хоть по старому – без разницы) никого там не парит – но если есть малейшая возможность через «разоблачение» Серебренникова бросить тень на его покровителя – этой возможности нельзя упускать.

И возможности используют на полную катушку. Не исключаю, что и нынешний шум вокруг «Седьмой студии» по-своему выгоден врагам «Дубовицкого»: наверняка его интерпретируют как «вот же проклятый Сурков, Владим Владимыч – ведь что делает, гад: народ баламутит, актеришек мобилизует, чуть ли не майдан готов учинить – лишь бы этого своего любимца от тюрьмы заслуженной спасти! Вскормили вы, Владимир Владимирович, змею на своей груди!»

Так ведь Серебренникова и в тюрьму упакуют. Просто чтоб Сурков чуть подольше из опалы не выходил.

И это все уже игры, к которым Серебренников не имеет никакого отношения. Табаков все ж был мудр, когда не стал сам ставить пьесу...»

Следователи завершили предварительное расследование по уголовному делу в отношении художественного руководителя театра "Гоголь-Центр" Кирилла Серебренникова и других фигурантов, обвиняемых в хищении выделенных на культурный проект бюджетных средств.

Информацию об этом "Российской газете" подтвердили в пресс-службе Следственного комитета России, уточнив, что следственные мероприятия закончились 12 января. Материалы направлены в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения, после чего будут переправлены в суд для рассмотрения по существу.

Как сообщила ТАСС адвокат одной из фигуранток дела Ирина Поверинова, уголовное дело в отношении бывшего бухгалтера "Седьмой студии" Нины Масляевой выделено в отдельное производство. Отметим, что Масляева - единственная из подследственных по этому делу, кто признала вину и сотрудничала со следствием.

Напомним, Кириллу Серебренникову и другим фигурантам ранее предъявили обвинение по части 4 статьи 159 УК РФ "мошенничество в особо крупном размере". По версии следствия, в 2011 году Серебренников придумал и разработал проект по развитию и популяризации современного искусства "Платформа". На его реализацию и финансирование в 2011-2014 годах из федерального бюджета было выделено более 214 млн рублей. Для реализации проекта Серебренниковым была создана автономная некоммерческая организация "Седьмая студия", к работе в которой он привлек своих знакомых Юрия Итина, Алексея Малобродского, Екатерину Воронову (находится в розыске), Нину Масляеву. По делу также проходит директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум, которая в период совершения преступления работала в Минкультуры.

По версии следствия, Апфельбаум вступила в сговор с худруком АНО "Седьмая студия" Серебренниковым и в 2011-2014 годах от имени Минкультуры подписывала с данной организацией соглашения о предоставлении госсубсидий. Апфельбаум также обеспечивала согласование отчетной документации, содержавшей завышенные сведения о количестве и стоимости проведенных мероприятий. Этим, считают следователи, женщина способствовала хищению бюджетных 68 млн рублей.

Как ранее сообщила официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко, вина режиссера Серебренникова подтверждается показаниями свидетелей, результатами оперативно-разыскной деятельности и изъятыми в ходе расследования финансовыми документами.

Кирилл Серебренников и Нина Масляева находятся под домашним арестом, Алексей Малобродский - в СИЗО. На прошлой неделе в суд поступило ходатайство следствия о продлении домашнего ареста Серебренникову на срок до 19 апреля.

Утром во вторник, 23 мая, домой к театральному режиссеру и художественному руководителю московского «Гоголь-центра» пришли с обыском. Следственные мероприятия продолжились и в «Гоголь-центре», а связаны они, по словам представителей СКР, с уголовным делом о хищении 200 миллионов рублей. Театральная общественность тем не менее увидела в обысках попытки надавить на свободолюбие режиссера. Что стоит за расследованием, разбиралась .

Что происходит

О начале обысков утром во вторник сообщили в Facebook журналистка и корреспондент Сергей Хазов-Кассиа.

Вскоре после этого следователи пришли и в «Гоголь-центр», который возглавляет Серебренников. Стало известно, что он проходит по делу (на тот момент не было понятно, какому именно) свидетелем. «Задержанных пока нет. Будут проведены допросы и иные следственные действия», - сообщил источник .

Через несколько часов в сети появилась информация, что Серебренникова везут в (СКР) на допрос. Были опубликованы фотографии и видеозаписи того, как он в сопровождении сотрудников садится в машину. «Сейчас будем со следователем разговаривать. Не известно ничего. Я в шоке», - говорит режиссер на камеру каналу .

Минкульт, «Винзавод», Апфельбаум

«По версии следствия, неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации "Седьмая студия" с 2011 по 2014 год были похищены бюджетные средства в размере около 200 миллионов рублей, выделенных государством в соответствии с постановлением правительства на развитие и популяризацию искусства Российской Федерации», - заявили в СКР.

«Седьмая студия» - театральная группа Серебренникова, созданная в 2012 году. Свои первые спектакли труппа отыграла на «Винзаводе» - там, как сообщил , также прошли обыски во вторник, была изъята документация и проверены компьютеры.

Серебренников также возглавлял базировавшийся на «Винзаводе» проект «Платформа», направленный именно на популяризацию искусства, о котором говорят в Следственном комитете. Проект действительно поддерживался государством и упоминался в государственном докладе «о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году».

«Особо стоит отметить междисциплинарный проект исполнительских видов искусства "Платформа" (руководитель Кирилл Серебренников), объединяющий актуальные направления современного искусства, включая драматический театр, хореографическое искусство и современную музыку и предоставляющий возможности для работы на пересечении разных направлений искусства. Проект осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации», - говорится в документе.

В период, когда, по версии следствия, были совершены хищения (до 2014 года), департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Минкульта возглавляла Софья Апфельбаум, которая сейчас занимает пост директора Российского академического молодежного театра (РАМТ).

Координатор правозащитной организации «Русь сидящая» Александр Федяров сообщил , что во вторник у Апфельбаум также провели обыск, связанный с тем же делом, что и обыски у Серебренникова. Вероятно, именно Апфельбаум занималась выделением бюджетных средств группе Серебренникова.

В Минкультуры заявили, что ничего не знают по поводу обысков. «Министерство культуры не имеет никакого отношения к Кириллу Серебренникову, он нам не подведомственный, что у него происходит - мы не в курсе», - сказал первый заместитель министра культуры России . Когда его спросили об обысках у Апфельбаум, он отметил, что у него нет информации.

Реакция

В Кремле, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, оказались не осведомлены о происходящем у Серебренникова.

«Это не дело Кремля. Здесь не нужно ничего политизировать, здесь нет повода для того, чтобы каким-то образом информировали Кремль», - подчеркнул Песков.

«Речь идет о подозрении в хищении бюджетных средств, никакой политики, творчества - ничего там нет», - добавил он.

Тем не менее не все оказались согласны с такой трактовкой событий. Театральную общественность обеспокоили обыски у Серебренникова.

Случившееся прокомментировал, например, балетмейстер правоохранительных органов в связи с этим. Но это мое предположение», - заявил режиссер .

Обыски взволновали и работников «Гоголь-центра». Сотрудники театра опубликовали пост в соцсетях, призывая всех неравнодушных собраться у учреждения днем во вторник, чтобы «быть вместе».

22 августа 2017 года российского режиссера Кирилла Серебренникова задержали по подозрению в мошенничестве.

Как сообщили в Следственном комитете, ведомство еще не обращалось в суд с ходатайством об аресте. В ближайшее время ему должны предъявить обвинение. По версии следствия, режиссер в 2011-2014 годах организовал хищение «не менее 68 миллионов рублей», выделенных на его театральный проект «Платформа».

При этом уже известно, что дело против Серебренникова возбуждено по части 4 статьи 159 (мошенничество в особо крупном размере), которая предполагает до десяти лет лишения свободы. По данным источников прессы, Серебренникова могут поместить в СИЗО или отправить под домашний арест.

Сегодня российская пресса со ссылкой на источники в СК пишет, что «в деле есть в том числе свидетельские показания не только Масляевой, но и других лиц. Следствие собрало достаточно оснований для того, чтобы его [Серебренникова] статус изменился со свидетеля на подозреваемого».

Показания по уголовному делу против режиссера Кирилла Серебренникова дали несколько сотрудников бухгалтерии его театральной компании «Седьмая студия». Об этом со ссылкой на неназванный источник сообщает «Интерфакс».

Собеседник агентства заявил, что показания дала не только арестованная бывший главный бухгалтер компании Нина Масляева, но и сотрудница бухгалтерии Татьяна Жирикова и «другие лица»

До этого режиссер отдал правоохранителям загранпаспорт. Недавно дома у Серебренникова и в "Гоголь-центре" прошли обыски. Серебренников тогда проходил по делу в качестве свидетеля, следователи отпустили его после допроса.

Напомним, что 24 мая Путин четко сказал, что обыски у Серебренникова проводят "дураки". Позже, 15 июня, на Прямой линии Путин ещё раз заявил, что проводить обыски с силовой поддержкой в театре «нелепо».

Напомним, в начале августа задержанная ранее экс-бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева заявила, что Серебренников вместе с Алексеем Малобродским и Юрием Итиным создали эту театральную компанию для «реализации преступного умысла» на хищение выделенных бюджетных средств.

В результате этого следствие обвинение против фигурантов уголовного дела, по новой оценке ущерб составил 68 миллионов рублей. Ранее речь шла о о сумме в 3,5 миллиона рублей. Один из них касался того, что «Седьмая студия» якобы получила деньги на спектакль «Сон в летнюю ночь», но не поставила его. При этом постановка шла на «Платформе» и в возглавляемом Серебренниковым «Гоголь-центре».

Следствие намерено предъявить Кириллу Серебренникову обвинение в совершении указанного преступления, а также решить вопрос об избрании меры пресечения.

Кроме того, СМИ рассказали - компании скандально известного худрука получили господряды в его собственном театре на 4,8 миллиона рублей.

"Следствие обнаружило у Кирилла Серебренникова квартиру в Германии. Как сообщает телеграм-канал Mash, недвижимость в Берлине обошлась российскому режиссёру в 300 тысяч евро. Квартира была куплена 9 мая 2012 года, когда Минкульт занимался финансированием "Седьмой студии",- рассказывали журналисты.

"Также удалось установить схемы вывода бюджетных денег по фиктивным договорам на оказание услуг. Судя по документам, "Седьмая студия" закупала бумагу, подарочные наборы, алкоголь, но договоры оказались левыми, никаких услуг получено не было. В фиктивном документообороте было замешано 160 фирм-"помоек". Теперь следствие выясняет, на что именно ушли выведенные деньги",- добавляли они.

Как пояснила Нина Масляева, бухгалтер «Гоголь-центра», которая подозревается в мошенничестве, что она по распоряжению Итина, Серебренникова и Малобродского «вносила ложные данные в финансовые отчетности».

Напомним, само дело по поводу хищения государственных средств в «Гоголь-центре» стартовало в мае 2017 года. Обыски в театре привлекли внимание общественности и СМИ, а для либеральной культурной интеллигенции стала поистине шоком, за которым последовали громкие протесты и обвинения в притеснениях.

По сути, имеет место качественно новая схема. Необходимо создать некую организацию, которая номинально должна заниматься культурным просвещением и под это дело тянуть средства у государства. Но подгонять под это соттветствующую отчетность.

Серебренников и компания этого не сделали. Стоит напомнить, что претензии к нему возникали и до 2014 года. Полиция приходила к нему по поводу спектакля «Отморозки» и соответствия этого спектакля законодательству РФ в части общественной морали и нравственности в 2013-м.

Позже режиссер возмущался по поводу «цензуры», того что «не хватает воздуха» и агитировал всех уходить непримиримую оппозицию. Теперь в телеграме пишут, что"ожидаем новой волны, даже цунами оправданий, объяснений, заламывания рук, открытых писем, "поравалить", а также хихиканья пропаганды "этот жену режет, тот телефоны отжимает, третий дочку голую снимает, а эти воруют".Впрочем, все это мы уже видели с Белых.Но сидит, бродяга".

Аавторы канала Mash пишуь, что " у Кирилла Серебренникова все плохо. В 2014 году наш худрук со своей АНО "Седьмая студия" заключил договор с Минкультом и получил от них субсидий на 66 с половиной миллионов рублей. На эти деньги надо было всего лишь продвинуть культуру в массы, а именно в регионы России. "Седьмая студия" в том же году заключила несколько договоров на почти 2 миллиона.

Угадайте, культуру в массы в итоге продвинули? Можем подсказать: блины мы до сих пор едим с лопаты, а Серебренникову грозит подписка о невыезде или еще что похуже".

По данным канала, "фрма АНО "Седьмая студия", руководство которой подозревают в хищении денег Минкульта, зарегистрирована в квартире самого Кирилла Серебренникова".

Разумеется, не без оснований. Уже появились факты того, что тендеры в кинотеатре Серебренникова выигрывали... компании, учредителем которых являлся Серебренников. Такие данные можно почерпнуть в базе «Спарк-Интерфакс». Та самая АНО «Седьмая студия» и фонд «Территория», учредителем которых является Кирилл Семенович, а также ИП Серебренников К.С. (ОГРНИП 307770000588280), созданное полным тезкой нашего героя за последние пять лет выиграли у театра, которым он сам же и руководит, тендеры на сумму почти в пять миллионов рублей.

И то сказать, мелочи какие. таким образом, вВ театре под руководством Кирилла Серебренникова ряд тендеров на сумму 4,8 млн руб. выиграли юрлица (в том числе ИП Серебренников К.С.), учредителем которых является Кирилл Серебренников.

Находясь на бюджетной службе, Кирилл Серебренников продолжал заниматься коммерческой деятельностью (в том числе выигрывая тендеры у собственного театра через ИП Серебренников К.С.).

При этом в «Гоголь-центре» происходит много хороших и правильных дел, например, для спектакля «Мученик» покупается зубная щётка за 1399 рублей.Комментарии, как говорится, излишни.

7 ноября на едва начавшемся процессе по делу «Седьмой студии» неожиданно состоялся допрос основного фигуранта Кирилла Серебренникова. Он рассказал суду, что не мог организовывать хищение бюджетных средств, выделенных на проект «Платформа», поскольку не занимался финансовыми вопросами, создать «Седьмую студию» ему посоветовали в Министерстве культуры, а бухгалтер Нина Масляева, на показаниях которой во многом строится обвинение, сама в их организации не прошла внутреннего аудита.


Изначально предполагалось, что в первый день слушаний по существу уголовного дела «Седьмой студии» в Мещанском суде Москвы будет зачитано обвинительное заключение, после чего допросят одного из свидетелей обвинения. Однако заседание прошло по другому сценарию. Впрочем, началось заседание со стандартных процедур - установления личностей подсудимых режиссера Кирилла Серебренникова, бывшего худрука АНО «Седьмая студия», ныне «Гоголь-центра», директора ярославского Театра им. Федора Волкова Юрия Итина (в АНО он работал гендиректором), экс-генпродюсера студии Алексея Малобродского и экс-руководителя департамента Минкульта, ныне руководителя РАМТ Софьи Апфельбаум. Кроме того, суд проверил, все ли адвокаты на месте. Напомним, предыдущее заседание было перенесено из-за болезни адвоката Ксении Карпинской.

После этого произошло небольшое недоразумение, вызвавшее оживление в зале. Представитель Минульта Никита Слепченков, утвердительно отвечая на вопрос судьи, поддерживает ли он иск министерства к обвиняемым в размере 133,2 млн руб., упорно называл последних потерпевшими. Что вызвало недоумение у председательствующей Ирины Аккуратовой. Подсудимые иск не признали, а Кирилл Серебренников добавил, что он «не крал и не воровал» и ничего, кроме театральной труппы, не организовывал (напомним, Следственный комитет России (СКР) считает его организатором хищений).

После этого прокурор Олег Лавров зачитал обвинительное заключение. Согласно версии следствия, в 2011 году была создана «устойчивая сплоченная преступная группа», в которую помимо подсудимых вошли также бухгалтер Нина Масляева (заключила досудебное соглашение о сотрудничестве, ее дело выделено в отдельное производство) и продюсер Екатерина Воронова (в розыске). Фигуранты, говорится в деле, похищали бюджетные средства под видом реализации инновационной культурной программы «Платформа», а инструментом для совершения преступлений стала созданная в том же году господином Серебренниковым АНО «Седьмая студия». Все началось с того, считают в СКР, что в Минкульте был подготовлен конкурс на реализацию программы с условиями, соответствующими возможностям «Седьмой студии». АНО стала его единственным участником, и тендер был объявлен недействительным, после чего «Седьмая студия» получила контракт. Первый транш на проект составил 10 млн руб., которые затем, по данным СКР, были перечислены подконтрольному ИП Синельникову. Затем средства перечислялись, по версии следствия, ООО «Маркет групп», ООО «Премиум», ИП Артемовой, ООО «Актив», ООО «Нескучный сад» и др. Хищения по такой схеме, считает СКР, совершались до июля 2014 года. При этом, говорится в деле, Кирилл Серебренников осуществлял общее руководство преступной группой, взял на себя контакты с Минкультом, которое выделяло средства на проект, Юрий Итин занимался хозяйственными вопросами, Алексей Малобродский и Нина Масляева выводили деньги на подконтрольные фирмы, обналичивали и распределяли их, а Софья Апфельбаум заверяла сметы «Седьмой студии» без их надлежащей проверки. В общей сложности, по подсчетам СКР, было похищено свыше 133 млн руб.

После выступления прокурора, занявшего более двух часов, судья спросила подсудимых, понятно ли им обвинение и признают ли они вину. Один Юрий Итин сказал, что ему понятно, в чем его обвиняют, но вины, правда, не признал. Остальные фигуранты заявили, что суть обвинения им так и осталась неясна. Господин Серебренников, например, сказал: «Слова понятны, язык русский, но смысл понять не могу». «И даже бедный Олег,- добавил режиссер, указав на прокурора,- тоже, по-моему, не понимает». Господин Серебренников также попросил Минкульт «не тушеваться и разъяснить, в чем мы обманули государство».

Судья предоставила 10 минут для консультаций подсудимых с адвокатами по поводу предъявленных обвинений, но позиции фигурантов это не изменило. Госпожа Апфельбаум лишь напомнила, что Счетная палата не раз проверяла реализацию проекта «Платформа» и замечаний не высказывала.

После этого при обсуждении процедурных вопросов господа Серебренников, Малобродский и госпожа Апфельбаум неожиданно заявили, что желают дать показания немедленно, чем заметно удивили судью: как правило, до допросов обвиняемых дело доходит лишь после того, как выступят свидетели обвинения и защиты. Однако судья согласилась.

Допросить за оставшиеся два часа заседания удалось лишь Кирилла Серебренникова, да и то не полностью. Отвечая на вопросы своего адвоката и время от времени делая вольные отступления, режиссер рассказал, что проект «Платформа» был разработан им в 2010–2011 годах. «Было горько за родину, не было развито такое направление - мультижанровость, искусство на стыке искусств. Я хотел соединить театр, танец, музыку и медиа»,- пояснил обвиняемый. «Когда меня в 2011 году позвали на встречу с президентом (Дмитрием Медведевым.- “Ъ” ), я передал ему листики с предложением,- сообщил господин Серебренников.- После чего фельдъегерской почтой мне был доставлен ответ, что проект одобрен. Был предложен срок в три года как минимальный. И небольшой бюджет - не самого лучшего и богатого театра».

Господин Серебренников подчеркнул, что создание «Седьмой студии» было предложено в Минкульте для удобства финансирования проекта, правда, кем конкретно был дан этот совет, вспомнить не мог:

«Дяденькой в сером костюме из экономического отдела». По словам режиссера, он привлек к созданию АНО Юрия Итина, а тот - Алексея Малобродского. При этом использовались типовые документы. Сам же худрук, по его словам, подписывал с Минкультом лишь рамочные соглашения, не особо вникая в их суть и не касаясь финансовых проводок: «Я ни черта в них не понимаю». Господин Серебренников отметил, что все руководители в АНО получали зарплату в 100 тыс. руб. Что касается покупки им квартиры в Берлине (следствие считает, что она была приобретена на украденные средства), то, по словам господина Серебренникова, этим жильем он обзавелся до запуска «Платформы», на деньги, лежавшие на его банковском счету.

Отдельно Кирилл Серебренников остановился на личности Нины Масляевой. Он сообщил, что не знал при приеме бухгалтера на работу, что у нее имелась судимость, однако господин Итин рекомендовал ее как опытного специалиста-бухгалтера. Впрочем, отметил режиссер, когда в АНО провели внутренний аудит, госпожа Масляева скрылась и ее еле нашли. «Когда ей сообщили результаты аудита, она была недовольна,- сказал господин Серебренников.- И лишь во время следствия я выяснил, что Масляева получала больше меня».

Наконец, господин Серебренников вспомнил, что на первый спектакль в рамках проекта он выделил из личных средств полтора миллиона рублей, и такую же сумму дал Юрий Итин. «Деньги мне потом вернули наличными»,- сказал обвиняемый.

Допрос господина Серебренникова продолжится в четверг.

Владислав Трифонов



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные