Мастер-класс. Теневой театр своими руками. Рабочая программа "театральная студия" Основные ошибки написания театральной рецензии

Процесс создания собственной пьесы очень увлекателен, но произвести глубокое впечатление на аудиторию и добиться, чтобы ваше творение запечатлелось в их памяти надолго гораздо сложней, и от этого попытаться достичь такого воздействия еще более заманчиво. Даже если спектакль действительно впечатлил зрителей, нужно заставить их по-настоящему сопереживать всему происходящему на сцене, ну, и, конечно же, оставить им что-то памятное о вечере. Театральная программка как раз то, что нужно. Они имеют на любителей театра колоссальное влияние. Сделать самостоятельно программку не сложно, а для зрителей они будут занимательны во время спектакля, а по его окончания останутся милыми напоминаниями о пьесе. Далее представлю вам поэтапный рассказ, как самостоятельно изготовить театральную программку.

Шаги

    Соберите всю необходимую информации. Без нужной информации, вы получите только пустые дизайнерские страницы, а не программку. Какие же сведения нам потребуются?

    • Кто какую роль исполняет
    • Кого следует поблагодарить за помощь в организации спектакля
    • Кто режиссер пьесы
    • Кто автор пьесы
    • (Если требуется) Кто написал музыку к пьесе
    • (Если требуется) Кто дирижер оркестра
    • Где и когда будут проходить спектакли
    • Кто будет представлять пьесу зрителям
  1. Мозговой штурм. У каждой пьесы есть тема. В зависимости от того будет это вестерн, детектив, или откровение о бесшабашной жизни хиппи или звезд, именно тема пьесы станет отправной точкой при создании вашей программки. (По ходу рассказа я буду приводить примеры из собственной дизайнерской разработки.)

    Выберете дизайн. Для большинства небродвейских пьес подойдет театральная программка с простым дизайном. Как правило, это брошюрка из 4-х страниц, сложенных и размещенных на одном листе глянцевой бумаги. С одной стороны листа будут обложки – передняя и задняя, которые станут внешними сторонами программки, на другой будут расположены благодарности и список актеров, участвующих в пьесе. Эта сторона станет содержанием программки и будет находиться внутри. Такой вариант программки будет прекрасным выходом из положения, если у вас скромный бюджет. Если же ваш бюджет позволяет, и у вас есть желание сообщить больше фактов о спектакле, вы можете добавить нужное количество страниц, на свое усмотрение. (А я пока представлю вам в качестве примера довольно простой и незатейливый дизайн.)

  2. Лиха беда начало. Приступить к делу легче, если у вас масса идей, но это не ваш случай, и вы хотели бы начать с самой простой и легкой в создании страницы, чтобы лучше понять и проникнуться процессом, в ходе которого у вас появятся свои оригинальные мысли. Такой страницей может послужить четвертая сторона обложки, еще называемая страницей для автографов.

    • Итак, откройте компьютерную программу по графическому дизайну. (например: GIMP, Photoshop, PaintShop, и т.д.) и создайте новую страницу с параметрами: 612(ширина) x 792(высота). Это стандартный размер типографического листа, переведенного в пиксели. Убедитесь, что фон у страницы выбран белый.
    • Вам нужен простой, компактный, экономящий место проект дизайна, чтобы разместить его внизу страницы. Откройте новый слой, сделайте его прозрачным. Так вам будет удобно сохранять изменения в ходе работы.
    • Выбираем фон. Для фонового оформления подойдет любой цвет, но если вам нужен объемный вид, то потребуется повысить затененность до 70%. Такое изображение не будет резать глаз и будет выглядеть более привлекательно и эстетично.
    • Текст. Вы хотели бы использовать красивый оригинальный шрифт, а не, скажем, всем привычный Arial, но чтобы при этом он остался хорошо читаемым и не навязчивым. Посмотрите советы о сайтах с бесплатной загрузкой шаблонов текста (абсолютно безопасно). Ваша программа автоматически создаст новый уровень текста, но для этого нужно сначала этот текст внести в нее. Текст должен быть крупного размера, но не занимать слишком много места, и разместить его следует обязательно вверху страницы. Предполагается, что зрители могут попросить актеров оставить им автограф именно на этой странице. То есть на ней должно быть достаточно свободного места. При необходимости, увеличьте промежуток между буквами, пока слово «Автографы» полностью не заполнит верхнюю строку, размер букв при этом не изменится. (Увеличивая промежуток между буквами, вы можете зрительно увеличить буквы в ширину, не меняя их в высоту. Очень удобная штука.)
    • При желании можно внизу программки маленькими буквами написать «Автор дизайна: ваши Ф.И.О.». Но некоторые дизайнеры, в чьих ряду и я, предпочитают не делать этого, из соображений скромности.
    • Сохраните изображение в формате используемой вами программы. Например, изображение GIMP 2.0 будет переведено в формат.xcf. Не бойтесь сохранить изображение в формате используемой вами программы, при необходимости вы сможете отредактировать его поздней.
    • Еще раз сохраните изображение, теперь уже в выбранном вами формате (.jpg, .gif, .png, и т.д.).
    • Ваша первая страница готова!
  3. Страница с актерским составом. Эта, без преувеличений, одна из сложнейших страниц. Вначале вам может показаться, что все не так уж страшно, но это обманчивое впечатление. Вы можете забыть или спутать имя или фамилию актера или персонажа, либо неправильно написать их, неправильно написать другие названия. Какие-то дополнительный факты будут постоянно меняться так, что их придется править, и в это время вам нужно будет стараться оставить как можно больше свободного места на странице. Будьте внимательны и осторожны, друзья, здесь важна каждая мелочь и деталь.

    • Составьте список всех актеров. Вы можете уточнить имена и фамилии всех задействованных актеров у режиссера, помощника режиссера, или любого другого ответственного лица из труппы театра. Самым разумным будет попросить у них список не только с именами и фамилиями, но и с указанием исполняемых ролей каждого. Не бойтесь проверить список у нескольких человек (Не редко случаются ошибки).
    • Откройте графический редактор. Создайте новое изображение с размерами: 612 x 792. убедитесь, что фон у рисунка белый. Создаете новый прозрачный слой.
    • Теперь приступим к дизайну фона. Он не должен быть слишком броским, даже если вам так хочется, потому что эта страница предназначена, в первую очередь, для знакомства зрителей с актерским составом, и все внимание должно быть приковано именно к ним. Однако, если вы решите все же сделать привлекательный цветной фон, уменьшите затененность, чтобы он не оказался ярче самих букв. Сейчас, к примеру, я работаю над разработкой программки для пьесы детективного жанра с небольшим актерским составом (18 человек), и страницу со списком актеров я сделал в виде газеты, внизу которой разместил отрывок статьи о розыске опасного преступника, чтобы придать оформлению ощущения подлинности. Когда состав актеров небольшой, внизу страницы всегда остается достаточно места, которое можно заполнить собственной дизайнерской задумкой.
    • Заголовок. Вверху страницы, предпочтительней с левой стороны, добавьте заголовок. Он может быть простым и незатейливым, как, например, «В главных ролях», «Действующие лица» и т.д. Если же вы креативны, и такой подход вас не устраивает, тем более, если тема спектакля позволяет, объедините заголовок с темой пьесы. Например, Подозреваемые (в детективе), Банда (в пьесе о хиппи), Ковбои (в вестерне), Звезды (в произведении о голливудских актерах). Размер и шрифт заголовка может быть одинаковым у страниц для автографов и странице с благодарностями, так страницы будут смотреться более гармонично, но придерживаться этого правила совсем не обязательно. (Примечание: Скорее всего, здесь не потребуется прибегать к приему с межбуквенным расстоянием, поскольку в данном случае нам нужно добиться, чтобы текст занял немногим более половины ширины страницы. Если же вас не устраивает расстояние между буквами, можете его немного увеличить. Но следите, чтобы текст заголовка не был расположен во всю ширину страницы! Этот момент очень важен, если заголовок разместить в ширину на всю страницу, он будет выглядеть несколько странно.)
    • Далее займемся текстом под заголовком. Создайте новый текстовый слой, как правило, текст размещают чуть выше середины листа по вертикале, либо опустившись на одну четвертую страницы. Но зато здесь расположение текста допустимо на всю ширину страницы. Размер шрифта у текста будет меньше, чем шрифт заголовка, и, вероятно, цвет будет отличный от цвета заголовка, не столь яркий и броский. Вы также можете использовать другой цвет фона. Героев вы можете расположить в порядке их появления в пьесе или в алфавитном порядке, выбор зависит от вас, но в любом случает их нужно расположить в какой-то значимой последовательности. Посмотрите также советы по редактированию текста страницы с актерским составом.
    • Теперь пора добавить имена актеров. Выберете выравнивание по левому краю, и сделав небольшой отступ от верхней границы страницы, расположите текст. Перечислите все имена героев пьесы, каждого записывая на отдельной строке. И если вы решите расположить каждого героя напротив фамилии актера, исполняющего его роль, то вам потребуется создать еще один текстовой слой. Постарайтесь текст расположить так, чтобы имя одного героя и актера, исполняющего его роль, поместились на одной строке (отформатировать этот параметр можно с помощью функции extra, добавив ее или убрав), если текст все же не размещается ровно, сделайте выравнивание по центру, а не по левому краю.
    • Если вы пишите имена актеров напротив персонажей пьесы без тире или точек, или других соединяющих знаков, вам потребуется создать новый слой, после списка героев. Новый слой должен начинаться в месте, где вы начинали предыдущий слой. Установите его ближе к центру, так чтобы у вас было достаточно места, чтобы написать длинные имена. Сделайте выравнивание по правому краю. Затем впишите имена актеров напротив исполняемых ими персонажей.
    • Проверьте страницу. Просмотрите страницу, чтобы убедиться, что нет орфографических ошибок, а затем еще раз перечитайте, проверяя слово за словом. Далее проверьте все ли герои перечислены, и еще раз проверьте все ли актеры представлены. Сравните страницу с актерским составом получившуюся у вас с эскизом страницы, то же самое проделайте со списком персонажей. Такая проверка может показаться излишне тщательной, но ее необходимо проводить. У меня был случай, когда я проверял и перепроверял эту страницу несколько раз и был уверен, что с ней все в порядке. А потом оказалось, что совсем забыл упомянуть одного героя пьесы.
    • Сохраните страницу в формате программы (Например, GIMP – : .xcf).
    • Сохраните страницу еще раз в нужном вам формате (.jpg, .gif, .png, и т.д.).
    • Распечатайте страницу с актерским составом и покажите ее нескольким людям, занимающимся постановкой спектакля. После этого попросите всю труппу проверить ваш список действующих лиц. Актеры скорее заметят ошибку или пропущенную букву в имени героев, своей фамилии или имени, фамилии своих коллег.
    • Если все в порядке и ошибок нет, страница с актерским составом готова!
  4. Страница с благодарностями. Большая часть работы по созданию программки уже выполнена. Осталось закончить с внутренним оформлением – заполнить страницу с выражением признательности и благодарностью.

    • Сначала решите, кому бы вы хотели выразить благодарность. Обычно, благодарят актеров, хореографов, технический персонал, режиссера и помощника режиссера, театр на сцене, которого проходит спектакль, владельцев здания, где проводились репетиции (иногда это тот же театр, где проходит спектакль), и, наконец, зрителей, пришедших на представление. Возможно, вы внесете какие-то свои изменения в список лиц, которых вы будете благодарить, в зависимости от вашего конкретного случая. Но вы обязаны поблагодарить актеров, и (если это уместно) руководство труппы. Вы обязательно должны поблагодарить людей, которые решали технические аспекты организации постановки и устанавливали аппаратуру и другое оборудование, а также декораторов. Разумеется, режиссера пьесы, и других людей, работающих с ним в команде (помощника режиссера, режиссера-постановщика и т.д.) Лиц, предоставивших труппе помещение для репетиций, и руководство театра, где ставят пьесу, а также художников по костюмам, или людей, предоставивших вам костюмы. В случае, если это мюзикл, выразить благодарность необходимо хореографам-постановщикам и композитору. И, наконец, зрителям, поскольку без их участия пьеса бы тоже не состоялась. Что за спектакль без зрителей?
    • Откройте графический редактор и создайте новый рисунок с размерами: 612 x 792. Установите белый фон, и создайте новый прозрачный слой.
    • Создайте текстовой слой. Если вы хотите, чтобы вся программка выглядела примерно одинаково, выберите такой же шрифт и размер, как и в предыдущих страницах (для автографов и со списком актеров). Однако, это совсем не обязательно. Создайте строку вверху странице. Чтобы вы напишите, абсолютно на ваше усмотрение, но в любом случае примерно ваш текст должен выглядеть так: «Спасибо …», «Мы хотели бы выразить благодарность …» или «Выражаем благодарность...» и т.п. Сделайте выравнивание по ширине, и желательно, чтобы текст заполнял страницу от края до края.
    • Добавление благодарностей. Текст у вас должен быть простым и легко читаемым, и занимать не более одной страницы. Следите, чтобы программа не добавила новый слой, когда будете добавлять текст, чтобы не получилось, что вы создали новый слой раньше, чем добавили текст.
    • Создайте новый прозрачный слой. Под благодарностями, скорее всего, еще останется свободное место. Если это так, то тогда беспокоиться не о чем. Разработайте дизайн рисунка и расположите его под текстом. Уменьшите затененность до 70%, чтобы вид стал более приятным для зрительного восприятия.
    • В случае же, если свободного места внизу не осталось, вам придется вернуться обратно к первому слою, созданному в самом начале. (Нет, это не опечатка, от привычки печатать слова «добавьте новый прозрачный слой». Для этого есть причины.) Способы вернуться к предыдущему слою в различных программах могут отличаться, но надеемся, что вы хорошо разбираетесь в выбранной вами для работы графической программе, поэтому только скажем, что нужно перейти на предыдущий слой. Если вы работаете в программе наподобие GIMP, вам придется спуститься к нижнему слою, а затем подниматься вверх по тексту. В данной программе вы можете менять дизайн, не закрывая окно с набираемым текстом.
    • Разработка дизайна. Дизайн должен перекликаться с темой пьесы. Например, клоуны на программке пьесы, посвященной пиратам, будут смотреться нелепо. Установите уровень затененности по вашему вкусу. Помните только, что текст должен выделяться на общем фоне.
    • Сохраните текущую страницу в формате, в котором работает ваша программа-редактор (Например, для GIMP это.xcf).
    • Затем еще раз сохраните страницу в нужном вам формате (.jpg, .gif, .png, и т.д.).
    • Создание страницы с благодарностями завершено!
  5. Первая страница обложки. Пожалуй, самая сложная часть в процессе создания дизайна программки – первая страница обложки. Страница с актерским составом не простая, но после многочисленных проверок и правок с ее созданием можно справиться. А вот в разработке первой страницы требуется креативность и художественный вкус, что может стать своего рода помехой и создать дополнительный сложности. Однако, если вас сложности только больше увлекают, тогда все в порядке.

    • Еще раз пересмотрите тему. Что может относиться к этой теме? Например, вы разрабатываете программку для детектива. Что с этим может быть связано? Составьте список со всем имеющим непосредственное отношение к сюжету детективной пьесы. Вначале, действуйте методом мозгового штурма, и записывайте все, что придет вам на ум. Например, как сейчас это сделаю я, запишу на бумаге следующие слова – город, описание криминального случая, полицейские, фотоаппарат, фетровая шляпа, газеты. Вы думаете, что я бы мог добавить в этот, на первый взгляд абсурдный список, еще и слово корова? А вот и нет. Первая страница обложки должна отражать суть пьесы, а корова не наведет зрителей на мысль, что пьеса будет детективного жанра.
    • Откройте графическую программу. Создайте новое изображение размером: 612 x 792. Выберите белый фон и создайте новый прозрачный слой.
    • Дизайн. Итак, вы прониклись темой, и уже готовы творить над созданием обложки. Не тяните, сразу же приступайте к делу. Дизайн обложки должен быть изысканным, красивым и запоминающимся. Пусть она будет притягивающим взгляды и захватывающей дыхание одновременно! Здесь вы можете полностью положиться на свое художественное виденье и вкус. Я не буду вас учить, как это делать. Вы можете спросить совета друга, при желании, не плохо, если это будет художник. Единственное, не забыть оставить немного свободного места для нужной информации.
    • Создайте новый текстовый слой. Нужно сразу сделать заголовок. На любой обложке всегда присутствует название, и в отличие от предыдущих страниц, оно совсем не обязательно должно быть расположено вверху. Текст названия должен быть крупным, выделен жирным шрифтом, и безусловно привлекать внимание. Ведь это название пьесы! Это должно быть самым ярким словом во всей программке.
    • Создайте новый текстовый слой. В него мы добавим также необходимую информацию. Здесь фон должен быть гораздо проще, чем у всех предыдущих страниц, и шрифт меньше, чем у заголовков. В новом слое будет размещена информация следующего характера: «Режиссер…», «Автор сценария…», «В главных ролях..».
    • Вам также, возможно, придется расположить здесь дополнительные сведенья о спектакле, например, такие как – дата и время проведения спектакля, и название театра, где она состоится. Вероятно, такие моменты вам следует обсудить с кем-то из руководства, занимающегося вопросами по проведению спектакля, если вы считаете, что лучше будет, если на обложке не публиковать этих данных. Поскольку это программка, то подобная информация вовсе не обязательна.
    • Сохраните страницу в формате программы-редакторе (Например, у GIMP – .xcf).
    • Сохраните страницу повторно в нужном вам формате (.jpg, .gif, .png, и т.д.).
    • Ну вот, обложка готова!
  6. Если вы используете готовые изображения: Воспользуйтесь Getty Images. Это безопасный способ получить изображения хорошего качества. Вы можете, конечно, опуститься до кражи авторских изображений. Но гораздо разумней и безопасней использовать специальное приложение, такое как Getty Images. (Примечание: Google не блокирует изображения заимствованные с других ресурсов. Даже не надейтесь на это.)
  7. Немного суеверия лично от меня: Не говорите «страница с актерским составом» до начала пьесы.
  8. Если вы используете более затейливое название для списка актеров и ваш список составлен без особого порядка и продуманной последовательности под таким заголовком всегда можно сделать примечание, что это список актеров или исполняющих ролей.
  9. Если вы используете кисти для рисования в редакторе: Воспользуйтесь приложением deviantART. Оно бесплатное, абсолютно безопасное, и в нем огромное количество качественных кистей. Только не забудьте разархивировать кисти после загрузки в папку с кистями вашей программы редактора. ;]
  10. Предупреждения

  • Использование авторских материалов без согласия автора – противозаконно! Стоит ли такого риска ошеломляющее изображение на вашей театральной программке?

Изготовление афиши - очень ответственная часть подготовки спектакля, в ней в сжатой форме можно рассказать, что ждет зрителей, заинтересовать, и, в то же время, афиша не должна раскрывать все секреты будущего действа, таить в себе некую интригу.

Наверняка вы видели много афиш в окружающей жизни, какие - то вам нравились, мимо каких-то вы проходили мимо. Афишу нужно сделать такой интересной, чтобы ее хотелось прочитать, поэтому главное создании афиши - тщательно продуманное содержание. Укажите название спектакля, фамилии занятых в нем актеров и его краткий анонс. Конечно, афиша должна быть достаточно большого размера, с крупным шрифтом, чтобы информация, отраженная на ней, легко воспринималась. Хорошо, если на афише будет нарисован фрагмент будущего спектакля, это заинтересует зрителей.

Также на афише обязательно должно быть написано время и место будущего спектакля.

Пригласительный билет можно купить в магазине или скачать с интернета и распечатать, но ведь вашим зрителям будет гораздо приятнее получить открытку, сделанную собственными руками.

Приглашение должно быть оформлено таким образом, чтобы у приглашённого моментально создалось ощущение предстоящего творческого чуда, даже если сам спектакль состоится только через две недели.

В приглашении обязательно указывается фамилия и имя приглашенного и название спектакля. Далее указывается точное число и день недели, на которое назначен праздник, время начала представления. Если человек еще ни разу не был у вас, то в приглашении следует указать точный адрес. Пригласительный билет может быть не на одного человека, а на целый коллектив - например, школьный класс или группа детского сада.
Пригласительный билет должен быть красочным, ярким, оригинальным.

Что останется зрителю после посещения , кроме впечатлений? Конечно, билет и . С билета посещение театра начинается, изучением программки - заканчивается.

Конечно, первое, на что следует обратить внимание - оформление. Рекомендуем использовать различные вариации на тему стандартного листка А4, сложенного вдвое-втрое вдоль или поперек, выполненные в типографии, но иногда можно придумать что-нибудь поинтереснее.

В проектировании программки есть несколько подходов - и стандартная "обложка" с вкладышем, соответствующим конкретному спектаклю, и "персональные" программки.
Прежде всего - о "действующих лицах и исполнителях". По сути все понятно, по форме - возможно несколько вариантов. Как это обычно делается? Слева - "действующее лицо", справа - "исполнитель" (иногда и наоборот), один или несколько, если несколько, отмечено, какой играет.
Есть еще некоторые моменты, которые можно указать в программке - продолжительность спектакля, возраст участников, информация о том, когда состоялась премьера. Какие-то сведения об авторах пьесы и спектакля, о самой пьесе могут расширить впечатление о спектакле и даже частично сформировать его.

Можно так же включить в программку общий текст о школе, в которой работает ваш театральный коллектив, с информацией о новых спектаклях (хотя зачастую он один на весь учебный год). Иногда включают в программку отзывы о спектакле, что может послужить хорошим поводом для дискуссии.

Документ сопровождает человека с самых первых минут жизни. Это уникальное изобретение человека, которое дает возможность зафиксировать все знания, накопленные человечеством (мысли), на материальном носителе. Документ охватывает все сферы бытия, обязателен для них и выполняет важнейшие функции - социальную, правовую, финансовую, культурологическую и др. Общая теория документа, рассматривающая ключевые вопросы - признаки, свойства, составляющие, функции любого документа представляет документологию.

Театральная программа рассматривается как вид документа в соответствии с теоретическими положениями, подробно изложенными в работе Юрия Николаевича Столярова «Документология: учебное пособие».

Составляющие театральной программы

Любая наука оперирует громадным количеством изучаемых объектов, поэтому нуждается в упорядочении этих объектов, т.е. в классификации. Документология не является исключением, тем более что, исходя из определения понятия «документ», имеет дело с бесконечным массивом данных, требующих классификации по конкретным признакам - составляющим.

Каждый документ в документологии рассматривается в совокупности следующих составляющих:

Номинативная;

Семантивная;

Сигнативная;

Синтактивная;

Перцептивная;

Темпоральная;

Материальная;

Прагмативная.

Одной из важнейших составляющих документа является номинативная - от латинского nomina - имя, название. Термин «программа» состоит из греческих слов: про - прежде и графо - пишу. Прежде пишу о том, что должно быть исполнено в концерте, спектакле, балете, другими словами объявление. Театральная программа содержит запись действия, которое произойдет в театре. Это своеобразный путеводитель для зрителя, пришедшего в театр.

Номинативная составляющая тесно взаимосвязана с семантивной , которая выражает информационную сущность документа. Сема́нтика (от др.-греч. σημαντικός — обозначающий) — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка. Для чего создана театральная программа и какую информацию она содержит - ответ на эти вопросы связан именно с семантивной составляющей. С момента своего появления театральная программа содержала сведения о представлении: когда и где будет иметь место указанное в программе событие. Программа являлась посредником между актерами и зрителем, ее содержание составляли сведения об авторе, режиссере, сценографе, художнике, актерах, создающих спектакль.

Применительно к театральной программе можно сказать, что ее смысловое значение состоит в объявлении и обозначении по именам составляющих театрального действия. С этой точки зрения семантивная составляющая театральной программы перекликается с номинативной составляющей, также означающей объявление.

Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля - режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя сведения и об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей. Все фамилии авторов спектакля и актеров сопровождаются их званиями и титулами (например, «народный артист РСФСР», «лауреат Государственной премии» и т.д.). Заключает программу фамилия помощника режиссера - человека, ответственного за техническое проведение спектакля.

В программу могут быть включены и дополнительные сведения: дата премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля, краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).

Программы балетных и оперных спектаклей включают в себя либретто - краткое содержание спектакля. Программы цирковых представлений и концертов содержат фамилии постановочной группы всего сценического действия, перечень номеров и фамилии исполнителей (с указанием их званий и титулов).

Рассматривая театральную программу в основных аспектах семантивной составляющей, следует отметить, что с точки зрения содержания театральная программа представляет собой область театрального искусства, а более узко -тему спектакля (например: история, война, любовь); с точки зрения целевого назначения - эстетическое сопереживание; с точки зрения зрительского назначения она предназначена для зрителей, пришедших в театр.

Театральная программа представляет собой записанный текст, следовательно, по сигнативной (знаковой) составляющей она относится к символьному иконографическому документу, так как содержит символы - буквы. Текст программы может быть записан на разных языках, т.е. применяются параллельно разные знаковые системы. Так, в современных театральных программах текст может быть на русском и английском языках. В XYIII веке программы представлений с участием гастрольных трупп содержали текст на русском и итальянском или немецком языках в зависимости от труппы.

В середине XIX века в программе появляются новые символьные знаки -профессиональные театры размещают на программах свои эмблемы, являющиеся символами театра. Сегодня театральные программы всех театров и концертных залов содержат свои эмблемы и оформляются каждый в своей цветовой гамме. Так, программы Большого театра имеют цвет слоновой кости, Мариинский театр печатает программы салатового цвета, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко - бело-синий и т.д. Программы одних театров имеют неизменное оформление обложки для всех своих спектаклей (Большой театр, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, МХТ им.Чехова). Другие для каждого спектакля печатают свою обложку, тематически связанную с содержанием спектакля. В первом случае программку можно рассматривать как символ театра, во втором - как символ спектакля.

Любой документ создается с целью передачи информации, представленной в нем, в пространстве и во времени. Театральная программа адресована зрителю и, с точки зрения восприятия зрителем - перцептивной составляющей, - относится к антроподокументу. Знаковая система, с помощью которой записана информация в программе, создана человеком и распознается человеком. Для распознавания знаков человек использует зрение, что позволяет отнести театральную программу к видеодокументу. Однако с развитием компьютерных технологий появляется театральная программа электронная - электронный документ или технодокумент, в отличие от нонэлектронной программы. Такого рода театральные программы размещаются на сайтах театров, они представляют собой сильно упрощённую электронную версию нонэлектронной программы. Электронная программа абсолютно лишена эстетической, художественной функции, содержит только информацию о действующих лицах и исполнителях.

Синтактивная (от греческого слова «синтаксис» - составление, построение, порядок) составляющая документа определяет его построение, взаиморасположение составных частей.

Театральная программа к началу XX века приобрела устоявшуюся форму построения текста, которая используется во всех театрах и концертных залах. Эта форма тесно связана с семантивной составляющей и непосредственно выражает содержание документа. Название программы, как правило выделяется необычным шрифтом и располагается на первой странице. Это можно назвать титульным листом театральной программы. По аналогии с титулом книги внизу программы указывается место представления и год - выходные сведения. В надзаголовочных данных указывается название театра или концертной организации, размещается эмблема. На развороте программы (вторая и третья страницы) указываются действующие лица и исполнители в два столбца. Эта часть программы неизменна для всех разновидностей зрелищных представлений - драматический театр, балет, опера, цирковое представление, концерт классической или эстрадной музыки и т.д. Если программа дополняется сведениями о режиссере, актерах, истории создания спектакля, то эта информация располагается после перечня действующих лиц. Последняя страница программы содержит выпускные данные - тираж, типографию, в последнее десятилетие XX века появились указания спонсоров театра или постановки.

В зависимости от содержания театрального представления театральная программа различается по форме представления информации: цветность, иллюстративность программы, использование различных шрифтов. Программа исполнения Шестой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде (рис.1) отличается строгостью исполнения - четкий черно-белый шрифт на белом листе программы считывается как символ стойкости и мужества ленинградцев во время войны. Иллюстрации здесь излишни, на титульном листе только посвящение Д.Шостаковича родному городу - Ленинграду. Синтактивная составляющая программы концерта передает содержание исполняемой музыки, выражая таким образом тесную связь с семантивной составляющей.

Рис.1. Программа исполнения Шестой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде

Совершенно иной характер имеет программа спектакля Российского Академического Молодёжного театра «Инь и Янь». Она полноцветная, выполнена в традиции восточной графики (рис.2). Стиль шрифта напоминает иероглифы, вводя зрителя еще до начала действия в атмосферу спектакля, в котором интрига строится вокруг китайской реликвии.

Рис. 2. Программа спектакля РАМТ "Инь и Янь"

Театральные программы к каждому спектаклю Российского Академического Молодежного Театра - РАМТа (рис.3) неповторимы по оформлению (синтактивная составляющая) и отражают содержание (семантивная составляющая) спектакля. Так, в спектакле «Ничья длится мгновение» шахматная партия в латвийском гетто между заключенным и надзирателем ставит героя перед выбором - выиграть и остаться в живых, но все дети будут уничтожены, либо проиграть и погибнуть, спасая детей. Программа выполнена в виде шахматной доски, по которой прошла трещина, сместив черные квадраты - так жизнь людей оказывается на разломе. На программе к спектаклю «Портрет» по произведению Николая Васильевича Гоголя перед нами роскошные рамы картин и весь спектакль построен с использованием рамы, в которую герой себя заключает на протяжении всего действия различным способом. Программа к спектаклю Николая Эрдмана «Самоубийца» выполнена в другой цветовой гамме, символизирующей борьбу маленького человека с самим собой и попытку вырваться из порочного круга, в который он сам себя загнал - чёрные указующие персты на программке заключают согбенную фигурку в круг.

Рис.3. Программы к спектаклям РАМТ

Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой для создания атмосферы спектакля по песням Булата Окуджавы использовал картину Нико Пиросмани «Ишачий мост» (рис. 4). Зритель ощущает аромат Грузии и слышит грузинские песни еще до начала спектакля, только взглянув на программку. Можно сказать, что синтактивная составляющая программки (оформление) через перцептивную (зрение, внутренний слух, обоняние) передает зрителю содержание - семантивную составляющую.

Рис.4. Программа спекталя "Капли датского короля" Театра музыки и поэзии п/р Е. Камбуровой

Темпоральная составляющая характеризует театральную программу во временном отношении. Она позволяет зафиксировать информацию о конкретном событии, произошедшем в конкретное время в конкретном месте. Во время театрального представления программа предоставляет зрителю информацию, необходимую для зрителя и интересующую его именно в данный момент. В таком случае для зрителя программа является актуальным документом. Однако, после окончания представления программа теряет свою актуальность, так как зритель больше не нуждается в путеводителе, поскольку путь уже пройден. Можно сказать, что театральная программа устаревает в свой день рождения. С другой стороны, театральная программа приобретает историческую, мемориальную функцию - отражает факт состоявшегося спектакля, концерта, что является бесценной информацией для историков театра.

Строгой закономерности в исполнении спектаклей в театре нет, поэтому театральная программа - спорадический документ, который издается по мере необходимости и не имеет четкой периодичности.

Все перечисленные выше составляющие отражают сущность театральной программы с точки зрения информации, определяют ее информационную функцию. Исходя из определения понятия «документ» эта информация должна быть зафиксирована на материальном носителе, поэтому необходимо рассмотреть материальную составляющую театральной программы.

В качестве материала для театральной программы в основном используется бумага самых разных видов. Это может быть тонкая матовая или глянцевая бумага, тонкий картон - матовый или глянцевый, применяется покрытие лаком. В конце XYIII века театральные копиисты расписывали программки каллиграфическим почерком на шёлке для особ императорской фамилии, что иллюстрирует III закон документологии о сопряжённости информации и носителя , возможности разместить одну и ту же информацию на разных носителях.

По конструктивной форме программы могут быть выполнены в различных вариантах. Как правило, используется лист, диплома. Но могут быть и сложные нестандартные конструктивные формы. Так, РАМТ к спектаклю «Цветы для Элджернона» выполнил программу нестандартного ассиметричного размера с вырезом - рис.5. Синтактивная составляющая данной программы также отличается необычностью - текст разорван на части и располагается в разных направлениях.

Рис. 5. Программа спектакля "Цветы для Элджернона" РАМТ

Нестандартную конструкцию использовал и театр им. Вахтангова к спектаклю «Берег женщин». В спектакле пластическим языком рассказана судьба женщин во время войны. Рассказ каждой героини озвучен песнями Марлен Дитрих, в вырезе программки мы видим ее фотографию (рис.6).

Рис. 6. Программа спектакля "Берег женщин" театра им. Вахтангова

В театре им. Вахтангова есть очень интересное решение для программки к спектаклю по роману Пушкина «Евгений Онегин» (рис.7), где используется конструкция стопы. Программка выполнена в виде почтового конверта, в который вложено письмо Татьяны и визитные карточки всех действующих лиц с указанием исполнителей. Письмо Татьяны выполнено с использованием конструкции гармоника. Почтовый конверт выполняет функцию титульного листа - мы видим эмблему театра, название театра и название спектакля. Стилистика текста, используемого в программе (синтактивная сотставляющая), отсылает нас в XIX век, во времена А.С.Пушкина.

Рис.7. Программы к спектаклю по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Таким образом в одной программке использованы четыре конструкции - в качестве обложки выступает конверт, действующие лица и исполнители указаны на визитках, то есть лист, вместе они образуют стопу, а для отрывка из романа (письмо Татьяны) используется гармоника.

Одним из эффектных приемов оформления документа является вырубка. Программа театра им. Вахтангова к спектаклю «Безумный день, или Женитьба Фигаро» использует такой способ, размещая профиль основателя театра Евгения Вахтангова на первой странице обложки (рис.8).

Рис.8. Программа театра им. Вахтангова к спектаклю «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Прагмативная составляющая документа связана с его бытованием во внешней среде, свидетельствует о взаимоотношении документа с внешними по отношению к нему факторами. Театральная программа для зрителя, пришедшего в театр, является ценным документом, несущим информацию, требуемую в данный момент. В этом отношении программе присуща актуальность, так как она заключает в себе сведения о конкретном спектакле. С другой стороны, если спектакль не премьерный, то есть уже состоялся ранее, то новизна в программе отсутствует. По сфере применения театральную программу можно рассматривать как художественный, информационный документ, обладающий эстетической значимостью. По форме собственности театральная программа может быть частной (если это предмет коллекции частного лица), коллективной (если программа находится в коллекции музея). По режиму доступа программа имеет неограниченный доступ, любой пришедший в театр зритель может ее приобрести.

Эволюция театральной программы

Театральная программа прошла все этапы эволюции, свойственные любому другому документу.

Прообраз театральной программы - устные объявления - существовал в дописьменную эпоху. С появлением письменности в Древнем мире театральная программа приобрела характер письменных и рисованных объявлений. Дальнейшее развитие письменности и появление печатного станка в эпоху Гутенберга ознаменовало следующий этап развития - появление печатной шрифтовой программы. Совершенствование технологий печати, изобретение ксилографии и хромолитографии позволило создавать иллюстрированные театральные программы, что со временем привело к проявлению в этом документе в большой степени художественной функции. При этом информационная функция театральной программы оставалась главной как для непосредственного участника театрального представления, так и для последующих поколений зрителей. Для первых она представляла актуальный документ, в то время как для вторых на первый план выступала историческая функция, позволяющая изучить и понять историю развития театрального искусства.

Развитие компьютерных технологий привело к появлению театральной программы - электронного документа. Этот вид программы полностью теряет художественную функцию, срок жизни такого документа уменьшается до нескольких дней, так как на следующий день после спектакля документ исчезает с электронного носителя - сайта театра. Информационная составляющая, также как и художественная, остаётся только в нонэлектронном варианте программы.

Со временем мемориальная функция театральной программы приобретает всё большее значение, и она становится музейным документом, предметом коллекционирования. Собрание таких документов хранится в музеях театрального искусства, в частности в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве и в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.

Театральная программа представлена в фондах Российской Государственной библиотеки, Российской Национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки искусств, к сожалению, очень незначительно. Это театральные программы конца XIX - начала XX в. Более поздние программы, представляющие интерес с точки зрения синтактивной (художественное исполнение) и семантивной (репертуар театров, актеры) составляющих незаслуженно не привлекают внимание отделов комплектования библиотек, тем самым лишая читателя возможности изучения истории театра.

Список литературы

1. Столяров Ю.Н. Документология: учебное пособие / Ю.Н. Столяров; Московский государственный университет культуры и искусств; Орловский государственный институт искусств и культуры. - Орёл: Горизонт, 2013.-370 с.

Сведения об авторе

Елена Оттовна Захарьянц, обучающийся ВБК,

Пояснительная записка

Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом – плачет, смеётся, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и плодотворно жить. Это будущее – наши дети…

Они взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить смогут, если мы сегодня поможем развиться из способностям и талантам. Талантливые люди – главное богатство общества. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Искусство призвано помочь развить в нём это качество. Работа над художественным словом в театральной студии, сценическая игра, встречи с интересными людьми, актёрами, посещение театра – всё это будет способствовать формированию творческой личности, самовыражению, приобретению навыков публичного поведения, решению характерологических конфликтов, снятию психологического напряжения.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.

Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка,

обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

    Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

    Основная образовательная программа ООО МБОУ «Полевской лицей»;

    Программы формирования универсальных учебных действий;

    Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва

    Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 года, рег.№19993.

Цель: Формирование творческой индивидуальности обучающихся

    Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость

    Формировать умения и навыки сценической культуры поведения

    Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства

    Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию

    Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива

Организационные условия реализации программы

Программа составлена на 70 часов (2 часа в неделю), рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся 5 классов. В студию принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований, по заявлению родителей.

Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами:

    принцип системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении)

    принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям)

    принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся)

    принцип коллективизма (способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу)

    принцип междисциплинарной интеграции (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)

    принцип креативности (предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности)

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

    групповые

  • индивидуальное и проблемное обучение

    педагогика сотрудничества

Реализации этих технологий помогают следующие формы:

    Теоретические и практические занятия

    Индивидуальные, групповые, коллективные

    Театральные игры

  • Тренинги

    Экскурсии в театр

    Спектакли

    Праздники

    Репродуктивный

    Иллюстративный

    Проблемный

    Эвристический

    Наблюдение

    Упражнение

    Поощрение

    Объяснение

    Личный пример

На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек.

Материально-техническое обеспечение

    Компьютер

    Проектор

    МД и СД– диски

    Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок

    Элементы костюмов для создания образов

    Сценический грим

Ожидаемые результаты

К концу года занятий обучающиеся:

Имеют понятие:

    О театре и его видах

    Об элементарных технических средствах сцены

    Об оформлении сцены

    О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

    Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

    Образно мыслить

    Концентрировать внимание

    Ощущать себя в сценическом пространстве

Приобретают навыки:

    Общения с партнером

    Элементарного актёрского мастерства

    Образного восприятия окружающего мира

    Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

    Коллективного творчества

Учебно-тематический план

Дата планируемая

фактическая

Тема занятия

Количество часов

Примечания

Вводное занятие. Знакомство с коллективом, программой студии, правилами поведения, с инструкциями противопожарной безопасности

Основы театральной культуры (6 часов)

Понятие о театре. Виды театра. Отличие театра от других видов искусства. Зарождение театра.

Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…»

Оформление и технические средства сцены. Русский театр.

Культура поведения на сцене и в зрительном зале

Экскурсия в театр кукол.

Культура и техника речи (14 часов)

Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор. Упражнения «Дышим правильно» , «Паровоз»

Работа над органами артикуляции и знакомство с нормами орфоэпии. Речевая гимнастика «Скороговорки», «Памятник пословице»

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. Игра «Сочини анонимку!

Работа над дикцией. Игры «Подбери рифму», «Сочини сказку»

Работа над дикцией. Игры «Сочини рассказ «Жизнь замечательных вещей», «Сочини рассказ про одну букву»

Работа над дикцией и развитием внимательности. Игры со словами «Логориф», «Отгадай слово!», «Летает, не летает!»

Игры со словами, развивающие связную образную речь: «Сочини акростих», «Сочини метаграмму», «Сочини анаграмму», «Разгадай анаграмму»

Работа со словом и умением мыслить нестандартно. Игра «Новый характер у старой сказки»

Сценические этюды на воображение: «Необычная декламация», «Необычный гимн»

Освоение предлагаемых сценических заданий. Игра «Рекламный ролик»

Освоение предлагаемых сценических заданий. Игра «Фестиваль одной песни»

Освоение предлагаемых обстоятельств. Игра «Киножанры»

Освоение сценического пространства. Игры «Звукоподражатели»

Работа над образом. Игра «Войди в образ».

Ритмопластика (10 часов)

Тренировка ритмичности движений. Игры «Походка», «Превращение»

Совершенствование осанки и походки. Ритмическая игра «Я правильно двигаюсь»

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени»

Пластические упражнения «Производственная гимнастика», «Бодибилдинг»

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Игры «Знакомство», «Зеркало»

Развитие наблюдательности. Сценические этюды «Два дела одновременно», «Муки творчества».

Театральный тренинг. Игры «Звукооператор», «Театральный режиссер»

Обыгрывание элементов костюмов. Игра «Войди в образ»

Имитация поведения животного. Игра «Великие укротители»

Работа над координацией движений. Игра «Очередь». Упражнения для развития гибкости

Театральная игра (39 часов)

Знакомство со сценарием сказок «Колобок», «Теремок», «Золотой ключик». Обмен впечатлениями.

Пересказ детьми сюжета пьес с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция). Выразительное чтение сказок по ролям. Деление на логические отрывки.

Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над образом, обсуждение героев, их характеров, внешности.

Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

Индивидуальная подготовка главных исполнителей

Подбор музыки. Разучивание песен и танцев

Коллективное изготовление декораций, костюмов.

Репетиция спектакля «Колобок»

Премьера спектакля

Праздник первого спектакля. Анализ выступления.

Репетиция спектакля «Теремок»

Генеральная репетиция. Оформление сцены.

Подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления

Премьера спектакля

Анализ выступления.

Репетиция спектакля «Золотой ключик»

Генеральная репетиция. Оформление сцены.

Подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления

Премьера спектакля

Анализ выступления.

Использованная литература

    Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

    Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

    Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.

    Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

    Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

    Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.

    Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.

Теневой театр в детском саду своими руками

Театр теней своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс. Изготовление методического пособия своими руками

Тема занятия : Мастер-класс. Теневой театр
Автор : Суховецкая Оксана Александровна, воспитатель логопедической группы Центра развития ребенка – детский сад № 300 «Рябинушка», г. Новосибирск.

Описание материала : В этом мастер-классе вы познакомитесь с тем, как сделать теневой театр. Теневой театр – поможет детям в увлекательной форме познакомиться с театром, проявить свою фантазию, развивать речевую активность. Данное методическое пособие будет полезно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, а так же для детей школьного возраста, педагогов и родителей. Пособие можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой. А мастер-класс поможет это пособие подготовить.

Материал : для создания театра нам потребуется:
- ширма готовая (либо ее можно изготовить самостоятельно, подробно на этом останавливаться не буду);
- ткань: белая (можно использовать кальку), цветная на кулисы;
- нитки в тон ткани;
- лента вилькро (липа)
- трубочки для коктейля;
- палочки для барбекю (большие);
- хольнитены (заклепки);
- крепления для электропроводов;
- крючки швейные.

Инструменты для работы
:
- молоток;
- гвозди;
- канцелярский нож (резак);
- дырокол для ремня;
- ножницы;
- пресс для люверсов;
- шило;
- клей-пистолет;
- линейка;
- карандаш/ручка;
- супер-клей «Момент»;
- швейная машина.
Результат мастер-класса помогает :
Стимулировать детей и их инициативу в театрализованной деятельности.
Развивать фантазию, творческие способности развивать артикуляционный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу.

«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравтсвенности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…»
(Б.М.Теплов)


«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях эмоциональную отзывчивость, интеллектуальность, развиваем коммуникативные навыки детей, артистизм, речевую активность.

В повседневной жизни детского сада, педагоги используют различные виды театров: бибабо, пальчиковые, настольные, плоскостные (фланелеграф или магнитная доска), марионеточный, книжка-театр, театр масок и др.

Я же хочу рассказать и показать, как сделать сложный и в то же время очень интересный теневой театр.

Театр теней – древний театр. С незапамятных времен показывают теневые картины в Индии, Китае, на Яве и в Турции на улице ночью при света масляной лампы.

Реквизит , который требуется для этого театра: источник света (например, налобный фонарик, настольная лампа, фильмоскоп), ширма с белым экраном, куклы-силуэты на палочках.

На первом этапе работы для изготовления силуэтов нам необходимо следующее: канцелярский нож (резак), ножницы, дырокол для ремня, пресс для люверсов, хольнитены (заклепки)


Силуэты можно подготовить на компьютере или нарисовать самим. Я идеи силуэтов нашла в Интернете, распечатала на принтере на обычных листах А4



Затем распечатанные силуэты наклеиваем на бумагу черного цвета. Я сразу подготовила силуэты персонажей и декораций.


Теперь эти силуэты нужно вырезать. Мелкие внутренние детали вырезаем с помощью канцелярского ножа, сами силуэты вырезаем ножницами.


Чтобы силуэты не гнулись, я их заламинировала. Если такой возможности нет, можно использовать плотный картон для жесткости фигур.


Следующий шаг – уже заламинированные двусторонние силуэты вырезать.


Поскольку мне очень хотелось, чтобы персонажи (силуэты) имели подвижные элементы(например, могли идти) я сделала для силуэтов отдельные элементы: руки, лапы, ноги.
Чтобы привести их в движение, детали необходимо скрепить определенным образом. Для скрепления подойдет и проволока, и нитки с узелками на кончиках. Но мне хотелось некоторого изящества, что ли. Поэтому я соединяла детали с помощью ременного дырокола и хольнитенов (заклепок).


Дыроколом для ремня я пробила ровные дырки в местах скрепления, подобрав диаметр такой, чтобы заклепки не вылетали и имели свободный ход. Предварительно, в местах скрепления шилом намечала точки, выравнивая лапы, чтобы в дальнейшем они не перекашивались. Затем прессом для люверсов соединяла заклепки (данный пресс подошел по размеру к заклепкам).



Теперь нужно закрепить на фигурках палочки, за которые их будут держать кукловоды. Мне важно, чтобы театр был компактный. Поэтому, палочки у меня будут съемные. Палочки, за которые будут водить силуэты – это палочки для барбекю. Деревянные, округлой формы.. Подбираем к этим палочкам по размеру трубочки для коктейля с гофрой. Очень важно, чтобы палочки в трубочках не болтались, а сидели очень плотно. И нужен нам для закрепления =- клей-пистолет.


Ножницами отрезаем у трубочки часть с гофрой (гармошкой), оставляя негофрированные кончики по 1,5 см


С помощью клеющего пистолета закреплю трубочки на силуэтах. Есть два варианта крепления: горизонтальное (с гофрой) см.на волке; вертикальное (просто кусочек трубочки 2 см) см. на поросенке.


Чтобы понять в дальнейшем, какие крепления будут вам удобны, вставьте палочки в трубочки.


Попробуйте силуэты поводить, поиграйте ими. Мне в принципе, оба крепления понравились. При этом я поняла, для каких силуэтов я буду использовать только вертикальное крепление, а для каких использую горизонтальное.


Фигуры-силуэты готовы. Теперь займемся декорациями. Мы основу уже подготовили, когда наклеили силуэты декораций на черную бумагу, вырезали, заламинировали и еще раз вырезали. Теперь нам необходимо укрепить силуэты и заодно сделать систему крепления к ширме. К силуэтам приклеиваем палочки для барбекю на клей-пистолет заостренным концом книзу.



Чтоы полноценно воспользоваться нашими подготовленными силуэтами, приведем в готовность ширму. К моему счастью, у нас на группе оказалась такая ширма.


Основные конструктивные изменения мы внесем внутри ширмы


Нам потребуются несложные инструменты:


На нижней планке окна разметим места для пластиковых креплений.


Закрепим гвоздями пластиковые крепления (эти крепления обычно используют в электрики, для фиксации проводов к стенам), заодно примерим, как будут входить палочки от декораций. Крепления должны быть зафиксированы жестко, не болтаться, иначе все наши декорации не будут располагаться правильно.


На верхнюю планку окна с помощью супер-клея «Момент» закрепим швейные крючки. Они нам нужны для размещения на них таких декораций, как облака, солнце, месяц, птицы. Под крючками крепим ленту вилькро (липу). Лучше закрепить на мебельный стиплер, чтобы не оторвалась.


На нижнюю планку над креплениями для декораций, так же зафиксируем ленту вилькро.


С внешней стороны все это даже смотрится интересно. Универсальность проведенных манипуляций в том, что все эти крепления можно использовать не только для теневого театра, но и для разыгрывания любого другого кукольного спектакля.



На ленту вилькро мы будем крепить белый экран. Экран сделаем из отреза бязи белого цвета. С помощью сантиметровой ленты отмерим ширину и высоту окна. (вместо ткани можно использовать кальку, к сожалению, она менее надежна)


Выкроим кусок прямоугольной формы, аккуратно обработаем края. На верх и низ пришьем ленту вилькро – вторую ее половину.


Теперь экран можно поместить на ширму. Он будет держаться на ленте вилькро в натянутом состоянии.



Мне внешне ширма показалась теперь скучной. Поэтому решила ее преобразить. Занавес-шторки украсят наш театр.


Сошьем ламбрекен из узкой прямоугольной полоски ткани. Ламбрекен закроет верхнюю перекладину окна.



Из прямоугольников с обработанными краями получится занавес из двух частей. Обе части по бокам можно собрать. Можно сделать съемную фибулу, чтобы занавес мог полностью закрывать окно или быть открытым беспрепятственно.
Самоклеющейся пленкой в тон нашему занавесу, я обклеила нижнюю часть ширмы.


Для сравнения: что было и что стало


Наш театр почти готов к показу спектакля. Осталось установить необходимый свет и пригласить актеров со зрителями.

Чтобы зрители могли увидеть спектакль, нам понадобится два источника света. В качестве источника света выступят обычные налобные фонарики. Они безопасны и легки в использовании.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные