Защитник Отечества – кто он? Детям о защитниках Отечества: познавательное видео для занятий

У многих людей существует очень серьезное заблуждение, которое становится очевидным благодаря именно этому торжественному событию. С Днем защитника Отечества в школах и семьях взрослые поздравляют мальчиков как будущих воинов, будущих защитников страны, потому что существует распространенное мнение: 23 февраля – "день всех мужчин". Произносят высокопарные слова о патриотизме и считают, что их задача выполнена. Все патриотическое воспитание школьников сводится к нескольким беседам и мероприятиям. И порой очень формальным. А какие непоправимые ошибки допускаются в этом воспитательном процессе! И результат налицо. Кого мы воспитали? Для многих ли школьников понятия Отечество, Родина, патриот, защитник Отечества наделены Смыслом?

Давайте подумаем, кто же такой на самом деле защитник Отечества и что же он защищает ? Какой образ Отечества сформирован в сознании современного молодого поколения? Понятие «Защитник Отечества» имеет очень широкий смысл. И может мы кому-то откроем секрет, но возрастных границ у этого понятия не существует . Ведь это не только солдат, умеющий держать оружие и поставленный защищать границы своей страны. И, между прочем, от того, какой смысл он вкладывает в понятие "Мое Отечество", зависит качество его службы.

Так что же такое Отечество? И может ли мальчик, защитивший слабого от хулигана, собаку от живодера, дерево от поджигателя, оказавший помощь другому, считаться защитником Отечества? А всякий ли мужчина может называться Мужчиной, достаточно ли ему для этого только отметки «МУЖ» в паспорте? И может ли он быть защитником Отечества?
Когда разберемся с первым вопросом, на остальные ответы станут очевидными.

Под Отечеством принято понимать страну предков (отцов) человека, отчизну, Родину. Отечество... Это и природа, и человек, и существующие порядки и традиции, и культурное наследие, и многое-многое другое. Все это Отечество. Одно из лучших толкований этого термина принадлежит известному русскому писателю М.Е.Салтыкову-Щедрину: "Отечество - тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но коего прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной" .

Г.В.Державин писал: "Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество" . Настоящий человек независимо от возраста и пола это делает в силу своих возможностей и способностей. Мальчик, уступивший в транспорте место старшему, убедивший прохожего поднять брошенный окурок, посадивший дерево у себя во дворе, - тоже защитник Отечества, как и пограничник. И то, и другое одинаково важно. И без того, и без другого Отечества быть не может .

Так что и как будет защищать тот солдат, о котором мы говорили ранее, если у него нет чести, совести, не развито чувство долга и ответственности? Настоящий защитник Отечества будет защищать ценности, принципы жизни и нравственного поведения, основанные на бережном отношении к природе, к своей стране, к родителям и друзьям, к другим людям (знакомым и незнакомым). Он будет защищать традиции и все то наследие, которое оставили ему родители. Наследие наших предков – это то, чем мы гордимся, то, что позволяет человеку (к сожалению, не каждому) оставаться Человеком. Защитник этих нравственных принципов, этого наследия и может называться защитником Отечества, настоящим патриотом своей страны.

В статьях и очень доступно и на примерах показано, как можно воспитать у молодых чувство патриотизма и как убедить ребят в том, что патриотом быть жизненно необходимо . И как охарактеризовать человека, любящего Россию .
А для большей убедительности можно привести очень точные и удивительно современные сегодня высказывания великого Гоголя из его письма к другу с заголовком "Нужно любить Россию".

"...Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком еще отдаленное ее предвестие. Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей..." .

Со школьниками, особенно старшеклассниками, взрослым бывает довольно трудно вести беседу на патриотическую тему. Ребята задают порой каверзные вопросы. Например, такой: Как можно любить такое Отечество, А.С.Пушкин, например, свое Отечество презирал?
Здесь имеется в виду его высказывание в письме к П.А.Вяземскому от 27 мая 1826 года: "...Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство" .

Все становится на свои места, когда ребятам сначала разъясняется, что поэт под отечеством подразумевал существующие на тот момент порядки и недостатки, ругал их, презирал, старался исправить; а затем приводятся высказывания самого же Пушкина, свидетельствующие о его истинном патриотизме. Вот они.

1. "...я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал... Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко..." (из письма к П.Я.Чаадаеву 19 октября 1836 года).

2. "Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам" (из стихотворения "Два чувства дивно близки нам").

И позвольте напомнить вам, друзья, что патриотическое воспитание школьников строится с учетом их возрастных и психологических особенностей и начинается с воспитания отзывчивости, чувства товарищества, уважения к старшим, бережного отношения к окружающему миру. Но воспитывать патриотов должны истинные патриоты . Дети и подростки очень хорошо чувствуют фальшь и лукавство. А настоящие патриоты – это те люди, которые не задумываются о своем патриотизме, а просто честно трудятся, выполняют свой долг и делают все возможное, чтобы их Отечество процветало. "Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов" (Шарль Луи де Монтескьё)

Мы очень надеемся , дорогие учителя, воспитатели, родители, что вы обязательно обсудите все то, что нашло отклик в ваших сердцах после нашего с вами общения: кто со школьниками на классном часе, кто на родительском собрании, а кто со своим ребенком в семье за чашкой чая.

В следующей статье вы обязательно найдете подарок ко Дню защитника Отечества – новую историю о приключениях Вовки и его друзей. И этот увлекательный рассказ, возможно, поможет многим из вас в воспитательной работе с детьми и подростками.

У этого праздника раньше было другое название — День Советской Армии, а сейчас этот праздник называется Днём защитника отечества. 23 февраля мы поздравляем наших пап, братьев, дедушек, всех тех, кто служил или служит в рядах нашей доблестной армии. История этого праздника начинается в феврале 1918 года, когда была создана Красная Армия, которая защищала наше государство от кайзеровской Германии. 18 февраля 1918 года австро-германские и турецкие войска, нарушив перемирие, вторглись на нашу территорию. Советское правительство обратилось к народу с лозунгом «Социалистическое отечество в опасности!», и 23 февраля 1918 года в Петрограде (нынешний Санкт-Петербург) был проведён день Красной Армии под лозунгом защиты социалистического Отечества от германских войск. Красная Армия разбила врагов под Нарвой и Псковом, и день первой победы стал днём её рождения. Начав с победы, она с той поры не раз громила врагов нашей Родины, и не было ни одного захватчика, который бы не почувствовал на себе силу её оружия. Позднее армия стала называться Советской, а затем — Российской, а 23 февраля в нашей стране стал ежегодным праздником — Днём Советской Армии и Военно-Морского Флота. После распада СССР праздник был переименован в День защитника отечества.

Сегодня Российская армия — это вооружённые силы нашей Родины, которые защищают её независимость и свободу. Само слово «армия» произошло от латинского «арма» — «оружие», и наши доблестные сухопутные, военно-воздушные, ракетные войска, военно-морской флот и войска противовоздушной обороны оснащены самыми современными военными машинами, ракетами, автоматами, самолётами и танками.

Армия есть у каждой страны. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военные. Несмотря на внешние различия, все военные выполняют одну общую задачу — защищают наше Отечество. В этом им помогает современная техника, которой оснащена наша армия, — танки, бронетранспортёры, ракеты, вездеходы, пушки, миномёты, корабли, компьютеры. Военные следят за этой современной техникой, держат её в порядке и постоянно проводят на ней учения.

Какие Бывают военные?

Танкисты — военные, которые служат на танках.

Военные моряки — служат на громадных военных кораблях.

Ракетчики — отлично разбираются в ракетной технике и готовы защитить нашу страну в любой войне.

Военные лётчики — летают на военных самолётах и вертолётах.

Пограничники — охраняют наши границы от врагов.

Артиллеристы — отлично разбираются во всех видах оружия, стреляют из огромных пушек и миномётов.

Морская пехота — это военные, которые атакуют врага с моря.

Подводники — охраняют наши границы на подводных лодках.

Десантники — умеют обезвредить любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом и водят военные машины.

Строительные войска — строят мосты и готовят взлётные полосы для самолётов. Сапёры — находят и обезвреживают мины, расставленные врагом. Военные медики — лечат военных.

У всех военных существуют свои праздники: например, в сентябре у танкистов, в июле — у военных моряков, в августе — у военных лётчиков.

Военный — очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины. Многие мальчики мечтают стать военными. О военных написано много книг и снято много интересных кинофильмов.

Профессию военную

Мы знаем не одну.

Всегда нужны военные,

Чтоб защищать страну.

Стоят на страже лётчики,

Сапёры, пограничники,

Танкисты, пулемётчики,

Ракетчики, зенитчики.

И не представить даже,

Как служба их важна.

Пока они на страже —

Спокойно спит страна.

Над кораблём российский флаг.

На корабле стоит моряк.

Он знает, что всегда должны

Быть под его охраной

Границы водные страны,

Моря и океаны!

На гусеницах танк пройдёт

Везде, как вездеход.

Ствол орудийный впереди,

Танкист сидит внутри.

Танк прочной защищён бронёй,

Готов он встретить бой!

Снаряд ракетный наведёт

Ракетчик очень точно.

Ракета прямо попадёт

В намеченную точку.

Всегда в бою боялся враг

«Катюши» яростных атак!

Поднимет лётчик в облака

Свою стальную птицу.

Мы знаем, что всегда крепка

Воздушная граница!

Скажи-ка, дядя, ведь неплохо,

Что у тебя племяшка» - кроха!

Сегодня праздник разных дядь

И дяди моего.

Сегодня дядю не узнать,

У дяди торжество.

Пометку сделал я в тетради,

Что праздник в феврале у дяди.

Открытку дядюшке отправлю

И с праздником его поздравлю!

И пограничник защитит

Все рубежи страны.

Врагу границы не пройти,

Не развязать войны!

Артиллерист стрелять готов

Из пушек, минометов.

И отобьёт удар врагов

Артиллеристов рота!

Морские пехотинцы,

Те служат на судах,

На крейсерах, эсминцах —

Военных кораблях.

И экипаж всегда готов

К захвату вражеских судов!

Вот дивная картина:

Красиво субмарина

Выходит из глубин,

Как будто бы дельфин!

Подводники здесь служат,

И если обнаружат

Границы нарушенье,

То нет врагу спасенья!

Десантники, как птицы,

Парят на парашютах

И могут опуститься

С небес за две минуты!

Десантники отважны

И в форме камуфляжной

Прочешут лес тенистый,

Врага поймают быстро!

Военные строители

Мост строят, если надо,

Чтоб полк солдат решительных

Прошёл через преграду.

Полк реку перейдёт, овраг,

Строители потом

Мост разбирают, чтобы враг

Не завладел мостом!

Враг был повержен, побеждён

Бежит он от сраженья.

Но много мин расставил он

В полях при отступленье.

Проходит с техникой сапёр,

Он обезвредит поле.

Не будет взрывов с этих пор,

Ни бед, ни слёз, ни боли!

Танкист у вражеских высот

Был ранен утром рано.

Военный врач его спасёт

И перевяжет раны!

Врач извлечёт из ран танкиста

Все острые осколки

И скажет: «Поправляйся быстро!

Живи, братишка, долго!»

С мамой мы поздравим вместе

Папу с днём армейской чести,

Ведь защитник он у нас

Каждый день и каждый час!

Папа мой — защитник смелый,

Добрый, сильный и умелый.

С кем я делаю скворечник?

Только с папочкой, конечно!

И уроки сделать сможем

С папой, умным и хорошим.

В праздник мужества и чести

Папу поздравляю!

И пятёрок — сто иль двести

Твёрдо обещаю!

Почему солдаты отдают честь?

Что такое «отдать честь»? Это значит выразить уважение человеку, высшему по званию.

Установлен, что это делалось разными способами в разное время.

Приветствие в той или иной форме всегда существовало у всех народов. Формы приветствия были разными: поклоны, вставания, вставания на колени, падение ничком на землю, различные жесты руками. Военное приветствие, которое принято в армии, — прикладывание правой руки к козырьку фуражки — появилось совсем недавно.

В конце XVIII века младшие офицеры приветствовали старших, а солдаты отдавали честь офицерам тем, что снимали головной убор. Гражданские люди до сих пор раскланиваются таким образом друг с другом в знак уважения. Эта традиция, вероятно, берёт начало с тех времён, когда рыцарь должен был поднимать забрало или снимать шлем перед лордом. Поднимать руку в приветствии вместо того, чтобы снимать шляпу, имело практическое значение. Поскольку солдаты поджигали фитили мушкетов, то их руки пачкались сажей. А грязными руками снимать головной убор значило привести его в негодность. Поэтому к концу XVIII века честь стали отдавать простым поднятием руки.































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • уточнять и расширять знания учащихся о празднике День защитника Отечества;
  • развивать интерес к истории Отечества, к истории родного края, наблюдательность, любознательность;
  • воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.

Оборудование: презентация.

Ученик 1. (Приложение 1 Слайд 1)

Дата есть особого значенья
Сыновей отважных день рождения.
Весь народ российский в эту дату
Шлет привет матросу и солдату.

Учитель. О каком празднике говорится в стихотворении?

Ученик 2. (Приложение 1 Слайд 2)

Праздник всех солдат наших –
Вот что значит этот день!
День защитников отважных
Да и просто всех парней!
Ведь любой из них мечтает
Защитить детей, семью,
Покорить хоть что-то в мире
И найти свою судьбу!

Учитель. Когда отмечается День защитника Отечества?

Ученик 3. (Приложение 1 Слайд 3)

23 февраля – День Российской Армии!
Вверх орудия палят, всех салютом балуют.
Шлют они от всей страны благодарность воинам,
Что живем мы без войны, мирно и спокойно.

Дед мой в армии служил. У отца – награды.
Вот и я давно решил, что пойду в солдаты!
Знаю, надо подрасти...Нужно стать взрослее...
Но ведь я себя вести по-мужски умею!

Защищаю во дворе маленьких и слабых
И справляю в феврале День Армейской славы.
Я сумел бы выполнять, как солдат, задания.
Попрошу меня принять в армию заранее!
(Татьяна Бокова)

Ученик 4. (Приложение 1 Слайд 4)

Это было в феврале восемнадцатого года. Республике Советов шел всего четвертый месяц. На Петроград надвигались германские войска. Утром 23 февраля 1918 года под древним городом Псковом закипел первый бой. И в честь первых побед Красной Армии над противниками революции в феврале 1918 г. и был установлен этот праздник. На протяжении нескольких десятилетий его отмечали как день рождения Красной Армии.

До 1991 г. этот праздник назывался День Советской Армии и Военно-Морского флота.

Сегодня 23 февраля – День защитника Отечества – посвящен тем, кто когда-то в бою отстаивал свободу своей Родины и погибал за нее, тем. Кто сейчас охраняет наши рубежи, и тем, кому еще предстоит стать защитником Отечества.

Звучит мелодия песни “По долинам и по взгорьям...”

Учитель. (Приложение 1 Слайды 5-6)

Много побед одержала Красная Армия в период Гражданской войны. Много героев того периода знает наша страна. Так у нас в Оренбуржье немало “чапаевских адресатов”. В.И.Чапаев был полным кавалером высшей солдатской награды, полным Георгиевским кавалером. В Бузулуке памятной доской отмечено здание, где располагался штаб 25-й дивизии, которой и командовал Чапаев.

Ученик 5. Есть у нас в Оренбурге улица Чапаева. Легендарный начдив заслужил эту честь, ведь прославленная 25-я дивизия воевала с белыми в западном Оренбуржье. А сын Василия Ивановича Александр вспоминал, что впервые солдатскую шинель он надел в Оренбурге, что в 1942 году, отозванный с фронта, он формировал в основном из оренбуржцев свой артиллерийский полк, о боевых подвигах которого писала во время войны “Правда”.

Звучит песня “Священная война”.

Учитель. (Приложение 1 Слайд 7)

Ученик 6. (Приложение 1 Слайд 8)

Две старых фотографии, два деда,
Со стен как будто смотрят на меня.
Один погиб почти перед победой,
Другой пропал в немецких лагерях.

Один дошел до самого Берлина,
В апреле сорок пятого – убит.
Другой пропал без вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.

Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но с одной судьбой.
Со старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдали жизнь за нас с тобой.

И в этот день Защитника Отчизны,
Героев павших будем вспоминать.
Они за нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли Отчизну защищать.
(Юрий Шмидт)

Учитель. (Приложение 1 Слайд 9)

Наши земляки сражались на всех фронта Великой Отечественной войны. И наш город рассказывает о своих Героях именами улиц. Так одна из улиц Северного округа, в котором мы живём, носит имя Александра Ильича Родимцева , советского военачальника, генерал - полковника, дважды Героя Советского Союза.

Ученик 7. Рассказывает о А.И.Родимцеве. (Приложение 2)

Учитель. (Приложение 1 Слайд 10)

В Сталинградской битве и в сражении на Курской дуге отличился оренбуржец, выпускник нашего зенитного училища Алексей Брыкин , удостоенный звания Героя Советского Союза, и сейчас в нашем городе тоже есть улица его имени.

Ученик 8. Рассказывает о А.А.Брыкине. (Приложение 2)

Учитель. (Приложение 1 Слайд 11)

Одна из красивейших улиц нашего города носит имя летчика Героя Советского Союза Шамиля Абдрашитова .

Ученик 9. Рассказывает о Ш.М. Абдрашитове. (Приложение 2)

Учитель. (Приложение 1 Слайд 12)

Улица Юркина названа в честь Героя Советского Союза пехотинца Бориса Юркина , совершившего подвиг при освобождении Белоруссии.

Ученик 10. Рассказывает о подвиге Б.И. Юркина. (Приложение 2)

Учитель. (Приложение 1 Слайд 13)

Улица Лабужского названа в честь погибшего в битве за Берлин Героя Советского Союза сапера Степана Лабужского .

Ученик 11. Рассказывает о С.П.Лабужском. (Приложение 2)

Учитель. (Приложение 1 Слайды 14-15)

За месяц до подвига Александра Морозова закрыл своим телом амбразуру дота наш земляк кавалерист Тимофей Курочкин , и о Герое Советского Союза тоже напоминает уличная табличка.

Ученик 12. Рассказывает о подвиге Т.П.Курочкина. (Приложение 2)

Учитель. (Приложение 1 Слайды 16-18)

Героями Советского Союза стали 220 выпускников Оренбургской школы пилотов, а 10 летчиков удостоены этого звания дважды.30 выпускников училища совершили воздушные тараны. И среди них Екатерина Зеленко – единственная в мире женщина, которая пошла на такой подвиг.

Ученик 13. Рассказывает о Екатерине Зеленко. (Приложение 2)

Ученик 14. (Приложение 1 Слайд 19)


Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
(М. Владимов)

Учитель. Среди героев Оренбургской области есть не только люди, участники военных сражений в Великой отечественной войне, но и люди, совершившие свои подвиги в Афганистане и Чечне.

Звучит мелодия афганской песни.

Учитель. (Приложение 1 Слайды 20-21)

Более 25 лет прошло со дня вывода из Афганистана советских военных частей. Многие солдаты пали смертью героя, выполняя интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан. 16 человек стали Героями Советского Союза, 2 – Героями России, 11 из них – посмертно. Среди них и наш земляк Герой Советского Союза Александров Вячеслав Александрович.

Ученик 15. Рассказывает о нашем земляке Герое Советского Союза Александрове В. А. (Приложение 2)

Учитель. (Приложение 1 Слайд 22)

Мужество, смекалка, воля –вот вечные составляющие подвигов всех времён.Все эти качества в полной мере проявил в бою в Грозном Мустафин Раис Рауфович. Он по праву удостоен звания Героя Российской Федерации.

О подвиге своего отца рассказывает ученица нашего класса Мустафина Рената. (Приложение 2)

(Приложение 1 Слайд 23)

Ученик 16.

За давностью лет не забыты
Страницы листов наградных.
Везде они ищут по свету
Былых адресатов своих.

Героев не двое, не трое...
И строки приказов звучат.
Награды находят героев –
Герои не ищут наград!

Ученик 17.

В седых переулках Арбата,
В заснеженных далях страны
Живут ветераны-солдаты
Никем не забытой войны.

Мы в прошлое дверь приоткроем,
Там строки приказов звучат.
Награды находят героев –
Герои не ищут наград.

Ученик 18.

Вручают их детям и внукам
За Родину павших бойцов.
Берут их в надежные руки
И нет утешительных слов.

Порой неизвестна могила,
Но строки приказов звучат.
Награды находят героев –
Герои не ищут наград!
(М.Садовский)

Учитель. С каждым днём растёт мощь и сила нашей Армии. Днём и ночью стоят на страже наших рубежей люди в военной форме, охраняя покой российских людей. Вот они военные профессии. (Стихи Натальи Ивановой “Военные профессии”)

Ученик 19. Моряк (Приложение 1 Слайд 24)

На мачте наш трехцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днем, и ночью быть должны
Под бдительной охраной!

Ученик 20. Танкист (Приложение 1 Слайд 25)

Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдет
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищен броней
И сможет встретить бой!

Ученик 21. Летчик (Приложение 1 Слайд 26)

Он металлическую птицу
Поднимет в облака.
Теперь воздушная граница
Надежна и крепка!

Ученик 22. Подводник (Приложение 1 Слайд 27)

Вот дивная картина –
Выходит из глубин
Стальная субмарина,
Как будто бы дельфин!
Подводники в ней служат –
Они и там, и тут
Под водной гладью кружат.
Границу берегут!

Ученик 23. Десантник (Приложение 1 Слайд 28)

Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут темный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага.

Ученик 24. Сапер (Приложение 1 Слайд 29)

Давно закончилась война,
Но след оставила она –
Бывает. Среди грядок
Закопаны снаряды.

И с техникой придет сапер,
Чтоб обезвредить поле.
Не будет взрывов с этих пор,
Беды, и слез, и боли!

Ученик 25. Военный врач (Приложение 1 Слайд 30)

Солдат у вражеских высот
Был ранен утром рано.
Отважный военврач спасет,
Он перевяжет раны!

Врач извлечет из ран солдата
Два небольших осколка
И скажет: “Унывать не надо!
Живи, братишка, долго!”

Учитель. (Приложение 1 Слайд 31)

В дисциплинированной, профессиональной армии наша страна нуждается до сих пор. Поэтому каждый год объявляется призыв в армию, где ребята получают военные знания, воспитывают в себе смелость, отвагу, терпение, любовь к Родине, становятся защитниками Отечества. А дети мечтают, чтоб без войны все в мире жить могли.

Дети исполняют песню “Несовместимы дети и война” слова М.Садовского, музыка О. Хромушина.

Классный час-беседа в начальной школе о защитниках Отечества.

Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область

“Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории” В.М. Васнецов
Назначение: классный час-беседа будет полезен широкому кругу читателей: воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, родителям и просто любознательным людям.
Цель: расширение кругозора обучающихся об истории своей Родины, становлении и развитии русской армии, русского государства.
Задачи:
1.Закрепить представления детей о том, кто такие защитники Отечества.
2.Познакомить обучающихся с историей русских воинов, русского офицерства.
3.Развивать речь детей, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.
4.Содействовать патриотическому воспитанию обучающихся, любви к Родине, интереса к истории родной страны, ее лучших представителей.
Предварительная работа: беседа о Родине, о воинах, рассматривание иллюстраций, картин о защитниках Отечества, чтение художественной литературы, загадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками, рассматривание предметных картинок о родах войск.
Ученик:
Ничего нет лучше, краше
Милой родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом.
Слава им бойцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Учитель:
Дорогие ребята! Прекрасна наша родная земля. Она дарит нам хлеб и воду из родников. Мы любуемся её красотой. Но защитить себя она не может. Поэтому защита родной земли – обязанность всех, кто ест её хлеб и пьет воду, любуется её красотой. Это очень высокое звание – Защитник Родины! Люди веками помнят имена отважных воинов. Наш классный час сегодня посвящен знаменательной дате: 23-го февраля мы отмечаем День защитника Отечества. В этот день мы вспоминаем и поздравляем всех защитников нашей Родины: прошлых, настоящих и будущих. Сегодня я приглашаю вас совершить небольшую экскурсию в прошлое, “полистать страницы” истории, узнать, какие они, защитники земли русской?
История возникновения праздника День защитника Отечества
День защитника Отчества отмечается 23 февраля уже почти 100 лет!
Изначально, 23 февраля праздновался как день рождения Красной Армии в честь победы под Нарвой и Псковом над немецкими войсками.
Позднее день 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник – День Советской Армии и Военно-Морского Флота.
После распада СССР 23 февраля было переименовано в День защитника Отечества.
История Дня защитника Отечества – неотъемлемая часть истории нашей страны. Этот настоящий праздник настоящих мужчин, которые в любой момент готовы встать грудью на защиту своей Родины. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. Любит и ценит наш народ российских воинов. Защитники Отечества - это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов.
В давние - давние времена, в Древней Руси стояли на страже нашей родины очень сильные люди-богатыри. Это выносливые и храбрые люди. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.
-Каких богатырей Древней Руси вы знаете?
(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка…)


Кому служили русские богатыри? (Князьям)
Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Княжеское войско называлось дружиной. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя. Для дружинников война была профессией, привычным ремеслом. Княжеская дружина по любому зову князя приезжала к нему. Численность княжеской дружины, как правило, не превышала десяти тысяч человек.


С древнейших времен русские воины славились своим боевым искусством, храбростью, силой и самоотверженностью. Войско славян было хорошо вооруженным, грозным и дисциплинированным.


В вооружении у воина для рукопашного боя была секира, булава, меч, копье, палица, топор, нож и другое оружие. Из метательного и стрелкового оружия – лук, дротик, самострел и т.д. Воина защищала боевая броня. Это кольчуга – железная рубаха, сделанная из металлических колец, а поверх кольчуги знатные воины носили доспехи или панцирь, изготовленный из цельных металлических пластин. Мощные хорошо обученные кони тоже имели свою броню: налобники, нагрудники. Князя в бою охраняла дружина из самых профессиональных воинов. Как правило, войском командовал князь или воевода.
Великие князья Руси


Александр Ярославич Невский (ок. 1220 – 1263 гг.) - полководец, князь в 20 лет он разгромил шведских завоевателей на реке Неве (1240 г.), а в 22 – немецких «псов–рыцарей» в ходе Ледового побоища (1242 г.)


Дмитрий Донской (1350 – 1389 гг.) – полководец, князь.


Под его руководством была одержана величайшая победа на Куликовом поле (1380 г.) над полчищами хана Мамая, которая явилась важным этапом освобождения Руси и других народов Восточной Европы от монголо-татарского ига.
Первых представителей регулярных войск на Руси именовали стрельцы.


Изначально, древнее славянское слово «стрельцы» обозначало лучников, являвшихся важной частью любого средневекового войска.Первое постоянное войско на Руси появилось 1 октября 1550 года при Иване Грозном. Сначала стрельцы набирались из свободного посадского и сельского населения. В дальнейшем их служба стала пожизненной и наследственной. Московские стрельцы охраняли Кремль, несли караульную службу, принимали участие в военных действиях. На вооружении стрелецкого войска были пищали, бердыши, полупики, клинковое оружие -сабли и шпаги, которое носили на поясной портупее.
При царе Петре Первом появилась в России мощная регулярная, то есть постоянная армия.


В связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные кавалерийские полки. Создатель регулярной российской армии Петр I терпеливо и настойчиво призывал своих воинов все помыслы и действия подчинять одному – благополучию России и служению государству.
” Разве может быть героем человек, который воюет ради собственной славы, а не для обороны Отечества?” - спрашивал Петр I.


Перед развернутыми боевыми штандартами воины клялись “Отчизне служить верно, послушно, во всем поступаться так, как честному, верному, храброму солдату быть надлежит”. На протяжении всей истории России передовые офицеры бескорыстно служили Отчизне. Мы вправе гордиться ратной доблестью русских воинов. Память о наших предках, их делах и свершениях должна жить в сердцах людей.


Пётр I – русский царь, выдающийся полководец. Является основателем российской регулярной армии и военного флота. Он проявил высокие организаторские способности и талант полководца в ходе Азовских походов (1695 – 1696 гг.), в Северной войне (1700 – 1721 гг.) во время Персидского похода (1722 – 1723 гг.) Под непосредственным руководством Петра в знаменитой Полтавской битве (1709 г.) были разгромлены и пленены войска шведского короля Карла XII.
Александр Данилович Меньшиков (1673 - 1729 гг.) – светлейший князь, сподвижник Петра I. Генералисимус морских и сухопутных войск.Участник Северной войны со шведами, сражения под Полтавой.


Великие полководцы времен правления Екатерины Великой .


Участник русско-шведской войны, Семилетней войны. Наиболее крупные победы были им одержаны в ходе первой русско-турецкой войны (1768 – 1774 гг.), особенно в битвах при Рябой могиле, Ларге и Кагуле и многих других боях. Турецкая армия была разгромлена. Румянцев стал первым кавалером ордена Святого Георгия I степени и получил титул Задунайского.
Александр Васильевич Суворов (1729-1800 гг.)


Светлейший князь Италийский, граф Рымникский, граф Священной Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, гранд Сардинского королевства и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских и многих иностранных военных орденов, вручавшихся в то время. Ни разу ни в одном из данных им сражений не потерпел поражения. Более того, почти во всех этих случаях он убедительно побеждал при численном превосходстве неприятеля. Он взял штурмом неприступную крепость Измаил, разгромил турок при Рымнике, Фокшанах, Кинбурне и т. д. Итальянский поход 1799 г. и победы над французами, бессмертный переход через Альпы был венцом его полководческого искусства.
Великие полководцы XIX-XX веков
Фёдор Фёдорович Ушаков (1745-1817 гг.) - выдающийся русский флотоводец, адмирал.


Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
Он заложил основы новой морской тактики, основал Черноморский военный флот, талантливо руководил им, одержав ряд замечательных побед на Черном и Средиземном морях: в Керченском морском сражении, в сражениях у Тендры, Калиакриии и др. Знаменательной победой Ушакова было взятие острова Корфу в феврале 1799 г., где успешно использовались комбинированные действия кораблей и сухопутного десанта. Адмирал Ушаков провел 40 морских сражений. И все они завершились блестящими победами. В народе его называли «Флотским Суворовым».
Михаил Илларионович Кутузов (1745 – 1813 гг.) - прославленный русский полководец, генерал-фельдмаршал, светлейший князь.


Герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия. Воевал против турок, татар, поляков, французов в различных должностях, в том числе Главнокомандующим армиями и войсками. Образовал не существовавшую в русской армии легкую конницу и пехоту.
Михаил Богданович Барклай де Толли (1761-1818 гг.) – князь, выдающийся российский полководец, генерал-фельдмаршал, военный министр, герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия.


Командовал всей русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812 года, после чего был замещён М. И. Кутузовым. В заграничном походе русской армии 1813-1814 годов командовал объединённой русско-прусской армией в составе Богемской армии австрийского фельдмаршала Шварценберга.
Пётр Иванович Багратион (1769-1812 гг.) – князь, российский генерал от инфантерии, герой Отечественной войны 1812 года.


Князь Багратион - потомок грузинского царского дома Багратионов. Ветвь карталинских князей Багратионов (предков Петра Ивановича) была внесена в число российско-княжеских родов 4 октября 1803 года при утверждении императором Александром I седьмой части «Общего гербовника».


Шло время. В России свергли царя. На смену царской армии пришла Красная Гвардия. Принято было считать, что 23 февраля 1918 года отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии. В 1922 году эта дата была официально объявлена как «День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии и День рождения Красной Армии».


Советская Армия до февраля 1946 года называлась Рабоче-Крестьянская Красная Армия. С 1946 года 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник - День Советской Армии и Военно-Морского Флота.


Вооружённые Силы Союза Советских Социалистических Республик - были предназначены для защиты советского народа, свободы и независимости Советского Союза. К середине 1980-х годов Вооружённые Силы Союза были крупнейшими в мире по численности.
В многолетней героической истории Советской Армии и Военно-морского флота количество исторических побед и подвигов не знает своего точного числа. В годы Великой Отечественной войны, в жестокой битве с немецким фашизмом, Советская Армия смогла отстоять свободу и независимость нашей Родины, спасла мировую цивилизацию от фашистского варварства, оказала мощную поддержку освободительной борьбе соседских и европейских народов ценой миллионов жизней и изломанных судеб советского народа.
Георгий Константинович Жуков (1896-1974 гг.) - советский полководец. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В послевоенные годы получил народное прозвище «Маршал Победы». Министр обороны СССР.


Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968 гг.) - выдающийся советский военачальник, Маршал Советского Союза, маршал Польши. Дважды Герой Советского Союза.

Ирина Казарова
Беседа ко Дню защитника Отечества «История российской армии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Солнышко»

Беседа ко Дню Защитника Отечества «История Российской Армии » .

Выполнила воспитатель :

Казарова Ирина Васильевна

р. п. Тонкино 2018г.

Задачи :

1. Расширять представление детей об армии , о родах войск, о защитниках Отечества . Познакомить детей с военной техникой.

2. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию . Воспитывать желание быть похожими на сильных российских воинов .

3. Развивать память, воображение.

Ход беседы.

Ребята, 23Февраля наш народ отмечает праздник День защитника Отечества . А кто такие защитники Отечества ?

(Солдаты, которые защищают Отечество .)

А как вы думаете, почему право стать защитниками Отечества дается именно мужчинам? Действительно, мужчины сильные, выносливые, мужественные. С древнейших времен именно мужчины брали на себя ответственность за семью : они строили жилище, добывали пищу, сражались с врагами.

А что такое Отечество ? (Это Родина.) Вслушивайтесь в эти слова - «Отец» и «Отечество » . Как они похожи! Защитники Отечества – это воины , то есть солдаты, которые защищают наше Отечество , нашу Родину от врагов. А еще Родина значит родная как папа и мама.

Родина - место, где мы родились, страна в которой мы живем. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине :

Нет земли краше, чем Родина наша!

Одна у человека мать - одна Родина.

Жить - Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Человек без родины - что соловей без песни.

Береги Родину как зеницу ока.

На чужой стороне родина милей вдвойне.

Ребята, как вы думаете, один солдат может защитить Отечество ?

(Нет, нужно много солдат.)

Совершенно верно, не зря сказано : - Один, в поле не воин. А когда много солдат – это армия . У каждого народа, в каждой стране есть своя армия . В России тоже есть армия , и она не раз защищала свой народ от захватчиков.

Давным-давно, еще в начале прошлого века, на нашу страну напали германские войска. После революции в России уже не было императора. Новой стране нужна была новая армия , которая бы защищали нашу Родину от германских захватчиков.

И вот, в 1918 году указом правительства была создана Красная Армия . А чтобы поддержать дух воинов, 23 февраля постановили праздновать день рождения Красной Армии .

Шли годы. Менялась жизнь. Наша страна пережила величайшую трагедию – вторую мировую войну. Смело и отважно боролись наши воины, освобождая свою Отчизну. Трудно было. Многие голодали, не было достаточно оружия. На защиту Отечества встали все : от мала до велика. Но мы выстояли! Победа осталась за нами! И в 1946 году нашу армию переименовали в Советскую. А праздник 23 феврали стали называть "Днем Советской Армии и военно-морского флота".

Прошло еще полвека. Мощное государство под названием СССР перестало существовать. Бывшие республики отделились от России , желая стать независимыми. Но российская армия по-прежнему сильна . По-прежнему на защите нашего государства стоят мужественные воины. И в 1995 году Государственная Дума приняла закон "О днях воинской славы". Теперь праздник 23 февраля мы называем "Днем Защитника Отечества ".

Мы гордимся нашими защитниками , которые охраняют наш покой в мирное время. Также с годами менялась и традиции. Если сначала с ним поздравляли только военных и ветеранов войн, постепенно сложилось так, что стали поздравлять всех мужчин. Ведь каждый мужчина, будь он морским офицером или программистом , милиционером, ученым или водителем – он защитник своего Отечества , он всегда встанет на защиту своей Родины .

Давайте вспомним, какие же войска существуют в современной российской армии ?

Загадки :

1. Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте,

Жду заветный тот приказ,

Защищать , чтоб с неба вас! (Летчик)

2. Он границу охраняет,

Чужака не пропускает,

И все время смотрит в оба,

А порядок был бы чтобы. (Пограничник)

3. У нас есть «Тополь» , «Тополь-М» ,

Не Флоре служим мы совсем.

Стоим на страже мы страны,

Чтоб больше не было войны. (Ракетчики)

4. Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется. (Танкистом )

5. Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота -

Ждет тебя, солдат,. (Пехота)

Какие бы сложные времена ни переживала Россия , как в прошлом, так и в настоящем, для солдата ее интересы превыше всего. Защитник Отечества – это вечный часовой, который никогда и ни при каких обстоятельствах не имеет права покинуть свой пост. Нельзя забывать и о том, что войсковое товарищество и единство необходимы для успешного развития военного дела и для всеобщего процветания Российской державы . И сегодня Российская Армия надежно защищает свою страну от всех врагов, охраняет бесценное достояние мира.

День защитника Отечества – праздник всенародный. Дома, в детском саду, школе – везде в этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил или служит сейчас или будет служить делу защиты Отечества .

Российский воин бережет

Родной страны покой и славу.

Он на посту и наш народ

Гордится армией по праву .

Спокойно дети пусть растут

В российской солнечной Отчизне .

Он охраняет мир и труд,

Прекрасный труд во имя жизни.

Хочется добавить, что дети в годы Великой Отечественной войны перенесли тяжелейшие страдания. Страдали они не меньше взрослых; дети, подростки вместе с взрослыми боролись с захватчиками, защищали свою Родину . Они внесли свой весомый вклад в победу над фашизмом, проявили героизм и мужество; проанализировав собранный материал о детях в годы Великой Отечественной войны , мы убедились в том, что образ жизни и поведение детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалым мужеством и стойкостью.

Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется. «Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку - это были чернила. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу.

Еще, ребята, хочется познакомить и показать вам немного военной техники в картинках.

Зенитно-ракетный комплекс – помогает сражаться с воздушными и космическими войсками. Может быть разных видов.

Военный корабль – на нем во время войны перевозятся снаряды и топливо. Корабли, которые перевозят солдат, называются десантными.

Военный корабль картинка

Авианосец. Это военный корабль, перевозящий самолеты-истребители.

Военный вертолет – перевозит солдат и грузы.

Бронетранспортер – предназначен для транспортировки военных; при необходимости может стрелять из бортовых орудий.

Бронемашина – выполняет те же задачи, что бронетранспортер.

Боевая машина пехоты – еще одно средство перевозки солдат.

Атомная подводная лодка – главное оружие морского флота.

Танк. Главная угроза для всех сухопутных войск.

Стратегическая ракетная установка (ракетная пусковая установка) . Предназначена для перевозки и пуска ракет.

Самоходная пушка – главный помощник танков и пехоты в бою.

Истребитель – самолет, который уничтожает противника в воздухе.

Примечание

(Даже поверхностное знакомство с разными видами военной техники поможет расширить кругозор ребятишек и разбудить в них желание узнать больше о военной науке. Поэтому изображающие военные машины картинки для детей разного возраста будут очень полезны.)



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные