Что такое вокал? Вокал. Выбор своего стиля. Виды и классификация вокального исполнения

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

Первым музыкальным инструментом в истории человечества стал его голос: люди научились петь и слагать тексты песен задолго до появления инструментов. Творчество певца – одно из древнейших видов искусства. Песни превращались в инструмент выражения боли и радости, горя и счастья, ожидания и тоски, вызывая у слушателей аналогичные чувства. Постепенно искусство пения трансформировалось в отдельную сферу культуры, имеющую этнические особенности. Отечественная вокальная школа занимает важнейшее место в истории развития мирового музыкального искусства и продолжает повышать культурный уровень регионов и стран.

Условия поступления

В настоящее время исполнение песен является неотъемлемой частью как элитарной, так и массовой культуры, а профессия концертно-камерного певца или артиста является желанной и популярной. Многих манит интересная жизнь, высокие гонорары и известность. Между тем мало кто задумывается, насколько тернист путь к славе. Но если же вы твердо решили встать на путь этой творческой профессии, тогда необходимо закончить курс обучения в вузе, причем требования к абитуриентам будут достаточно высоки. В качестве вступительных экзаменов необходимо сдать следующие дисциплины:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • история или обществознание (на выбор вуза);
  • иностранный язык (по требования вуза).

В зависимости от требований конкретного учебного заведения вам предложат либо пройти собеседование, либо сдать творческий экзамен. Именно он покажет наличие или отсутствие творческих способностей и таланта. Именно от этого испытания будет зависеть зачисление на обучение.

Будущая профессия

Музыкальное искусство не стоит на месте – оно постоянно трансформируется и эволюционирует. Шаблонность исполнительской манеры осталась в прошлом. На сегодняшней сцене аудитория хочет видеть, слышать и чувствовать разные характеры и образы, испытывать подлинные переживания и эмоции.

Современный артист должен поистине стать виртуозом перевоплощения манеры исполнения в зависимости от содержания музыкального произведения. Музыканту требуется максимально полно прочувствовать и передать слушателю характер, мысли и эмоции персонажа музыкального дискурса, воздействовать на слушателя, вызывая в нем ответную реакцию.

Куда поступать

При наличии таланта, и желания попробовать добиться известности на выбранном поприще, получить образование по данному профилю можно в консерваториях и музыкальных вузах, например:

  • Институт Современного Искусства;
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина;
  • Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова;
  • Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке;
  • Государственная академия славянской культуры.

Сроки обучения

Срок обучения на очной форме составляет 4 года.

Изучаемые дисциплины

Помимо музыкальных талантов, артистизма, умения перевоплощаться и вживаться в образ, успешность будущего музыканта зависит от его теоретического багажа, который включает следующие дисциплины:

Приобретаемые навыки

Данное направление обучения требует не только знаний специальных дисциплин, но и ряда личных качеств:

  • отсутствие боязни публики и камер,
  • литературные способности,
  • безупречную артикуляцию,
  • музыкально-хореографических навыков.

Выпускники направления «Вокальное искусство» могут следующее:

  1. Исполнять сольные концертные программы, включающие музыкальные произведения различных стилей, жанров, эпох.
  2. Выступать в качестве артиста оркестра и ансамбля, исполнять камерные вокальные произведения.
  3. Петь и читать с листа вокальные партии.
  4. Сочинять фрагменты и пьесы на разнообразные музыкальные темы.
  5. Создавать индивидуальные художественные интерпретации музыкальных произведений.
  6. Использовать фортепиано и другие музыкальные инструменты в процессе работы над вокальным репертуаром.

Перспективы трудоустройства по профессии

Как уже отмечалось, лишь небольшой процент выпускников музыкальных вузов добиваются признания публики. Но это не значит, что выпускники направления не смогут найти достойную работу. Обычно начинающие музыканты развивают свою карьеру с участия в постановках музыкальных театров. Заработная плата в этом случае невелика, расценки зависят от престижности самого театра и количества постановок, в которых задействован артист.

В зависимости от платежеспособности учреждения оплата труда может составлять от 500 до 5000 руб. в день.

Кроме того, выпускники вуза могут успешно занимать должности:

  • арт-менеджера,
  • артиста хора и ансамбля,
  • артиста музыкального театра,
  • артиста театра оперетты,
  • музыкального журналиста,
  • музыкального редактора,
  • музыкального критика,
  • концертно-камерного певца,
  • педагога вокала,
  • организатора массовых мероприятий.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Успешность деятельности музыканта требует постоянного самосовершенствования, чему способствует продолжение обучения в магистратуре. Во время учебы будущий магистр формирует профессиональные навыки, а также изучает различные аспекты вокальной техники. Написание магистерского исследования позволяет реализовать себя в педагогической и научной деятельности.

Вокальное искусство — вид музыкального исполнения, основанный на мастерстве владения певческим голосом. Пение - важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувства, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека. Но артистическое пение, как академическое, так и эстрадное, требует технических знаний, упражнений, метода и стиля, которые может дать только обучение. Недостаточно просто петь, нужно уметь петь, чтобы служить искусству и сохранить голос. Что дает школа? Она создает музыкальный инструмент, превращает гортань, дыхательную систему и резонаторы в гармоничное целое, которое может породить музыкальный звук, соответствующий эстетическим и акустическим законам. Акустическим же законам нет дела до различия школ, потому что они ведают лишь самой физической природой звука. Школа лишь исправляет недостатки и несовершенства.
В древние времена пение носило народный и религиозный характер и не нуждалось в дидактической подготовке. Пели «естественно», спонтанно, пели простые и спокойные мелодии или хоровые молитвы в храмах под аккомпанемент примитивных инструментов. Пение, танцы и музыка лежали в основе воспитания, составляли основу гуманитарной части обучения в гимназиях, где вокальные упражнения перемежались с атлетическими, имея целью добиться гармоничного развития личности.

Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Слова, благодаря пению, приобретают бо́льший рельеф. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие. Для пения как искусства необходимы правильная, натуральная постановка голоса и техническое вокальное развитие.

Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квинтет, ансамбль, то есть пение солистов с хором). Пение выигрывает в музыке мелодичной, дающей возможность певцу передавать исполняемое свободно, не делая над голосом слишком больших усилий, не утомляя его приёмами, противными его натуре. Музыка для пения не должна носить на себе характера инструментального, то есть не должна заключать в себе приёмов, более подходящих к инструменту, чем к голосу.

Специальность «Эстрадный вокал»

Эстрадный вокал — эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

На отделение вокального исполнительства принимаются дети в возрасте 6-8 лет и обучаются по программе семилетнего обучения. В задачи обучения входят формирование и развитие:

  • художественного восприятия музыки.
  • певческих навыков.
  • исполнительских навыков.
  • навыков овладения сценическими приемами, характерных для разных жанров эстрадной музыки.
  • чувство метра и ритма.
  • тембра голоса.
  • бережного отношения к слову.
  • навыков вокального исполнения произведений.
  • навыков работы с фонограммой и микрофоном.
  • навыков сольного исполнения в сопровождении оркестра, фортепиано и других музыкальных инструментов.

Основной предмет – сольное пение. Занятия проводятся в индивидуальной форме. В младших классах по 1 часу в неделю (40 минут), а в старших классах по 2 часа.

Сольфеджио – обязательный теоретический предмет (1 урок в неделю в течение всего срока обучения). Эта учебная дисциплина направлена на развитие слуха и освоение музыкальной теории. Без него невозможно представить воспитание полноценного музыканта.

Музыкальная литература

Вокальный ансамбль – групповые занятия. В младших классах по 1,5 часа в неделю, в старших по 2 часа в неделю. Здесь воспитываются способности к коллективному творчеству, развиваются навыки многоголосия, унисона. Вырабатываются качества единения в интонации, дикции, строе, ритмической организации и нюансировки.

Сценическое движение – групповые занятия, где формируются музыкально – двигательные и художественно – творческие танцевальные способности учащихся. Развиваются чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку, танцевальная выразительность, координация движений. Танцевальные движения – это дополнительные средства выразительности. Хорошее общее впечатление от внешности исполнителя, его манер, его позы, жестов крайне необходимо для успешного испонения вокального номера.

Музыкальный инструмент –

Специальность «Академическое пение».

Академическое пение – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Одно из прекраснейших изобретений человечества – это хор. В последние годы хоровое движение в России идет впере. Рождаются новые коллективы, проводятся фестивали и конкурсы. Все больше и больше юных исполнителей интересуются хоровым пением. Почему? Наверное потому, что…В первую очередь – хор дает человеку ощущение счастья. Можно сказать, что хоровое пение имеет оздоровляющий эффект. Ну, а детское хоровое пение – это один из реальных путей формирования физически и духовно здорового молодого поколения.
Хор – это особая – «ячейка общества», как большая семья, где каждая, обладает своим уникальным голосом, вкладывает частичку в создание общей гармонии. Хор учит познавать себя и чувствовать окружающих. Особенность хорового искусства верно подметил известный русский педагог – Константин Дмитриевич Ушинский:
«Какое могучее средство – это хоровое пение!
В песне, а особенно в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но и что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу».
И, наконец хор – как признаются сами участники этого творческого содружества – это просто весело!

На отделение хорового пения принимаются дети в возрасте 6-8 лет и обучаются по программе семилетнего обучения. В задачи обучения входят не только обучение данному виду искусства. В процессе осущетвляется развитие детского голоса, решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности учащегося, а также умение ученика подчинить свою индивидуальность задачам коллектива, в чем проявляется главная суть хорового исполнительства – коллективность.

Основной предмет – хор. Групповые занятия по 3,5 часа в неделю на протяжении всего периода обучения. Здесь прививается детям любовь к хоровому пению. Создается атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результат общего дела.

Сольфеджио

Музыкальная литература (с 4 класса один урок неделю).Этот предмет действительно имеет много точек соприкосновения и с литературой, и с историей, и с живописью. Ведь вся история развития культуры неотделима от развития музыкального искусства. На уроках музыкальной литературы дети, имеющие склонность к гуманитарным наукам, углубленно, на профессиональном уровне, изучают историю искусств. Путешествуя из века в век, они знакомятся с мировыми музыкальными шедеврами и их создателями. Они свободно ориентируются в таких художественных течениях, как барокко, классицизм, романтизм, модернизм.

Вокальный ансамбль – групповые занятия по 0,5 часа в неделю. Здесь воспитываются способности к коллективному творчеству, развиваются навыки многоголосия, унисона. Вырабатываются качества единения в интонации, дикции, строе, ритмической организации и нюансировки.

Вокал – индивидуальные занятия по 1 часу в неделю на протяжении всего срока обучения. Цель занятий – улучшение вокальной стороны звучания всего хора через индивидуальную работу с певческим голосом каждого ребенка. Особенно этот предмет рекомендуется перспективным учащимся для более полного раскрытия певческого потенциала (подготовка солистов к концертам и конкурсам), а также учащимся, у которых существуют проблемы в накоплении вокально – хоровых навыков на групповых занятиях (необходим индивидуальный подход).

Музыкальный инструмент – любой, по желанию учащегося. Занятия в индивидуальной форме по 1 часу в неделю.

С пециальность «Фольклорное искусство».

Народно-песенное творчество — тот первоисточник, который заложил основу русской музыкальной культуры. В России коллективное пение, как никакое другое искусство, всегда было близким народу, и уже в XV веке оно достигло высокого уровня развития.
Характеризуя русское народное хоровое пение, следует отметить прежде всего его многоголосную основу, использование примарных звуков, наиболее удобных и естественно звучащих в певческом диапазоне. Певцы гибко «ладили» между собой, поэтому пение отличалось слитностью звучания, чистотой интонирования. Выразительная интонация слова, распевность мелодии, которая насыщалась тембровыми красками, придавали народному пению особую теплоту, проникновенность и задушевность.
Русское народное пение вытекает из естественной живой интонации речи, звуковая волна как бы подчиняется смыслу пропеваемого слова. Звукообразование является лишь следствием потребности выразить мысль определенным словом, а чувство - интонацией. При этом певец стремится к наибольшему музыкально-драматургическому единству слова и напева, звук и тембр становятся средством выразительности. Голос как бы присутствует рядом со словом, но никогда не превалирует над ним. Слово в русском пении всегда было предметом особой заботы. Манера исполнения русских песен характеризуется прежде всего бережным отношением к слову. Через слово, его выразительную интонацию народ передавал свои чувства - радость и раздумье о жизни, раскрывал свое душевное богатство и глубину характера. Благодаря этому пение приобретало глубокую осмысленность и искренность.
Именно на основе народного пения исторически развивались высокая профессиональная хоровая культура России и профессиональное музыкальное образование.

Особенно ярко обозначились принципы русской певческой школы во второй половине XIX столетия, в эпоху общественного подъема. Распевность в этот период становится еще более характерной и самобытной стороной русского хорового исполнения, которое отличается также непринужденной и свободной подачей звука, чистотой интонации динамически ровного и темброво — слитного органного звучания.
Народное пение всегда было и остается по сей день неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры. Русское народное пение, в частности хоровое народное пение, обладает многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием и огромными влиянием на эмоциональный, нравственный и душевный настрой как исполнителей, так и слушателей. Именно это объясняет постоянный интерес к хоровому исполнению народных произведений и обуславливает его популярность.

Такое возрождение любви к национальной культуре неслучайно и уже не воспринимается как нечто экзотичное и чисто декоративное. Сегодня народная культура снова стала духовной основой общества. Манящее, искреннее, энергичное живое пение хоровое и сольное народное пение не оставит никого равнодушным. Чистота песенных форм, поэтическая легкость и яркая живая энергетика – это то, что выгодно отличает русское народное пение.

На отделение фольклорного искусства принимаются дети в возрасте 8 – 11 лет и обучаются по программе пятилетнего обучения.

Основной предмет – хор (по 2 часа в неделю). Здесь развиваются музыкальные способности учеников в коллективной форме. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого учащегося в интенсивную практическую деятельность.

Сольфеджио – обязательный теоретический предмет (по 1,5 часа в неделю в течение всего срока обучения). Эта учебная дисциплина направлена на развитие слуха и освоение музыкальной теории. Без него невозможно представить воспитание полноценного музыканта.

Народное творчество - групповые занятиясо 2 класса один урок неделю. Этот предмет является основой для расширения музыкального кругозора, формирования музыкального вкуса и профессионализма. Изучение народного творчества включает в себя широкий круг вопросов:

  • знакомство с наиболее значительными и яркими образцами русского фольклора.
  • изучение его основных жанров с последующим практическим применением полученных знаний в хоровой исполнительской практике.
  • краткая музыкальная характеристика фольклорных жанров.
  • понятие обряда, северной и южной традиций.
  • умение ориентироваться в структуре обряда.
  • определять по тексту незнакомой песни ее жанровую принадлежность.

Изучение жанров фольклора тесно связано с примерами из русской музыкальной классики.

Вокальный ансамбль – групповые занятия по 0,5 часа в неделю. Здесь воспитывается бережное отношение к народно – песенному искусству, развиваются навыки многоголосия, унисона. Вырабатываются качества единения в интонации, четкой дикции, строе, ритмической организации и нюансировки. Ведется работа над народной исполнительской манерой и приемами, свойственными народному пению.

Вокал – индивидуальные занятия по 1 часу в неделю на протяжении всего срока обучения. Цель занятий – постановка голоса. Музыкальный инструмент певца – голос, функционирует по законам физиологии. Голос требует бережного отношения, гигиена голоса – область очень важная для каждого певца. Вокально – техническое развитие учащегося осуществляется путем систематической работы по созданию правильного певческого звучания. Необходимо научит вокалиста разбираться в музыкальном содержании произведения, форме, идейной и эмоциональной сущности теста.

Фольклорная хореография – групповые занятия по 2 часа в неделю. Изучение основ фольклорной хореографии расширяет исполнительские возможности учащихся, формирует навыки исполнения танцевальных элементов в разных стилях, знакомит с историей народных танцев. Основные задачи – ознакомление с основными элементами народного танца, ознакомление с характерными особенностями танцевального искусства различных областей России, приобретение элементарных навыков сценического воплощения народного танца.

Музыкальный инструмент – любой, по желанию учащегося. Занятия в индивидуальной форме по 1 часу в неделю.

Преподаватели отдела хоровых дисциплин

Нечаева Татьяна Владимировна
заведующая отделением,
преподаватель по классу вокала,
образование высшее,общий
стаж работы 28 лет,стаж работы по специальности 28 лет,
высшая квалификационная категория. Руководитель вокальных ансамблей:
«Смайлик», «Конфетти», «Дуэт», «Мандаринки», «Данко»

Герасименко Светлана Викторовна

стаж работы 14 лет,стаж работы по счпециальности 14 лет,
первая квалификационная категория.Руководитель хоровых коллективов:«Петушок», «Капельки», «Детство», «Колокольчик», «Каприччио», «Бамбино».

Солодкова Мария Владимировна
преподаватель по классу вокала, хора,образование высшее,общий
стаж работы 10 лет, стаж по специальности 10 лет,э вторая квалификационная категория.
Руководитель фольклорного ансамбля «Горлинка».

Чонгова Евгения Игоревна
преподаватель по классу вокала и хора фольклорного отделения.
образование высшее,общий
стаж работы 4 года, стаж работы по специальности 4 года.
Руководитель фольклорного ансамбля «Масленица»

Бечер Валерий Исаакович
концертмейстер фольклорного отделения, образование высшее,
общий стаж работы 39 лет,стаж работы по специальности 39 лет,

Черницына Анна Владимировна
преподаватель теоретических дисциплин фольклорного отделения, образование высшее,
общий стаж работы 21 год,стаж работы по специальности 21 год,

Головина Елена Николаевна
концертмейстер отделения вокального исполнительства,
образование высшее,общий
стаж работы 32 года,стаж работы по специальности 32 года,
высшая квалификационная категория.

Малахова Галина Викторовна
преподаватель теоретических дисциплин вокального и хорового отделов, образование средне — специальное,общий стаж работы 42 года,стаж работы по специальности 42 года,
первая квалификационная категория.

Вокалист (от латинских слов vox - "голос" и vocalis - "звучащий") - музыкальная профессия, роль в музыкальном коллективе, предполагает исполнение различных вокальных партий.

Сейчас, термин вокалист почти совпадает с термином певец, но в современной эстрадной музыке трактуется несколько шире, в частности подразумевая возможность декламирования, речитатива и т. д.

Певец - тот, кто поёт, занимается пением. Исполнитель вокальной музыки: песен, романсов, арий, хоров, синглов и т. п. Музыкант, исполняющий музыку на музыкальном инструменте, которым является его собственный голос. Певец - наиболее распространённая разновидность вокалиста.

Лидер-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно основные вокальные партии.

Бэк-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии (своеобразные подпевки).

Певческие голоса

Существует различные системы классификации голосов (и певцов, соответственно). Какие-то из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь. Другие - насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца. Третьи включают немузыкальные характеристики, такие как внешние данные, актёрские способности и др.

Наиболее часто, используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей:

Женские голоса:
  • сопрано - высокий женский голос
  • меццо-сопрано - средний женский голос
  • контральто - низкий женский голос (в хоровой музыке принято называть просто альт)
Мужские голоса:
  • тенор - высокий мужской голос
  • баритон - средний мужской голос
  • бас - низкий мужской голос

Другие вокальные разновидности - колоратурное сопрано, драматический тенор, бас-баритон, бас-профундо. Существует даже категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов - певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для предотвращения мутации и для сохранения высокого как у женщины голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом. Певцов такого типа именуют контратенорами (он же мужской альт).

Где научиться петь?

Вопрос, несомненно, довольно общий: дело в том, что одних интересует, например, джазовая импровизация, другим достаточно уверенно чувствовать себя в караоке и т. д.

Классификация вокала по манере исполнения

Академический вокал(классический, оперный)

Академический вокал - старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Джазовый вокал

Джазовый вокал - прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а так же подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.

Рок вокал

Рок вокал - обычно пение вокалиста в рок группе. Рок вокал отличается от джазового пения более эмоциональной подачей. Рок вокал предполагает более смысловую нагрузку, нежели вокальную. Однако, рок вокалисту необходимо иметь серьёзную вокальную подготовку. Рок вокалист должен так же иметь кураж и полную свободу в эмоциональном и музыкальном смысле.

Народное пение или этническое пение

Народное пение, этническое пение, как следует из самого термина, - пение, существующее со времени появления человека, и отличающееся характерными особенностями, свойственными той или иной народности, этнической группе. Отзвуки народной традиции можно найти и в академической (классической) музыкальной культуре, и в эстрадной (городской) музыкальной культуре. В целом для народного пения характерно плоское небо, пение на связках.

Так называемое горловое пение - разновидность народного пения, при которой певец во время пения использует не только связки, но само горло, резонирующие полости рта, гортани, благодаря чему становятся слышимыми обертоны основного тона.

При этом, в основе всего лежит именно академическая постановка вокала: она даёт свободу владения голосом.

При этом переход типа «джазовый в академический» может стать настоящей ломкой для певца, именно поэтому желательно сразу определиться, чему именно хочется учиться.

Важно понимать, что за 2-3 месяца научить петь профессионально невозможно даже людей с природной постановкой голоса и абсолютным слухом.

В случае с академическим вокалом первый год придётся петь только упражнения, вокализы (пение без слов - на «о-о-о» или «а-а-а») и простые песни.

Потом можно понемногу переходить к романсам и несложным ариям. Дело не в том, что в основе науки пения лежит какая-то техника, доступная избранным. На самом деле, как правильно петь, можно рассказать за полчаса, все остальное - дело тренировок.

В этом смысле, пение похоже на спорт. В зависимости от природных способностей будет получаться чуть быстрее или чуть медленнее, но в любом случае нужны упорные тренировки. Уроки вокала - это история на несколько лет.

Самая распространённая и самая правильная форма обучения вокалу - индивидуальные занятия с педагогом (здесь мы не касаемся ансамблево-хоровой школы - это целый отдельный мир).

Найти своего педагога довольно сложно, и даже рекомендации ничего не гарантируют: тут ещё важно сойтись чисто по-человечески, ведь вам придётся провести вместе очень много времени. Манер преподавания - ещё больше, чем разновидностей вокала, можно сказать, у каждого педагога своя манера.

Есть старая академическая школа, есть бывшие рокеры и т.д. Объединяет их конечно одно: не поющих преподавателей пения не бывает

Прошлый и/или настоящий успех вокалиста на сцене - ещё не гарантия того, что он научит вас хорошо петь.

Качество пения самого педагога напрямую не влияет на качество преподавания - более того, принцип «делай как я» тут не работает, поскольку голосовой аппарат у всех разный (у кого-то шея длиннее, у кого-то короче).

Что такое эстрадный вокал?

Эстрадный вокал - это особенный вид современного вокального искусства, который, как становится понятно уже даже из названия, напрямую связан с эстрадой. Одновременно с этим скажем, что оттенков у него много, ведь он сочетает в себе много стилей и направлений, создаёт богатую палитру образов.

Выбор своего стиля.

Среди песен, которые относятся к эстрадному вокалу, можно увидеть:

  • Яркие джазовые композиции.
  • Песни с народными напевами в современной обработке.
  • Авторские песни.
  • Современный шансон.
  • Рок-произведения

Занятия эстрадным вокалом предполагают огромную палитру выразительных средств , ярких и интересных, позволяющих не только продемонстрировать все способности вокалиста, но также подать любую песню в необходимом драматическом исполнении.

Гибкий жанр, который позволяет продемонстрировать голос с самой привлекательной стороны . Не секрет, что в каждом новом исполнении одно и то же произведение может звучать по-разному, ведь рамки эстрадного вокала вмещают в себя и драматический талант исполнителя.

И все же, несмотря ни на какие способности исполнителя, самой главной ценностью в эстрадном вокале является голос: сила звучания, тембр, диапазон - всё это влияет на окончательный результат. Технологии современной аппаратуры позволяют применять самые разные голосовые эффекты, фонограммы, минусовки - всё это неотъемлемая часть эстрадного вокала.

Многие считают, что эстрадный вокал - младший брат академического и не представляет ценности. Существуют даже мнения, что это и не вокал вовсе, а так, нечто среднее между дворовым пением под гитару и залихватскими песнями на свадьбе. Но так говорят люди, которые никогда не сталкивались с настоящим эстрадным вокалом: упражнения и распевки, занятия для улучшения дикции и артикуляции, развитие диапазона - всё это применимо к эстрадному вокалу в полной мере.

Вокалист (от латинских слов vox — "голос" и vocalis — "звучащий")

музыкальная профессия, связанная с пением, то есть исполнением различных вокальных партий; участник какого-либо вокально-инструментального ансамбля, в котором данный участник исполняет вокальные партии.

Термин «вокалист» почти совпадает с термином «певец», но в современной эстрадной музыке трактуется несколько шире, в частности, подразумевая возможность использования декламации, речитатива, скриминга и т. д.

Певец — тот, кто поёт, занимается пением. Исполнитель вокальной музыки: песен, романсов, арий, хоров, синглов и т. п. Человек, исполняющий музыку на инструменте, которым является его собственный голос. Певец — наиболее распространённая разновидность вокалиста.

Лидер-вокалист — участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно основные вокальные партии.

Бэк-вокалист — участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии (своеобразные подпевки).

Виды вокального исполнения.

В зависимости от того, сколько человек и как именно участвуют в вокальном исполнении произведения, разделяют такие виды вокала как:

  • Сольное пение (одиночное);
  • Ансамблевое пение (от двух до 10 человек, исполняющих обычно разные партии);
  • Хоровое пение (от 5-7 до нескольких десятков человек, некоторые из которых ведут идентичные партии).

Существует различные системы классификации голосов (и певцов, соответственно). Какие-то из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь. Другие — насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца. Третьи включают немузыкальные характеристики, такие как внешние данные, актёрские способности и др.

Наиболее часто, используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей:

  • сопрано — высокий женский голос
  • меццо-сопрано — средний женский голос
  • контральто — низкий женский голос (в хоровой музыке принято называть просто альт)
  • тенор — высокий мужской голос
  • баритон — средний мужской голос
  • бас — низкий мужской голос

Другие вокальные разновидности — колоратурное сопрано, драматический тенор, бас-баритон, бас-профундо. Существует даже категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов — певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для предотвращения мутации и для сохранения высокого как у женщины голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом. Певцов такого типа именуют контратенорами (он же мужской альт).

Где научиться петь? Вопрос, несомненно, довольно общий: дело в том, что одних интересует, например, джазовая импровизация, другим достаточно уверенно чувствовать себя в караоке и т. д.

Классификация вокала по манере исполнения.

Академический вокал(классический, оперный).

Академический вокал - старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал.

Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Джазовый вокал.

Джазовый вокал - прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а так же подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.

Рок вокал.

Рок вокал - обычно пение вокалиста в рок группе. Рок вокал отличается от джазового пения более эмоциональной подачей. Рок вокал предполагает более смысловую нагрузку, нежели вокальную. Однако, рок вокалисту необходимо иметь серьёзную вокальную подготовку. Рок вокалист должен так же иметь кураж и полную свободу в эмоциональном и музыкальном смысле.

Народное пение или этническое пение.

Народное пение, этническое пение, как следует из самого термина, - пение, существующее со времени появления человека, и отличающееся характерными особенностями, свойственными той или иной народности, этнической группе. Отзвуки народной традиции можно найти и в академической (классической) музыкальной культуре, и в эстрадной (городской) музыкальной культуре. В целом для народного пения характерно плоское небо, пение на связках.

Так называемое горловое пение - разновидность народного пения, при которой певец во время пения использует не только связки, но само горло, резонирующие полости рта, гортани, благодаря чему становятся слышимыми обертоны основного тона.

При этом, в основе всего лежит именно академическая постановка вокала: она даёт свободу владения голосом. При этом переход типа «джазовый в академический» может стать настоящей ломкой для певца, именно поэтому желательно сразу определиться, чему именно хочется учиться.

Важно понимать, что за 2-3 месяца научить петь профессионально невозможно даже людей с природной постановкой голоса и абсолютным слухом. В случае с академическим вокалом первый год придётся петь только упражнения, вокализы (пение без слов — на «о-о-о» или «а-а-а») и простые песни. Потом можно понемногу переходить к романсам и несложным ариям. Дело не в том, что в основе науки пения лежит какая-то техника, доступная избранным. На самом деле, как правильно петь, можно рассказать за полчаса, все остальное — дело тренировок.

Уроки вокала — это история на несколько лет.

В этом смысле, пение похоже на спорт. В зависимости от природных способностей будет получаться чуть быстрее или чуть медленнее, но в любом случае нужны упорные тренировки.

Самая распространённая и самая правильная форма обучения вокалу — индивидуальные занятия с педагогом (здесь мы не касаемся ансамблево-хоровой школы — это целый отдельный мир).

Найти своего педагога довольно сложно, и даже рекомендации ничего не гарантируют: тут ещё важно сойтись чисто по-человечески, ведь вам придётся провести вместе очень много времени. Манер преподавания — ещё больше, чем разновидностей вокала, можно сказать, у каждого педагога своя манера.

Есть старая академическая школа, есть бывшие рокеры и т.д. Объединяет их конечно одно: не поющих преподавателей пения не бывает. Качество пения самого педагога напрямую не влияет на качество преподавания.

Зачем нужны уроки вокала для детей.

Уроки пения для детей - скорее удовольствие, чем обучение. Каждый ребенок талантлив. Нет детей, абсолютно лишенных слуха или чувства ритма.

Обучение вокалу для детей дошкольного и школьного возраста - это не просто способ занять ребенка в то время, когда он не посещает школу или детский сад:

  • Благодаря занятиям пением ребенок учится понимать и чувствовать красоту музыки, учится ценить ее и сам приобщается к созданию красоты.
  • Вокал для начинающих детей формирует такие качества как чувство ритма, слух, развивает голосовой аппарат, совершенствуется речь, моторика.
  • Вокал для малышей, старших дошкольников, школьников и подростков развивает творческие способности. Ребенок становится более уверенным в себе, учится ставить перед собой цели и достигать их, обретает способность владеть собой, своим голосом, телом и эмоциями.
  • А еще детская вокальная студия или школа - прекрасная возможность расширить круг общения юного певца.

Вокальное искусство

Вид музыкального исполнения, осн. на мастерстве владения певческим голосом. Вокальное исполнение бывает сольным (одиночным), ансамблевым (групповым), хоровым (массовым). В. и. широко используется в концертно-эстрадной практике и в театре (опере, оперетте, муз. драме, муз. комедии и пр.). В характере В. и. разл. народов получают отражение интонационные, ладовые и ритмич. особенности нар. музыки. На формирование специфич. черт нац.-певч. иск-ва оказывает влияние фонетич. состав языка, непосредственно воздействующий на певч. звукообразование. См. Пение .


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Вокальное искусство" в других словарях:

    См. Пение … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 вокал (3) пение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    См. Пение. * * * ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, см. Пение (см. ПЕНИЕ) … Энциклопедический словарь

    Искусство пения сольного, ансамблевого и хорового. См. Пение …

    искусство - Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.),… … Словарь эпитетов

    Искусство театральной игры, создания сценических образов. Художественная специфика театра отражение жизни в форме непосредственно происходящего перед зрителями драматического действия может осуществляться только посредством А. и. Цель его … Большая советская энциклопедия

    Вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. П. может быть со словами и без слов… … Большая советская энциклопедия

    Вокальное искусство, иск во передавать средствами певческого голоса идейно образное содержание муз. произведения, один из древнейших видов муз. исполнительства. П. может быть со словами или без слов (см. Вокализация). Оно бывает сольным… … Музыкальная энциклопедия

    Таганрогский музыкальный колледж государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования в г. Таганроге. Содержание 1 История колледжа 2 Перечень специальностей … Википедия

    Международное название Chuvash State University … Википедия

Книги

  • Вокальное искусство. Учебное пособие , Делле Седие Энрико. Энрико Делле Седие (1822-1907) итальянский оперный певец (баритон), представитель итальянской школы бельканто, выдающийся педагог, профессор Парижской консерватории. Учебное…
  • Вокальное искусство: Уч. пособие , Делле Седие, Энрико Аугусто. Энрико Делле Седие (1822-1907) - итальянский оперный певец (баритон), представитель итальянской школы бельканто, выдающийся педагог, профессор Парижской консерватории. Учебное пособие


В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные