Искусство как элемент духовной культуры общества. Духовная культура


2.2. Искусство - как часть духовной культуры.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово–парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Общественно–преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно–эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно–компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Художественно–концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно–эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во–первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во–вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно–пространственные формы и т. д.

В–третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в eдином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям.

2.3. Религия – как часть духовной культуры.

Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Наиболее кратко и афористично функции религии определил З. Фрейд, писавший: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим, прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы - один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств.

2.4. Духовная культура

Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

В современном языке понятие культура употребляется в основном в двух значениях - «широком» и «узком».

В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.

В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально–культурных феноменов являются:

1) природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека);

2) искусственно–природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней);

3) синтетически–природные объекты, т.е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);

4) социально–культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);

5) социально–материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени творчески–преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют следующие подвиды духовной культуры:

1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно–природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);

2) театральное искусство (театральные образы);

3) произведение изобразительного искусства (живопись, графика);

4) музыкальное искусство (музыкальные образы);

5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);

6) общественно–психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи, и т. д.).

Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному подходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

Социокулътурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая социальную стабильность в течение достаточно длительного исторического периода.

Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:

а) трансляционную (передача социальных ценностей из прошлого в настоящее, а из настоящего - в будущее);

б) селекционную (оценка и классификация унаследованных ценностей, определение их места и роли в решении проблем общества на данном этапе);

в) инновационную (обновление социальных ценностей и норм).

Накопленные российским обществом в XX веке социальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. В связи с этим можно отметить ряд позитивных и негативных процессов, происходящих в социокультурной сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;

2) что культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно–временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание - то, что они значат для личности и общества.

Духовная деятельность совершается ради удовлетворения духовных потребностей, т. е. нужды людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них - потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Духовные ценности выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. п. К формам духовного освоения окружающего мира относятся философское, эстетическое, религиозное, моральное сознание. К формам общественного сознания относят и науку. Система духовных ценностей является неотъемлемым элементом духовной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.

    Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина , Е.Г. Соколова . СПб., 2003. С.6-14

    Ерасов Б. С. «Социальная культурология». - М., 1996.

    «Морфология культуры. Структура и динамика», 1994 г.

    Пономарева Г. М. и др. Введение в культурологию. - М., 1997.

    Соколов Э. В. Культурология. Очерки истории культур. - М., 1994.

2 Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. С-10.

роль развитие теории культуры организации, в обоснование роли корпоративной культуры в развитии организации, взаимозависимости... социально обусловленное избирательное отношение личности к материальным, социальным и духовным благам. Это набор...

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.


Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, как замечает Столович Л.Н. на самой заре эстетической мысли, выражаемой подчас в мифологической форме, собственно, и вопроса никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть изображение бизона реальной или нарисованной стрелой- значит обеспечить удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит наверняка победить своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно было органически вплетено в практическую жизнь людей, было неотторжимо от ремесла, творившего мир необходимых для существования людей предметов и вещей, было связано с магическими обрядами, благодаря которым люди стремились воздействовать на окружающую их действительность? Стоит ли удивляться их вере в то, что Орфей, которому древнегреческая мифология приписывает изобретение музыки и стихосложения, мог своим пением склонять ветви деревьев, сдвигать камни и укрощать диких зверей.

Мир художественных образов, по убеждению античных мыслителей и художников, «подражавший» жизни, становился неотьемлемой частью истинной жизни человека. Еврипид, например, писал:

Нет, не покину, Музы, алтарь ваш…

Истинной жизни нет без искусства



Уже античная эстетика стремилась дать ответы на этот вопрос, однако они не были однозначными. Платону, признавшему только такие произведения искусства, которые укрепляют нравственные основы аристократического государства, подчеркивал единство эстетической действенности искусства и его нравственного значения.

На «подражании» действительности, по Аристотелю, основывается способность искусства оказывать на человека и моральное и эстетическое воздействие, формируя сам характер его чувств: « Привычка же испытывать огорчение или радость при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с действительностью.»

История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие искусства послужило непосредственным импульсом для совершения тех или иных поступков, для изменения образа жизни. Начитавшись рыцарских романов, бедный идальго Кехана превратился в Дон Кихота Ламанчского и отправился на тощем Росинанте утверждать в мире справедливость. Сам образ Дон Кихота стал с тех пор нарицательным, послужил примером для подражания уже в реальной жизни.

Таким образом, мы видим, что истоки искусства- в действительности, но произведение искусства представляет собой особый мир, предполагающий восприятие, отличное от восприятия жизненной реальности. Если же зритель, принимая искусство за реальность, порывается установить справедливость, физически расправляясь с актером, играющим злодея, стреляет в киноэкран или бросается на картину с ножом, угрожает романисту, беспокоясь за судьбу героя романа, то все это очевидные симптомы или психической патологии вообще, или же, по крайней мере, патологии художественного восприятия.

Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку.

Художественная гениальность знаменитого плаката Д.Моора « Ты записался добровольцем?», который так широко пропагандировался в дни Второй мировой войны, в том и состоит, что он не ограничен сиюминутной прагматичной задачей, а взывает к человеческой совести через все духовные способности человека. Т.е. сила искусства в том и состоит, чтобы взывать к человеческой совести, пробуждать его духовные способности. И по этому поводу можно привести знаменитые слова Пушкина:


Глаголом жги сердца людей.

Думается, в этом истинное предназначение искусства.

Искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова « Перспективы человека» содержатся рассуждения о том, почему искусство не устаревает. Так, в частности, он замечает: « Причина этого- в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном в конечном счете постоянной обращенностью к человеку. Уникальное единство человека и мира в произведении искусства, «человеческая действительность», познаваемая им, глубоко отличают искусство от науки не только по используемым средствам, но и по самому объекту его, всегда соотнесенному с личностью художника, его субъективным мировосприятием, тогда как наука стремится выйти за эти пределы, устремляется к «надчеловеческому», руководствуясь принципом объективности. Поэтому наука стремится и к строгой однозначности восприятия знания человеком, она находит соответствующие средства для этого, свой язык, тогда как произведения искусства не имеют такой однозначности: восприятие их, преломляясь через субъективный мир человека, порождает целую гамму глубоко индивидуальных оттенков и тонов, делающих это восприятие необычайно многообразным, хотя и подчиненным определенному направлению, общей теме» .

Именно в этом заключается тайна необычайного воздействия искусства на человека, его нравственный мир, образ жизни, поведение. Обращаясь к искусству, человек выходит за пределы рациональной однозначности. Искусство открывает загадочное, не поддающееся научному познанию. Именно поэтому человек нуждается в искусстве как в органической части того, что заключено в нем самом и в мире, который он познает и которым наслаждается.

Известный датский физик Нильс Бор писал: « Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве часто освещаются проблемы общечеловеческие, «вечные»: что есть добро и зло, свобода, достоинство человека. Меняющиеся условия каждой эпохи заставляют заново решать эти вопросы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.

Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.


Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

Монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

Станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

Горельеф - высокий рельеф,

Барельеф - низкий рельеф,

Контррельеф - врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

Памятники,

Монументы,

Мемориалы.

Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

Роспись по ткани - Павловские платки и шали

Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

ЛИТЕРАТУРА

Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

Художественную

Учебную

Историческую

Научную

Справочную

Основными жанрами литературы являются:

- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:

На роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

На жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.

ХОРЕОГРАФИЯ

Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.

Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.

Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).

Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения.

Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.

КИНОИСКУССТВО

Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.

Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике. - трагедия, Проблема художественно-эстетического воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения стала объектом внимания социологов, философов, теоретиков культуры, искусствоведов. Данное учебно-справочное пособие является небольшим дополнением к огромному пласту учебного материала касаемого сферы искусства. Автор выражает надежду, что он послужит хорошим подспорьем для студентов, учащихся и всех кому небезразлично искусство.

Сердцевиной духовной жизни человека выступает общественное сознание, представляющее совокупность чувств, идей, теорий, эстетических и религиозных образов, этических ценностей, отражающих все многообразие бытия человека. Важным элементом общественного сознания являются его формы - система определенных взглядов, идей, в которых отражаются соответствующие стороны общественной жизни. Каждая из форм общественного сознания духовно воспроизводит отношения, складывающиеся между людьми. Среди множества форм общественного сознания особое место занимают мораль, религия и искусство. Это формы, которые формируют в сознании человека нравственное, символическое и прекрасное.

История человеческой культуры возникновение «человека разумного» связывает не только с его трудовой деятельностью, но и с нормативным урегулированием общественной жизни и отношений между людьми. Именно с появлением норм морали появляется как сам человек, так и человеческое общество. Первоначально правила морали существовали в виде запретных норм - табу и вето. Возникновение системы табуации сопровождалось как формированием индивидуального и общественного сознания, так и развитием нравственного самосознания. Морализация общественной жизни обусловила появления моральных ценностей. В первую очередь это такие ценности, как добро, долг, совесть, достоинство, стыд. Постепенно моральные ценности становятся нормами поведения и одним из важных регуляторов общественных отношений. Формирование нравственных отношений не только изменяло характер моральных правил и оценок, но и совершенствовало первобытное общество. Ведь не зря слово «этика» первоначально обозначало места обитания и совместного проживания, образовавшись от термина etnos (этос). Позже под этим термином стали понимать нрав, характер, темперамент, обычай.

Основоположник этической науки, древнегреческий философ Аристотель от термина etnos (этос) образовал прилагательное «этический» для характеристики человеческих качеств, т.е. человеческих добродетелей. Науку, которая изучает моральные добродетели, он обозначил словом «этика». По аналогии с термином «этический» древнеримский философ Цицерон образовал слово «моральный» (moralis ), от которого чуть позже возникает термин «мораль» (moralitas ). Таким образом, термины «мораль» и «этика» по своему этимологическому происхождению тождественны.

Сегодня под словом «этика» понимают философскую науку, а под словом «мораль» предмет изучения этики . С XVIII века этическая мысль наряду с термином «мораль» использует близкое по смыслу понятие «нравственность». Нравственность - исконно русское слово, образующееся от слова «нрав» и обозначающее характер. По мнению одних исследователей, термины «нравственность» и «мораль» следует рассматривать как синонимы. Другие считают, что нравственность соответствует индивидуальному поведению, а мораль - это массовое поведение. Третьи нравственность рассматривают как содержание - практические действия, а мораль как форму общественного сознания. По нашему мнению, понятия «мораль» и «нравственность» следует отграничивать друг от друга.

Итак, этика - философская научная дисциплина; учение о морали (нравственности) как особой формы общественного сознания . Мораль - совокупность исторически обусловленных норм (правил), принципов поведения людей, их отношений друг к другу, к социальным группам, к обществу, человечеству в соответствии с общественным мнением и личным убеждением, в процессе материальной и духовной деятельности. Нравственность - это система ценностей, предписаний, принципов и норм определяющая поведение человека в соответствии с его совестью и свободной волей.

Мораль в современном ее понимании прошла сложный и длительный путь своего развития. Изучение этого пути весьма важно для понимания сущности морали. Эволюцию морали, ее особенности развития в настоящее время можно проследить, рассмотрев ряд направлений в этике, объединяющих родственные этические теории. Каждая теория - это история, это новое видение морали с ее специфичными чертами и сущностными особенностями, это отражение общественной жизнедеятельности.

1. Натуралистическое направление выводит мораль из природы человека, т.е. заостряет внимание на биологических предпосылках морали. Данное направление в этике представлено такими мыслителями, как Д. Бруно, Ч. Дарвин, Т. Гекели, П. Лафарг, Г. Спенсер, П. Кропоткин, К. Лоренц и др. Обращая особое внимание на биологические факторы в поведении человека, представители теории отмечают, что целый ряд чувств человека можно обнаружить в инстинктах животных. К таким чувственным инстинктам, по их мнению, можно отнести жалость, сострадание, доброту, альтруизм, взаимопомощь и др.

По мнению советского генетика В. Эфроимсона: «В природе человека заложено много «звериного», но в зверях заложено много «человеческого»» . Интересное высказывание в поддержку биологических факторов в развитии человеческой природы высказал швейцарский психиатр К. Юнг. Ученый утверждал, что мораль не только есть «инстинктивное регулирующее начало дей- ствования, но и начало, которое упорядочивает также совместную жизнь животного стада»А по мнению известного ученого-этолога Д. Мак-Фарленда, «... по мере того, как увеличиваются наши знания о поведении животных, различия между человеком и животными начинают сокращаться» .

Вместе с тем это направление имеет и слабые стороны. Натуралистический подход не учитывает тот факт, что жизни человека - это не набор простейших форм поведения, а духовно наполненная высшими ценностями, свободой и творчеством.

  • 2. Теологическое направление в этике основывается на буддистской, христианской, мусульманской и других религиозных теориях морали. Представители теологических теорий, от средневековых богословов Августина Блаженного и Фомы Аквинского до современных представителей философии неотомизма, утверждают божественное происхождение морали, видят задачи этики в том, чтобы научить человека быть послушным Богу, относиться смиренно к его повелениям, считают, что человеку для нравственного совершенствования требуется не разум, руководящий страстями, а вера в Абсолютного Бога. Согласно религиозным этическим концепциям, нравственное поведение человека должно соответствовать его Божественному образу, а повседневные добродетельные проявления должны пропускаться через призму религиозных предписаний. Высшей нравственной ценностью в теологической концепции выступает любовь к Богу и любовь к ближнему.
  • 3. Антропологическое направление в этике зародилось в эпоху Возрождения в идейном столкновении с христианской этикой. В основе антропологических этических концепций лежал методологический принцип, согласно которому мораль рассматривалась как порождение нравственных качеств человека. У истоков данного направления стояли итальянские гуманисты Ф. Петрарка, Дж. Манетти,

П. Браччолини и другие. В Новое время идеи человеческой рациональности как основы нравственности нашли свое отражение в этических воззрения таких мыслителей, как Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Юм, И. Кант, Л. Фейербах и других.

Ярким представителем антропологической этической теории является И. Кант, который обосновал этику из априорных форм сознания. И. Кант утверждал, что нравственное поведение человека - это его выбор. Поэтому человек, правильно совершивший нравственный выбор, сможет подчинить себе свои склонности, нивелировать их и не давать им господствовать над собой. Этими высказываниями немецкий философ утверждал, что мораль исходит из человека, а не привносится извне.

Другой яркий представитель этого направления Л. Фейербах видел источник морали в общественных отношениях. Именно отношения между людьми, по мнению мыслителя, формируют этические принципы, нормы и ценности морали.

4. Социальное направление в этике подчеркивает общественную природу этики. Первые идеи социально-этических теорий появились в воззрениях античных мыслителей, таких как софисты, Демокрит, Аристотель, Эпикур и др. Весомый вклад в развитие социального подхода к морали внесли английские мыслители, основоположники «теории общественного договора» - Ф. Бэкон и Т. Гоббс, для которых созданные государством законы являлись всеобщим мерилом добра и зла и высшим нравственным судьей. Такого рода суждения высказывались французскими просветителями - Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбахом (1723-1789), К. Гельвецием и др. По их мнению, решающую роль в формировании нравственных качеств и морали выполняет социальная среда. Отсюда следовал их вывод, что, прежде чем совершенствовать мораль общества и каждого человека, в начале следует изменить социальную среду. Одновременно с этим огромную роль в установлении нравственных ценностей в обществе просветители отводили воспитанию и образованию.

Идеи социального направления в этике активно отстаивались сторонниками марксизма. Основными представителями данной теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. По их мнению, нравственная составляющая социума тесно связана с общественным бытием, которое определяет общественное сознание людей, одной из форм которого является мораль. Изменения морали связывали с развитием общества и в первую очередь с трансформацией способа производства. Высший нравственный идеал увязывали со строительством бесклассового общества.

Рассмотренные основные направления этической мысли не исчерпывают всего богатства и многообразия этических теорий, а только дополняют друг друга, позволяют многогранно посмотреть на мораль.

Изучение морали в целях полного раскрытия ее сущности и содержания предполагает также выявление ее структурных элементов. В современной философско-этической мысли преобладает мнение, согласно которому в структуре морали выделяют три компонента - моральное сознание, нравственные отношения и моральная практика - деятельность. Структурное разделение морали делается лишь в теории и в целях изучения каждой стороны морали. Выделяемые элементы морали в равной степени зависят друг от друга, а поэтому и могут быть определены один по средствам другого. Так, нравственные отношения представляют воплощенное в практику моральное сознание, а моральная деятельность - это форма реализации нравственных отношений и одновременно практическая форма объективации морального сознания. Кроме того, нравственные отношения одновременно выступают связующим звеном морального сознания и нравственной деятельности, а также способом разрешения противоречий между ними посредством сложившихся нормативов.

Каждый структурный элемент морали имеет свою сущностную характеристику и содержание. Рассмотри их вкратце.

Нравственные отношения выступают одной из форм общественных отношений. Специфика этих отношений заключается в том, что люди, вступая во взаимоотношения друг с другом, берут на себя определенные моральные обязательства, которые обосновываются личными убеждениями, зиждутся на авторитете и дееспособности каждого из участников этих отношений. Нравственные отношения люди застают с рождения и в процессе воспитания усваивают ту или иную систему норм поведения, которая их регулирует.

Содержание нравственных отношений в первую очередь обуславливается той сферой, в которой они проявляются. Наряду с этим в содержании нравственных отношений преломляются общественные и личные интересы. Таким образом, нравственные отношения носят объективно-субъективный характер. Они объективны в том смысле, что складываются под воздействием социально-экономических отношений и находят свое воплощение в поступках и получают объективное предметное существование. Субъективность их заключается в том, что они не могут осуществляться без деятельности сознания людей.

Как и все другие виды общественных отношений, нравственные отношения не существуют в чистом виде и выделяются в качестве самостоятельных благодаря силе научной абстракции. Поэтому необходимо определить, что понимается под нравственными отношениями. Мы приведем несколько дефиниций, каждая из которых раскрывает одну из сторон данного явления.

Нравственные отношения - особый тип общественных отношений, которые составляют одну из сторон морали .

Нравственные отношения есть вид духовных отношений, вторичных по отношению к экономическим связям .

Нравственные отношения - совокупность практических, субъективно-мотивированных зависимостей между людьми, обществом и индивидами, опосредуемых и регулируемых моральными нормами .

Нравственные отношения - это не самостоятельный вид общественных отношений, который можно было бы поставить в один ряд с другими идеологическими отношениями, а сторона или характеристика любого общественного отношения, когда последнее рассматривается с точки зрения моральной ценности связанных с ним поступков и нравов .

Нравственные отношения есть способ регуляции в морали, выражающийся через систему специфических норм, принципов, правил поведения .

На основе приведенных дефиниций выделим специфические черты нравственных отношений.

Во-первых, нравственные отношения - это социально значимые духовные отношения. Во-вторых, нравственные отношения - это интегрирующий элемент морали, соединяющий в единое целое моральное сознание и деятельность. В-третьих, нравственные отношения - это особый тип общественных отношений, составляющих одну из сторон морали. В-четвертых, нравственные отношения - это не самостоятельный вид общественных отношений, а сторона или характеристика любого общественного отношения. В-пятых, нравственные отношения - это особый неинституциональный способ регуляции.

Существующие в обществе нравственные отношения характеризуются своей изменчивостью и многовариантностью. По содержанию нравственные отношения подразделяются:

  • - по обязанностям к обществу (патриотизм, солидарность, долг и т.д.);
  • - на отношения в коллективе (честь, достоинство, ответственность и т.д.);
  • - на отношения индивидуальные (любовь, дружба, искренность, милосердие и т.д.).

По форме нравственные отношения подразделяются на:

  • - предписания, относящиеся к одному представителю сообщества;
  • - предписания, относящиеся ко всему сообществу.

По времени действия нравственные отношения подразделяются:

  • - ситуативные нравственные отношения;
  • - устойчивые отношения.

По способу связи между людьми нравственные отношения различаются:

  • - альтруистические;
  • - эгоистические;
  • - аскетические;
  • - аморалистические;
  • - имморалистические;
  • - утилитаристические;
  • - прагматические; нигилистические.

Характеристику второй стороны морали - нравственной

деятельности (моральной практики) - следует начать со слов русского философа В. Г. Белинского: «Так как сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая, а практическая сфера образуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу, то здесь-то в этих отношениях, - и больше нигде, должно искать пример нравственного или безнравственного человека, а не в том, как человек рассуждает о нравственности или какой системы, какого учения и какой категории нравственного он держится» .

0 значимости практической сферы нравственности в структуре морали говорили многие философы прошлого. Так, античный мыслитель Аристотель утверждал, что хороший человек становится справедливым, только творя дела справедливые, а без этого нет никаких оснований считать его хорошим . Р. Декарт считал, что мнения людей следует оценивать по их действиям, а не по тому, как они говорят . Аналогичную мысль высказал немецкий философ Г. Гегель: «Что человек делает, таков он и есть... человек есть не что иное, как ряд его поступков» .

Данные высказывания не противопоставляют мораль действиям человека. Они подтверждают то, что мораль существует в самой структуре поведения человека, выступает его существенным свойством. Вне деятельности человека нет морали.

Различные виды человеческой деятельности формируются и развиваются в процессе исторического развития общества.

Деятельность любого человека включена в систему общественных отношений и вне их не существует. Человеческую деятельность можно рассматривать как совокупность действий и их результатов, и с точки зрения значения действий как для самого человека, так и для общества в целом, под углом зрения их общественной значимости - экономической, политической, нравственной и т.д. В отличие от приспособительной жизнедеятельности животных деятельность человека представляет собой единство материального (практического) и духовного (идеального). Духовная деятельность, как одна из сторон целостной системы практического освоения человеком природной и социальной среды, обладает относительной самостоятельностью. Разновидностью такой деятельности выступает нравственная, художественная, научная виды деятельности.

Нравственная деятельность также обладает относительной самостоятельностью, особенно в тех случаях, когда она направлена на формирование моральных качеств личности и когда она находит свое проявление в межличностном общении. Нравственная деятельность (моральная практика) не имеет абсолютно самостоятельного значения, а только через социальную деятельность обретает свое реальное бытие.

Термин нравственная деятельность следует рассматривать в узком и широком значении. В узком значении под моральной деятельностью следует понимать такую социальную деятельность, главной целью которой является формирование морального качества поведения . Примером такой деятельности является нравственное воспитание детей в семье, в школе, перевоспитание лиц в исправительных учреждениях, самовоспитание, нравственное самосовершенствование личности и т.д. В узком смысле, как отмечает С. Ф. Анисимов, «моральная деятельность» - это вся духовно-практическая деятельность людей, направленная на усвоение ими нравственного опыта, накопленного обществом, на повышение нравственного уровня поведения, а также на улучшение моральной атмосферы в коллективах» . При этом стоит заметить, что нравственная деятельность не имеет абсолютно самостоятельного значения, а обретает свое реальное бытие только через всякую другую деятельность, трудовую, учебную, эстетическую и др. Она также может быть представлена в форме переживаний, вызванных потревоженной совестью.

Вышесказанное позволяет нам утверждать, что синонимом понятию «нравственная деятельность», рассматриваемому в узком значении, является термин «нравственное поведение».

В широком значении моральную деятельность следует рассматривать, когда речь идет о нравственной стороне или характеристике любой социально значимой деятельности, любых актов поведения, обусловленных системой моральных ценностей, норм, идеалов . Таким образом нравственная деятельность в широком смысле слова - это такая социальная деятельность, которая рассматривается в его моральных свойствах.

Единичным актом социально значимой деятельности человека выступает поступок. В поступке проявляется единство двух его составляющих, с одной стороны, социальные факты - внешние условия совершения действия, а с другой стороны, субъективно-личностной компонент - мотивы, побуждения к поступку.

Третья сторона морали - нравственное сознание - одна из форм общественного сознания, отражающая различные стороны человеческой жизни под углом зрения понятий добра и зла, справедливости и несправедливости, милосердия и жестокости, любви и ненависти, ответственности и безответственности и др. Моральное сознание - целостное образование, содержание которого определятся взаимообусловленностью его структурных элементов - норм, ценностей и принципов.

Выступая некоторым целостным образованием, моральное сознание состоит из структурно взаимосвязанных элементов: норм - правил поведений, объединенных в моральный кодекс; ценностей - общественных установок, содержащихся в представлениях о добре и зле, о чести и бесчестии, о справедливости и несправедливости и т. д.; принципов - требований к деятельности человека и его жизненных ориентаций.

Норма морали как элемент нравственного сознания представляет собой образец поведения, с указанием границы дозволенного, и требований в достижении определенной цели. Норма морали может быть выражена в форме заповеди-предписания: «почитай старших», «будь справедлив», «имей чистую совесть», «чти отца и сына твоего», «подчиняйся только нравственному долгу», или заповеди-запрета: «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не лги», «не прелюбодействуй», «не убий», «не бери чужого», «не сотвори себе кумира», а также в форме заповеди-побуждения к положительному действию: «возлюби ближнего», «будь честен», «помогай другу», «уважай старших» и другие.

Нормы морали различаются не только по форме изложенного в ней предписания, но и по источникам - носителям этих предписаний. Так, источником морали может выступать обычай, ритуал, религиозно-этические доктрины, нравственные воззрения идеологов морали, общественное мнение и наконец сама норма морали, служащая системообразующим началом других норм. Особое место среди источников морали занимают кодексы нравственного поведения. Моральный кодекс - это носитель моральных норм и нравов, объединенных по единому основанию. Кодекс объединяет в единую систему нормы морали по профессиональному признаку. Так, можно выделить кодекс офицера, юриста, актера, педагога, спортсмена и т. д.

Более сложным образованием, по сравнению с нормами, в нравственном сознании выступают моральные принципы, которые выражают нравственные требования наиболее обобщенно и относятся не к отдельным поступкам человека, а к его жизненной ориентации. Именно моральные принципы составляют сущность связей и отношений людей. Так, принцип коллективизма не только предполагает дружественные отношения в коллективе, но и способствует формированию взаимопомощи, сотрудничества, ответственности за свои поступки и уважения к личности. Принцип индивидуализма акцентирует больше внимания на максимальном удовлетворении собственных интересов, считаясь при этом с интересами других.

Наряду с коллективизмом и индивидуализмом важнейшими принципами нравственного сознания, через которые раскрывается сущность морали, являются: гуманизм, справедливость, патриотизм, интернационализм, добросовестное отношение к труду, толерантность, критическая самооценка и др.

Следует также назвать и те принципы, в которых выражено определенное этическое учение. Принцип аскетизма - это пренебрежение внешним материальным миром ради духовного мира. Основной целью аскетизма выступает достижение определенных духовных ценностей. Эгоизм - морально-этический принцип, основывающийся на мотивах себялюбия, пренебрежения общественными интересами в пользу своих. Противоположностью эгоизма считается принцип альтруизма, предусматривающий бескорыстную заботу о благе других людей. Близкими по своей сущностной характеристике выступают такие принципы нравственности, как гедонизм, эвдемонизм и утилитаризм. Гедонизм - нравственный принцип, утверждающий наслаждение, удовольствие высшим благом и целью жизни. Эвдемонизм предусматривает счастье высшей целью жизни и основой всех мотивов человека. Утилитаризм в счастье видит высшую ступень удовлетворения. К негативным принципам нравственного сознания этическая наука относит два таких принципа, как аморализм - отрицание всякой морали и нигилизм - отрицание общепринятых ценностей, идеалов и моральных норм.

Более глубокое и устойчивое образование, нежели отдельные нормы и принципы, представляет ценностная составляющая морального сознания, которая воплощается в этических категориях. Нравственные ценности - обобщенные представления о добре и зле, хорошем и плохом, праведном и грешном, справедливом и несправедливом, регулирующие отношения между людьми и служащие критериями оценки и ориентации личности и общества.

Ценности морального сознания пронизывают всю систему общественных отношений и составляют основу нравственной ориентации личности. С учетом их значимости в системе человеческих отношений моральные ценности классифицируют на: общественно ориентирующие ценности - добро (или благо), справедливость, долг; индивидуально ориентирующие - честь, достоинство, совесть; межличностные ценности - любовь и дружба. К высшим ценностям относят свободу, смысл жизни и счастье, без которых сама жизнь утрачивает ценность. Ценностная составляющая морального сознания не только способствует формированию нравственного потенциала личности, но и является нормативным регулятором всей линии ее поведения. Наряду с формированием духовно-нравственного облика личности ценностная ориентация морального сознания также обеспечивает реализацию в обществе идеи добра и справедливости, гуманизма и уважения к человеку, что в свою очередь способствует совершенствованию общественных отношений.

Рассмотренные элементы морального сознания не только придают единство всей структуре нравственного сознания личности, но и способствуют направлению ее помыслов и действия на достижения высоконравственных целей.

Особое значение имеет моральная регуляция в сфере права. Право и мораль - важнейшие элементы духовной культуры общества, всегда выступающие в тесном взаимодействии. Их взаимодействие объективно обусловлено общественными отношениями, а характер этих связей определяется конкретноисторическими условиями и социальной структурой общества. Основной тенденцией такого взаимоотношения на современном этапе развития российского общества является возрастание морального потенциала права и нравственных основ законодательства. Возрастание морального аспекта права свидетельствует о духовном прогрессе общества.

Взаимодействие права и морали обусловлено общими задачами. Во-первых, формирование высоконравственных отношений между людьми, основой которых выступают такие человеческие ценности, как свобода, гуманизм, милосердие. Во-вторых, противодействие антисоциальным поведениям. В-третьих, закрепление складывающихся материальных и духовных отношений на основе принципов равенства, справедливости, индивидуализма и коллективизма.

В условиях формирования правового государства и гражданского общества возрастает роль нравственного сознания, его влияние на укрепление правопорядка и осуществления законности. Правосознание служит одним из важных условий принятия демократических и целесообразных законов. Поддержанный нравственно правовой закон оказывает огром-

ное воспитательное влияние на граждан. Кроме того, не могут быть справедливыми юридические решения, принятые в отрыве от морального климата в обществе и правового сознания лица, применяющего это решение. Именно посредством правосознания людей мораль воздействует на сферу правовых отношений и на претворения в жизнь законоположений.

Не только мораль влияет на право, но и право воздействует на укрепление нравственных устоев человека и общества. Воздействуя на мораль, право содействует более полному ее закреплению в общественных отношениях. Влияние права на мораль происходит и в том случае, когда правовая регламентация общественных отношений осуществляется нравственными нормами, которым придается юридическое значение. Из сказанного можно сделать вывод, что право и мораль гармонично взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга.

Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academie.ru Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 7. М., 1955. С. 392.

  • Этика Аристотеля. СПб., 1908. С. 28.
  • Декарт Р. Избр. произв. М., 1950. С. 276.
  • Гегель. Соч. Т. 1. М.-Л„ 1929. С. 235-236.
  • Крутов Н.Н. Мораль в действии. М., 1977. С. 10
  • Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М. : Мысль, 1985. С. 21.
  • Дробницкий О.Г. Природа морального сознания. Вопросы философии. 1968. №2. С. 27.
  • 1. Общие положения

    1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

    1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

    1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

    Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

    Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

    Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

    Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

    Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

    Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

    Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

    2. Цели обработки персональных данных

    2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

    Цели обработки персональных данных:

    Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

    Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

    Хранение результатов обучения;

    Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

    3. Правила обработки персональных данных

    3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

    3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

    Расовая принадлежность;

    Политические взгляды;

    Философские убеждения;

    О состоянии здоровья;

    Состояние интимной жизни;

    Национальная принадлежность;

    Религиозные убеждения.

    3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

    3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

    3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

    3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

    3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

    4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

    4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

    Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

    Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

    Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

    Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

    Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

    Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

    4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

    4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

    4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

    Итоговая контрольная работа. Искусство. 8 класс

    Тесты:

    1. Что такое искусство?

    А) часть духовной культуры человечества

    Б) исторический стиль

    В) народное творчество

    2. К какому виду искусства относится музыка?

    А) к пластическому Б) к временному

    В) к пространственному

    3. Что такое художественный образ?

    В) фантазия художника

    4. Что такое стиль в искусстве?

    А) художественное отношение художника

    Б) обобщенное представление о действительности

    В) почерк, приемы, особенности

    5. Что такое язык в искусстве?

    А) способы передачи художественного образа

    Б) словесное выражение образа

    В) несущественное явление для искусства

    6. Существовало ли искусство в Древней Греции в разрыве с наукой?

    А) да Б) нет

    7. Какие задачи у искусства и науки?

    А) разные Б) общие

    8. Сколько Муз было у Бога Зевса?

    А) 3 Б) 12 В) 9

    9. В какую эпоху все виды художественного творчества объединились в искусство?

    А) Классицизм Б) Барокко В) Возрождение

    10. Кем был Леонардо да Винчи? Многогранная личность - …

    А) художник, скульптор, архитектор, ученый, инженер, писатель, анатом

    Б) художник, архитектор, инженер, музыкант, врач, анатом, юрист, ученый

    11. Какой рисунок Леонардо да Винчи символизирует внутреннюю симметрию, божественную пропорцию человеческого тела?

    А) Джоконда Б) Витрувианский человек В) Мона Лиза

    12. Как А.С.Пушкин называл искусство?

    А) «волшебный самородок»

    Б) «магический кристалл»

    В) «фантастический камень»

    13. Кому принадлежат слова из стихотворения «… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, чтоб душу созвучья нахлынули дружно… »

    А) Н.Рыленков Б) А.С.Пушкин В) М.Ю.Лермонтов

    14. В чем заслуга русских художников XIX века А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина?

    А) были художниками-импрессионистами

    Б) художники-портретисты

    В) открыли красоту русской природы

    15. Что такое импрессионизм в искусстве?

    А) передача мимолетных впечатлений

    Б) раскрытие морского пейзажа

    В) фантастика в живописи

    А) П.И.Чайковский Б) В.А.Моцарт В) А.Вивальди

    17. Какова главная задача художника-портретиста?

    А) точное копирование внешних черт человека

    Б) живописное пересоздание образа человека

    18. В каком из видов портрета основной целью является демонстрация общественного положения героя?

    А) камерный Б) групповой В) парадный

    «…Её глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач.

    Её глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач…» (Н. Заболоцкий)

    А) В.Л. Боровиковский Б) Ф.С. Рокотов В) К.П. Брюллов

    20. Кто является создателем галереи изобразительных искусств в Москве?

    А) Ф.Рокотов Б) П.Третьяков В) М.Врубель

    21.Возможно ли в музыке сходство с конкретным лицом?

    А) да Б) нет

    22. Можно ли применить выражение «в интонации спрятан человек»?

    А) да Б) нет

    23.Какого совершенства добивается искусство в человеке?

    А) спортивного Б) эмоционального В) умственного

    24. Какова миссия художников разных эпох (живописцев, музыкантов, поэтов, архитекторов)?

    А) «Посылать» потомкам свои сообщения

    Б) Прославлять свое творчество

    В) Развитие профессионализма

    25. Какие знаменитые музеи изобразительного искусства находятся в Санкт-Петербурге?

    А) Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея

    Б) Национальная картинная галерея

    В) Русский музей, Эрмитаж

    26. Какой фестиваль является театральным?

    А) «Новая опера» Б) «Золотая маска» В) «Щелкунчик»

    27. Как называл А.С.Пушкин переводчиков прозы и поэзии?

    А) «Первые ласточки искусства»

    Б) «Почтовые лошади просвещения»

    В) «Добрые вестники литературы»

    28. Что является кодом в произведениях искусства для общения с людьми?

    А) музыка Б) картины В) язык искусства

    29. Чем является символ в искусстве?

    А) внешним признаком Б) знаком

    В) художественным образом

    30. Что стремятся передать художники в натюрмортах «ванитас»?

    А) бренность земной суеты

    Б) радость повседневной жизни

    31. Сколько источников имеет искусство?

    А) 1 Б) 2 В) 3

    32. Миф – это …

    А) символическое действие

    Б) действие жреца, служителя церкви

    В) устные предания

    33. Каков главный смысл иконы Андрея Рублева «Троица»?

    А) Похвала учителю Сергию Радонежскому

    Б) Объединение Руси ради свободы

    34. Какие символы-образы являются центральными в любой культуре?

    А) семья, солнце, дорога

    Б) дорога, луна, солнце

    В) солнце, дерево, дорога

    35. К какому направлению искусства относится творчество В.В.Кандинского?

    А) реализм Б) классицизм

    В) абстракционизм

    36. Какие три свойства красок, которые, по мнению В.В.Кандинского, играют важную роль?

    А) цвет, тон, интенсивность

    Б) тон, цвет, палитра

    В) палитра, цвет, настроение

    37. На чем основана человеческая культура?

    А) истина, добро, красота

    Б) история, культура, нравственность

    В) взаимоуважение, эстетика, сострадание

    38. Каковы законы у красоты?

    А) гармония, форма, мелодия, фактура

    Б) гармония, симметрия, мера, пропорция

    В) гармония, ритм, стиль, полифония

    39. К чему стремится искусство в разные эпохи?

    А) создать образ прекрасного человека

    Б) передать реальность мира

    В) воспитать человечество

    40. Какова роль творчества в жизни человека?

    А) является смыслом жизни

    Б) помогает духовному росту

    В) делает жизнь богатой

    41. В чем заключается сила искусства?

    А) в визуальности Б) в эмоциональности В) в глубине

    42. В чем польза красоты?

    А) раскрывает ценность природы и жизненных явлений

    Б) раскрывает идеалы

    В) раскрывает исторические ценности

    43. Что общего между массовой культурой и искусством?

    А) воздействуют на взгляды и вкусы
    Б) воздействуют на психику и здоровье
    В) воздействуют на воспитание и нравственность

    Ответы:

    1 – А

    6 – Б

    11 – Б

    16 – А

    21 – Б

    26 – Б

    31 – Б

    36 – А

    41 – Б

    2 – Б

    7 – А

    12 – Б

    17 – Б

    22 – А

    27 – Б

    32 – В

    37 – А

    42 – А

    3 – Б

    8 – В

    13 – А

    18 – В

    23 – Б

    28 – В

    33 – Б

    38 – Б

    43 – А

    4 – В

    9 – В

    14 – В

    19 – Б

    24 – А

    29 – В

    34 – В

    39 – А

    5 – А

    10 - А

    15 – А

    20 – Б

    25 – В

    30 – А

    35 – В

    40 – Б



    В продолжение темы:
    Стрижки и прически

    Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

    Новые статьи
    /
    Популярные