История московской консерватории. Московская консерватория. Строительство и история Директор консерватории

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского - один из самых знаменитых творческих вузов мира, который представляет собой синтез высшего музыкального учебного заведения, научного центра, библиотеки и концертной организации. Московская консерватория - единственный музыкальный вуз России, которому присужден статус университета.
История консерватории начинается с того времени, когда Московское отделение Русского музыкального общества решило создать специальную музыкальную школу - консерваторию. За основу были положены частные классы. Первым директором консерватории, основанной 13 сентября 1866 года, стал крупный музыкант Николай Григорьевич Рубинштейн.
Первоначально под классы арендовали дом у баронессы Черкасовой на углу Воздвиженки и Борисоглебского. Дом был заметный, с тремя высокими этажами. Первый этаж занимали магазины: «торговля Чичкина» - известного всей Москве продажей молочных продуктов высокого качества и крупный магазин готового платья «Отто». А все другие помещения заняли будущие музыканты и профессура. Несколько лет здесь работал и жил П.И.Чайковский.
В 1876 году Московская консерватория переехала на Большую Никитскую, в двухэтажный дом - бывший дворец князя Воронцова. Взвесив свои возможности, музыкальное общество решило приобрести усадьбу в собственность.
В начале XVIII века земля, на которой сегодня стоит консерватория, принадлежала князьям Прозорским, затем перешла к князьям Долгоруковым. В мае 1766 года у князя Николая Долгорукова землю купила княгиня Екатерина Романова Дашкова, урожденная Воронцова. Имя Екатерины Дашковой прочно вошло в летопись отечественной культуры.
На купленной у Долгорукова земле Дашкова строит в 1792 г огромный по тому времени дом. Автором проекта был Василий Иванович Баженов.
В 1812 году дом сгорел, но к 1824 году был восстановлен.
После смерти княгини Е.Р.Дашковой усадьбой владел ее племянник граф Михаил Семенович Воронцов. Он и его наследники сдавали усадьбу под самые разные учреждения, а так же и частным лицам, так в 1876 году в дом графа Воронцова вселяется новый арендатор - Московская консерватория.
Это здание в течение пятнадцати лет удовлетворяло классным, учебным потребностям консерватории, но к концу этого периода стало тесно, поскольку число учащихся значительно возросло, и стала ощущаться потребность в собственном концертном зале. Так как старое здание было заложено в Московском городском кредитном Обществе, то был рассмотрен целый ряд предложений относительно покупки под постройку различных земельных участков в Москве. 27 ноября 1893 года было решено строить консерваторию по проекту академика архитектуры В. П. Загорского на месте дома князя Воронцова. В 1894 году, после перевода консерватории во временное наёмное помещение в доме князя Голицына на Волхонке, началась разборка старого здания.
Закладка нового здания состоялась 9 июля 1895 года. Первый камень заложили у Императорского подъезда со стороны Среднего Кисловского переулка. После освящения В.И.Сафонов и другие почетные гости положили в основание серебряные рубли чеканки 1895 года и закладную плиту. К осени 1897 года уже было закончено сооружение всех классных комнат и квартир служащих.
Большую помощь в строительстве консерватории и ее оборудовании оказали меценаты: текстильные фабриканты братья Морозовы взяли на себя оборудование и меблировку зала. Великолепный орган, до сих пор украшающий Большой зал, заказал в Париже предприниматель фон Дервиз. Миллионер-сахарозаводчик Харитоненко подарил ковры. Даже архитектор Загорский выложил свои деньги на покупку мраморных ступеней лестниц.
7 апреля 1901 года состоялось торжественное открытие Большого зала, означавшее одновременно завершение всех работ. Торжественная часть завершалась исполнением специально написанной кантаты-гимна «Воздвигнут храм искусству дорогому». С этого дня началась регулярная концертная деятельность в Большом и Малом залах.
В 1912 году в здании консерватории открылся музей имени Николая Рубинштейна - первый музыкальный музей в России. В 1943 году на его базе создали обширный Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки, позднее получивший помещение на улице Фадеева.
В годы второй мировой войны концертная деятельность в Большом зале прекратилась: в его помещениях расположили лазарет.
В мае 1940 года, в честь столетия со дня рождения композитора, Президиум Верховного Совета СССР присвоил консерватории имя П.И.Чайковского
В 1954 г. перед зданием консерватории был установлен памятник П.И.Чайковскому работы скульптора Веры Мухиной. В 1957 году правый корпус был перестроен для размещения учебных помещений и «Белого» концертного зала.
Указом президента Российской Федерации в 1991 г. Московская консерватория отнесена к числу особо ценных объектов культурного наследия народов России.
В 2000 г. ЮНЕСКО наградило Московскую консерваторию медалью Моцарта за вклад в мировую музыкальную культуру и воспитание молодых талантов.
Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского - предмет национальной гордости всех россиян.

Среда, апреля 20, 2016

Ровно 115 лет назад, 20 апреля 1901 года был открыт большой зал московской консерватории. Но, история самой консерватории началась гораздо раньше, ещё в 1860 году. И в привычном нам месте на Большой Никитской она появилась далеко не сразу.

Так давайте же разберёмся, проследим историю консерватории от самых истоков и до настоящего времени —>


Николай Рубинштейн

Всё началось в 1860 году, когда пианист-виртуоз Николай Рубинштейн вместе с В. А. Кологривовым открыл музыкальные классы Московского отделения Императорского музыкального общества. Изначально занятия проходили в квартире Рубишнтейна на Большой Садовой улице. Преподавали там хоровое пение и музыкальную теорию. В 1863 году Рубинштейн переезжает на Сретенку, в дом 17, и вместе с ним – музыкальные курсы. С тех пор учили ещё сольному пению, игре на фортепиано, скрипке, виолончели, трубе и флейте.


Дом на Сретенке, в котором жил Рубинштейн, и где в 1863-64 годах находились его музыкальные классы


Сейчас этот дом выглядит вот так. При реставрации ему вернули декор в стиле классицизма начала 19 века.

В 1864 учеников было уже более 200 человек, и двухэтажный дом на Сретенке уже не вмещал всех учащихся, Рубинштейн вместе с классами переезжает на Моховую улицу, в дом Воейковых (на его месте стоит Ленинская библиотека). И, наконец-то, в 1866 году музыкальные классы преобразованы в московскую консерваторию. Чайковский уже преподавал в то время. С момента официального основания консерватория помещалась в доме Черкасских на углу Арбатской площади и Воздвиженки. В этот дом попала немецкая бомба в 1941 году, после войны его не восстановили.


Дом Черкасских на Воздвиженке, вид от Арбатской площади. С 1866 по 1871 год консерватория снимала помещения именно здесь.


Ещё одна его фотография

В 1871 году консерватория арендовала усадьбу на Большой Никитской улице, а в 1878 году выкупила её за 185 тысяч рублей. Само здание построено ещё в конце 18 века, для Екатерины Романовны Дашковой, подруги и соратницы Екатерины II, а ещё первой в мире женщины-президента Академии Наук. Для строительства Дашкова пригласила Василия Баженова, но сама постоянно вмешивалась в проектирование, и меняла изначальные идеи архитектора. В последние годы проводила здесь зимы. После её смерти в 1810 году дом перешёл племяннику, Михаилу Семёновичу Воронцову, в будущем герою войны 1812 году губернатору Новороссии и Бессарабии, создателю Алупкинского дворца и наместнику Кавказа.


Усадьба Дашковой на Большой Никитской, 1894 год. Консерватория до строительства нового здания.

Рубинштейн, назначенный директором, до конца жизни, до 1881 года остался на этом посту. Следующие директора Н. Губерт и К. Альбрехт продержались по два года, потом, в 1885 году был назначен Сергей Иванович Танеев. Человек с мягким характером и полная противоположность следующему директору – Василию Ильичу Сафонову, с 1889 по 1906 управляющему консерваторией. Сафонов – сын генерала терского казачьего войска, и сам, хоть и музыкант, но с военным характером, в отца. Он взял консерваторию в «ежовые рукавицы», строил преподавателей и студентов, как полковник строит своих солдат. Если в 1868-69 годах студентов консерватории насчитывалось 184, то в 1893-94 – уже 430. К тому моменту усадьба Дашковой оставалась без значительных перестроек, и многие студенты жаловались на тесноту и духоту в музыкальных классах.


Василий Ильич Сафонов, директор консерватории

Именно Сафонов решил кардинально перестроить и расширить здание. Причём, сначала он замахнулся на саму Театральную площадь, хотел построить новое здание напротив Большого театра, на месте ныне самого старого фонтана Москвы работы Витали. Городские власти отказали ему, и правильно сделали. Тогда он решил расширить здание на Большой Никитской. С 1895 по 1901 год шла перестройка по проекту В. Загорского, от усадьбы Воронцовых осталась только часть фасадной стены с полуротондой. Забавно, что первыми открылись винные подвалы с лавкой, которые находились в старом здании усадьбы ещё с времён М. С. Воронцова. В 1898 году начались занятия в новых классах, в том же году был открыт Малый зал, а Большой зал – только в 1901 году.


Новое здание консерватории, 1901 год. Заметьте, на месте будущего памятника Чайковскому — ограда с воротами по линии улицы. Она сохранялась до 1950-х годов.


1890-е годы, кабинет директора Сафонова

Директор Сафонов сподвиг многих московских купцов вложиться в строительство консерватории, денег требовалось набрать больше миллиона. Самый скупой московский купец Гаврила Солодовников пожертвовал 200000 рублей. Кроме него, вложились сахаразаводчик П. И. Харитоненко, кондитер В. А. Абрикосов, текстильный фабрикант Михаил Абрамович Морозов, золотопромышленник К. В. Рукавишников.


1890-е, класс фортепиано. Сверху — прослойка для звукоизоляции по тогдашним технологиям.

Копмозитор Василенко, друг директора Сафонова, писал: «Ну, насчет этого я спокоен, раз постройкой заведует Загорский. Он сделает чудеса: в стенах между классами проложат прослойку из асбеста и резины - не один звук не проникнет, потолок Большого зала будет из вареной с маслом бумаги - не получится вредного отражения звука. Вообще Вы увидите много чудес».


1890-е, учительская


1890-е, историко-теоретический класс. Умиляют, тщательно выцарапанные каким-то нерадивым студентом инициалы на парте


Репетиция в большом зале, 1900 год.

Большой зал рассчитан на 1800 мест, но при открытии мягких кресел не было. Первые 9 рядов партера занимали деревянные кресла, остальные 18 рядов – стулья. Орган для большого зала пожертвовал железнодорожный магнат С. П. Фон-Дервиз. Изготовлен он был в Париже, фирмой «Кавайе-Коль» и Фон-Дервиз потратил на его доставку в Москву 40000 рублей. Орган для Малого зала подарил фабрикант Василий Алексеевич Хлудов. Хлудовский орган проработал 73 года и был заменён новым, заказанным в ГДР.


Большой зал, 1901 год. По бокам — 14 овальных портретов русских и европейских композиторов, выполненных художником Н. Бондаревским. После войны, во время борьбы с «безродным космополитизмом», решили убрать портреты немцев-композиторов, и поместить на их место русских. В 1953 году Генделя и Гайдна заменили Мусоргским и Даргомыжским, а Глюка и Мендельсона – Шопеном и Римским-Корсаковым. Заметьте, не все русские-то, среди них – поляк Шопен. Портреты Генделя и Глюка, увы, не сохранились, а Гайдна и Мендельсона – найдены и отреставрированы, теперь их можно увидеть в фойе консерватории.


Памятники Римскому-Корсакову и Бетховену, жертвы вандалов и морозов.

После революции, в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, в 1918 году, во дворе, у главного входа в консерваторию поставили памятник Римскому-Корсакову. Памятник разбит вандалами в ночь с 16 на 17 ноября, за три дня до открытия. Через год, в ноябре 1919 года, поставили памятник Бетховену, но он простоял всего месяц, и в декабре рассыпался от морозов. Памятники в те годы делали из некачественного бетона, поэтому многие простояли совсем недолго.


Вид на консертваторию в 1920-е годы. По тем временам это было самое большое здание в окрестностях, видно его было издалека.


Консерватория в 1928 году.


Студенты консерватории отмечают первомай, 1939 год.

Конечно же, со временем решено было поставить памятник самому-самому – Петру Ильичу Чайковскому. Заказ скульптор Вера Мухина получила ещё в 1945 году, и в первом её варианте памятника постамент украшал пастушок с дудочкой, символизировавший интерес Чайковского к народному творчеству и звукам земли русской. Комиссия, увидев пастушка, не смогла сдержать смеха. Мухина, видимо, не знала о нетрадиционных вкусах Чайковского. Ей сказали, что это никуда не годится, но она поняла неправильно, и заменила пастушка на сидящего крестьянина. Только после того, как ей прямо сказали, что никаких дополнительных мужских фигур не должно быть, постамент был упрощён.


Первоначальный вариант памятника, с пастушком.


Открытие памятника Чайковскому, 1954 год. Это был последний памятник Веры Мухиной, и она не дожила до его открытия, скончалась в 1953 году.


По бокам от памятника образует полукруг в плане металлическая ограда. Но ограда не простая, а с нотным станом и партитурами главных тем 6 самых известных произведений Петра Ильича – начальные строки мелодий из оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой («Патетической») симфонии, Первого квартета, Скрипичного концерта и одного из романсов композитора - «День ли царит…». Поговаривают, что студенты консерватории периодически меняли ноты местами, и получался «Собачий Вальс», и одно время дирекция завела специального сторожа, который каждую неделю сверял партии с оригиналом.


А ещё студенты консерватории прозвали памятник «Ферматой», поскольку в плане он похож на этот музыкальный знак.


Зимой, под снегом, Пётр Ильич становится похожим на Владимира Ильича.


1950-е годы, хор пионеров на сцене главного зала.


Консерватория в 1956 году.


Праздник песни в 1971 году. Такие устраивались ежегодно и полностью перекрывалось движение на Большой Никитской улице.


Консерватория в 1976 году. С тех пор тут мало что изменилось. Многие критиковали памятник Чайковскому, дескать, вдохновение выглядит совершенно не так, а карикатуристы вставляли в руки Петра Ильича гармонь.


Большой зал консерватории в 1976 году.


Афиши, 1979 год.


Очередное торжество, 1983 год.


Фотография взята отсюда

В фойе консерватории висит картина «Славянские композиторы». Изначально она украшала зал ресторана «Славянский базар» на Никольской улице. Создатель ресторана, Александр Пороховщиков, заказал картину молодому Илье Репину, который взял за работу всего 1500 рублей. Для сравнения, К. Маковский запросил 30000, другие живописцы – 15000 руб. Репин же был рад и полутора тысячам, это был его самый первый коммерческий заказ.


Зал ресторана «Славянский базар», конец 19 века. По центру на стене та самая картина.


Картина написана в 1871-72 годах, и на ней изображены композиторы из разных стран, да ещё и жившие в разное время. Например, Бортнянский умер в 1825 году, а Огинский в 1833, Римский-Корсаков и Балакирев тогда еще и не родились.

В центре картины изображены русские композиторы: на первом плане Глинка беседует с Балакиревым, Одоевским и Римским-Корсаковым. Сзади на стуле Даргомыжский, за ним — Ласковский, справа, в мундире — Львов, слушающий Верстовского. У рояля - братья Антон и Николай Рубинштейны, между Антоном Рубинштейном и Львовым стоит Серов. В глубине за ними группу образуют Гурилёв, Бортнянский и Турчанинов. На заднем плане картины изображены польские музыканты - Монюшко (крайний справа), Шопен, Огинский и Липинский (на фоне двери). Левый край - чешские композиторы Направник, Сметана, Бендель и Горак.

Над публикацией работал: Александр Иванов
Все старые фотографии взяты с сайта https://pastvu.com/

Ведущее высшее музыкальное учебное заведение России и мира. Входит в когорту ведущих, престижных музыкальных учебных заведений, подаривших миру сотни прославленных музыкантов. В феврале 1866 года генерал-губернатор Москвы получил от председательницы Российского музыкально общества Великой княгини Елены Павловны «рескрипт» с разрешением «учредить в Москве высшее музыкальное училище на основании Устава подобного Училища в Санкт-Петербурге...» . Директором был назначен выдающийся пианист, дирижер, общественный деятель Н.Г. Рубинштейн .

1 сентября 1866 гоода в доме баронессы Черкасовой на Воздвиженке при большом стечении друзей музыкального искусства состоялось торжественное открытие Московской консерватории. В своей речи Н.Г. Рубинштейн подчеркнул, что главная цель создания консерватории - «возвысить значение русской музыки и русских артистов» . Приглашенный в Москву из Петербурга молодой профессор Петр Ильич Чайковский, только что окончивший первую русскую консерваторию, говорил о необходимости и пользе профессионального музыкального образования. Князь В.Ф. Одоевский посвятил свое выступление будущей научной деятельности консерватории.

27 сентября 1866 года состоялось первое заседание Совета профессоров консерватории под председательством ее директора Н.Г. Рубинштейна. Совет постановил, что полный курс обучения пению в консерватории распределяется на 5 лет, игре на музыкальных инструментах - на 6 лет. Было также решено проводить ученические вечера. Наряду со специальностью, изучались теоретические дисциплины и история музыки (в качестве отдельного предмета - история церковного пения в России). Кроме музыкальных, в консерватории открылись общеобразовательные «научные» классы - по русскому языку и литературе, всеобщей истории литературы, по географии, математике, физике, немецкому и французскому языкам, эстетике и мифологии . На первых порах в консерваторию принимали всех желающих. Материальная зависимость консерватории от платы за обучение заставляла принимать в нее не только тех, кто был способен стать музыкантом-профессионалом. Особенно больших расходов потребовал состоявшийся в 1871 году переезд консерватории в новое помещение - дом Воронцовых на Большой Никитской ул., располагавшийся на месте ее теперешнего здания. К середине 1870-х годов складывается в своей основе профессорско-преподавательский состав учебного заведения. Традиционным становится участие учеников в деятельности оркестра и хора РМО, наиболее талантливые воспитанники, равно как и их учителя, постоянно вносят лепту в концертную жизнь города.

Так возник и укрепился этот удивительный феномен - Московская консерватория. С тех пор она прошла огромный путь. На долю ее, как и на долю всей России, выпало немало тяжких испытаний, - революции, войны, не всегда оправданные реформы, порой наносившие колоссальный ущерб. Но, несмотря ни на что, во все времена консерватория поражала мир блистательными успехами своих питомцев, одно перечисление которых могло бы составить многотомный справочник.

В 1901 году МК обрела уникальный архитектурный ансамбль, построенный по инициативе одного из ее выдающихся директоров В.И. Сафонова архитектором В.П. Загорским. Ныне вуз располагает четырмя учебными корпусами и четырмя концертными залами, отличающимися превосходной акустикой, - грандиозным Большим ( 1737 мест) и великолепными камерными - Малым (436 мест), Рахманиновским (252 места), Концертным залом имени Н.Я. Мясковского (64 места). На сценах этих залов выступали прославленные российские и зарубежные исполнители - пианисты А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Н.К. Метнер, Г.Г. Нейгауз, С.В. Рахманинов , С.Т. Рихтер, А.Н. Скрябин, С.Е. Фейнберг, органист Шарль Видор, певцы А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин, виолончелисты А.А. Брандуков, С.Н. Кнушевицкий, С.М. Козолупов, хормейстеры Н.М. Данилин, А.Д. Кастальский, А.В. Свешников, дирижеры Б. Вальтер, О. Клемперер, С.А. Кусевицкий,. Здесь осуществились премьеры сочинений Н.Я. Мясковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича.

В 1940 в дни празднования 100-летия со дня рождения П.И. Чайковского МГК было присвоено его имя. А через год, в 1941, многие педагоги и студенты ушли на фронт, защищая Родину в эпоху Великой Отечественной войны . Имена погибших навеки занесены на Доску боевой славы МГК.

После Победы начался новый расцвет МГК. О бурном взлете ее композиторской школы свидетельствуют имена таких выпускников, как С.А. Губайдуллина, Э.В. Денисов, Б.А. Чайковский, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин, А.Я. Эшпай. Мировое признание МГК обрела благодаря победам ее воспитанников на Международных конкурсах - назовем пианистов Я.И. Зака, Э.Г. Гилельса , Л.Н. Оборина, Я.В. Флиера, скрипачей Л.Б. Когана, Д.Ф. Ойстраха, В.Т. Спивакова, В.В. Третьякова, альтиста Ю.А. Башмета, виолончелистов Н.Г. Гутман, М.Л. Ростроповича, Н.Н. Шаховскую, дирижера Г.Н. Рождественского, вокалистов И.К. Архипову, П.И. Скусниченко. Многие их выступления зафиксированы в записях, которые ныне переводятся на современные носители и становятся важным вкладом МГК в музыкальную культуру и образование во всем мире.

С 1958 года в стенах МГК каждые четыре года проходит Международный конкурс им. П.И. Чайковского. С середины XX в. в МГК учатся посланцы разных стран мира. Среди блестящих выпускников — вокалисты Н. Гяуров (Болгария), Б. Парра (Эквадор), К. Уотсон (Ямайка), пианисты Дан Тхай Шон (Вьетнам), Лю Ши Кунь (Китай), Р. Лупу (Румыния), А. Морейра-Лима (Бразилия), И. Погорелич (Югославия), виолончелистка Ж. Дю Пре (Великобритания). В 1965 был создан Деканат по работе с иностранными учащимися.

На рубеже тысячелетий в МГК появились новые кафедры, факультеты, отделы. В настоящее время учебное заведение насчитывает 8 факультетов: фолклорный , оркестровый, вокальный, симфонического и хорорового дирижирования, исторического и современного исполнительского искусства, композиторский, историко-теоретический, повышения квалификации. Помимо 25 кафедр, работающих на факультетах, существует 10 межфакультетских: камерного ансамбля и квартета, концертмейстерского искусства, истории и теории исполнительского искусства, межфакультетская кафедра фортепиано, кафедра современной музыки, музыкально-информационнных технологий, русского языка, иностранных языков, гуманитарных наук, физического воспитания и спорта. Многие выпускники учебного заведения продолжают совершенствовать свое мастерство в аспирантуре и ассистентуре-стажировке.

Важное место занимают в вузе научные отделы. Со дня основания МК в ней начали создавать библиотеку - ныне она называется Научная музыкальная библиотека имени С.И. Танеева. Некоторые подразделения МГК - Лаборатория звукозаписи, Научный центр народной музыки им. К.В. Квитки - успешно работают на протяжении десятилетий; другие - в силу разных причин были закрыты, но потом возродились вновь - Научно-исследовательский центр церковной музыки им. протоиерея Димитрия Разумовского, Музей имени Н.Г. Рубинштейна; третьи - Центр современной музыки, Научно-исследовательский центр при кафедре музыкально-информационных технологий, Центр «Музыкальной культуры мира» — возникли в последние годы. С 1938 МГК регулярно издает газету «Советский музыкант» (с 1991- «Российский музыкант»). В 1998 у нее появилось приложение - газета «Трибуна молодого журналиста».

Во все времена МК поражала необычайным размахом концертной деятельности; в ней участвуют как юные воспитанники учебного заведения, многие из которых уже лауреаты всероссийских и международных конкурсов, так и их маститые наставники. Разнообразны студенческие коллективы, выступающие в консерваторских и других - отечественных и зарубежных - залах: Хор МГК (художественный руководитель - профессор С.С. Калинин), Камерный хор МГК (основатель - профессор Б.Г. Тевлин, художественный руководитель - доцент А.В. Соловьев), Концертный симфонический оркестр МГК (художественный руководитель - профессор А.А. Левин), Симфонический оркестр студентов МГК (художественный руководитель - профессор А.А. Левин), Камерный оркестр МГК (художественный руководитель - преподаватель Ф.П. Коробов), Камерный оркестр МГК «Московия» (художественный руководитель - профессор Э.Д. Грач), Ансамбль солистов «Студия новой музыки» (художественный руководитель - профессор В.Г. Тарнопольский, дирижер - профессор И.А. Дронов), Оперный театр МГК (директор - И.А. Соболев), Фольклорный ансамбль МГК (художественный руководитель - профессор Н.Н. Гилярова).

В историю МК вошли возглавлявшие ее в разные годы прославленные музыканты - Н.Г. Рубинштейн, С.И. Танеев, В.И. Сафонов, М.М. Ипполитов-Иванов , А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз , В.Я. Шебалин, А.В. Свешников. Ныне учебным заведением руководит Заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой теории музыки, профессор А.С. Соколов.

Сегодня МГК развивает традиции, восходящие к ее истокам. Консолидация разных поколений - умудренных опытом музыкантов и их юных учеников, неразрывная связь с прошлым и одновременно - постоянная устремленность в будущее, углубленное постижение искусства и неутомимая просветительская деятельность - все это позволяет осуществлять крупные, масштабные проекты. Верность гуманистическим идеалам, титанический труд, без которого немыслимо совершенствование мастерства, бескорыстное служение музыкальному искусству - вот то, что помогает МГК ныне, как и прежде, выполнять свое главное предназначение: сохранять «защитный» слой нашей жизни - духовную культуру.

Но история самой консерватории началась гораздо раньше, ещё в 1860 году. И в привычном нам месте на Большой Никитской она появилась далеко не сразу.

Так давайте же разберёмся, проследим историю консерватории от самых истоков и до настоящего времени.

Всё началось в 1860 году, когда пианист-виртуоз Николай Рубинштейн вместе с В. А. Кологривовым открыл музыкальные классы Московского отделения Императорского музыкального общества.

Изначально занятия проходили в квартире Рубишнтейна на Большой Садовой улице. Преподавали там хоровое пение и музыкальную теорию.

В 1863 году Рубинштейн переезжает на Сретенку, в дом 17, и вместе с ним – музыкальные курсы.

С тех пор учили ещё сольному пению, игре на фортепиано, скрипке, виолончели, трубе и флейте.


Дом на Сретенке, в котором жил Рубинштейн и где в 1863-64 годах находились его музыкальные классы. Фото – pastvu.com

Сейчас этот дом выглядит вот так. При реставрации ему вернули декор в стиле классицизма начала 19 века.


В 1864 учеников было уже более 200 человек, и двухэтажный дом на Сретенке уже не вмещал всех учащихся, Рубинштейн вместе с классами переезжает на Моховую улицу, в дом Воейковых (сейчас на месте этого владения находится новое здание Библиотеки имени В. И. Ленина).

И, наконец-то, в 1866 году музыкальные классы преобразованы в московскую консерваторию. Чайковский уже преподавал в то время. С момента официального основания консерватория помещалась в доме Черкасских на углу Арбатской площади и Воздвиженки.

В этот дом попала немецкая бомба в 1941 году, и после войны его не восстановили.


Дом Черкасских на Воздвиженке, вид от Арбатской площади. С 1866 по 1871 год консерватория снимала помещения именно здесь. Фото – pastvu.com

Еще одна фотография дома Черкасских:


Дом Черкасских на Воздвиженке. Фото – pastvu.com

В 1871 году консерватория арендовала усадьбу на Большой Никитской улице, а в 1878 году выкупила её за 185 тысяч рублей.

Само здание построено ещё в конце 18 века, для Екатерины Романовны Дашковой, подруги и соратницы Екатерины II, а ещё первой в мире женщины-президента Академии Наук.

Для строительства Дашкова пригласила Василия Баженова, но сама постоянно вмешивалась в проектирование, и меняла изначальные идеи архитектора. В последние годы проводила здесь зимы.

После её смерти в 1810 году дом перешёл племяннику, Михаилу Семёновичу Воронцову, в будущем герою войны 1812 году губернатору Новороссии и Бессарабии, создателю Алупкинского дворца и наместнику Кавказа.


Усадьба Дашковой на Большой Никитской, 1894 год. Консерватория до строительства нового здания. Фото – pastvu.com

Рубинштейн, назначенный директором, до конца жизни, до 1881 года остался на этом посту.

Следующие директора Н. Губерт и К. Альбрехт продержались по два года, потом, в 1885 году был назначен Сергей Иванович Танеев. Человек с мягким характером и полная противоположность следующему директору – Василию Ильичу Сафонову, с 1889 по 1906 управляющему консерваторией.

Сафонов – сын генерала терского казачьего войска, и сам, хоть и музыкант, но с военным характером – в отца.

Он взял консерваторию в «ежовые рукавицы», строил преподавателей и студентов, как полковник строит своих солдат. Если в 1868-69 годах студентов консерватории насчитывалось 184, то в 1893-94 – уже 430.

К тому моменту усадьба Дашковой оставалась без значительных перестроек, и многие студенты жаловались на тесноту и духоту в музыкальных классах.

Именно Сафонов решил кардинально перестроить и расширить здание. Причём, сначала он замахнулся на саму Театральную площадь, хотел построить новое здание напротив Большого театра, на месте ныне самого старого фонтана Москвы работы Витали. Городские власти отказали ему, и правильно сделали.

Тогда он решил расширить здание на Большой Никитской. С 1895 по 1901 год шла перестройка по проекту В. Загорского, от усадьбы Воронцовых осталась только часть фасадной стены с полуротондой.

Забавно, что первыми открылись винные подвалы с лавкой, которые находились в старом здании усадьбы ещё с времён М. С. Воронцова.

В 1898 году начались занятия в новых классах, в том же году был открыт Малый зал, а Большой зал – только в 1901 году.


Новое здание консерватории, 1901 год. Фото – pastvu.com

Заметьте, на месте будущего памятника Чайковскому - ограда с воротами по линии улицы. Она сохранялась до 1950-х годов.


Кабинет В. И. Сафонова, 1890-е годы. Фото – pastvu.com

Директор Сафонов сподвиг многих московских купцов вложиться в строительство консерватории, денег требовалось набрать больше миллиона.

Самый скупой московский купец Гаврила Солодовников пожертвовал 200000 рублей. Кроме него, вложились сахаразаводчик П. И. Харитоненко, кондитер В. А. Абрикосов, текстильный фабрикант Михаил Абрамович Морозов, золотопромышленник К. В. Рукавишников.


Класс фортепиано, 1890-е годы. Сверху – прослойка для звукоизоляции по тогдашним технологиям. Фото – pastvu.com

Копмозитор Василенко, друг Сафонова, писал:

«Ну, насчет этого я спокоен, раз постройкой заведует Загорский. Он сделает чудеса: в стенах между классами проложат прослойку из асбеста и резины - не один звук не проникнет, потолок Большого зала будет из вареной с маслом бумаги - не получится вредного отражения звука. Вообще Вы увидите много чудес».


Учительская, 1890-е гг. Фото – pastvu.com

1890-е, историко-теоретический класс. Умиляют тщательно выцарапанные каким-то нерадивым студентом инициалы на парте:


Историко-теоретический класс, 1890-е гг. Фото – pastvu.com

Большой зал рассчитан на 1800 мест, но при открытии мягких кресел не было. Первые 9 рядов партера занимали деревянные кресла, остальные 18 рядов – стулья.


Репетиция в Большом зале консерватории, 1900 год. Фото – pastvu.com

Орган для большого зала пожертвовал железнодорожный магнат С. П. Фон-Дервиз. Изготовлен он был в Париже, фирмой «Кавайе-Коль» и Фон-Дервиз потратил на его доставку в Москву 40000 рублей.

Орган для Малого зала подарил фабрикант Василий Алексеевич Хлудов. Хлудовский орган проработал 73 года и был заменён новым, заказанным в ГДР.


Большой зал московской консерватории, 1901 год. Фото – pastvu.com

По бокам - 14 овальных портретов русских и европейских композиторов, выполненных художником Н. Бондаревским.

После войны, во время борьбы с «безродным космополитизмом», решили убрать портреты немцев-композиторов, и поместить на их место русских. В 1953 году Генделя и Гайдна заменили Мусоргским и Даргомыжским, а Глюка и Мендельсона – Шопеном и Римским-Корсаковым. Заметьте, не все русские, среди них – поляк Шопен.

Портреты Генделя и Глюка, увы, не сохранились, а Гайдна и Мендельсона – найдены и отреставрированы, теперь их можно увидеть в фойе консерватории.

После революции, в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, в 1918 году, во дворе, у главного входа в консерваторию поставили памятник Римскому-Корсакову.


Памятник разбит вандалами в ночь с 16 на 17 ноября, за три дня до открытия. Через год, в ноябре 1919 года, поставили памятник Бетховену, но он простоял всего месяц и в декабре рассыпался от морозов. Памятники в те годы делали из некачественного бетона, поэтому многие простояли совсем недолго.

Вид на консертваторию в 1920-е годы. По тем временам это было самое большое здание в окрестностях, его было видно издалека.


Вид на консерваторию в 1920-е годы. Фото – pastvu.com

Консерватория в 1928 году:


Консерватория в 1928 году. Фото – pastvu.com

Студенты консерватории отмечают первомай:


Студенты консерватории отмечают первомай, 1939 год. Фото – pastvu.com

Конечно же, со временем решено было поставить памятник самому-самому – Петру Ильичу Чайковскому.

Заказ скульптор Вера Мухина получила ещё в 1945 году, и в первом её варианте памятника постамент украшал пастушок с дудочкой, символизировавший интерес Чайковского к народному творчеству и звукам земли русской.

Комиссия, увидев пастушка, не смогла сдержать смеха. Мухина, видимо, не знала о нетрадиционных вкусах Чайковского. Ей сказали, что это никуда не годится, но она поняла неправильно, и заменила пастушка на сидящего крестьянина. Только после того, как ей прямо сказали, что никаких дополнительных мужских фигур не должно быть, постамент был упрощён.

Первоначальный вариант памятника, с пастушком:


Открытие памятника Чайковскому состоялось в 1954 году. Это был последний памятник Веры Мухиной, и она не дожила до его открытия, скончавшись в 1953 году.

Открытие памятника Чайковскому, 1954 год. Фото – pastvu.com

По бокам от памятника образует полукруг в плане металлическая ограда. Но ограда не простая, а с нотным станом и партитурами главных тем 6 самых известных произведений Петра Ильича – начальные строки мелодий из оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой («Патетической») симфонии, Первого квартета, Скрипичного концерта и одного из романсов композитора - «День ли царит…».


Поговаривают, что студенты консерватории периодически меняли ноты местами, и получался «Собачий Вальс», и одно время дирекция завела специального сторожа, который каждую неделю сверял партии с оригиналом.

А ещё студенты консерватории прозвали памятник «Ферматой», поскольку в плане он похож на этот музыкальный знак.

Зимой, под снегом, Пётр Ильич становится похожим на Владимира Ильича. Фото – pastvu.com

Хор пионеров на сцене Большого зала Московской консерватории, 1950-е гг:


Хор пионеров на сцене Большого зала, 1950-е гг. Фото – pastvu.com

Московская консерватория в 1956 году:


Московская консерватория в 1956 год. Фото – pastvu.com

Праздник песни в 1971 году у стен Московской консерватории:


Праздник песни в 1971 году. Фото – pastvu.com

Консерватория в 1976 году. С тех пор тут мало что изменилось. Многие критиковали памятник Чайковскому, дескать, вдохновение выглядит совершенно не так, а карикатуристы вставляли в руки Петра Ильича гармонь.


Консерватория в 1976 году. Фото – pastvu.com
Большой зал консерватории в 1976 году. Фото – pastvu.com
Афиши. 1979 год. Фото – pastvu.com

Очередное торжество у стен Московской консерватории, 1983 год:


Московская консерватория, 1983 год. Фото – pastvu.com

В фойе консерватории висит картина «Славянские композиторы». Изначально она украшала зал ресторана «Славянский базар» на Никольской улице.


Фойе БЗК. Фото – galik-123.livejournal.com

Создатель ресторана, Александр Пороховщиков, заказал картину молодому Илье Репину, который взял за работу всего 1500 рублей.

Для сравнения: К. Маковский запросил 30000, другие живописцы – 15000 руб. Репин же был рад и полутора тысячам, это был его самый первый коммерческий заказ.

Зал ресторана «Славянский базар», конец 19 века. В центре на стене та самая картина:


Зал ресторана «Славянский базар», конец 19 века. Фото – pastvu.com

Картина написана в 1871-72 годах, и на ней изображены композиторы из разных стран, да ещё и жившие в разное время. Например, Бортнянский умер в 1825 году, Огинский в 1833-м, а Римский-Корсаков и Балакирев тогда еще и не родились.


И. Е. Репин – “Славянские композиторы”, 1872 год.
Холст, масло

В центре картины изображены русские композиторы: на первом плане Глинка беседует с Балакиревым, Одоевским и Римским-Корсаковым. Сзади на стуле Даргомыжский, за ним - Ласковский, справа в мундире - Львов, слушающий Верстовского. У рояля - братья Антон и Николай Рубинштейны, между Антоном Рубинштейном и Львовым стоит Серов. В глубине за ними группу образуют Гурилёв, Бортнянский и Турчанинов.

На заднем плане картины изображены польские музыканты - Монюшко (крайний справа), Шопен, Огинский и Липинский (на фоне двери). Левый край - чешские композиторы Направник, Сметана, Бендель и Горак.

Над публикацией работал Александр Иванов, “Прогулки по Москве”




В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные