История возникновения и развития жанра "мюзикл". Самые известные мюзиклы

1. "Моя прекрасная леди" (My Fairy Lady) (1956)

Фредерик Лоу (автор музыки) и Алан Джей Лернер (автор либретто и песенных текстов), проанализировав драматический материал пьесы Бернарда Шоу "Пигмалион", решились на написание мюзикла. Сюжет мюзикла во многом повторяет пьесу Шоу, историю преображения главной героини из вульгарной цветочницы в очаровательную молодую леди.

Профессор фонетики Генри Хиггинс заключает со своим коллегой-лингвистом, полковником Пикерингом, пари – он берется превратить лондонскую цветочницу по имени Элиза Дулиттл в настоящую леди. Элиза перебирается в дом профессора, обучение дается нелегко, но, в конце концов, она начинает делать успехи. На посольском балу Элиза с блеском выдерживает экзамен. Концовка мюзикла оптимистична – Элиза возвращается к своему учителю Хиггинсу.

Бродвейская премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года. Лондонская премьера состоялась в апреле 1958 года. Роль Хиггинса исполнил Рекс Харрисон, а Элизой стала Джули Эндрюс. Шоу сразу же стало пользоваться бешеной популярностью, билеты были распроданы на полгода вперед. Однако ошеломляющий успех мюзикла был для его создателей полной неожиданностью.

Мюзикл был сыгран на Бродвее 2 717 раз, в Лондоне – 2 281. Его перевели на одиннадцать языков, в том числе на иврит, и он с успехом шел в более чем двадцати странах. Мюзикл получил 6 наград "Тони". Было продано более пяти миллионов копий с записью оригинального бродвейского состава, а в 1964 году на экраны вышел одноименный фильм Джорджа Кьюкора. Warner Brothers заплатили рекордную сумму – 5,5 млн. долларов – за права экранизации мюзикла. Роль Элизы досталась Одри Хепберн, а Рекс Харрисон успешно перебрался с театральных подмостков на большой экран. Фильм был номинирован на премию "Оскар" и получил восемь из 12 статуэток.

Мюзикл "Моя прекрасная леди" по-прежнему любим публикой и благодаря продюсеру Камерону Макинтошу и режиссеру Тревору Нанну шоу можно посмотреть и сейчас в Лондоне.

2. "Звуки музыки" (The Sound of Music) (1959)

В 1958 году американские сценаристы Ховард Линдсей и Рассел Круз вместе с продюсером Ричардом Холлидеем и его женой, актрисой Мэри Мартин, объединились для работы над спектаклем по немецкому кинофильму "Семья фон Трапп". В картине рассказывалось об австрийской семье, которая, спасаясь от преследования нацистов, была вынуждена покинуть родину и отправиться в Америку. История не была придуманной – в основе фильма лежала книга, написанная непосредственной участницей описанных событий Марией фон Трапп.

Мэри Мартин была звездой музыкального театра, и хотя на этот раз речь шла о драматическом спектакле, она не могла отказать себе в удовольствии выступить и в качестве певицы. Первоначально для музыкального оформления постановки авторы собирались использовать народные песни и религиозные гимны из репертуара семьи фон Трапп. Однако Мэри хотелось исполнить песню, написанную специально для нее. В этом Мартин помогли композитор Ричард Роджерс и либреттист Оскар Хаммерстайн. Они сочинили совершенно новые музыкальные номера, превратив пьесу в мюзикл "Звуки музыки".

16 ноября 1959 года состоялась премьера на Бродвее. Режиссером спектакля был Дэвид Джей Донахью. Главную роль, разумеется, исполнила Мэри Мартин, роль капитана фон Траппа – Теодор Бикель. Публика, влюбленная в Мэри Мартин, изо всех сил стремилась попасть на мюзикл, что обеспечило ему великолепные сборы.

"Звуки музыки" были сыграны 1443 раза и удостоены 8 премий "Тони", включая награду за "Лучший мюзикл", а оригинальный альбом был отмечен "Грэмми". В 1961 состоялось турне мюзикла по США, и в этом же году шоу открылось в Лондоне, где шло более шести лет, став, таким образом, самым "долгоиграющим" американским мюзиклом в истории Уэст-Энда.

В июне 1960 года студия 20th Century Fox приобрела права на экранизацию за 1,25 миллион долларов. Сюжет фильма несколько отличался от истории, рассказанной в пьесе, однако именно в такой версии "Звуки музыки" обрели мировую известность. Мировая премьера фильма состоялась в Нью-Йорке, 2 марта 1965 года. Картина была выдвинута на премию "Оскар" в 10 номинациях, из которых выиграла пять.

Экранизация не стала последней страницей в истории мюзикла, он по-прежнему любим публикой и ставится по всему миру. В 90-х годах шоу можно было посмотреть в Великобритании, Южной Африке, Китае, Нидерландах, Швеции, Исландии, Финляндии, Перу, Израиле и Греции.

3. "Кабаре" (Cabaret) (1966)

Литературной основой для этого легендарного спектакля послужили цикл рассказов "Берлинские истории" Кристофера Ишервуда о Германии начала 30-х годов и пьеса "Я – камера" Джона Ван Друтена. Мюзикл рассказывает о романе молодого американского писателя Клиффа Брэдшоу и певицы из берлинского кабаре "Кит-Кэт Клуб" Салли Боулз.

В Берлин 1930-х годов забрасывает судьба молодого англичанина Брайана Робертса, начинающего писателя, вынужденного подрабатывать уроками. Знакомство с американкой Салли, певичкой из кабаре, дарит Брайану свежие, незабываемые ощущения. Писатель и певица полюбили друг друга, но им суждено пережить разлуку. Салли отказывается ехать с любимым в Париж, Клифф покидает Берлин с разбитым сердцем. Кабаре, последнее пристанище духа свободы, заполняют люди со свастиками на рукавах…

Премьера состоялась 20 ноября 1966 года. Постановку осуществил знаменитый бродвейский режиссер Гарольд Принс, Джон Канцер написал музыку, песенные тексты – Фред Эбб, либретто – Джо Мастерофф. В оригинальный состав исполнителей входили Джоэл Грей (конферансье), Джилл Хэворт (Сaлли), Берт Конви (Клифф) и др.

Постановка выдержала 1 165 представлений и получила 8 премий "Тони", в том числе – в номинации "Лучший мюзикл". В 1972 году вышел фильм "Кабаре" Боба Фосси с Джоэлом Греем (конферансье), Лайзой Минелли (Сaлли) и Майклом Йорком (Брайен). Фильм получил восемь "Оскаров".

В 1987 году Джоэл Грей снова исполнил роль конферансье в возобновленной версии шоу. В 1993 году в Лондоне, а затем, спустя пять лет, на Бродвее, открылась совершенно новая постановка "Кабаре", созданная режиссером Сэмом Мендесом. Эта версия спектакля также была удостоена многочисленных наград. Мюзикл пережил около 2377 представлений и 37 предварительных просмотров и был закрыт 4 января 2004 г.

4. "Иисус Христос Суперзвезда" (Jesus Christ Superstar) (1971)

"Иисус Христос" был задуман Эндрю Ллойдом Веббером (написал музыку) и Тимом Райсом (либретто) не как традиционный мюзикл, а как полноценная опера, написанная современным музыкальным языком, с соблюдением всех оперных традиций (ария героя, хор, ария героини и т.д.). В отличие от традиционных мюзиклов, в "Иисусе Христе" нет драматических кусков – всё построено на вокале и речитативах. Соединение рок-музыки с классическими мотивами, использование современной лексики в текстах, их высокое качество, так называемый принцип sung-through (вся история рассказывается исключительно посредством песен, без использования не поющихся диалогов) – сделало "Иисуса Христа – Суперзвезду" настоящим хитом.

Mюзикл "Иисус Христос – Суперзвезда" повествует о последних семи днях жизни Иисуса из Назарета, увиденных глазами его ученика Иуды Искариота, разочарованного в том, чем стало учение Христа. Сюжет охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до его казни на Голгофе.

Впервые опера была услышана в виде альбома в 1970 году, на котором главную роль исполнил Иен Гиллан, являющийся вокалистом "золотого состава" Deep Purple, роль Иуды исполнил Мюррей Хед, Марии Магдалины – Ивонн Эллимен На бродвейской сцене мюзикл впервые был показан в 1971 году. Некоторые критики считают, что Иисус был изображён в образе первого хиппи на земле. Бродвейская постановка продержалась только 18 месяцев.

Новая постановка мюзикла была создана в лондонском театре в 1972 году, роль Иисуса исполнил Паул Николас, Иуды – Стефан Тэйт. Эта постановка была более успешной, шла на сцене восемь лет и стала самым "долгоиграющим" мюзиклом. Американский режиссёр Норман Джуисон снял художественный фильм по мотивам произведения в 1973 году. В 1974 фильм получил "Оскара" за лучшую музыку. Помимо великолепной музыки и вокала, фильм интересен необычной трактовкой темы Христа, которая представляет собой альтернативу ортодоксальному христианству.

Один из самых известных мюзиклов, называемый также рок-оперой, породил множество споров и стал культовым произведением для целого поколения хиппи, не потеряв своей актуальности и сегодня. "Иисус Христос – Суперзвезда" был переведён на разные языки, неоднократно ставился и ставится уже более 30 лет на сценах Австралии, Новой Зеландии, Венгрии, Болгарии, Франции, Швеции, Америки, Мексики, Чили, Панамы, Боливии, Германии, Японии и Великобритании.

5. "Чикаго" (Chicago) (1975)

11 марта 1924 года в городе Чикаго, штат Иллинойс, в газете Chicago Tribune вышла статья журналистки Морин Даллас Уоткинс о некоей актрисе варьете, убившей своего бойфренда. Поскольку рассказы о преступлениях на сексуальной почве были особенно популярны у читателей, 3 апреля 1924 года вышла еще одна статья Уоткинс. На этот раз речь шла о замужней женщине, застрелившей своего любовника. Шумиха, сопровождавшая эти и другие криминальные истории, произвела сильнейшее впечатление на Морин. Позднее, оставив газету, она отправилась изучать драму в Йельский университет. Именно там, в качестве учебного задания, ею была написана пьеса "Чикаго".

30 декабря 1926 года спектакль "Чикаго" открылся на Бродвее. Пьеса выдержала 182 представления, в 1927 году был снят одноименный фильм, а в 1942 вышла картина "Рокси Харт" режиссера Уильяма Вельмана с Джинджер Роджерс в главной роли.

Боб Фосси, знаменитый хореограф и бродвейский режиссер, не смог пройти мимо такого сюжета. Для реализации проекта Фосси привлек композитора Джона Кандера, либреттистов Фрэда Эбба и Боб Фосси. Партитура "Чикаго" представляет собой блестящую стилизацию под американские шлягеры конца 20-х годов, а по способу подачи музыкального материала и его тематике "Чикаго" очень близок к водевилю.

Это история танцовщицы кордебалета Рокси Харт, хладнокровно убившей своего любовника. Попав в тюрьму, Рокси знакомится с Вельмой Келли и другими убийцами. Выпутываться Рокси помогают надзирательница тюрьмы, Матрона Мама Мортон, и пронырливый адвокат Билли Флинн. Суд признает Рокси невиновной, однако это не приносит ей радости. В финальной сцене мюзикла конферансье объявляет о дебюте "дуэта двух искрящихся грешниц", королев криминального мира Чикаго, Вельмы Келли и Рокси Харт. Они пробились в шоу-бизнес.

Премьера мюзикла состоялась в театре "46 Улица" 3 июня 1975 года с Гвен Вердон в роли Рокси, Читой Ривера в роли Вельмы и Джерри Орбахом в роли Билли. "Чикаго" открылось в Уэст-Энде только в 1979 году. Эта постановка не имела ничего общего со спектаклем Боба Фосси. Спустя 898 представлений на Бродвее и 600 показов в Уэст-Энде шоу было закрыто. В 1996 году шоу было возобновлено под руководством Уолтером Бобби и хореографа Энн Ринкинг. Четыре спектакля, сыгранных в Сити-центре, были приняты с таким энтузиазмом, что продюсеры шоу решили перенести его на Бродвей. Состав включал в себя саму Ринкинг в роли Рокси, Бебе Ньювирт в роли Вельмы, Джеймса Нотона в роли Билли Флинна и Джоэла Грея в роли Эймоса. "Чикаго" был удостоен шести премий "Тони", а также премии "Грэмми" за лучший альбом.

В 1997 году мюзикл открылся в Лондонском театре Adelphi. Лондонское "Чикаго" было удостоено премии Лоуренса Оливье как "Лучший мюзикл", а Уте Лемпер – как "Лучшая актриса мюзикла". Спектакль в обновленном виде шел в Канаде, Австралии, Сингапуре, Гонконге, Голландии, Аргентине, Германии, Швеции, Мексике, Японии, Швейцарии, Австрии, Португалии и России.

В конце 2002 года киностудия "Мирамакс" выпустила экранизацию мюзикла с Кэтрин Зета-Джонс (Вельма), Рене Зелльвегер (Рокси) и Ричардом Гиром (Билли Флин), снятую режиссером и хореографом Робом Маршаллом. Фильм "Чикаго" был с энтузиазмом встречен публикой и отмечен премией "Золотой Глобус" в категории "Лучший мюзикл или комедия". Кроме того, картина была выдвинута на премию "Оскар" в 12 номинациях, из которых выиграла шесть.

6. "Эвита" (Evita) (1978)

В октябре 1973 года Тим Райс ехал в машине и случайно услышал окончание какой-то радиопередачи. Передача была об Эвите Перон, жене аргентинского диктатора Хуана Перона, и этот сюжет заинтересовал поэта. Тим Райс счел, что история жизни Эвы вполне может стать темой для нового мюзикла. Его соавтор Ллойд Веббер отнесся к этой идее без энтузиазма, но, подумав, всё же согласился.

Райс подробно изучил биографию главной героини своего будущего мюзикла, походив по лондонским библиотекам и съездив в Аргентину, где и написал большую часть сюжетной линии. В "Эвите" сочетаются различные музыкальные стили, в партитуру включены латиноамериканские мотивы. Тим Райс вводит в мюзикл рассказчика, некоего Че (прототип которого – Эрнесто Че Гевара).

Летом 1976 года на первом фестивале в Сидмонтоне гостям были представлены первые демонстрационные записи нового мюзикла Эндрю Ллойда Веббера и Тима Райса. Вскоре на студии "Олимпик" началась запись альбома. Партию Эвиты исполнила актриса Жюли Ковингтон, Че стал молодой певец Колм Уилкинсон, Перона исполнил Пол Джонс. Альбом имел бешеный успех. Уже через три месяца после его выхода в свет количество проданных копий составляло 500 тысяч, и даже в Аргентине, где диск был запрещен, каждое уважающее себя семейство считало необходимым его приобрести.

Знаменитый режиссер Хэл Принс начал работу над постановкой. Новой Эвитой стала Элейн Пейдж, на роль Че пригласили знаменитого рок-певца Дэвида Эссекса. Премьера "Эвиты" состоялась 21 июня 1978 года. Спектакль имел огромный успех и получил награду Уэст-Эндского театрального общества в номинации "Лучший мюзикл 1978 года", Элейн Пейдж получила награду за лучшую актерскую работу в мюзикле. Диск с записью оригинального лондонского состава "Эвиты" стал золотым в первые недели после поступления в продажу.

Восьмого мая 1979 года "Эвита" открылась в Лос-Анджелесе. Через четыре месяца после американской премьеры, 21 сентября 1979 года, тем же составом, спектакль был впервые сыгран на Бродвее. "Эвита" завоевала сердца публики и получила 7 премий "Тони".

После успеха на Бродвее мюзикл был поставлен в огромном количестве стран: в Австралии, Испании, Мексике, Австрии, Японии, Израиле, Корее, ЮАР, Венгрии. К съемкам фильма приступили через двадцать лет после рождения "Эвиты". Режиссура была доверена Алану Паркеру, Эву Перон сыграла Мадонна, на роль Че пригласили звезду испанского кино Антонио Бандераса, Перона – британского актера Джонатана Прайса. Специально для фильма была написана новая песня – "Ты должен любить меня", принесшая ее авторам "Оскар".

7. "Отверженные" (Les Miserables) (1980)

Роман "Отверженные" Виктора Гюго приобрел свое второе рождение в мюзикле, созданном композитором Клодом-Мишелем Шонбергом и либреттистом Аленом Бублилем. Работа над мюзиклом продолжалась два года и, наконец, был записан двухчасовой эскиз будущего мюзикла. При участии либреттиста Жана-Марка Нателя этот эскиз был превращен в концепт-альбом, который был выпущен в 1980 году и разошелся тиражом в 260 000 копий. Визитной карточкой мюзикла стала гравюра, изображающая маленькую Козетту.

Сценическая версия была представлена парижанам 17 сентября 1980 года во Дворце спорта. Спектакль посетило более полумиллиона человек. Морис Баррье исполнил роль Жана Вальжана, Жак Мерсье – Жавера, Роз Лоранс – Фантины, Мари – Эпонины, Фабьенн Гюйон – Козетты.

В 1982 году молодой постановщик Петер Фераго, которому очень понравился концепт-альбом "Отверженных", обратил на него внимание британского продюсера Камерона Макинтоша. Макинтош превратил проект в шоу самого высокого класса. Над созданием новой версии мюзикла "Отверженные" работала сильная команда: постановщиками стали Тревор Нанн и Джон Кээд, английский текст сочинял Герберт Крецмер в тесном сотрудничестве с самими создателями мюзикла. Спектакль был поставлен в театре "Барбикан" под эгидой Королевской Шекспировской Компании. Премьера новой версии мюзикла состоялась 8 октября 1985 года. Самой "долгоживущей" постановкой мюзикла "Отверженные" гордится Palace Theatre в Лондоне. Всего в этом театре спектакль был показан более шести тысяч раз.

В1987 году "Отверженные" пересекли Атлантику и водворились на Бродвее, начав таким образом свое триумфальное шествие по миру. Несмотря на то, что мюзиклу исполнилось уже более двадцати лет, он не сходит со сцены и продолжает пользоваться большой популярностью во всём мире. "Отверженные" были переведены на множество языков: японский, иврит, венгерский, исландский, норвежский, немецкий, польский, швецкий, голландский, датский, чешский, испанский, мавританский, креольский, фламандский, финский, португальский. Всего мюзикл "Отверженные" увидели жители двухсот городов тридцати двух стран мира. Творение Алана Бублиля и Клода-Мишеля Шонберга посмотрели более 20 млн. зрителей по всему миру.

8. "Кошки" (Cats) (1981)

Основой для "Кошек" послужил цикл детских стихов Т.С. Элиота "Книга Старого Опоссума о практичных кошках", опубликованный в 1939 году в Англии. Это сборник ироничных зарисовок кошачьих характеров и привычек, за которыми легко угадываются различные человеческие типажи.

Эндрю Ллойд Веббер начал сочинять песни на стихи Элиота в начале 70-х. К 1980 году у композитора накопилось достаточно музыкального материала, который и было решено переработать в мюзикл. Шоу о кошках было обречено на успех: англичане известны своей любовью к этим животным. Команда мюзикла состояла из талантливых людей – продюсера Камерона Макинтоша, режиссера Тревора Нанна, театрального художника Джона Напьера и хореографа Джиллиан Линн.

Когда дело дошло до сценического воплощения вебберовских песен, основной проблемой, с которой столкнулись создатели мюзикла, стало отсутствие сюжета. К счастью, благодаря вдове Т. С. Элиота, Валери, в распоряжении авторов были письма и черновики поэта, откуда они по крупицам выуживали идеи для сюжетной канвы спектакля.

К актерам мюзикла предъявлялись особые требования – они должны были не только хорошо петь и обладать идеальной дикцией, но и быть чрезвычайно пластичными. В Великобритании набрать труппу из 20 человек оказалось непросто, поэтому в состав исполнителей вошли и премьер Королевской балета Уэйн Слип, и поп-певец Пол Николас, и актриса Элейн Пейдж, и молодая певица и танцовщица Сара Брайтман.

В театре "Кошки", созданном дизайнером Джоном Нэйпьером, нет занавеса, зал и сцена представляют собой единое пространство, причем действие разворачивается не фронтально, а по всей глубине. Сцена оформлена как свалка и представляет собой горы живописного хлама, декорация оснащена сложной электроникой. Актеры перевоплощены в грациозных кошек при помощи многослойного грима, расписанных вручную трико, париков из шерсти яка, меховых воротников, хвостов и блестящих ошейников.

Премьера мюзикла состоялась 11 мая 1981 года в Лондоне, а через год спектакль открылся на Бродвее. До самого своего закрытия 11 мая 2002 года спектакль шел в Лондоне с большим успехом, заслужив звание самой "долгоиграющей" театральной постановки в истории английского театра (более 6 400 представлений). Мюзикл "Кошки" побил все мыслимые рекорды и в Соединенных Штатах. В 1997 году, после 6 138 представлений, мюзикл был признан бродвейским долгожителем номер один. За 21 год лондонскую постановку посмотрело более 8 миллионов человек, а ее создатели заработали 136 миллионов фунтов стерлингов.

За время своего существования мюзикл был поставлен более сорока раза, его посетило более 50 миллионов зрителей в тридцати странах, переведен на 14 языков, а общая сумма сборов в настоящий момент перевалила за 2,2 миллиарда долларов. Среди наград "Кошек" – премия Лоуренса Оливье и премия, вручаемая газетой "Ивнинг Стандарт" в номинации "Лучший мюзикл", семь премий "Тони", французская премия Мольера. Записи и лондонского, и бродвейского оригинального состава были удостоены "Грэмми".

9. "Призрак оперы" (The Phantom of the Opera) (1986)

Рождение мюзикла началось в 1984 году, когда британский композитор Эндрю Ллойд Веббер взял в жены молодую актрису и певицу Сару Брайтман. В расчете на голос Сары, Ллойд Веббер сочинил "Реквием", однако ему хотелось показать талант супруги в более масштабном произведении. Этим произведением стал мюзикл "Призрак оперы", созданный по мотивам одноименного романа французского писателя Гастона Леру. Это мрачная и романтическая история о сверхъестественном существе, обитавшем в подземелье под Парижской Оперой.

Сара Брайтман исполнила роль главной героини – Кристины Дааэ. Главную мужскую партию исполнил Майкл Кроуфорд. Роль возлюбленного Кристины, Рауля, в премьерном составе исполнил Стив Бартон. Либретто создали Ричард Стилгоу и Эндрю Ллойд-Веббер, песенные тексты – Чарльз Харт. Театральный художник Мария Бьорнсон придумала знаменитую маску Призрака и настояла на том, чтобы пресловутую падающую люстру опускали на зрителей, а не на сцену.

Премьера мюзикла состоялась 9 октября 1986 года в театре Ее Величества, в присутствии членов королевской семьи. Премьера первой бродвейской постановки "Призрака" состоялась в нью-йоркском театра "Маджестик" в январе 1988 года. Она стала вторым после "Кошек" по длительности демонстрации спектаклем за историю Бродвея, где его посмотрели 10,3 миллиона человек.

Более 65000 спектаклей "Призрака" было сыграно в 18 странах, в том числе в Японии, Австрии, Канаде, Швеции, Германии и Австралии. Постановки "Призрака оперы" получили более 50 престижных премий, среди которых были три премии Лоуренса Оливье и 7 премий "Тони", 7 наград "Драма Деск", награду "Ивнинг Стандарт". "Призрак Оперы" завоевал симпатию у более чем 58 млн. зрителей со всего мира. Только в Нью-Йорке его посмотрели уже почти 11 млн. человек, а во всём мире – свыше 80 млн. Доходы от продажи билетов на "Призрак оперы" превысили 3,2 миллиарда долларов.

10. "Мама Миа" (Mamma Mia) (1999)

Идея о создании оригинального мюзикла на основе песен ABBA принадлежит продюсеру Джуди Креймер. Основу мюзикла составляют 22 песни группы. Поскольку в оригинале все песни исполняли женщины, в качестве отправной точки была предложена история о матери и дочери, о двух поколениях. Необходимо было придумать историю, достойную знаменитых хитов шведского квартета. На помощь пришла писательница Катерина Джонсон, написавшая рассказ о семье, живущей на греческих островах. История представляет для зрителя не меньший интерес, чем песни. Кэтрин смогла логически выстроить песни в единую сюжетную линию, песни разбиты на диалоги и окрашены новыми интонациями. Музыку написали Бенни Андерсон и Бьорн Ульвеус, режиссер – Филлида Ллойд.

"Мама Миа" – современная, ироничная, романтическая комедия, в которой фигурируют две основные линии: история любви и взаимоотношения двух поколений. Сюжет спектакля представляет собой переплетение комедийных ситуаций, которые подчеркивает жизнерадостная музыка ABBA, оригинальные костюмы и остроумные диалоги героев. Суть проекта выражена и в характерном логотипе "Мама Миа" – образе счастливой невесты. Эта картинка стала международно признанным брендом.

Молодая девушка Софи собирается выйти замуж. Она хочет пригласить на свадьбу своего отца, чтобы он отвел ее к алтарю. Но она не знает, кто он, так как ее мать Донна никогда не рассказывала о нём. Софи находит дневник матери, в котором та описывает отношения с тремя мужчинами. Софии решает отправить приглашения всем троим. Всё самое интересное начинает происходить, когда на свадьбу приезжают гости… Мама выходит замуж одновременно с дочкой.

Первое испытание мюзикл "Мама Миа" прошел 23 марта 1999 года, когда состоялся предпремьерный показ в Лондоне. Тогда реакцию зрителей можно было описать одним словом – восторг: люди в зале не сидели на своих местах ни минуты – они танцевали в проходах, подпевали и хлопали. Премьера состоялась 6 апреля 1999 года.

После лондонской постановки мюзикл "Мама Миа" параллельно ставится еще в 11 разных местах мира. Сборы от проката 11 мировых постановок составляют более 8 млн. долларов США в неделю. Более 27 млн. – общее количество зрителей по всему миру, посетивших мюзикл "Мама Миа". Каждый день во всём мире мюзикл "Мама Миа" посещают более 20 000 человек.

1,6 миллиардов долларов США – кассовые сборы от проката "Мама Миа" по всему миру.

За восемь лет проката мюзикл был поставлен более чем в 130 крупных городах. Альбом с записью первой постановки "Мама Миа" стал "платиновым" в США, Австралии и Корее; дважды "платиновым" в Великобритании и "золотым" в Германии, Швеции и Новой Зеландии.

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Любите ли вы мюзикл так, как любит его мир?

Долгое время мюзикл не был признан как жанр театрального искусства, хотя влияние на его развитие оказали такие жанры, как оперетта, бурлеск, водевиль и комическая опера. Массовость, зрелищность, яркость, захватывающий сюжет - далеко не все, чем привлекателен для зрителя мюзикл. Глубокая драматургия, хороший вокал и хореография также важны. Где находятся первоистоки мюзикла и какие мюзиклы по праву считаются мировым наследием?

Мюзикл: история жанра

Mюзикл появился в Америке. До XIX века был запрещен ввиду пуританских нравов и провозглашался ими на протяжении 200 лет “низким лицедейским” жанром. Видение духовного развития жителя Нового Света пуританами тормозило развитие театрального жанра в Америке вообще. Но театр все же существовал и развивался. Как выглядел театр? Актерами театра того времени были европейские иммигранты и негры, а сами спектакли-мюзиклы начали свое существование в виде развлекательных Менестрель-шоу. Эти шоу были наполнены ироничными пародиями на жизнь и быт негров. В таких спектаклях европейцы играли негров, а негры - европейцев. Шуточные увлечения музыкальной культурой и бытом закончились зарождением джаза, без которого уже к концу первой половины XX века невозможно было представить ни одной известной театральной постановки. Существует мнение, что, объединив собой все театральные жанры, джаз породил мюзикл.

Бродвейские и французские мюзиклы

Broadway - это не только самая длинная улица Нью-Йорка (более 25 км), которую Эдгар По называл “аортой, по которой течет лучшая кровь нашей системы”. У Бродвея, в Театральном квартале, находится всемирно известный одноименный коммерческий театр (Broadway thearte), который стремится посетить каждый гость Нью-Йорка.

На подмостках Бродвея творил и родоначальник самого мюзикла Джордж Майкл Коэн. Он сделал мюзикл таким, каким мы привыкли видеть его сейчас. Первые творения Коэна выходили в начале ХХ века. Сам Коэн не имел образования по профилю, но он был настоящим практиком, а не теоретиком, к тому же в нем было достаточно харизмы и опыта (Джордж был потомственным актером), позволивших ему пробить дорогу этому жанру. В дальнейшем именно музыкальные постановки на Бродвее принесли театру всемирную славу. Лучшие бродвейские мюзиклы были экранизированы, после чего приобрели еще большую популярность:

  • “Скрипач на крыше
  • “Иисус Христос - суперзвезда”,
  • “Эвита”
  • “Кошки”.
  • “Призрак Оперы”.

Бродвей - самый знаменитый в мире “мюзикальный” театр. Секрет успеха, на взгляд Womie, заключен в гармоничном сочетании сюжета и музыки, зрелищности, а также в искусном смешении стилей, в ремейках исторических и библейских сюжетов на современный лад.

Помимо Бродвейских, ставятся знаменитые французские мюзиклы (“Нотр-дам де пари”, “Ромео и Джульетта”, “Тристан и Изольда”, рок-опера “Моцарт”, “Шахерезада” и др.), российские, азербайджанские, австрийские и украинские.

Наши мюзиклы

История мюзиклов в России началась в 1975 году с постановки зонг-оперы “Орфей и Эвридика”. Слово “рок” было запрещено, как и само понятие, но весь мир в то время аплодировал рок-опере “Иисус Христос - суперзвезда” и советский слушатель подпольно добывал качественные пластинки с записями ведущих партий… В то время существование театрального искусства в стиле мюзикл или рок-опера не поощрялось властями, а интерес к ним был наказуем. Советские постановщики завуалировали рок, обратившись к драматургии Брехта. Иностранное слово “мюзикл”, “рок”, “рок-опера”, “рок-музыка” и т.д. нельзя было использовать в афишах, поэтому западное явление назвали “современной оперой”. Премьера первого мюзикла, или рок-оперы, “Юнона и Авось” состоялась в 1981г, после этого западные СМИ охарактеризовали оперу как антисоветскую, существенно осложнив жизнь ее авторам. Спектакль продолжал выходить на сцене СССР, однако зарубеж его не выпускали, долго не выходила пластинка с записями партий, автора Рыбникова не признавали автором оперы, и в конце концов все закончилось судилищем с Минкультом, где автор смог доказать свои права. В таких тяжелых условиях существовал мюзикл в России раньше.

Современный российский мюзикл пытается пробить себе дорогу на мировой сцене и время от времени достигает успехов. Отсутствие кадров в этой области (режиссеров-постановщиков, хореографов и дирижеров) заставляет приглашать специалистов из-за рубежа, а это уже накладывает отпечаток на самобытность и оригинальность именно российского мюзикла. Мюзиклами в России занимается продюсерский центр “Стейдж Энтертейнмент”. Для тех, кто интересуется, Womie рекомендует посмотреть ремейки европейских и американских мюзиклов “Нотр-Дам”, “Чикаго”, “42-я улица”, “Иствикские ведьмы”, “Русалочка”, “Mamma Mia!”, “Cats”, “Zorro”, “Звуки музыки”.

А здесь мы подготовили для вас еще больше интересных материалов!

19 августа 1957 года в Вашингтоне состоялась премьера мюзикла «Вестсайдская история» по пьесе Артура Лоренца. Он представлял собой историю Ромео и Джульетты, перенесенную в реалии Америки того времени. Главные герои — юноша-еврей Тони и итальянка-католичка Мария — принадлежат к двум враждебным молодежным группировкам Нью-Йорка, но, несмотря ни на что, любят друг друга. Мюзикл моментально стал хитом, а после экранизации в 1961 году только укрепил свои позиции.

Мюзикл — один из самых популярных жанров театрального искусства. Ведь его сюжет разыгран не только в словах и действиях, но и в песнях и танцах. К тому же мюзиклы, как правило, отличаются массовостью и яркостью, чем и привлекают зрителей.

Мы решили вспомнить самых известных представителей этого жанра.

«Моя прекрасная леди»

В 1964 году вышел одноименный фильм, в котором роль Элизы исполнила Одри Хепберн.

В основу этого мюзикла легла пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион», в которой рассказывается, как главная героиня, цветочница Элиза Дулиттл, становится очаровательной леди. Такое превращение состоялось из-за спора профессора фонетики и его друга-лингвиста. Элиза перебралась в дом ученого, чтобы пройти нелегкий путь обучения и преображения.

Премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года. Главную роль, Элизу, сыграла Джули Эндрюс. Шоу сразу же завоевало невероятную популярность, а вскоре получило несколько престижных театральных премий.

В 1964 году на экраны вышел одноименный фильм, в котором роль Элизы исполнила Одри Хепберн.

«Звуки музыки»

Немецкий фильм «Семья фон Трапп» стал основой для этого мюзикла. Картина повествовала об австрийской семье, которая, спасаясь от нацистов, отправилась в Америку. Сюжет был основан на книге Марии фон Трапп — непосредственной участницы тех событий.

Премьера состоялась 16 ноября 1959 года. Мюзикл получил 8 театральных премий «Тони». В 1965 году вышел одноименный фильм. Его сюжет немного отличался от пьесы, но именно он принес «Звукам музыки» настоящую мировую известность.

«Кабаре»

Основа сюжета легендарного мюзикла — рассказы «Берлинские истории» Кристофера Ишервуда о жизни в Германии в начале 30-х годов. Еще одна часть повествования пришла из пьесы Джона Ван Друтена «Я — камера», повествующей о любви молодого писателя и певицы берлинского кабаре Салли Боулз. Судьба занесла героя в столицу Германии в начале 30-х. Здесь он и знакомится с Салли и влюбляется в нее. Но она отказалась последовать за ним в Париж, разбив ему сердце.

Премьера мюзикла состоялась 20 ноября 1966 года. Постановка получила 8 премий «Тони». В 1972 году на экраны вышел одноименный фильм режиссера Боба Фосса. Образ Салли блистательно воплотила Лайза Минелли.

«Иисус Христос — суперзвезда»

Произведение породило множество споров и стало культовым для поколения хиппи.

Музыку для этого мюзикла написал Эндрю Ллойд Вебер. В отличие от традиционных постановок, в этой вся история рассказывается только с помощью песен. Также он стал оригинальным благодаря рок-музыке и современной лексике в текстах. Это и сделало постановку настоящим хитом.

Повествование в ней идет о последних семи днях жизни Иисуса, которые проходят перед глазами Иуды Искариота, разочарованного учением Христа.

Впервые рок-опера прозвучала в виде альбома в 1970 году, главную роль в ней исполнил солист группы Deep Purple Иэн Гиллан. Произведение породило множество споров и стало культовым для поколения хиппи. Через год оно было поставлено на Бродвее.

«Чикаго»

11 марта 1924 года в газете «Чикаго Трибьюн» журналистка Морин Уоткинс рассказала об актрисе варьете, убившей своего любовника, — это стало отправной точкой для сюжета мюзикла. В те времена рассказы о преступлениях на сексуальной почве были весьма популярны, и Уоткинс продолжила писать о них. 3 апреля 1924 года появилась ее новая заметка о женщине, застрелившей бойфренда. Позже Уоткинс написала пьесу «Чикаго».

История мюзикла рассказывает о танцовщице кордебалета Рокси Харт, хладнокровно убившей своего любовника. В тюрьме Рокси знакомится с Велмой Келли и другими преступницами, а потом нанимает адвоката Билли Флинна, с помощью которого избегает наказания, а заодно становится настоящей звездой. Премьера мюзикла состоялась 3 июня 1975 года.

В 2002 году вышел фильм «Чикаго» с Рене Зелльвегер (Рокси), Кэтрин Зетой-Джонс (Вельма) и Ричардом Гиром (Билли Флинн).

«Кошки»

В «Кошках» нет занавеса, а сцена сливается с залом в единое пространство.

Основой для этого популярного мюзикла послужил цикл детских стихов Т.С. Элиота «Книга старого Опоссума о практичных кошках», вышедший в Англии в 1939 году. В сборнике иронично рассказывалось о привычках и повадках кошек, в которых угадывались человеческие черты. Стихи Эллиота понравились Эндрю Ллойду Вебберу.

В «Кошках» необычно все — на сцене нет занавеса, она сливается в единое пространство с залом. Сама сцена оформлена, как свалка. Актеры предстают в виде грациозных кошек благодаря сложному многослойному гриму. Их костюмы расписаны вручную, парики, хвосты и воротники выполнены из шерсти яка. Мюзикл впервые был показан 11 мая 1981 года в Лондоне.

«Призрак оперы»

«Призрак оперы» создан по одноименному роману Гастона Леру. Романтическая, но мрачная история рассказывает о живущем в подземелье под Парижской оперой загадочном существе со сверхъестественными способностями. Оно влюбляется в молодую певицу Кристину и становится ее покровителем.

Премьера «Призрака оперы» состоялась 9 октября 1986 года в Королевском театре, на ней присутствовали даже члены семьи Ее Величества. Шоу стало первым по длительности демонстрации мюзиклом за всю историю Бродвея, обогнав даже «Кошек».

В 2004 году мюзикл стал фильмом, в котором образ призрака в маске воплотил Джерард Батлер.

«Эвита»

Идея создания мюзикла появилась случайно — в октябре 1973 года Тим Райс в машине услышал окончание радиопередачи, в которой речь шла об Эвите Перон — жене аргентинского диктатора Хуана Перона. История ее жизни заинтересовала поэта. Сюжет шоу повествует о том, как она приехала в Буэнос-Айрес в 15 лет и стала сначала известной актрисой, а затем и женой президента страны. Эта женщина помогала бедным, но при этом способствовала воцарению диктатуры в Аргентине.

Мюзикл вышел 21 июня 1978 года, а через 20 лет решено было снять фильм по его мотивам. Режиссером выступил Алан Паркер, главную роль сыграла Мадонна.

«Мама Миа»

Популярность песен группы ABBA столь велика, что идея о создать мюзикл на их основе неудивительна. В мюзикл вошли 22 хита легендарного квартета. Его авторами стала мужская половина ABBA. Сюжет следующий: Софи готовится выйти замуж. На свадьбу она собирается пригласить отца, чтобы тот отвел ее к алтарю . Только вот мать девушки, Донна, никогда не говорила о нем. Софи нашла дневник матери, где рассказывалось о ее отношениях с тремя различными мужчинами, в результате приглашение отправляется всем им. Когда на свадьбу начинают прибывать гости, начинается самое интересное…

Впервые этот веселый и яркий мюзикл был показан зрителям в 1999 году, а в 2008 году свет увидел фильм по нему с Мерил Стрип, Пирсом Броснаном, Колином Фертом, Амандой Сэйфрид и другими актерами.

«Нотр-Дам де Пари»

Мюзикл поставлен по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Мюзикл поставлен по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Впервые он был показан в Париже 16 сентября 1998 года и попал в Книгу рекордов Гиннеса как имевший самый успешный первый год работы.

По сюжету юная девушка-цыганка по имени Эсмеральда своей красотой привлекает к себе внимание мужчин. Среди них — епископ Собора Парижской Богоматери Фролло, молодой красавец — капитан королевских стрелков Феб и уродливый звонарь Квазимодо, воспитанник Фролло.

Эсмеральда без памяти влюбляется в самого красивого из них — Феба. Он не против воспользоваться этим, несмотря на то что у него есть невеста — Флер-де-Лис. Фролло же обуреваем ревностью и терзаем сомнениями — ведь он, как священник, не имеет права любить женщину. Квазимодо восхищается юной цыганкой, видя в ней ту недосягаемую неземную красоту, которая является полной его противоположностью.

«Юнона и Авось»

Мюзикл — без преувеличения самая известная российская постановка данного жанра. Его премьера состоялась 9 июля 1981 года. Режиссером выступил Марк Захаров, а главные роли сыграли Николай Караченцов и Елена Шанина. В основу была положена поэма «Авось» Андрея Вознесенского.

По сюжету граф Резанов, похоронив жену, решил отдать все силы служению России. Его предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему повелели отправиться туда. Там он знакомится с юной Кончитой, и они влюбляются друг в друга. Обстоятельства заставляют их расстаться, но они успевают тайно обвенчаться. И хотя им не суждено будет увидеться вновь, любовь их будет жить вечно.

В своей книге «О мюзикле» Э. Кампус приводит известный парадокс Отто Шнайдерайта об оперетте и предлагает перефразировать его по отношению к жанру мюзикла. И вот что получается:

Мюзикл - наиболее изученный музыкальный жанр.

Мюзикл - наименее изученный музыкальный жанр.

Мюзикл известен всем, потому что всем известны мюзиклы.

Мюзикл не известен никому, потому что никто не знает, что такое мюзикл.

В настоящее время единого определения мюзикла не существует. Вот как определяет его Музыкальная Энциклопедия : «Музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Именно их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами».

Musical - мьюзикл, или, как чаще пишут и говорят, мюзикл - сокращенная форма понятий Musical comedy (музыкальная комедия) и Musical play (музыкальная пьеса, музыкальное представление).

Попытки дать определение мюзиклу осложняются еще и тем, что жанр заметно эволюционировал в течение ХХ-го века, первые опыты в этом жанре мало похожи на спектакли последних десятилетий; кроме того, европейские мюзиклы также отличаются от своих бродвейских «собратьев», это проявляется и в организации, и непосредственно, в сюжетном наполнении постановок.

Мюзикл - один из самых модных жанров современного музыкального театра. Некоторые считают его просто американской разновидностью оперетты. В этом нет большой ошибки. Жанрам искусства свойственно развиваться, и оперетта не раз меняла свою национальную и жанровую специфику. Сентиментально-мелодраматические оперетты И. Кальмана и Ф. Легара настолько непохожи были на венскую оперетту конца XIX века, а музыкальные комедии советских авторов так отличались от западной продукции, что порою тоже давали повод говорить о них как о новом жанре. Но именно в американском музыкальном театре произошел тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр, хотя и находящийся в отношениях близкого родства и преемственности с опереттой.

Главное структурное различие между опереттой и мюзиклом определяется той ролью, которая отводится музыке по сравнению с разговорными сценами. Вот как об этом пишут авторы книги «В мире оперетты»: «Оперетта, которую европейские классики жанра стремились приблизить к опере, во многом сохранила черты выдержанной музыкальной формы с ансамблями и финалами, с лейтмотивами и элементами симфонического развития. Мюзикл же в большей степени представляет собой театральную форму, в которой музыка является одним из средств музыкально-сценического монтажа наряду с хореографией, пластикой, постановочными эффектами и т.д.» . По структуре мюзикл близок к той разновидности оперетты, которая в России, как и в других странах, получила название «музыкальной комедии» и которую сторонники чистоты жанра иногда принципиально отделяли от оперетты. Последней точки зрения придерживался, в частности, композитор И. Дунаевский. «В оперетте, - говорил он, - музыка играет ту большую роль, какая, в так называемых музкомедиях, может быть и необязательна. В оперетте все или почти все драматургическое действие, развитие характеров и сюжета решается средствами музыки. Музыкальная драматургия в оперетте, таким образом, является обязательным и важнейшим фактором, цементирующим всю пьесу. Ее роль, то есть роль музыки в оперетте, принципиально такая же, как в опере, но выражается облегченными мелодическими и формальными средствами. Из музыкальной комедии можно легко убрать музыку и ставить пьесу в обыкновенном драматическом театре, что у нас нередко и делают. Из оперетты музыку невозможно изъять, ибо она определяет пьесу, на ней строится все развитие сюжета, а в музыкальных номерах определяются характеры и их движение в сюжете».

Сказанное И. Дунаевским применительно к оперетте и музыкальной комедии, можно перенести на оперетту и мюзикл. В оперетте, как в крупной музыкально-сценической форме, предъявляющей высокие вокальные требования к певцам, главенствующим элементом является музыка. Разговорные сцены часто служат лишь связками, подготавливающими музыкальные номера. Опереточное либретто не могло бы служить основой для самостоятельной постановки. В мюзикле главное место отводится пьесе, то есть литературному материалу. Поэтому важным является сюжетное наполнение. Показательно, что в США мюзиклы неоднократно были удостоены разного рода литературно-театральных премий среди лучших пьес года .

Высокий литературный уровень большинства мюзиклов в значительной степени определяется тем обстоятельством, что в качестве их сюжетной основы принято брать известные, а иногда действительно выдающиеся произведения классической и современной литературы. Первоисточниками мюзиклов стали сочинения Т. Плавта, У. Шекспира, М. Сервантеса, Ф. Вольтера, Ч. Диккенса, Б. Шоу, Ф. Мольнара, С. Шолом-Алейхема, Ю. О`Нила, В. Гюго, Б. Стокера, М. Митчелл, А. де Сент-Экзюпери, также многих современных американских писателей - Т. Капоте,

Э. Райса, Т. Уайлдера, М. Андерсона и других. Лучшие либретто мюзиклов отличаются интересной проблематикой, оригинальными характерами, блестящими диалогами, эффектными кульминациями, высокопоэтичными песенными стихами. О композиторах и драматургах мюзиклов обычно говорят и пишут, как о равных партнерах.

Подобно оперетте, мюзикл также обращается к своей аудитории языком современной бытовой и эстрадной музыки, но музыкальная форма здесь проще, компактнее. Отсутствуют развернутые многоэпизодные финалы актов, доминирует песенная форма, ансамбли редки, зато часто встречаются сцены солиста или нескольких солистов с хором. Мюзиклам свойственна насыщенность действием. Этому подчиняется все: каждая реплика и музыкальный номер, любое танцевальное движение и комическая реприза. Вокальные и танцевальные сцены должны непосредственно вырастать из действия и его развивать. Они должны быть внутренне мотивированы.

Опера и оперетта приучили зрителя к балетным сценам дивертисментного типа: иногда это отдельные номера, иногда целые сюиты прерывающие, останавливающие развитие основной интриги. Мюзикл, в своих лучших образцах, связывает подобные сцены с сюжетом, с развитием характеров. Балетные эпизоды, таким образом, перестают быть вставными номерами, становятся частью действия. Но этого мало: хореография, пластика становятся важнейшим элементом в системе выразительных средств мюзикла наряду с пением. Музыкальные номера, как правило, решаются также и пластически. Характеры персонажей раскрываются как в пении, так и в танце .

В опере и оперетте балетмейстер-хореограф обычно выполняет более или менее важную, но все же второстепенную и эпизодическую роль, ограниченную рамками балетных эпизодов и так называемых «подтанцовок». В практике постановки мюзиклов он часто фактически второй постановщик. Иногда же - главный. Целостное хореографическое решение, виртуозный пластический рисунок составляют едва ли не самую впечатляющую сторону лучших бродвейских постановок .

«Уступая европейской оперетте в интенсивности использования вокала, мюзикл вместе с тем намного больше внимания уделяет пластическим средствам выразительности». Это обстоятельство наряду с тщательной разработкой драматической линии предъявляет особые требования к искусству актера мюзикла. Идеалом здесь является сочетание качеств актера, певца и танцовщика - комплекс чрезвычайно редкий. Кино предоставило нам возможность знакомства с некоторыми из «звезд» американского мюзикла. Мы имели удовольствие видеть на экране обаятельную Джулию Эндрюс (первую исполнительницу роли Элизы Дулиттл) в киноэкранизации мюзикла Р. Роджерса и О. Хаммерстайна «Звуки музыки»; в кинофильме «Моя прекрасная леди» в главной роли снялась известная киноактриса Одри Хепберн. В этом же фильме роль отца Элизы ярко исполнил Стенли Холлоуэй, а профессора Хиггинса великолепно сыграл Рекс Харрисон. Оба - участники первой бродвейской премьеры этого мюзикла. Мы познакомились с искусством Барбары Стрейзанд - исполнительницы заглавной роли в киномюзикле «Смешная девчонка». Кстати, исполнение именно этой роли в бродвейском спектакле 1964 года стало началом широкой популярности актрисы. Все это позволяет нам составить некоторое общее представление о творческом комплексе актера в мюзикле. Среди актеров мюзикла, как можно увидеть, встречаются и выдающиеся певцы, вроде Барбары Стрейзанд, и вокалисты с более скромными способностями - подобно Джулии Эндрюс. Во многих мюзиклах от артиста требуется не столько спеть, сколько выразительно и ритмично проговорить свою вокальную партию, как это виртуозно делал Рекс Харрисон в роли профессора Хиггинса. В любом случае, однако, актер мюзикла должен обладать большой внутренней музыкальностью, чувством ритма, осознавать музыку продолжением речи, выражением характера. То же самое можно сказать и о пластике, которая должна служить актеру средством выражения мысли, характера, столь же естественным, как пение или диалог. Таким образом, мюзикл рассчитывает на актеров универсальной одаренности или, как иногда говорят, «синтетических», то есть обладающих способностью синтезировать, объединять разного рода профессиональное умение - речь, мимику, пение, пластику, танец, подчиняя их единой линии сценического поведения, задаче создания цельного образа. Подобная универсальность встречается у актеров разных жанров и специальностей .

Требование универсальности предъявляется мюзиклом не только к «звездам», но и ко всему ансамблю. Действенные, тщательно разработанные ансамблевые сцены более всего поражали в американских постановках европейского зрителя, приученного опереттой к статике хоровых эпизодов, к безликой толпе хористов, балетным номерам, никак не связанным с основным действием. Создавалось впечатление, что постановка таких спектаклей, как «Моя прекрасная леди» или «Вестсайдская история» осуществлялась в каждом отдельном случае какой-то уникальной по своим возможностям труппой. В известной степени так и было на самом деле, ибо очень часто, а особенно в последнее время, театральная труппа набирается только для одной постановки. Трудность создания ансамбля неизменно подстерегала постановщиков при переносе американских мюзиклов на европейскую, в том числе и на российскую сцену - в театры с постоянной труппой и обширным разнохарактерным репертуаром.

Художественные особенности мюзикла тесно связаны с американской театральной традицией и существующей в США практикой театрального дела. Безудержная рекламная шумиха вокруг занятых в спектакле «звезд», постановщиков, продюсеров - неизбежные спутники мюзикла, как и стремление всеми средствами популяризации превратить его мелодии в общемировые шлягеры.

Традиционный взгляд на мюзикл, как на искусство развлекательное, отнюдь не исключает того объективного факта, что это искусство служит своеобразным зеркалом общественной жизни. Художественные завоевания мюзикла позволили ему стать достоянием не только какой-то одной нации, но и оказывать серьезное воздействие на современный музыкальный театр.

Зарождение мюзикла

Предшественниками мюзикла были множество легких жанров, где смешались шоу варьете , французский балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка «Black Crook», где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра. Музыкальной комедией охарактеризовал один из своих хитов «Хористка» английский продюсер Джордж Эдвардс . Музыкальная комедия подразумевала легкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в исполнении кумиров публики. Постановки Эдвардса снискали ошеломительный успех в Нью-Йорке, и до начала XX века моду в новом жанре диктовали английские представления.

Развитие в Америке

В дальнейшем «Аршин мал алан» был переведен более чем на 75 языков и поставлен в 187 театрах 76 стран: в 16-и городах Грузии , в 17-и городах Болгарии , 13 штатах США , 17-и городах Польши (1500 раз), в 28-и городах России , в 8-и городах Китая и т.д

  • «Onun üreyi («Его сердце»)» - художественно-музыкальный фильм (Сказка-мюзикл);режиссер - Самира Керимоглу. В Союзе театральных деятелей Азербайджана состоялась презентация художественно-музыкального фильма режиссера Самира Керимоглу "Onun üreyi" (Его сердце), приуроченная ко Дню защиты детей.

Украинские мюзиклы

  • «Феминизм по-украински » (1998 г., вторая редакция - 2008 г.) - первый национальный украинский мюзикл. Автор либретто, композитор, режиссёр и сценограф - Алексей Коломийцев .
  • "Кицин Дім" (2012 г.) - первый украинский детский мюзикл (актеры 11-16 лет).Мюзикл по одноименной пьесе С.Я. Маршака "Кошкин Дом". Авторы либретто: Маршак Самуил,Рогань Константин,Каило Виталий,композитор - N"Pongo, режиссер-постановщик - Маматенко Владислав,балетмейстер - Божчук Сергей, хормейстер - Кочарян Лусине, Рогань Константин,художник по костюмам - Чепига Анна, сценография - Шова Вероника,художник по гриму - Куземка Екатерина.Премьера состоялась в Киеве 3 мая 2012 года (мюзикл идет на украинском языке)
  • "Бджілка"(2010 г.)- Первый украинский детский мюзикл "Бджілка" (2010). Актеры (7-18 лет). Автор идеи и текста поэт-песенник Николай Гнатюк, композиторы Виктор Тиможинський, Василий Чепелюк, балетмейстер-постановщик Леся Косаковская, музыкальный руководитель Ия Яценко-Жук, сценография Павел Гарбуз. Премьера состоялась в Луцке 1 июня 2010 года (мюзикл идет на украинском языке).
Источник

Www.volyn.com.ua

Религиозные мюзиклы

  • «Веруем в Воскресшего Христа» (2009г) - Первый казахстанский мюзикл на православную тему. Получил широкое распространение в православном русскоговорящем мире. Сценарий Татьяна Рылова, композитор - Арсений Горкин.

См. также

  • Национальная премия и фестиваль "Музыкальное сердце театра"

Примечания

Ссылки



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные