Как научиться нотной грамоте. Как научиться читать ноты

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Кушвинского городского округа «Кушвинская детская музыкальная школа» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА» ПРОГРАММА учебного предмета «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ» Кушва 2014г. 1

2 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Структура программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Распределение учебного материала по годам обучения; III.Требования к уровню подготовки учащихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы; VI. Список рекомендуемой литературы 2

3 Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от /06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального воспитания детей в детской школе искусств. Предмет «Основы музыкальной грамоты» является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы общеразвивающего обучения. Уроки музыкальной грамоты и сольфеджио знакомят с теоретическими основами музыкального искусства, развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусств. 2. Срок реализации учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет, составляет 4 года. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Основы музыкальной грамоты»: 35 часов в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Объем всего курса по программе -140 часов. 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. 3

4 5. Цель и задачи предмета «Основы музыкальной грамоты» Цель предмета: способствовать музыкальному воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти. Задачи: воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка; формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования; целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей учащихся, музыкальной памяти, как основу для практических навыков; выработка у учащихся слуховых представлений. В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы: Формы: пение вокально-интонационных упражнений на основе внутриладовых тяготений; сольфеджирование и сольмизирование музыкальных примеров, в том числе и с листа; интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада; слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка; метроритмические упражнения; различные виды творческих работ: подбор баса к мелодии, аккомпанемента, сочинение мелодии на заданный ритм или текст и т.д.; транспонирование. Методы: словесный, наглядный, проблемно- поисковый; метод игровой мотивации (использование дидактических игр); 4

5 научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса). В результате освоения предмета учащийся должен знать: основы музыкальной грамоты, первичные теоретические знания, в том числе профессиональную музыкальную терминологию, основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани и др. В результате освоения предмета учащийся должен уметь: применить полученные теоретические знания, уметь сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, уметь слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки, уметь построить их, уметь подбирать и транспонировать музыкальный материал. Курс учебного предмета включает в себя следующие разделы: Теоретические сведения, Воспитание чувства метроритма; Воспитание музыкального восприятия, Музыкальный диктант; Воспитание творческих навыков; Вокально- интонационные навыки. Условия реализации программы учебного предмета. Реализация программы учебного предмета требует наличие учебного кабинета, наличие учебных пособий, методической, нотной литературы, фоно и аудиотеки, дидактического материала. Также необходимо осуществление межпредметных связей и активный поиск новых форм работы, самообразование педагогов. 6. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Реализация программы учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской музыкальной школы укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной 5

6 и учебно-методической литературы по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями. Основной учебной литературой по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» обеспечивается каждый обучающийся. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Основы музыкальной грамоты», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию. Оснащение занятий На занятиях активно используется наглядный материал - карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов, применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям. Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно. II. Содержание учебного предмета Учебный предмет «Основы музыкальной грамоты» неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное музицирование, хоровой класс, оркестровый класс и другие). Учебно-тематический план Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций. 6

7 При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы. Распределение учебного материала по годам обучения. 1 класс Понятие о высоких и низких звуках. Регистр. Октавы. Знакомство с клавиатурой фортепиано. Названия звуков. Нотный стан. Формирование навыков нотного письма. Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание. Цифровое обозначение ступеней. Устойчивость и неустойчивость. Тональность, тоника, тоническое трезвучие. Мажор и минор Тон, полутон. Строение мажорной гаммы. Скрипичный ключ. Диез, бемоль. Тональности До, Соль, Ре, Фа Темп. Размер. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Такт, тактовая черта, сильная доля. Длительности: четверть, две восьмые, половинная, половинная с точкой в простых ритмических группах. Паузы: целая, половинная, четвертная, восьмая. Затакт четверть, две восьмые. Фраза. 2 класс Тональности до 2-х знаков в ключе. Параллельные тональности. Натуральный, гармонический, мелодический вид минора. Тетрахорд. Переменный лад. 7

8 Интервалы ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м6, б6, м7, б7, ч.8. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая. Ритмическая группа четыре шестнадцатых 3 класс Тональности до 3 знаков в ключе. Обращение интервалов. Обращения тонического трезвучия. Главные трезвучия. Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. Размер 3/8. Переменный лад. Вокальная и инструментальная группировка Интервалы сексты и септимы в тональности Виды трезвучий. 4 класс Тональности до 4 знаков в ключе. Одноименные тональности. Трезвучия главных ступеней с обращениями. Секвенция. Доминантовый септаккорд. Пунктирный ритм. Синкопа. Триоль. Размер 6/8. III. Требования к уровню подготовки учащихся Результаты освоения примерной учебной программы сольфеджио должны отражать сформированный комплекс знаний и умений, навыков, наличие у обучающихся художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности. В том числе: Первичные теоретические знания, музыкальной терминологии; Умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры; 8

9 Записывать музыкальные несложные построения с использованием навыков слухового анализа, Умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; Вокально-интонационные навыки. IV.Формы и методы контроля, система оценок Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе поведения практических занятий и контрольных работ, тестирование, выполнения учащимися индивидуальных заданий. Формы: 1. Контрольный урок, 2. Зачёт; 3. Тестирование; 4. Итоговая аттестация. Методы: 1. Обсуждение выступления; 2. Выставление оценок; IV. Методическое обеспечение учебного процесса. Методические рекомендации педагогам. Вокально- интонационные навыки. Одной из необходимых форм работы на уроках являются вокальноинтонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т.д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух, дают возможность закрепить практически теоретические сведения. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения выполняются сначала в умеренном темпе, в свободном ритме, по руке педагога. В дальнейшем интонационные упражнения следует ритмически оформлять, упражнения следует давать как в ладу, так и от звука. К ладовым интонационным упражнениям относится пение гамм (мажорных и минорных), отдельных ступеней лада, мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и вне лада. 9

10 В целях формирования функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании. Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов от заданного звука. Вокально- интонационные упражнения чаще всего используют вначале урока, при распевании, или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так как это вспомогательное средство воспитания основных навыков. Вокальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки из музыкальной литературы, а также упражнения, составленные педагогом. Сольфеджирование и пение с листа Сольфеджирование является основной формой работы в классе. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада. Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам (вначале выученных на слух мелодий, а в дальнейшем незнакомых мелодий и песен). При этом педагог должен обращать внимание на правильное звукоизвлечение, дыхание, фразировку, правильную посадку во время пения. На уроках возможно использование пения без сопровождения; при необходимости дублировать исполняемую мелодию на фортепиано. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах при потере ощущения лада можно поддержать пение ученика гармоническим сопровождением. Однако, наряду с пением без сопровождения необходимо использовать пение с текстовым и фортепианным сопровождением. Пение с листа один из важнейших практических навыков. Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу момента работы наличие у ученика значительно слухового опыта, ощущения метроритма, знакомства м правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность. В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха (научить учащегося мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней). 10

11 Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать приём сольмизации. В музыкальных примерах для чтения с листа должны преобладать знакомые для обучающихся мелодические и ритмические обороты. Очень важна художественная ценность примеров, доступность для данного возраста, стилистическое разнообразие. Важным и полезным приёмом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий. Воспитание чувства метроритма Воспитание чувства метроритма столь же необходимо как и развитие ладово- интонационных навыков. При подборе первоначальных ритмических упражнений, следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией. Именно этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях (четверть шаг, восьмая бег). Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; повторно (простукивание хлопками, карандашом, на ударных инструментах) ритмического рисунка, записанного на доске, исполненного педагогом, специальных карточках, по нотной записи; проговаривание ритмического рисунка с тактированием и без него; ритмическое остинато, аккомпанемента к песням; чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты. Все упражнения предлагаются в разных размерах и темпах. Педагог может и сам составлять варианты таких упражнений и придумывать новые. Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух). Слуховой анализ, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача научить учащегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создаёт необходимую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работы, диктантом). Систематическая работа по анализу на слух даёт возможность учащемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, 11

12 мышление. Особ в развитии гармонического слуха. Помогает учащимся при разборе произведений на инструменте. Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно по двум направлениям: Целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков; Анализ отдельных элементов музыкального языка; Музыкальный диктант Диктант является одной из сложных форм работы. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятии мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное. В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащегося, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не стоит торопиться с введением этой формы работы, а некоторое время заниматься лишь различными подготовительными упражнениями. Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Учащиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, её размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 8-10 минут. Нужно применять и устные формы диктанта, который помогает осознанному восприятию отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память. Также полезно записывать знакомые мелодии (автодиктант). Возможны другие формы диктанта: фотодиктант (проанализировав незнакомую мелодии, записанную на доске, записать её по памяти), гармонический (интервалы или аккорды), ритмический. Дома можно выучить диктант наизусть, проиграть на фортепиано, петь. Воспитание творческих навыков. Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Она способствует более эмоциональному, и вместе с тем более осознанному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности, вызывает интерес к предмету. Творческие упражнения активизирует слуховое внимание, тренирует различные стороны музыкального слуха, развивает наблюдательность. 12

13 Цель этих упражнений не только развивать у учащихся творческие навыки, но и закреплять основные навыки: пения с листа, определения на слух, записи диктанта. Творческие упражнения помогают закреплять и теоретические знания., они должны быть доступны для учащихся. Теоретические сведения Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки. В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления пройденного. Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкальнослуховым опытом учащегося. Это особенно относится к первому году обучения, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале. 13

14 Список литературы и средств обучения 1. Андреева М. От примы до октавы. ч.1.-м., Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 кл. ДМШ.- С-Пб., Барабошкина А. Сольфеджио 1 класс ДМШ.-М, Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальный диктант 1-4 кл. ДМШ.-М., Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 3 кл. ДМШ.-М., Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Одноголосие.-М., Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких.учебно игровое пособие.-м., Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём». Сольфеджио 2 кл. ДМШ. Учебное пособие.-с-пб, Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём» Сольфеджио 1кл. ДМШ. Учебное пособие.-с-пб, Музыкальная грамота «в сказках и сказочках» Составитель Т. Зебряк.-М., Музыкальные занимательные диктанты. Младшие классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., Музыкальные занимательные диктанты. Нотное приложение для преподавателей ДМШ и ДШИ.- М., Сиротина Т. Музыкальная азбука. Учебное пособие для ДМШ.-М.,


Министерство культуры Московской области МОУДОД «Детская музыкальная школа» г. Дубна «Согласовано» «Принято» Педагогическим советом Протокол Л от «/3» & 20О&г «Утверждено» ОУДОД д м ш.) Экспериментальная

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ",«ФОРТЕПИАНО», «ГИТАРА», "СКРИПКА", "ВОКАЛ", "БАЯН", "АККОРДЕОН","ДОМРА","БАЛАЛАЙКА" Аннотация на рабочую

1. Пояснительная записка Чтобы услышать музыку, нужно иметь развитое слуховое восприятие. Сольфеджио это дисциплина, которая способна постепенно развить музыкальность человека до высот, позволяющих наслаждаться

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 11 ИМЕНИ М.А. БАЛАКИРЕВА» Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению

Образовательная программа по предмету «Сольфеджио» Настоящая программа ориентирована на программу педагога методиста Т.А. Калужской по сольфеджио, составленной в 1984 году со сроком обучения 5 лет. Объем

УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 КЛАСС I. Общие задачи: Привитие детям любви и интереса к музыке Накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкальнохудожественного вкуса Выявление и всестороннее развитие

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа им. С.В.Рахманинова» г. Новочеркасска ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств имени И.Ф. Стравинского» Программа учебного предмета «Сольфеджио»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЛАХТИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «БАЯН, АККОРДЕОН», «ФОРТЕ

Программа по сольфеджио (5-летний срок обучения) 1 класс. 2 Вокально-интонационные навыки. Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИВАНГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «СОЛЬФЕДЖИО» Программа рассчитана на обучающихся, поступивших

Рабочая программа внеурочной деятельности «Весёлое сольфеджио» (1 класс) Составитель: Живодёрова Л.Н. учитель музыки Срок реализации: 1 полугодие. Вологда 2016 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПИЧАЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» УТВЕРЖДЕНА Приказом МБУДО «Пичаевская ДШИ» от Директор Е.Ю.Никулина ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» И «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.2. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Отрадненская детская школа искусств» Предметная область ПО.02. «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ» ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.02.УП.01. «СОЛЬФЕДЖИО»

Структура программы I. Пояснительная записка - Характеристика программы, ее место и роль в образовательном процессе - Срок реализации программы - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» им. В. В. Толкуновой Рабочая программа по учебному предмету СОЛЬФЕДЖИО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств 3» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа имени Д.Д. Шостаковича Адаптированная программа по сольфеджио (5 летний срок обучения) Составитель программы:

Учебный предмет «Сольфеджио» 1 класс Промежуточная аттестация проводится с целью проверки знаний обучающимися основных музыкальных терминов, определений, степени овладения нотной грамотой в конце первого

1 Пояснительная записка Музыкальное воспитание как грань эстетического предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, формирование эмоциональной отзывчивости

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ПСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС» Принято на заседании кафедры Протокол 1 «25» августа 2015 г. Зав. кафедрой Т. Калишенко. Утверждаю

2 I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Основы элементарной теории музыки» 1 разработана с учетом рекомендаций

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ 1. Ребѐнок, поступающий в гимназию-колледж, должен иметь хорошие музыкальные способности, очевидную яркую одарѐнность и индивидуальные творческие данные. 2. Поступающий должен

Разработчик Мартынова Марина Викторовна, преподаватель МБУ ДО ДМШ 1 г. Сергиев Посад, первая категория Рецензент Быкова- Степанова Светлана Владимировна, преподаватель МБУ ДО ДМШ 1 г. Сергиев Посад, высшая

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа г. Абинска» муниципального образования Абинский район (МБОУ ДОД «ДМШ г. Абинска») Дополнительные

По дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Сольфеджио» 1 класс пп Нотная грамота. Гамма до мажор. Устойчивые и Размер 2/4. Диктант ритмический.

Программа составлена на основе программы для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств заслуженного работника культуры РСФСР Т.А.Калужской. Структура программы учебного предмета I.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств имени Н. Гончаровой» п. Полотняный Завод ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств 13 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ИСКУССТВО» (вокальное исполнительство) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Рефтинская детская школа искусств» Учебная программа по предмету «Сольфеджио» дополнительной общеразвивающей программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности по предмету «Сольфеджио» разработана на основе «Федерального закона» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Чебоксарская детская музыкальная школа 2 им. В.П. Воробьёва» Образовательная программа Сольфеджио (для учащихся 7-14 лет) Срок реализации

Муниципальное бюджетное учреждение культуры дополнительного образования «Детская музыкальная школа 5 имени В.В.Знаменского» ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Управление культуры администрации г. Курска Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 3» г. Курска ОТДЕЛЕНИЕ ИСТОРИКО - ТЕОРЕТИЧЕСКИХ

1 АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа Самара «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Кленовская детская школа искусств» Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «ДОМАШНЕЕ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Г осу дарственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы "Детская музыкальная школа имени НА.Алексеева" ПРИНЯТО на заседании педагогического совета

Образовательная программа «ЭТМ» является предметом по выбору и дополняет образовательную программу «Сольфеджио». Занятия проводятся с учащимися 4-7 классов индивидуально, по 0,5 часа в неделю. При необходимости

Министерство культуры Республики Татарстан Управление культуры г. Лениногорска МБУДО ЛДМШ «им. Н.М. Кудашева» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОЛЬФЕДЖИО. срок обучения 7 лет г. Лениногорск 2015 год.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств имени М.П. Максаковой» Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы «Баян»,

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Медвежьегорская детская музыкальная школа» Рабочая программа по учебному предмету «Сольфеджио» (срок реализации 7 лет)

I. Пояснительная записка Структура программы учебного предмета - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени,

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ЦЕНТР НА БРЯНЦЕВА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Пояснительная записка. Предмет «Теория музыки» является частью комплексной программы «Школа эстрадного вокала» Театра Песни «Планета Детства». Эта дисциплина, как и все остальные предметы в Театре Песни

МОУ «Средняя общеобразовательная школа 9 г. Надыма» Центр дополнительного образования Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальная азбука» Программа рассчитана на детей 7-14 лет Срок реализации

Российская Федерация Муниципальное образование Тосненский район Ленинградской области Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Тосненская детская школа искусств»

Методическая разработка урока сольфеджио по теме «Три вида мажора». Преподаватель отделения «теория музыки»: Мингазова Алия Альтафовна. Стаж работы: 32 года. Южно Казахстанский музыкальный колледж. Город

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств Амурского муниципального района» Рабочая программа по учебному предмету ПО.02.УП.01. СОЛЬФЕДЖИО Предметная область

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа составлена на основе программы для ДМШ, музыкальных отделений ДШИ, вечерних школ общего музыкального образования МК СССР 1984 г. «Сольфеджио» Т.А. Калужной.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Рефтинская детская школа искусств» Учебная программа по предмету «Сольфеджио» для 1-2 класса дополнительной образовательной

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Некрасовская детская музыкальная школа ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа 4 г. Хабаровска" Рабочая программа по учебному предмету СОЛЬФЕДЖИО (5 лет) ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

Мелодии, мелодические обороты, интервалы, аккорды, наличие секвенций, повторность, фактура... Аналитическая работа важна, но не должна занимать много времени и быть целью урока, главным все же являются

Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени,

Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени,

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа 17 им. Александра Цфасмана» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»; «НАРОДНЫЕ, СТРУННЫЕ» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Программа по учебному

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 3 ИМ. М.И. ГЛИНКИ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предмет «Сольфеджио» является одной из важнейших составляющих системы музыкально-эстетического воспитания. Настоящая программа имеет художественную направленность и предполагает общекультурный

Муниципальное автономное учреждения дополнительного образования «Первомайская детская школа искусств» Щекинского района Разработка открытого урока по сольфеджио в третьем классе ДШИ Тема: «Различные формы

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Верхнесинячихинская детская школа искусств» Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Основы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 57 с музыкально-хоровым профилем обучения» РАССМОТРЕНО Председатель МО СОШ 57 Протокол от 2016

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 8» ГОРОДА ОМСКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская музыкальная школа 3 г. Белгорода СОГЛАСОВАНО: Директор МОУ ДОД ДМШ 3 2009 г. Е. М. Мелихова Адаптированная образовательная

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...5 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 18 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ...20 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая образовательная

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.


Пример большого нотного стана

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

Пример скрипичного ключа



Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа».

Пример басового ключа



Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.


Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:


Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.


Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.


Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Например:


Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

Мы говорили о том, как играть на гитаре без знания нот, однако, если вы хотите стать действительно хорошим гитаристом, то рано или поздно, вам придется постичь хотя бы азы нотной грамоты. Именно поэтому в этой части цикла обучающих статей, речь пойдет именно о нотах и нотной грамоте.

Что такое нота

Нота (с латинского «метка») — это условное изображение музыкального звука, в частности его высоты и длительности. Однако, в сочетание с другими символами, с помощью нот можно указать не только эти параметры, но и очередность исполнения с другими звуками.

Графически нота состоит из: головки, флажков и штиля.

Такой вид ноты приобрели относительно недавно, а их прообраз выглядел примерно так, как показано на рисунке ниже.

Помимо всем знакомых названий нот, таких как: до, ре, ми, фа, соль, ля и си, они имеют так же и буквенные обозначения.

Звукоряд и нотный стан

Звукоряд — это ряд музыкальных звуков, выстроенных по порядку от самых низких до самых высоких и создающих тем самым единую систему.

Ноты звукоряда записываются на нотном стане. Нотный стан — это линейка из пяти параллельных линий, положение нот на котором определяет их высоту и порядок исполнения. Так же, для точного обозначения высоты звука, в самом начале нотного стана стоят ключи, это или всем знакомый скрипичный ключ или басовый.

Звукоряд разделяют на отрезки — октавы, каждая из которых состоит из одинаковых нот (до, ре, ми, фа, соль, ля и си).

На рисунке ниже показана часть гитарного звукоряда в который входит малая и первые октавы:

Схематически же гитарный гриф разделенный на октавы выглядит так:

Знаки альтерации

Нельзя не упомянут и знаки альтерации, при помощи которых обозначается повышение или понижение какой-то ноты, без изменения ее названия.

Всего таких знаков три — это диез повышающий звук на полтона (один гитарный лад), бемоль понижающий звук так же на полтона и бекар отменяет действие диеза и бемоля.

Ноты на грифе гитары

Познакомившись с понятием звукоряда, нотного стана и знаками альтерации, можно начать изучение расположения нот на грифе гитары. Данные знания крайне помогли автору статьи, в своё время, начать нормально импровизировать. Естественно, без наставничества Михаила Русакова и его курса тоже не обошлось. Именно благодаря курсу, автор стал интуитивно понимать, как правильно использовать знания нотной грамоты.

Подробная схема такого расположения приведена на данном рисунке:

Если эта схема покажется вам через чур сложной, ниже мы приводим схему проще, с буквенным обозначением нот:

Длительность нот и пауз

Если до этого момента, в статье мы в основном говорили о высоте нот, то сейчас самое время поговорить о их длительности.

На рисунке ниже, схематически представлены изображения как нот так и пауз, с присущими им названиями:

Длительность нот не измеряется абсолютными величинами времени, такими как секунда, минута и т.п. Представить их длительность можно только в отношении других нот, наглядно это можно посмотреть на следующей схеме:


На нотном стане ноты разной длительности выглядят так:

А паузы соответственно вот так:

Так же следует отметить, что если у головки ноты стоит точка, длительность этой ноты увеличивается на половину продолжительности, то есть в 1.5 раза.

Заключение

В заключении хочется сказать, что не следует бояться нот. В самом начале возможно их освоение вызовет некоторые сложности, в этом случае можно сделать паузу, но не бросать изучение нотной грамоты совсем.

Поверьте со временем все окупится, так как знание нот дает значительное преимущество при игре не только на гитаре, но и на абсолютно любом музыкальном инструменте.

Тема №6: Музыкальная азбука или где живут ноты.
1 урок: Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.
Цель урока: знакомство с нотной записью и соответсвие на фортепианной клавиатуре.
Задачи:
Образовательные:
- основы музыкальной грамоты,
- самостоятельно применять полученные знания,
- сравнение и сопоставление различных музыкальных произведений,
- актуализация жизненных и музыкальных впечатлений учащихся,
- вокально-хоровая работа,
- закрепление полученных знаний в игровой форме.
Воспитательные:
- эмоционально-целостное восприятие музыки,
- многообразие чувств и эмоций.
Развивающие:
Формирование общеучебных навыков:
-учебно-организационных,
- учебно-информационных,
- учебно-интелллектуальных,
- учебно-коммуникативных.
Проблема: - что такое «нотный хоровод»?
Знакомство с темой урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вот мы снова встретились с вами на нашем очередном музыкальном уроке. А кроме уроков музыки какие уроки вы ещё посещаете?
Дети: письмо, чтение, математику…(перечисляют названия школьных учебных предметов).
Учитель: Ребята, я надеюсь, что многие из вас выучили все буквы и цифры и научились читать, писать и считать. Теперь вы знаете, что слова складываются из слогов, а слоги из букв.
– Кто может мне ответить, сколько в русском алфавите букв?
Дети: В русском алфавите 33 буквы.
Учитель: Правильный ответ! Интересно было бы узнать, а для чего нужны целых 33 буквы, что можно с ними делать?
Дети: Столько букв нам необходимо для того, чтобы составлять слова и целые предложения.
Учитель: Чтобы записывать слова, нужно знать буквы.
Как вы, ребята, думаете можно ли написать музыку буквами или цифрами?
Дети: Нет, музыку написать буквами или цифрами нельзя.
Учитель: А что нам для этого понадобиться?
(Дети дают свои ответы.)
Учитель: В музыке есть свои музыкальные буквы, они называются ноты. Что такое ноты – это цифры, это буквы? Конечно же, нет, ноты – это знаки, которые объединяются между собой в мелодию. Композиторы с помощью нот записывают на специальной бумаге свои музыкальные произведения. И если букв у нас много, их 33, то нот всего лишь 7.

“День за днём, за годом год
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем –
Их на свете ровно семь.”
Н.Френкель.

Учитель: А вот какие это ноты, как они называются, мы сейчас узнаем. Давайте послушаем песню “Нотный хоровод”.
Слушание: “Нотный хоровод” муз. В. Герчик, сл Н. Френкель
Музыкальный анализ.
Учитель: Вот такая весёлая песня прозвучала. Кто её для нас исполнил?
Дети: Эту песню исполнили дети.
Учитель: Совершенно верно. А как мы называем такой коллектив, в котором поют дети?
Дети: Это детский хор.
Учитель: И снова правильный ответ. О чём поётся в песне?
Дети: Песня нам рассказала про то, что ноты водят хоровод, поют и пляшут.
Учитель: Ребята, а ноты должны где то жить?
Дети: (ответы детей).
Учитель: Конечно, у них есть дом, а какой мы сейчас узнаем.

Учитель: ребята, как вы думаете а вы с собой носите нотоносец?
Дети:
Учитель: правильно, это наша рука. Давайте теперь узнаем
На каких этажах будут жить ноты.

(На доске нарисован «нотный дом»).

(Дети находят ноту на «своем нотоносце» (руке), пропели. К доске подходит ребенок, прикрепляет цветной магнит (рисует)).
Нота ДО.
На добавочной линеечке,
Как на маленькой скамеечке,
Нота ДО одна сидит
И на улицу глядит.
Скучно нотке ДО одной,
Ждем гостей к себе домой.
Нота РЕ.
Для нотки РЕ линеек не хватило!
Только РЕ не огорчается,
Под линеечками качается.
Будто в цирке акробатка,
Головою вниз весит,
Снизу вверх на нас глядит.

Нота МИ.
На первой линейке живет нота МИ.
- Люблю жить пониже, - она говорит
Взбираться наверх ей совсем неохота,
Ужасно ленивая эта МИ нота.
Нота ФА.
Нотке ФА совсем не скучно
Между первой и второй.
Снизу – МИ, ее подружка,
Ну а сверху – нотка СОЛЬ.
Нота СОЛЬ.
Нота СОЛЬ и Ключ скрипичный
Выбрали этаж отличный:
На линейке, на второй
Рады встретретиться с тобой.

Нота ЛЯ.
Нотка ЛЯ не скучает,
Громко песенки поет.
Живет она – запомните, дети, -
Мужду второй линейкой и третьей.

Нота Си.
Посмотрите, дети,
На линейке третьей
В нашем нотном доме
Нота СИ живет.
Не высоко, не низко,
Не далеко, не близко –
На самой серединке
СИ песенки поет.

Нота ДО второй октавы.
Нота ДО второй октавы
Еще выше забралась,
Между третьей и четвертой
Спаьть спокойно собралась.
Только ДО октавы первой
Спать сестрице не дает
И с добавочной линейки
В гости к ужину зовет.
В гости к ужину зовет.
Учитель: а теперь, когда мы знаем все ноты, давайте их все пропоем и покажет на «нашем нотоносце».
Вокально хоровая работа: разучивание и исполнение песни Разучивание: “До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си” музыка А. Островского, стихи З. Петровой.

Задание №1.

Задание №2.

Игра на музыкальном инструменте: вызывать детей к фортепиано и предложить им придумать мелодию из трех нот (до – ре – ми) к «Загадкам».
Рефлексия:
- что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
- что у нас хорошо получилось?
- в чем вы затруднялись?
Домашнее задание (по желанию): В нотной тетради потренируйся писать ноты под диктовку родителей: на линейках, между линейками, над нотоносцем, под нотоносцем и на добавочной линейке.

Под грамотностью здесь нужно понимать именно нотную грамотность. Я часто общаюсь с барабанщиками и иногда спрашиваю, считают ли они себя грамотными барабанщиками!? Те, кто по уверенней чувствуют себя за установкой сразу же отвечают: «да, я играю вполне хорошо» или «я считаю что, я хороший барабанщик!»

А ведь на деле то, что получается? Ребята и вправду играют хорошо, вопросов нет, но грамотности у них ноль!

Элементарно где и как должны располагаться ноты на нотном стане и что они обозначают, даже этого бывает, не знают.

Зачем нужно знать ноты барабанщику?


Проще простого сесть за барабанную установку и играть что-нибудь абсолютно не вникая ни в ноты, ни в нотную грамоту в целом. Я считаю это не правильным подходом, не только к барабанам, но и к музыке в целом.

Нотная грамотность для начинающих барабанщиков — это на мой взгляд важный атрибут, знание которого поможет Вам в различных ситуациях.

Только подумайте, Вам понравилась какая-то песня, хотите разобрать ее и научиться так же играть? Конечно, есть универсалы, которые на слух смогут снять и разложить все по полочкам, но это единицы.

Среднестатистическому барабанщику для этого понадобится табулатура. А вот для того, чтобы разобрать ее как раз и понадобятся знания нотной грамоты!

Как выучить нотную грамоту ударнику?

Самое интересное, что изучить нотную грамоту для ударника очень просто. Достаточно прочитать серию из 3 статей, и иногда к ним возвращаться, чтобы освежать свои знания. Чтобы не пропустить выход следующих статей подпишитесь по почте !

Назовем эти статьи — «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»

  1. Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих (Сейчас Вы ее читаете)

Дальше от Вас требуется только применение этих знаний на практике, чтобы с легкостью «играть с листа». Знания основ нотной грамоты открывает перед Вами совершенно новые возможности: гораздо лучше будете понимать структуру «ударной» музыки и сможете легко ориентироваться в табулатурах, да и просто станете грамотным человеком =)

Изучение основ нотной грамоты для барабанщиков.

Очень важно различать нотную грамоту общую для всех тональных музыкальных инструментов и атональных (шумовых) ударных К которым и относится ударная установка. Чтобы все то, что я буду писать дальше было понятно, начнем с изучения основ нотной грамоты: узнаем что такое нота и пауза, а так же что такое нотный стан.

Нотный стан.

Нотный стан (Нотоносец) - пять горизонтальных параллельных линий, на которых располагаются ноты. Линии считают снизу вверх, нижней считается первая и выше по порядку.


Иногда применяются дополнительные линии, расширяющие нотный стан вниз или вверх. Эти линейки рисуются только на такую длину, какая необходима для написания нот, которые будут на ней находится. Каждая нота находится либо на какой-нибудь строке нотного стана, либо в междустрочии. Обратите внимание что на картинке есть «нотный нейтральный ключ», что это такое узнаете когда будете !

На нотном стане, над линиями и под ними могут красоваться разные надписи и обозначения, называемые знаками. Они помогают нам узнать дополнительную информацию о нотной записи. Нотный стан делится на части с помощью тонких вертикальных линий (разделители). Двойная линия, из которых первая тонкая, вторая жирная, означают конец нотной записи.

Для записи некоторых инструментов иногда используют нотные станы с меньшим количеством линий.

Нота и паузы.

Нота - условный графический знак, находящийся на нотном стане. Знак состоит из:

  • головки (овала) - пустая внутри или заштрихованная (обязательна),
  • штиля и флажка (необязательны).

Моменты музыки когда «звучит» тишина, принято называть паузами . Паузы так же обозначаются на нотном стане специальными знаками. Далее в статье мы будем рассматривать длительности нот, где на картинке можно будет увидеть как обозначаются паузы.

Длительности нот и пауз.

Ноты и паузы могут быть разной длины. Запомните! — для каждой длины ноты существует пауза такой же длины. Ноты и паузы бывают:

  • 1/1 (целые) - записывается в виде пустой головки без штиля и флажка,
  • 1/2 (половинные) — записывается в виде пустой головки с штилем без флажка,
  • 1/4 (четвертные) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем без флажка,
  • 1/8 (восьмые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 1 флажком,
  • 1/16 (шестнадцатые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 2 флажками,
  • 1/32 (тридцать вторые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 3 флажками и т.д.


Приведу пример: 1/16 нота означает, что она быстрее 1\8 ноты в 2 раза, 1\4 ноты в 4 раза и т.д. по аналогии.

Ноты с точкой.

Если появляется необходимость показать, что нота в полтора раза (на 50%) длиннее, чем другая, то применяются ноты с точкой. Например, на этом рисунке показана четверть с точкой, а длительность её равна не двум восьмым, а 2 х 1,5 = 3 восьмым нотам.

Триоли.

Существует так же 1/3 ноты - называется она триоль. Четвертная нота (1\4) как правило, делится на две восьмых, однако чтобы разделить ее на три части, нам будет необходима триоль восьмой ноты. Играется она в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и могла бы быть равна двенадцатой ноте (1\12), если бы такая существовала.

Триоль обозначается как три ноты, соединенные вместе и обозначенных цифрой «3». Еще существуют ноты — квинтоли (1\5), секстоли (1\6) и т.д.
На самом деле трудного в этом ничего нет, разобравшись хорошенько один раз, дальше все в уме сможете высчитывать =)

В чем отличие шумовых (атональных) ударных инструментов от всех остальных?

Самое главное отличие в том, что для тональных инструментов «высота» расположения головки ноты на нотном стане напрямую соответствует высоте обозначаемой ноты (если нота находится на первой линейке нотного стана, то это будет нота «ми». Грубо говоря сюда можно отнести все музыкальные инструменты на которых можно сыграть мелодию.

Для атональных (шумовых) ударных инструментов высота нот не обозначается. Вместо этого расположение каждой ноты соответствует определенному барабану. Для ударной установки ноты между первой и второй линией (а так же на первой линии) будут означать бас-барабан, а между третьей и четвертой линией будет малый (рабочий) барабан.

Уточню один нюанс: том-томы в составе современной ударной установки принято считать атональными, хотя мелодию на них сыграть вполне реально.

Все эти нюансы будем рассматривать нашего Самоучителя!



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные