Сценарий музыкального вечера для школьников в музыкальной студии. Сценарий музыкально-литературного вечера «Дети слушают классику Музыкальные вечера для детей

Сценарий музыкального вечера в музыкальной студии МБОУ ДОД ЦРТ «Созвездие» «Давай устроим праздник..».

Это досуговое мероприятие для детей любого школьного возраста
Автор и составитель педагог дополнительного образования Васина Татьяна Николаевна.
Место работы: МБОУ ДОД ЦРТ «Созвездие» г Нижнего Новгорода

Описание материала: Предлагаю сценарий мероприятия для детей 7- 16 лет. Материал будет интересен педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям ДОУ

Цель: Развивать коммуникативные навыки, аналитические и творческие способности детей.

Задачи: Повысить интерес к занятиям музыкой. Сформировать навыки концертных выступлений, приобрести опыт аккомпанемента.Ознакомить с правилами этикета в кругу друзей и незнакомых людей. Научить принимать гостей, быть радушным хозяином (хозяйкой),
Формирование навыков культуры общения и взаимоотношений с друзьями и сверстниками. Но моя гланая задача – сделать интересными, нужными и любимыми занятия фортепиано, увлечь детей музыкой, помочь организовать досуг среди близких им людей.

Ход мероприятия

Ведущая. Давайте устроим праздник?
Дети. Давайте!!!
Ведущая . Наверно будет достаточно пригласить к себе друзей или отправиться в гости… Вы никогда не задумывались, а зачем люди ходят в гости?
- На это есть много причин.
Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.
Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее.
А ещё привыкли люди делиться друг с другом хорошим и не очень
Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.
Окружение любого человека - это семья, близкие, друзья, знакомые и незнакомые люди. И общение с ними выражается в самой разной форме: разговоры по телефону, обмен письмами, кратковременные визиты и просто случайные встречи на улице. И все же из всех видов общения наиболее приятный связан с гостеприимством. Веками складывались его национальные традиции.
Ученик. "Национальные традиции гостеприимства у разных народов"
Давно известен такой обычай. Если гость окажется в кавказском селении, в доме горца и похвалит какую-то вещь, то как бы ни была она дорога хозяину, его честь не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот откажется от подарка.
У японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений.
В среднеазиатских республиках гостей нередко принимают во дворе, который является как бы частью дома. А в турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба, там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.
Англичане не станут заботиться об обилии угощения, ограничатся только самым малым: они считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно есть и пить, но чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение.
За долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как вести себя гостю.
10 простых правил для хозяев.
1. Улыбка - самое главное при встрече гостей!
2 .Хозяева должны позаботиться о каждом госте и следить, чтобы никто не чувствовал себя брошенным и одиноким.
3. Общаясь с гостями не старайтесь говорить громче их - это не выгодно тебе же: кто говорит не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.
4. Чем внимательнее ты будешь слушать собеседника, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.
5. Если гость совершит какую-нибудь неловкость, не подавайте виду, что заметили это.
6. За стол хозяева садятся первыми, но не должны начинать есть раньше гостей
7. Любое блюдо - конфеты, пирожные, надо вначале предложить всем, а потом уже взять себе
8. Не заканчивай еду и не вставай, если гости еще едят. Ешь медленнее, чтобы не торопить их.
9. Принимая у себя дома ровесников, нужно продумать программу развлечений.
10. Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь
10 простых правил для гостей.
1. Приходи в гости по приглашению и без опозданий. Прийти раньше намеченного еще хуже, чем опоздать.
2. Если вы пришли с цветами, то, пожалуйста, не забудьте снять обертку заранее (пусть даже самую нарядную) и вручить их "живьем".
3. Когда тебя проводят в комнату, то следует сперва поздороваться с женщинами, а потом с мужчинами.
4. Веди себя сдержанно и скромно. Не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах. Не следует много и громко говорить, смеяться без повода. Ни к чему впадать и в другую крайность.
5. Помни, что если кто-то из других гостей тебе не приятен, не подчеркивай этого, иначе поставишь в неудобное положение хозяев дома.
6. Ешь то, чем угощают, не крути носом. Но при этом будь бдительным, чтобы хозяева не положили тебе в тарелку то, что ты просто не переносишь.
7. Сидя за столом, не тянись первым за самым вкусным и не накладывай в тарелку самую большую порцию.
8. Не будь ломакой! Если ты умеешь петь или играть, то не отказывайся, когда тебя об этом просят. Постарайся доставить удовольствие присутствующим
9. Постарайся избежать обсуждения гостей, которые уже ушли. Если тебе не понравилось в гостях или было скучно, то не рассказывай об этом другим.
10. Не следует напрашиваться в гости самим, а так же продлевать свой визит до бесконечности
Ведущая. Принимая у себя дома своих друзей, нужно продумать не только чем угостить, но и чем занять гостей, продумать программу развлечений.
1. Предложить представиться каждому гостю в стихотворной форме, если у кого-то не получится - все дружно ему помогают.
Зовут меня Варюшка.
Люблю я кушать плюшки.
Румяная, смышлёная,
Для всех я суперклёвая.
Я – Марианна.
Играю на
Фортепьяно.

Меня зовут Артак,-
Я болею за «Спартак»!
Я, Самойлов Кирилл,
С детства музыку любил.
Мама с папой понимали,
Меня в студию отдали.
Я теперь для них артист,
Их любимый пианист.
Пьесы я сейчас учу,-
Пианистом стать хочу!
Зовут меня Алёша.
Я умный и хороший.
Меня зовут Серёжа,
У меня есть брат Алёша.
Алина – будто викторина,
Загадочна, умна
И красива я.
Я Лизой зовусь –
И со всеми подружусь!

2. Музыкальные загадки.
Нужно определить, какая это песня по одному-двум словам из ее текста. Но прежде эти слова надо узнать. А для этого придется ответить на вопросы-загадки музыкальной викторины.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 1
Первые слова:
1. Они растут в южных странах на деревьях.
2. Ими любят лакомиться обезьяны.
3.. Из них можно сделать вкусный сок.
Второе слово:
1. Жарко.
2. Постоянно хорошее настроение
3. Время года.
Отгадка Кокосы и бананы. + Лето = «Чунга –Чанга» муз. В. Шаинского.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 2
Первое слово:
1. Когда он маленький, то желтенький и пушистый.
2. Он любит плавать и нырять в воде.
3. Сказочник Андерсен написал о нем грустную сказку
со счастливым концом.
Второе слово:
еще раз произнесем уже отгаданное слово!
Отгадка: утенок + утенок = композиция «Танец маленьких утят» (муз. народная, ел. Ю. Энтина).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 3
Первое слово:
1. Он похож на стрекозу.
2. Но сделан он из металла.
3. И у него, как у Карлсона, есть пропеллер. (Вертолет.)
Второе слово:
1. Это холодное и сладкое.
2. Его нельзя есть, когда болит горло.
3. Держать его нужно за палочку. (Эскимо.)
Отгадка: вертолет + эскимо = песня «Пусть бегут неуклюже» (муз. В. Шаинского, ел. А. Тимофеевского).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 4
Первое слово:
1. Это моллюск.
2. Люди считают, что они передвигаются очень медленно.
3. У них есть домик, закрученный в спираль. (Улитка.)
Второе слово:
1. Они живут в жарких странах.
2. Люди говорят, что их можно сделать из мухи.
3. Одного из них облаяла собака по кличке Моська. (Слон.)
Отгадка: улитка + слон = песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 5
Первое слово:
1. У него уши на коленках.
2. Он умеет прыгать.
3. На картинке в книжке он часто бывает нарисован играющим на скрипке. (Кузнечик.)
Второе слово:
1. Она мягкая и зеленая.
2. Она бывает в городе и в деревне, в лесу, в поле,
на огороде.
3. Ее любит есть корова. (Трава.)
Отгадка: трава + кузнечик = песня «В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского, ел. Н. Носова).
Детям предлагается сочинить похожие загадки к песням:
А. Спадавеккиа.Добрый жук. из кинофильма «Золушка»
В. Шаинский. Мамонтёнок.
Загадки о музыкальных инструментах.
Ведущая
Рояль с баяном подружились и навсегда объединились.
А ты названье угадаешь содружество мехов и клавиш?
(аккордеон)
Слог первый без труда даётся – так мера площади зовётся.
А слог второй узнает тот, кто назовёт одну из нот. (Арфа)
Есть у нас весёлый друг, обожает громкий стук,
Бей его сто раз подряд, он ударам только рад.
Не драчун и не буян, просто это… (Барабан)

У него рубашка в складку, любит он плясать в присядку.
Он и пляшет, и поёт – если в руки попадёт.
Много пуговиц на нём с перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян. Голосистый мой …
(Баян)
Этот струнный инструмент зазвенит в любой момент –
И на сцене в лучшем зале, и в походе на привале. (Гитара)

Интеллектуальная игра «Спрятанные ноты».

Придумать: слова с названием нот, (до-ми-к, фа-соль. до-ля, си-ре-на)
предложение, сочинить рассказ.
Импровизированный концерт «Популярные мелодии»
Игра «Что звучит?»
На столе стоят предметы из разных материалов (стекло, фарфор, дерево)
Определить на слух: что звучит и в какой последовательности.
Импровизированный концерт «Кто что умеет»
Ведущий:Конечно, сегодня можно оказаться на вечере камерной музыки, не выходя из собственной комнаты, для этого достаточно включить аудиосистему. С другой стороны исчезла такая ценная форма общения людей любящих музыку, как домашние музыкальные вечера, камерные собрания, которые были распространены до появления чудес цифровой звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техники.
Музыка, быть может, как ни одно другое искусство помогает сделать человека добрее. Только музыка способна передать самые тонкие и глубокие чувства, которые невозможно выразить словами. Ведь недаром говорят: музыка начинается там, где заканчивается слово.

Используемая литература.
1. А Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано.М.1961
2. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга, М. - 1998
3. Дополнительное образование детей // под ред. О.Е.Лебедева, М. – 2000
4. Т Образцова. Музыкальные игры для детей.М.-2005.
5. П.Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры, М.-1998
6. Ю Барахтина. Музицирование для детей и взрослых.

Ирина Фарисеева
Сценарий музыкально-литературного вечера «Дети слушают классику»

Для подготовительной группы детского сада.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Знакомить детей с творчеством русских и зарубежных композиторов классиков, русской народной песней, с русской поэзией.

Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкально исполнительской деятельности: пение, танцевальное творчество, игра в оркестре.

Приобщать детей к музыкальной культуре.

Воспитывать художественно- эстетический вкус, обогащать музыкальными впечатлениями, вызывать яркий эмоциональный отклик.

P. S. Все стихи и рассказы о творчестве композиторов читают дети.

1. Дети заходят в зал парами под музыку П. И. Чайковского «Полонез» из оперы «Евгений Онегин» (в записи). Выполняют перестроения, рассаживаются на приготовленные места.

2. Выходит девочка - ведущая музыкального вечера.

«Здравствуйте дорогие наши гости. Сегодня на нашем музыкально – литературном вечере мы окунемся в удивительный мир классической музыки. Услышим стихи великих поэтов». Читает стих Н. Заболоцкого «Два мира….»

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

3. Девочки исполняют танец с цветами на музыку К. Дебюсси «Сама нежность» (в записи).

4. Краткий рассказ о французском композиторе К. Дебюсси.

Клод Дебюсси.

Французский композитор. Музыка этого композитора наполнена нотками народных песен и старинных мелодий. Во многих музыкальных произведениях мы слышим восточные напевы.

5. Стих Б. Пастернака «Во всем мне….»

Во всем мне хочется дойти до самой сути.

В работе, в поиске пути, в сердечной смуте.

До сущности протекших дней, до их причины.

До оснований, до корней, до сердцевины.

Все время, схватывая нить судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья.

6. Группа детей исполняет оркестр на детских народных музыкальных инструментах (деревянные ложки, трещотки, деревянные дудочки) на музыку П. И. Чайковского «Камаринская» из «Детского альбома» (в записи).

7. Краткий рассказ о русском композиторе П. И. Чайковском.

Петр Ильич Чайковский.

Русский композитор – классик. Свои музыкальные произведения посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе. Петр Чайковский создает фортепьянные пьесы для детей. Все эти детские пьесы объединяет под названием «Детский альбом».

8. Стих С. Есенина «Задремали звезды….»

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные,

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

9. Дуэт исполняет русскую народную песню «Со вьюном я хожу» (инструментальное сопровождение).

10. Трио девочек исполняет русскую народную песню «Во поле береза стояла» (инструментальное сопровождение).

11. Стих А. Ахматовой «Цветов и неживых вещей…»

Цветов и неживых вещей

Приятен запах в этом доме.

У грядок груды овощей

Лежат, пестры, на черноземе.

Еще струится холодок,

Но с парников снята рогожа.

Там есть прудок, такой прудок.

Где тина на парчу похожа.

А мальчик мне сказал, боясь,

Со всем взволнованно и тихо,

Что там живет большой карась

И с ним большая карасиха.

12. Мальчики в костюмах клоунов (цветные колпачки) исполняют танец на музыку Д. Б. Каболевского «Клоуны» (в записи).

13. Краткий рассказ о советском композиторе Д. Б. Каболевском.

Дмитрий Борисович Каболевский.

Советский композитор. Пишет музыку не только для взрослых, но и для детей: песни, пьесы. Любил дружить с детьми. Он стал рано зарабатывать себе на хлеб. Работал почтальоном, рисовал картины, в кино играл на пианино.

14. Девочка в костюме балеринки исполняет индивидуальный танец на музыку В. А. Моцарта «Аллегро» (в записи).

15. Краткий рассказ о творчестве австрийского композитора В. А. Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт.

Австрийский композитор. Родился в семье музыкантов. С детства играл на клавесине, органе. скрипке. В три года научился играть на аккордеоне. Маленьким он жил в деревне. Поэтому его музыка пропитана голосами природы.

16. Стих Е. Евтушенко «Понял я….»

Понял я, что тайно был причастен

К стольким людям сразу всех времен.

Понял я, что человек несчастен,

Потому что счастья ищет он.

Я люблю вас, люди – человеки,

И стремленье к счастью вам прощу.

Я теперь счастливым стал навеки,

Потому, что счастья не ищу.

17. Группа детей исполняет оркестр на детских музыкальных инструментах (колокольчики, румбы, бубенцы, треугольник) на музыку П. И. Чайковского «Полька» из «Детского альбома».

18. Группа девочек в костюмах бабочек и пчелок исполняет танец с вертушками на музыку Д. Д. Шостаковича «Вальс шутка».

19. Краткий рассказ о русском композиторе Д. Д. Шостаковиче.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Русский композитор. Его детство совпало с историческими событиями века. Д. Шостакович пишет гимны, марши и музыку. которая помогает людям в борьбе и в разлуке на войне.

20. Стих Б. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво….»

Быть знаменитым некрасиво

Не это подымает ввысь.

Не нужно заводить архивов

Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех,

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, что бы в конце концов,

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

22. Дети уходят из зала парами. Исполняется «Полонез» П. И. Чайковского (в записи).

ВЕЧЕР КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Звучит песня С.Никитина «Под музыку Вивальди»

ВБ. (говорит на фоне музыки А.Вивальди).

Музыка Вивальди, Баха, Моцарта, Чайковского… Нужна ли она сегодня в наш век нана- технологий, экономических кризисов, громыхающих современных шлягеров и яркой пестроты телевизионных программ? Можно услышать самые разноречивые суждения по этому поводу, но я отвечу: может быть, сейчас эта музыка нам нужнее, чем когда-нибудь. Ведь она, как глоток свежего воздуха, придает силы, снимает тяжесть с души, облагораживает, помогает жить.

АС.

И наш сегодняшний вечер для тех, кто любит классическую музыку или хочет ее полюбить. Для тех, кто хочет получить эмоциональный и нравственный заряд от невидимого явления , которое называется МУЗЫКОЙ.

Сегодня в этом зале собрались такие разные и незнакомые учащиеся школ, ваши учителя музыки, педагоги детских музыкальных школ. И классическая музыка, которая прозвучит сегодня в живом исполнении, обязательно, как говорил Лев Николаевич Толстой, «объединит» всех нас «в одном чувстве», поможет наладить душевный контакт между нами, а поэтические строки дополнят ее музыкальный язык.

ВБ.

Вот музыка та, под которую мен хочется плакать и петь.

Возьмите себе оратории,

Дробь барабанов и медь,

Возьмите себе их в союзники,

Любя до скончания дней.

Меня же оставьте с той музыкой –

Мы будем беседовать с ней. Б.Окуджава

Звучит «Романс» Г.Свиридова (камерный ансамбль «Отрада»)

АА.

Музыка - искусство очень древнее. «Это величайшая сила, - утверждали древние философы. - Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать». Из глубины веков пришли сказания о силе музыкального искусства. Как тут не вспомнить знаменитый миф об Орфее, былину о новгородском гусляре Садко, сказку о Крысолове.

ЛБ.

Но мы сегодня будем говорить о музыке классической. А что же это такое - классическая музыка ?

АС .

Это исторический опыт прошлых поколений. Во все времена она отражала изменения, происходящие в истории, в образе жизни людей, в том, как они чувствуют и действуют. Изящная музыка соответствовала времени придворного этикета, кружевных манжет и напудренных париков, страстная, торжественная – временам революции, эмоциональная, чувственная – эпохе романтизма.

ЛБ.

Классика – это музыка, написанная в то время, когда все искали равновесие и совершенную форму, - подобно форме прекрасной древнегреческой вазы. И именно в ней заложена та великая сила, которую можно назвать энергией красоты и гармонии.

На фоне музык

и Чтец.

Стихия музыки – могучая стихия,

Она, чем непонятней, тем сильней,

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и невидна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодии всемирная истома,

Как соль в воде растворена во всем.

Есть в музыке бездумное начало,

Призыв к свободе ото всех оков.

Она не зря лукаво обольщала

Людей на протяжении веков.

Но и сейчас, когда оркестр играет

Свою неимоверную игру,

Как нож с березы, он с людей сдирает

Рассудочности толстую кору. Е.Винокуров

П.Чайковский «Вальс цветов»

АС

Чем же объяснить огромную силу воздействия музыкального искусства на духовный мир человека?

Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует человек - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки, скорбит - печальные звуки помогают выразить горе. «Стенографией чувств» назвал музыку Лев Толстой.

ЛБ

А компози­тор Александр Серов дал ей такое определение: «Это в звуках выраженная жизнь души».

Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты...

И.Волобуева

АС

И нам не надо знать всё о диезах и бемолях, чтобы понимать музыку. Если она говорит нам что-то, то отнюдь не об историях или картинах, а о чувствах; если она заставляет нас внутренне меняться, значит, мы понимаем ее.

Чтец (читает на фоне музыки).

Что-то в музыке поминальное,

Что-то щемящее сверх понимания,

Что-то грустное, что-то печальное,

Что-то пустынное до одичания.

Что-то скифское и курганное,

Чернобыльное и полынное,

Первородное, первозданное,

Богатырское и былинное,

Что-то смелое и решительное,

И прямое, как высота,

Что-то самое значительное –

Человечность и доброта. Виктор Боков

Ф.Лист «Грезы любви»

АС.

То, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека – открытие не нашего времени. Еще в древнеегипетских папирусах написано, что жрецы лечили людей звуками. А крупный ученый Древнего Востока Аль-Хорезми сказал: «На моей родине с давних времен применяют для лечения слово, лекарство, нож и музыку. Я предпочитаю последнее».

ЛБ.

Знаменитый математик и философ Пифагор утверждал, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого восстанавливает в организме человека гармонию.

АС.

Классическая музыка многозначна и на некоторых людей действует острее, чем слово: может умиротворять и активизировать, облегчать печаль и умножать радость. Исследования показали, что самым расслабляющим действием обладает флейта, а скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают.

Чтец. (читает на фоне музыки)

. Рыдает и плачет тоскливая скрипка,

И слышится в звуках мне голос родной,

И тихо, сквозь слезы, мерцает улыбка

Над юностью падшей, над жизнью больной.

Рыдайте и плачьте, печальные струны!

Рыдайте, мне сладок ваш трепетный плач.

Как первые грезы, вы страстны и юны,

Безжалостны вы, как жестокий палач.

Вы вновь пробудили певучие думы,

Вы вновь окрылили восторгом меня...

И грусть моя тает, как сумрак угрюмый

Пред алым сияньем веселого дня.

И вижу я снова из мрака забвенья,

Как бледный туман из глубоких лощин,

Встают и кивают былые виденья

Сквозь черную дымку угасших годин...

К.Фофанов

Ф.Шуберт «Аве Мария»

АС .

Музыка – это язык общения , понятный всем. Кто-нибудь из вас знает итальянский язык, а польский? Но любить музыку итальянца Антонио Вивальди, поляка Фридерика Шопена, австрийца Вольфганга Амадея Моцарта нам это не мешает.

ЛБ.

Немецкий писатель Бертольд Ауэрбах очень точно сказал: «Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою».

АС.

Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, которым мы передаем состо­яние своей души, свои чувства и пережи­вания. И если научиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык», произведения, наполненные глубоким содержанием, будут понятны без слов.

Чтец (читает на фоне музыки).

Понятны мне, понятны эти звуки:

Вот - вздох любви!

Вот тяжкий стон разлуки!

Вот - тихая молитва... вот - слеза...

Вот - звонкое надежды лепетанье!

Вот - ревности глухое клокотанье!

Вот - дикого отчаянья гроза

И бешеных проклятий скрежетанье,

И хохота безумного раскат,

И вот сверкнул кинжал самоубийцы.

Чу! - Божий гром!.. Конец! -

Трещат гробницы... Земля дрожит...

Архангелы трубят.

В.Бенедиктов

Ф.Манино Соната №

5

АС.

Сегодня уже звучали слова Льва Николаевича Толстого о музыке. А вы знаете, какое значение играла музыка в жизни нашего знаменитого земляка? Давайте еще раз побываем в доме писателя в Ясной Поляне и попробуем понять, какие чувства испытывал он, соприкасаясь с классической музыкой?

ЛБ.

Подъехав к знаменитым башням, мы идем по Прешпекту, любуемся стройными белыми березами, прудами, яблоневым садом. Дальше наш путь лежит к дому писателя.

Мы переступаем порог дома, и попадаем в переднюю с березовыми, желтыми шкафами, наполненными книгами на разных языках. Поднимаемся по лестнице на второй этаж и попадаем в зал, где ежедневно собиралась семья Толстого, гости. Остановимся здесь и мы.

АС.

Сразу привлекают к себе внимание рояли – свидетельство огромного значения музыки в жизни Толстого и его семьи. Сын Толстого писал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец. Он увлекался музыкой до того, что играл по три-четыре часа в день. Впечатление от его игры – одно из моих ярких детских впечатлений. Бывало, когда мы, дети, ложились спать, отец садился за фортепиано и играл до двенадцати или часа ночи, иногда в четыре руки с матерью».

ЛБ.

Толстой любил слушать музыку, сидя в глубоком вольтеровском кресле. Он имел собрание различных нот, многие из которых содержали его любимые музыкальные произведения, в том числе почти все фортепианные сочинения Шопена. Толстой говорил: «Шопен в музыке то же, что Пушкин в поэзии».

АС.

Давайте и мы сядем поудобнее, настроимся и послушаем любимую музыку Льва Николаевича Толстого так , как умел слушать он.

Ф.Шопен. Этюд№2

4

АС.

По вечерам в доме Толстого звучали романсы Глинки, Чайковского, Даргомыжского.

ЛБ.

Александр Сергеевич Даргомыжский родился в селе Троицкое Тульской губернии. Он автор 4-х опер и около 100 романсов. Главным истоком его музыки стали интонации живой человеческой речи. Знаменитое творческое кредо Даргомыжского: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!» Именем нашего знаменитого земляка названо музыкальное училище (ныне колледж искусств) в городе Туле, которому в ноябре 2008 года исполнилось 100 лет.

АС.

И прежде, чем вы услышите романс Даргомыжского, прозвучат поэтические строки С.Городецкого

. Чтец.

Из пут пространства узкого

Обыденных невзгод

Людей уносит музыка

В дерзающий полет.

И звезд немых сияние,

И грозный гром войны,

И с морем рек сияние,

И смутный шум весны -

Всё, всё она торопится

В себе сроднить с людьми -

То бурей в сердце бросится,

То паузой томит,

То молниями вспенится,

Греметь заставит медь,

То арф и скрипок пленница

Ручьем начнет звенеть.

Ища в мгновеньях вечности,

Из звуков строит свод

И самым человеческим

С.Городецкий

А.С.Даргомыжский – А.С.Пушкин «Я Вас любил»

АС. Слово «композитор» происходит от латинского «сочинитель, составитель». Согласно словарю, это автор музыкального произведения, лицо, занимающееся сочинением музыки.

ЛБ.

Это сухое определение, на самом деле композиторы слышат на три сотни звуков больше нас, это люди, которые «иначе видят, больше чувствуют и потому больше страдают» (Антоний Кемпинский).

АС.

Великим композиторам есть что сказать, о чем поведать нам в своей музыке. Вот причина того, что их музыка будет жить всегда, может быть, вечно, и люди, когда бы они ее ни слушали, будут испытывать сильные эмоции. И это качество является самым важным определением слова «классика».

ЛБ.

Всё сказанное можно отнести и к русскому композитору Петру Ильи­чу Чайковскому. Он оставил огромное музыкальное наследство, суть которого очень точно выразил. Яков Полонский, посвятив Чайковско­му стихотворение «Музыка»:

На фоне музыки Чайковского.

И плывут, и растут эти чудные звуки,

Захватила меня их волна...

Поднялась, подняла, и неведомой муки

и блаженства полна...

Их божественный лик, на мгновенье

Неуловимой сверкнув красотой,

Всплыл, как живое виденье,

Над этой воздушной, кристальной волной.

И отразился,

И покачнулся,

Не то прослезился...

Не то улыбнулся...

АС.

Пожалуй, нет ни одного композитора, который бы работал в стольких музыкальных жанрах, как Чайковский, он писал симфонии, оперы, инструментальную музыку и вокальные произведения. Украшением мировой классической музыки являются его знаменитые ба­Леты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». И сейчас Деменина Екатерина исполнит «Русский танец» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».

«Русский танец» из балета «Щелкунчик».

АС.

Музыка может перенести нас в другое пространство, другой мир, другую страну. И сейчас мы перенесемся в Аргентину и услышим музыку современного классика – аргентинского композитора Астора Пьяцолы, творческим кредо которого стало танго. Его произведения для бандонеона (инструмента, похожего на аккордеон/баян), гитары и струнного оркестра стоят в одном ряду с лучшими произведениями композиторов XX века.

ЛБ.

Всю жизнь Пьяцола играл танго. Но какое это танго! В этой музыке чувствуется все: жизнь, боль, переживание, счастье, радость. Все это танго, но все оно такое разное. Как жизнь разных людей.

АС

Незадолго до смерти Астор Пьяццолла в одном из интервью сказал: "В Аргентине может измениться все: лицо городов, общество, политический режим - все, кроме танго, которое я понимал и умел играть".

Звучат произведения Астора Пьяцолы «Зима в Буэнос-Айросе» и «Медитанго»

Окончание.

ВБ .

Сегодня у нас была счастливая возможность соприкоснуться с живой звучащей классикой. Эту встречу мы организовали ради одного большого чувства: «любви» к вам, наши дорогие дети, ради одного большого желания – сделать все, чтобы вы были счастливы. Но, какое же может быть счастье без красоты, которую нужно учиться понимать?

АС .

Чарльз Дарвин говорил: «Если бы мне пришлось пережить свою жизнь вновь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки, по крайней мере, раз в неделю; быть может, путем постоянного упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья».

ВБ .

Чтец.

Печальна и чиста,

Как жизнь людьми любима,

Как жизнь ты непроста,

Как жизнь непостижима,

Музыка!..

Везде, в любом краю,

Летишь ты с губ и клавиш,

Свистящую змею

И ту застыть заставишь,

Музыка!..

На свете каждый миг

Мелодия родится,

Ты – сладостный язык

Дождя, ручья и птицы,

Музыка!..

Ты – и весенний гром,

И хлябь ночей ненастных,

Ты стала языком

Счастливых и несчастных,

Музыка!..

Пусть в мире прижилась

Лишь часть твоих мелодий,

Твоя безмерна власть

Над теми, кто свободен,

Музыка!

ЛБ .

Хочется поблагодарить всех собравшихся в этом зале и представить исполнителей:

Педагоги ДМШ№1 - Шишов Роман Вячеславович, Семенова Марина Валентиновна, Екатерина Харланова.

Педагоги ДМШ№2 – Молочникова Ирина Николаевна, Завадская Наталья Петровна, Сальникова Марина Анатольевна.

ВБ . А также директора школы Наталью Юрьевну…….

Вели концерт – педагог дополнительного образования Детской школы искусств Людмила Борисовна Синельникова

ЛБ

Заместитель директора по воспитательной работе Яснополянской гимназии №2 им.Л.Н.Толстого Александр Александрович Сухоруков

АС

и главный специалист методического отдела комитета по образованию Валентина Борисовна Буталова.

ЛБ .

Мы прощаемся с вами песней Ольги Юдахиной на стихи Владимира Степанова «Дарите музыку друг другу» в исполнении учителей музыки общеобразовательных школ района.

Звучит песня «Дарите музыку друг другу»

Сценарий составлен Буталовой В.Б., учителем музыки ГОУ ТО «ТОСКОШ-И ДВ с ОВЗ»



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные