Можно ли развить музыкальный слух. Как развить музыкальный слух у ребенка

Содержимое

Воспринимать и распознавать звуки человек начинает задолго до своего рождения. Еще в утробе матери ребенок чувствует вибрации ее голоса, звуки музыки. Совершенствование слуха, как одного из главных органов чувств, помогает личности развиваться максимально гармонично. Люди, обладающие развитым слухом, более способны к изучению языков, обладают лучшей памятью, повышенной концентрацией внимания, имеют склонность к нестандартному мышлению.

Известно, что ребенок изучает окружающий мир во многом благодаря звукам. Ведь именно они подают в мозг малыша импульсы, способствующие активизации мыслительных процессов. Специалисты рекомендуют давать прослушивать ребенку спокойные классические мелодии, звуки природы, народные песни. Именно так происходит формирование музыкального слуха. Малыш начинает быстрее развивается, говорить. Знакомство ребенка с различными музыкальными инструментами, их звучанием, уроки пения и танца стимулируют развитие музыкального вкуса.

Особенности слухового восприятия у взрослых

Но не стоит думать, что эта способность теряется с годами. В любом возрасте, даже если «на ухо наступил медведь», можно выработать в себе способность слышать и распознавать мелодии, играть на музыкальных инструментах, научиться вокалу. Для этого достаточно просто иметь слух. Иными словами, если у человека здоровые уши, он вполне может достичь желаемого результата. Безусловно, в силу индивидуальных особенностей организма, разные люди могут воспринимать только звуки определенного ряда, не различать мелодичные сочетания, или же слышать только музыку и не быть восприимчивыми к другим звуковым сигналам. Существует даже такой термин, как «музыкальная глухота». Это чаще всего происходит по невнимательности или у людей, которые сосредоточены на определенном виде деятельности и их мозг не фиксирует посторонние раздражители.

Но не стоит отступать. Как и другие способности, развитие музыкального слуха зависит от регулярных тренировок, терпения, желания и трудолюбия.

Различают ритмический и мелодический виды слуха. Для развития первого можно под музыку читать стихи, танцевать. Главное, почувствовать ритм - чередование сильных и слабых долей. Мелодическое восприятие предполагает понимание организации мелодии, ее структуры.

Разновидности слухового восприятия

Конечно, развиваться лучше всего под руководством и наблюдением опытного педагога. Можно поступить в музыкальную школу, студию или брать индивидуальные уроки у специалиста. Если такой возможности нет, следует обратиться за помощью к самоучителям, записаться на специализированные программы на интернет-сайтах.
Для этого существует множество методик и упражнений.
Главное - заниматься систематически и уделять этому достаточно времени.

Абсолютный

Некоторые люди обладают природным даром безошибочно определять любой звук и ноту любой высоты на слух, не сравнивая звучания с эталонным камертоном. Ошибки исключены. Обладатели абсолютного слуха без труда распознают звучание каждого музыкального инструмента в оркестре и отдельные голоса в хоре. Но совершенно необязательно иметь абсолютный слух для обучения вокалу и освоения музыкальных инструментов.

Относительный

Люди, способные определять на слух и достоверно воспроизводить голосом разновысотные звуковые сочетания в музыке, являются обладателями относительного слуха. Эта способность дает возможность без труда обучиться игре на скрипке и других сложных музыкальных инструментах. Хорошо развитый слух необходим для исполнения музыкальных импровизаций, снятия с композиции нот, вокала и игры в группе. Кстати, обучение игре на гитаре очень позитивно влияет на развитие отличного музыкального слуха.

Внутренний

Способность человека мысленно по памяти слышать и воспроизводить музыку внутри себя, представлять музыкальную композицию без проигрывания на инструменте, называется внутренним слухом. Для его развития лучше всего заниматься сольфеджио. Эта дисциплина учит запоминать звучание инструментов, писать ноты по памяти на слух, разбирать мелодию по нотам. Это занятие отлично развивает музыкальную память, мелодический и внутренний слух.

Вокальный

Не менее интересный вид слуха - вокальный. Профессиональные певцы способны чувствовать, как работает голосовой аппарат, какие мышцы участвуют при достижении разного звучания голоса.

Эти навыки помогают вокалистам формировать не только собственное звучание голоса, но и более четко распознавать чужой.

Любая музыкальная деятельность способствует развитию слуга. Прослушивание и воспроизведение музыки, занятия вокалом, сочинительство мелодий, импровизация, танец воспитывают в человеке различные музыкальный слух и память.

Можно использовать простые упражнения. Например, на улице прислушиваться к различным звукам и стараться выделять и запоминать отдельные звуки. Затем попытаться их эмитировать. Также рекомендуется, прослушав небольшое музыкальное произведение попробовать его пропеть. Получаться будет не сразу, но со временем почувствуется легкость и этот процесс можно усложнить.

Повторяя попытки снова и снова, занимаясь ежедневно, обретение отличного слуха гарантировано. Главное, помнить, что при наличии терпения и трудолюбия, развитие своего творческого потенциала возможно в любом возрасте и практически с любыми данными.

Умение слышать мелодию, чисто воспроизводить её голосом, писать собственные композиции, в которых преобладают приятные созвучия – всё это возможно только лишь при наличии хорошего музыкального слуха. Многие придерживаются мнения, что наличие таких способностей – природный дар, и если не повезло родиться с абсолютным слухом, то тут уже ничего не поделаешь. На самом деле, любой человек может заняться развитием этих навыков, достигнув впечатляющих результатов.

Основные разновидности

В среде музыкантов принято различать несколько видов музыкального слуха, среди которых:

  1. Абсолютный . Обладатель таких данных может воспроизвести любой звук или ноту, входящую в его вокальный диапазон, без предварительной настройки с инструментом. Считается большой редкостью.
  2. Относительный . Является самым распространённым явлением среди профессиональных музыкантов. Этот вид слуха очень похож на абсолютный, но его владельцам перед пением понадобится настройка на определённую тональность или ноту.
  3. Внутренний слух можно определить красноречивой фразой – «слышу, но не могу воспроизвести». При регулярных занятиях сольфеджио его можно приблизить к относительному и даже абсолютному.

Существуют также и подтипы музыкального слуха – мелодический и гармонический. Владельцам мелодического слуха легче подбирать и воспроизводить мелодию, чувствовать её движение, интервальный состав. При гармоническом музыкальном слухе люди воспринимают фактуру аккордов целиком, не разбивая их на отдельные звуки, и именно поэтому им проще подобрать песню на гитаре, чем пытаться наиграть соло-партию.

Занятия по развитию музыкального слуха

Упражнения могут быть следующими:

  1. Требуется стать с закрытыми глазами на место, где не видно говорящих, но слышны их голоса. Проверьте себя по голосовому и зрительному различию. Повернувшись лицом, сопоставьте свои умения, определив, кому принадлежит голос. Проделывая такое упражнение, можно со временем остро настроить слух и научиться сосредотачиваться на звуковых эффектах.
  2. Интонационная распевка. Игра на развитие музыкального слуха издается на рояле по формуле: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, которую следует пропеть от начала до конца, затем вернуться от последней ноты к первой, но без аккомпанирования. Если попали – плюс, если нет – продолжение следует.
  3. Музыкальные дидактические игры на развитие слуха - интервальное пение. Под инструментальное сопровождение исполняется распевка: до-ре, до-ми, до-фа, после чего продолжается самостоятельное пение с чередованием звуков без инструмента.
  4. Музыка для развития музыкального слуха. Если решено освоить музыкальное искусство дома, поставьте полюбившуюся композицию и, прослушав ее часть, повторите услышанное. Действие проводится в течение дня с паузами.
  5. Обучение нотам. Добиться тонкого слуха позволит знание нотной грамоты, по которой нужно создавать разную тональность произведения.
  6. Изучение классических мотивов. Благодаря тонкой подаче мелодии классического направления, звуковое восприятие становится особо чувствительным и благоприятно влияет на развитие музыкального слуха дошкольников.

Фактор чистоты пения

Чтобы пение было чистым, учитываются такие нюансы:

  1. Вокальная позиция. У лиц с опущенным небом во рту, произношение получается нечистое. Чтобы это исправить, каждый раз перед распевкой необходимо надавливать на небо языком, как бы толкая его вверх.
  2. Направление звука. В зависимости от исполнения произведения подбирается тембр голоса. Репертуар должен соответствовать индивидуальному баритону.
  3. Мелодия и ее изменение. Чтобы лучше понимать тональность звуков при исполнении песен, следует в процессе обучения и развития слуха изменять ее интонацию. В качестве тренировки можно выбрать легкое четверостишье или песенку, и по ходу ее исполнения корректировать тональность.

В музыкальных школах развитие слуховых данных происходит в основном на уроках сольфеджио. Под руководством педагога учащиеся поют гаммы, интервалы, одноголосные и многоголосные интонационные упражнения. С каждым годом обучения вокальные примеры становятся сложнее, начинают появляться мелодии, написанные в народных ладах (лидийский, фригийский и т. д.), а также содержащие в себе сложные ритмические фигуры.

Если вы не знаете, как развить музыкальный слух в домашних условиях, то самый простой способо - это пробовать петь любимые песни как под запись, так и самостоятельно .

Обратите внимание! Тренировка слуха должна быть регулярной и систематической – только так вы сможете улучшить слух, научиться исполнять сложные вокальные партии. В каждое занятие нужно включать следующие этапы:

  • повторение ранее изученного материала;
  • изучение новой темы (сложные интервалы, пение отдельных звуков аккордов вместе с инструментом);
  • закрепление знаний на примере какой-нибудь популярной мелодии или классической музыки.

Только при комплексном подходе можно обеспечить правильное развитие музыкального слуха.

На нашем сайте будут выкладываться упражнения для развития музыкального слуха.

Владельцам смартфонов на Android пригодится программа под названием «Абсолютный Слух». В приложение «вшито» более сотни разновидностей аккордов, интервалов, гамм и мотивов, а также возможность писать мелодические и ритмические диктанты. Для устройств, поддерживающих iOS, существует аналог этой программы – «Perfect Pitch!».

Доказано, что при желании, упорстве и наличии музыкальной среды можно развить прекрасный слух. Часто родители не знают, как сделать это, они думают, что нужно долго и упорно тренироваться. Оказывается, развить эту способность можно в форме интересной игры.

Развитие музыкального слухазаключается в формировании долговременной памяти для каждого из услышанных сигналов. Тренировки практически не занимают много времени, но требует ежедневной практики. Многие мамы задумываются, как развить музыкальный слух в домашних условиях. Начинать занятия можно сразу после рождения, ведь дети стремятся подражать родителям. Любые мероприятия и уроки нужно проводить в хорошем настроении.

Начинать развитие способностей можно с двух месяцев, для этого подойдут обычные погремушки. Разнообразные звуки, которые издают колокольчики, пищащие и звенящие игрушки, побудит кроху к музицированию. Он сам будет дотягиваться и извлекать из каждой разные звуки, сравнивая их между собой.

По мере роста малыша мамы начинают понимать, как развивать слух, ведь этим простым методом пользовались их мамы и особенно бабушки. Нужно петь песенки и рассказывать сказочные истории, меняя голос с тихого на громкий, с протяжного на отрывистый, с сумбурного на ритмичный.

Слух тренируется быстрее и эффективнее других чувств. Существуют специальные упражнения, направленные на лучшее восприятие и определение звуков, с которыми возможно достичь в музыке неплохих результатов.

Регулярная тренировка слуха требуется каждому, кто занимается музыкой и другой активной творческой деятельностью.

Умение различать определенные сигналы по частоте звучания говорит о наличии способностей у человека. У детей обычно слабо проявляются музыкальные качества, поэтому с ними нужно выполнять специальные упражнения для развития слуха. С трех лет можно начинать знакомить ребят со звуками разной высоты. Сначала он сможет различать только контрастные звуки в разных октавах.

Часто дети не слишком охотно соглашаются на обучение, даже те, которые обладают большими способностями. В этих случаях нельзя насильно заставлять дошкольника заниматься, а лучше заинтересовать его самыми привлекательными или забавными сторонами таких уроков.

Уроки проводятся в игровой форме. Они должны вызывать интерес и азарт, но только не как обучающий урок. Способности к музыке важны не только для дошкольников, которые готовятся заниматься вокалом или обучаться игре на инструменте. Хорошие способности необходимы абсолютно всем детям, поскольку они хорошо влияют на развитие ума и интеллекта.

Родители, которые занимаются с детьми, развивают его слух, следят за речью и другими необходимыми в жизни навыками, могут впоследствии радоваться их прекрасным достижениям.

Каждый человек, если он любит петь, мечтает исполнять композиции так, чтобы затем ему восторженно рукоплескал зал. А нужно-то для этого всего ничего - иметь идеальный слух. Но как этого добиться? Существуют специальные упражнения для развития слуха.

Какие бывают виды слуха

Как ни странно, но музыкальный слух - понятие довольно сложное и не поддающееся безапелляционному отрицанию или утверждению («У меня есть слух/У меня нет слуха»). Дело в том, что у каждого человека можно найти тот или иной подвид музыкального слуха. Можно ли развить определенный вид слуха, однозначно ответить нельзя, поскольку этих видов очень много.

1) Ритмический слух, то есть способность чувствовать ритм, эмоциональную составляющую мелодии.

2) Ладовый слух, отвечающий за способность разбираться в аккордах.

3) Интонационный слух, позволяющий понимать характер музыки (веселый или грустный).

4) Внутренний слух - способность воспроизвести нотную запись мелодии.

5) Интервальный слух - умение петь музыкальные интервалы и определять высоту звука.

6) Абсолютный слух - уникальная способность определять высоту тона любого звука без сопоставления его с эталонным звучанием.

Как развить музыкальный слух

Если вы не знаете, как самостоятельно развить любой из видов музыкального слуха, попытайтесь ежедневно делать следующие упражнения.

1) Для развития ритмического слуха пытайтесь читать стихи под музыку, танцуйте под любимую музыку, считая такты. Кстати, мы развиваем музыкальный и ритмический слух именно двигаясь, поэтому пластика тела имеет не последнее значение для музыканта. Верно и обратное: любой танцор должен обладать идеальным слухом. Это взаимосвязанные вещи.

2) Прослушивайте любимые композиции, для начала лучше короткие, а затем пытайтесь воспроизвести эту вещь собственным голосом, но без музыки. Затем проверьте себя, включив оригинал.

3) Пойте однотонные гаммы (нотный ряд «до - си» и «си - до»), даже несмотря на то, что это скучно и неинтересно. Для развития слуха это бесценный опыт.

4) Пойте «хроматические гаммы» (их играют только на черных клавишах фортепиано в одном тоне). Такие гаммы помогают лучше развить понимание разности ладов.

5) Подбирайте любимые мелодии на музыкальном инструменте, даже не зная точных нот. В конце концов, когда-нибудь вас будет практически невозможно отличить от оригинала.

6) Запишитесь в музыкальную школу. Именно музыкальные педагоги помогут развить музыкальный слух с помощью специальной дисциплины под названием «сольфеджио».

Как развить абсолютный слух?

Как ни странно, но никак. С абсолютным музыкальным слухом человек может только родиться. Поэтому вопрос о том, как развить абсолютный музыкальный слух, не совсем уместен. При отсутствии абсолютного врожденного музыкального слуха лучше сосредоточиться на развитии других видов слуха - интонационного, ритмического, внутреннего и т.п.

Видео по теме статьи

Ко мне часто приходят люди, пребывающие во власти распространённых мифов о том, что:

Я не смогу петь так, чтобы меня услышали, потому что у меня очень тихий голос.

Я не смогу петь красиво, потому, что мне это не дано.

У меня не получится, потому, что у меня нет голоса.

У меня не получится, потому, что у меня нет слуха.

И мне ежедневно приходится выступать в роли разрушителя этих мифов. В каком-то смысле педагогу по вокалу приходится быть и психологом, освобождать от комплексов, убеждать, успокаивать, вселять веру в себя.

О том, что научиться петь красиво может любой человек, я писала в статье «Как научиться петь быстро, красиво, легко?» ( ). Но самым большим камнем преткновения на пути к вокальным достижениям был и остаётся миф об отсутствии музыкального слуха, о пресловутом медведе, наступившем на ухо. Разберёмся - так ли это? Действительно ли невозможно научиться петь тем, кто «не попадает в ноту»?

Ответ на поверхности, он в самом вопросе: «Я смогу научиться петь, если я пою фальшиво?» Ну, это же очевидно: если человек слышит, что он поёт мимо нот - значит, у него есть музыкальный слух! Я не встречала ни одного человека, который бы уверял, что он чисто поёт, не попадая при этом в ноты. Как правило, в 100 случаях из 100 мнение об отсутствии слуха подкрепляется собственными слуховыми ощущениями: «Я вру!» И это, как ни странно, как раз и является прямым доказательством наличия музыкального слуха.

А в чём же тогда причина фальшивого пения, что мешает человеку петь чисто, если он всё прекрасно слышит? Есть такой термин в вокальной педагогике: «Отсутствие координации между слухом и голосом». Мы все знаем, что такое координация. Термин «координация» происходит от латинского coordination - взаимоупорядочение. Взаимная согласованность наших мышц направлена на осуществление двигательных задач. Есть люди подвижные, а есть неуклюжие. Наиболее совершенной координацией движений обладают спортсмены и люди, ведущие активный образ жизни. Это говорит о том, что даже координацию движений, которая даётся нам от природы, развивается по мере роста, не требует никаких специальных физических импульсов и является естественной и жизненноважной физиологической особенностью нашего организма - можно развить до совершенства.

Но музыкальный слух и вокальный голос абсолютно не являются естественной и необходимой потребностью нашего голосообразующего аппарата, так как он предназанчен для того, чтобы говорить, а не петь! Иначе нам было бы естественнее петь, а не говорить. Но мы, люди, существа такие, что нам свойственно к чему-то стремиться, что-то в себе открывать и развивать. Гимнасты развивают гибкость, тяжелоатлеты - силу, легкоатлеты - выносливость, певцы - голос.

Итак, нет ничего странного и удивительного в остутствии координации между слухом и голосом. Кому-то она даётся при рождении, как гибкость или другая способность, а кто-то должен её развивать. Только и всего. Поэтому глупо чувствовать себя обделённым и потерянным для пения - надо просто наладить координацию между слухом и голосом.

Но факты - вещь упрямая, и как бы красиво вы не выглядели, и каким бы не обладали чудесным тембром голоса - если вы фальшивите, то одними уговорами тут не обойтись, тут надо принимать более действенные меры.

Что для этого надо делать? Во-первых, осознать, что вы не инвалид с "отдавленными" ушами, как вы всегда считали, а самый что ни на есть обычный человек, успокоиться и перейти к упражнениям для развития музыкального слуха, а точнее - для развития координации между слухом и голосом.

Возьмите синтезатор или планшет, наметьте себе диапазон, который вы хотите распеть. Пока хватит одной октавы. Для женских голосов - от "до" первой октавы до "до" второй. Для мужских - от "до" малой до "до" первой. Будем учиться интонировать (точно попадать в ноты) в рамках одной октавы.

1. Поём гамму с названием нот вверх: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. И вниз: до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до. Упражнение выполнять не менее 30 раз, пока слух не запомнит звучание каждой ноты, а голос не почувствует как поются низкие, средние и высокие ноты.

2. Поём хроматическую гамму, т.е. нажимаем все клавиши подряд, одну за другой, начиная с "до". Это - полутона, самые близко расположенные друг к другу звуки. Интонирование (точное, чистое пропевание) их требует концентрации внимания и сосредоточенности. Поём на слог "ла".

3. Поём арпеджио. Нажимаем клавиши "до, ми, соль, до (верхнее)" вверх и вниз: "до(верхнее), соль, ми, до". Можно петь на слог "ла", но лучше с названием нот.

4. Строим тон от каждой клавиши. Тон состоит из двух полутонов, то есть полутон + полутон = тон. Строим тон от каждой клавиши (включая чёрные) и поём на слог "ла" вверх и вниз. Например, от "до" это будет так: "до-ре-до". Далее от чёрной клавиши рядом с "до" (от "до диез") также строим тон, не забывая, что в одном тоне два полутона, значит будет "до диез - ре диез- до диез". Поём на слог "ла".

5. Строим два тона от каждой клавиши вверх и вниз: "до-ре-ми-ре-до". Как звучит это упражнение можно послушать здесь: (упражнение №1). Поём на " ми-и-и-и-и-я".

6. Опевание каждой клавиши. Что это значит? Это значит, что одна клавиша - основная, центральная, как бы "база", а остальные опевают её (как бы ходят вокруг неё) следующим образом: тон вверх - вернуться на основную - полутон вниз - вернуться на основную. Например, опеваем ноту "до". Строим от "до" тон вверх (это будет "ре"), возвращаемся на "до" и строим от неё полутон вниз (это будет нота "си"), и целиком упражнение будет выглядеть так: "до-ре-до-си-до". Продолжаем опевать каждый звук, далее строим тон вверх от чёрной клавиши (до диез): "до диез - ре диез - до диез - до - до диез"). Итак, опеваем: вверх от основного звука - тон, вниз от основного звука - полутон. На слог "ла".

7. Строим от "до" интервалы. Общепризнанное значение слова "интервал" - это промежуток. Интервал в музыке - это промежуток между нотами. Строим от "до" интервалы (промежутки) вверх и возвращаемся в "до" каждый раз. Вот так: "до-ре-до", "до-ми-до", "до-фа-до", " до-соль-до", "до-ля-до", "до-си-до", "до-до (верхнее) - до". Каждый раз промежуток между "до" и другой нотой будет увеличиваться, образуя мелодический скачок. Надо стараться перестроить голос с низкого звука на высокий и обратно.

Пока всё. А дальше начинается процесс, который переводит обретённые знания и умения - в автоматические навыки. Всего можно добиться упорством и тренировкой. Когда вы почувствуете, что уже уверенно интонируете в рамках одной октавы, можете понемногу расширять свои "горизонты" по две клавиши в каждую сторону (вниз от нижнего "до" и вверх от верхнего),

Самое главное, не идите на поводу у своей дурной привычки петь там, где удобно (а я считаю это именно сформировавшейся дурной привычкой). Чутко прислушивайтесь к себе (вы же всегда слышите, когда фальшивите), останавливайтесь и начинайте упражнение заново. Терпение и труд творят чудеса, а петь красиво и чисто - это действительно настоящее чудо и для достижения его стоит потрудиться. Успехов вам! И терпения)...

Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными вокальными данными. Однако быть высококлассным музыкантом не означает автоматически обладать абсолютным слухом. Более того, всего несколько процентов населения планеты могут похвастаться этим даром.

Загадочный феномен

Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.

Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого - нет?

Статистика

За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того - именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.

Определение

Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:

  • Пассивный - способность сопоставлять высоту слышимого звука.
  • Активный - способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).

Также существует понятие относительного слуха - не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).

Развитие абсолютного слуха: за и против

Более столетия ведутся споры о том, можно ли эту редкую природную способность развивать, тренировать. Теоретически это возможно, ведь под действием каких-то факторов он формируется у детей. Однако критики обучающих методик аргументируют тем, что массового «наплыва» обученных абсолютному музыкальному слуху музыкантов не наблюдается.

В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее. Кроме того, многочисленные достоверные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все прославленные музыканты обладали абсолютным слухом, подтверждают тезис о том, что данная способность не является обязательной или определяющей.

Моральный аспект

И все же проблема абсолютного слуха претендует на разряд вечных, так как заключается в делении всех участников музыкального сообщества на два «лагеря»: людей, обладающих даром, и не обладающих им. Этого противостояния невозможно избежать.

Иначе говоря, обладание абсолютным слухом является не предметом сознательного выбора, а некоего «благословения свыше». На первый взгляд ущемленными кажутся люди, имеющие относительный слух: в сравнении с «абсолютниками» они нуждаются в помощи камертона или любого другого источника звуковых эталонов. Кроме того, при выполнении той или иной операции, связанной с определением высоты звуков, «абсолютники» демонстрируют безоговорочное превосходство, что не может не действовать на самооценку обладателей относительного слуха.

Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.

Научный подход

Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).

Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух - это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.

Как развить абсолютный слух

Можно ли развить 100%-й слух тренировками - вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора - это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

Модели развития абсолютного слуха

В России практикуют несколько моделей развития. В их основе - два принципа управления интонацией и слухом:

  • устный (по тексту);
  • ассоциативный (по нотам).

Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.

Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.

Уроки истории

На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).

Физическая глухота не помешала другому оперному композитору - Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом. С утерей физического не пропадает внутренний слух. Личность, обладающая абсолютным слухом, сможет синтонировать достаточно точно, отобразить, отбить ритм наиболее близко к услышанному.

Вывод

Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку - это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов. Ведь основная цель человеческого общества на Земле - это изучение и совершенствование окружающей жизни в пространстве и времени на новом витке спирали эволюции.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные