Проблема бережного отношения к природе: аргументы из литературы. Тема: Человек и природа и в художественной литературе























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Вступительное слово преподавателя.

Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Широко шагает новый век,
На Земле уж белых пятен нету.
Чёрные
Сотрёшь ли, человек?
(А.Плотников)

Человек и природа – одна их самых главных проблем, которые волнуют литературу. Чем больше люди берут от природы, тем с большим вниманием и ответственностью они должны подходить к сохранению и воспроизводству окружающей среды. Современная литература, наследуя и развивая традиции классиков, воспитывает в читателях чувство единения с землёй, которая у нас у всех одна. Имя ей – РОДИНА.

1 ведущий:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф.Тютчев

2 ведущий: «Природа! Она вечно говорит с нами!» - писал когда-то великий Гёте. Глубокий смысл этих слов поэта в напоминании нам о том, что между человеком и природой постоянно идёт диалог.

1 ведущий: Причём не столько мы с ней разговариваем, сколько она с нами.

2 ведущий: Но всегда ли человек слышит её голос? Ответ на этот вопрос – главная тема художественной литературы о природе и её отношениях с человеком.

1 ведущий: Тема природы – одна из древнейших и вечных в мировом искусстве, и в каждую историческую эпоху. Она осмысливается по-новому, каждый раз обретает конкретное наполнение.

2 ведущий: В русской классике уделялось много внимания теме «человек и природа». Описание природы не просто фон, на котором разворачивается действие, она имеет важное значение в общей структуре произведения, в характере персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовная сущность.

1 ведущий: Имена почти всех наших мастеров слова связываются с живописными деревенскими местами. Пушкин неотделим от Михайловского и Болдина, Тургенев – от Спасского-Лутовинова, Некрасов – от Карабихи и Грешнёва, Достоевский – от Старой Руссы. «Без Ясной Поляны, - любил повторять Лев Толстой, - не было бы ни меня, ни моих сочинений.

Романс "Край ты мой" сл.А.Толстого, муз. Гречанинова.

2 ведущий: стихотворение "Унылая пора - очей очарованье! А.С.Пушкина.

1 ведущий: У истоков реалистического пейзажа в русской литературе XIX века стоит Александр Сергеевич Пушкин. Именно у него впервые появляется русская природа с её скромной, словно запрятанной прелестью. Описания природы в его поэзии отличаются чистотой, праздничной свежестью, торжественной приподнятостью. Отношение человека к природе Пушкин считает одним из главных критериев духовности.

2 ведущий: Достаточно вспомнить хрестоматийное: «Мороз и солнце; день чудесный!». Или «Зима. Крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь…». Или описание времён года: «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало». В этой простоте – секреты неумирающей силы воздействия пушкинского слова.

Романс "Ночной зефир" сл. А.С.Пушкина, муз. Даргомыжского.

1 ведущий: стихотворение "Три пальмы" М.Ю.Лермонтова.

2 ведущий: «Царством дивным» называл природу М.Ю. Лермонтов. И в противостоянии человека с природой Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его. В «Княжне Мери» первозданной чистотой и благоухающей свежестью проникнуто описание раннего летнего утра накануне дуэли Печорина с Грушницким: «Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление… Я помню - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!»

Романс "На севере диком" сл. М.Ю.Лермонтова, муз. Даргомыжского.

1 ведущий: Литературный пейзаж мы находим в прозе Николая Васильевича Гоголя, который в пушкинских традициях описывает упоительные и роскошные малороссийские летние дни, чудный Днепр, который «вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои». В историю литературы Гоголь вошёл как первооткрыватель красоты украинской степи.

2 ведущий: "Весь ландшафт спит. А на душе и необъятно и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья; и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба. Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще более, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие стены их. Песни умолкли. Все тихо".

Украинская нар. песня "Тихо над речкою".

1 ведущий: О целительной силе природы писал Сергей Тимофеевич Аксаков в книге «Записки ружейного охотника»: «Чувство природы врождённо нам всем, от грубого дикаря до самого образованного человека. Деревня, мирная тишина, спокойствие! Сюда надо бежать от праздности, пустоты интересов; сюда же хочется бежать от суетливой внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, хотя и добросовестных мыслей и забот! На зелёном, цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, - улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе. Неприметно, мало-помалу, рассеются это недовольство собою и презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений - эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души…».

Русская нар. песня "Черемуха".

1 ведущий: Природа в произведениях Льва Николаевича Толстого приобретает глубокий социально-этический смысл, это также фон, на котором происходят внутренние переживания героев. В «Войне и мире» писатель противопоставляет мирной природе природу, обезображенную войной. До начала сражения Бородинское поле предстаёт перед Пьером Безуховым во всей своей красоте, в чистом утреннем воздухе, пронизанном лучами яркого солнца. После сражения Бородино выглядит иначе: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови.

Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?».

2 ведущий: В статье «Толстой и природа» русский философ Григорий Плеханов писал: «Толстой любит природу и изображает её с таким мастерством, до которого, кажется, никто и никогда не возвышался. Это знает всякий, читавший его произведения. Природа не описывается, а живёт у нашего великого художника».

Романс "Не ветер, вея высоты" сл. А.Толстого, муз. Р.-Корсакова.

1 ведущий: стихотворение "Эта ночь" А.А.Фета.

2 ведущий: Идея тождества человека и природы пронизывает всю лирику Тютчева и Фета. И если Тютчев в своих стихах говорит "человек и природа", то Фет говорит "человек - это природа".

Романс "То было раннею весной" сл.А.Толстого, муз. Р.-Корсакова.

1 ведущий: Природа и человек в русской литературе находятся в тесной взаимосвязи, взаимно влияя друг на друга. Вслед за Толстым Чехов отказывается рассматривать человека как простого созерцателя природы. Чехов в своём творчестве утверждал, что «вся энергия художника должна быть обращена на две силы: человек и природа». Сквозь всю русскую литературу, начиная с Пушкина и Гоголя и кончая Буниным, проходит образ цветущего весеннего сада, который в последней пьесе Чехова приобретает символическое звучание.

2 ведущий: Отношение к вишнёвому саду определяет нравственный облик героев пьесы и разделяет их на две категории. С одной стороны – Шарлота, Симеонов-Пищик, Яша, для которых безразлично, что станет с вишнёвым садом. С другой – Раневская, Гаев, Аня, Фирс, для которых вишнёвый сад – это нечто большее, чем объект купли-продажи. Растерянность Лопахина после покупки сада не случайна. Сохранив в себе душевную чистоту, способность «помнить себя», он сохранил связь с прошлым, и потому с такой болью ощущает тяжесть совершённого нравственного преступления.

Романс "Сирень" сл.Е.Бекетова, муз. Рахманинова.

1 ведущий: Природа помогала русским писателям открывать смысл жизненного предназначения, и неслучайно продолжатель классической традиции Михаил Михайлович Пришвин скажет: «Когда пройдут февральские метели, все лесные существа мне становятся, как люди в стремительном движении к их будущему Маю. Тогда в каждом мельчайшем семечке таится будущий праздник, и все силы природы работают на то, чтобы ему процвести».

2 ведущий: Весенний расцвет природы и стремление человека к раскрытию своих духовных и физических возможностей есть, по мнению Пришвина, тот самый «праздник жизни», который представляет цель и смысл человеческого существования.

Романс "Вижу: бабочка летает" сл.П.Шаликова, муз. А.Алябьева.

1 ведущий: Говоря о новых чертах литературного развития, В. Распутин заметил: «Никогда ещё литература с такой силой не говорила о судьбе человека и о судьбе земли, на которой живёт человек. Тревога эта доходит до отчаяния». Для русских поэтов – чувство России невозможно вне любви к «малой» родине, где прошли детские годы:

2 ведущий:

Русь моя, люблю твои берёзки!
С первых лет я с ними жил и рос,
Поэтому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Николай Рубцов)

Романс "Жаворонок" сл.Н.Кукольника, муз. Гречанинова.

1 ведущий: В современной литературе всё настойчивее звучит тема формирования национального характера в зависимости как от социальных условий и от своеобразия природы. Василий Белов – один из тех писателей, что вглядываются в сегодняшний день с высот духовных ценностей, накопленных вековечным народным опытом. Его «Лад» обозначен в подзаголовке как «Очерки о народной эстетике». Природа - труд – эстетика.

2 ведущий: В союзе с природой формировался крестьянский лад жизни, зарождались и закреплялись народные традиции, вырабатывались нравственно-эстетические нормы. Лад – это существование человека в ладу с природой. Лад – это, то, что соединяет человека и природу в нечто целое, то, что позволяло человеку возникнуть в природе и стать Человеком.

Русская народная песня "Ах, ты степь широкая!"

Заключительное слово преподавателя.

«Самая жгучая, самая смертная связь» с природой, физическое ощущение земли как своей матери – прародительницы, откуда выходит человек и куда он возвращается в конце пути, звучит во многих художественных произведениях российских писателей.

Именно земля помогает человеку осознать смысл жизненного предназначения, разгадать загадку земного бытия. За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем земля.

Поэт Михаил Дудин, обращаясь к жителям планеты, говорил:

Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы.
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите!

Обучающая цель: Выяснить, как взаимоотношения человека и природы отражены в произведениях литературы, какие проблемы поднимают поэты и писатели, раскрывая эту тему (слайд 2).

Воспитательная цель: Доказать учащимся, насколько актуально звучит экологическая проблема. Вызвать у учащихся чувство бережливости к природе.

Оформление:

1. Презентация урока (Приложение 1 ) ;

2. Выставка книг;

3. Стенд “Природа глазами детей”;

4. Картины художников-пейзажистов.

Ход урока

Эпиграфы (слайд 3):

“Любить природу – значит любить Родину”

(М.Пришвин)

“Человек, стреляя в природу, попадает в самого себя”

(Ч.Айтматов)

“Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.”

(Ф.Тютчев)

Слово учителя с элементами беседы:

Мы сегодня будем говорить не просто о природе, ее красоте, о полезности, а о взаимоотношении человека и природы. Многие писатели и поэты воспевают красоту природы.

К.Урманов “Тайны в природе”

Это сибирский писатель, который 70 лет не уставал смотреть на чарующие картины сибирского края.

Когда читаешь книгу Урманова, то сколько дивных картин откроется твоим глазам – от “березы в алмазах”, которая наполнила “юным восторгом” седого писателя-природолюба, до алой зари над тихим озерком, где по утрам водяные лилии раскрывают свои белые чашечки с золотой сердцевиной.

А сколько новых друзей обретешь ты среди пернатых – водоплавающих, певчих – обитателей лесов и лугов не только в книгах Урманова, но и в рассказах М.Пришвина, В.Бианки, К.Паустовского.

Чтобы увидеть в обыденной природе ее красоту, ее необычность, нужно уметь всматриваться в природу. Тогда каждая травинка, каждый листок расскажут тебе целые истории.

О природе пишут, поют, картины природы изображают на полотнах художники.

Вопрос: Кого Вы знаете из художников-пейзажистов?

(Используются картины с изображением пейзажей. Нужно назвать художника).

(слайд 4 – Шишкин И.И.), (слайд 5 – Левитан И.И.), (слайд 6 – Поленов В.Д.)

Вопрос: Какие картины Вы бы нарисовали, слушая стих?

Вопрос: Ребята, прочитайте любимые стихи о красоте природы.

(Ребята читают стихи Тютчева, Фета, Есенина, Мережковского, Пушкина, Баратынского).

Вывод: Разговор о красоте природы можно закончить словами Б.Рябинина (слайд 9) :

Люди, оглянитесь-ка вокруг!
Как природа истинно прекрасна!
Ей нужна забота Ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла.

Вопрос: О чем говорят две последние строчки стихотворения?

Вывод: Красота природы зависит от человека.

Вопрос: Какие Вы знаете стихотворения, где природа уничтожается руками человека?

Игорь Северянин (слайд 10)

Что шепчет парк...
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно.
И так трагично больно мне.
Редеет парк, редеет глушь,
Редеют ёловые кущи...
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином...
Но вот пришли на двух ногах
Животные – и по долинам
Топор разнес свой гулкий взмах.
Я слышу, как, внимая гуду
Убийственного топора,
Парк шепчет: “Вскоре я не буду...
Но я ведь жил – была пора...”
(1923)

Это стихотворение анализирует группа ребят:

  1. Это стихотворение написано в начале 20-го века, в 1923 году. Уже в то время тема человека и природы была очень важной. Чувствуется тревога и боль самого поэта за то, что происходит в отношении людей к окружающей их природе.
  2. Основная мысль стихотворения в том, что человек собственными руками уничтожает парк, прекрасный уголок природы. И стоит задуматься всем живущим на Земле, что, уничтожая природу, мы губим и свою жизнь, так как мы являемся частью природы.

  3. Анализируя это стихотворение, я взял два уровня – графический и фонетический. Стихотворение состоит из 4х строф. Написано двусложным размером – ямбом. Именно такой размер показывает, что здесь нет мелодичности. Строчки звучат резко и отрывисто, как будто стук топора.
  4. Я проанализировал звуковую окраску стихотворения. Много белого цвета дает звук [О]. По видимому, в парке много белоствольных берез, много зеленого цвета – звук [И]. Даже есть

    красный цвет – [А] Ведь парк своей красотой приносит людям радость. Потом все светлые тона сменяются на темные: серый, коричневый, даже черный. Это цвет голой земли и вырубленных деревьев.

    Здесь есть аллитерация – сочетание шипящих и свистящих согласных. Поэт показывает этим художественным приемом, как затихает парк, погибая, то есть умирает.

  5. Я анализировал лексический уровень.
  1. В первой строфе лирический герой говорит о своем душевном состоянии, когда он смотрит на пни, на сломанные ветви:
  • Тоскую смертельно....
  • Трагично – больно мне...
  1. Во второй строфе возникает картина, как когда-то густой и красивый парк уничтожается. Эту мысль передает глагол “редеет”, он повторяется три раза.
  2. Именно в третьей строфе поэт выносит беспощадный приговор человеку, называя его животным на двух ногах. Это метафора. С топором в руках эти “животные” уничтожают парк.
  3. В четвертой строфе с помощью олицетворения поэт показывает последние минуты жизни парка. Слышит последний шепот деревьев: “Вскоре я не буду...”.

В стихотворении мало эпитетов, но есть один “эпитет” - убийственный топор, который подчеркивает основную мысль – человек убивает природу.

Слово учителя:

Не только поэтов волнует нарушение гармонии отношений между человеком и природой, но и писатели очень часто обращаются к этой проблеме.

Вопрос: Какие рассказы Вы прочитали? Как в них раскрывается эта проблема?

Пришвин “Синий лапоть”, “Лесной хозяин”, “Кладовая солнца”.

Паустовский Заячьи лапы”, “Мещерская сторона”.

Астафьев “Зачем я убил коростеля”, “Белогрудка”.

Якубовский “В лесной сторожке”.

Группа ребят готовили анализ рассказа “Хвостик” В.Астафьева.

  1. Мы выбрали рассказ Виктора Астафьева “Хвостик”. Астафьев – это наш писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. Его воспитывала бабушка. Именно она его научила жить так, “чтобы слышать боль каждого”. Каждого – это не только человека, но и всего живого на Земле: животного, птицы, дерева, полевого цветка, каждой травинки и букашки. У Астафьева есть книга, называется “Затеси”. Затеси – это зарубки на дереве, которые делают охотники-таёжники, чтобы найти обратную дорогу, не заблудиться. В этой книге собраны маленькие рассказы (их называют поэтические миниатюры). Каждый из рассказов оставляет тоже зарубку, только не на дереве, а в душе, сердце читателя, заставляет задуматься о нравственных проблемах: о жестокости и доброте, о долге, чести, предательстве, об ответственности человека перед своей землёй.
  2. Во втором сюжете писатель поднимает проблему воспитания детей на основе отношения к природе, ко всему живому.

На берегу мальчик. Он смеётся, заливается, хохочет. Над чем же он смеётся?

И вот картина, над которой смеётся мальчик:

Да, хвостик суслика смешной, похож на ржаной колосок, из которого выбито зерно. По видимому, с голоду пришел суслик на берег крошки подбирать. Его поймали веселые гуляки, которые здесь отдыхали, и засунули в банку. По царапинам на стенках банки видно, что засунули живого. И слова на газете подчеркнуты не карандашом, а кровью зверушки. Какие же зарубки оставил писатель этим рассказом? Много вопросов возникает после этого рассказа. Зачем так сделали люди? Почему мальчик смеётся, а не жалеет? Каким он будет, когда вырастет? Так Астафьев своими затесями заставляет задуматься и детей и взрослых: Кто мы? Зачем мы? Почему мы так делаем?

Вопрос: Почему природа и человек не существуют раздельно? Докажите.

  • Природа кормит, одевает, поит, обувает человека. Она воспитывает у человека эстетические понятия, нравственные, учит его.

Вопрос: Почему именно сейчас так актуальна стала экологическая проблема?

Докажите фактами (статьи газет, журналов, телепередачи, радиопередачи).

  • Загрязнение водоемов.

Примеры: Иртыш, Ладожское озеро, Байкал, Аральское море, малые реки.

  • Лесные массивы.

Пожары, внеплановые вырубки.

  • Уничтожение редких животных, химическое опыление полей.

Вывод: Вы видите, что природа просит пощады у человека, защиты.

Вопрос: Какие Вы знаете стихотворения, где показана экологическая проблема?

Алена Колокольникова (черлакская поэтесса) (слайд 11)

Не разоряйте птичьих гнезд,
Не убивайте пташек малых,
Чтобы вернулся певчий дрозд,
Весною песня не смолкала.
Ты – властелин, о человек!
Пусть даст твое ружье осечку,
Пусть не прольется кровь на снег,
Из берегов пусть выйдет речка.
Природа просит: “Пощади!”
Жестокость будущим чревата,
Задумайся, что впереди?
Не избежать тебе расплаты.
Она умеет все прощать,
Смахнет слезу рукой осины.
Не заставляй её страдать,
Она ведь мать –
Так будь ей сыном.

Это стихотворение можно назвать криком души человека, которому не безразлично, что делается в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу. Алёна Колокольникова не просто просит, а требует:

“не разоряйте....не убивайте...пощадите...”

Последние строчки наполнены любовью и нежностью к природе, как к матери. Мать заботится о своих детях, и дети тоже должны заботиться о своей матери.“Она ведь мать! Так будь ей сыном”. С.Алексеев (слайд 10)

Щади зверей и птиц,
Деревья и кусты.
Ведь это все слова,
Что царь природы ты.
Ты только часть ее,
Зависимая часть.
Что без нее и мощь твоя
И власть?!

В этом стихотворении основная мысль в том, что природу нужно беречь, все живое щадить. А человек вовсе не царь природы, а только часть природы. Человек полностью зависит от окружающего мира. Природа дает нам и пищу, и воду, и воздух. Это то, без чего мы, люди, не сможем жить.

Слово учителя:

Человек, вооруженный ружьем и машиной, глухим и жестоким сердцем, ради наживы, может убить лося, охота на которого запрещена, подстрелить утку, после которой останется выводок беспомощных утят, обреченных без матери на гибель.

Может, отправившись в туристический поход, бесчинствовать на природе, оставляя непоправимо разрушительный след на привалах.

Или вооруженный техникой, изломать, искорежить лебедкой одинокое дерево, царственно возвышающееся над округой.

Вывод: А ведь человек – “Бог” природы, как утверждает герой рассказа Александра Иванова “Судья”. Ему в ней жить. Ему её и оберегать.

Эту же мысль можно выразить стихами (слайд 11):

Люди-исполины, люди великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
Но должно быть сердце, сердце человечье.

Тема человека и природы поднимает нравственные проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает.

Вывод: Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:

  • Сожалеть,
  • Сочувствовать,
  • Сострадать,
  • Сопереживать.

И тогда меньше будет зла на Земле, а больше радости.

На последнем этапе урока обращаемся к эпиграфам на доске (слайд 12).

Дети объясняют смысл слов М.Пришвина, Ч.Айтматова и Ф.Тютчева

Итогом урока является вопрос: О чем заставил меня задуматься урок литературы?

Учащиеся отвечают на него письменно.

Тема «Человек и природа» стала одной из сквозных в русской литературе. Многие из легендарных русских поэтов обращались к этой теме, более того, у многих из них этот вопрос представлен как философский.
Федор Тютчев, Афанасий Фет, Сергей Есенин – все это поэты, для которых тема «Человек и природа» являлась ведущей в творчестве.
В современном мире, где одной из самых глобальных проблем является проблема экологии, данная тема у писателей-прозаиков выглядит больше как призыв, нежели как любование ее драгоценными красотами. Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин – все эти современные писатели в своих произведениях обращают внимание читателя на бесчеловечное, зверское отношение людей к природе.
Я сама очень трепетно отношусь к природе, поэтому люблю читать литературу современных писателей, пишущих о ней. Одно из моих самых любимых произведений – повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», написанная в 1981 году.
Главный герой этого произведения Егор Полушкин живет в единстве с природой и всячески пытается противостоять миру безнравственности, миру «зверства». Жена Тина называет его бедоносцем. Хозяйство у него маленькое, он долго не держится на одной работе, его легко обмануть. У него «золотые руки», но часто он меняет работу из-за своего трепетного отношения к природе и животному миру: замечательно вырыл траншею для канализации, но в одном месте обогнул муравейник, сделав лишнюю петлю.
У Егора еще есть сын Колька, который хочет стать лесничим, а пока отдал спиннинг за шаловливого щенка, которого со зла хотел утопить двоюродный брат Вовка.
В эпизоде, когда Егор с сыном идут в лес за лыком, автор описывает отношение главного героя к увиденному: «И вдруг замолк Егор, замолк и остановился в растерянности: голые липы (с них полностью содрали лыко) роняли на землю увядающий цвет.
– Сгубили, – тихо сказал Егор и снял кепку. – За рубли сгубили, за полтиннички…»
К сожалению, таких людей, как Егор, понимающих, «что никакой человек не царь ей, природе-то. Сын он ее, старший сыночек», мало и с каждым днем становится все меньше.
Избитый до полусмерти, Егор умирает в больнице, но он ненапрасно жил, ведь его сын подрастает и мечтает пойти «по ступеням отца», он много сделал хорошего, Егор – настоящий человек.
Когда мы говорим о взаимоотношениях природы и человека, нельзя не упомянуть о повести Чингиза Айтматова «Плаха», звучащей как призыв ко всем людям. В этом произведении автор говорит о разрушающей силе людей, направленной против природы и всего живого, о людях, которые из-за денег превращаются в хищных зверей.
В центре событий оказывается волчица Акбара, встречающаяся с человеком один на один после гибели своего выводка. Она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уводит человека от своего нового потомства. Но и второй выводок погибает по вине все того же человека, для которого деньги, нажива важнее всего, даже чужой жизни. Последнее убежище волков – горы, но и здесь волчица с потомством не находят успокоения. И тогда в ее сознании наступает перелом. Она понимает, что зло должно быть наказано. Но волчица, по мнению автора, нравственно выше человека. В ее израненной душе поселяется чувство мести, которое она смогла перебороть. Животное с «чистой душой» спасает детеныша человека, прощая людям причиненное ей зло.
В повести Чингиза Айтматова волки не просто противопоставлены людям, они очеловечены, наделены благородством. Животные оказываются добрее человека, человек же жесток к природе: без всякого чувства сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных сайгаков, гибнут сотни животных, совершается преступление против природы. В «Плахе» волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их смешивается, чем доказывается единство всего живого на Земле.
Человек – главный виновник гибели растительного и животного мира. Читая произведениям современных авторов, мы можем понять, что экологическая тревога обретает особое звучание в нашей литературе. Писатели пытаются достучаться до сердец читателей, сердец, огрубевших среди городского шума и домашнего быта.
Тема отношения человека и природы расширяется и углубляется. От эстетического чувства, от любования ее красотами, от осознания природы как составляющей таких понятий, как Родина, Отечество, литература идет дальше.
Нам всем знакома фраза Сергея Есенина «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…», которая открыла новую главу в диалоге «человек и природа». Человек должен ценить красоту природы, видеть в ней душу, потому что природа – источник нравственной красоты человека.
В повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» поднимается тема умирания деревень.
Бабка Дарья, главная героиня, тяжелее всех принимает новость о том, что просуществовавшая триста лет деревня Матера, где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангаре строят плотину, и деревня будет затоплена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказно, честно и самоотверженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг начинает отчаянно сопротивляться, защищая свою старую избу, свою Матеру. Жалеет деревню и ее сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто «не поливал потом каждую борозду». Павлу понятна и сегодняшняя правда, он понимает, что плотина нужна, но не может смириться с этой правдой бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это – память. Она уверена, что правда – в памяти, а у кого нет памяти, у того нет и жизни. Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у них прощения. На мой взгляд, это самая сильная сцена в повести. Строится новый поселок, но в нем нет стержня той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин с детства, общаясь с родной природой.
Я считаю, что люди должны остановиться. Мы не должны прагматически относиться к природе, мы не должны только брать ею даваемые нам дары, мы должны ценить, беречь ее, не срубать беспощадно леса, а наоборот, привозить все новые и новые виды растений, ухаживать за ними, помогать птицам зимой, строить кормушки, оставлять еду в лесу для животных в холодные времена года. Но это лишь малость, конечно же, нужно остановить нелегальные убийства животных, т. е. браконьерство, максимально сократить выбросы вредных веществ, вырубки лесов. Если не единицы, а многие люди будут задумываться о судьбе природы, в частности и о своей судьбе тоже, ведь человек больший урон наносит себе, то изменение ситуации в лучшую сторону гарантировано. Я верю в это и обращаюсь с призывом ко всем людям, чьи сердца еще не совсем очерствели и которым еще пока не безразлично будущее наших детей, существование человека, в конце концов нашей планеты: берегите и цените природу, хотя бы на своей улице, в своем поселке.
Вывод можно сделать только один: человек и природа – это одно целое, человек не может существовать без природы, и природа нуждается в человеке. Люди должны жить в гармонии с природой, так как мы – «результат ее старания и безграничной фантазии».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство РФ по делам печати телерадиовещания и средств

массовой информации государственного учреждения

среднего профессионального образования

СГККБИиТ

Природа и человек в художественной литературе XX века

Выполнила студентка

группы 1.3

Беличенко Татьяна

Проверил преподаватель:

Малова Галина Алексеевна

Саратов, 2007

Введение

"Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить с ней"- так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем та, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. А совсем недавно мы поняли, что всего этого чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц становится все меньше и меньше. Безумный 20 век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды.

Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как беднеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, люди, которые ее наблюдают и изучают ученые, писатели, работники заповедников, многие другие обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле.Самые разные книги, на любые темы, для большого круга читателей можно найти сейчас на книжных полках магазина. Но почти каждого человека интересуют книги на нравственную тему, которые содержат в себе ответы на извечные вопросы человечества, которые смогут подтолкнуть человека к их разрешению и дать ему точные и исчерпывающие ответы на эти вопросы.

Человек и природа у Есенина

Великий русский поэт Сергей Есенин -- "певец страны березового ситца", "певец любви, грусти, скорби", он же "московский озорной гуляка" и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как «Человек и вселенная», «Человек и природа». В стихах Есенина немало своего рода сквозных образов, обогащаясь и видоизменяясь, проходят через всю его поэзию. Это, конечно, прежде всего образы родной природы, которые так глубоко передавали его убеждения о коренной слитности человека с природой, неотделенности человека от всего живого. Читая «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», нельзя не вспомнить о «клененочке маленьком» из первых стихов. В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

В этой березке, возникшей под самый конец жизни, отчетливо читается и та береза, которая появилась в его первом опубликованном стихотворении («Белая береза под моим окном…»), и многие другие обращения к этому образу.

Диалог лирического героя с Миром (человеком, природой, землей, вселенной) постоянен. "Человек -- это дивное творение природы, неповторимый цветок живой жизни". В «Анне Снегиной» - самом крупном произведении последних лет жизни он писал:

Как прекрасна

И на ней человек.

Строки эти наполнены гордостью, радостью и тревогой за человека, его судьбу, его будущее. Они могли бы по праву стать эпиграфом ко всему его творчеству.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Философская глубина и высочайший лиризм этого стихотворения идет от великих традиций русской классической литературы.

Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных "братьев наших меньших". В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в "Песне о Собаке" автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда месяц над "хатой" показался ей "одним из ее щенков", она умирает от тоски:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

В стихотворении "Лисица" Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:

Желтый хвост упал в метель пожаром,

На губах -- как прелая морковь.

Пахло инеем и глиняным угаром,

А в ощур сочилась тихо кровь.

Поэт защищает животных своей любовью. В стихотворении "Собаке Качалова" автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им:

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Сергей Есенин подчеркивает единство всего живого, всего сущего. Нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны между собой.

В стихотворении "Песни, песни, о чем вы кричите?.." ощущается зыбкость границ между природой и человеком через уподобление дерева и человека:

Я хочу быть тихим и строгим.

Я молчанью у звезд учусь.

Хорошо ивняком на дороге

Сторожить задремавшую Русь.

Взаимопроникновение и переплетение человека и природы особо ощущается в стихотворении "Серебристая дорога":

Дай ты мне зарю на дровни.

Ветку вербы на узду.

Может быть, к вратам господним

Сам себя я приведу.

У Есенина одухотворение природы и даже уподобление человека природным явлениям напоминает народную поэзию.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать

Где ты, где, моя тихая радость,

Все любя, ничего не желать!

Из фольклорной среды поэт брал лишь то, что было близко его поэтическому мироощущению. Это обусловило появление поэзии Есенина целой группы поэтических символов. Один из наиболее распространенных символов -- образ дерева. В древних мифах дерево символизировало жизнь и смерть, древнее представление о вселенной: верх -- небо, низ -- подземное царство, середина -- земля. Дерево жизни в целом может сопоставляться с человеком. Стремление к гармонии человека и мира выражается у Есенина через уподобление себя дереву:

Я хотел бы стоять, как дерево,

При дороге на одной ноге.

Я хотел бы под конские храпы

Обниматься с соседним кустом.

("Ветры, ветры ")

Ах, увял головы моей куст.

("Хулиган")

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

("По-осеннему кычет сова ")

Есенин показал, что человек в просторах мирозданья всего лишь беззащитная песчинка, и для того, чтобы оставить о себе память, нужно творить прекрасное.

Наполненная любовью к людям, к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, добротой, искренностью, поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь природу.

Тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С.Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском "Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.

Человек и природа в романе Ч. Айтматова «Плаха»

“Плаха” -- это немаленькое произведение, по своему идейному содержанию оно заставляет человека задуматься над многим и не может оставить своего читателя равнодушным к себе. Эту книгу трудно просто поставить назад на полку и забыть о ней, прочитав ее “от корки до корки”, вникнув в смысл каждого слова, каждой фразы, которые содержат в себе сотни вопросов и ответов.

Ч. Айтматов в своем романе, впрочем как и в каждой своей книге, всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни, его пороки, ведущие к гибели всего человечества. Он поднимал такие проблемы, как наркомания -- “чума XX века”, экология человеческой души, ее чистота и нравственность -- извечное стремление людей к идеалу человека, и такую важную проблему в наше время, как природа, бережное отношение к ней. Ч. Айтматов хотел раскрыть в своем произведении все эти темы, донести их смысл до своего читателя, не оставить его равнодушным ко всему и бездейственным, так как время требует от нас их разрешения, быстрого и правильного. Ведь сейчас человек сам, каждую минуту, убивает себя. Он “играет с огнем”, сокращая свою жизнь, попросту прожигая ее драгоценные минуты, месяцы, годы. Да и разве потеря нравственности для человека не самоубийство, ведь это будет бездушное существо, лишенное всяких чувств, способное разрушить гармонию природы, уничтожить ее создания: людей, животных, растения.

Роман “Плаха” начинается с темы описания жизни волчьей семьи, потом перерастающей в тему гибели саванны по вине человека, так как он врывается в нее как хищник, бессмысленно и грубо уничтожающий все на своем пути.Волки здесь очеловечены, наделены нравственной силой, благородством и разумом, которых лишены люди. Они способны на любовь к детям, тоскуют по ним. Они самоотверженны, готовы жертвовать собой ради будущей жизни своих детей. Они обречены на схватку с людьми. Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков. Поводом для проявления такой жестокости послужило всего лишь затруднение с планом мясосдачи. “Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов” вылилось в страшную трагедию: “...по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса”. Это избиение сайгаков читатель видит глазами волчицы Акбары: “Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце... тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам...” В этой бойне погибают волчата Акбары. На этом несчастья Акбары не кончились: еще пять волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: “Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву”. Так говорят люди, не подозревая, что природа за все отомстит раньше, чем они предполагают. У природы в отличие от людей есть только одно несправедливое действие: она, мстя людям за разор, не разбирает, виновен ты или нет перед ней. Но природа все же лишена бессмысленной жестокости. Волчица, оставшись одна по вине человека, все же тянется к людям. Свою неистраченную материнскую нежность она хочет перенести на человеческого детеныша. Это обернулось трагедией, но на этот раз и для людей. Но Акбара не виновата в гибели мальчика. Это человек в своем жестоком порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но промахивается и убивает собственного сына.

Волчица Акбара наделена писателем нравственной памятью. Она не только олицетворяет собой несчастье, постигшее ее род, но и осознает это несчастье как нарушение нравственного закона. Пока человек не трогал среду ее обитания, волчица могла встретить беспомощного человека один на один и отпустить его с миром. В навязанных ей человеком жестоких обстоятельствах она вынуждена вступить с ним в смертельную схватку. Но гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок. Личной вины перед Акбарой у Бостона нет, но он несет ответственность за Базарбая, своего нравственного антипода, и за варварство Кандарова, погубившего Моюнкумы. Хочу отметить, что автор хорошо понимает природу такой жестокости человека в отношении к окружающей среде. Это -- элементарная алчность, борьба за собственное благополучие, оправдываемое чуть ли не государственной необходимостью. И читатель вместе с Айтматовым понимает, что, коль скоро бандитские действия совершаются под прикрытием государственных планов, значит, это явление общее, а не частное, и с ним надо бороться.

Бедственное положение экологической среды давно является одной их актуальнейших тем современных писателей. “Плаха” -- призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности.

Астафьев о человеке и природе

Писатель Виктор Астафьев писал: “Оттого и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая её, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек, и из далёких, наполненных пещерной жутью времён выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря”. Жестокость к животным - одно из средств уничтожения моральной чувствительности. Человек и природа, их единство и противоборство - стержневая тема в произведениях Виктора Астафьева. В осознании этого диалектического процесса не последняя роль принадлежит литературе. И Астафьев - чуткий художник - не мог остаться в стороне от проблемы. Много создано писателем книг о войне, о мире, о детстве. Все они отмечены загадкой таланта, звуками Родины, - светлой и чистой, горькой и радостной музыкой человеческой судьбы. Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение «Царь-рыба», отмеченное Государственной премией СССР.

Героя повести автор называет "хозяином". Действительно, Игнатьич умеет делать все и лучше и быстрее всех. Его отличает бережливость и аккуратность. "Само собой, ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось, и завидовать никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора". Отношения между братьями были сложными. Командор не только не скрывал своей неприязни к брату, но и показывал ее при первом удобном случае. Игнатьич старался не обращать на это внимания. Собственно, он ко всем жителям поселка относился с некоторым превосходством и даже снисходительностью. До идеала главному герою повести, конечно, далеко: им властвует жадность и потребительское отношение к природе. Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу суровое испытание. Произошло это так: Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбой, ждет осетра. "И в этот миг заявила о себе рыбина, пошла в сторону, защелкали о железо крючки, голубые искорки из борта лодки высекло. За кормой взбурлило грузное тело рыбины, вертанулось, забунтовало, разбрасывая воду, словно лохмотья горелого, черного тряпья". В этот момент Игнатьич увидел рыбу у самого борта лодки. "Увидел и опешил: что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела - на доисторического ящера походила она..." Рыба сразу показалась Игнатьичу зловещей. Душа его как бы раздвоилась: одна половина подсказывала отпустить рыбу и тем сохранить себя, но другая ни в какую не хотела упускать такого осетра, ведь царь-рыба попадается лишь раз в жизни. Страсть рыбака берет верх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить осетра. Но по неосторожности он оказывается в воде, на крючке собственной снасти. Игнатьич чувствует, что тонет, что рыбина тянет его на дно, но он ничего не может сделать для своего спасения. Перед лицом смерти рыбина становится для него некоей тварью. Герой, никогда не верующий в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич вспоминает о том, что пытался забыть в течение всей своей жизни: опозоренную девушку, которую обрек на вечные страдания. Выходило так, что природа, тоже в каком-то смысле "женщина", мстила ему за причиненное зло. Природа отомстила человеку жестоко. Игнатьич, "не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь да услышит его, прерывисто и изорвано засипел: "Гла-а-аша-а-а, прос-ти-и-и..." И когда рыба отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в течение всей жизни. Получилось так, что природа выполнила божественную задачу: призвала грешника к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.

Дочитав рассказ «Царь-рыба», понимаешь, что мир природы таит в себе дух справедливого возмездия. О нём взывает страдание Царь-рыбы, израненной человеком.

«Царь-рыба» написана в открытой, свободной, раскованной манере, осердеченной мыслью художника о самом личном и кровном. Прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемах актуальных, значимых. О проблемах народного масштаба: об утверждении и совершенствовании разумных связей современного человека и природы, о мере и целях нашей активности в «покорении» природы. Сама жизнь ставит эти проблемы.

Как сделать, чтобы, преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя, спасти и обогатить красоту природу? Как избежать, не допустить печальных последствий неразумного посягательства на естественные законы природы - колыбели человека? Это проблема не только экологическая, но и нравственная. Осознание её серьёзности, по Астафьеву, необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить и не ожечь природу и себя огнём бездушия и глухоты.

Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Страстный протест вызывает у писателя бездушно-потребительское обращение с природой. До сильного живого образа вырастает в повести образ браконьерства - хищнического поведения человека в тайге, на реке.

На людях, их судьбах, страстях и заботах сосредоточено главное внимание автора. В повести много героев. Разных. Добрых и злых, справедливых и вероломных, «работников рыбнадзора» и «браконьеров». Писатель не судит их, даже самых закоренелых, он заботится об их душевном исцелении.

Автор выступает с позиции добра, гуманности. В каждой строке он остаётся поэтом человечности. В нём живёт необыкновенное ощущение цельности, взаимосвязанности всего живого на земле, настоящего и будущего, сегодняшнего и завтрашнего.

Природа была и должна оставаться учителем человека и его нянькой, а не наоборот, как возомнили люди. В этом сообщении мне бы хотелось остановиться на очень своеобразном произведении Распутина "Живи и помни". Писатель показывает в повести начало весны, пробуждение природы и жизни. И на фоне такого состояния природы изображена воровская и прячущаяся судьба Андрея Гуськова и его жены Настены. Андрей-дезертир, сама природа в изображении автора собой ему укор. Но судить его трудно, да писатель и не выносит своего приговора. Однако у военного времени свои законы его ждет безжалостный трибунал. Гуськов попадает в робинзоновские условия, прячется среди дикой природы. Между ним и его селом - Ангара, словно черта между прошлой и настоящей жизнью. Только Настена нарушает эту границу. Судьба бедной женщины трагична. Она бросается в реку. Писателю удается лучше раскрыть нравственные страдания героев через образы природы. Ничто не может заменить нам живой, переменчивой природы, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережнее, заботливее, чем прежде, относиться к ней. Ведь мы сами тоже ее частица, несмотря на то, что отгородились от нее каменными стенами городов. И если природе становится плохо, непременно будет плохо и нам.

Заключение

Я считаю, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Многие авторы пишут о проблеме природы, о том, как человек относится к ней. Вот, например Роберт Рождественский написал такие строки:

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды!

Много глубокого смысла заключено в этих словах. И по вине человека происходит этот процесс, который описан в этих строках.

Человек хуже зверя, когда он зверь.

Над головой созвездия мигают.

И руки сами тянуться к огню…

Как странно мне, что люди привыкают,

Открыв глаза, не удивляться дню.

Существовать, не убегать за сказкой,

И уходить, как в монастырь, в стихи.

Ловить Жар-птицу для жаркого с кашей.

А Золотую рыбку - для ухи.

Р. Рождественский

Пожалуй, никогда ещё проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно. «Нам не привыкать к потерям, - писал С. Залыгин, - но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, - после этого терять уже будет нечего».

Источники

1. Мультимедиа - издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

2. С. Есенин. Собрание сочинений в 6 томах, 1978

3. Советская литература 50-80-х годов. Москва, «Просвещение», 1988

Подобные документы

    Тема природы и особенности ее освещения в критической литературе. Природа как образ богини-матери в романе. Первородность образа природы в романе. Бог-природа как высший символ мировоззрения Гете. Проблема поэтики природы Гете. Место человека в природе.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2010

    Значении природы в жизни каждой личности. В.П. Астафьев и место природы в его творчестве. История изображения природы и человека в литературе. Роман В.П. Астафьева "Царь-рыба": сюжет, главные герои, проблематика, структурное своеобразие произведения.

    реферат , добавлен 05.06.2011

    Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в русской литературе. Эмоциональная концепция природы и пейзажных образов в прозе и лирике XVIII-ХIХ веков. Миры и антимиры, мужское и женское начало в натурфилософской русской прозе ХХ века.

    реферат , добавлен 16.12.2014

    Ханты-Мансийский автономный округ - родина поэта А.С. Тарханова. Тема человека и природы в творчестве поэта. Связь образов деревьев с образом природы. Нетрадиционное и непривычное восприятие природы автором. Образы кедра, лиственницы, сосны и березы.

    сочинение , добавлен 24.11.2013

    Изучение романа Чингиза Айтматова "Плаха". Исследование системы нравственных ценностей и духовного мира человека эпохи шестидесятых годов прошлого столетия: что он считает злом, а что добром, во что верит, что является целью его жизни и смыслом бытия.

    научная работа , добавлен 05.02.2011

    Основные мотивы лирики Лермонтова. Любовь, лирический герой, человек и природа в лирике Лермонтова. Внутренняя связь мира природы и мира человека, одушевление природы в стихотворениях поэта. Природа как символ свободы в творчестве М. Лермонтова.

    реферат , добавлен 04.05.2015

    Искренность и непосредственность в выражении чувств, напряженность нравственных поисков в произведениях Есенина. Тема природы в творчестве Сергея Александровича Есенина. Роман поэта и Айседоры Дункан. Трагический финал жизни великого русского поэта.

    презентация , добавлен 22.01.2012

    Лирика Сергея Есенина. Чувство Родины - основное чувство в творчестве. Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях. Картина старой деревни. Картины родной природы. Сила и обаяние лирики Есенина.

    сочинение , добавлен 14.01.2007

    Образ "маленького человека" в произведениях А.С. Пушкина. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и произведениях других авторов. Разборка этого образа и видение в произведениях Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова и многих других.

    реферат , добавлен 26.11.2008

    Экологические и нравственные проблемы в творчестве Виктора Астафьева. Описание эпизодов единоборства человека с природой в рассказах цикла "Царь-рыба". Нравственно-философский аспект связи между человеком и природой. Поиск путей "возвращения к природе".

Сочинение в ЕГЭ - один из самых трудных этапов для будущего студента. Как правило, тестирование части «А» не представляет никаких проблем, однако сложности с написанием сочинения возникают у многих. Так, одной из самой распространённых проблем, которые освещаются в Едином государственном экзамене, является проблема бережного отношения к природе. Аргументы, их чёткий подбор и объяснение - главная задача школьника, сдающего экзамен по русскому языку.

Тургенев И. С.

Роман Тургенева «Отцы и дети» по сей день пользуется высокой популярностью как среди юного поколения, так и среди их родителей. Именно здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в пользу затрагиваемой тематики выглядят следующим образом.

Основная мысль произведения в области охраны окружающего мира звучит так: «Люди забывают о том, где они родились. Они забывают о том, что именно природа и есть их первоначальный дом. Именно природа позволила рождение человека. Несмотря на столь глубокие доводы, каждый человек не обращает должного внимания на окружающую среду. А ведь все усилия должны быть направлены на её сохранение в первую очередь!»

Отношение Базарова к природе

Главной фигурой здесь выступает Евгений Базаров, которого не волнует бережное отношение к природе. Аргументы этого человека звучат следующим образом: «Природа является мастерской, а человек здесь работник». Трудно поспорить со столь категоричным высказыванием. Здесь автор показывает обновлённый разум современного человека, и, как видите, ему это отлично удалось! Сейчас аргументы в пользу защиты окружающей среды актуальны в обществе как никогда!

Тургенев в лице Базарова представляет на рассмотрение читателю нового человека и его разум. Он испытывает полное равнодушие к поколениям и всем тем ценностям, которые способна дать человечеству природа. Он живёт настоящим моментом, не думает о последствиях, его не волнует бережное отношение человека к природе. Аргументы Базарова сводятся лишь к необходимости воплощения собственных честолюбивых желаний.

Тургенев. Взаимосвязь природы и человека

В вышеназванном произведении также затрагивается проблема взаимосвязи человека и бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводятся автором, убеждают читателя в необходимости проявления заботы к матери-природе.

Базаров полностью отвергает все суждения об эстетической красоте природы, о её неописуемых пейзажах и дарах. Герой произведения воспринимает окружающую среду как инструмент для работы. Полной противоположностью предстаёт в романе друг Базарова - Аркадий. Он с отдачей и восхищением относится к тому, что дарит человеку природа.

В данном произведении ярко освещается проблема бережного отношения к природе, аргументы в пользу позитивного или негативного отношения к среде определяются поведением героя. Аркадий с помощью единения с ней залечивает душевные раны. Евгений же, напротив, стремится избегать любого контакта с миром. Природа не дарит положительных эмоций тому человеку, который не чувствует душевного равновесия, не относит себя к частичке природы. Здесь автором подчёркивается плодотворный духовный диалог как с самим собой, так и в отношении с природой.

Лермонтов М. Ю.

В произведении «Герой нашего времени» затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводит автор, касаются жизни молодого человека по фамилии Печорин. Лермонтов показывает тесную взаимосвязь между настроением главного героя и природными явлениями, погодой. Одна из картин описывается следующим образом. Перед началом дуэли небо казалось голубым, прозрачным и чистым. Когда же Печорин смотрел на мёртвое тело Грушницкого, то и «лучи не грели», и «небо стало тусклым». Здесь ярко прослеживается связь внутренних психологических состояний с природными явлениями.

Совсем иначе здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в произведении показывают, что природные явления зависят не только от эмоционального состояния, но и становятся невольными участниками событий. Так, гроза является причиной встречи и длительного свидания между Печориным и Верой. Далее Григорий отмечает, что «здешний воздух способствует любви», имея в виду Кисловодск. Подобные приёмы показывают бережное отношение к природе. Аргументы из литературы ещё раз доказывают то, что данная сфера жизненно необходима не только на физическом уровне, но и уровне духовном и эмоциональном.

Евгений Замятин

Яркий роман-антиутопия Евгения Замятина также показывает бережное отношение к природе. Сочинение (аргументы, цитаты из произведения и так далее) должно быть подкреплено достоверными фактами. Так, описывая литературное произведение под названием «Мы», важно обратить внимание на отсутствие естественного и природного начала. Все люди отказываются от разнообразной и обособленной жизни. Красоты природы заменяются искусственными, декоративными элементами.

Многочисленные аллегории произведения, а также страдания нумера «О» говорят о значимости природы в жизни человека. Ведь именно такое начало способно сделать человека счастливым, подарить чувства, эмоции, помочь испытать любовь. Здесь показывается невозможность существования выверенного счастья и любви по «розовым карточкам». Одной из проблем произведения является неразрывная взаимосвязь природы и человека, без которой последний будет несчастен всю оставшуюся жизнь.

Сергей Есенин

В произведении «Гой ты, Русь моя родная!» Сергей Есенин затрагивает проблему природы родных мест. В данном стихотворении поэт отказывается от возможности побывать в раю, лишь бы остаться и посвятить жизнь родному краю. Вечное блаженство, как высказывается Есенин в произведении, можно обрести лишь на родной русской земле.

Здесь ярко выражается чувство патриотизма и Родина и природа - неразрывно связанные и существующие только во взаимосвязи понятия. Само осознание того, что сила природы может ослабевать, приводит к крушению естественного мира и человеческой природы.

Использование аргументов в сочинении

Если вы используете аргументы из художественных произведений, необходимо соблюдать несколько критериев подачи информации и изложения материала:

  • Предоставление достоверных данных. Если вы не знаете автора или не помните точного названия произведения, лучше вообще не указывать подобных сведений в сочинении.
  • Подавать информацию грамотно, без ошибок.
  • Важнейшим требованием является лаконичность излагаемого материала. Это значит, что предложения должны быть максимально ёмкими и короткими, предоставляющими полную картину описываемой ситуации.

Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий, а также достаточных и достоверных данных, вы сможете написать такое сочинение, которое подарит вам максимальное количество экзаменационных баллов.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные