Российская академия художеств была основана в. Академия художеств. Кризис, ликвидация, возрождение

Императорская (Санкт-Петербургская) Академия художеств

Императорская Академия художеств - высшее художественное училище , существовавшее в период с 1757 до 1918 года.
Незадолго до своей смерти император Пётр I (1672-1725) издал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам», результатом которого стало открытие художественного отделения петербургской Академии Наук.
В середине 1700-х годов русский государственный деятель и фаворит императрицы Елизаветы I Петровны (1709-1761) Иван Иванович Шувалов развил давно гуляющую в головах российской аристократии мысль о необходимости создания полноценной гравёрно-рисовальной школы, а не простого художественного отделения.
Шувалов планировал открыть эту художественную школу в Москве, при задуманном им Императорском Московском университете (ныне Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова), однако в результате школу открыли в Санкт-Петербурге. Несмотря на это, первые 6 лет своего существования она официально числилась как филиал Московского университета.
Первоначально академия художеств оказалась размещена в петербургском особняке Шувалова (Шуваловский дворец) на Садовой улице - с 1758 года здесь шли занятия. Государственное финансирование академии было весьма скудным - 6000 рублей в год. Дабы академия развивалась, Шувалов начал активно финансировать её из собственных средств. Большая часть денег уходила на зарплату преподавателям, приглашённым из Франции и Германии.
В 1764 года императрица утвердила устав и состав академии, при этом государственное финансирование Императорской Академии художеств было увеличено до 60 000 рублей в год. Всё в том же 1764 году началось строительство собственного здания (Университетская набережная, 17) для академии художеств. Стройка длилась до 1788 года, а отделка интерьеров продолжалась до 1817 года.
В 1800 году Императорскую Академию художеств возглавил Александр Сергеевич Строганов. При нём в качестве вольнослушателей в академию стали допускать крепостных, а также появились медальерный и реставрационный классы.
В Императорской Академии художеств действовала система награждения талантливых учеников. За хорошие работы выдавались золотые и серебряные медали, малые и большие. Большая золотая медаль полагалась лучшему ученику, который определялся при помощи конкурсного отбора. Ученик, получивший золотую медаль, получал право на шестилетнюю поездку заграницу, полностью оплачиваемую из казны Императорской Академии художеств. Большинство учеников Академии в ходе этой поездки собирало художественные материалы (эскизы) для своих будущих художественных проектов.
Долгое время в стенах Академии возводили в абсолют , чьи догматы преподавались ученикам. Некоторое послабление в превознесении академизма началось после в 1863 году.
12 апреля 1918 года Императорская Академия художеств был закрыта. В скором времени на основе закрытой академии были основаны .

Президенты Императорской Академии художеств :
1757-1763 - Шувалов Иван Иванович - основатель и первый главный директор;
1764-1794 - Бецкой Иван Иванович;
1795-1797 - Мусин-Пушкин Алексей Иванович;
1797-1800 - Мари-Габриэль-Флоран-Огюст Шуазёль-Гуфье;
1800-1811 - Строганов Александр Сергеевич;
1811-1817 - Чекалевский Пётр Петрович (вице-президент, в реальности руководивший академией);
1817-1843 - Оленин Алексей Николаевич;
1843-1852 - Максимилиан Лейхтенбергский, зять Николая I;
1852-1876 - Великая княгиня Мария Николаевна, вдова предыдущего;
1876-1909 - Великий князь Владимир Александрович;
1909-1917 - Великая княгиня Мария Павловна, вдова предыдущего президента.

Опубликовано: Июль 26, 2011

Императорская Академия художеств

Императорская Академия художеств была правительственным органом, регулирующим художественную жизнь страны, распределяющим среди художников государственные заказы и присуждающим звания. Вплоть до середины 90-х годов XVIII века Академия художеств своим авторитетом побуждала живописцев, архитекторов, скульпторов участвовать в создании иллюзорной картины идеального гармонического государства с всепопечительным правительством. В первые два десятилетия XIX века роль Академии художеств в культурной жизни России ослабла. Царское правительство стало усиливать ее значение в связи с особыми обстоятельствами.

Дело в том, что русское изобразительное искусство не было столь тесно связано с ненавистным Николаю I движением декабристов, как русская литература, и в идеологическом контрнаступлении под лозунгом «самодержавие, православие, народность» искусству отводилась особая роль. Царь лично оценивал произведения живописи и скульптуры - и сам утверждал архитектурные проекты, подчиняя их главной цели - превращению Петербурга в цитадель самодержавия.

Академии художеств был поручен контроль над художественной жизнью страны, несравненно более жесткий, нежели при Екатерине II. Права Академии были расширены, ее власть укреплена. Поставленный во главе Академии художеств энергичный чиновник А. Н. Оленин был крупным ученым, он обладал обширными знаниями в области истории и археологии. При его поддержке в 1826 году в Петербурге на реке Фонтанке строится мост, названный Египетским. В 1827 году в Царском Селе при одобрении Академии закладываются «Египетские ворота». На императорских гранильных мануфактурах изготовляются вазы и канделябры с фигурами древних египтян. Запрос царя рассматривал Совет Академии под председательством Оленина и по его настоянию решил, что «приобретение полезно».

Пока писари академической канцелярии перебеляли текст заключения, Николай I уехал в Пруссию. Когда же бумага была доставлена в Берлин, государь уже находился на Украине. Пакет настиг Николая I в Подольской губернии, откуда фельдъегери повезли его с царской резолюцией в столицу, а оттуда с препроводительным письмом посланнику Российской империи графу Рибопьеру в Константинополь. Когда инструкция пересекла Черное море и посол отписал из Константинополя в Александрию мистеру Солту, сфинксы уже были проданы.

Французский король Карл X стремился к восстановлению престижа Бурбонов, сметенного Великой Французской революцией. Ему представлялось, что сфинксы, будучи установлены в Париже, прославят его династию в веках. Сделка французского правительства с Солтом была заключена на выгодных для англичанина условиях, и потому пришедшее вскоре сообщение об июльской революции 1830 года и о низложении Бурбонов было для английского консула громом среди ясного неба. Теперь он сам обратился к графу Рибопьеру и уступил ему сфинксов за сорок тысяч рублей.

Для перевозки гигантов потребовалось выпилить шесть балок палубы и восемь балок межпалубного перекрытия на паруснике «Буэна Сперанца». Грузить монолит весом в 46 тонн с причалов Александрийского порта было невозможно. Пришлось строить плавучую пристань с подъемным краном из мощных пальмовых стволов. Сфинкс не без труда был поднят с нильской баржи и уже повис было над кораблем, когда плавучая пристань сорвалась с якорей и каменная громада рухнула. Грохот был такой, что в первый момент показалось, что сфинкс разбился. Но судьба хранила его и на этот раз. Если не считать глубокой борозды, прорезанной лопнувшим канатом от середины шеи к макушке, скульптура осталась невредимой. Погрузка второго сфинкса прошла без происшествий.

«Буэна Сперанца» направилась к устью Невы через Гибралтар, мимо берегов Испании, Франции и Германии. Плавание длилось год.

В 1823 году каменные гиганты благополучно прибыли в Петербург. Их выгрузили на Васильевском острове и временно установили во внутреннем круглом дворе Академии художеств.

Здание Академии художеств было построено архитектором А. Ф. Кокориновым по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота в 1765-1772 годах. Оно сооружено в строгом и сдержанном стиле классицизма. Здание имеет форму, близкую к квадрату, с круглым двором посредине. Его главный фасад обращен к Неве, тогда еще не имевшей гранитных набережных, а два боковых и задний - к площади и зеленым партерам.

В начале XIX века застройка Васильевского острова подошла вплотную к зданию Академии художеств, утратившему свое господство над окружающим пространством. Между тем возросшая роль Академии в системе николаевского государства требовала максимальной репрезентативности и официальности ее облика.

В 1829 году ректор архитектурного отделения академик К. А. Тон разработал проект постройки гранитной пристани перед зданием Академии художеств. Пристань для разгрузки материалов и погрузки монументальных скульптур на баржи призвана была своим обликом связать творение Ж.-Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова с зеркалом реки. По сторонам гранитной лестницы предполагалось установить две конные статуи, стоимость изготовления которых определялась в 500 тысяч рублей, что составило сумму, значительную даже для государственного бюджета.

«Буэна Сперанца» со своим необыкновенным грузом прибыла в Петербург в то время, когда в казначействе полумиллиона рублей не оказалось. Поскольку судьба сооружения оказывалась под угрозой, К. А. Тон разработал новый вариант проекта, в котором место конных групп заняли египетские сфинксы. Одаренный и образованный зодчий и еще более тонкий дипломат, К. А. Тон лучше других понимал, что царь стремится любой ценой утвердить идею незыблемости самодержавия и что творения художников XIX века не могут выразить идею победы над временем полнее, нежели древние гранитные сфинксы. Он предвидел, что бескрайние просторы Невы, воды, беспрерывно текущие мимо львов с головой неизвестного фараона, сделают этот символ особенно выразительным.

В 1835 году сфинксы вознеслись над Невой на гранитных выступах набережной, напоминающих пилоны. Оба выступа окаймляют широкую гранитную лестницу, ступени которой с противоположного берега Невы кажутся спускающимися к реке прямо от парадного портика Академии художеств.

Поставленные лицом друг к другу гранитные изваяния приподняты над лентой облицованного гранитом берегового откоса и играют роль кулис, за которыми фасад кажется театральным задником. Пристань придала ансамблю собранность, торжественность и суровость, не свойственную архитектуре века Просвещения, но столь типичную для Петербурга 30-х годов XIX века.

Раздел: Жизнь в веках



От: ,  

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Еще в годы правления императрицы . Основная заслуга в ее открытии принадлежит .

Графу очень хотелось, чтобы Академия искусств находилась в , при задуманном им университете, но учреждена она была в 1757 году в , однако в течение 6 лет числилась в Москве.

Первый набор состоялся в 1758 году. Занятия проводились в особняке Шувалова. Студенты изучали гравюру, портрет, архитектуру и скульптуру. Самых талантливых, Шувалов отправлял учиться дальше за границу.

Финансировалась дальнейшая стажировка из средств Академии, которых было очень мало. Елизавета Петровна выделила на ее содержание 6 тысяч рублей в год.

Содержалась Академия, в основном, на средства самого Шувалова. К концу XVIII века для Академии на Университетской набережной было построено новое здание, котором она и находилась все время своего существования. В качестве преподавателей были приглашены знаменитые художники из Германии и Франции. Позднее в Академии начал преподавать архитектор Кокоринов А.Ф.

Настоящего расцвета Академия достигла уже при . Императрица выделила на ее содержание уже 60 тысяч рублей, что позволило пригласить новых талантливых преподавателей, посылать за границу большее число студентов. Но Кокорина на посту президента Академии сменил Бецкий. При его системе администрирования деятельность Академии начала приходить в упадок. От последствий развала, происшедшего в эти годы, учебное заведение еще долго не могло оправиться.

В середине XIX века Академия была передана в подчинение Министерства при Императорском Дворе. В связи с этим увеличиваются средства на ее содержание, больше внимание уделяется содержанию пансионеров за границей, классные художники стали получать звания и чины.

Правда, не всем студентам нравились новые порядки. В 1863 году 14 самых талантливых учеников, недовольных запретом Совета Академии на замену конкурсного задания, покинули стены учебного заведения. Позднее они организовали " ".

После , Императорская Академия художеств была закрыта в 1917 году. За годы ее деятельности из стен учебного заведения вышли такие именитые художники, как ., ., Брюлов К.П., Врубель М.А., Кипренский О.А. и многие другие художники, которые оставили свой заметный след в русской культуре.

За годы Советской власти Академия неоднократно изменяла название, но каждый раз оно указывало, что учебное заведение должно проповедовать именно пролетарскую культуру. В 1990 году прошлого столетия данное учебное заведение было преобразовано в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени , каковым и остается до сих пор.

31 января 2014 года - дата выхода в свет интереснейшего Учебно-методического пособия и, одновременно, альбома одноименной выставки ". Искусство рисунка и акварели ".

Представленные в книге ученические работы являются ярким свидетельством мощи русской художественной школы. Школы, где владение академическим рисунком стоит до сих пор на практически недосягаемой высоте. Свободно владеющие языком графики, выпускники

Предисловие к изданию.

"Россия – единственная страна, где существует академическая школа рисунка. В Западной Европе, на родине академий, она давно разрушена. Иногда возникает вопрос о целесообразности дальнейшего сохранения академической традиции изобразительного искусства. Интересно, что никто не ставит подобные вопросы о школах классического балета или музыкального исполнительства.

В обществе, где главными целями жизни человека объявлены нажива и потребление, нет места культуре, и она неизбежно становится маргинальным явлением, уступая место сфере развлечений. Но «ничто не вечно под луной», не вечно и общество потребления.

Академическая школа изобразительного искусства часто описывается как традиция салонного стиля, скучной рутины, шаблонных приемов. В этом есть большая доля правды. Но глубинные, живые корни академической традиции – в великих, непревзойденных культурах античности и Возрождения. Леонардо да Винчи писал: «Разве ты не знаешь, что наша душа состоит из гармонии, а гармония зарождается только в те мгновения, когда пропорциональность объектов становится видимой или слышимой?» Это высказывание крупнейшего теоретика классической школы изобразительного искусства в античном, пифагорейском духе объясняет одну из стержневых задач академической традиции: создание гармоничного художественного образа. В старину красота почиталась сокровенной истиной, и художник занимался не «самовыражением», как это принято сегодня, но постижением сокровенной истины.

Красота и гармония (по-русски лад) являются ключевыми словами для определения сущности задач академической школы, что нетрудно заметить, читая изданные в XVIII–XIX вв. пособия для художников.
За столетия своего существования академическая школа наработала уникальную по эффективности методику обучения, основанную прежде всего на «осознанном рисовании», которое противопоставляется «наглядному», то есть неосмысленному копированию натуры. Недаром любимая поговорка академистов – «надо рисовать головою, а не руками». Поэтому совершенно несправедлива критика в адрес академической школы как института, который тиражирует «живые фотоаппараты», надобность в которых давно отпала, поскольку изобретена фотография.

Многие академические методы преподавания берут свое начало в системе обучения, практиковавшейся во времена Ренессанса – периода, когда искусство рисунка достигло высочайшего уровня за всю историю человечества. (К сожалению, до нас не дошла графика древнегреческих художников, которая, я убеждена, была не менее удивительна, о чем можно судить по древнегреческой скульптуре и вазописи). Академические методы осмысления формы аналогичны тем, что применялись лучшими рисовальщиками в мировой истории, такими как, например, Ганс Гольбейн Младший (см. его «Наброски голов и рук»).

Европейские академии художеств никогда не были изолированными «оранжереями» для выращивания профессиональных художников. Высокий уровень академического образования в XVIII и особенно в XIX в. обеспечивали многочисленные художественные школы, училища, клубы для профессионалов и любителей, а также производители и поставщики большого ассортимента художественных материалов; авторы, переводчики и издатели разнообразных пособий по рисунку и живописи.
Русская академическая художественная школа была национальной ветвью общеевропейской системы обучения изящным искусствам. В России использовались методические наработки ведущих учебных заведений Западной Европы. В российских магазинах продавались произведенные за рубежом наглядные пособия, переведенные на русский язык лучшие западноевропейские учебники для художников. Русские педагоги разработали ряд прекрасных учебно-методических пособий. Это прежде всего признанный классическим «Курс рисования» А. П. Сапожникова (впервые опубликован в 1834 г.).

Несмотря на то что в советский и постсоветский периоды академическая школа рисунка в России была в целом сохранена, многие ценные элементы метода и системы преподавания дореволюционной художественной школы оказались незаслуженно забытыми. Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки ставит одной из своих главных задач возрождение классической школы рисунка на самом
высоком уровне."

О выставке.

Открытие выставки «Императорская Академия художеств . Искусство рисунка и акварели » в Академии акварели и изящных искусств не случайно – именно в стенах этого учебного заведения практикуется академическая система обучения. «Без принципов высокого мастерства, реализма и духовности не может быть настоящего великого искусства» - утверждает Народный художник России, ректор Академии Сергей Николаевич Андрияка.

Выставка включает семьдесят учебных рисунков и акварелей XIX в. и состоит из нескольких разделов. Это так называемые головной, фигурный, натурный, манекенный, архитектурный и акварельный классы.

Главная задача экспозиции выставки – привлечь внимание профессионального зрителя и всех тех, кто любит и занимается изобразительным искусством к системе и методике академического художественного образования прошлого. Знакомясь с работами учеников Императорской Академии художеств , можно увидеть с чего начинался будущий художник, какие ступени обучения он проходил, приведшие его к вершине мастерства.

Почетный экспонент выставки – Петербургская Академия художеств. С момента основания Императорская Академия художеств завоевала большой авторитет не только в России, но и за рубежом, благодаря творческой активности ее профессоров и воспитанников. За сравнительно короткий срок учебное заведение взрастило плеяду творцов, которые подняли отечественное искусство на уровень мировых достижений. Академия художеств была и остается методическим центром всех художественных учебных заведений России, и именно на примере системы и метода преподавания в Академии можно попытаться восстановить классическую школу рисунка. Методика преподавания строилась на последовательном выполнении усложнявшихся упражнений и заданий, где в результате воспитанники Академии должны были в совершенстве овладеть искусством рисунка. Рисунок в системе художественного образования рассматривался как основа основ.

Экспозицию выставки открывает «Головной» рисовальный класс, в котором учеников ожидал класс гипсов, где моделями служили «антики» – античные образцы (гипсовые слепки), точно воспроизводившие знаменитые античные скульптуры.

Восхищает мастерство и профессионализм, с которым выполнена учебная работа Голова Геракла (1849) Гедике Роберта Андреевича. В Императорской Академии художеств его главным наставником был профессор архитектуры Александр Павлович Брюллов, старший брат художника К. П. Брюллова. Роберт Андреевич работал и в мастерской своего учителя Константина Андреевича Тона по постройке храма Христа Спасителя в Москве, а затем старшим архитектором в Санкт-Петербурге. На этом посту Гедике совместно с профессором Академии А. И. Кракау создал одну из известных своих построек - Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица.

Второй класс – «Фигурный», так же являлся обязательным для всех воспитанников Академии. Здесь учили изображать фигуры в различных поворотах и движениях, размещать их в пространстве, улавливать и передавать их характер. Особой замысловатостью и крепкой композиционной слаженностью интересна двойная постановка Эрот и Психея (1858) Павла Александровича Брюллова.

Павел Александрович, сын профессора архитектуры Императорской Академии художеств А. П. Брюллова, племянник знаменитого живописца К. П. Брюллова, вошел в русское искусство XIX в. как пейзажист, архитектор, академик, член Совета Императорской Академии художеств и член Правления Товарищества передвижных художественных выставок. Художник-передвижник
Я. Д. Минченков, автор книги «Воспоминания о передвижниках» писал о даровитой и многогранной личности П. А. Брюллова: «Художники говорили о Брюллове, что он хороший математик, окончил университет и слушал лекции по математике в Англии. Математики уверяли, что он музыкант, кончивший консерваторию, а музыканты возвращали его снова в лоно художников».

Важным шагом в пути освоения академической системы был высший рисовальный класс – «Натурный», в котором ученикам позировали натурщики. Сторонник строгого академического рисунка К. П. Брюллов, обучая своих учеников рисованию с натуры, говорил: «Рисуйте антику в античной галерее, это так же необходимо в искусстве, как соль в пище. В натурном же классе старайтесь передавать живое тело: оно так прекрасно, что только умейте постичь его, да и не вам еще поправлять его; здесь изучайте натуру, которая у вас перед глазами, и старайтесь понять и почувствовать все ее оттенки и особенности».
«Натурный» класс представлен рядом работ учеников, ставших впоследствии знаменитыми художниками, архитекторами, педагогами: Маковский К. Е. Два натурщика (пер. пол. 1850-х); Померанцев К. П. Натурщик лежачий; Чистяков П. П. Натурщик (1853).

Константин Егорович Маковский в свое время был активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой И. Н. Крамским. Покинув стены Академии, Маковский примкнул к участникам «бунта четырнадцати». Произведения художника, созданные в 1860-х гг., отличались жанровой окрашенностью. Особенной известностью пользовалась его картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869).

Константин Петрович Померанцев учился в Академии художеств вместе с И. Н. Крамским и К. Е. Маковским. В 80-х гг. XIX в. художник переезжает в Нижний Новгород, где ведет преподавательскую деятельность в Мариинском институте благородных девиц, участвует в выставках и принимает активное участие в организации Нижегородского художественного и исторического музея.

В ряду талантливых учеников Академии имя Павла Петровича Чистякова – крупнейшего деятеля искусства втор. пол. XIX в., выдающегося педагога стоит отдельно. Педагогическое кредо мастера можно сформулировать его словами: «Техника – это язык художника; развивайте ее неустанно, до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту». Говорили, что у Павла Петровича было безошибочное чутье на личность и масштаб способностей ученика. Ярким доказательством тому может служить целая плеяда русских мастеров, вышедшая из его мастерской: В. И. Суриков, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. А. Серов.

С приходом в Императорскую Академию художеств в апреле 1817 г. Алексея Николаевича Оленина, который стал ее президентом, открывается «Манекенный» класс. Это был специальный класс, в котором ученики изучали драпировки и костюмы. Для всех воспитанников Академии выполнение рисунков с манекенов, одетых в римские и греческие костюмы было обязательным. Правильность рисунка, отличная лепка формы, искусная укладка драпировки – характерные черты, отличающие многие работы учеников, представленных на выставке.

Завершает экспозицию «Архитектурный» класс. Этот раздел выставки касается скорее методики обучения будущих архитекторов, нежели живописцев, скульпторов или граверов. Как известно, в Императорской Академии художеств существовала традиция посылать своих самых лучших выпускников за границу (преимущественно в Италию и Францию). Выпускникам назначался пенсион (содержание), отчего они и получили название – пенсионеры. Это были выпускники, окончившие курс в Императорской Академии с Большой золотой медалью. За границей они знакомились не только с культурой, но и делали архитектурные зарисовки, копии, обмеры, писали руины античного Рима, расчищенные развалины Помпей или византийские храмы Италии.

В архитектурной графике Бенуа Николая Леонтьевича (Внутренний вид церкви Санта Марии делла Кверча в Витербо), Горностаева Алексея Максимовича (Вид развалин дома в Помпеях) и других учеников ставших в будущем известными архитекторами демонстрируются хороший вкус, профессионализм, их листы наполнены знанием пропорций, масштаба, чувством колорита.
Н. Л. Бенуа работал в Москве помощником архитектора Константина Андреевича Тона, получив в мае 1840 г. награду в тысячу рублей ассигнациями «за труды по постройке храма во имя Христа Спасителя». Начиная с 1850-х гг. Бенуа занимал должность главного архитектора Петергофа.

А. М. Горностаев, ученик Доменико Жилярди, был блестящим архитектором, художником, педагогом. За время преподавания в Императорской Академии художеств он воспитал таких известных архитекторов, как И. П. Ропет, В. А. Гартман, И. С. Богомолов. А. М. Горностаев вошел в историю искусства, как архитектор, возродивший национальный русский стиль. Помимо работы в Санкт-Петербурге, Троице-Сергиевой пустыни, Старой Ладоге, на Валааме Алексей Максимович проектировал Успенский собор в Хельсинки (1868), построенный уже после смерти автора и названный памятником эпохи российского правления в Финляндии.

Представленные ученические работы являются ярким свидетельством мощи русской художественной школы. Школы, где владение академическим рисунком стоит до сих пор на практически недосягаемой высоте. Свободно владеющие языком графики, выпускники Императорской Академии художеств становились прекрасными художниками, способными выполнять творческие работы самого высокого уровня.

Приобрести пособие Вы сможете в Художественном салоне



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные