Школьный краеведческий проект памятник значит память. Социальный проект «Возрождение памятника. Цели, задачи и методы работы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КАРГАЛЕЙ
ВАДИНСКОГО РАЙОНА

ПРОЕКТ

"ВЫ НЕ ЗАБЫТЫ, ОДНОСЕЛЬЧАНЕ"



Актуальность проекта

Прошло почти 70 лет с момента окончания самой кровопролитной войны в истории нашего
народа, войны, унесшей миллионы жизней ни в чем неповинных людей. Эхо той войны до сих пор не затихает в
людских душах. Каждое муниципальное
образование понесло человеческие потери в этой войне. Мы не имеем права
забывать ужасы этой войны, мы не имеем права забыть тех солдат-односельчан,
которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны это помнить.

В память о павших почти везде закладывались мемориальные аллеи,
устанавливались памятники погибшим солдатам в
Великой Отечественной войны, где--то устанавливались обелиски памяти. Не
осталось в стороне и наше село. Из нашего села ушли на фронт
человек. - Много для маленького села, - не вернулись, в их честь в центре
нашего села и возведен памятник погибшим землякам.


Цель проекта: восстановить историю создания памятника
в нашем селе, формирование чувства
патриотизма и гордости за свое
Отечество; воспитание любви к Родине, родному краю; уважения к подвигу
советских воинов, тружеников тыла, одержавших победу в Великой Отечественной
войне; формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.расширение знаний об истории создания памятника в
селе, формирование навыков коллективного и поэтапного взаимодействия;

2.развитие навыков самостоятельной организации поиска форм социального взаимодействия с
людьми различных социальных слоев;

3.воспитание уважения к своей исторической родине;

4.выяснение роли памятников в жизни людей нашего села.

5.знакомство учащихся школы и жителей села с результатами нашей деятельности

Сроки реализации проекта : 2014-2015 учебный год

Участники проекта : учащиеся 8 класса МОУ ООШ с. Каргалей

Руководитель проекта : Котлова Т.В.

Нормативно-правовая база

Конституция
РФ, Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации» (проект). Статья 3. «Объекты
культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской
Федерации». К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры)
народов Российской Федерации относятся: единичные памятники:... представляющие
собой ценность с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или
социально--культурной точек зрения.


Социологический опрос

Мы провели анкетирование среди учащихся школы и взрослого населения. Выяснили, что
75% учащихся не знают об истории возникновения памятника в селе, 25 % взрослых такой
информацией владеют частично.

В ходе работы мы попытались узнать о том, когда, почему, по чьей инициативе был
создан памятник, какую роль они играют в жизни нашего села.

Этапы работы:

1.Сбор материала: фотографии, школьные летописи, альбомы,
социологический опрос населения, записи бесед с жителями села.

2.Обработка собранных материалов.

3.Анализ полученных данных.

Инициатором создания памятника в селе был председатель
колхоза имени XX Партсъезда Мокроусов А.Н. Часть
средств на строительство памятника было собрано односельчанами. Бригада строителей под руководством Панферова
Ю.И. в короткие сроки возвела монумент в центре нашего села.

Основание памятника сделано из бетона, сверху облицовано
мраморными плитами. На постаменте возвышается фигура советского солдата в
шинели, с винтовкой на плече. По обеим сторонам памятника расположены
мраморные плиты с выбитыми именами односельчан, погибшими в годы Великой
Отечественной войны. У подножия монумента расположены Вечный огонь и две плиты с датами
начала и окончания войны.

9 мая 1985 года, в честь 40-летия победы в
Великой Отечественной войне был проведен митинг, на котором присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, вдовы, жители села, школьники и учителя. Открыть митинг
предоставлено Мокроусову А.Н., среди выступавших были Председатель сельского
совета Хваткова А.А., секретарь партийной организации Волков В.М., председатель
профкома Уланова Л.Г., от ветеранов выступил Кузнецов А.И., от молодого
поколения Журавлев А.И. На митинге присутствовал представитель от райкома
партии Вишняков В.И.


Право зажечь
Вечный огонь было предоставлено участнику Великой Отечественной войны, ветерану
Котельникову И.Г.


Слова благодарности прозвучали и от вдов ветеранов Великой Отечественной войны
Кузнецовой Ф.Г, Орловой М.Т., Орловой Н.И.


Нескончаемым потоком к подножию памятника Погибшим землякам возлагали
венки, живые цветы школьники, учителя, жители села.


Ежегодно, начиная с момента создания
памятника, 9 Мая все от мала до велика собираются на митинг, чтобы почтить
память павших, отдать дань уважения нашим землякам. Праздник со «слезами на
глазах» собирает всех вместе: тех, кто в руках с
оружием защищал Отчизну, тех, кто, работал для фронта, для Победы, тех, кто знает о войне из книг и кинофильмов.


Памятник, символ жизни и славы, объединяет нас, детей и взрослых, заставляет
каждого здравомыслящего человека о многом задуматься. Наше предположение, что памятники
способствуют объединению людей разных поколений, подтвердилось.
Вечной памятью павшим, напоминанием нам будут стоять каменные изваяния-символы
славы, несокрушимости, величия нашего солдата.

Мы узнали много нового из истории своей малой Родины. Называя имена участников войны, мы словно
перелистали страницы огромной книги, в которой наша история и их судьба. Вслушайтесь в шорох этих страниц!
Книга жизни - самая великая книга, а имена людей - это имена героев. Долг живых- не забывать о той страшной
войне, о тех, кто спас Родину от фашистского рабства.

Практическая значимость проекта .

1. Собранная информация может быть полезна всем, кто интересуется краеведением.

2. Материал данного проекта можно
использовать на уроках краеведения, при проведении часов общения,
мероприятий патриотического направления.


Критерии оценки эффективности проекта

1.Активное участие школьников в практической деятельности по сохранению исторических
памятников, объектов культуры.

2.Повышение
интереса учащихся к изучению истории, краеведения.

3.Использование
материалов музейной комнаты при МОУ ООШ с. Каргалей в учебном и воспитательном
процессе школы.

4.Ежегодное
проведение Дня Памяти погибших односельчан в годы Великой Отечественной войны.

Предполагаемый результат

1.Понимание
общественностью, учащимися школы соответствующими органами сути проекта.

2.Вовлечение
учащихся в конкретные социально-значимые дела.

3.Пополнение
школьного музея новым материалом. Расширение возможностей использования
собранного материала в воспитательной работе.

4.Использование
собранного краеведческого материала для патриотической работы.

5.Приобретение
учащимися школы навыков социального взаимодействия и сотрудничества, ведения
конструктивно-делового разговора, проведение исследований участниками процесса.

Тема проекта

Памятники города Кирова.

Творческое название проекта

Экскурсионная прогулка по интересным памятникам города Кирова.

Идея проекта

Люди проходят мимо, спешат по делам. Просто горожане не замечают вещи, которые им кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность. Наш город связан со многими великими событиями и интересными людьми. Мы хотим рассказать вам о сооружениях, которые хранят память об этих событиях и людях, то есть мы хотим рассказать о памятниках нашего города. К таковым можно отнести скульптурные памятники, бюсты,постаменты, мемориальные доски и стеллы, которых у нас немалое количество. Управление культуры администрации г. Кирова обеспокоено отношением кировчан к культурному наследию города. В частности, скейтбордистами, которые «атаковали площадки вокруг памятников, не чтя память героев и разрушая целостность постаментов».

Мы хотим рассказать побольше об интересных памятниках нашего города. Что бы люди помнили историю и героев своего города.

Продукт проекта

Буклет и презентация "Памятники города Кирова"

Авторы и участники проекта

Проблема проекта

В нашем городе множество различных памятников, но люди так мало знают об их истории. Почему?

Исследования учащихся

Берега родного города.

Стихи о Вятке.

Родина, мне Богом данная,

мой холмистый, тихий вятский край!

Зимняя, как бабонька румяная,

летняя, как мамин каравай.

С марта, опьяняюще-бодрящая,

с сентября, как свадебный кортеж.

Родина, как дочка, - настоящая!

Меж отъездов, возвращений меж.

Мой город на семи холмах

Как я люблю твои проспекты

Люблю бродить в твоих запутанных дворах

И на чужбине я кричу Мой город, где ты?

Своею дымковской игрушкой удивил Весь мир,

такого, нет нигде.

И Циолковский здесь ракету запустил

Свои мечты нашел он здесь во сне.

Пусть в нашем городе Не ездим на метро

Пусть Диснейленда нет Так что же? В этом ль счастье?

Мы дружною гурьбой живем светло

Поем, танцуем и слагаем басни

И в нашем городе красавицы живут

Кто у станка, Кто-то за прилавком а кто в поле

И свои подвиги здесь тихо создают

Себе на радость, для города благое.

Мы не должны считать наших предков людьми менее разумными, чем мы. И если наша земля имеет тысячелетнюю историю, то забывать об этом нельзя. Все, что связано с нашей историей, необходимо помнить, восстанавливать и никогда об этом не забывать.

Многообразие памятников города.

Необходимо отметить, что все объекты культурного наследия делятся на несколько видов: памятники истории (различные здания – дом Бехтерева или дом-музей Грина); памятники археологии (остатки земляного вала города Хлынова); памятники архитектуры (ансамбль Трифонова монастыря и др.) К особому подвиду исторических памятников относятся стелы, постаменты, обелиски, мемориальные зоны и доски, увековечившие героические усилия и жертвы солдат на фронтах и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Все эти объекты могут обладать категорией федерального, регионального или местного историко-культурного значения.

Наш город носит название этого человека.

Сергей Миронович Киров

Памятник С.М.Кирову

Сергей Миронович Киров

Название «Вятка» является первоначальным. После возведения в 1457 г. городских укреплений - Кремля - за главным городом Вятской земли закрепилось название «Хлынов». Но название «Вятка» не исчезло и все это время бытовало в качестве неофициального названия города. В 1780 г. императрица Екатерина II своим указом восстановила историческое название города и утвердила Вятку центром обширной губернии. 5 декабря 1934 г. Постановлением ВЦИК Вятка переименована в город Киров. Причем в Постановлении Вятка названа «родиной Сергея Мироновича Кирова». Однако это не соответствует действительности –С.М. Костриков (Киров) родился 15 марта 1886 г. в городе Уржум Вятской губернии.

Родители Сергея приехали в Вятскую губернию из Пермской перед его рождением. С 1886 по 1901 гг. Сергей Костриков жил в Уржуме. Осенью 1901 г. пятнадцатилетний Сергей уехал в Казань и в Уржум никогда не возвращался. А в Вятке С.М. Костриков (Киров) вообще никогда не был и ни разу не упомянул в своих выступлениях и работах, т.е. его революционная и политическая деятельность не связана с Вяткой. Переименование Вятки в Киров не имело оснований в истории и культуре города.

В результате переименования наиболее самобытные и яркие явления вятской культуры (такие, например, как Дымковская игрушка или капо-промысел) утратили естественную идентификацию с топонимикой региона и областного центра, а сам он почти утратил свою историко-культурную уникальность, оказался в ряду многих населенных пунктов, названных в честь С.М. Кирова. Кроме того, сам С.М. Киров соучаствовал в красном терроре в Армении и Азербайджане, в жестоком раскулачивании трудового крестьянства на Северо-Западе РСФСР и в массовых репрессиях против ни в чем не виновных жителей Ленинграда. С.М. Киров соучаствовал в репрессиях против выдающийся ученых Академии наук СССР. До последнего вздоха Киров оставался сталинистом, отрицающим общечеловеческую нравственность и ненавидящим демократию.

Памятник Владимиру Ильичу Ленину

(1870–1924), (Настоящая фамилия – Ульянов.) Революционер, политический деятель советской России, лидер большевистской революции, один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР и СССР. Философ, марксист, публицист, основоположник ленинизма, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель Советского государства. Один из самых известных политических деятелей XX века. Сфера основных научных работ - философия и экономика, глава советского правительства (1917–1924).

Памятник художникам, братьям Васнецовым

Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы родились в Вятской губернии в семье священника Михаила Васильевича Васнецова. К религиозной живописи Виктор Михайлович пришел не сразу. Он был художником-передвижником, писал монументально-эпические полотна на темы русской истории («Иоанн Грозный»), народных былин и сказок «Иван-царевич», «Ковер-самолет», «После побоища», «Аленушка», «Богатыри». Аполлинарий Михайлович - живописец, график и археолог. Писал поэтические виды старинной Москвы, эпические пейзажи Подмосковья, Урала и др. Кроме того, Аполлинарий Михайлович работал и как театральный художник: он писал декорации для спектакля Садко.

Герцен Александр Иванович (1812 год (Москва) – 1870 год (Париж))

Основной псевдоним Искандер, русский прозаик, публицист. Родился 25 марта (6 апреля) 1812 в Москве в семье знатного московского барина И.А.Яковлева и немки Луизы Гааг. Устные воспоминания живых свидетелей войны с Наполеоном, вольнолюбивые стихи Пушкина и Рылеева, произведения Вольтера и Шиллера – таковы основные вехи развития души юного Герцена. Восстание 14 декабря 1825 оказалось в этом ряду самым значимым событием. В 1833 Герцен с серебряной медалью окончил университет. Умер Герцен в Париже 9 (21) января 1870.

Октябрьский проспект - танк Т-34

Есть различные версии того, откуда взялся этот танк. На самом деле, танк Т-34 был прислан в Киров в 1967 году по письменной просьбе руководства области из уральского военного округа. Танк пришел без двигателя железнодорожным транспортом. Его загрузили на большегрузную автомобильную платформу, трактором вытащили на Октябрьский проспект, а затем, в ночное время двумя кранами подняли и установили.

Парк Победы - БТР-70

Машина была списана и по просьбе руководства области ее передали Кирову и установили в качестве памятника. Бронетранспортер пришел к нам из Йошкар-Олы, примерно в 1999 году.

Памятник Александру Грину на набережной Грина

Памятник революционерам.

Около двух лет велись реставрационные работы. Монумент буквально поднимали из пепла.

Памятник старинной печати

Печать – основа герба Вятской губернии. В центре деловой активности Кирова появился необычный памятник. Бетонная печать весом 3 тонны. Монумент создан на средства малых предпринимателей. Символизирует связь времен между купеческими традициями и предпринимательством наших дней.

Памятник жертвам политических репрессий.

Основанием для памятника стал кусок красного гранита, 25 лет хранившийся в мастерской вятского скульптора Владимира Бондарева. Некогда гранитная плита служила постаментом для памятника Александру III. Каменное изваяние государя располагалось напротив кафедрального Александро-Невского собора, построенного знаменитым архитектором Витбергом. В тридцатые годы прошлого столетия собор взорвали, памятник уничтожили, единственное, что осталось от уникального архитектурного комплекса, – это тот самый кусок красного гранита. Между тем только в одном Вятлаге каждый год погибали десятки тысяч невинных - больше, чем в Бухенвальде. На Вятке не было газовых камер. Умирали от голода и диареи. Людей хоронили, сбрасывая в яму, и, в лучшем случае, ставили над этим местом крестик. До сих пор родные погибших не знают, где похоронены их близкие. Теперь в Кирове появилось символичное место, куда можно будет прийти поклониться памяти невинно убитых.

Памятник аисту

В центре города свил своё гнездо Аист - символ семейного счастья.

Улица Конева находится в Юго-Западном районе города Кирова. Она названа в честь нашего земляка - прославленного полководца Ивана Степановича Конева, который родился в деревне Лодейно Вологодской области (ныне Подосиновский район Кировской области). Полководческое дарование И.С.Конева особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны. Войска под его командованием героически сражались с фашистскими захватчиками, штурмовали Берлин, освобождали Прагу. После войны Конев был главкомом сухопутных войск, первым заместителем Министра обороны СССР и Главнокомандующим объединенными Вооруженными силами стран Варшавского Договора. На площади Конева установлен памятник нашему талантливому земляку, его именем названы улицы городов и поселков Кировской области, библиотека с. Лодейно и совхоз Подосиновского района.

Данные об авторе

Моисеева Наталья Владимировна

Место работы, должность:

г Советская Гавань, МБУОО ООШ №2, учитель

Хабаровский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Все уровни образования

Целевая аудитория:

Все целевые аудитории

Класс(ы):

Все классы

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Предмет(ы):

Внешкольная работа

Предмет(ы):

История

Предмет(ы):

Краеведение

Предмет(ы):

Мировая художественная культура

Предмет(ы):

Обществознание

Предмет(ы):

Окружающий мир

Предмет(ы):

Социология

Цель урока:

Цель проекта:

Цель педагога

Задачи проекта: Участвуя в этом проекте мы хотим :

    развивать в себе исследовательские умения (планирование работы; поиск, сбор и обработка информации;умение проводить социологический опрос (анкетирование) и анализировать его результаты; умение работать в парах и группах…);

    собрать воспоминания своих родных и близких о Великой Отечественной войнесборник сочинений «Спасибо деду за Победу!»;

    внести личный вклад в сохранение иблагоустройство территории Памятной стелывоинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;

Используемая методическая литература:

Источники информации:

1. Бессолицына Т.С., Григорова Л.С. Память в металле и граните. Хабаровск. 2000. 2. Шевченко Е. Память, застывшая в камне… Хабаровская краевая тепография.2014 г

3. Материалы архивов районного краеведческого музея им. Н. Бошняка, школьного музея «Музей Добра и Милосердия»

4. Источники интернета:

Краткое описание:

Социальный проект учащихся начальной школы, посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне. Поисковая работа по восстановлению фамилий работников СРЗ ММФ, погибших в годы войны, сбору и обработке информации о памятниках защитникам Отечества. Работы участников литературного конкурса "Спасибо деду за Победу"

Введение. Актуальность . Цели, задачи проекта.

1. Выбор проблемы

1.1. Цель и задачи этапа

1.2. Анализ ситуации

1.3. Итоги социологического опроса по выбранной проблеме

1.4. Вывод.

2. Сбор информации (исследование проблемы)

2.1. Цель и задачи этапа

2.2. Юридическая база решения проблемы

2.3 Изучение и анализ различных источников информации по интересующей проблеме

2.4. Итоги социологического опроса

2.5. Итоги встречи с компетентными специалистами

3. Наш путь (Разработка собственного варианта решения проблемы)

3.1. Цель и задачи этапа

3.2. Идеи участников проекта

3.3. План работы

3.4. Мы взаимодействуем (соучастники проекта)

3.5. Смета проекта

3.6. Оценка рисков

3.7. Ожидаемые результаты нашего проекта :

3.8. Показатели эффективности проекта

4. Реализация плана действий.

4.1. Цель и задачи этапа

4.2. Уже сделали…

4.3. Выводы

Заключение. Дел впереди много…

Источники информации

Приложение

Введение

Вы в бронзе и в камне застыли,

Сквозь время взирая на нас.
Вы жизнью своей заплатили
За то, чтоб мы жили сейчас

Актуальность проекта

Уже 70-ый раз пришла на нашу землю мирная весна. 9 мая вся страна будет отмечать великий праздник - День Победы, 70-летие окончания Великой Отечественной войны!

Из века в век сыновья земли русской сражались за свою Родину, защищали её от врагов иноземных. Славились русские воины силушкой богатырской да удалью, храбростью да мужеством. Любовью к родному краю, к своей прекрасной Родине. О таких воинах народ слагал сказания и былины. Колокола храмов гремели в честь победы Александра Невского на Чуд-ском озере, в честь победы Дмитрия Донского на Куликовом по-ле, Петра Великого под Полтавой, Кутузова в 1812 году. Гремели победные салюты и на Красной площади в мае 1945 года.

В годы Великой Отечественной войны пополнили ряды Красной Армии и 6430 совгаванцев. Первыми добровольно ушли на фронт 80 рабочих нашего судоремонтного завода.

Огромную цену заплатили народы мира за победу над фашизмом - общие потери населения всех стран составили 50 миллионов человек, из них более 27 миллионов - советский народ. Наших земляков тоже коснулось эхо тех огненных лет. Более 2500 наших земляков не вернулись с поля боя. Мы низко склоняем головы перед памятью прошлого, перед нашими великими предками. Их пример учит нас, детей сегодняшней России, любить свою страну так, как любили её наши прадеды.

Все дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечест-венной войны. Памятники Солдату - освободителю стоят по всей территории России и за ее пределами. Вечные огни и большие мемориалы, скромные памятники и мемориальные доски - все это символ признания участникам Великой Отечественной. Память о них жива!

Но знаем ли мы страницы истории Великой Отечественной войны, знаем ли имена тех, кто отдал свои жизни за наше мирное детство?

Проблема : к сожалению, мы очень мало знаем о наших земляках, героях Великой Отечественной войны, о памятниках, возведенных в их честь. А мы должны внести свой вклад в сохранение в памяти поколения героического подвига участников Великой Отечественной Войны. В этом году решили изучать памятники защитникам Отечества. Так родился наш проект «Одетые в гранит и бронзу».

Мы, правнуки тех, кто сражался на той войне, решили собрать материал о памятниках воинам-героям, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, и рассказать об этом ученикам других классов нашей школы.

Изучение памятников города и района, истории их создания, позволит нам прикоснуться к прошлому, почувствовать причастность к истории нашей страны, стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Девиз проекта :

Основополагающие вопросы :

  • Почему мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу ?
  • Что могут рассказать памятники о героическом прошлом нашего народа?
  • Что мы можем сделать для сохранения памяти о героическом прошлом нашего народа?

Цель проекта: мы хотим внести личный вклад в сохранение в памяти подрастающего поколения героического подвига участников Великой Отечественной Войны.

Цель педагога : Инициация социально-значимой деятельности обучающихся по формированию основ гражданской.

Задачи проекта: Участвуя в этом проекте мы хотим :

  • привлечь внимание школьников к решению проблемы сохранения памяти о героической истории нашего народа;
  • развивать в себе исследовательские умения (планирование работы; поиск, сбор и обработка информации; умение проводить социологический опрос (анкетирование) и анализировать его результаты; умение работать в парах и группах…);
  • познакомиться с историей сооружения обелисков и памятников, увековечивающих память участников Великой Отечественной войны;
  • создать сборник материалов «Память, застывшая в камне…»;
  • разработать виртуальную модель экскурсии о Памятной стеле воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;
  • собрать воспоминания своих родных и близких о Великой Отечественной войне и создать сборник сочинений «Спасибо деду за Победу!»;
  • весь собранный материал передать в школьный музей;
  • встретиться с Еленой Шевченко, автором книги «Память, застывшая в камне…», бабушкой Никиты Кулакова, ученика нашего класса;
  • внести личный вклад в сохранение и благоустройство территории Памятной стелы воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;
  • почувствовать гордость за свою Родину, свой город, личную ответственность за свои поступки.

Участвуя в этом проекте, мы хотим сами и с помощью учителя и родителей научиться проектной деятельности. Мы знаем, что эти умения очень пригодятся нам в жизни. Мы верим, если приложить наши исследовательские умения, нашу активность, то любое дело можно завершить успешно, т.е. достигнуть положительного результата. Главное - захотеть!

Срок реализации проекта : 4 месяца (февраль - май 2015 г.)

Этапы работы над проектом :

1. Подготовительный. Выявление проблемы, определение темы, постановка целей и задач (февраль 2015 г.)

2. Проектировочный. Анализ проблемы; анализ и обработка информации; планирование (февраль 2015 г.)

3. Практический. Реализация проекта (февраль - май 2015 г.)

4. Аналитико-коррекционный. Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений (март - май 2015 года)

5. Заключительный этап. Оценка результатов (май 2015 г.)

Формы работы: встречи с ветеранами, членами их семей; занятия факультативов «Я и мой край» и «Я - исследователь» на базе районного краеведческого музея; работа с различными источниками информации (подбор и систематизация); экскурсии; создание презентаций и текстовых материалов; оформление Уголка памяти в классной комнате; акции; социологический опрос; подготовка гидов; сотрудничество и консультации со специалистами.

Участвуя в этом проекте, мы планируем получить следующие результаты:

  • познакомились со страницами истории Великой Отечественной войны, примерами героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
  • привлечено внимание учащихся нашей школы к решению проблемы сохранения памяти о героической истории нашего народа;
  • продолжено развитие наших поисково-исследовательских умений;
  • изучен материал об истории сооружения обелисков и памятников, увековечивающих память участников Великой Отечественной войны;
  • разработана виртуальная модель экскурсии о Памятной стеле воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;
  • собраны воспоминания родных и близких о Великой Отечественной войне и создан сборник сочинений «Спасибо деду за Победу!»;
  • весь собранный материал передан в школьный музей;
  • встретились с Еленой Шевченко, автором книги «Память, застывшая в камне…», бабушкой Никиты Кулакова, ученика нашего класса;
  • внесли личный вклад в сохранение и благоустройство территории Памятной стелы воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;
  • в проекте приняли участие не менее 50% учащихся класса и 20% родителей;
  • появилось осознанное уважительное отношение к памяти павших и желание возложить цветы к Памятникам погибшим в годы войны

Продукты проекта:

  • материалы виртуальной экскурсии к Памятной стеле воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне (текст, презентация);
  • уточненный список заводчан, погибших в годы войны
  • сборник сочинений «Спасибо деду за Победу!»;
  • сборник материалов «Память, застывшая в камне…»;
  • Памятка юному исследователю «Как описать памятник. Паспорт памятника».

Способ хранения информации о проекте: собранный материал о памятниках станет основой для будущей экспозиции в школьном музее.

Оценка успеха работы над проектом:

Что оцениваем?

Занятость школьников в проекте

в проекте примут участие учащихся класса и 20% родителей

Эстетичность оформления

Все созданные материалы эстетично оформлены

Трансляция опыта

Проведено не менее двух виртуальных экскурсий;

Публикации материалов на страницах школьного сайта, школьной и районных газет;

Все собранные и обработанные материалы (продукты проекта) переданы в школьный музей

Приобретение навыков социального общения со взрослыми

Совместные мероприятия с родителями, социальными партнерами, специалистами

Безопасность

Все трудовые десанты проведены с соблюдением техники безопасности

Ключевые слова: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, ПАТРИОТИЗ

1. Выбор проблемы

Главная цель данного этапа: обсудить наиболее важные проблемы у нас в школе и выбрать наиболее значимую, которую будет решать.

Для выявления проблем, нам предстояло решить следующие задачи :

Обсудить и проанализировать имеющиеся в нашей школе проблемы;

Рассмотреть выявленные проблемы и выделить самую важную;

Провести опрос учащихся, педагогов, родителей по данной проблеме.

Анализ ситуации

В этом году 9 мая вся страна отмечает 70-летие окончания Великой Отечественной войны. Но всё ли мы знаем об этих страницах нашей истории? Знаем ли мы о тех, кто отдал свои жизни за наше мирное детство?

Проблема : хотя этой темой мы интересуемся с 1 класса (смотрели и обсуждали фильмы о войне, встречались с ветеранами), но, к сожалению, очень мало знаем о героях Великой Отечественной войны нашего города, о памятниках, возведенных в их честь.

В прошлом году, проводя исследование «Моя родословная», мы узнали, что и наши прадеды тоже были участниками Великой Отечественной войны. Многие из них не вернулись с поля боя.

Уходят из жизни ветераны. Вот и Голубых А.К., с которым мы встречались, уже нет. Возникает главный вопрос: «Как же сохранить память о наших героях?» Наша задача не оставаться равнодушными. В память о тех, кто защищал нашу Родину от врагов, мы решили продолжить исследовательскую работу. Мы должны внести свой вклад в сохранение в памяти поколения героического подвига участников Великой Отечественной Войны. Мы решили - в этом году будем изучать памятники защитникам Отечества. Так родился наш проект «Одетые в гранит и бронзу». Родители поддержали нас.

Мы считаем, что эта проблема требует решения, и мы постараемся с ней справиться. С нами согласились другие ученики школы и родители.

Мы провели социологический опрос по проблеме. (Приложение 1)

Социологический опрос

«Никто не забыт, ничто не забыто…»

Количество

Актуальность проблемы

Необходимость решения проблемы

Почему мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу

Учащиеся

38ч. (62,3% опрошенных)

100% опрошенных высказались за актуальность поднимаемой проблемы

100% опрошенных высказались за обязательность решения данной проблемы

Чтобы такое не повторилось - 10 ч. (16,4%)

Дали нам возможность жизнь - 26 ч. (43%)

Защитили нашу Родину и установили мир - 29 ч. (47,5%)

Педагоги

9 ч. - (14,8%)

Родители

9 ч. - (14,8%)

Другие работники школы

Опрос показал, что 100% опрошенных (61 человека) считают, что мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу. Из них 60 человек (98%) высказали свои предположения по её решению. При этом лишь 16 опрошенных (26%) знают памятники воинам Великой Отечественной войны, расположенные в нашем городе и 8 человек (13%) - в районе. Знают родственников, участвовавших в той страшной войне только 37 человек (60,7%). (Приложение 1)

ВЫВОД : В результате опроса школьников, педагогов, родителей мы сделали вывод, что проблема сохранения памяти о защитниках Отечества актуальна, потому что 100% опрошенных высказали это мнение

2. Сбор информации

(исследование проблемы)

Главная цель данного этапа: исследовать нашу проблему, собрать как можно больше информации по возможным вариантам её решения

Наши шаги:

1. Изучить законодательную и нормативно-правовую базу проблемы;

2. Провести социологический опрос;

3. Проанализировать различные источники информации по интересующей нас проблеме;

4. Провести встречу с компетентными специалистами.

Почему мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу? Почему эта проблема остаётся актуальной на данный момент? В чем ее важность? Что могут рассказать памятники о героическом прошлом нашего народа? Что мы можем сделать для сохранения памяти о героическом прошлом нашего народа? Такие вопросы встали перед нами, после того, как была выбрана проблема, над которой предстояло работать. Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно было собрать и проанализировать разные источники информации по заинтересованной нас проблеме.

Своё исследование мы начали с изучения законодательной базы проблемы . (Приложение 2) Мы познакомились с документами:

Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ

Декларацией прав человека;

Конституцией Российской Федерации;

Конвенцией о правах ребёнка;

Законом об образовании;

Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры»

Уставом школы.

В результате этой работы мы убедились, что имеем право :

1. Свободно выражать свои взгляды по интересующим нас вопросам;

2. Искать, получать информацию из различных источников, особенно информацию и материалы, которые направлены на содействие благополучию и здоровью не только детей, но и местных жителей;

3. На свободу мирных собраний (т. е. создавать инициативные группы и реализовывать социальные проекты);

4. На обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

5. На участие в опросе граждан.

А еще мы обязаны :

1. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

2. Защищать Отечество. Это долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

Вывод: Проанализировав документы, мы пришли к выводу, что разработка и реализация социального проекта разрешены законом.

У своих родителей мы взяли разрешение на участие в этом проекте (на работы по благоустройству).

Затем мы определили источники информации , из которых можно узнать полезные сведения об исследуемой проблеме. Это средства массовой информации (газеты, журналы); телевидение, специальная литература, интернет. Кроме того это наш школьный музей «Музей Добра и Милосердия», районный краеведческий музей имени Н.К. Бошняка. А бабушка нашего Никиты написала книгу о памятниках нашего города и района. Со всеми этими источниками информации нам предстояло поработать.

Приступили к работе. Нашли много интересных идей. Оказывается, не только мы обеспокоены этой проблемой. Многие дети и взрослые хотят, чтобы память об участниках Великой Отечественной войны осталась в памяти будущих поколений.

Много хороших идей высказали дети и взрослые в анкетировании

Вопрос: Как Вы думаете, что мы можем сами сделать?

Предложения: Встретиться с ветеранами и их родственниками; поздравить их с праздником Победы, оказать помощь; рассказывать младшим и своим детям о войне, о подвигах народа; воспитывать в себе силу духа, физические данные, чтобы в трудную минуту встать на защиту Родины; читать книги, смотреть фильмы, принимать участие в мероприятиях, посвященных памятной дате; с уважением относиться к старшим; изучать свою родословную; беречь семейные реликвии; навести порядок у памятников, посадить цветы; изучить историю возникновения памятников и рассказать о ней школьникам; собрать материал и написать сочинения о наших родственниках - участниках войны, весь собранный материал передать в наш школьный музей, можно сделать лавочки на территории памятника изучать историю, проводить исследования, общаться и ухаживать за памятниками; в торжественные дни возлагать цветы)…

Вывод: итоги опроса показали, что многое мы можем сделать своими руками, а взрослые и старшие товарищи готовы нам помочь.

Итоги встречи с компетентными специалистами

А еще мы обратились за помощью в подборе материалов к Дунайцевой И.В., методисту районного краеведческого музея и Паневой В.П., руководителю школьного музея. Директор школы Нечай Л.Б. и завхоз школы Потемкина Н.В. обещали помочь нам инвентарем для работы по благоустройству мест, где располагаются памятники. А наши родители помогут нам купить цветы для возложения их к памятникам героев войны в праздничные даты и вместе с нами примут участие в субботнике. А Ирина Владимировна и Валентина Петровна помогут в работе с источниками информации.

Вывод: Мы верим, если приложить наши исследовательские и творческие возможности, нашу активность, то это дело можно завершить успешно, т.е. достигнуть положительного результата. Главное - захотеть!

В прошлом году получилось! Вместе с родителями и школьниками других классов мы создали площадку для отдыха на школьном дворе.

3. Наш путь

(Разработка собственного варианта решения проблемы)

На данном этапе мы должны определить основные шаги, которые потребуются для претворения в жизнь нашего проекта.

Наши шаги :

Обсудить варианты решения проблемы;

Составить план работы по его реализации;

Сначала мы разделились на группы и стали нарабатывать свои пути решения проблемы. После обсуждения составили план реализации проекта (Приложение 3).

Планируя работу над проектом, мы поняли, что нам нужна помощь родителей и старшеклассников. Попросим их о помощи. Уверены, они нам не откажут и тогда участниками проекта могут стать: ученики нашего класса; другие ученики школы; воспитанники ГПД; воспитанники лагеря с дневным пребыванием; педагоги; родители; добровольцы из числа выпускников школы, жителей близлежащих домов.

Затраты проекта. Мы попробовали провести расчеты и определили, что наш проект требует минимальных затрат . В основном нам нужны будут деньги на бумагу, краску для распечатки материалов. Все остальное можно сделать самостоятельно. Семена цветов для клумб мы попросим у родителей и бабушек. Инструменты нам предоставит школа, часть принесем из дома. Самое затратное - это скамейки. Думаем, что напишем письмо в Администрацию города с просьбой изготовить и установить скамейке у памятной стелы заводчанам, погибшим на фронтах войны.

Где же взять необходимую сумму?

Необходимые денежные средства попросим у родителей. Сами пока заработать не можем.

Вывод: Для реализации проекта не требуется много средств. Объединив усилия учащихся, родителей, учителей можно выполнить поставленные задачи.

Оценка рисков

Риск проекта - это опасность для успешного осуществления проекта.

Больших рисков в нашем проекте нет. Это могут быть только риски, связанные с денежными средствами. В остальном, мы надеемся на наши собственные силы.

Вывод: мы надеемся, что все продукты нашего проекта, которые мы создадим, будут эстетично оформлены, а самое главное - ими смогут пользоваться педагоги и школьники при подготовке к урокам и мероприятиям. Кроме того, у всех участников проекта появится уважительное отношение к памяти павших и желание возложить цветы к Памятникам воинам, погибшим в годы войны

4. Мы действуем

Цель этапа:

Начать реализацию плана действий. Попробовать свои силы в организаторской деятельности.

Наши шаги:

Нами уже сделаны первые шаги по реализации нашей программы и уже есть результаты.

Мы провели социологический опрос, исследовали материалы Интернета, СМИ, книги, архивы музеев.

Мы узнали, что на фронтах Великой Отечественной войны сражались 80 тысяч жителей Хабаровского края . 6430 совгаванцев ушли на фронт защищать Родину. В первые дни добровольцами ушли 80 работников завода СРЗ ММФ. Из рассказа Кондратьева М.Ф. мы узнали, что потом - целый год, почти никого из заводчан не забирали. Каждый рабочий был на счету. Завод ремонтировал военные суда.

Страна высоко оценила мужество и героизм военнослужащих Дальнего Востока. Более 300 тысяч из них были удостоены орденов и медалей. Из их 7000 человек - совгаванцы. Это те, кто ушел на фронт из нашего города и те, кто остался у нас после войны с Японией и прожил здесь долгие годы. За героическое участие в боях 80 жителей Хабаровского края удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Не все фронтовики вернулись с полей сражений. 47 тысяч жителей Хабаровского края отдали жизнь за эту победу. Среди них 2500 наших земляков.

Из материалов сайта Администрации Хабаровского края и портала «Губерния» мы узнали, что сегодня в нашем крае проживают свыше 9 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. В том числе около 1,5 тысяч инвалидов и участников войны и более 7 тысяч тружеников тыла.

Ветераны, проживающие в Хабаровском крае

Участники войны

Труженики тыла

Ветераны, проживающие в Советско-Гаванском районе

Более 9000 человек

Около 1.500

Более 7.000

10 144 ветерана

10 313 ветерана

Более 12.000

Сегодня в нашем городе проживают только 17 ветеранов Великой Отечественной войны. Двое из них - заводчане: Алексахин Владимир Никонорович и Каримуллина Раиса Гайфетдиновна. Большинство из них участвовали в войне с Японией. Мы благодарны каждому ветерану за боевой и трудовой подвиг и гордимся ими! Их осталось совсем немного, тех, кому мы обязаны жизнью, тех благодаря кому мы живем.

Память о наших земляках - победителях увековечена в более 130 мемориалах и обелисках края. Героям боевых подвигов в нашем Советско-Гаванском районе установлено 8 памятников. Они - свидетельства благодарности людей своим освободителям. Мы собрали материал об этих памятниках, составили сборник «Память, застывшая в камне» и уверены, что он будет полезен школьникам и учителям (Приложение 7, 8, 10). По собранному материалу мы составили виртуальную экскурсию к Памятнику-стеле работникам СРЗ ММФ, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Приложение 7).

Вместе с Ириной Владимировной Дунайцевой, методистом районного краеведческого музея, мы побывали на экскурсии по памятным местам нашего города (Приложение 9). Встретились с ветераном Великой Отечественной войны Голубых Анатолием Кузьмичем.

Памятники и обелиски ставят героям. И мы их должны знать! Изучая свою родословную мы узнали о наших родственниках, участниках Великой Отечественной войны и в этом году приняли участие в акции «Спасибо деду за Победу». 19 ребят нашего класса написали сочинения о своих прадедах. (Приложение 11)

Мы встретились с Кондратьевым Михаилом Фёдоровичем. (Приложение 9). Сколько он знает о ветеранах войны! Он настоящий исследователь. Михаил Фёдорович выяснил, что, оказывается, не все фамилии погибших заводчан указаны на мемориальной доске. Сейчас мы работаем над уточнением данных о заводчанах ушедших на фронт. Уже нашли 25 фамилии, которых нет на мемориальной доске памятника. Работая с сайтом «ОБД Мемориал» и Книгами Памяти уточнили фамилии и отчества работников завод, ушедших на фронт. Список передали в районный Совет ветеранов (Приложение 7).

А еще Михаил Фёдорович талантливый и творческий человек - пишет стихи, моделирует памятники. Мы узнали, что именно он является техническим руководителем проекта Мемориала жителям посёлка Нельма, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Сегодня Михаил Федорович готовит новый памятник - жителям п. Ситуан, ушедшим на фронт.

Кроме того, мы участвовали в конкурсе стенгазет, в школьном конкурсе инсценированной военной песни. Нашли и исполняли частушки военного времени.

Мы узнали, что к 70-летию великой Победы Правительство нашего Хабаровского края проводит чествования ветеранов Великой Отечественной войны. Глава края Вячеслав Шпорт торжественно вручает юбилейные медали к 70-летию Победы (Приложение 6).

На основании собранных материалов уже создали следующие продукты :

  • сборник материалов «Память, застывшая в камне…» (Приложение 10);
  • материалы виртуальной экскурсии к Памятной стеле воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне (текст, презентация) (Приложение 10);
  • обновленный список работников завода СРЗ ММФ, погибших на фронтах войны (Приложение 10);
  • сборник сочинений «Спасибо деду за Победу!» (Приложение 11);
  • памятка юному исследователю «Как описать памятник. Паспорт памятника» (Приложение 4,5).

Кроме того, мы учились работать с различными источниками информации, работали с фондами школьного и районного музеев (Приложение 9).

В нашем крае 584 памятника истории, архитектуры, монументального искусства и 728 — археологии. Память о наших земляках - победителях увековечена в более 130 мемориалах и обелисках (данные 2011). И все необходимо сохранить для потомков. 18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест. Мы обязательно примем участие в этом празднике. Проведём субботник у Памятника работникам СРЗ М МФ, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Вывод: еще многое предстоит сделать, вместе дружно справимся с работой.

Заключение

Проходят годы. Все дальше отдаляется то время, когда окончилась война. С каждым годом остается все меньше ветеранов, прошедших ее. Но памятники, посвященные людям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятники тем, кто трудился в тылу, напоминают нам, ныне живущим, о той цене, что заплатила наша страна за мир на земле.

Люди не должны забывать, какой ценой достается мир. А значит, нужно знать и изучать историю Родины. Помнить тех, кто ковал победу на фронте и в тылу, кто шел к ней и пал в борьбе за Отечество, ныне живущих ветеранов Великой Отечественной войны, - необходимо, ради нашего мирного будущего.

Изучение памятников города и их истории позволило нам прикоснуться к прошлому, почувствовать причастность к истории нашей страны, стать достойным наследником лучших традиций родного края.

В городах и малых населенных пунктах нашего края установлено множество мемориальных комплексов и досок, обелисков, посвященных землякам-защитникам Отечества в Великую Отечественную войну, участникам Гражданской войны и локальных военных конфликтов. С течением времени открываются новые памятники, а сведения о некоторых мемориалах теряются, имена воинов-героев становятся неизвестными для юного поколения.

Оказывается, не только мы обеспокоены тем, чтобы память о героях - защитниках Отечества осталась для будущих поколений. Пять лет назад в нашем крае стартовала патриотическая акция «Имя на обелиске», которая посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Итогом работы участников акции станет виртуальная карта-схема памятных мест военной истории Хабаровского края, которая будет доступна в сети Интернет на информационно-образовательном портале "ПроОбраз27" 30 апреля. Жалко, что мы не успели принять участие в этой акции. Но, мы думаем, что работая над проектом «Одетые в гранит и бронзу», мы внесли свой вклад в общее дело…

Наш проект «Одетые в гранит и бронзу» еще не закончен, но уже сегодня мы можем подвести некоторые итоги. Нами уже достигнуты ожидаемые результаты:

  • мы познакомились со страницами истории Великой Отечественной войны, примерами героизм и мужества наших земляков в борьбе за свободу Родины;
  • проект помог нам развить наши исследовательские умения;
  • изученный материал об истории сооружения обелисков и памятников, увековечивающих память участников Великой Отечественной войны был переработан и на его основе созданы продукты проекта (5 штук); весь собранный материал эстетично оформлен и передан в школьный музей;
  • мы приняли участие в двух творческих конкурсах (20 человек - весь класс);
  • в целом в проекте приняли участие 100% учащихся класса и 53% родителей (больше, чем планировали).

Кроме того, проект помог нам обрести уверенность в собственных силах, мы учимся общаться со взрослыми. Сегодня у большинства из нас сложилось уважительное отношение к памяти павших. Мы хотим возложить цветы к Памятникам воинам, погибшим в годы войны.

Мы, правнуки тех, кто сражался в той войне, кто не щадил своей жизни, ради светлого будущего, тех, кто подарил нам мир. На деле мы убедились, что можем внести свой вклад в сохранение памяти о героическом подвиге участников Великой Отечественной Войны. Мы - поколение ныне живущих, можем и должны бережно хранить культурное наследие прошлого.

Дальнейшее развитие проекта .

На этом наша работа не закончится. Мы продолжим изучать страницы истории военного времени, продолжим собирать материал о людях войны и памятниках, воздвигнутых в их честь. В апреле - мае нам предстоит провести трудовые десанты в сквере у памятника заводчанам, погибшим в годы войны. Наши экскурсоводы готовят проведение виртуальной экскурсии для учащихся начальных классов школы. Еще предстоит опубликовать часть материалов на страницах школьного сайта, школьной и районных газет. Намечена встреча с Еленой Шевченко, автором книги «Память, застывшая в камне…» (Пока её нет в городе)

В следующем году мы продолжим работу над проектом. Будем собирать материал о городах героях

Давно закончилась война -

Ряды редеют ветеранов -

Но снится по ночам она,

И ноют к непогоде раны.

Поклон примите низкий наш

За подвиг неоплатный ваш,

За то, что мы теперь живем,

И вы для нас пример во всем!

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Ушумунская средняя общеобразовательная школа

Магдагачинского района Амурской области

«Память, застывшая в камне»

Адрес:676135 Амурская область,

Магдагачинский район,

Хлынова Т.В., учитель истории,

обществознания

Краткое описание проекта:

сохранение мемориального сооружения,

увековечивающего память о погибших в

войне 1941 – 1945 гг земляках.

Популяризация деятельности по сохранению

памятников Великой Отечественной войны.

Формирование активной гражданской

позиции через участие в выполнении важного

общественно-полезного дела – установление имён

земляков, не вернувшихся с войны, шефство

над памятником воинам-односельчанам.

Ушумун 2015

Историческая справка о Памятнике Землякам, погибшим в годы Великой Отеченственной войны 1941 – 1945 на центральной площади посёлка Ушумун

В центре поселка Ушумун горделиво и одиноко возвышается памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. Памятник представляет собой стелу, устремленную ввысь, составленную из бетонных блоков прямоугольной формы. На центральной лицевой грани размещены имена и фамилии земляков павших в годы войны и тех, кто своими трудовыми подвигами приближал победу. Всего 152 фамилии. На другой грани изображение женщины, олицетворяющей Родину - мать. Слева и справа центральной части изображение бойцов. 9 мая 1985 года к 40 – летию победы над фашистской Германией в нашем поселке был открыт новый памятник.

Автором памятника является Прохоров Владимир Петрович. Он родился 8 февраля 1930 года в поселке Ушумун. Когда началась война, отец ушел на фронт, Володя закончил 6 класс и пошел работать. Кончилась война, вернулся с фронта отец, жизнь начала налаживаться. Владимир Петрович поступил на работу в лесхоз, трудился там до 1990 г.

Владимир Петрович создал чертежи, сделал расчеты и пошел в администрацию поселка. Местные власти идею и проект поддержали. В разгар работы, в Совет ветеранов посёлка Ушумун, обратились жители посёлков, которые раньше находились рядом с Ушумуном Буяк и Одуново. Они просили на памятник внести имена их земляков, которые погибли на той страшной войне 1941 – 1945 годов. Ведь посёлки исчезли, а вместе с ними и память о героях земляках тоже может исчезнуть. Автор памятника не возражал. Так в списке фамилий стало 152. 9 мая 1985 года состоялось торжественное открытие памятника. На это событие собрался весь посёлок.

Сейчас на этой площади проходят все важные праздники: День Победы, День защиты ребёнка, свадебные картежи останавливаются здесь, чтобы поклониться памяти землякам, празднование юбилейных дат и событий нашего посёлка отмечается на этом месте. Местные власти обустраивают этот район: появились скамейки, продолжается посадка саженцев. Так что история этого памятника ещё не закончена.



Участниками детских объединений «Я – исследователь», «Вече» был проведен социологический опрос жителей нашего поселка по методике Соколовой Я. В., описанную в методическом пособии для учителей обществознания «Граждановедение. 7 класс» Москва, 2002 г. Было опрошено 20 жителей Ушумуна, 60 школьников учеников 8 – 11 классов. Предлагалось ответить на вопросы:

Для чего создан этот памятник?

Обощив данные мы пришли к выводу, что люди более старшего поколения лучше знают историю возникновения памятника, так как они сами были участниками этих событий. Они отмечают, что памятник создан для того, чтобы имена земляков помнили многие поколения ушумунцев, что это место стало важным общественным центром в жизни нашего посёлка. Лишь половина из опрошенных школьников смогла назвать имя автора памятника. Ребята отметили, что значение памятника в сохранение памяти о павших, что он является достопримичательностью.

Актуальность проекта

2015 году все цивилизованные страны празднуют 70 – ю годовщину победы над фашизмом. Милионы людей отдали свою жизнь ради сохранения мира и жизни многих сотен милионов своих потомков. Мы склоняем головы перед героями, благодарим ветеранов и чтим память погибших.

Во все времена у всех народов историческое сознание являлось неотъемлемой частью общественного сознания, которое играло роль в формировании духовной жизни, обычаев, традиций. В духовном развитии личности, общества немаловажную роль играют памятники истории и культуры. Не умение ценить истоки породило в нашем обществе много проблем. В сутолоке жизни, в погоне за сиюминутной выгодой мы в последние десятилетия изрядно духовно обиднели. Но для нас памятник – предметная, образная связь времен далеких и нынешних. Памятники культуры в нашем посёлке – это своеобразная каменная летопись, котрая отражает героические, трагические страницы в жизни наших земляков, истории нашей Родины.

Каждый человек имеет свою малую Родину, которая поддерживает его с первых лет жизни. Патриотизм в хорошем, настоящем понимании этого слова – это любовь к своей малой Родине; патриотизм – это когда современные школьники не просто говорят красивые слова о родных местах, но и пытаются оказать ей посильную помощь. Работа над проектом «Память, застывшая в камне» даёт возможность изучать историю на конкретном материале, позволяет увязать общеисторические закономерности развития страны с особенностями развития родного посёлка. Программа данного проект способствует формированию гуманистически направленной личности ученика, ориентированной на исследование образовательного пространства среды жизнедеятельности, на воспитание подрастающего поколения на основе общечеловеческих и этнокультурных ценностей, с учётом особенностей региональной социокультурной среды, в духе патриотизма и гражданственности. Сохранение памятников истории и культуры как объектов культурно-исторического наследия - проблема столь же важная, как сохранение природы. "Природная среда, - пишет академик Д.С.Лихачев, - необходима человеку для его жизни биологической и нравственной. Культурная среда необходима по преимуществу для нравственной жизни. Она прививает ему любовь к Родине, воспитывает его уважение к предкам и потомкам /забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем - о сохранении ценностей прошлого для будущих поколений/, знакомит с историей и культурой других народов" . Таким образом, по мнению известного ученого, с которым нельзя не согласиться, отношение к памятникам истории и культуры для всего человечества - это вопрос экологии с большой буквы.

Проект реализуется при поддержки Администрации посёлка Ушумун.

Цель: сохранение мемориального сооружения, увековечивающего память о погибших в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг земляках

Задачи:

1. создание условий по обеспечению сохранности памятника

2. популяризация деятельности по сохранению памятников Великой Отечественной войны.

3. формирование активной гражданской позиции через участие в выполнении важного общественно-полезного дела – установление имён земляков, не вернувшихся с войны, шефство над памятником воинам-односельчанам;

4. формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

5. воспитание чувства уважения к людям, пережившим события военных лет, к людям старшего поколения, чувства гордости за своих земляков;

6 развитие инициативы, направленные на решение проблем поселка, и создать условия для личностного роста школьников;

7. поддержание и развитие общественно-полезной, социально-значимой деятельности школьников, направленной на благоустройство территории центральной площади посёлка;

8. расширение круга общения школьников с местными органами власти;

Коллективная деятельность в рамках проекта

1. Общий сбор. Определение задач и программы деятельности.

2. Уборка територии централной площади посёлка 2 раза в месяц

3. Первичная реконструкция памятника: помыть, покрасить, побелить

4. Подготовка и участие в мероприятиях посвященных празднованию Дня Победы (акции «Аллея ветеранов», акция «Полк бессмертных», акция «Письмо, невернувшемуся с фронта», акция «Вахта Памяти», акция «Свеча памяти»).

5. Фестиваль «Презентация результатов проекта».

Ожидаемые результаты проекта

Главный результат реализации проекта заключается в том, чтобы силами учащихся при поддержке педагогов, родителей, жителей села, административных органов отреставрировать памятник воинам-землякам погибшим в годы войны на фронте, обустроить территорию центральной площади посёлка

Предполагаемые результаты, их социальная значимость:

    Составление брошюр о людях создававших, реконструирующих памятник

    Создание календарей с видами памятника, изображением людей, которые их создавали на текущий и будущий год

    Оформление стенда «Память, застывшая в камне»

    Размещение информации о проекте, его результатах на сайте виртуального музея

    Распространение результатов проекта будет проходить посредством информирования гражданского сообщества, в том числе и публикации в школьной газете «Школьный курьер», в районной газете «Вперёд».

    Выпуск сборника методических разработок по патриотическому воспитанию школьников

    Повышение уровня социальной успешности среди учащихся школы и, в связи с этим, внесение вклада в улучшение социальной ситуации в общественной среде поселковой администрации.

    Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности

    Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию

    Формирование активной социально – нравственной и гражданской позиции детей и юношества

    Воспитание уважения к боевым традициям старших поколений дальневосточников

Перспективы развития

В дальнейшем мы планируем поддерживать и сам обелиск, и место, где он расположен в надлежащем состоянии; обновить мемориальные доски с надписями и именами погибших; ежегодно проводить митинги в День Победы, День памяти и скорби; продолжить исследовательскую работу по изучению истории поселка, судьбы тех, чьи имена высечены на обелиске.

Оценка успешности работы по проекту

    Положительные отзывы общественности;

    Самооценка.

Риски при реализации проекта

Нехватка материальных ресурсов, проблемы с выращиванием и уходом за растениями, неблагоприятные прородно – климатические условия.

Механизмы и план реализации проекта

Действия

Результат

Участники

Подготовительный

1.Сбор информации и составление исторической справки;

2. Установление контактов с родственниками павших, их боевыми соратниками, советом ветеранов;

3 Поиск спонсоров проекта

1. Составление графика выполнения работы по озеленению, благоустройству территории центральной площади поселка, самого памятника землякам

2. Составление проекта

учащиеся,

руководители проекта

Основной

1. Уборка территории памятника, реконструкция памятника

2.Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

3. Разработка мероприятий по популяризации сохранения памятников Великой Отечественной войны.

4. Проведение социологического опроса и анкетирования школьников, выпускников школы, жителей посёлка по вопросам истории, значимости, сохранности памятников; интервьюирование родственников авторов памятников и односельчан, которые принимали участие в создании и реконструкции памятников; изучить нормативно – правовые документы, материалы средств массовой информации и сайтов Интернет по вопросам сохранения и защиты памятников истории и культуры; встреча участников проекта со специалистами, депутатами посёлка по вопросу защиты памятников в Ушумуне, Магдагачинском районе, Амурской области, России

1. Развитие общественно-полезной, социально-значимой деятельности школьников, направленной на благоустройство территории центральной площади посёлка

2. Творческие работы учащихся

учащиеся,

руководители проекта

Заключительный

1. Работа по уходу за памятником землякам, павшим в годы войны

2. Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

3. Разработка экскурсонных маршрутов, акций, мероприятий

1.Анализ проделанной работы.

2.Выработка новых предложений с учётом анализа и необходимости.

3. Проведение экскурсий, акцийй, мероприятий

учащиеся,

руководители проекта




Содержание

Введение…………………………………………………………………………с.2

Глава 1. История одного памятника в истории поселка……………………...с.7

    1. История создания памятника павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов……………………………………………………..с.7

      Памятник бисертцам, павшим в годы Великой Отечественной войны сегодня………………………………………………………………………с.9

      Роль памятника в жизни нашего поселка………………………………..с.11

Заключение…………………………………………………………………….с.12

Список литературы……………………………………………………………с.13

Приложение……………………………………………………………………с.14

Введение

Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но ее эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтоб она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, что бы мы сейчас жили. С той военной поры на местах боев остались памятники, и обелиски. Мы обязаны все помнить. Тема нашего проекта «История одного памятника в истории поселка». Проект посвящен памятнику бисертцам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов

Памятники истории… Они немые свидетели истории, символы ее славных страниц. «В Свердловской области 1217 памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной 1941-1945 года. Заместитель министра по культуре и туризму Свердловской области Олег Губин на пресс-конференции ИТАР-ТАСС Урал отметил значительный рост памятников Великой Доблести и Славы в муниципалитетах: если в 1983 году по области насчитывалось 454 памятника, в 2000 году их стало 770, и в 2014 году их стало 1217» (1)

Мемориалы, памятники, мемориальные доски, посвященные Великой Победе, давно уже стали частью нашей обыденной жизни. Но в канун семидесятилетннего Дня Победы мы воспринимаем их по-иному. И пока мы способны увидеть, услышать, и почувствовать все это в безмолвных стелах-плитах-обелисках. Память о Великой Победе жива.

В нашем поселке Бисерть есть памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Он является связующим звеном

__________________

1. .

между прошлым и настоящим. Он имеет свою историю и своих героев

Мы считаем, что появление этого памятника неслучайно, а его роль в жизни поселка велик

Актуальность проекта.

В ходе работы над проектом мы провели анкетирование среди учащихся школы. Выяснили, что

1. 82% учащихся знают, что за памятник находиться на площади Победы поселка, 18 % не знают.

2. 83,4 % учащихся знают, кому посвящен этот памятник, 16,6 % нет.

3. А вот на вопрос «Знаете ли, историю создания данного памятника 98% ответили, нет, и лишь 2 % знают от бабушек и дедушек историю создания данного памятника.

В литературе по истории нашего поселка Бисерть имеются скудные сведения о памятнике, нет ни года создания, ни кто создавал проект памятника. Поэтому мы считаем, что поставленная нами проблема в преддверии семидесятилетия Победы нашей страны в Великой Отечественной войне достаточно актуальна.

В ходе работы мы попытались узнать о том, когда, почему, по чьей инициативе были созданы памятники, какую роль они играют в жизни нашего села.

Объект исследования: Мемориал бисертцам, павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Предмет исследования : история создания Мемориала бисертцам, павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Гипотеза. Мы предполагаем, что памятник, как символы мужества и героизма воинов, символ памяти, способствуют объединению людей разных поколений, играет огромную роль в истории поселка Бисерть.

Цель проекта : восстановить историю создания Мемориала посвященного бисертцам, павшим в борьбе с немецко-фашистским захватчиками в Великой отечественной войне 1941-1945 годов.

Задачи проекта:

1.Организовать сбор материала по теме.

2.Выяснить, по чьей инициативе был воздвигнут памятник.

3.Определить дату создания памятника.

4.Узнать, в честь кого он был создан.

5.Выяснить, какую роль играет памятник в жизни нашего поселка.

6. Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы исследования.

7. Оформить работу и приложения к ней, создать презентацию для ее представления.

8.Познакомить учащихся школы и жителей поселка с результатами нашей деятельности.

Этапы реализации проекта

1.Создание творческой группы по разработке проекта.

2.Осознание актуальности проблемы.

3.Определение целей и задач проекта.

4.Составление плана работы.

5.Формирование системы взаимодействия и координации действий участников проекта

1.Проведенеи анкетирования среди обучающихся школы

2.Обработка собранных данных анкет

3. Анализ полученных данных

4.Работа творческой группы по поиску и сбору информации, организация исследовательской деятельности учащихся

а. Анализ имеющихся материалов в Комнате истории школы.

б. Анализ имеющихся материалов в архиве Бисертского городского округа

в. Анализ документов предоставленных Ушаковым Ю.И. по реконструкции памятника

5.Создание творческого проекта и презентации

6.Презентация проекта на ученической конференции в МБОУ «Средняя школа № 1» и Муниципальной краеведческой конференции

Второй этап: итогово – аналитически (апрель 2015 г.)

1.Рефлексия.

2.Обобщение работы по реализации проекта.

3.Анализ деятельности всех участников проекта,

4.Определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения.

Планируемый результат:

1.Повышение интереса обучающихся к истории и традициям своего поселка

2.Изготовление обучающимися проектных продуктов (мультимедийных презентаций, буклетов, статей и т.д)

3. Размещение материалов об истории памятника в экспозиции музея школы с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе школы.

4. Позитивная тенденция к увеличению количества учащихся, включенных в реализацию данного проекта.

Практическое применение проекта:

1. Использование материала проекта на урока и классных часах в как форму воспитания патриотизма и гражданственности обучающихся

2. Использование проекта как выставочного материала в школьном музее «Память» и части экскурсии при создании виртуального школьного музея.

3. Возможность размещения материала по истории памятника в местных средствах массовой информации ко Дню Победы

Глава 1. История одного памятника в истории поселка

    1. История создания памятника павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Уже на следующий день, рано утром из Бисерти в Нижние Серги выехали первые призывники братья Коротаевы. Вслед за ним каждый день уходили на фронт все новые сыновья, внуки и правнуки потомственных углежогов, доменщиков, прокатчиков, гвоздарей.

На военную службу во время Великой Отечественной войны было призвано 1052 бисертца, 547 из них (больше половины) не вернулись обратно. Теперь эту беду предстояло пережить вместе.

Еще в военную пору зародилась традиция помощи семьям фронтовиков. «Надо оказать помощь семьям фронтовиков и погибших так, чтобы помощь эта была чувствительна. Например, купить семье дом, корову. В настоящее время нужно помочь с вывозкой дров…Надо создать фонды для таких семей. В цехах развернуть работу по отчислению в эти фонды однодневного заработка». (1) Бисертцы стремились сохранить память об этой страшной войне и о погибших, в связи с этим в 1965 году было принято постановление Бисертским поселковым советом поставить памятник участникам войны, погибшим во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в центре поселка на площади Победы. Архитектор этого памятника стал Зайцев М.П., скульптор – Зайцев В. Стоимость памятника составила двенадцать тысяч рублей. Памятник и плиты на которых занесены фамилии погибших бисертцев изготовлен в художественной мастерской города Свердловска (улица Карла Маркса № 32).

______________________

1.Печуркина Р.А. Бисерть: железо, лес, земля, люди. Екатеринбург., Сократ, 2013 год

Остальные работы: фундамент, пьедестал выполнены рабочими цеха № 8

В создании памятника принимали участие члены исторического кружка Бисертской средней школы № 1. Это учащиеся восьмых классов. Классные руководители Егорова Г.Я., Хренов Н.В.,Кисарина А.М., они собирали материал по погибшим воинам и фронтовикам бисертцам. Впоследствии эти материалы вошли в альбомы «Летопись боевой славы» Созданного в 1966 году.

Памятник бисертцам павшим в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на площади Победы был открыт 9 мая 1966 года. На митинг посвященный открытию памятника собрался весь поселок. Все организации поселка собирались на своих территориях. Затем колоннами подходили на стадион завода к 10 часам утра.. Школы под руководством своих директоров к 10 часам 20 минутам должны были подойти к парку Победы на площади. Руководил построением школьников Булдаков А.Ф.. Общее построение на площади Победы было поручено старшему лейтенанту запаса Никифорову. К 10 часам 30 минутам на площадь Победы должны подойти колонна ветеранов Великой Отечественной войны и отдельная колонна семей погибших. Все подошедшие на площадь Победы колонны выстроились согласно своим местам. Ведение митинга поручена участникам Великой Отечественной войны

Открывает митинг Сокотов В.И. – председатель комитета ветеранов. Затем слово берут Сорокин В.И. – секретарь партийного бюро завода, Грднева А.В. и Перепелкин Н.А. – от семей погибших, Марченков П – от лица молодежи и комсомольцев завода, Микряков Ф.А. – участник войны, Булдаков А.Ф. – председатель поселкового совета, Бабушкина Н. – председкатеь совета дружины Бисертской средней школы № 1.

Покрывало с памятник снято… Памятник павшим в борьбе с фашизмом в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов открыт...

1.2. Памятник бисертцам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов сегодня

В 2014 году к семидесятилетней годовщине Дня Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками на территории парка Победы у памятника бисертцам, павшим в годы Великой Отечественной войны были поставлены две памятные плиты-стелы

Инициатива по установке памятных плит принадлежала Совету Ветеранов поселка Бисерть, и в частности Братухиной Нине Александровне. На плитах помещены фамилии ветеранов, вернувшихся с войны, умерших уже после войны. Всего на памятных плитах – стелах записано 526 фамилий.

Памятные плиты-стелы начали изготавливаться в мае 2014 года. Сначала был объявлен конкурс на их изготовление среди предпринимателей. Но в святи с техническими причинами (необходимость регистрации на сайте конкурса через электронную подпись, а таковой среди тех предпринимателей кто хотел бы взяться за их изготовление не было) конкурс не состоялся. В июне 2014 года был объявлен новый конкурс (в это время пришли изменения закону 44 «О государственных закупках организаций культуры» который разрешал заключать договоры до 500 тысяч рублей напрямую без электронной подписи) и его выиграл частный предприниматель Исаков Павел Савич. Сумма заказа составила 499 тысяч рублей.

Авторами проекта (задумка по форме стел, размещению на них фамилий и рисунков) являются Ушаков Юрий Иванович – директор МУК «ЦКД и СД «Искра», Исаков Павел Савич - частный предприниматель. Списки ветеранов для памятных плит собирали Ушаков Юрий Иванович - директор МУК «ЦКД и СД «Искра» , Зеленая Ирина Юрьевна – Начальник отдела по социальной политике и общественным отношениям, Яковлева Людмила Александровна - заведующая музеем, Тихонова Наталья Александровна – хранитель музейных фондов.

В ноябре 2014 года Исаков П.С.. приступает к изготовлению памятных плит. Памятные плиты- стелы изготовлялись в мраморном цехе.

При установке памятных плит случился курьез. Когда установили плиты и проверили как они установлены, то обнаружили, что на двух плитах из-за сбоя компьютера был перепутан алфавит, плиты были демонтированы переделаны и 1 декабря 2014 года установлены на место. 3 декабря 2014 года был проведен митинг по открытию мемориального комплекса.

Митинг открыла Яковлева Людмила Александровна – заведующая музеем. На митинге выступили Суровцева Валентина Сергеевна – мер Бисертского городского округа, Мальцев Сергей Орефич – ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Покрывало снято.. Мемориал открыт…

1.3 Роль памятника в жизни нашего поселка

Мемориал бисертцам павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, на площади Победы, один из крупнейших и пожалуй самый значительный памятник в поселке Бисерть, да и всей территории Бисертского городского округа. Его посещают гости и ветераны из разных уголков нашей Родины.

За памятником бережно ухаживают обучающиеся МБОУ «Средняя школа № 1», администрация села, работники предприятий поселка. День Победы проводятся митинги, эстафеты и кроссы.

18 июня в поселке Бисерть состоялось захоронение останков красноармейца Елисеева Ивана Никифоровича, погибшего в сентябре 1941 г. в Карелии. Митинг, посвященный этому событию, проходил у Мемориала, посвященного бисертцам, павшим в борьбе с фашизмом, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Таким образом нужно сказать что Мемориал на площади Победы играет большую роль в истории нашего поселка. Он хранит нашу память о погибших бисертцах и эта память передается из поколения в поколение. Вечной памятью павшим, напоминанием нам стоит каменный солдат – мемориал славы, несокрушимости, величия нашего солдата. Изучая историю создания памятника мы словно перелистали страницы огромной книги, в которой история нашего поселка Бисерть приплетается с историей России. Вслушайтесь в шорох этих страниц! Книга жизни - самая великая книга, а имена людей - это имена героев. Долг живых- не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину от фашистского рабства.

Заключение

В результате проделанной нами работы мы установили

    Важные вехи в истории памятника

1965 год – принято решение о создании памятника бисертцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны на площади Победы в п. Бисерть

9 мая 1965 года – открытие памятника бисертцам, павшим в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Май 2014 года – инициатива Совета Ветеранов поселка Бисерть по установке мемориальных памятных плит – стел у памятника павшим в годы Великой отечественной войны бисертцам, с фамилиями умерших после войны Ветеранов

3 декабря 2014 года – Открытие мемориального комплекса посвященного бисертцам, павшим в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны на площади Победы.

2. Всего на плитах мемориала увековечены имена 1026 биертцев, павших в борьбе с немецко-фшистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны

3. Пришли к выводу что гипотеза, которая выдвигалась в начале работы над проектом « Мы предполагаем, что памятник, как символы мужества и героизма воинов, символ памяти, способствуют объединению людей разных поколений играет огромную роль в истории поселка Бисерть» подтвердилась и, следовательно, цель, поставленная в проекте достигнута, задачи проекта выполнены.

Список источников и литературы

1.Источники

1.1.Музей Истории п. Бисерть. Ф.30.оп.12.д.4.л.5

1.2. Школьный краеведческий музей «Память». Альбом № 5. «Летопись боевой славы»

1.3. Школьный краеведческий музей «Память». Ф.2.п.3.л.35

1.4. Школьный краеведческий музей «Память». Ф.2.п.3.л.36

1.5. .

1.6. Беседы с Ушаковым Ю.И. – директор МУК «ЦКД и СД «Искра», Яковлева Л. А. - заведующая музеем «История п. Бисерть», Тихоновой Н. А. – хранитель музейных фондов.

2. Литература

2.1 Иглин А.С. Страницы летописи Бисертского завода и его окрестностей. Свердловск,1989.

2.2. Печуркина Р.А. Бисерть: железо, лес, земля, люди. Екатеринбург., Сократ, 2013 год

Приложение 2

Приложение 3

У памятника на площади Победы установлены две мемориальные памятные плиты

Приложение 4

На плитах занесены фамилии 527 бисертцев - ветиеранов

Приложение 5

Приложение 6

18 июня Митинг, посвященный захоронению останков красноармейца Елисеева Ивана Никифоровича, погибшего в сентябре 1941 г. в Карелии. проходил у Мемориала, посвященного бисертцам, павшим в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.



В продолжение темы:
Аксессуары

21 июля 2011 года американский космический корабль Atlantis совершил свою последнюю посадку, поставившую точку в длительной и интереснейшей программе Space Transportation...

Новые статьи
/
Популярные