Сколько лет прожил бах. Бах – это вечная гармония

Бах Иоганн Себастьян (1685-1750)

Писать о Бахе очень трудно – слишком велико несоответствие между дошедшими до нас скупыми и биографическими данными и масштабами творческого наследия композитора. Масштабы эти в свое время удивляли Бетховена, который сказал однажды: «Не ручьем (Bach - по-немецки “ручей”), а морем надо бы его назвать!» Л.Швейцер писал о Бахе:

«Он человек двух миров: его художественное восприятие и творчество протекают, словно не соприкасаясь с почти банальным бюргерским существованием, независимо от него».

Действительно, существование Баха внешне было бюргерским, банальным. Таким же, как у его отца, деда, многочисленных родственников,- все они были профессиональными музыкантами, занимавшими весьма скромное положение.

Музыкантом-органистом в маленьком немецком городке Ордруфе был и старший брат Иоганна Себастьяна, у которого тот воспитывался, потеряв родителей в десятилетнем возрасте. Старший брат был строгим, суровым воспитателем. Вот пример: младшему очень хотелось познакомиться с клавирными сочинениями немецких композиторов, но взять драгоценную тетрадь ему разрешено не было. Он все же переписал ее тайком, в лунные ночи, не зажигая огня, но и копия была отобрана в наказание за своевольство… Некоторым объяснением, если не оправданием этой жестокости может служить только дороговизна нотных изданий того времени (из-за трудоемкости переписки нот).

Мальчик-хорист в школьном хоре при церкви, скрипач, альтист, органист в различных маленьких городках и. наконец, придворный капельмейстер (Веймар, Кетен) - таковы вехи музыкальной биографии Иоганна Себастьяна Баха до тех пор, пока он в 1723 году, уже почти сорокалетним, не обосновался в Лейпциге, где прожил до конца своих дней. В это время Бах был отцом многочисленного семейства, старшие дети (от первой жены, уже умершей) жили еще при нем, подрастали младшие дети - от второй жены, Анны Магдалены. (Юным музыкантам известно это имя: в нотную тетрадь Анны Магдалены, которая и сама была хорошей музыкантшей, Бах записывал легкие пьески для обучения младших детей. И сейчас мимо этой «Нотной тетради» не проходит никто из обучающихся музыке.)

Жить было нелегко, и поэтому неудивительно, что среди немногих сохранившихся в архиве Баха бумаг очень много различных заявлений и писем к влиятельным особам, и все об одном: улучшить более чем скромное материальное положение. В Лейпциге Бах получил место кантора, то есть руководителя школьного хора при церкви св. Фомы (Томаскирхе). Школа (Томасшуле), где обучали пению, игре на органе и других инструментах, существовала с XIII века и пользовалась хорошей репутацией, но в эти годы хор был малочисленным, и Бах постоянно жаловался, что из всех ее воспитанников «семнадцать пригодны для музыки, двадцать еще не пригодны и семнадцать негодны».

Бах работал почти во всех известных в то время музыкальных жанрах. Преобладание какого-либо определенного жанра в тот или иной период можно в известной мере объяснить условиями работы, вкусами хозяев и заказчиков. Так, в Веймаре имелся превосходный орган, и Бах в годы работы там написал самые знаменитые свои органные произведения, в том числе органные токкаты, из которых наиболее известна ре-минорная, хотя другие ей нисколько не уступают.

Баховские органные токкаты, фантазии, прелюдии и фуги как будто запечатлели в себе самый процесс музыкального творчества. Сначала - вдохновенная импровизация, как будто не скованная никакими законами, даже не имеющая четких контуров, своего рода звуковая туманность, из которой должен родиться стройный и гармоничный звуковой мир. И он рождается - в фуге. Первоначальный музыкальный образ - тема фуги, повторяясь, переходя от одного голоса к другому, постепенно завоевывает все звуковое пространство, развиваясь по строгим законам музыкальной логики. Контрастное единство токкаты или фантазии и фуги как бы подтверждает неразрывность вдохновения и разума в искусстве.

Бах сам был непревзойденным органистом, а когда слушатели удивлялись его мастерству, он обычно говорил, что секрет прост: «Нужно всегда вовремя ударять по нужной клавише…»

Работая в Кетене, Бах писал много камерных сочинений, сюит и сонат для различных инструментов, поскольку именно этот род музыки особенно привлекал его хозяина, князя Леопольда, который и сам играл на клавире, скрипке и виоле да-гамба (старинном инструменте, родственном виолончели). Видимо, в кетенском оркестре были отличные музыканты, так как вряд ли сам князь, будучи только музыкантом-любителем, мог бы сыграть знаменитую «Чакону» Баха из сюиты для скрипки, ведь она и по сей день является эталоном виртуозности для скрипачей.

Круг обязанностей Баха в Лейпциге предоставлял ему большие возможности для творчества. По условиям своей работы Бах должен был к каждой воскресной церковной службе писать новую кантату (всего он написал их 265). Исполнение кантат было своего рода концертом внутри церковной службы. Кантата включала в себя арии и хоры, среди которых были И совсем простые, певшиеся всей общиной, и более сложные, для учеников Баха из Томасшуле. И конечно, возможность слушать каждую неделю новое сочинение Баха привлекало к Томаскирхе не только ее постоянных прихожан, но и других жителей Лейпцига. В той же церкви они могли и послушать, как великий органист играет хоральные прелюдии, как из простых, с детства знакомых мелодий немецких хоралов вырастают новые, живые и трепетные голоса органных регистров.

В Лейпциге Бах написал и самые крупные хоровые сочинения. Его месса си-минор (цикл хоров для праздничной церковной службы) и была написана как музыкальное приношение саксонскому королю Августу в надежде получить звание придворного капельмейстера. Король Август был католиком, вот почему эта месса так монументальна и торжественна; в протестантских церквах, где Бах работал, весь ритуал был гораздо скромнее и проще. При жизни Баха из этого сочинения исполнялись лишь отдельные хоры: в мессе так много музыки, что для самой церковной службы просто не осталось бы времени.

Иной, менее торжественный, но более проникновенный характер носит музыка Баха к так называемым «пассионам», или «Страстям»,- драматизированному рассказу о страданиях и смерти Иисуса Христа. Рассказ этот известен в четырех вариантах, приписываемых четырем легендарным авторам-евангелистам. Бах использовал два из них: «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею».

Текст, созданный более чем за полторы тысячи лет до Баха, композитор прочитал так, как будто он был современником и свидетелем описываемых событий. Он как будто лично знал бедного галилейского проповедника, учившего любви и милосердию, ставшего жертвой клеветы и предательства и приговоренного к позорной казни. Он как будто сам видел горе его матери, растерянность и страх учеников.

Повествование излагается речитативом, и Бах удивительно тонко разграничивает манеру речи рассказчика-евангелиста и действующих лиц. Партии Иисуса и римского наместника Пилата поручены однородным голосам, но интонации первого возвышенны и благородны, второго - грубы и надменны.

Кроме канонического церковного текста, в «Страстях» есть и лирические отступления - арии на слова современного Баху поэта. Эти арии нередко превращаются в своего рода дуэты голоса с солирующим инструментом - скрипкой, флейтой. Замечательный пример - ария альта из «Страстей по Матфею», следующая за рассказом об отречении одного из учеников Иисуса - Петра. Сдержанная, скорбная мелодия голоса сопровождается рыданиями скрипки, в которых изливается вся горечь запоздалого раскаяния.

Разнообразны хоры «Страстей». Кроме драматических эпизодов, передающих крики разъяренной толпы, требующей казни, там звучат и строгие, величественные в своей простоте хоралы.

В баховских «Страстях» соединились трогательная наивность древних народных представлений на евангельские темы и драматическая выразительность оперной музыки, причем гораздо более яркая, чем в самой опере баховского времени.

Ничего равного сцене суда в «Страстях по Иоанну» мы не встретим ни во французской, ни в итальянской опере XVIII века. Немецкая же опера тогда еще не вышла из периода ученичества.

Современники (кроме, пожалуй, тех, у кого Бах непосредственно находился на службе) высоко ценили гениального мастера, подытожившего все ценное, что было до него создано в немецкой (и не только в немецкой) музыке. Но в последние годы жизни Баха, в середине XVIII века, в музыке произошел заметный стилистический перелом. Старинное полифоническое искусство, расцветавшее в хоровой и органной музыке, вытеснялось новой, более доступной для восприятия манерой изложения, отчетливо разделяющей фон и рельеф, глав ведущую мелодию и сопровождение. Монументальные хоровые циклы заслоняются оперой, органные фантазии и токкаты - изящными клавирными сюитами из небольших пьес в танцевальных ритмах. Бах тоже работал в этих жанрах, но они не были центром его внимания. В новой манере писали его сыновья (Филипп Эммануэль и Иоганн Христиан). И хотя они унаследовали лишь какую-то долю отцовского дарования, долгое время именно Филипп Эммануэль считался великим Бахом.


Johann Sebastian Bach Великий немецкий композитор родился 21(31) марта в германском городке Эйзенах в семье потомственных музыкантов. Когда Иоганну исполнилось 9 лет, он потерял мать, а ровно через год стал круглым сиротой. С этого момента воспитанием будущего музыканта занялся его старший брат. Маленький Иоганн проявлял огромный интерес к игре на органе. В 15 лет он стал учеником школы вокала Св. Михаила в Люнебурге. Именно на этом отрезке жизни, он и познакомился с лучшими произведениями выдающихся музыкантов того времени, а так же научился играть на многих музыкальных инструментах. Окончив вокальную школу, по воле случая, он устроился на должность придворного музыканта у герцога Иоганна Эрнста. И тут покатилась волна слухов по городу о виртуозном музыканте. Вскоре юный Бах стал играть на органе в церкви Св. Бонифация, затем тот же пост в церкви Св. Власия в крупном городе Мюльхаузене. Именно в это время музыкант создал большинство своих произведений. А осенью 1707 года Себастьян обручился с Марией Барбарой, которая была его кузиной. В семье Бахов родились четверо детей, двое из которых стали как отец, известными композиторами. Всю жизнь семейство Бахов переезжало с места на место. Будучи прекрасным органистом, Иоганн Себастьян постоянно искал новую более выгодную работу. Наконец, в 1723 году он добился должности музыкального директора всех церквей в городе Лейпциг. К этому моменту он уже женился во второй раз на Анне Магдалене Вильке, его первая жена умерла в расцвете сил. Это время стало самым плодотворным в творчестве композитора. Бах создал 5 годовых циклов кантат на евангельские темы, части столь известной Мессы си минор. Именно тогда сбылась его мечта – он стал придворным композитором. С годами Иоганна стала одолевать болезнь. Его зрения постоянно ухудшалось. Он перенес две операции на глазах и стал совершенно слепым. И 28 июля 1750 года знаменитый композитор скончался от осложнений после операции. На счету композитора более 1000 великолепных музыкальных творений. Из них невероятно красивые пары прелюдий, фуги и токкаты. Он сочинил неоконченную «Органную книжечку», сборник «Clavier-Ubung», и всем известных 18 Лейпцигских хоралов.

Популярные композиции

"Аве Мария" Прелюдия до-мажор
Prelude and Fugue No.2 c minor, BWV 847
Andante in G minor, BWV 969
Fugue in G major, BWV 957
Toccata in c minor, BWV 911

Биография

Он не был оценен при жизни. Его музыка получила признание спустя почти столетие. С того момента его популярность лишь росла. Мастер перестал творить более чем двести шестьдесят лет назад, а интерес к его творчеству все растет, привлекая все новых исполнителей. Бах, Иоганн Себастьян, из династии музыкантов Бахов. Он родился в 1685 году в германском городке Эйзенахе. Музыкальный талант Иоганна Себастьяна рано проявился, с малых лет отец обучал его игре на скрипке, мальчик пел в школьном хоре. В девять лет Иоганн Себастьян осиротел. Старший брат, органист из Ордруфа, взял его на воспитание. Но контакт не сложился: скучные и унылые занятия музыкой, которые проводил брат, не удовлетворяли мальчика. Он стремился к самообразованию, но все такие попытки были пресечены. В пятнадцать лет будущий композитор переехал в Люнебург, чтобы начать самостоятельную жизнь, спустя три года окончил гимназию. В университет поступить не было материальной возможности. Начались переезды с места на место. Причин было несколько. Главная из них – постоянное желание совершенствовать мастерство композиции. Иоганн Себастьян изучал музыку французских и итальянских композиторов, чтобы, усвоив лучшее, творить собственное. Но современники не признали его талант как композитора. Отмечали лишь, что в искусстве игры на органе и клавесине Баху нет равных. Скромность Иоганна Себастьяна была поразительна. На все похвалы он отвечал: «Мне пришлось усердно трудиться. Кто будет так же усерден, достигнет того же». В Веймаре Бах поселился в 1708 году. Это был лучший для творчества период его жизни. Должности городского органиста и придворного музыканта оставляли время для того чтобы создавать свои мелодии. Самые знаменитые свои органные произведения Бах создал в это время. С 1717 года Бах и его семья жили в Кётене при дворе принца Кётенского. Руководство оркестром, аккомпанемент принцу и игра для принца на клавесине не отнимали много времени. Творчество поглощало весь досуг композитора. Подрастали сыновья. Как и все Бахи, они должны были стать музыкантами. Иоганн Себастьян создал много произведений, предназначенных для обучения мастерству. До сих пор они остаются в программах всех музыкальных школ, но интересны не только для начинающих музыкантов. Лучшие пианисты мира включают их в свои концерты. Последним местом жительства Баха стал Лейпциг. В 1723 году он получил должность кантора певческой школы при церкви Святого Фомы и обширные обязанности. Церковная музыка всего Лейпцига была оставлена на Баха. Досуга почти не стало. Церковь ставила рамки творчеству Баха, четко прописывая, какой именно должна быть музыка в церквях Лейпцига. Это было мучительно для того, кто всю жизнь отстаивал свои музыкальные предпочтения и создавал глубокие произведения. Церковное начальство выражало неудовольствие, росло напряжение. Композитор нашел отдушину – участие в городском обществе любителей музыки. Как солист и дирижер, Бах с удовольствием и большим успехом принимал участие в концертах светской музыки. Отрадой была и семья. Трое сыновей, повзрослев, показали себя отличными музыкантами и стали композиторами. Старшая дочь прекрасно пела. Вторая жена, Анна Магдалена Бах, тоже пела и была очень музыкальна. Бах сочинял произведения специально для исполнения в кругу своей семьи. Здоровье Баха слабело, операция на глазах прошла неудачно, композитор ослеп. Но сочинял он вплоть со смерти, диктуя свои произведения домашним. Смерть композитора в 1750 году осталась почти незамеченной. И только через восемьдесят лет, в 1829 году, немецкий композитор Мендельсон дирижировал исполнением «Страстей по Матфею». Тогда мир начал осознавать, что это великое произведение, а Иоганн Себастьян Бах был великим музыкантом, а не просто одним из династии музыкантов Бахов.

Бах родился в немецком городке Эйзенах в 1685 году. Его родители были профессиональными музыкантами, поэтому мальчик с детства интересовался музыкой. Но в 1675 году родители Иоганна Себастьяна умирают, и они остаются с братом вдвоем. Иоганн Кристофф, брат будущего композитора, пытался заработать хоть какие-то деньги, а всё свободное время обучал мальчика игре на органе.

Когда Баху исполняется 15 лет, он отправляется в Люнебург и поступает в школу вокала. Там он целыми днями играл на музыкальных инструментах, разучивал известные произведения, пытался придумать что-то своё. Во время обучения, он ездил в разные города, знакомился с известными композиторами, которые делились своим опытом с юным музыкантом. Это смотивировало Баха заняться творчеством и написать своё первое музыкальное произведение.

В 1700 году начинает писать органную музыку. Нельзя не отметить тот факт, что рядом с Иоганном Себастьяном постоянно находился брат и помогал ему в начале музыкальной карьеры.

О нем начинают узнавать, и после окончания вокальной школы, он был приглашен на должность придворного музыканта. Бах, разумеется, согласился, так как хорошего и постоянного заработка у него не было. Отработав несколько лет при дворе, композитор понимает, что не может зависеть от других людей, поэтому меняет место работы. Летом 1704 года он соглашается на должность органиста в церкви. В это время Бах начинает много писать, о нем узнают и с удовольствием приходят слушать.

Спустя 3 года, Иоганн Себастьян меняет работу, соглашается на такую же должность, но уже в другой церкви, где ему предлагают достойную оплату. В этом же году он снова решает сменить рабочее место и едет в Мюльхаузен, где работает придворным органистом с высоким жалованием.

Семейная жизнь наладилась у композитора только в 1707 году, когда он женился на своей двоюродной сестре. В результате этого союза, у супругов родилось 6 детей. Но, к сожалению, трое из них умерли в годовалом возрасте. В это время Бах полностью посвящает себя работе, постоянно пишет, занимается творчеством, оставив воспитание детей на свою жену. Мария Барбаре, супруга композитора, умирает спустя 20 лет совместной жизни. Вдовец остался с тремя детьми, но через год заключил брак с другой женщиной – Анной Вильгельм, которая была известной певицей. Новая супруга подарила композитору ещё 10 детей.

С 1717 года начинается творческая карьера Иоганна Себастьяна. Он был приглашен к одному из герцогов на постоянную службу, где его жалование постоянно повышалось. В этот период своей жизни Бах пишет множество сюит, токкат, фуг и прелюдий.

В 1723 году Бах назначается педагогом по музыке в придворной школе, и становится кантором в церкви Святого Фомы. Карьера композитора растер вверх и спустя год, он уже находится на месте директора музыкальной Лейпцигской школе.

За всю свою жизнь Иоганн Себастьян Бах побывал в разных городах и странах, попробовал себя в роли придворного музыканта, учителя, кантора, руководителя музыкальной коллегии, директора музыкальной школы. Им было написано более 500 сюит, 200 токкат и фуг, номеров для виолончели и органа.

Начиная с 1745 года, Бах начинает замечать, что у него появляются проблемы со зрением. Состояние композитора заметно ухудшалось, но это не мешало известному музыканту и виртуозу заниматься любимым делом. А уже через год Иоганн Себастьян полностью ослеп. Это очень повлияло на него, так как писать музыку было невозможным. В 1750 году он умирает, оставляя всему миру свои гениальные произведения и войдя в историю как гениальный композитор классической музыки.

5, 6 класс для детей

Биография Баха для детей

И.С.Бах знаменитый во всем мире композитор из Германии, замечательный органист, превосходный педагог по музыке и настоящий полифонический мастер. Творчество этого великого человека собрало более 1000 величайших произведений разнообразного жанра.

В городе Эйзенах произошло большое событие, на свет появился 21 марта 1685 года будущий музыкант, настоящий мэтр своего дела. У маленького Баха любовь к музыкальному искусству была в крови, так как практически все его предки являлись музыкантами.

Когда мальчику было всего 10 лет, его родителей не стало, и за воспитание ребенка взялся его старший брат Иоганн Кристофор.

Брат принялся обучать будущую знаменитость игре на таких замечательных инструментах, как: орган и клавир.

В Люнебурге в 15-летнем возрасте Бах проходит обучение в вокальной школе Имени Святого Михаила. Как раз здесь он тесно знакомится с величайшим творчеством многих современных и очень известных музыкантов, благодаря чему происходит его всестороннее развитие. Свое первое органное произведение музыкант создал с 1700 по 1703 годы, именно с этого и началась его громкая биография великого музыканта.

Сразу, после того как парень закончил свое обучение в школе, он отправляется служить к герцогу Эрнсту, где обучает детей дворян музыке. Он был неудовлетворен своей работой и поэтому быстро ее меняет. В 1704 году Иоганн занимает уже новую должность в Новой церкви, расположенной в Арндштадте. Здесь он занимает должность органиста.

В 1707 году великий человек продолжает трудиться музыкантом в церкви, но кроме этого, начинает активно заниматься творчеством. Власти остаются довольны его трудами, за что и вознаграждают музыканта.

Последней работой Баха является всем известный сборник под названием «Искусство фуги», в который вошло 14 фуг и 4 канона.

28 июля 1750 года великого музыканта не стало, но его шедевральные произведения живут и сейчас.

творчество кратко

Интересные факты и даты из жизни

Иоганн Себастьян Бах - талантливейший композитор 18 века. Со дня его смерти прошло более 250 лет, а интерес к его музыке не угасает до сих пор. А вот при жизни заслуженного признания композитор так и не получил.

Интерес к его творчеству появился только спустя столетие после его ухода.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: детские годы

Родился Иоганн в 1685 году в Эйзенахе, провинциальном городке Германии. Отец его был скрипачом. От него Иоганн и узнал азы игры на этом инструменте. Кроме того, Бах-младший обладал прекрасным сопрано и пел в школьном хоре. Будущая профессия Иоганна была предопределена. В 9 лет мальчик остался без родителей. Его забрал к себе на воспитание старший брат. В Ордуфе он служил при церкви органистом и мальчика перевез туда же, устроил его в гимназию. Музыкальные занятия продолжались, но они были слишком однообразными, непродуктивными.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: начало самостоятельной жизни

Пятнадцатилетний Иоганн переехал в Люнебург. Успешное окончание гимназии дало ему право поступать в университет. Однако отсутствие средств к существованию не позволило юноше использовать эту возможность. Переезжать ему приходилось еще не единожды за свою жизнь. Причиной всегда были плохие условия работы, унизительное положение. Но никакая обстановка не отвлекала Баха от изучения новой музыки, манеры исполнения композиторов-современников. По возможности он старался с ними познакомиться лично. В то время все преклонялись перед иностранной музыкой. Он же имел смелость отстаивать и изучать свои национальные произведения.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: дополнительные таланты

Способности Иоганна не ограничивались только композиторским мастерством. Среди своих современников он считался лучшим исполнителем игры на клавесине и органе. Именно за импровизации на этих инструментах он получил признание (даже своих соперников) еще при жизни. Говорят, что когда клавесинист и органист из Франции Луи Маршан накануне состязания в Дрездене по игре на этих инструментах услышал исполнение Баха, то поспешно уехал из города.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: придворный музыкант

С 1708 года Иоганн служил в Веймаре музыкантом при дворе. В этот период им были написаны многие известные произведения. Вскоре Бах обзавелся семьей и уже с ней в 1717 году переехал по приглашению принца в Кетен. Оказалось, что там нет органа. Композитор обязан был руководить небольшим оркестром, развлекать принца и аккомпанировать его пению. В этом городе Бах написал трехголосные и двухголосные инвенции, а также «Английские» и «Французские сюиты». Фуги и прелюдии, законченные в Кетене, составили 1-й том «Хорошо темперированного клавира» - огромного труда.

Бах Иоганн Себастьян. Биография краткая: обоснование в Лейпциге

В этот город Бах переехал в 1723 году и остался там уже навсегда. При церкви Св. Фомы он получил должность руководителя хора. Условия для Баха снова были стеснительные. Кроме множества обязанностей (воспитателя, композитора, преподавателя), ему предписано было не выезжать за пределы города без разрешения бургомистра. Музыку он тоже должен был писать по правилам: не слишком оперную и длинную, но в то же время такую, которая бы вызывала благоговение в слушателях.

Но, несмотря на все ограничения, Бах, как и всегда, продолжал творить. Свои лучшие композиции он создал именно в Лейпциге. Начальство церкви считало музыку Иоганна Себастьяна чересчур красочной, человечной и яркой, средств на содержание школы выделяло мало. Единственной отрадой композитора оставалось творчество и семья. Трое его сыновей тоже оказались прекрасными музыкантами. Анна Магдалена, вторая жена Баха, обладала великолепным сопрано. Неплохо пела и его старшая дочь.

Иоганн Бах. Биография: завершение жизненного пути

Последние годы композитор страдал серьезным заболеванием глаз. Операция была неудачной, и Бах окончательно ослеп. Но даже в таком состоянии он продолжал сочинять. Его произведения записывали под диктовку. Музыкальная общественность почти не заметила смерть О нем довольно быстро все забыли. Анна Магдалена, вторая жена Иоганна, умерла в доме призрения. Регина, младшая дочь Баха, жила как нищая, только в последние годы ей оказывал помощь Бетховен.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА:

ТВОРЧЕСТВО ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА

Выполнила: Акимова Анастасия Юрьевна

Руководитель: Хмеленко Инна Дмитриевна

1998 - 1999 уч. год.

Г. Сургут

1. Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2 -

2. Семья. Детство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2 -

3. Начало творческого пути. Люнебург. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

4. Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 -

5. Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 -

6. Бах-исполнитель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 -

7. Кётен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 -

8. Отъезд из Кётена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 -

9. Лейпцигский период. Школа св. Фомы. Бах-кантор. . . . . . . . . . . . . . .9 -

10. Артистическая и творческая деятельность. . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 -

11. Дети Иоганна Себастьяна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 -

12. Бах-педагог. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 -

13. Последние произведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 -

14. Характеристика творчества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 -

15. Разбор музыкальных произведений. Клавирное творчество. . . . . . .15 -

16. “Хорошо темперированный клавир”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16 -

17. Прелюдия и фуга до-минор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 -

18. Основные произведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 -

19. Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 -

Жизненный путь.

Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования.

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в одном из красивейших немецких краёв, в местах, издавна связанных с музыкой. Родина Лютера, арена революционной деятельности Томаса Мюнцера, Тюрингия никогда не была центром наиболее ожесточённых битв восставших крестьян и плебеев с феодалами. После Тридцатилетней войны, опустошённая и нищая, она превратилась в глухую и сонную провинцию. И всё же отзвуки и воспоминания о давно минувших славных событиях, несомненно, жили в народе. Но понадобилось и много времени и могучий гений, чтобы воскрешённые образы прошлого, так же, как и видения далёкого будущего, обрели художественное воплощение в искусстве Иоганна Себастьяна Баха.

Семья, детство.

Иоганн Себастьян всегда гордился тем, что принадлежал к знаменитому музыкальному роду. Музыкантами были его дед, прадед, отец, братья отца, их дети, а также родные братья Иоганна Себастьяна. Выдающимися музыкантами стали впоследствии его собственные сыновья. В течение 17 – 18 веков по Тюрингии расселилось такое множество органистов, композиторов, скрипачей, флейтистов, капельмейстеров, трубачей из семейства Бахов, что само слово «Бах» было едва ли не синонимом слова «музыкант». Никто из этого племени музыкантов не добился ни славы, ни громкой известности, хотя в фамильной хронике Бахов насчитывается больше пятидесяти лиц, оказавших влияние на развитие немецкой музыки.

От поколения к поколению передавались навыки, мастерство, крепли творческие силы и, наконец, в великом представителе этой династии музыкантов Иоганне Себастьяне достигли наивысшего расцвета.

К профессии музыканта, уже традиционной для мужской линии семейства Бахов, Иоганна Себастьяна готовили с ранних лет. Первым учителем мальчика был его отец – скрипач, городской музыкант в Эйзенахе. В школе Иоганн Себастьян пел в хоре, составлявшемся обычно из беднейших учеников младших классов; за небольшую плату они выступали на различных праздниках, а на похоронах и свадьбах пели духовные песнопения.

Девяти лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и был взят на воспитание старшим братом Иоганном Кристофом. Последний – в своё время ученик крупнейшего немецкого органиста – композитора И. Пахельбеля – занимал должность органиста и школьного учителя в Ордруфе. Под руководством брата проходило дальнейшее музыкальное обучение Иоганна Себастьяна. Но гениально одарённая натура вряд ли могла довольствоваться педантичными, школьно – ремесленными уроками Иоганна Кристофа. Он оказался сухим, нечутким музыкантом. Для пытливого, музыкального мальчика это было мучительно. Поэтому ещё десятилетним ребёнком он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в шкафу храниться тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребёнка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты. Здесь – то и проявились впервые сильные стороны характера Иоганна Себастьяна: настойчивость, целеустремлённость, упорство в труде.

Раннее стремление к личной свободе побудило пятнадцатилетнего юношу оставить дом брата и искать средства для независимого существования.

Начало творческого пути.

Люнебург.

В 1700 году Иоганн Себастьян переселился в город Люнебург.

Здесь же, в Люнебурге, в 1703 году Бах закончил школу; он прекрасно учился и получил диплом, дававший право на поступление в университет. Но воспользоваться этим правом ему не удалось. Поставленный перед необходимостью самому себе обеспечивать свою жизнь, Бах должен был направить всё внимание и силы на совершенствование композиторского и исполнительского мастерства – единственного для него реального источника существования.

На художественное развитие Баха учителя его детства не оказали влияния. Он сам везде находил и отовсюду извлекал лучшее и необходимое для своего музыкального образования. Жизнь музыкального искусства в его прошлом и настоящем служила ему композиторской школой. Изучение богатейшего наследия, творческое постижение современной ему музыки шлифовали и оттачивали музыкальные мысли и письмо Баха, помогали раскрыть самого себя, осознать свою творческую индивидуальность. Даже частые перемены службы имели свои положительные стороны, так как давали возможность узнавать новые художественные явления. В этом отношении Люнебург, как затем Арнштадте или Веймар – значительные этапы большого творческого пути композитора.

В обширной библиотеке люнебургской школы хранилось много рукописных сочинений старинных немецкий и итальянских музыкантов, и Бах погрузился а их изучение. Освобождённый от педантичной опёки старшего брата, он неоднократно из Люнебурга отправлялся в Гамбург, чтобы, слушая, учиться у знаменитого органиста Рейнкена. В те годы гамбургская опера, руководимая Кайзером, находилась в расцвете. Надо полагать, что, бывая там, Бах не прошёл мимо нового для него искусства. По мнению Ромена Роллана, Влияние Кайзера отразилось на некоторых сторонах музыкальной речи Баха.

В самом Люнебурге с 1692 года при церкви св. Иоанна работал один из известных немецких композиторов, ученик Рейнкена Георг Бём (1661 – 1733). Общение и близость с большим художником – не менее важный фактор в формировании молодого музыканта.

Так в атмосфере богатых и живых традиций постигал Бах искусство и мастерство.

С Люнебургом кончились годы ученичества и ранней юности; началась новая полоса в многотрудной жизни композитора.

Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен.

В апреле 1703 года Бах в качестве скрипача поступает на службу в небольшую княжескую капеллу в Веймаре. Но там он пробыл недолго. Не удовлетворённый работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность органиста Новой церкви в город Арнштадт и в 1704 году туда переехал.

Служба органиста Новой церкви была несложной: требовалось умение прелюдировать на органе, разучивать с хором культовые произведения и аккомпанировать хору во время богослужения. В эти скромные обязанности, с которыми мог бы справиться любой музыкант – ремесленник, Бах вносил молодое рвение, творческий пыл и фантазию, непривычные для служебных норм протестантской церкви. Смелость музыкальных исканий служили причиной столкновения композитора с начальством.

В Арнштадте Баху впервые пришлось иметь дело с косными церковными чиновниками, с ограниченными немецкими бюргерами. Жизнь его в этом городе сразу осложнилась мелочной, отвратительной войной, поднятой мещанством против дерзкого гения, тревожившего его сонный покой. Росло взаимное недовольство, а с ним и охлаждение Баха к своей официальной работе. Тем более сильна была потребность в освежающих новых художественных впечатлениях. Так возникла мысль о путешествии в город Любек, где давал концерты на органе знаменитый немецкий композитор Дитрих Букстехуде. Осенью 1705 года, воспользовавшись предоставленным отпуском, Бах, за неимением средств на карету, отправился в Любек пешком. Концерты Букстехуде, его творчество, высокое мастерство исполнителя потрясли молодого музыканта. Всем существом он впитывал драматически яркое, виртуозное искусство крупнейшего по тому времени мастера органной музыки. Увлечённый, он забыл о своей официальной службе и вместо положенного двадцати восьмидневного отпуска пробыл в Любеке около четырёх месяцев.

В Арнштадте возвращение Баха было встречено далеко не любезно. Воспользовавшись удобным предлогом, церковное начальство подвергло своего органиста унизительному допросу, учинило над ним форменный суд с предъявлением длинного перечня проступков: Бах вводит в хоралы много странных вариаций, примешивает к хоралу много чуждых звуков и приводит тем в смущение общину; раньше органист Бах во время службы увлекался игрой на органе и играл слишком долго, а теперь после сделанного замечания впал в другую крайность и стал играть слишком коротко и т.п.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные