Та самая школа. Спасибо вам, мой дорогой учитель! С благодарностью к коллегам

Тапасханова Лариса Мусабиевна,
ученица 11 класса МКОУ СОШ
с.п.п.Звёздный Чегемского района
Кабардино-Балкарской Республики

Учитель … Нет профессии добрей


Учитель…Нет профессии добрей. Учитель открывает нам двери в удивительный мир знаний, человеческих отношений, нравственных ценностей. Учитель – самый верный друг. Именно учитель придёт на помощь в самую трудную минуту, протянет руку помощи. Сначала мне казалось, что это как игра: стоять у доски, писать мелом, проверять тетради, читать, рассказывать, смотреть в глаза сразу целому классу. Став старше, я поняла, что труд учителя напряжённый, ответственный и очень важный. Мы такие разные, у каждого свой мир. Шалуны, задиры, порой придумываем отговорки, порой обманываем. И каждого учитель должен выслушать, понять, научить, простить.

Наверное, ни для кого не секрет, что одним из самых трудных школьных предметов является русский язык, особенно в школах, где русский язык изучается как неродной. Я родилась и воспитывалась в балкарской семье.

Высоко в горах живёт моя бабушка, с ней мы общаемся на своём родном балкарском языке, но когда я приезжаю в свой посёлок с таким символическим названием Мир, я слышу другой, ставший моим вторым языком – русский. Я уже и не смогу, наверное, вспомнить, как произошла моя первая встреча с русским языком, и не представляю свою жизнь без него. Это как чистый горный воздух, как яркое солнце, отражающееся в наших уникальных Голубых озёрах и неумолкающих Чегемских водопадах, как песни моей матери. Замечательный балкарский поэт Кайсын Кулиев писал:

Мне в сердце запали уроки,
Когда я впервые постиг
Зовущий, как мир, и широкий,
Чарующий русский язык.


Уроки русского языка. Я не открою истину, если скажу, что любовь к предмету, интерес неразрывно связаны с профессиональным мастерством учителя, его увлечённостью, его стараниями. Каким должен быть учитель русского языка? Я с уверенностью могу сказать: таким, как наша Калайтанова Наталья Владимировна. Родилась она в г.Арциз Одесской в области 1958г. в семье военнослужащих. Судьба офицерских семей – переезжать с места на место. Вот так и семья Натальи Владимировны в 1965г. переехала к новому месту службы родителей в г.Хабаровск-47. Здесь она пошла в первый класс, здесь в 1975г. окончила школу, а затем - учёба в Хабаровском Государственном педагогическом институте. Это были замечательные годы: сотрудничество на Дальневосточной радиостанции «Юность», работа в студенческом путинном отряде на Курильском острове Шикотан походы в театры, на художественные выставки и концерты, участие в институтских капустниках, занятия в вокальном кружке и кружке журналистики. Незабываемые студенческие годы! Получила диплом - и снова в путь. В 1979г. родителей перевели в г.Нальчик-20. Сначала она работала в филиале Краеведческого музея - доме-музее украинской писательницы Марко Вовчок старшим научным сотрудником. Да, писательница провела здесь последние годы жизни. Здесь же, недалеко от маленького домика, находится её могила. Наталья Владимировна с увлечением рассказывала нам, каким необыкновенным человеком была Марко Вовчок, о её знакомстве и переписке с такими известными писателями и поэтами, как Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Жорж Санд. Однажды на пороге дома-музея появился невысокий пожилой человек. Им оказался известный поэт Али Шогенцуков. Так началось знакомство с творчеством поэта, ведь раньше Наталья Владимировна практически мало знала о литературе народов нашей Республики. Наталья Владимировна с гордостью показывает сборник стихов поэта с дарственной надписью.

Когда же представилась возможность преподавать в школе, Наталья Владимировна, не раздумывая, согласилась. «Я прежде всего учитель», - говорила она своим родным, которые не могли понять, почему она решила сменить такую интересную, как им казалось, работу. Более тридцати лет преподаёт она русский язык и литературу в нашей школе. За многолетнюю плодотворную работу в системе народного образования Кабардино-Балкарской Республики, значительный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения она неоднократно награждалась грамотами Чегемского Муниципального района КБР, Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики. Но о своих достижениях Наталья Владимировна не любит говорить, её больше радуют достижения учеников. Её ученики становились победителями и призёрами районных, региональных, Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Она радуется их успехам, с гордостью рассказывает о каждом. А Кагаева В.В., учитель русского языка и литературы, и Воропай А.А., учитель английского языка, - учителя нашей школы, её бывшие ученики.

Встреча учителя и ученика происходит на уроке. Нужно ли изучать русский язык или достаточно того, что мы знаем родной язык? Ответы могут быть самые разные: одни скажут, что русский язык очень трудный, и им легче общаться на родном языке, другие – русский язык вообще не нужен, потому что они живут в Кабардино-Балкарии и не собираются никуда уезжать, а значит достаточно знания родного языка. Я не могу согласиться с таким утверждением. Я живу в республике, где два коренных народа, и они должны общаться, а делать это лучше на русском языке. Кроме того, русский язык даёт нам возможность обмениваться своими мыслями и чувствами с представителями других народов, слушать радио, смотреть телевизор, общаться в интернете, изучать мировую культуру. Некоторые ребята из нашей школы профессионально занимаются в ансамбле народного танца «Балкария». Часто с концертами они выезжают в другие города и страны. Они с радостью рассказывали, как, находясь на гастролях в Турции, бродя по улицам Стамбула, они услышали русскую речь. И сразу так светло стало на душе, как будто побывали на Родине. Да, жизнь очень разнообразна, в ней много интересного. Каждый народ через свой язык передаёт красоту своих обычаев, культуры, души. Но в жизни современного человека русский язык играет не меньшую роль. Наша балкарская поэтесса Танзиля Зумакулова пишет об этом:

Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне:
И мир открылся в них.
…………………………
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.


Для меня уроки русского языка – это уроки истины, поисков, счастья общаться со своими ровесниками разных национальностей. Ведь наша школа многонациональная, она находится на территории нескольких войсковых частей ВВ. Состав учеников часто меняется: родителей переводят к новому месту службы. Уезжают друзья, но благодаря знанию русского языка, мы легко можем делиться своими радостями и успехами. И эту радость дарит нам наша Наталья Владимировна. Помню, как впервые я пришла в 5-й класс. Новые предметы, разные учителя… Мне было очень страшно. Но вот прозвенел звонок, и в класс вошла учительница. Она улыбнулась, и сразу стало так легко, словно солнышко заглянуло в школьное окно. Начались годы нелёгкого труда, труда постижения законов русского языка. Скучные правила превратились в рисунки и коротенькие стихотворения, которые легко запоминались. Всевозможные правила руки, окна (справа – с окна, влево – на окно), звезды (над каждым лучиком по кругу написаны согласные буквы, а между лучами гласные - Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ – после этих букв пишется суффикс -чик-, воз - возчик, так легко запомнить). У нас были специальные табличные тетради. Мы любили в них работать. Рисовать, писать, пробовать сочинять. Конечно, наше «творчество» было далеко от совершенства, но нам казалось, что это подлинные шедевры. Наталья Владимировна поддерживала нас во всех наших начинаниях. Я ждала каждый новый урок с нетерпением. Однажды открылась дверь, и в класс вошла фея Здрасте. Конечно же, это была старшеклассница. Но мне тогда казалось, что это настоящая фея. Потом она приходила к нам ещё и ещё, знакомила нас с правилами поведения в школе и за её пределами. А праздники, которые устраивали в честь той или иной части речи! Мы придумывали девизы, рисовали гербы и представляли себе ту или иную часть речи как некое живое существо. Наталья Владимировна предоставляла нам возможность самим составлять тексты графических и буквенных диктантов, составлять индивидуальные карточки для своих товарищей. Но самая большая радость – это побывать в роли учителя. Мы составляли вопросы, вызывали к доске, ставили оценки и комментировали их. С помощью опорных конспектов мы составляли ответы к темам уроков. Я увлекалась рисованием и посещала школу искусств, может, поэтому мне нравилось писать сочинения по картинам. Наталья Владимировна вводила нас в мир прекрасного, ведь не всегда есть возможность побывать в художественной галерее. Но на уроках всегда использовались репродукции художников; если это был пейзаж или натюрморт, обязательно подбирались стихотворения о природе, иногда звучала классическая музыка. Я тогда удивлялась: откуда наша учительница знает и о живописи, и о композиторах и с таким увлечением рассказывает нам о различных оттенках цветов, комментирует музыкальные произведения.

Были у нас и уроки-праздники. Приходила бабушка-рассказушка, вынимала из корзинки волшебный клубок с лингвистическими сказками, которые сочиняли мы сами, а обрабатывала их Наталья Владимировна. Были песни, инсценировки, викторины, но не простые: то на пути нас встречала полянка с подснежниками, то чудо-дерево с волшебными листочками. Мы по очереди подходили к дереву или на полянку, срывали листок или подснежник с заданием, записывали правильный вариант на доске, собирали первый «весенний букет». Это сейчас, став почти взрослой, я понимаю, что сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. И все эти качества характеризуют нашу учительницу как талантливого педагога.

Мы подрастали, и менялись формы работы на уроке. Наталья Владимировна учила нас самостоятельно мыслить, высказывать свои суждения, отстаивать активную жизненную позицию. Работа в группах прививала нам такие качества, как коллективизм, терпимость, взаимовыручка, ответственность за себя и своих друзей. Исследовательская работа, составление презентаций, умение анализировать и использовать на уроках дополнительную литературу позволяют нам почувствовать себя взрослыми, самостоятельными людьми. Состязания ораторов, дискуссии, круглые столы, ролевые игры – это одна из ступенек в мир, который нас ждёт за окном. «Не могу я жить в покое» - это о нашей учительнице. Учёба продолжается, когда кончаются уроки. Разве можно забыть предметные декады! Они позволяют пробудить живой интерес к слову, стремление правильно и выразительно строить свою речь.

Для Натальи Владимировны главное - привить любовь к языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания, получаемые на уроках, а ещё просто воспитать человека, нужного своей стране.

Особый интерес вызывают заседания любителей словесности, где мы учимся творить: создавать рассказы, очерки, стихи, вести поисковую работу, результатом которой становятся наши выступления на научно-практических конференциях, творческие работы на всероссийских и республиканских конкурсах, на заседании любителей словесности «Проба пера». Эта работа буквально заражает творческим настроением, становится праздником неожиданности, удивления, радости, зажигает в каждом искру надежды на успех.
Много лет Наталья Владимировна была руководителем школьного театра. Да, именно театра. Вместе с ребятами знакомились со сценариями, распределяли роли, шили костюмы, подбирали музыкальное оформление, делали декорации. Ставили настоящие спектакли, на которые приходили не только дети, но и взрослые. Да, это было просто чудо. Чудо, которое живёт рядом с нами. Его нельзя потрогать рукой, но можно увидеть и услышать. Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Имя ему - спектакль. К сожалению, я сама не участвовала в постановках нашего школьного театра, но спектакли «Кошкин дом», «Золушка», «Снежная королева» запомнились мне, тогда ещё ученице 2-го класса, наверное, надолго. Я верила, что это не ученики, а настоящие герои. И мне очень жалко было бездомных котят, которых выгнала тётя Кошка, я радовалась, когда принц нашёл свою Золушку, мне так хотелось, чтобы сердце Кая оттаяло и снова стало добрым. Выросли котята, Кай стал офицером и нашёл свою любовь, а Золушка… Золушка не рассталась со сценой. Наташа Каграманян (Кравцова) окончила наше училище искусств, затем Щукинское в Москве, а теперь покоряет сцену Музыкального театра в родном Нальчике, иногда с труппой приезжает к нам со спектаклями. Я вижу, как встречаются две Натальи, мило беседуют, словно две подружки. Наталья Владимировна всегда интересуется судьбой своих «птенчиков», так ласково называет она своих выпускников.

Театрализованные литературные вечера, концерты, выпускные – ни одно мероприятие не обходится без Натальи Владимировны. Наступает вечер, зажигаются свечи, а в актовом зале звучат вечно живые волнующие строки М.Ю.Лермонтова: «Мне нужно действовать…», раздаются звуки фортепиано и чарующие романсы, а также песни, которые сочиняют вместе со своим учителем ребята, заполняют весь зал. Творчество, неустанный поиск, горящие глаза, лучезарная улыбка - такой знают и любят её ученики и коллеги.

«Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого ищущего ума, развитие воли» – вот девиз Натальи Владимировны, вот к чему должен стремиться каждый педагог.

Уже больше двадцати лет на торжественных мероприятиях учителя исполняют гимн нашей школы, который они сочинили сами.

Ты для них будешь самым правильным,
И другим ты не смеешь быть,
И не только мудрёным правилам -
Нужно счастью детей учить.
Нарисуй им дорогу звёздную,
Научи их шагать по ней.
Если люди для счастья созданы,
Детям счастье нужно вдвойне.

Наталья Владимировна учит нас не только орфографии и пунктуации. Её уроки – это уроки, честности, любви, добра, терпимости, уважительного отношения к культуре других народов, это уроки дружбы и справедливости, это наша звёздная дорога, по которой мы делаем первые шаги во взрослую жизнь.

Каким должен быть учитель русского языка? С уверенностью могу сказать: «Таким, как Наталья Владимировна».

«Слово об учителе»

(очерк о Почётном гражданине

города Костромы ёгиной)

Я хочу рассказать о человеке, которого я совсем не знала и не могла знать, - о Корегиной Зинаиде Васильевне. Она умерла 1 июля 1991 года, ровно через месяц после моего рождения. О Зинаиде Васильевне я узнала от учителей, которые когда-то были ее учениками. Меня заинтересовал тот факт, что 29 декабря 1972 года именно этому человеку было присвоено Звание «Почетный гражданин г. Костромы». Она не была героем войны, не делала великих открытий, а была просто учителем. За что ей такая честь? И мне в тот момент захотелось узнать о ней больше.

В первую очередь я обратилась к племяннице Зинаиды Васильевны Корегиной Наталье Ивановне. Она оказалась очень доброжелательным человеком и хорошим собеседником. Благодаря ее отношению к семейным ценностям, архивам, мне удалось заглянуть в историю их старинного рода. И вот что я узнала.… Считается, что фамилия Корегиных произошла от названия реки Корега – правого притока реки Костромы, которая впадает в Волгу. В исторических документах пятнадцатого века впервые упоминается Корегинская волость Костромского уезда Московского княжества. Жители волостей Кореги, Железного Борка, Ликурги и Залесья подали челобитную московскому князю Ивану Грозному с просьбой защитить их от набегов казанских татар. Указ был подписан, и было построено «укрепление Буй – городок на Кореге». Места здесь были глухие. Основными занятиями жителей были охота, рыболовство, бортничество. Позднее, добыча соли, извести, глины. Именно в это место московские государи ссылали неугодных им, по их мнению, людей.

в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» описал жизнь русского народа. «И тут настала каторга корежскому крестьянину…»

Не по этой ли причине Корегины покинули свои родные места и перебрались в г. Кострому? Неизвестно, когда это произошло. Из «Родословия мещан Корегиных» видно, что Корегины уже в 1786 году жили в Костроме.

В семейном архиве также хранятся документы на покупку дома. Это был небольшой двухэтажный домик с кривыми коридорами, маленькими окнами. Он простоял 120 лет. Сейчас на его месте стоит Костромская филармония и сквер с двумя березками, которые очень долго украшали двор дома Корегиных. В нем выросли и жили все последующие поколения этой семьи.

Дел – пропасть! Но цель видна

Благородная и прекрасная…

Из воспоминаний:

«… По существу эта школа – коммуна была школой поисков. Ребята тут же и жили. Большое внимание уделялось вопросам самоуправления… Что отличало детей тех лет? Стремление к знаниям, жажда знаний. В 1920, 1924 годах в школу прибыли дети Поволжья после голода, и лицо школы, сама организация учебного процесса изменилась. В этой школе я не только сама давала свои первые уроки, но впервые получала уроки от ребят, от общения с другими учителями. Тогда едва ли не самым важным считалось решение задач «из задачника окружающего мира». Мир перестраивался, перекрашивался, и детям предстояло многое понять».

Затем была первая в Костроме семигодичная школа. Около 1000 учащихся, 22 начальных класса, из них 11- классы переростков. Дети были из разных семей, лишенных порой материнской ласки, но хорошо знающие цену куска хлеба. Молодая учительница не боялась трудных ребят, она их любила и в каждом старалась увидеть неповторимую личность.

О чем могут рассказать скупые записи в трудовой книжке? Наверное, о многом: о времени, трудовом пути человека.

1932 год. переведена в школу ФЗС№2 им. К. Либкнехта. Тогда это была образцовая школа. В 1935 году назначена на должность зав. учебной части школы им. Либкнехта.

В разделе «Сведения о поощрениях и награждениях» читаю, что в эти годы Зинаида Васильевна была премирована за высокие показатели в учебно-воспитательной работе, награждена, Грамотой Ударника, была участницей слета ударников в г. Иванове.

О Зинаиде Васильевне тех далеких предвоенных лет есть воспоминания Татьяны Александровны Селиверстовой, бывшего завуча школы №38: Она знала всех нас.

Каждое утро, когда мы, ученики 26-й школы, переступали порог школы, мы именно Зинаиду Васильевну видели. Она нас встречала. Всегда подтянутая, строгая, она оглядывала нас, здоровалась и, если что-то было не в порядке, очень коротко, но внушительно высказывала свое недовольство. И вот эту привычку – первой встречать учеников в школе – я позднее, став завучем, переняла у Зинаиды Васильевны…».

Зинаида Васильевна смолоду жила жизнью, которая не давала возможности остановиться и подумать о себе. При этом никогда никакой поспешности, суетливости, наоборот: Во всем, что бы Зинаида Васильевна ни делала, видна была продуманность, четкость. Она привыкла жить работой. Искренняя озабоченность множеством складывающихся человеческих характеров и судеб, глубокая откровенность за них как бы заслоняли от нее собственную судьбу. Это именно тот случай, когда человек предан делу самозабвенно, поглощен им весь без остатка и иначе жить не может…

И вот наступил 1941 год… Запись в трудовой книжке от 01.01.01 года:

«В связи с призывом директора средней школы №26 т. в ряды РККА назначить на должность директора этой школы т. Корегину».

И еще одна запись 1941 года:

«В моей памяти она учитель и директор школы. Строгая, всегда элегантная. Строгий костюм собственного шитья в английском стиле. Всегда внимательная, заботливая, каждое утро встречающая всех учеников и вечером провожающая их. У меня ощущение такое, что все ее уважали, а некоторые боялись и уважали. Я никогда не слышала, чтобы она повысила голос… Неунывающая, если даже ей было плохо, и если она болела. Я стала учителем, а потом председателем городской профсоюзной организации. Когда было плохо, было трудно, когда я начинала психовать, плакать и расстраиваться, она мне говорила так: «Снявши голову, по волосам не плачут. Приняла решение – сама и находи выход из ситуации. Не вешай свои неприятности на других, умей слушать людей и слышать их».

(, председатель Костромской городской профсоюзной организации работников образования и науки, Отличник народного просвещения).

«В ее внешности не было ничего броского, вызывающего. Темные волосы, в которых с годами все больше появлялась «серебра» Неизменный темно – синий костюм с белоснежной блузкой был нарядным и строгим одновременно. Конечно, тогда мы, ученики, еще не понимали, что эта внешняя скромность всегда отличала подлинную русскую интеллигенцию. К ней относилась и наша Зинаида Васильевна. Удивительно, но за пять лет от памятного дня открытия школы №12 до выпускного вечера я ни разу не слышала, чтобы Зинаида Васильевна на кого-то повышала голос, была резкой и раздражительной. А ведь ученики ей достались всякие. Какой силой она обладала, чтобы от одного укоризненного взгляда самый бесшабашный «нарушитель» как-то сникал и чувствовал себя виноватым! В ней сочетались твердость, строгость и сердечность, человеческая теплота, нежность, которую не всегда можно было разглядеть за этой внешней строгостью. Наше детство, юность совпали с трудным послевоенным временем. У большинства моих одноклассников не вернулись с войны отцы. Жили мы все небогато. Не было тогда у нас ни компьютеров, ни телевизоров, ни других чудес техники. Нашим домом, местом общения была школа, и Зинаида Васильевна сделала этот дом теплым, добрым, уютным…

В единственном зале на втором этаже, куда выходили двери большинство классов, не было беготни, но часто звучали музыка и смех. Здесь нас учили танцевать, здесь проходили веселые новогодние «бал-маскарады» и репетиции нашего замечательного хора, а однажды был поставлен настоящий спектакль по сказке Габбе «Город мастеров» И всей этой радостной, многообразной, бурной школьной жизнью мудро, ненавязчиво управляла Зинаида Васильевна. Не одна. Вместе с учителями, которые были ее единомышленниками и друзьями. Мы любили своих учителей. Мария Юрьевна Пурэн, Наталья Филипповна Колосова, Нина Константиновна Ильичева, молодой тогда выпускник пединститута Константин Андреевич Морев потом сами возглавляли школы, получили почетные звания. М. Ю Пурэн и – Заслуженные учителя РСФСР, – Почетный гражданин г. Костромы. Но тогда в пятидесятые годы, как и для нас, школьников, была для них учителем и наставником. Она умела понимать людей. Неважно, кто передней был: девчонка – школьница со своими радостями и горестямимолодой учитель или пожилая женщина с нелегкой судьбой. Я очень благодарна Зинаиде Васильевне не только за себя, но и за мою бабушку. Война отняла у меня родителей, их заменила бабушка и дедушка. Но….он был священником. А в те годы это считалось чем-то плохим, почти позорным. Зинаида Васильевна пригласила мою бабушку в родительский комитет, и моя милая бабуся почувствовала себя человеком, который может помочь другим детям, который нужен и пользуется уважением. До конца своей жизни она хранила перевязанные ниточкой небольшие листочки тетрадной бумаги с приглашениями на заседания родительского комитета и благодарностями за воспитание внучки, подписанные.

Бывают такие люди, встретить которых в своей жизни счастье. Таким человеком была Зинаида Васильевна Корегина. (, Отличник народного просвещения).

Когда я слушала рассказы о ее бывших учеников, людей очень разных, я вдруг почувствовала, что они почти одинаково описывают ее внешний облик: не яркие броские наряды, а скромную элегантную женщину, красивую в своем строгом костюме. Наверное, о таких людях сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

И еще раз я обратила внимание на то, что все эти люди, с которыми я встречалась или разговаривала по телефону, - учителя. Они сами уже не молоды, многие ушли на пенсию, имея заслуженные награды за педагогический труд. Многие из них были директорами школ. А может, все это не случайно? Может быть, они стали замечательными учителями потому, что в начале их жизненного пути им встретилась?

Людмила Павловна Алядинова вспоминает, что Зинаида Васильевна была не только ее школьным учителем, но и старшем товарищем по работе, ее наставником.

« После второго курса института по семейным обязательствам я пришла в школу работать старшей – пионервожатой и вести уроки русского языка в пятых классах. Это была идея Зинаиды Васильевны. Так началась моя педагогическая деятельность. И сейчас я поняла, как Зинаида Васильевна формировала во мне педагога.

Посетив мои уроки в пятом классе недели через две с начала моей работы, Зинаида Васильевна проанализировала их так подробно, но так доброжелательно, что я удивилась, как это я сама не додумалась до некоторых моментов. Но очень захотелось быть хорошим педагогом. «Самое главное – говорила Зинаида Васильевна – ты должна определить цель, чего ты хочешь достичь, а потом уже ищи методы достижения».

Большим событием в школе были педагогические советы. Слушать Зинаиду Васильевну было одно удовольствие. Она е столько анализировала наши уроки и знания учащихся, сколько как-то очень ненавязчиво подталкивала нас к творчеству. В 1966 году меня пригласили работать в Гороно на должность заведующей методическим кабинетом. Естественно, что опыта у меня никакого как у руководителя не было. И вот тут опять на помощь пришла Зинаида Васильевна.

Зинаида Васильевна была ни просто талантливым и мудрым педагогом, она щедро делилась своим талантом, стала учителем учителей и сыграла огромную роль в судьбе многих педагогов. Это яркая звезда на небосклоне образования, которая щедро святила нам многие годы».

Мирра Моисеевна Скаржинская тоже была и ученицей, и коллегой Зинаиды Васильевны. По состоянию здоровья она не смогла принять меня лично, но по телефону сказала о том, чем особенно запомнилась ей Зинаида Васильевна Корегина: «Внешний облик: невысокого роста, худенькая, с пронизывающим взглядом темных глаз. Голос глуховатый, спокойный. Волосы серебряные, слиток серебра. Она несла традиции русской интеллигенции. Предельная, аскетическая скромность. Доброжелательность, принципиальность и строгость, предельно строга к себе. Будучи депутатом, она образовала депутатскую группу, в которую входили и учителя. Зинаида Васильевна умела воспитывать из них общественных деятелей. Она окружала себя талантливыми людьми. Таким человеком была первая директор вашей 38 школы Мария Юрьевна Пурэн. Зинаида Васильевна считала, что каждый учитель должен иметь свою индивидуальность, соответствовать моде, одеваться красиво».

(, Отличник народного просвещения).

В 1959 году Зинаида Васильевна ушла на пенсию. Казалось бы, впереди ее ждет заслуженный отдых, тихая и спокойная жизнь, но и на пенсии она осталась Учителем для всех. С 1939 года она неоднократно избиралась депутатом городского совета народных депутатов. С новой силой, энергично она принялась выполнять свои депутатские обязанности. Будучи депутатом, она ничуть не изменилась: тот же стиль, те же принципиальные установки. Она умела сделать свою работу для каждого нужной, интересной. Тогда в егоды в Костроме почти ежегодно появлялись новые садики, школы. Проводились капитальные работы.

Общественник большой, руководитель

Все ясно ей, к чему идем в наш век,

Она и методист, и лектор, и Учитель,

Наставник, мудрый друг и просто ЧЕЛОВЕК!

Документы:

1. «Трудовой список» Корегиной З. В 1927 год.

2.Трудовая книжка

4.Рукопись и рисунок.

5. Поздравительные адреса.

Воспоминания: (в устной и письменной форме).

Учитель и хороший человек — в последние расчетливые десятилетия, к сожалению, эти слова воспринимаются нами не как единое целое, а, скорее, как два взаимоисключающих понятия. Учитель — профессия сродни сеятелю: что посеешь, то и пожнешь, а доброе семя даст и урожай отменный. Емкое слово «подвижник» звучит очень редко и почти исчезло из нашего устного словаря. Ларису Яковлевну КОНОВАЛОВУ, учительницу Беловодской средней школы № 3, без сомнения можно назвать подвижником.

«Сейте разумное, доброе, вечное» — этим призывом классика, скорее всего, героиня моего очерка никогда не руководствовалась, но так сложилась жизнь, что истоки добра, любви к жизни и бескорыстия навсегда в душах ее многочисленных учеников.

Лариса родилась в одном из отдаленных сел юга Киргизии. Трое детей в семье воспитывались в дружной, творческой атмосфере. До сих пор Лариса Яковлевна безмерно благодарна родителям за их неоценимый вклад в становление ее как личности.

Отец — незаурядный художник-оформитель, привил детям ответственность, организованность, умение достичь поставленных целей. От мамы — талантливой кружевницы и вышивальщицы — Ларисе досталось редкое умение видеть окружающую красоту, терпение и способность из обыденного создать шедевр. Воспоминания о родном доме — одна из самых теплых, трогательных страниц ее жизни.

Учиться девочка пошла в Таш-Тюбинскую школу села Караван (ныне город Кербен Джалал-Абадской области). В классе Лариса была одной из первых — хорошо училась, принимала самое активное участие во всех школьных мероприятиях, обладала и еще одним важным качеством — умением дружить. Верная подруга с детских лет Надежда Петровна Игнатова (в школе — Никитина) до сих пор вспоминает и неиссякаемый задор одноклассницы, и рано сформировавшееся чувство ответственности, и умение оказаться рядом в трудную минуту. Легкий, общительный характер и доброе, открытое сердце — эти качества до сих пор ценят те, кто близко знаком с Ларисой Яковлевной.

После окончания школы девушка поступила в Ошский государственный педагогический институт. Учеба в институте, как и в школе, давалась легко. Лариса стала заводилой во всех студенческих мероприятиях, активно участвовала в них сама. Благодаря общительному характеру и хорошему знанию кыргызского разговорного языка круг ее друзей представлял собой настоящий, по-советски сплоченный интернационал. Девушка с головой погрузилась в кипучую студенческую жизнь: училась легко, успешно, в летние каникулы работала вожатой в пионерских лагерях.

После окончания института преподавала русский язык и литературу в школах: имени Крупской, в родной Таш-Тюбинской и в новой школе им. Боконбаева. Затем за двадцать лет прошла все ступени педагогической и административной школьной работы: учитель, заместитель директора школы, методист районо. Но преподаванию русского языка и литературы по-прежнему отдавала всю душу и щедро делилась с коллегами богатым педагогическим опытом — выступала с докладами на семинарах, вела показательные уроки, ее работы неоднократно публиковались в республиканском журнале «Русский язык и литература в кыргызских школах» и газете «Мугалимдер газетасы».

Когда из Министерства народного образования поступил приказ об открытии классов с углубленным изучением русского языка, вопрос о кандидатуре учителя не стоял. И только с программой министерства в руках пришлось организовывать обучение с нуля — впервые, без пособий и разработок, с чистого листа. Приходилось искать, додумывать, подбирать материалы, составлять сценарии, проводить мероприятия. Вместе с учениками готовили уроки по самым разным темам, проводили викторины, беседы, фестивали русского языка, коллективные просмотры фильмов — экранизаций литературных произведений. Каждый из уроков был интересен, понятен и увлекателен. Лариса Яковлевна помогала ученикам выработать личные жизненные позиции, самостоятельность в мышлении, развивая речь.

Коновалова считает, что учеников необходимо постоянно тормошить, подключать к ежедневным жизненным ситуациям, чтобы не было застоя в их жизни.

Мы буквально горели, жили теми делами школы, которые предлагала нам творческая и деятельная натура нашей дорогой учительницы,

— с благодарностью вспоминают бывшие ее ученицы Нуриля Назарова, Лунара Осмонова, Эркайым Даникулова, Оксана Бабич. Неудивительно, что они выбрали для себя профессию учителя русского языка и литературы, преподают в настоящее время в школах, а в работе и сейчас пользуются богатым арсеналом знаний, методических приемов, которыми в совершенстве владела и передала им любимая учительница.

Преподавательская деятельность Л. Коноваловой по заслугам оценена государством. Среди ее наград — почетная грамота Министерства народного образования, почетные грамоты местных органов. Лариса Яковлевна много лет сотрудничала с журналом «Русский язык и литература в школах Кыргызстана», являясь внештатным научным сотрудником КиргизНИИ педагогики. Публикации ее статей в журнале стали настольными пособиями для нескольких поколений учителей республики.

Тридцать лет назад Лариса Яковлевна покинула родные края и переехала в село Беловодское, недалеко от столицы. Более десяти лет она отдала работе в Беловодской средней школе № 3. Здесь ее послужной список еще пополнился: заместитель директора школы, завуч, учитель русского языка и литературы. В 1993 году она признана «Учителем года».

В 1995 году семья Ларисы Яковлевны, повинуясь духу и требованиям времени, организовала крестьянское хозяйство, и моя героиня со свойственными ей энтузиазмом и оптимизмом выращивала пшеницу и ячмень, ухаживала за коровами, овцами и птицей, вкладывая в этот нелегкий труд душу, силы и время.

Но… Как говорится, бывших учителей, как и милиционеров, не бывает. После двадцатилетнего перерыва Лариса Яковлевна решила вернуться в школу. Пройдя обучение и получив сертификат, она опять в строю — работает учителем русского языка и литературы в Беловодской школе № 3.

Ее нынешние питомцы — малыши из подготовительных и начальных классов. У старшеклассников она ведет и свои любимые предметы — русский язык и литературу. Ее уроки по-прежнему необычны, очень интересны и увлекательны. В поисках нестандартных методов обучения Лариса Яковлевна сама разрабатывает наглядные пособия, придумывает стихи, загадки, ребусы, иллюстрирует тоже сама — у нее незаурядный талант художника.

Кроме того, что она замечательно рисует, природа не обделила ее и даром сочинительства. Сказки «Кузнечик Козу», «Ты — моя подружка», «Домашний двор», написанные с огромным знанием живой природы, с великолепными рисунками издавались самой Ларисой Яковлевной. Эти книги открывают детям неизвестные страницы жизни животных, птиц, растений.

Дети ее — два сына и дочь — каждый по-своему творческая личность. Она очень тонко чувствовала душу и способности своих детей, поэтому и профессии они получили по совету своей мамы.

Старший сын Николай Пышной окончил училище живописи им. С. Чуйкова. Он пишет картины, оформляет иллюстрации к книгам (в том числе и к маминым), выполняет частные заказы. В детстве за талантливые произведения получал призы и награды в конкурсах, проводившихся в журналах «Советская женщина», «Юный художник».

Младший сын Илья Пышной окончил музыкальное училище им. Куренкеева и Кыргызскую национальную консерваторию. Писал стихи и музыку к ним, работал в филармонии. В настоящее время по состоянию здоровья отошел от музыки. Но творческий талант Ильи расширился: он занялся столярным искусством и творит изумительные вещи из дерева. Деревянные часы, сделанные его руками от шестеренки до циферблата, вызывают неподдельное восхищение очевидцев. О художнике рассказали газета «Мегаполис» и республиканский «5 канал».

Дочь Лидия не нарушила семейные традиции: она тоже гуманитарий. Окончив ПИРЯЛ, получила специальность учителя русского языка и литературы.

При такой насыщенной жизни, полной и радостей, и разочарований, Лариса Яковлевна в весьма почтенном возрасте не утратила необыкновенной чистоты души, доверчивости, простоты и искренности в общении с окружающими. Она по-прежнему оптимист, энтузиаст своего дела, заводила в любых начинаниях. У нее все такой же пытливый ум, открытый всему новому, она не утратила интереса к жизни, способности видеть красивое в обыденном, неприметном. Как и прежде, ежедневно, ежечасно отдает частичку души своим маленьким ученикам и твердо верит, что зерна искренности, любви к людям, природе, родной земле дадут добрые всходы.

Счастья и добра вам, учитель и хороший человек!

Ирина ПРОКОФЬЕВА.
Фото из личного архива Л. КОНОВАЛОВОЙ.

Галина Михайловна Ременникова - учитель математики, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Любинская СОШ № 3», р. п. Любинский, Омская область.

Галина Михайловна - победитель ПНПО «Образование» «Лучший учитель Российской Федерации - 2007», Почётный работник общего образования Российской Федерации, Лауреат Всероссийского конкурса «Современный классный руководитель - 2009», Лауреат Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» 2009, 2010 гг. Увлечения: цветоводство, психология, поэзия.

«Беглый очерк беспокойного сердца»

Истинное назначение человека - жить, а не существовать.
Джек Лондон

Каждый выбирает для себя

Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ю. Д. Левитанский

Не знаю, почему ни учёные, ни писатели не договорились насчёт того, с какого возраста человек отчётливо себя помнит. Но какова бы ни была точка отсчёта, помню одно: передо мной всегда была дворовая детвора. Мои разновозрастные друзья пока понятия не имели об учителях и учениках. В детский сад я пошла только за год до школы, так как мест в детских садах было недостаточно. Впрочем, это нисколько не наводило на грусть ни меня, ни моих друзей. Из всей дворовой команды я первая пошла в школу. И тогда не только я, но и мои друзья стали отчётливо понимать, что такое школьные уроки и кто такой Учитель.

В моих руках всегда был принесённый из школы кусочек мела. Во дворе стоял весёлый гомон, а потом, по сигналу кем-то принесённого звонка, замирал, и наступала тишина. Все рассаживались. И вот стройными рядами появлялись написанные мною буквы и числа. Для моих друзей это была игра. А для меня? Вряд ли я задумывалась над этим. Никто не проводил профессиональный отбор, этого не будет и потом. Учителем надо родиться.

У нас было всё как в настоящей школе: и уроки, и перерывы на обед (их позже назовут горячими завтраками). У меня не было часов, но были перед глазами детские лица и глаза. Именно они, глаза, учат нас понимать ребёнка. Уже позже в институте, изучив психологию и педагогику, я узнала и о познавательных процессах, и многое другое... А пока… на завтрак никто не торопился по другой причине. Я частенько угощала детей горячим хлебом и мёдом. Хлеб выпекали в местной пекарне. Он всегда был пышным и горячим. Мы вдыхали смешанный запах хлеба и мёда и были счастливы. Этот счастливый мир и называется Детство.

Мой профессиональный выбор был вполне осознанным: педагогический институт. В водовороте студенческой жизни я не заметила, как пролетели четыре года. Интересная студенческая жизнь, научные конференции, студенческие олимпиады - всё позади. Я молода, полна энергии и творческого порыва.

И вот первые уроки.

Нам каждый год встречать и провожать,
И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать,
И с каждым мигом становится лучше.

Моя трудовая жизнь складывалась удачно и успешно. Я стремительно продвигалась по карьерной лестнице. Год 1988. Мне ещё только 26. А я уже директор крупной сельской школы в Республике Казахстан. Но!

Следом за новыми историческими понятиями: «перестройка», «гласность», «новое политическое мышление» придут другие - ГКЧП, развал Союза ССР. В новой системе ценностей не осталось места комсомолу, партии…

А за плечами уже немалый педагогический опыт, опыт руководителя, и в сердце всё та же неподдельная любовь и привязанность к детям. Но многое рушится так неожиданно, что на мгновение задумываешься и о смысле жизни, и об отданных семи годах работы директором. Находясь в сложнейшей ситуации, начинаешь понимать: а может начать всё сначала.

Меняется время, я меняю место жительства, но неизменной для меня остается главная жизненная задача - воспитание образованного, интеллектуально развитого, духовно здорового человека, способного, благодаря широте и гибкости профессиональной подготовки, стремиться к творчеству и решению нестандартных задач. Я просто очень люблю свою работу. Помните, И. Кант утверждал, что «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью».

Мы часто смотрим на небо, усыпанное мерцающими звёздами. Но они так далеко, а я всегда хотела зажигать звёзды здесь, на Земле.

…Ведь, если звёзды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?..
…Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

В моей педагогической практике были, есть звёзды и звездочки, и я уверена, их будет много. Мне удивительно везёт. Все они разные, и в этой их неодинаковости - их уникальность, их индивидуальность. В этой непохожести - неповторимость, творческий потенциал и оригинальность, яркость и необыкновенность каждого.

А ещё я считаю, что каждый человек должен оглядываться назад. «Для чего?» - спросит обыватель.

Мы нынешние - продукты прошлого. Мы взяли из прошлого главное - себя, свой опыт. Прошлое - это путь, по которому мы пришли в настоящее. И от этого пути отказываться нельзя. В сущности, мы затрагиваем две стратегии жизни. Предположим, кому-то больше импонирует персонаж древнегреческой мифологии. Птолемей (наперёд мыслящий) символизирует жажду новаций, открытость к неопределённому и опасному будущему. Другой брат Эпиметей (мыслящий прошлым) желал сохранить то, что было, воспроизводил вещи и порядки, хорошо испытанные временем.

Я считаю, что прошлое и будущее неразрывны. В моей практике были талантливые и действительно одарённые ребята. Они есть и сейчас, уверена, будут и в дальнейшей моей профессиональной деятельности.

Мои ученики - это особый мир. Я многому у них учусь. Детский мир такой богатый и разнообразный! Судьбы моих бывших учеников всегда в моей памяти. Анастасия Г. - талантливая и способная старшеклассница. Но она лишена материнского внимания и заботы. За асоциальное поведение маму Анастасии лишили материнства.

Вместе со своей ученицей я прожила творческую жизнь длиною в два года. Девушка успешно защитила два научных исследования: «Определение типа ситуации обучения» и «Отношение школьников к учению». Они отмечены экспертной комиссией областной НПК НОУ «Поиск», и Анастасия дважды стала лауреатом конференции.

Успех Марины М. на поприще науки и творчества был ещё труднее. Когда мы познакомились, то она была конфликтным и эмоционально несдержанным подростком. Возможно, сказалось то, что многие годы её воспитывал только отец. Но исследование «Научить ребёнка читать! Как?...» стало для неё знаковым. Она одержала победу, прежде всего, над собой. Поняла, что надо ежедневно серьёзно заниматься наукой, учиться, воспринимать правильно и неудачи, и победы. Я смотрела на Марину во время вручения Диплома лауреата и думала о том, сколько их в моей жизни юношей и девушек, так рано повзрослевших из-за семейных драм.

А вот передо мной стоят трое юношей: Иван Ж., Руслан Ю. и Александр Ш. Я смотрела на этих взрослых парней и видела, что и у них тоже проблемы. С ними я прожила необыкновенные часы общения. Исследование «Криптография без секрета» (или «Математические загадки детективного сюжета») стало первой в моей профессиональной практике работой, позволившей красиво соединить одновременно детские исследования в области литературы, математики и информатики. Ребята привезли несколько победных наград с областной конференции, научили лично меня многим премудростям информационных технологий. Да, это было недавно, это было давно!

Каждый раз я анализирую ситуации и размышляю, какой прием воспитания трудных подростков мною использован. Каким было моё очередное действие, успешно повлиявшее на судьбу, на поведение и позиции ученика? Какие профессиональные трюки были более действенными? И отвечаю - исследовательский. Именно этот подход изменяет взгляды, мотивы, поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков «трудного».

Все жизненные ситуации не похожи друг на друга. Каждая ситуация рождает новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания. Но неизменным будет одно - помощь будет оказана.

Дети с искалеченной судьбой. «Трудные дети». «Группа риска»… Что стоит за этим всеми известными и давно привычными терминами? Трудные дети - это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Ученые и практики к этой группе относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы.

Вся моя педагогическая деятельность - это большой проект «Трудные дети», рассчитанный на объединение всех специалистов вокруг данной проблемы. Не стоит акцентировать внимание на терминах «проблемные» и «трудные» дети, надо искать причины появления этого «феномена». К сожалению, необходимо признать, что чаще всего причина появления данной проблемы происходит по вине взрослых (учителей, родителей). И это не только результаты исследований учёных, это и личный опыт работы. Ситуация в государстве поменялась. На проблему появления такой категории детей надо взглянуть по-новому. Моя педагогическая деятельность - это постоянный поиск новых технологий для разрешения сложных ситуаций. Я постоянно ищу алгоритмы работы в так называемых проблемных зонах.

Исследовательский подход, который я использую в своей профессиональной деятельности, вовлекает учащихся в круговорот научного поиска, побуждает выдвигать идеи, альтернативные темы, которые уже известны, изучать и анализировать литературу, описывать и интерпретировать сведения и наблюдения, полученные в процессе исследования. Мои учащиеся овладевают культурой самоисследования, исследования собственной учебной деятельности.

Всю работу по подготовке юных исследователей я веду с учетом индивидуальных способностей детей и, прежде всего, с учетом доминирующего у них вида мышления, через организацию обучения в соответствии с предпочитаемыми ребенком способами переработки материала. Это мудрое решение позволяет мне готовить к выступлениям учащихся на областные и всероссийские научно-практические конференции.

Школа - это моя жизнь, которая не стоит на месте. Здесь все бурлит, кипит, вертится, если, конечно, приложишь определенные усилия. Горящие глаза, удивленные и восхищенные возгласы, радостные улыбки - это все так мне нравится! Хочется всё это видеть и слышать как можно чаще, и стараешься, ищешь, придумываешь.… Бывают разочарования - не спорю. Но что это за жизнь без трудностей, без проблем?

Я помогаю своим ученикам приобщаться к миру науки, приобретать навыки исследовательской работы, столь необходимой при обучении в высших и средних специальных учебных заведениях. «Если много и упорно трудиться, обязательно придет успех», - говорю я своим ученикам. И вот у моих юных исследователей появляются свои первые публикации. «Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой тропе, идя по снегу, имей мужество пройти по скользкому мосту», - напоминаю я снова и снова слова Конфуция.

Мои ученики понимают, что они «должны стремиться к знанию не ради споров, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. Я всегда несу ответственность за судьбу ребенка, который унесет в большой мир не только знания, не только ошибки и сомнения, но и частичку меня.

Учитель! В моей профессиональной деятельности было всё: взлёты и падения, снова подъём, снова каждодневная работа, прежде всего, над совершенствованием своего профессионального уровня. Какие бы неопределённости и трудности ни встречались в моей жизни, я никогда не испытывала даже малейшего желания уйти из профессии. Наоборот, сложности меня закаляли, моё желание учить и быть рядом с детством никогда не исчезало. Наверное, я просто люблю детей, ведь они такие разные! Я просто люблю свою работу, ведь меня поддерживает самая великая сила - сердца моих учеников.

Но я точно знаю: никем другим я не стала бы работать! Я даже и сейчас думаю: а может я больше ничего и не умею - просто умею учить детей. И для меня нет ничего дороже. Так буду же своей работой наслаждаться, обладая великой силой учителя - владеть сердцами своих учеников!

Завтра будет новый школьный день. И снова завтра в классе на меня будут смотреть глаза моих учеников. Ведь я - Учитель!

Вы знаете,
мне по-прежнему верится,
что если останется жить земля, -
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Р. Рождественский.

Наверное, пора ставить точку в «беглом очерке». Но снова и снова я вчитываюсь в мудрости древнего Востока.

К одному известному мастеру спорта по борьбе пришёл ученик, чтобы поучиться у него этому искусству. Многие годы он тренировался с огромным прилежанием, достойным восхищения. «Учитель, - спросил ученик в один прекрасный день, - есть что-нибудь такое, чему бы ты ещё мог меня научить?»

«Ты научился всему, чему бы я мог тебя научить», - сказал мастер.

От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить на ринге своего знаменитого учителя. Тысячи людей пришли посмотреть на этот поединок. После длительной, спокойной и равной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки и победил его.

«Странно, - сказал побеждённый, тяжело переводя дыхание, - я научился у тебя всему, но как же случилось, что ты одолел меня тем приёмом, которого я не знал?»

«Юный друг, - сказал мастер, - всё верно! Всему, что я мог, я тебя научил. Только этот единственный приём приберёг для сегодняшнего дня».

Я, мои коллеги, поделилась с Вами весьма бегло. Рамки данного очерка не позволили мне описать судьбы многих моих воспитанников. Но даже если бы и была возможность, то всегда останется хотя бы одно, что принадлежит только мне. Теперь всё.

Сорок лет Надежда Алексеевна Дурасова посвятила воспитанию подрастающего поколения, работе в сельской школе. В её трудовой книжке одна единственная запись - о назначении на работу в 1968 году в Новоузелинскую восьмилетнюю школу Матвеевского района Оренбургской области учителем начальных классов.

Изо дня в день ходила Надежда Алексеевна учить детей. Сначала в небольшую деревянную школу, а затем двухэтажную, новую. Я проучилась до седьмого класса в старой, деревянной. Теперь, когда я сама проработала в школе учителем вот уже 30 лет, не перестаю удивляться тому, как сумела ещё неопытная, хрупкая молодая учительница научить всех нас, несмышлёнышей-первоклашек, читать, писать, считать?!.. Ведь большинство из нас даже по-русски говорить не умели - в мордовских семьях росли. Всех она сумела научить, всех воспитала хорошими людьми!.. О каждом своём ученике Надежда Алексеевна может рассказать всё. И мы тоже помним о ней.

Так сложилась моя жизнь, что я связала свою судьбу с родной деревней, с родной школой. С 1980 года я работаю учителем русского языка и литературы. Очень трудно начинать свой трудовой путь в коллективе педагогов, многие из которых учили тебя в школе. Какая это высокая ответственность - довелось испытать сполна…

Но мне посчастливилось. Рядом со мной была моя первая учительница Дурасова Надежда Алексеевна, преподававшая в то время географию и исполнявшая обязанности завуча школы. Она помогала мне во всём: как жить в коллективе и как провести первый урок, как вести себя с такими разными учениками - ведь я начала работать в средних и старших классах. У Надежды Алексеевны я брала уроки честности, доброты, стремясь стать хорошим учителем.

На долгом жизненном пути не обойтись без проводника. В нём особенно нуждается молодость. Мне повезло, что у меня таким добрым наставником была Надежда Алексеевна. Девять лет, с 1994 года по 2003-й, мы с ней были руководителями школы. Надежда Алексеевна - директором, я - завучем. Строгий, рассчитанный до минуты распорядок дня, самодисциплина, тяга к новизне, активность, высокая требовательность к себе и к подчинённым - вот что позволяло не снижать Надежде Алексеевне с годами работоспособность, добиваться вверенному ей педагогическому коллективу хороших стабильных результатов.

Сегодня, по прошествии стольких лет, всплывают перед мысленным взором моим те первые минуты встречи с первым учителем, учителем на всю жизнь. На уроке я любовалась её элегантной внешностью. Короткая высокая причёска, открытый лоб, карие глаза. Мы все её сразу полюбили и так хотели ей понравиться!

После уроков спешила Надежда Алексеевна домой, где её ждали дети, муж, домашние дела, хозяйство, огород…
Своего мужа, Николая Филатовича, она встретила в нашей деревне. Вот уже более сорока лет они живут в любви и согласии, воспитали двоих сыновей, которые обзавелись своими семьями, и уже радуют дедушку с бабушкой внуки и внучки.
Родом Надежда Алексеевна из Асекеевского района. В живописной холмистой местности раскинулось село Алексеевка, или Зорькино, так в народе привыкли называть эту деревню. Здесь, в семье железнодорожников, родилась Надя Полякова. В 1952 году поступила в первый класс Яковлевской восьмилетней школы, в 1964 году окончила её и поступила в Бугурусланское педагогическое училище.

Любовь к учительской профессии мне привила моя первая учительница, а затем и классный руководитель Богусеевич Раиса Ульяновна, - рассказывает Надежда Алексеевна. - Я очень благодарна ей за её отзывчивость, внимание, наставничество. В 1968 году я приехала в село Новоузели, где никого не знала. Но заметила сразу, как сходна узелинская природа с асекеевской! И я попала как бы в родные места своего детства. Поэтому и полюбила Новоузели на всю жизнь. Мне очень помогли директор школы Дмитрий Иванович Ледяев и его жена Тамара Ивановна, работавшая тоже учителем начальных классов. Я им очень и очень благодарна. Жаль, что так рано они ушли из этой жизни. Начало трудовой деятельности - в моей памяти навсегда.

С 1977 года Надежда Алексеевна - учитель географии и завуч школы. Совмещала работу с учёбой в педагогическом институте. Под руководством Надежды Алексеевны ученики вели большую работу по краеведению, проводили экологические экспедиции, успешно участвовали в предметных олимпиадах не только на уровне района, но и области, занимая призовые места. Выпускники сдавали экзамены по географии, свыше девяноста баллов по ЕГЭ - результат Ильиной Ольги, ученицы Надежды Алексеевны, которая пошла по стопам своего учителя - окончила Оренбургский педагогический университет и стала учителем географии.

Любовь к учительской профессии Надежда Алексеевна привила очень многим своим ученикам. Восемь её воспитанников выбрали специальность учителя географии! Двадцати своим ученикам, для которых она была первым учителем, дала путёвку в педагогику. Все они стали учителями, работают в разных уголках нашей великой страны и родного оренбургского края. Среди первых её тридцати четырёх учеников учителями стали одиннадцать человек! Разные учительские специальности охватили ученики Надежды Алексеевны. Это четыре преподавателя физкультуры, два учителя истории, два математика, один учитель физики, три учителя русского языка и литературы, один педагог-организатор. Надежда Алексеевна может по праву гордиться ими!

Надежда Алексеевна довольна, что у ее воспитанников в жизни всё сложилось хорошо. Живут её ученики и в Самаре, и в Москве, и в Оренбурге. Чавкин Иван Иль-ич стал кандидатом медицинских наук, работает главным врачом Матвеевской районной больницы, Горич Татьяна Александровна - ведущий специалист отдела образования Матвеевского района, Дурасова Марина Леонидовна работает учителем математики, имеет высшую квалификационную категорию, призёр районного конкурса "Учитель года-2009", обладатель Президентского гранта в 2009 году и победитель (3-е место) Всероссийского конкурса проектов "Классный руководитель 21 века", Дурасова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, в 2008 году стала Лауреатом премии Губернатора Оренбургской области в рамках Всероссийского приоритетного национального проекта "Образование", Кабаева Надежда Александровна, учитель математики - Лауреат премии Губернатора Оренбургской области, руководит педагогическим коллективом Борискинской школы, Назина Елена Васильевна, замдиректора Сарай-Гирской средней школы и ещё можно назвать многих учеников Надежды Алексеевны, кто трудится честно, с высокой самоотдачей.

Их повседневный самоотверженный труд, преданность своей профессии, безмерная любовь к школе и к детям не могли быть незамеченными. Чуткая и внимательная наставница, наша первая учительница, - это первый импульс, который заставил всех нас определиться, сделать дальнейший выбор. Великое благо, когда на твоём пути окажутся такие люди, как Надежда Алексеевна Дурасова - героиня моего очерка - умудрённые опытом, отзывчивые и внимательные.

Мне в этом смысле повезло. И ничуть не жалею, что работаю в школе, учу детей быть полезными для жизни, как учила меня моя первая учительница.

Надежда Алексеевна - хороший методист. Молодые учителя учились у неё рациональной организации урока. Она была постоянным докладчиком на районных методических объединениях учителей географии, совещаниях завучей и директоров школ. Вот такая она - моя наставница! Она сумела раскрыть нам не только первые школьные учебники, но и душу свою - чистую, гордую, красивую, смелую. Мы сразу потянулись к ней.

Всю жизнь Надежда Алексеевна отдала сельской школе, сельским детям. И сейчас, будучи на пенсии, не сидит дома. Она нередко по просьбе администрации школы замещает учителей начальных классов, учителя географии. Советы опытной учительницы - это настоящий институт усовершенствования учителей для молодых коллег. Надежда Алексеевна всегда принимала активное участие в общественных делах села. Её судьба так тесно переплелась с судьбами односельчан, что она не мыслит себе жизни в ином месте.

За честный и добросовестный труд сельская учительница Надежда Алексеевна Дурасова отмечена значком "Отличник народного просвещения", дважды награждена медалями Министерства и ЦК профсоюза "Победитель соцсоревнования", Почётными грамотами районного отдела образования, Почётной грамотой отдела образования облисполкома в 1985 году за высокий профессионализм в обучении географии, медалью Президиума Верховного Совета СССР "Ветеран труда".

Надежду Алексеевну в селе знают все и почитают. Она по-прежнему любима и уважаема в своём педагогическом коллективе. В этом и заключается счастье учителя. Спасибо Вам, мой дорогой Учитель, за беззаветное служение благородному делу - обучению и воспитанию человека!..

Т. ДУРАСОВА (Василькина). с.Новоузели.
На снимке: Н.А. Дурасова.



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные