Впервые в Беларуси поставлен балет «Клеопатра. Русские балеты дягилева- михаил фокин Балет египетские ночи клеопатра

Предлагаем Вашему вниманию либретто балета Египетские ночи в одном действии. Либретто и постановка М. Фокина. Художники О. Аллегри, М. Зандин.

Действующие лица: Клеопатра, египетская царица. Марк Антоний, римский полководец. Береника, египтянка, прислужница храма. Амун, молодой египтянин. Жрец. Раб Клеопатры. Арсиноя, рабыня Клеопатры. Египетские танцовщицы. Прислужницы храма. Еврейские танцовщицы. Рабы. Римские воины. Пленные эфиопы.

Берег Нила. Девушки во главе с Береникой несут в храм кувшины со священной водой. Береника останавливается. На прибрежной скале - ее возлюбленный Амун. Они спешат друг другу навстречу. Жрец соединяет руки Береники и Амуна, благословляя их брачный союз.

Появляются рабы царицы Клеопатры. За ними, в закрытом паланкине, окруженном жрицами и танцовщицами, сама Клеопатра. Лениво раздвинув шелковые занавески, она выходит и направляется в храм.

Красота Клеопатры поражает Амуна. Он устремляется за ней, но стража не пускает его в храм. Когда Клеопатра опускается на приготовленное ей ложе, Амун берет лук и пускает стрелу в дерево, у которого находится Клеопатра. Стража схватывает Амуна, но царица приказывает отпустить его.

Бурное чувство юноши не ново для нее. Арсиноя читает Клеопатре папирус, нанизанный на пущенную стрелу. Амун говорит царице о своей любви. Клеопатра предупреждает, что за любовь он должен заплатить жизнью. Мгновение нерешительности, но любовь побеждает страх.

Появившаяся Береника бросается к Амуну, умоляя его уйти с ней - ведь он принадлежит ей, их союз освящен жрецом. Клеопатра с ненавистью смотрит на соперницу. Не в силах выдержать грозного взгляда царицы, Береника падает на землю.

В душе Амуна борются два чувства: жалость к Беренике и страсть к Клеопатре. Побеждает страсть.

Подавленная Береника скрывается. Амун падает к ногам Клеопатры. Рабы усыпают их ложе цветами, поднимают шелковый полог, танцуют, звеня колокольчиками и ударяя в тамбурины.

Наступает час расплаты. Жрец приносит чашу с ядом: в ней смерть Амуна. Ослепленный страстью юноша не верит в свою гибель. Он залпом выпивает чашу и страстно протягивает руки к Клеопатре. Жгучая боль пронизывает Амуна, и он падает мертвым. Клеопатра приказывает убрать труп.

Облачившись в новые одежды, она спешит навстречу Марку Антонию. Он прибыл в Египет как победитель эфиопского царя. В присутствии Клеопатры он срывает корону с головы пленного царя и дарит ее Клеопатре.

Новые рабы, покоренные Антонием, проходят мимо царицы Египта. Клеопатра венчает голову Марка Антония лавровым венцом. Церемония окончена. Обняв Клеопатру, Антоний уводит ее к Нилу, где их ждет галера.

Площадь опустела. Боязливо озираясь, появляется несчастная Береника. У храма она находит труп Амуна и, сломленная горем, падает на него.

Балет "Клеопатра" 1908 года: невиданное чудо

«Египетские ночи» - это единственный балет, музыку к которому создал Антон Степанович Аренский. Произошло это в 1900 г. - балет предполагалось поставить во время визита персидского шаха в Российскую империю. То, что выбор Дирекции императорских театров пал на А.Аренского, удивления не вызывает: хоть он прежде и не создавал балетной музыки, он написал немало иных произведений - романсов, фортепианных пьес, камерных и симфонических сочинений - пользовавшихся немалым успехом. Имел он опыт и в области музыкального театра: его «Сон на Волге» П.И.Чайковский называл «превосходной русской оперой», а С.Танеев - человек отнюдь не склонный к сентиментальности - признавался, что опера А.Аренского «Рафаэль» тронула его до слез… И вот теперь композитору предстояло создать балет.

В качестве литературной основы балета была выбрана новелла французского писателя-романтика Т.Готье «Ночь Клеопатры», воплощающая вечную тему любви и смерти. Либретто будущего балета разрабатывалось А.Аренским и Л.Ивановым, который должен был ставить спектакль.

Леон Бакст. Эскиз декораций к балету

Сюжет вращался вокруг легенды, сообщаемой римским историком Аврелием Виктором, о том, что знаменитая египетская царица Клеопатра могла даровать свою любовь на одну ночь - с условием, что избранник сразу после этого должен лишиться жизни. В сюжете балета это происходит с молодым египтянином Амуном, который разрывается между страстью к царице и жалостью к своей невесте Беренике - но в конце концов устремляется навстречу страсти, чтобы погибнуть, утолив ее.
А жестокая царица даже не вспоминает о нем, радостно встречая Антония, победившего эфиопов…

Эта история «рассказана» А.Аренским в ясных, эмоциональных мелодиях и ярких оркестровых красках, стилизованных в ориентальном духе, с использованием нескольких подлинных восточных мелодий.

Леон Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн

Запланированная постановка в Петергофе так и не состоялась, и теперь можно только догадываться, какой она могла бы быть. По свидетельству современников, предполагалось участие в ней М.Кшесинской и Марии Петипа - дочери известного балетмейстера… Первым балетмейстером, осуществившим постановку «Египетских ночей», суждено было стать не Л.Иванову, а М.Фокину.

Леон Бакст. Эскиз костюма для "еврейского танца" в синем и золотом

Леон Бакст. Эскиз костюма для "еврейского танца с тамбурином" к балету

К 1908 г. Фокин уже успел прославиться своим хореографическим новаторством. Ирония судьбы заключалась в том, что критики, писавшие о премьере «Египетских ночей», представленных в марте 1908 г., забыв о Т.Готье, связывали сюжет балета с одноименным произведением А.С.Пушкина (в нем используется та же самая легенда о Клеопатре, но разрабатывается этот мотив несколько иначе). Костюмы и декорации, созданные специально для этого спектакля, появились лишь год спустя - до этого использовались сборные.

Л. Бакст. Эскиз костюма сирийской танцовщицы


В 1909 г. балет был представлен в Париже в «Русских сезонах». Спектакль подвергся изменениям - в партитуру были включены наряду с музыкой А.Аренского отрывки из творений А.Глазунова, А.Лядова, Н.Черепнина и Н.А.Римского-Корсакова, Береника получила имя Таор, даже заглавие стало иным - «Клеопатра».

Леон Бакст. Эскиз костюма музыканта

В хореографическом решении этого балета М.Фокин отказывается от канонов классической балетной техники и заимствует позы с древнеегипетских фресок. Это было неожиданностью для публики, новым словом в искусстве.

Современное видео


Особенно эффектно появлялась на сцене Клеопатра: на сцену выносили саркофаг, открывали его, извлекали танцовщицу, завернутую в покрывала, как мумию, а затем эту «мумию» распеленывали - и глазам зрителей представала красавица-царица в открытом одеянии и голубом парике. Придумал такое эффектное появление художник Л.Бакст, а исполняла роль Клеопатры И.Рубинштейн - то был ее дебют.

М. Фокин. 1909

Спектакль «Клеопатра» сделал ее неимоверно популярной в Париже - и после этого уже трудно было поверить, что поначалу С.Дягилев вообще не хотел брать И.Рубинштейн в труппу, она ведь не была профессиональной танцовщицей, но обучавший ее М.Фокин, поддерживаемый Л.Бакстом, на этом настоял - и не ошибся.

Выступление ее в роли Клеопатры произвело впечатление на публику даже при том, какие у нее были блистательные партнеры: роль Амуна исполнял сам М.Фокин, партию Таор - А.Павлова, раба Клеопатры - В.Нижинский, а рабыни - Т.Карсавина. «Чаровницей, гибель несущей» называл Л.Бакст Клеопатру в интерпретации И.Рубинштейн.

Ида Рубинштейн в роли Клеопатры





А.Бенуа в своей статье, посвященной «Русским сезонам», описывает триумф «Клеопатры», который - по словам художника - превосходил даже успех Ф.Шаляпина. Неоднократно во время спектакля публика разражалась такими аплодисментами, что спектакль приходилось прерывать - даже оркестранты играть прекращали.

Л. Бакст. Эскиз костюма сирийского арфиста

Леон Бакст. Эскиз костюма вакханки к греческому танцу


Михаил и Вера Фокины

Леон Бакст. Эскизы костюмов к балету






Костюм сирийской женщины

Костюм раба

До этого все были рисунки Бакста, а вот новая редакция 1918 года работы Сони Делоне.

http://shakko-kitsune.livejournal.com/1019847.html

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Премьерные показы балета Гельсят Шайдуловой «Клеопатра» на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра (БГАМТ) пройдут 9 и 10 июня.

Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» в театре. По словам художественного руководителя БГАМТ Адама Мурзича, эта хореографическая постановка - первое и пока единственное обращение белорусского театра к образу роковой египетской царицы.

Но не только этим примечательна премьера. Появление в Минске балета «Клеопатра» инициировано самим Музыкальным театром Беларуси.

- В прошлом году вместе с директором театра Александром Петровичем мы отправились в Москву, где и состоялось наше знакомство с великолепным композитором - профессором ГИТИСа Гельсят Шайдуловой , - рассказывает Адам Мурзич. - Знакомство продолжилось постановкой в нашем театре мюзикла Шайдуловой «Приключения Кая и Герды» («Снежная королева»), который был приурочен к зимним школьным каникулам.

Гельсят Гарифовна - композитор полифонический, работающий в разных жанрах. Она автор симфонических и камерных произведений, сочиняет песни, романсы, хоровые циклы, у нее много музыки для детей… А вот балетов пока не было. «Клеопатра» - первый.

- Получив от минского театра предложение написать такой балет, я сразу же согласилась , - вступает в разговор заслуженная артистка России Гельсят Шайдулова. - И почти сразу же стало страшно, ведь раньше я в таком сложном жанре не работала. Силы мне придало то обстоятельство, что театр пригласил ставить балет народную артистку Азербайджана Медину Алиеву, признанного мастера балета, в недавнем прошлом танцовщицу, а ныне - хореографа.

Композитор рассказала удивительную историю. С десяти лет Гельсят живет в Москве, училась здесь, работает. В Баку осталась ее мама, которая, узнав, кто будет ставить на сцене произведение дочери, сказала, что хорошо знает Медину, так как их семьи жили в одном доме, но в разных подъездах. Композитор из Москвы и балетмейстер из Баку впервые встретились в Минске!

С хореографом Мединой Алиевой БГАМТ начал сотрудничать шесть лет назад. Бакинка участвовала в белорусско-азербайджанском проекте - воплощении на сцене Музыкального театра комедии «Свадебный базар» («Аршин мал алан»). В начале 2013 года Медина Алиева поставила в Минске балет «Тысяча и одна ночь», и он почти сразу стал эталонным, любимым, ярким и необычным. И вот - новый международный проект. Либретто к балету «Клеопатра», как и к «Тысяча и одной ночи», Медина Алиева написала сама.

- Клеопатра - не просто исторический, легендарный персонаж. Это тема с вариациями. В жизни правительницы Египта было столько событий, что их хватило бы на несколько балетов. Какой фрагмент выбрать? Любовь Цезаря к Клеопатре? Страсть Клеопатры к Антонию? Что в этой женщине сильнее: стремление к власти или жажда любви? Видимо, и то и другое, - Медина Алиева рассказывает, как рождался замысел. - Я долго искала такой хореографический стиль, чтобы у зрителя появились ассоциации с египетскими фресками. В качестве фирменного знака этого спектакля были выбраны так называемые «ломаные позы».

Балет «Клеопатра» создала интернациональная команда. Роскошные декорации появились по мановению кисти азербайджанского художника Инары Аслановой. Дирижером-постановщиком выступила белорусский маэстро Марина Третьякова. Аранжировал музыку заслуженный артист России, член-корреспондент Российской академии естественных наук музыкант Михаил Фадеев.

- Меня пригласила Гельсят Шайдулова, с которой мы вместе работали когда-то в музыкальной редакции радио, - говорит Михаил Фадеев. - Хорошо знаю ее музыкальный стиль, наполненный солнцем, ветром, одним словом, гармонией. Гельсят Шайдулова проявляет чудеса мелодизма. Когда есть такой композитор, то работается легко, но…

Как отметил Михаил Фадеев, оркестровка балета «Клеопатра» шла непросто. Адажио Цезаря и Клеопатры он переделывал пять раз! Ввел такие довольно экзотические инструменты, как альтовая флейта, античные тарелочки…

- Музыкой Шайдуловой и хореографией Алиевой мы очаровались, а для появления нового спектакля это - самое главное, - подводит итог главный балетмейстер классического балета БГАМТ Екатерина Фадеева. - Весь классический балет, все 35 человек, будут на сцене - амазонки, пастухи, бедуины, жрицы, римские легионеры, виноградари, сатиры, весталки… Две главные роли поручены молодым танцовщикам - Александре Раковской (Клеопатра) и Тимофею Войткевичу (Антоний). Партию Цезаря танцует более опытный Сергей Глух. В таком составе мы будем выступать и 9, и 10 июня. Следующие показы балета «Клеопатра» состоятся осенью, в новом театральном сезоне.

Фото предоставлены театром


балет в 2-х действиях
12+
Продолжительность спектакля 2 часа

Балетмейстер-постановщик
народная артистка Азербайджана
Медина АЛИЕВА (Азербайджан)

Дирижер-постановщик
Марина ТРЕТЬЯКОВА

Художник-постановщик
Инара АСЛАНОВА (Азербайджан)

Художник по свету
Сергей ОЗЕРАН

1 картина

Действие происходит в Древнем Египте в 50-е годы до нашей эры.

Царица Египта Клеопатра борется со своим братом Птолемеем XIII и сестрой Арсиноей за престол, завещанный ей отцом Птолемеем XII. Прибывший в страну за данью римский легион во главе с Юлием Цезарем помогает Клеопатре обрести власть и утвердится на троне. Юлий Цезарь влюбляется в царицу и приглашает ее в Рим.

2 картина

Римские празднества предвещают прибытие Цезаря и Клеопатры. Народные гуляния переходят в торжественные приветствия царствующих особ патрициями и амазонками. Коварные патриции отвлекают Цезаря и убивают его. Клеопатра в испуге бежит из Рима.

II акт

Египетские девушки совершают ритуальное омовение в священных водах реки Нил. За ними подсматривают юноши. Среди девушек — царица Клеопатра со своей свитой.

Фанфары возвещают о прибытии в Египет римского легиона во главе с Марком Антонием. Полководец с первого взгляда покорен красотой Клеопатры.

Страстная любовь связывает царицу Египта и римского полководца на долгие годы. Они проводят жизнь в праздности. Марк Антоний порывает всякие отношения с Римом. Правителей Рима не устраивает такое положение дел, и они развязывают войну.

Звучание фанфар возвещает о нападении римских легионов. Клеопатра обеспокоена предстоящим сражением. Предчувствуя гибель своего возлюбленного, она не хочет отпускать Марка Антония на битву. В горе царица утрачивает все свое величие и превращается в обыкновенную страдающую женщину.

Память о Клеопатре, последней царице Египта, идущей на все ради власти, остается в истории. Более двух тысячелетий ее образ окутан романтическим ореолом тайны. Однако и древние, и современные историки едины в том, что египетская царица была умной, властолюбивой, обаятельной, дерзкой и проницательной женщиной. Она веками вдохновляла и продолжает вдохновлять мастеров искусства — современных поэтов, писателей, художников, режиссеров, балетмейстеров — на создание прекрасных художественных произведений, в которых они пытаются разгадать тайну личности Клеопатры и представить свою версию происходивших в далекой древности событий.

Балетмейстер-постановщик Медина Алиева создала красочное, завораживающее зрелище, стремясь посредством танца рассказать о жизни египетской царицы, ее неудержимом стремлении к власти и любви. В своей работе Медина использует знания об истории, значении и специфике танца в Древнем Египте. Кроме того, в поисках особенностей хореографической лексики балета она обращается к скульптурному и живописному искусству этой страны.

Действующие лица и исполнители:

Клеопатра,
царица Египта

Елена ГЕРМАНОВИЧ
Ирина ВОЙТЕКУНАС
Юлий Цезарь Сергей ГЛУХ
Александр МИСИЮК
Марк Антоний Тимофей ВОЙТКЕВИЧ
Александр МИСИЮК
Птолемей XIII,
брат Клеопатры
Александр МИСИЮК
Никита ПОЛУКЧИ
Арсиноя,
сестра Клеопатры
Татьяна ЕРМОЛАЕВА
Ирина ВОЙТЕКУНАС
Амазонки Яна БОРОВСКАЯ
Александра ДЕРЕВЯНЧУК
Софья КРИВУШКИНА
Алевтина КАНЕВСКАЯ
Нина НАУМОВСКИ
Маюко ОНО
Ксения МЕЛЕШКО
Анна ДОНСКАЯ
Бедуины Георгий АНДРЕЙЧЕНКО
Антон АРЖАННИКОВ
Тимофей ВОЙТКЕВИЧ
Ёсики КОСАКА
Александр МИСИЮК
Никита ПОЛУКЧИ
Егор ШЕВЧУК
Пастухи Георгий АНДРЕЙЧЕНКО
Антон АРЖАННИКОВ
Тимофей ВОЙТКЕВИЧ
Ёсики КОСАКА
Александр МИСИЮК
Никита ПОЛУКЧИ
Егор ШЕВЧУК
Жрицы, свита, амазонки,
купальщицы, винградари,
восточный танец, аристократки,
весталки, нимфы,
женский танец с цимбалами
артисты женского балета
Легионеры, виноградари,
египетские мальчики, патриции,
сатиры
артисты мужского балета
Соло в оркестре:
Скрипка Юлия РАНЦЕВА
Виолончель лауреат международного конкурса
Татьяна ПШОНЬ
Лариса АЛЕКСЕЙЧИК
Арфа Фридерика ХРЕКОВА
Гобой Олег АЛЕСЮК
Павел РАДЕВИЧ
Английский рожок Надежда КОЗЛОВИЧ-РЕНАНСКАЯ
Кларнет Евгений ШИМАНОВИЧ
Бас-кларнет Владислав НЕКРАСОВ
Тромбон Сергей СЕМЁНОВ
Вибрафон Роман НИКОЛАЩЕНКО
лауреат международных конкурсов
Алексей МАЛИШЕВСКИЙ
Перкуссия Андрей ДЕХТЕРУК
Литавры Вячеслав БАХУР
Фортепиано лауреат международных конкурсов
Анастасия АЛЕКСЕЙЧИК
Флейта Алексей ЮРИНОК
Мария ПРЕДКО
Алеся ХОЖЕВЕЦ
Бас-гитара Алексей ГОЛОВЕШКО


В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные