Динамические оттенки и их обозначения. Динамические оттенки. Мы в соц. сетях

Музыка - вид искусства, апеллирующий к нашей чувственной сфере при помощи звуков. Язык звуков имеет в своём составе различные элементы, которые в профессиональной терминологии называются «средства музыкальной выразительности». Одним из таких важнейших и мощнейших по воздействию элементов является динамика.

Что такое динамика

Это слово знакомо всем из курса физики и ассоциируется с понятиями «масса», «сила», «энергия», «движение». В музыке оно определяет то же самое, но по отношению к звуку. Динамика в музыке - это сила звука, она также может выражаться понятиями «тише - громче».

Игра на одинаковом уровне звучности не может быть выразительной, она быстро утомляет. Напротив, частая смена динамики делает музыку интересной, позволяя передавать широкую гамму эмоций.

Если музыка призвана выразить радость, торжество, ликование, счастье - динамика будет яркой и звучной. Для передачи таких эмоций, как печаль, нежность, трепетность, проникновенность используется светлая, мягкая, спокойная динамика.

Способы обозначения динамики

Динамика в музыке - это то, что определяет уровень громкости. Обозначений для этого существует совсем немного, реальных градаций в звучании значительно больше. Так что динамические символы следует рассматривать всего лишь как схему, направление поиска, где каждый исполнитель проявляет в полной мере свою фантазию.

Уровень динамики «громко» обозначается термином «форте», «тихо» - «пиано». Это общеизвестно. «Тихо, но не слишком» - «меццо пиано»; «Не слишком громко» - «меццо форте».

Если же динамика в музыке требует выхода на уровень крайностей, используются нюансы «пианиссимо» - очень тихо; или «фортиссимо» - очень громко. В исключительных случаях количество значков "форте" и "пиано" может доходить до пяти!

Но даже с учётом всех вариантов количество символов для выражения громкости не превышает цифры 12. Это совсем не много, если учесть, что на хорошем рояле можно извлечь до 100 динамических градаций!

К динамическим указаниям относятся также термины: "крещендо" (постепенно усиливая громкость) и противоположный по значению термин "диминуэндо".

Музыкальная динамика включает в себя ряд символов, указывающих на необходимость проакцентировать какой-либо звук или созвучие: > ("акцент"), sf или sfz (резкий акцент - "сфорцандо"), rf или rfz ("ринфорцандо" - "усиливая").

От клавесина до рояля

Сохранившиеся экземпляры клавесинов и клавикордов позволяют нам представить, что такое динамика в музыке Механика старинных не позволяла изменять уровень громкости постепенно. Для резкой смены динамики существовали дополнительные клавиатуры (мануалы), которые могли добавлять к звучанию обертоны за счёт октавных удвоений.

Специальная система рычагов и ножная клавиатура на органе позволяли добиваться разнообразия тембров и усиления громкости, однако всё равно изменения происходили внезапно. По отношению к музыке барокко даже существует специальный термин «террасообразная динамика», поскольку смена уровней громкости напоминала уступы террасы.

Что касается амплитуды динамики, то она была совсем невелика. Звук клавесина, приятный, серебристый и тихий вблизи, был почти не слышен на расстоянии нескольких метров. Звучание клавикорда было более жестковатым, с металлическим оттенком, но немного более звучным.

Этот инструмент был очень любим И. С. Бахом за его способность пусть в едва заметной степени, но всё же менять уровень динамики в зависимости от силы прикосновения пальцев к клавишам. Это давало возможность придавать фразе определённую выпуклость.

Изобретение в начале 18 века фортепиано с его молоточковой системой произвело революцию, расширив возможности Динамика в музыке, исполняемой на современном рояле, имеет огромное количество градаций звука и, главное, доступность постепенных переходов от одного нюанса к другому.

Динамика крупная и детализированная

Крупная динамика обычно выражается символами, изложенными в таблице. Их немного, они ясны и определённы.

Однако «внутри» каждого из этих нюансов может быть масса более тонких звуковых градаций. Для них не придумано специальных обозначений, однако эти уровни существуют в реальном звучании и именно они заставляют нас трепетно вслушиваться в игру талантливого исполнителя.

Такая мелкая динамика называется детализированной. Традиция её использования берёт начало (вспомните возможности клавикорда).

Динамика в музыке - это один из пробных камней исполнительского мастерства. Именно мастерское владение тонкой нюансировкой, лёгкими, едва заметными её изменениями отличает игру талантливого профессионала.

Впрочем, не менее сложно бывает равномерно распределить усиление или ослабление звучности, когда оно «растянуто» на большом отрезке нотного текста.

Относительность динамики

В заключение стоит заметить, что динамика в музыке - это весьма относительное понятие, как, впрочем, и всё остальное в нашей жизни. Каждый музыкальный стиль и даже каждый композитор имеет свою динамическую шкалу, а также свои особенности в применении нюансировки.

То, что хорошо звучит в музыке Прокофьева, абсолютно неприменимо при исполнении сонат Скарлатти. А нюанс piano у Шопена и у Бетховена будет звучать совсем по-разному.

Это же относится и к степени акцентировки, продолжительности сохранения одного и того же уровня динамики, способа его смены и так далее.

Чтобы овладеть данным средством музыкальной выразительности на хорошем профессиональном уровне, необходимо, прежде всего, изучать игру великих мастеров, вслушиваться, анализировать, думать и делать выводы.

Что такое динамические оттенки в музыке? Честно говоря, фраза "динамические оттенки" несколько мудреная, но смысл её очень простой. Это - степень громкости исполнения музыки.

Почему такой термин прижился в музыке? Потому что он происходит от греческого слова "dynamicos" - то есть, "сила" и подразумевает, с какой силой нужно играть ту или иную часть произведения.

В музыке различают такие динамические оттенки:

pp - pianissimo (читается, как "пианиссимо") обозначает - очень тихо
p - piano (читается, как "пиано") тихо
mp - mezzo piano (читается, как "меццо пиано") обозначает - умеренно тихо, чуть громче чем пиано

mf - mezzo forte (читается, как "меццо форте") - умеренно громко
f - forte (форте) громко
ff - fortissimo (фортиссимо) - очень громко.

Как видите, динамические оттенки - это просто разные степени громкого и тихого звучания.

Есть ещё и такой термин, как "сфорцандо". Обозначается sf и подразумевает резкое выделение отдельного звука, ноты или аккорда. Не следует путать сфорцандо с акцентами, когда выделяется из группы нот, одна или несколько. Акцентирование нот, как бы придает некую ценность тем или иным нотам, их вес и важность различны, впрочем, как и цены в затоке . Советую присмотреться, лето не замедлит прийти, подумайте о предстоящем отдыхе и времени отпусков.

Итак, когда мы акцентируем ноту, мы её сознательно выделяем, делаем громче остальных, таким образом может образовываться особый ритм на фоне общего. Поэтому акцентирование больше относится к построение ритмических фигур. А вот сфорцандо - это все таки термин обозначающий динамический оттенок.

К обозначению динамических оттенков относятся также и такие слова: diminuendo (диминуэндо) - постепенное ослабление звука и crescendo (крещендо) постепенное усиление звука.

Итак, для чего даны эти обозначения в нотах? Для того чтобы передать нюансировку того или иного произведения. Конечно, конечная трактовка лежит на исполнителе, но эти знаки в нотах помогают понять, как автор музыки видит её исполнение.

Изучить нотную грамоту можно, не обязательно посещая уроки, нанимая репетитора, но и используя данный курс.

Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos - силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это - сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся полностью, произносятся и переводятся: pp - pianissimo «пианиссимо» - очень тихо; р - piano «пиано» - тихо; mp - mezzo piano «меццо пиано» - умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано; mf - mezzo forte «меццо форте» - умеренно громко, громче, чем меццо пиано; f - forte («форте» - громко; ff - fortissimo «фортиссимо» - очень громко.
Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко. Знак sf - sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или аккорда. Очень часто встречаются в нотах и такие слова: dim, diminuendo (диминуендо) или значок указывающие на постепенное ослабление звука. Cresc. (крещендо), или значок - указывают, напротив, что нужно постепенно усиливать звук. Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) - мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и ослаблять его, ускорять или замедлять движение. Вместо diminuendo иногда пишут morendo (морендо) - замирая. Такое определение означает не только затихая, но и замедляя темп. Приблизительно тот же смысл имеет слово smorzando (сморцандо) - приглушая, замирая, ослабляя звучность и замедляя темп. Вы, наверное, не раз слышали пьесу «Ноябрь» из цикла «Времена года» Чайковского. Она имеет подзаголовок «На тройке». Начинается не очень громко (mf) простая мелодия, похожая на русскую народную песню. Она растет, ширится, и вот уже звучит мощно, громко (f). Следующий музыкальный эпизод, более живой и грациозный, имитирует звучание дорожных бубенцов. А потом на фоне неумолчного звона бубенцов вновь возникает мелодия песни - то тихая (р), то приближающаяся и вновь исчезающая вдали, постепенно истаивающая.

Учитывая специфику восточной церковной музыки, возникает вопрос: приемлемо ли использование динамических нюансов и знаков в литургических песнопениях, или же их использование оскверняет характер священной музыки? По словам известного болгарского музыковеда Петра Динева в церковной музыке, нет никаких признаков динамики вокального исполнения. Итак, по мнению Динева, когда речь заходит о тихом и громком пении, мы имеем в виду вокальную силу, с которой играет певец, и которая является индивидуальной для каждого исполнителя.

Но это индивидуальное качество пения «не меняется от начала до конца». По словам болгарского музыковеда, «любые неожиданные выгоды или недостатки в динамике, обусловленные появлением знака для исключения динамических эффектов, исключаются». В поздневизантийскую эпоху восточно-церковная музыка достигла своего расцвета как в композиционных, так и в интерпретирующих терминах. Известно, что в поздней византийской нотации есть так называемые озорные знаки. Их также называют большими ипостасями. В рукописях эти символы отмечены красными чернилами.

Смотреть значение Динамические Оттенки в других словарях

Динамические Анализаторы Сигнала - анализаторы сигнала, которые используют цифровую выборку сигнала и методы ее преобразования для получения вида Фурье-спектра данного сигнала, включая информацию о его амплитуде и фазе.
Юридический словарь

Из слов Велеса ясно, что в эту эпоху мелодической линии церковной музыки были присущие и динамичные оттенки. Интересен тот факт, что в некоторых церковно-вокальных сборниках из недавнего прошлого с обозначениями Хризанта были включены песнопения, в том числе элементы западноевропейской музыкальной стилистики. Например, в отдельных песнопениях Василиоля Николаида, протопласта Константинопольского Патриархата, есть также динамические знаки. Эти же признаки заметны и в другой части его работы - херувичной песне.

В системе невысказанных обозначений Хрисанта нет признаков динамического нюанса. Вот почему в вышеупомянутых случаях Николай Иванович заимствовал их у западноевропейской теории музыки. Очевидно, он использует эти знаки в качестве интерпретирующих элементов, чтобы помочь выявить более полный звук традиционной священной мелодии. Церковное пение с динамическим достоинством - явление, которое можно услышать у многих хороших исполнителей восточной церковной музыки. Из теории последних известны знаки, называемые отклонениями.

Динамические Межотраслевые Модели - частный случай динамических моделейэкономики. Основаны на принципе баланса межотраслевого, в который вводятсяуравнения, характеризующие изменение межотраслевых........

Динамические Модели - экономики - экономико-математические модели,описывающие экономику в развитии (в отличие от статических,характеризующих ее состояние в определенный момент). Два подхода........
Большой энциклопедический словарь

Эти знаки отвлекают мелодию от доминирующей гаммы до другого диапазона, другой голос, чтобы избежать монотонности, принести какое-то разнообразие или подчеркнуть что-то характерное в церковных песнях. По тем же причинам использование динамических оттенков в церковной музыке также может быть оправдано. Открыт вопрос о том, является ли использование знаков для динамического нюанса инновацией или воспоминанием о древней практике церковного пения. Одно можно сказать точно, что церковно-пение должно напоминать постоянную ангельскую похвалу и соответствовать его высокой цели как посредника между земными и небесными реальностями.

Оттенки музыкальные - см. Нюанс.
Музыкальная энциклопедия

Динамические Задачи Теории Упругости - - круг вопросов теории упругости, относящихся к изучению распространения колебаний или состояния установившихся колебании в упругих средах. В простейшем и наиболее........
Математическая энциклопедия

В древней хронике «Временное искушение пусть» есть рассказ о том, как в 987 году святой князь Владимир, выступая от того места, где можно принять крещение, отправил некоторых из своих князей в Константинополь, чтобы узнать о местной вере. Когда они вернулись в Киев, они рассказали ему о служении, которое они посещали в храме Св.

Один из правил 7-го века. Каждый, кто хочет, чтобы церковное пение было молитвенным и трогательным, придерживается этого канонического требования святой Церкви. Восьмая система византийской музыки в теоретических теоретических текстах. Согласно теории церковной музыки, основой ритма церковного пения является единица времени. Подсчет ритмической единицы осуществляется поднятием и опусканием руки.

Динамические Характеристики Психических Процессов - - важная сторона любой психической деятельности, включающая ее скоростные и регуляторные аспекты. Син. психодинамические свойства. Д. х. п. п. регулируются неспецифическими........
Психологическая энциклопедия

Формально-динамические Свойства - - см. Динамические характеристики психических процессов, Свойства индивидуальности, Темперамент.
Психологическая энциклопедия

В византийских неприкасаемых можно выделить следующие четыре этапа: палеозизантиновые обозначения, средневизантийские обозначения, поздние и поствизантийские обозначения и обозначения Хрисанта. Введение в незнание. Тема методологии музыкального образования. - Методы - и средства для развития музыкального слуха, навыки для успешного участия в различных музыкальных мероприятиях. - Цель музыкального воспитания - создание эстетического вкуса к музыкально-художественным явлениям; создание эстетического отношения к нашей окружающей музыкальной среде; формирование самооцененных навыков в современной музыкальной реальности. - Задачи музыкального образования - § открыть и развивать музыкальные способности студентов, что является предпосылкой для их успешного участия в музыкальной деятельности. § Формирование навыков для принятия, исполнения и составления музыки. § формирование навыков дифференцированного восприятия некоторых из важнейших элементов музыкального языка, потому что для учащихся очень важно понимать и понимать смысл различных выражений в музыкальной работе.

Цвета, Оттенки - 1. Цвета с яркостью темнее, чем средние или нейтральный серый. 2. Цвета с яркостью светлее, чем средние или нейтральный серый.
Психологическая энциклопедия

Динамические Закономерности - более или менее общие, необходимые, существенные, повторяющиеся связи и зависимости, характеризующие поведение относительно изолированных объектов, при исследовании........
Философский словарь

Специфика музыки как типа искусства - музыкальные произведения имеют мимолетную жизнь во времени. Из-за этой специфики слушатель должен следить за разворачиванием музыкальной работы одновременно с тем, что она звучит, то есть, воспринимая музыку, скорость нервно-психических процессов при восприятии музыки навязывается воспринимаемым объектом, и это требует большей динамичности процессов мышления в представлении и восприятии музыки. Музыка отражает и передает какую-то эмоциональную информацию, т.е. информация об эмоциональном отношении человека к окружающему миру, и эта информация очень разнообразна, а музыка - это искусство, которое может воссоздать тончайшие тонкие нюансы в человеческом опыте.

Музыка - вид искусства, апеллирующий к нашей чувственной сфере при помощи звуков. Язык звуков имеет в своём составе различные элементы, которые в профессиональной терминологии называются «средства музыкальной выразительности». Одним из таких важнейших и мощнейших по воздействию элементов является динамика.

Что такое динамика

Это слово знакомо всем из курса физики и ассоциируется с понятиями «масса», «сила», «энергия», «движение». В музыке оно определяет то же самое, но по отношению к звуку. Динамика в музыке - это сила звука, она также может выражаться понятиями «тише - громче».

Для создания музыкального образа музыкальные выражения используются сложным образом. Никакие средства выражения не имеют смысла в отношении к другим. Вот почему интерпретация чрезвычайно важна. Подрядчик может сделать звук работы еще более возбужденным, более драматичным, чем в тексте. Это зависит от его интерпретации. Он может принести свой темп, динамику, тембр и другие нюансы. Понимание музыкальной работы во многом зависит от интерпретации переводчика. Преподаватель музыкальных произведений на уроке музыки - учитель.

Как он интерпретирует работу, зависит от того, поймут ли студенты это. В дополнение к передаче разных эмоциональных состояний, музыка обладает отличными звуковыми и вокальными возможностями. С первых же встреч детей с музыкой внимание направлено на открытие эмоционального содержания. Мелодия как средство выражения - это главное, главное средство выражения. Непрерывные стремятся к устойчивому решению. В классических мастер-структурах, основных и второстепенных, логический вывод всегда является первой степенью - тоником.

Игра на одинаковом уровне звучности не может быть выразительной, она быстро утомляет. Напротив, частая смена динамики делает музыку интересной, позволяя передавать широкую гамму эмоций.

Если музыка призвана выразить радость, торжество, ликование, счастье - динамика будет яркой и звучной. Для передачи таких эмоций, как печаль, нежность, трепетность, проникновенность используется светлая, мягкая, спокойная динамика.

Особенно близки речевая речь и вокальная мелодия. И в ритме, тембре, темпе, регистрации, мелодии и речи важны. Однако существенная разница между ними заключается в том, что в мелодии каждый звук имеет определенную определенную высоту. Даже наименьшее изменение уровня звука заставляет мелодию деформироваться.

Поэтому в музыкальном образовании конкретные педагогические технологии используются для определения направления мелодического движения и дифференциации тональных высот. Динамику как средство выражения - динамику в музыке мы называем степенью тонов. Очень часто на практике сила высоты путается. Например, при пении, когда требуется более петь, его нельзя называть «более высоким», потому что тонна одной высоты может быть заполнена с разной силой.

Способы обозначения динамики

Динамика в музыке - это то, что определяет уровень громкости. Обозначений для этого существует совсем немного, реальных градаций в звучании значительно больше. Так что динамические символы следует рассматривать всего лишь как схему, направление поиска, где каждый исполнитель проявляет в полной мере свою фантазию.

К середине 18-го века в качестве исполнительной техники использовался только первый способ. С середины 18-го века представители Музыкальной школы Мангейма начали использовать второй путь. Важность динамики как мощного средства повышения выразительности музыкальной работы особенно возрастает в творчестве романтических композиторов. Представителями романтизма в музыке являются Шуберт, Шуман, Вагнер, Лист, Шопен и многие другие. другие. Динамика в музыке отмечена динамическими знаками.

Они помещаются в текст ниже проникновения. Разрывание называется, когда три тона объединяются, четыре - четыре и т.д. сегодня мы посмотрим на тонизирующий квинтет майора. В майоре - тоны, соль и соль, и в них играют следующие отпечатки пальцев: 1-й, 3-й и 5-й палец. Давайте посмотрим на квинтэссенцию квинтэссенции других диапазонов. Например, первой степенью солилярия соли является соль. Вернемся к тонической трилогии майора. Мы будем играть по три тонны за раз. Вначале это может быть сложно для вас, но с практикой вам станет легче, и это будет вашей привычкой.

Уровень динамики «громко» обозначается термином «форте», «тихо» - «пиано». Это общеизвестно. «Тихо, но не слишком» - «меццо пиано»; «Не слишком громко» - «меццо форте».

Если же динамика в музыке требует выхода на уровень крайностей, используются нюансы «пианиссимо» - очень тихо; или «фортиссимо» - очень громко. В исключительных случаях количество значков "форте" и "пиано" может доходить до пяти!

Исправьте руку и пальцы. Точно так же мы аккорд аккорда левой рукой с 5-м, 3-м и 1-м пальцами. Давайте попробуем сыграть обе руки сразу. Мы можем играть в этот аккорд несколько раз, но с разной силой, поэтому звук, который мы собираемся получить, будет другим. Динамика означает строку, с которой мы играем ноты или аккорды, а знаки, которые отмечены, называются динамическими знаками.

В его создании этот инструмент назывался фортепиано. На итальянском языке это означает очень тихий, с которым его продюсеры хотели показать, что он позволяет использовать музыкальную динамику, в отличие от старых клавиатур. Впоследствии, на сегодняшний день, инструмент в течение более короткого времени называется фортепиано, что означает спокойствие. Динамические символы используются на итальянском языке. Существуют основные динамические символы. Когда у нас есть посредственные средства, мы будем играть неполноценно, а когда у нас будет меццо-рояль, мы будем играть неполноценно.

Но даже с учётом всех вариантов количество символов для выражения громкости не превышает цифры 12. Это совсем не много, если учесть, что на хорошем рояле можно извлечь до 100 динамических градаций!

К динамическим указаниям относятся также термины: "крещендо" (постепенно усиливая громкость) и противоположный по значению термин "диминуэндо".

Попробуем сыграть с другой динамикой тоническое трио майора. Мы делаем то же упражнение левой рукой. Окончил Национальную школу музыкального и исполнительского искусства Проф. Бургас, в классе фортепиано Елены Пеевой. Во время учебы он не тратит время и выигрывает призы от ряда соревнований для молодых пианистов в стране и за рубежом. Она стала молодой солисткой филармонии в Бургасе. В его лице музыкальная школа находит активного участника праздничных и благотворительных концертов. Ее музыкальное развитие продолжается на инструментальном факультете Национальной академии музыки Проф.

Музыкальная динамика включает в себя ряд символов, указывающих на необходимость проакцентировать какой-либо звук или созвучие: > ("акцент"), sf или sfz (резкий акцент - "сфорцандо"), rf или rfz ("ринфорцандо" - "усиливая").

От клавесина до рояля

Сохранившиеся экземпляры клавесинов и клавикордов позволяют нам представить, что такое динамика в музыке Механика старинных предшественников фортепиано не позволяла изменять уровень громкости постепенно. Для резкой смены динамики существовали дополнительные клавиатуры (мануалы), которые могли добавлять к звучанию обертоны за счёт октавных удвоений.

Следующие четыре года полны концертов и мастер-классов, а Государственный оркестр Академии приглашает ее стать солистом. Интересным фактом ее профессиональной автобиографии является ее явная близость к камерной музыке, где ее участие в фортепианных дуа, триа и квартетах остается незабываемым. Музыкальные педагогические мастера с фортепианным профилем юридически приобретаются в Софийском университете Св.

Сегодня ее педагогические навыки основаны на профессиональных и совершенно обычных людях, завоеванных магией музыки и желающих овладеть ее секретами. Динамика - это раздел музыкальной теории, касающейся тональности, музыкального исполнения. Используемые символы называются динамическими символами. Это могут быть целые итальянские слова, их аббревиатуры или разные графические изображения. Динамика является основным художественным элементом в музыкальной композиции и интерпретации. Впервые упоминание музыкальной динамики в нотации было представлено композитором эпохи Возрождения Джованни Габриели в 18 веке.

Специальная система рычагов и ножная клавиатура на органе позволяли добиваться разнообразия тембров и усиления громкости, однако всё равно изменения происходили внезапно. По отношению к музыке барокко даже существует специальный термин «террасообразная динамика», поскольку смена уровней громкости напоминала уступы террасы.


Что касается амплитуды динамики, то она была совсем невелика. Звук клавесина, приятный, серебристый и тихий вблизи, был почти не слышен на расстоянии нескольких метров. Звучание клавикорда было более жестковатым, с металлическим оттенком, но немного более звучным.

Этот инструмент был очень любим И. С. Бахом за его способность пусть в едва заметной степени, но всё же менять уровень динамики в зависимости от силы прикосновения пальцев к клавишам. Это давало возможность придавать фразе определённую выпуклость.

Изобретение в начале 18 века фортепиано с его молоточковой системой произвело революцию, расширив возможности Динамика в музыке, исполняемой на современном рояле, имеет огромное количество градаций звука и, главное, доступность постепенных переходов от одного нюанса к другому.

Динамика крупная и детализированная

Крупная динамика обычно выражается символами, изложенными в таблице. Их немного, они ясны и определённы.


Однако «внутри» каждого из этих нюансов может быть масса более тонких звуковых градаций. Для них не придумано специальных обозначений, однако эти уровни существуют в реальном звучании и именно они заставляют нас трепетно вслушиваться в игру талантливого исполнителя.

Такая мелкая динамика называется детализированной. Традиция её использования берёт начало (вспомните возможности клавикорда).

Динамика в музыке - это один из пробных камней исполнительского мастерства. Именно мастерское владение тонкой нюансировкой, лёгкими, едва заметными её изменениями отличает игру талантливого профессионала.

Впрочем, не менее сложно бывает равномерно распределить усиление или ослабление звучности, когда оно «растянуто» на большом отрезке нотного текста.

Относительность динамики

В заключение стоит заметить, что динамика в музыке - это весьма относительное понятие, как, впрочем, и всё остальное в нашей жизни. Каждый музыкальный стиль и даже каждый композитор имеет свою динамическую шкалу, а также свои особенности в применении нюансировки.

То, что хорошо звучит в музыке Прокофьева, абсолютно неприменимо при исполнении сонат Скарлатти. А нюанс piano у Шопена и у Бетховена будет звучать совсем по-разному.

Это же относится и к степени акцентировки, продолжительности сохранения одного и того же уровня динамики, способа его смены и так далее.

Чтобы овладеть данным средством музыкальной выразительности на хорошем профессиональном уровне, необходимо, прежде всего, изучать игру великих мастеров, вслушиваться, анализировать, думать и делать выводы.

Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки по теме "Динамические оттенки, их роль и значение в музыке.«Король» бальных танцев (история возникновения и распространения вальса)"


Автор: Атаманова Людмила Ивановна, преподаватель МБОУ ДОД ДШИ, г. Усмань, Липецкой обл.
Краткое описание: Предлагаю Вам конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки для 1 класса. Данный материал будет полезен педагогам ДОД ДШИ, работающим в отделении общего эстетического образования. В предлагаемой разработке урока использован личностно-ориентированный подход. Данная работа содержит презентацию для наглядности изучаемого материала. Урок направлен на развитие музыкальных способностей у учащихся, расширение знаний в области анализа музыкального произведения, воспитание музыкальной культуры.

Цель: Познакомить учащихся с понятием «динамика», помочь разобраться с обозначением, ролью динамических оттенков в музыке, а также рассказать о возникновении и распространении вальса, его месте в богатом и разнообразном мире музыки, привлекая детей к активному участию в уроке.
Задачи:
1. Воспитательные : воспитывать чувство бережного и уважительного отношения к культурному наследию, принимать танец как часть духовной и национальной культуры.
2. Развивающие : развивать музыкальные способности: слух, речь, память, включать творческое воображение на уроке, проявлять максимальную активность.
3. Образовательные : формировать умение запоминать, ориентироваться в динамических оттенках, применять их на практике. Узнавать вальс среди других музыкальных жанров.
Оборудование: музыкальный инструмент, нотный, литературный и учебный материал, технические средства.

Ход урока

(Слайд)
Учитель: Ребята, на нашем самом первом уроке мы познакомились с понятием «звук». Что же это?
Ученики: Звук - результат колебаний упругого тела (например, струны, столба воздуха). Звуки делятся на музыкальные и шумовые.
Учитель: А еще по своей природе звуки бывают тихими и громкими, и их никогда никто не перепутает. Перед вами две коробки. (Слайд)
Учитель: Угадайте, какие звуки в них прячутся? Сначала впишите недостающие буквы в клетки по горизонтали, затем обозначьте в рамочках, какие это звуки: громкие или тихие.


Учитель: И все же понятие «громко» или «тихо» очень относительное. Например, когда у вас хорошее настроение, вы включаете проигрыватель на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение, поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Один и тот же звук воспринимается нами по разному. Но и звучать он может неодинаково. Например, звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкие, скажем, для арфы или гитары. Давайте постучим по столу: тихо- чуть громче- еще громче- громко- очень громко! Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать.(Слайд)
Учитель: Сила звучания называется громкостью и является очень важным свойством музыкальных звуков.
Записать определение в тетради.
Музыка может быть громкой или тихой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую. (Слайд)
Учитель: Изменение громкости звуков в музыке называется динамикой .
Записать определение в тетради
Динамика (греческое слово dinamikos означает «силовой») - сила звука. Музыка, как и человеческая речь, наполнена множеством звуковых оттенков. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Эти звуковые оттенки называются динамическими. Вы ведь никогда не говорите только громко или только тихо. Сила звучания зависит от того, что и как вы хотите сказать. Говорить, петь или играть с силой - значит, с чувством, с большим душевным подъемом. Если сильно ударить по клавишам, получится…
Ученики: Громко!
Учитель: А если слабо?
Ученики: Тихо!
Учитель: Итальянские слова форте (громко) , пиано (тихо) . Название какого инструмента получится из этих слов?
Ученики: Фортепиано.


Учитель: Запомните эти обозначения и запишите. (Слайд)
Учитель: А сейчас давайте поиграем. Разгадайте шараду и заполните клетки. Ответ записывают на доске
К двум нотам известным прибавим предлог,
Получится долгий и громкий гудок.
СИ-РЕ-(НА)


Учитель: Изобразите голосом сирену. Начинайте тихо, постепенно увеличивайте громкость- сирена приближается, проезжает мимо, удаляется… Чем ближе, тем громче, чем дальше, тем тише.(Слайд) Запишем определения:
(crescendo) крещендо- постепенно усиливая, (diminuendo) диминуендо -постепенно ослабляя .

Домашнее задание

нарисуйте динамические вилочки к этим обозначениям:
P_________f ; f_________p
Учитель: Мы познакомились сегодня только с основными динамическими оттенками, но если посмотреть на динамические вилочки, то можно увидеть, что в разных точках этих вилочек звук будет меняться. Об этом мы поговорим на следующем уроке, а сейчас- слушание музыки и вы наверняка обратите внимание на динамические оттенки, которые будут в ней звучать, как на одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Но, прежде, чем музыка зазвучит, я должна о ней рассказать. Вы, конечно, много раз убеждались в том, что музыка тесно связана со всеми искусствами: литературой, театром, кино и даже с изобразительным искусством: живописью, архитектурой, скульптурой. Но все эти искусства существуют и без музыки, имея вполне самостоятельное значение. А вот есть такая область искусства, которая без музыки не существует. Какое же это искусство?
Ученики: Танец.


Учитель: Конечно, танец. И поэтому, когда мы произносим слово «танец», в нашем сознании всегда возникают не только танцевальные фигуры самого танца, но и характерная для него музыка- музыкальный образ этого танца. Танец, хореография- это огромная и очень разнообразная область искусства. Бывают танцы, рожденные одним народом, а ставшие достоянием многих. Одни только танцевались простым народом в деревнях и городах, другие - только в аристократических салонах, а бывали и такие, которые пользовались одинаковым успехом и в простом народе, и в придворных кругах.




Мы сегодня поговорим только об одном танце, удивительном танце! Он возник на определенной национальной почве, но постепенно стал танцем почти всех народов мира, появился в широкой демократической среде, можно сказать, на городской и деревенской площади, а стал танцем абсолютно всеобщим. Сперва он только предназначался для того, чтобы его танцевали. А очень скоро он буквально пронизал собой все области музыки без исключения. Существует этот танец более трех веков и не подает никаких признаков постарения. Я думаю, вы догадались, что это за танец. Ну а чтобы ваш ответ был более убедительным, отгадайте загадку:

Ярко зал весь засверкал,
Приглашают всех на бал,
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот?
Вальс!


Ну, конечно, вальс, танец, имеющий трехдольный размер (раз, два, три). Он подчеркнут типичным для вальса изложением аккомпанемента: на первой четверти находится басовый звук, а на второй и третьей четвертях - два аккорда, образующих с басом слитно звучащую гармонию. (показ нотного текста)
А сейчас послушайте, как этот вальс прозвучит в исполнении.
Исполняет ученик Р. Бажилин «Вальс»
К домашнему заданию раздать ноты с «Вальсом», где дети должны расставить динамические оттенки.

Учитель: А вы знаете, как возник вальс?


Давным-давно жители небольших австрийских городов и деревень после работы собирались на лужайках отдохнуть. Они пели, плясали, бойко притопывая своими деревянными башмаками, кружась и подпрыгивая: раз-два-три. Весело играла нехитрую мелодию скрипочка, парни подхватывали девушек и слегка подбрасывали их в танце. И так дошел этот танец до самого главного города Австрии, ее столицы - Вены. А жители Вены все были завзятыми танцорами. Танцевали они и у себя дома, и в гостях, и в танцевальных залах, и просто на улицах города. Когда деревенский танец «раз-два-три» пришел в Вену, жители австрийской столицы посмотрели на него свысока и сказали пренебрежительно: « ландль», что означало провинциал, деревенщина. Ну что это за танец! Башмаки стучат, мужчины женщин подбрасывают, те дружно вскрикивают; попробуй спляши такой танец на гладком паркете- тотчас шлепнешься! Разве что в шутку попробовать? Конечно, не так лихо…тише, тише! Не надо так прыгать! Движения помягче, плавнее. А он ничего, этот «лендлер», этот провинциал! И танец «Лендлер» стал постоянным гостем всех танцевальных залов.(Слайд)
Исполняю Ф. Шуберт «Лендлер»
Обсуждение, связанное с характером и динамикой

Учитель: А потом этот танец превратился в другой, который стали называть вальсом. Но откуда взялось это название? Может, оно благороднее предыдущего? Ничуть! Есть такое приспособление вальцы, между которыми плющат и прокатывают металлические пластинки. Эти два валика все время крутятся и втягивают своим вращением металлическую ленту. Не так ли втягивает, вовлекает в кружение музыка танца? Вот и назвали новый танец словом «вальцен»- крутящийся, вращающийся. (Слайд)
Вот как описывает характер вальса в своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.

Но по настоящему вальс стал знаменитым, когда на него обратили внимание композиторы. А знаете ли вы, кто первым начал сочинять вальсы? Нет? Тогда я вам сейчас расскажу. Но для этого давайте вспомним сказки Андерсена.
Ученики: Огниво, Дикие лебеди, Дюймовочка.
Учитель: Ну а в какой сказке главную роль играет музыка?
Напомню вам, что в этой сказке принцесса отказалась принять от принца подарки-настоящую розу и соловья - и выйти за него замуж. Тогда принц измазал себе лицо сажей и поступил к королю-отцу принцессы на работу. К вечеру принц смастерил волшебный горшочек, весь увешанный бубенчиками: когда в этом горшочке что-нибудь варили, бубенчики вызванивали старинную песню.
Звучит «Ах, мой милый Августин»
Ученик: Сказка называется «Свинопас». (Слайд)


Учитель: Ну а кто такой Августин?
Августин-это имя певца. Жил он в Вене почти четыреста лет назад. Он ходил по городу и пел песни. Все очень любили Августина, так как в его обществе жизнь становилась ярче и веселее. Особенно популярным сделался певец в год эпидемии чумы. Черный мор безжалостно косил людей. Но Августин ходил по городу и пел свои песни. Люди слушали его песни и верили, что чума скоро пройдет. Однажды, возвращаясь домой поздней мартовской ночью после пирушки с друзьями, Августин оказался на кладбище и упал в яму, где хоронили бедняков, умерших от чумы. Проснувшись утром, Августин, как ни в чем не бывало, встал и пошел в город, рассказывая приятелям про свой необычный ночлег. После этого слава певца возросла еще больше, и люди верили, что его музыка, его песни сильнее чумы.
Песня звучит еще раз.
Учитель: Это же вальс! Возможно, что Августин один из первых музыкантов мира, начавших сочинять вальсы! А сколько красивых вальсов написаны композиторами в разных странах! Это и русские композиторы, и французские, и немецкие. (Слайд)


А сейчас мы послушаем вальс немецкого композитора К.-М. Вебера из оперы «Волшебный стрелок».
Это один из самых ранних вальсов, опера была создана в 1821 году. Здесь еще чувствуется связь с лендлером, тем более что в опере его танцуют крестьяне под незамысловатый аккомпанемент деревенских музыкантов прямо на площади.
Веселым праздником завершается традиционное состязание охотников в стрельбе. Крестьяне в своей простой незамысловатой одежде и деревенских башмаках танцуют не спеша, плавно описывая круги. И мелодия простая и безыскусная, имеет равномерное вращательное движение.
Звучит вальс К.-М. Вебера из оперы «Волшебный стрелок»
В вальсе всего лишь одна тема, она звучит несколько раз на протяжении пьесы. Каждое построение вальса имеет 8 тактов- такая структура типична для танцевальной музыки. Ну а закончим мы наш урок одним из самых прекрасных вальсом в мире. Его сочинил человек, который в начале 20 века жил в столице вальсов- городе Вене и получил там титул «Король вальсов». Это знаменитый Иоганн Штраус (их было двое- отец и сын, оба были известны и оба знамениты, но сын значительно превзошел своего отца). (Слайд)

Громкость (относительная)

Два базовых обозначения громкости в музыке:

Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

Кроме знаков f и p , есть также

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p . Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp . У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff , а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии - fffff . Уникальный случай представляет собой Шестая соната для фортепиано Галины Уствольской . Композитор использовала обозначение ffffff (шесть форте), а также маркировку Espressivissimo («экспрессивнейше»).

Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p , и несколько тише, чем mf . У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.

Ниже приводится таблица соответствия этих обозначений уровням громкости звука в фонах и сонах .

Обозначение Наименование Уровень громкости, фон Громкость, сон
fff Форте-фортиссимо - крайне громко 100 88
ff Фортиссимо - очень громко 90 38
f Форте - громко 80 17,1
p Пиано - тихо 50 2,2
pp Пианиссимо - очень тихо 40 0,98
ppp Пиано-пианиссимо - крайне тихо 30 0,36

Постепенные изменения

Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины крещендо (итал. crescendo ), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэндо (итал. diminuendo ), или декреще́ндо (decrescendo ) - постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc. ). Для этих же целей используются особые знаки - «вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся (<), это означает усиление звука, если сходятся (>) - ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:


«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. - изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (рус. по́ко - немного), poco a poco (рус. поко а поко - мало-помалу), subito или sub. (рус. су́бито - внезапно) и т. п.

Резкие изменения

Сфорца́ндо (итал. sforzando ) или сфорца́то (sforzato ) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz . Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando ) и обозначается rinf. , rf или rfz .

Обозначение fp (forte piano ) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp (sforzando piano ) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Акцент

Акцент (итал. accento ) - выделение отдельных тонов или аккордов посредством более сильного ударения



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные