История ансамбля самоцветы. Юрий маликов - биография, информация, личная жизнь. Личная жизнь Инны Маликовой

Юрий Фёдорович Маликов. Родился 6 июля 1943 года на хуторе Чеботовка Тарасовского района Ростовской области. Советский и российский музыкант, продюсер, создатель и руководитель ВИА «Самоцветы», Народный артист РФ (2007).

Юрий Маликов родился 6 июля 1943 года на хуторе Чеботовка Тарасовского района Ростовской области.

Отец - Фёдор Михайлович Маликов (1918-1986).

Мать - Раиса Ивановна (1922-1995).

Дядя - Яков Михайлович Маликов (1921-1973).

Двоюродный брат - Александр Яковлевич Маликов (1946 г.р.).

В 1957 году с красным дипломом окончил индустриальный техникум в Подольске по специальности «открытая разработка угольных и нерудных месторождений». Именно там серьезно увлекся музыкой. «Я посмотрел фильм «Серенада Солнечной долины», там герой - музыкант-контрабасист, и я влюбился в инструмент. И я стал упрашивать директора нашего клуба в техникуме, а учился я в Подольске, купить контрабас. В общем, уговаривал целый год - наконец она как-то выбила на это деньги, и мы поехали в Москву за инструментом. И я играл на нем день и ночь, и уже начал выступать в эстрадном оркестре», - вспоминал он.

В 1958-1960 годах учился в вечерней музыкальной школе в Подольске. Как-то от Московской областной филармонии в Подольск приехал выступать симфонический оркестр. И Юрия увидел тамошний контрабасист Владимир Михайлев, который позвал его в Москву. «И он мне открыл дорогу в музыкальную профессиональную жизнь», - говорил Юрий Маликов.

В 1962 году закончил Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова.

В 1965-1969 годах учился в Московской консерватории по классу контрабаса, заведующим кафедрой был Мстислав Ростропович.

В 1971 году Юрий Маликоа создал вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы» .

ВИА «Самоцветы»

История создания знаменитого ВИА относится к началу 1970 года, когда Юрию Маликову предложили поехать в Японию на выставку ЭКСПО-70. Там он увлекся современной музыкой и особенно ее технической стороной. В результате все заработанные за восемь месяцев средства были потрачены на пятнадцать ящиков музыкальной аппаратуры и инструментов для будущего ансамбля.

По приезде в Москву Юрий Маликов сразу занялся организацией ансамбля. Было прослушано огромное количество музыкантов пока, наконец, состав коллектива был определен. Записав с ансамблем несколько песен, Юрий Маликов обратился к режиссёру популярной радиопередачи «С добрым утром!» Екатерине Тархановой, с которой познакомился еще в Японии (на ЭКСПО - 70 она работала на стенде Всесоюзного радио) и которая, в свою очередь, представила его главному редактору передачи Эре Куденко. Песни ансамбля ей понравились, и 8 августа 1971 года в рамках программы «С добрым утром!» была сделана целая передача о новом коллективе, в исполнении которого прозвучали две песни: русская народная «Пойду ль я выйду ль я» и впервые песня М. Фрадкина «Увезу тебя я в тундру».

В конце программы среди радиослушателей был объявлен конкурс на лучшее название нового ансамбля (тогда он назывался ВИА под управлением Юрия Маликова). В адрес редакции пришло несколько десятков тысяч писем, в которых предлагалось 1183 разных названия. Из них музыканты выбрали «Самоцветы». И не только потому, что в их первой, сразу ставшей шлягером песне «Увезу тебя я в тундру», были такие слова: «Сколько хочешь самоцветов, мы с тобою соберем!». «Это название очень точно определяло направление нашего коллективного творчества. В нем каждый должен был как бы засветиться гранями своего таланта, раскрыть как можно полнее свои возможности в коллективе, дополнить друг друга», - вспоминал Юрий Маликов.

20 октября 1971 года ВИА под руководством Юрия Маликова вышел в эфир уже с новым названием - «Самоцветы». Их песни звучали теперь и в программе «Маяк», и по первой программе радио, и в молодежной редакции, и в передаче «Здравствуй, товарищ!». Но в основном вся начальная деятельность ансамбля осуществлялась через Москонцерт. Впервые «живьем» зрители увидели их на большом эстрадном концерте в летнем театре сада Эрмитаж в Москве, в котором они исполнили несколько песен. Первый состав ансамбля постепенно видоизменялся и в конце концов выделилась основная группа исполнителей, с которыми и записывались потом самые известные песни «Самоцветов». Это Ирина Шачнева, Эдуард Кролик, Сергей Березин, Геннадий Жарков, Валентин Дьяконов, Николай Раппопорт.

В течение 1972 года пробовались и другие музыканты. В коллектив пришли Юрий Генбачев, Анатолий Могилевский, Юрий Петерсон. Этому, сформировавшемуся первому составу «Самоцветов» обязаны своей популярностью песни, составившие «золотой фонд» ансамбля: «Увезу тебя я в тундру», «Не повторяется такое никогда», «Добрые приметы», «Верба», «Не надо печалиться», «У деревни Крюково», «Строим БАМ», «Если сердцем молод», «Горлица», «Песня моя, песня», «Снежинка», «Школьный бал», «Багульник», «Там, за облаками», фестивальная песня «О дружбе», «У нас, молодых», «На земле живет любовь», «За того парня», «Экипаж - одна семья» и др.

Песни «Самоцветов» - результат сотрудничества с композиторами М.Фрадкиным, С.Туликовым, В.Шаинским, Э.Ханком, В.Добрыниным, О.Ивановым, Я.Френкелем, 3.Бинкиным, А.Экимяном, Н.Богословским, поэтами П.Леонидовым, М.Пляцковским, Р.Рождественским, И.Шафераном, Л.Дербеневым, М.Рябининым, С.Островым, Е.Долматовским. А песня Д.Тухманова на стихи В.Харитонова «Мой адрес Советский Союз» долгие годы была визитной карточкой коллектива: ею начинался и заканчивался каждый его концерт.

ВИА "Самоцветы" - Мой адрес Советский Союз

ВИА «Самоцветы» пели о любви, о родной земле, о романтике трудных дорог, пели о том, что всегда волновало и волнует молодежь. Они были одними из немногих вокально-инструментальных ансамблей на советской эстраде, исполнявшими песни патриотического звучания.

В 1972 году ансамбль «Самоцветы» впервые поехал на шлягер-фестиваль в Дрезден. Солист ансамбля Валентин Дьяконов занял шестое место в общем зачете из 25-ти исполнителей, а в Дрездене вышла пластинка с четырьмя песнями «Самоцветов».

В дальнейшем ВИА «Самоцветы» стал лауреатом Международных музыкальных фестивалей и конкурсов в Варшаве, Берлине, Праге, Гаване, Милане, показывал своё искусство в странах Латинской Америки и Африки. И много, и с большим успехом гастролировали по родной стране.

С 1972 года они постоянно выступали в Лужниках: с сольными концертами, концертными отделениями, в сборных программах.

ВИА «Самоцветы» - лауреат V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1974).

В 1974–1975 годах «Самоцветы» давали по десять концертов (10 дней - 10 концертов) на стадионе «Динамо». Концерты проводились при любой погоде, они шли с полным аншлагом - собирали около 17 тысяч зрителей. Гастрольные поездки «Самоцветов» охватывали более 30 городов СССР: Киев, Минск, Алма-Ата, Тбилиси, Ростов, Куйбышев, Уфа, Свердловск и многие другие. Работая на гастролях, выступали на огромных стадионах и во дворцах спорта.

В 1975 году, на пике известности, в результате творческого кризиса несколько солистов ушли из «Самоцветов» и создали свой коллектив - ВИА «Пламя», а Юрий Маликов набрал новый состав. За двадцать дней ему удалось сформировать фактически новый ансамбль (из старого состава остались Александр Брондман, Евгений Курбаков, постановочная группа и только что зачисленный в ансамбль в качестве солиста Владимир Винокур), и подготовил целый сольный концерт с новыми исполнителями, наполовину обновив репертуар. В новый состав «Самоцветов» вошли музыканты-профессионалы: барабанщик В. Полонский, пришедший из ВИА «Веселые ребята», трубач Валерий Беседин из Москонцерта, аранжировщик, пианист Виталий Кретюк, работавший с Аллой Пугачевой в ансамбле «Ты, я и песня», гитарист Валерий Хабазин из ВИА «Веселые ребята», и из коллектива «О чем поют гитары».

Юрий Маликов (в центре) и ВИА "Самоцветы"

Через школу «Самоцветов» прошли многие кумиры 1980-х и 1990-х годов - , Александр Барыкин, Аркадий Хоралов, Сергей Беликов, Андрей Сапунов и др.

ВИА «Самоцветы» стремились оживить концертную форму выступлений. Режиссёрское построение концерта включало точные световые акценты, подчеркивающие движение программы, рождающие атмосферу внимания и сосредоточенности, а там, где необходимо, и решительно ломающие ритм действия и настроение. «Самоцветы» не только пели, но и комментировали своё выступление, отказавшись от услуг конферансье и назойливых служебных «связок».

Именно в «Самоцветах» дебютировал в качестве пародиста , а позднее его заменил юморист Сергей Кузнецов.

Всеобщий кризис вокально-инструментальных ансамблей в СССР начался с Олимпиады-80. Чтобы показать зарубежным спортсменам прогрессивность социалистического строя, из подполья выпустили рок-культуру. В это время ансамблям постепенно разрешили иметь свой репертуар, музыканты получили возможность исполнять песни собственного сочинения. «Самоцветам» была предоставлена новейшая аппаратура, сцена театра Эстрады. А в 1984 году после публикации в газете «Правда» выступления секретаря ЦК КПСС по идеологии К. У. Черненко начали расформировывать многие эстрадные музыкальные коллективы. После долгих и тщательных проверок ВИА «Самоцветы» уцелел.

Но расставания со сценой избежать не удалось. Та молодежь, которая слушала «Самоцветы» в 1970-х годах, уже повзрослела, а новое поколение почти полностью ушло в увлечение рок-музыкой. «Самоцветы» стали терять своего слушателя. С появлением многочисленных поп-групп («Ласковый май», «Мираж», «Восток» и др.) и новых солистов популярность «Самоцветов» упала.

Юрий Маликов рассказывал: «Ребята устали, выдохлись. У кого-то появились внуки, кто-то ушел в бизнес или эмигрировал. Пришло другое поколение зрителей, и им нужны были свои кумиры».

За кулисами ансамбля выросли будущие «эстрадные звезды»: в 1987 году в «Самоцветах» дебютировал Дмитрий Маликов, стал выступать в группе «Круиз».

В 1992 году Юрий Маликов был вынужден приостановить деятельность ансамбля. Тигран Асламазян занимался ваучерной приватизацией в правительстве Гайдара, Валентин Дьяконов стал аранжировщиком и звукорежиссером, Олег Слепцов создал собственную группу, Александр Нефедов занялся собственной карьерой, Владимир Пресняков начал работать вместе с сыном. Юрий Маликов занимался молодежным телевизионно-артистическим клубом «Корус», снимал телепередачи и клипы, возглавлял жюри различных песенных конкурсов.

В 1996 году - в год 25-летия ВИА «Самоцветы» - ему предложили для передачи «Золотой шлягер» вспомнить несколько мелодий «Самоцветов». На съемку собралось более 30 артистов из составов разных времен. Эффект их выступления был настолько неожиданным, что через полгода на ОРТ вышли знаменитые «Старые песни о главном». После этого некоторые участники ансамбля решили возобновить выступления - «Самоцветы» возродились.

В 2000 году в связи с 30-летием ансамбля Юрий Маликов получил звания лауреата национальной музыкальной премии «Овация» и «Золотой граммофон» Русского радио.

В настоящее время в «Самоцветах» выступают солисты ансамбля разных лет: Юрий Маликов, Ирина Шачнева, Григорий Рубцов, Сергей Ухналёв и Елена Преснякова, Александр Нефёдов, Олег Слепцов, Георгий Власенко. В репертуаре «Самоцветов» более 500 песен, многие из которых стали отечественной песенной классикой и вошли в энциклопедию советской и российской эстрады.

«Феномен популярности «Самоцветов» в том, что наша музыка была и остается простой, доступной, но в то же время профессиональной и искренней» , - считает Юрий Маликов.

14 февраля 2007 года Президент РФ подписал Указ о присвоении Юрию Маликову звание Народного артиста России.

Юрий Маликов - президент Фонда развития музыкального искусства, вице-президент Международного союза деятелей эстрады. Награждён орденом Петра Великого I степени и орденом Дружбы (2016).

Юрий Маликов и ВИА "Самоцветы" - Не надо печалиться

Личная жизнь Юрия Маликова:

Жена - Людмила Михайловна Вьюнкова, (род. 2 апреля 1945), в прошлом танцовщица, солистка Московского мюзик-холла, с 1984 года по начало 1990-х была солисткой ВИА «Самоцветы», впоследствии стала директором концертного коллектива Димы Маликова. Поженились 9 октября 1966 года.

Дискография Юрия Маликова:

1973 - ВИА «САМОЦВЕТЫ»
1974 - У нас молодых
1981 - Путь к сердцу
1985 - Прогноз погоды
1995 - Там, за облаками
1996 - Всё, что в жизни есть у меня
1996 - Двадцать лет спустя
1997 - Мы стали другими
2003 - Колоколенка
2003 - Первая любовь
2004 - Любовное настроение
2009 - «Самоцветы» GRAND Collection
2009 - NEW Самоцветы
2011 - «Самоцветы» в окружении звёзд

Наиболее известные песни ВИА «Самоцветы»:

Верба;
Всё, что в жизни есть у меня (Вячеслав Добрынин - Леонид Дербенёв) - унисонное пение;
Вся жизнь впереди (Алексей Экимян - Роберт Рождественский);
Если будем мы вдвоём - вокал Анатолий Могилевский;
Мой адрес - Советский Союз (Давид Тухманов - Владимир Харитонов);
Не повторяется такое никогда (Серафим Туликов - Михаил Пляцковский);
Там, за облаками;
Увезу тебя в тундру;
Школьный бал (Сергей Дьячков - Павел Леонидов) - вокал Валентин Дьяконов;
Экипаж - одна семья


Юрий Маликов, без всякого сомнения, человек-эпоха. Эстраду 70-80-х невозможно представить себе без хитов «Не надо печалиться», «Увезу тебя я в тундру», «Все, что в жизни есть у меня» и многих других. Песни, которые слушает уже не одно поколение, коллектив, не теряющий популярность уже более 40 лет, путевки на эстраду для многих известных исполнителей – все это о Народном артисте России Юрии Маликове.

Детство и юность

Юрий Маликов появился на свет в разгар военных событий Второй мировой войны - 6 июля 1943 года на хуторе Чеботовка Тарасовского района Ростовской области.

Детство мальчика прошло под впечатлением военных рассказов отца Федора Михайловича, который вернулся с фронта с серьезным ранением. А еще отец научил сына играть на гармошке, с которой прошел всю войну. Эти уроки потом помогли мальчику освоить игру на аккордеоне.

В 1954 году семья Маликовых перебралась жить Подмосковье. В новой школе Юра организовал аккордеонное трио, ребята участвовали во всех школьных мероприятиях. И в Подольском индустриальном техникуме, куда Маликов поступил после школы, он снова в центре художественной самодеятельности, только на этот раз играет в духовом оркестре.


Юноша освоил игру на многих инструментах, но истинная любовь связала его с контрабасом. Маликов впервые увидел инструмент в фильме «Серенада солнечной долины» и бесповоротно влюбился в его звучание. Уговорив руководство техникумовского клуба купить контрабас, Юра специально записался в вечернюю музыкальную школу, чтобы овладеть таинством игры.

Однажды в Подольск приехал симфонический оркестр от Московской областной филармонии. И контрабасист коллектива Владимир Михалев увидел на выступлении в парке юного коллегу по музыкальному инструменту. После знакомства Михалев пригласил Маликова в Москву, оставил номер телефона.

«Так я получил путевку в профессиональную жизнь», - вспоминает сегодня Юрий Федорович.

Михалев устроил Юру в музыкальное училище Ипполитова-Иванова, откуда талантливого парня забрали учиться в Московскую государственную консерваторию на оркестровый факультет.

Музыка

Профессиональную музыкальную карьеру Маликов начал с работы в «Москонцерте» в составе инструментального ансамбля певца . По окончании консерватории в 1969 году продолжал работать с различными коллективами «Москонцерта». Уже тогда на советской эстраде стали создаваться первые ВИА, группы музыкантов, поющие не под аккомпанемент оркестра, как было раньше, а под собственную игру на электрических инструментах.


Тогда возникла идея организовать ансамбль, который бы играл музыку нового жанра и формата. Окончательное же решение созрело после поездки в Японию в 1970 году. Юрий Маликов проработал там 8 месяцев, играл в эстрадном коллективе. Заработанные деньги музыкант потратил на покупку оборудования и инструментов, а по приезде в Москву сразу же объявил прослушивание для набора в ансамбль.

В 1971 году о новом ВИА «Самоцветы» уже знала вся страна благодаря шлягерам «Увезу тебя я в тундру» и «Пойду ль, выйду ль я», которые прозвучали в эфире Всесоюзного радио. А в 1972-м коллектив представил страну на шлягер-фестивале в Дрездене.

Песня «Увезу тебя я в тундру»

Песни «Самоцветов» быстро завоевали любовь слушателя – простые и добрые стихи брали за душу, а ритмичные мелодии хотелось напевать бесконечно. До этих молодых и стильных ребят никто и не предполагал, что патриотичная или народная песня может стать шлягером и быть подхвачена буквально каждым – от мала до велика.

Состав солистов Маликов подбирал тщательно, каждый раз обращая внимание на новые таланты: в музучилище, в самодеятельности, на гастролях, даже в ресторане. Так Юрий Федорович открыл много новых имен. В «Самоцветах» начинали петь , и другие исполнители.


Пик творчества группы пришелся на середину 70-х. Песни для «Самоцветов» пишут мэтры советской эстрады: поэты - , Михаил Пляцковский, композиторы – Эдуард Ханок, Марк Фрадкин, и другие.

Маликов и его ВИА гастролируют по всему Союзу, собирая дворцы и стадионы. «Золотые» хиты «Увезу тебя я в тундру», «Не повторяется такое никогда», «Добрые приметы», «Не надо печалиться», «У нас, молодых» неизменно исполняются «на бис», а открывает и завершает каждый концерт самая любимая композиция «Самоцветов» - «Мой адрес – Советский Союз».


Однако на этой волне успеха в 1975 году от Маликова уходит почти весь основной состав музыкантов. Это был своеобразный бойкот экс-участников ВИА за то, что Юрий Федорович сурово обошелся с главным солистом Валентином Дьяконовым. Маликов тоже проявил характер – возвращать бунтарей не стал, а за три недели собрал новый состав. Так в «Самоцветы» пришли и .

К началу 90-х Маликов несколько отходит от музыки и даже приостанавливает деятельность ансамбля: популярность «Самоцветов» уже не та, новое время принесло другую музыку и новых кумиров. И только в 1996 году, после 25-летия группы, вновь зазвучали ее золотые хиты в обновленной аранжировке. «Самоцветы» во главе с бессменным руководителем Юрием Маликовым вновь объединились, чтобы дарить творчество преданным и новым поклонникам.

Личная жизнь

С будущей женой Людмилой Вьюнковой Юрий Федорович познакомился в 1969 году. Молодой музыкант только начал работать в «Москонцерте», когда случайно забрел в сад «Эрмитаж» и увидел очаровательную танцовщицу мюзик-холла. В первый же вечер Маликов проводил Людмилу домой, и надолго пара уже не расставалась.


Через несколько месяцев сыграли свадьбу, в 1970 году родился первенец , а в 1977-м - дочь . Сегодня большая и дружная семья Маликовых – это знаменитая музыкальная династия.


Дмитрий Маликов - популярный певец, музыкант и композитор. Дочь Инна – певица, актриса и продюсер. У народного артиста четверо внуков. Дети Дмитрия - Ольга (падчерица), и Марк, который родился от суррогатной матери в 2018 году. Сын Инны – Дмитрий Маликов-младший.

Фото знаменитой семьи часто можно увидеть в «Инстаграме» и «Твиттере» Дмитрия Маликова.

Юрий Маликов сейчас

После возрождения в 1996 году ВИА «Самоцветы» вновь востребован и популярен. Юрий Федорович по-прежнему руководит коллективом, собрав лучших музыкантов разных лет. А в 2006 году Маликов-старший с дочерью Инной основали группу , которая делает стилизованные кавер-версии популярных советских песен.


Сегодня Юрий Федорович ведет здоровый образ жизни, после того как в 2006 году пришлось пройти оперативное лечение в Германии. В 2018 году к 75-летию артиста был снят документальный биографический фильм о Юрии Маликове «Самоцветы его жизни».

Дискография

  • 1973 - ВИА «Самоцветы»
  • 1974 - «У нас молодых»
  • 1981 - «Путь к сердцу»
  • 1985 - «Прогноз погоды»
  • 1995 - «Там, за облаками»
  • 1996 - «Все, что в жизни есть у меня»
  • 1996 - «Двадцать лет спустя»
  • 1997 - «Мы стали другими»
  • 2003 - «Колоколенка»
  • 2003 - «Первая любовь»
  • 2009 – «Самоцветы»
  • 2009 - «NEW Самоцветы»
  • 2011 - «Самоцветы» в окружении звезд»

Этот ансамбль был создан в 1971 году, его руководителем был Юрий Маликов. ВИА считался официозным, так как тематика их песен была в основном комсомольско - патриотической, хотя в их репертуаре были и другие отличные песни, такие как «Верба» или «Уголок России». Всего они выпустили 4 диска гиганта, множество сборников и миньонов.


Впервые музыканты собрались вместе в 1970, а первые концерты дали уже в следующем 1971 году. История коллектива началась с того, что выпускник Московской консерватории Юрий Маликов получил предложение поехать на выставку ЭКСПО 70, которая проходила в Японии, он давно хотел создать свой музыкальный коллектив, а в Японии увлекся современной музыкой. Вернувшись, он начал вплотную заниматься организацией собственного ансамбля.

В 1971 году, в рамках программы «С добрым утром» вышла целая передача о новом коллективе, прозвучали 2 их песни, так состоялся телевизионной дебют ансамбля, в рамках той - же передачи объявили конкурс на лучшее название для него, название «Самоцветы» было предложено самими зрителями и понравилось музыкантам.


Первая же песня "Самоцветов", которая называлась «Увезу тебя я в тундру»,(которую в последствии исполнял Кола Бельды) стала настоящим шлягером. А их дебютное, живое выступление состоялось в театре сада Эрмитаж и прошло с огромным успехом.


Основными участниками ансамбля были Ирина Шачнева Сергей Березин, Эдуард Кролик, Валентин Дьяконов, Геннадий Жарков, Николай Раппопорт, в этом составе они записали свои золотые хиты, такие как «Добрые приметы», «Не надо печалиться» и многие другие. Музыку для ансамбля писали такие известные композиторы как В. Добрынин, С. Туликов и многие другие, авторами текстов песен были Д. Тухманов и Р. Рождественский. Визитной карточкой коллектива была песня «Мой адрес - Советский Союз». Ансамбль объездил с гастролями всю страну. Практически все их песни сразу же становились настоящими шлягерами.

В 1972 году ансамбль принял участие в Дрезденском шлягер - фестивале, а Валентин Дьяконов занял на нем 6 место. В дальнейшем они стали лауреатами многих музыкальных конкурсов, они побывали с гастролями во многих странах мира. В 1975 году, несмотря на пик популярности "Самоцветов", ведущие музыканты ансамбля покинули коллектив и создали свой ВИА «Пламя» . В течении 20 дней Маликов не только собрал новый состав, но и подготовил для них полноценную концертную программу, репертуар коллектива обновился почти наполовину. В 80 - 90 х годах через ВИА прошли многие кумиры 80-х, такие как Владимир Кузьмин, Вячеслав Добрынин, Анатолий Могилевский и многие другие, в ансамбле дебютировал будущий блестящий артист Владимир Винокур. Музыканты не только выступали, но и блестяще комментировали свои выступления. По окончании Олимпиады 1980 года, интерес к ВИА начал постепенно падать, во многом по причине того, что функционеры решили продемонстрировать современность социалистического строя и перед Олимпиадой разрешили выступать многочисленным рок-командам.


«Самоцветы» - Не повторяется такое никогда.

История ансамбля «Самоцветы» берет свое начало, пожалуй, с Юрия Федорови­ча Маликова. Опытный прекрасный музыкант, окончивший московскую консер­ваторию по классу контрабаса, он решил создать новый вокально-инструмен­тальный ансамбль. На самом деле в то время по стране было уже слишком много таких коллективов. Так вот, поэтому решили сделать новое звучание, что отличало бы их от других ВИА…

Музыкальные пристрастия Юрия Маликова к джазу никак не сказались на стилистике «Самоцветов». Вообще-то, его любимым про­изведением была музыка из американского фильма «Серенада солнечной доли­ны» с оркестром Гленна Миллера. Безусловно, нравились Эллингтон, Чар­ли Паркер, Бенни Гудмен. А из советского джаза Юрий Маликов непременно отмечал дирижера Олега Лундстрема, трубача Эдди Рознера и певца Леонида Утесова.

Участие в джазовом трио прославленного джазового пианиста и композитора Александра Тартаковского - интересная страница начала творческого пути тогда еще молодого музыканта. На барабанах в трио играл Николай Михай­лов (настоящая фамилия Раппопорт). В репертуаре трио звучали романтичные пьесы самого Александра Иогановича Тартаковского, а также Дэйва Брубека, Ирвина Берлина, Джона Керна и других мастеров американского джаза.


Увлечение джазом у Юрия Маликова постепенно перешло в интерес к эстрадной музыке. Работа в аккомпанирующих составах певцов Иосифа Кобзона и Олега Анофриева уже в 1968-1969 гг. позволяла мечтать о поющем и одновре­менно играющем ВИА. Правда, были уже «Поющие гитары», «Орэра», «Песняры».... Поэтому целью было создать что-то непохожее на уже созданное и вне­сти свое яркое и запоминающееся звучание.

Мечта о «Самоцветах» сбылась в Японии
Уже выступая в составе инструментального ансамбля, аккомпанирующего пев­цу, киноактеру и композитору Олегу Анофриеву, музыканты стали подумать о новом коллективе. Олег Анофриев в то время пел модные песни из кинофиль­мов, а также сочинял свои. Например, достаточно известную «Какая ж песня без баяна». Самой, на наш взгляд, популярной работой певца стало его испол­нение песни в детском мультфильме «Бременские музыканты».

Мелодичная пе­сенка «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...» компо­зитора Геннадия Гладкова на стихи Юрия Энтина как бы определила путь к осуществлению мечты. Название для нового ансамбля музыканты решили взять себе из одноименного мультфильма.

ВИА «Бременские музыканты» в со­ставе: бас-гитариста Юрия Маликова, ударника Николая Михайлова (Раппо­порта), гитариста Вячеслава Антонова (потом известного композитора и шля-гермейстера), пианиста Глеба Мая, вокалиста Эдуарда Кролика и соло гитариста Алексея Пузырева - по воле судьбы не состоялось именно с этим названием. Художественные советы однозначно запретили бы. Так что поступили просто: впервые появились как ВИА под руководством Юрия Маликова - главного комсомольца «Москонцерта» и еще студента консерватории, а потом выпускника ее юбилейного, 100-го выпуска.

Может быть, это поспособствовало, и молодой музыкант аккомпанирующего коллектива в составе советской культурной делегации отправился в волшебную Японию, уже славящуюся своей радиоаппаратурой. Там проходила международная торговая выставка ярмарка «ЭКСПО-70».


За восемь месяцев пребывания в стране восходящего солнца Юрию Маликову удалось накопить на аппаратуру для ансамбля. Так, пятнадцать контейнеров на собственные деньги удалось привезти в Москву. А там колонки, усилители, микрофоны, электрогитары и электроорган.

На тот момент в «Москонцерте» были уже «Голубые гитары» Игоря Гранова и «Веселые ребята» Павла Слободки-на, которые приглашали Юрия Маликова в свой состав. Только хотелось создать новый коллектив, что и произошло потом. Средний возраст музыкантов ансам­бля был 25 лет. В первом репертуаре ВИА под руководством Юрия Маликова звучали разные песни о любви, молодости и войне.

«Туман» из кинофильма «Хроника пикирующего бомбардировщика» впервые в ансамбле исполнил пианист Глеб Май. Пока проходил репетиционный период, Юрий Маликов продолжал набор в ансамбль на конкурсной основе. Сам он предпочел в ансамбле петь и играть на бас-гитаре. А вот приглашали музыкантов в ансамбль по знакомству, уже зная их способности. Например, выпускницу вокального отделения Гнесинского училища Ирину Шачневу привел Слава Антонов (Добрынин).


Когда Юрий Маликов попросил ее что-нибудь исполнить, то она исполнила песни на английском и французском. Ирина спела одну из любимых свомх песен «О, го­лубка, моя», тогда было модно исполнять зарубежные произведения. Очень бы­ла удивлена, когда Юрий Маликов попросил ее спеть на русском. Ирина и с этим прекрасно справилась, аккомпанируя себе на рояле.

В коллективе стала петь и немного играть на электрооргане. Мужской состав Ира старательно заставляла заниматься сольфеджио. Впрочем, она пришла не одна, а с мужем Алексеем Шачневым. Он стал звукорежиссером нового ансамбля. Также из Гнесинского в коллектив Юрия Маликова пришел прекрасный вокалист Валентин Дьяконов с мягким лирическим тембром голоса.

>
Певец Анатолий Могилевский уже успел поработать в вокально-инструментальном ансамбле «Современник» Виктора Векштейна, работавшего еще при Калужской филармонии. Трубач, вокалист и пианист, колоритной внешности, с усами, Геннадий Жарков, и прекрасный саксофонист, аранжировщик, также играющий на фортепиано и электрооргане Сергей Березин. Оба из достаточно известного профессионального ВИА «Сере­бряные гитары», сразу заняли свои места.

Николай Михайлов первый барабан­щик ансамбля был уже в коллективе с первых шагов и помог в его творческом формировании. Он был также опытным музыкантом и успел поработать в раз­ных аккомпанирующих ансамблях. Певца и саксофониста Юрия Петерсона пригласили из первого «звездного» состава «Веселых Ребят». Там он пел песенку про девчонку, «Легко влюбиться» и многие другие.


В составе «Самоцветов» стал также играть на флейте и электрооргане. Они пришли в «Самоцветы» вместе с директором Михаилом Плоткиным, замечательным продюсером и че­ловеком, поработавшим с эстрадным певцом Эмилем Горовцем и поднявшим рейтинг популярности ансамблю «Веселые ребята». А вот молодого талантливо­го соло-гитариста Валерия Селезнева пригласили телеграммой, когда тот гаст­ролировал в Ростове с «Серебряными гитарами».

Его гитарные соло ярко вписались в музыкальную палитру «Самоцветов». Он также классно играл на балалайке и делал фирменные аранжировки - «Налетели дожди», «Чернобро­вая дивчина». На ритм-гитаре стал играть и петь Валентин Дьяконов. Саксофо­нист и вокалист Тигран Асламазян работал совсем короткое время. Он есть на первой звездной фотографии.

На ударных в составе ансамбля появился также замечательный молодой джазовый музыкант, лауреат джазового фестиваля «Таллин-67» Юрий Генбачев. Музыканты самого первого состава занялись сво­ими делами. Вокалист Эдуард Кролик создал вокальный квартет «Лада», став­ший потом ВИА и выпустивший несколько интересных пластинок. Тем не ме­нее, он помогал с вокальными аранжировками «Самоцветам».

Пианист Глеб Май занялся серьезной симфонической музыкой и даже в конце 70-х сочинил рок-ораторию «Исповедь» для группы «Аракс» на стихи Евгения Евтушенко. Алексей Пузырев стал гитаристом и аранжировщиком в «Веселых ребятах», по­мнятся его прекрасные соло на диске «Любовь - огромная страна».

Марк Фрадкин, Михаил Пляцковский «Увезу тебя я в тундру»

Первое выступление ансамбля состоялось 31 июля 1971 г. на сцене летней ве­ранды театра-сада «Эрмитаж», что в Москве на Большом Каретном. Собралось небольшое количество зрителей, пришедших в этот теплый летний вечер про­сто отдохнуть и послушать музыку. Это было начало, и на тот момент сравни­вать их с «Веселыми ребятами» или «Голубыми гитарами», собирающими уже огромные стадионы, было нельзя.

Выступление концертным номером в боль­шом эстрадном концерте, который вел величайший конферансье Борис Бру-нов, понравилось слушателям. Черные костюмы «Самоцветов» по началу гар­монировали со светлыми расписными русскими рубашечками. Надо отметить, что потом это уже были светлые яркие костюмы с узорчатой вышивкой.


Первый идейный вдохновитель молодого ансамбля поэт-песенник Михаил Спартакович Пляцковский как-то привел Юрия Маликова на эстрадную про­грамму «Товарищ Кино» в киноконцертный зал «Октябрь» на проспекте Кали­нина (нынешнем Новом Арбате). Там он и познакомил их с замечательным со­ветским композитором Марком Григорьевичем Фрадкиным.

В ходе встречи возник творческий тандем. Хотя у Марка Фрадкина было сомнение, насчет то­го получится ли что-нибудь из этого. Дело в том, что композитор сочинял тог­да в основном музыку для военных ансамблей, как например, для «дважды крас­нознаменного имени Александрова». После встречи с композитором музыканты только что созданного коллектива стали подпевать автору на его творческих вечерах. Это были в основном песни Марка Фрадкина из кино­фильмов.

Для ВИА под руководством Юрия Маликова была придумана песня «Увезу тебя я в тундру». А история создания достаточно простая.

Поэт Михаил Пляцковский часто ездил на Север в составе артистических агитбригад. Тогда и появились стихи, а замечательную мелодию придумал Марк Фрадкин. Они стали первыми исполнителями. После них песню включили в свой репертуар разные исполнители. В частности, в 70-е ее исполнял также дуэт Алексея Кузне­цова и Льва Полосина, в 90-е в телефильме «Старые песни о главном» - группа «На-На» под руководством Бари Алибасова.

Эстрадный певец и заслуженный артист Якутии Кола Бельды исполнил эту песню на телефестивале «Песня-72», вместо «Самоцветов». Тем не менее, правительство республики Удмуртия при­своили руководителю ансамбля Юрию Маликову звание заслуженного артиста, именно за эту песню. Первая премьера песни состоялась в воскресной радиопе­редаче «С Добрым утром» 8 августа 1971 г. Вместе с песней «Увезу тебя я в тун­дру» прозвучала и русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я».

Молодой ансамбль, еще без названия, представила редактор радиопередачи Эра Куденко. В ней же и было предложено слушателям - придумать название для ВИА. Их выдали более тысячи и одно из них: «Восемь мужчин и одна девушка». Впро­чем, самое главное, уже подсказывали строчки из песни, где пелось: «Сколько хочешь «Самоцветов» мы с тобою соберем...» Так появилось название, а потом вышла первая гибкая грампластинка, на которой все четыре песни стали любимыми по всей стране.

А это - «Увезу тебя я в тундру» Марка Фрадкина на слова Михаила Пляцковского, «Школьный бал» Сергея Дьячкова на слова ведущего автора сценариев эстрадных концертов, поэта-песенника Павла Леонидова, «Верба» Эдуарда Ханка с явным подражанием украинскому шлягеру «Червонне Руте», а также милые «Добрые приметы» Марка Фрадкина и поэта Евгения Дол­матовского. По поводу «Вербы» и «Чаривны бойкивчанки», исполненной на ук­раинском языке, стоит добавить, что она была сделана специально для гастролей ансамбля по городам Западной Украины.

«Самоцветы» начинают показывать по телевидению. В программе «Сель­ский час» они исполняют «Увезу тебя я в тундру», в телефестивалях «Мой ад­рес - Советский Союз», «Там за облаками», «У деревни Крюково» и «Не повто­ряется такое никогда». Особенно популярной в то время становится песня «Горлица» тогда еще молодого новосибирского композитора Олега Иванова и уже сочинившего популярную песню «Чтоб дружбу товарищ пронес по вол­нам», на стихи известного советского поэта-классика Александра Прокофьева.

Хотя первые исполнителями «Горлицы» были ВИА «Лада», - ВИА «Само­цветы» также прекрасно стали исполнять эту песню. Также коллективу полю­билась другая песня автора «Песня, моя песня». Впервые, ее исполнили и записали «Веселые ребята».

На радио звучит целый ряд новых песен -«Молодо-зелено» московского композитора Сергея Томина, «Экипаж - одна семья» ленинградца Станислава Пожлакова, «Ледовитый Океан» москвича и редактора радио «Юности» Рудольфа Манукова, работавшего на радиостан­ции «Юность», подарившего «Самоцветам» еще и «Чернобровую дивчину», но уже напополам с «Веселыми ребятами». У одних в электронной обработке, у других в акустике. Достаточно оригинальные и симпатичные варианты.

В концертах публика замечательно принимает две лирические баллады «Ивушка» и «Фея» в исполнении солиста Валентина Дьяконова (собственного
сочинения) под акустическую гитару. «Ивушку» попросил в свой репертуар югославский певец Ивица Шерфези. Звучат также цикл песен «Русь» Юрия Петерсона, написанных им на стихи Сергея Есенина. Одну из этих песен ис­полнил чехословацкий эстрадный певец Мирослав Личко на фестивале «Ме­лодии друзей-75».

Несомненно, торжественно звучит «Дом мой - Россия» Сергея Дьячкова на стихи Леонида Дербенева. Как не вспомнить также «Рус­лан и Людмила» композитора Евгения Филиппова на слова Ильи Резника.

Сервфим Туликов - «Не повторяется такое никогда»

Песня «Не повторяется такое никогда» про школьное окно и первую любовь появилась в репертуаре не случайно. Именно поэт-песенник Михаил Пляцков-ский, автор слов в «Увезу тебя я в тундру», как-то сказал Юрию Маликову, что есть еще хорошая песня. Ее автор замечательный советский композитор Сера­фим Туликов сочинял песни о Родине, партии, советской молодежи.

Были у него и произведения симфонической музыки. Только песенный жанр больше привлекал автора, вот и появлялись на радио, пластинках его запоминающие­ся произведения на стихи разных поэтов. На самом деле у «Не повторяется та­кое никогда» две версии текста. Первый совсем другой, он предназначался для певицы Ларисы Мондрус, которая так и не исполнила песню.

Когда «Самоцве­ты» сделали свою версию, то вместе с Михаилом Пляцковским пришли к ком­позитору Серафиму Туликову и показали песню. До этого он еще никогда не ра­ботал с молодежными вокально-инструментальными ансамблями и поэтому долго сомневался, - получится ли что-то. Поначалу даже сказал, когда услышал исполнение «Не повторяется такое никогда» «Самоцветами», что это не его песня. Только Михаил Пляцковский с Юрием Маликовым доказывали, что ус­пех «Увезу тебя я в тундру» получился.

Выручила дочка композитора - Алиса. Она убедила всех и «Самоцветы» стали первыми исполнителями песни. В даль­нейшем другие ВИА исполняли песни Серафима Туликова. Это ВИА «Голубые гитары» («Добрый молодец»), ВИА «Лейся, песня!» («Последнее письмо»), а также «Добры молодцы», «Сябры», «Пламя». Через несколько лет «Самоцве­ты» исполнили еще одну удачную песню Серафима Туликова «Бамовский вальс». Только это был уже другой период творчества, с другими песнями и му­зыкантами.

Первый диск-гигант ансамбля «Самоцветы» вышел в начале 1973 г. Первые сигнальные номера появились в обычных конвертах по рубль шестьдесят. Пес­ни всем уже были достаточно хорошо известны, поскольку до этого выпуска­лись на маленьких пластинках. А вот не издававшаяся ранее «Чернобровая див­чина», пожалуй, была исключением.

Когда диск вышел уже в подарочном конверте, из него исчезли три песни «Школьный бал», «Снежинка» и «Песня, моя песня». Дело в том, что как раз в то время на постоянное место жительст­ва в США уехал автор слов этих песен Павел Леонидов. Поэтому фирма «Мело­дия» исключили на выпускаемых пластинках все его песни. Эмиграция в те го­ды считалась предательством Родины.

«Самоцветы» пели песню Зиновия Бинкина «Мы строим БАМ» и провожа­ли первых строителей Байкало-Амурской магистрали. Музыканты участвовали в концерте на Комсомольской площади, где тысячи молодых энтузиастов гото­вились уехать на освоение таежных земель. Там «Самоцветов» впервые услы­шал бывший генсек Советского Союза Леонид Ильич Брежнев.

«Самоцветы» С песнями по всему миру

Поездка в ГДР (Германская Демократическая Республика) на международный фестиваль песни «Дрезден-72» (октябрь,1972) в качестве почетных гостей ста­ла для «Самоцветов» первым выездом за границу. На студии грамзаписи «Амига» у немцев музыканты записали восемь песен. Был выпущен диск-гигант, а на теле­видении сняли фильм про «Самоцветы». Там была и популярная «Червона Ру­та».

А потом была Чехословакия и большая фотография в местном музыкальном журнале «Мелодия». Там название ансамбля звучало на чешском, как «Драгоцен­ные камни». А вот в 1973 г. «Самоцветы» представляли Советский Союз на X Все­мирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. Там на одной сцене артис­ты «Самоцветов» выступали в одной программе с популярным у нас Дином Ридом, «Песнярами», ВИА «Ялла».

Специально для этого они подготовили пес­ню Владимира Шаинского «Дружба-Фройндшафт», где первый куплет исполня­ли на немецком языке. Композиция «Нет войне!» гитариста Валерия Селезнева, против войны во Вьетнаме. Там же прозвучала песня Сергея Березина на стихи Сергея Острового «Сказание о Земле». На этом фестивале «Самоцветы» испол­нили вместе с эстонским ансамблем «Лайне» новую песню композитора Генна­дия Подэльского на слова Льва Ошанина «Мы с одного земного шара». А на фе­стивале «Интерталант» в Праге солисту ансамбля Валентину Дьяконову был присужден специальный приз за исполнение песни Марка Фрадкина «За того парня».

В 1974 г. принимали участие в рамках программы «Международной му­зыкальной весны» в Чехословакии. Большой гастрольный тур по Аргентине, Перу и другим странам Латинской Америки в составе советской культурной де­легации (январь 1975 год). В программе под названием «Мой адрес - Советский Союз» « Самоцветы» исполняли свои лучшие песни.

Было много гастролей в Болгарию, Польшу и на Кубу. В этих зарубежных поездках музыканты приоб­ретали новые музыкальные инструменты, микрофоны, а Валерий Селезнев по­стоянно привозил разные гитарные примочки, квакушки и фуззы.

На одной по­пулярной маленькой грампластинке «Вокально-инструментальные ансамбли Мира» ВИА «Самоцветы» были представлены вместе с «Битлз», «Кридэнс» и «Шокинг Блю». Только было это в те времена инкогнито и все представлен­ные коллективы были зашифрованы под ВИА Англия, США, Голландия и СССР. Такой вариант предпочел сделать главный редактор фирмы «Мелодия» Рыжи­ков. Иначе бы худсоветы не пропустили бы это.

«Самоцветы» исполняли рок-блюз балладу Вячеслава Добрынина «Если бу­дем мы вдвоем». А пели там эту композицию солисты ансамбля Ирина Шачнева и Анатолий Могилевский.

И все же, несмотря на разные зарубежные поездки, «Самоцветы» исполняли исключительно песни советских композиторов. По те­левидению их первые выступления показывали преимущественно с песнями «Мок адрес - Советский Союз» и «Увезу тебя я в тундру». Кстати, трубачу Генна­дию Жаркову, который не мог расстаться с усами, не разрешали показываться на телесъемках. Усы можно было носить, например, «Песнярам». Он даже по­том собственную песню сочинил про усы.

«У нас, молодых... « («Из "Самоцветов" - "Пламя"»)

Второй альбом ансамбля так и назывался, - «У нас, молодых». В традициях фокстротов и советских песен 30-х годов придумали первую заглавную песню молодой тогда композитор Вячеслав Добрынин (до этого по фамилии Анто­нов) и Юрий Маликов. Стихи сочинил известный поэт Владимир Харитонов.

Как всегда, на диске много уже известных песен - «Вся жизнь впереди», «У де­ревни Крюково», «На земле живет любовь». Яркая и интересная обработка рус­ской народной песни, еще из первого концертного репертуара ансамбля «Са­моцветы». И это, несмотря на сложные проблемы с песнями, сочиненными авторами, не являющимися членами Союза композиторов, - их просто за­прещали выпускать на грампластинках. А у «Самоцветов» - многие выходили.

На диске «У нас, молодых» звучат песни музыкантов коллектива. Здесь звучит самая первая песня Вячеслава Добрынина «На земле живет любовь» на слова Леонида Дербенева. Трогательная лирическая баллада «Ивушка» Валентина Дьяконова на слова Валерия Лозового. Забойная и жизнерадостная песня с вступительными аккордами в духе «Лед Цеппелин» - «Синица» Юрия Петерсо-на. «Песня о радости» Юрия Маликова отразила замечательные настроения «Самоцветов».

На тот момент в ансамбле произошли изменения. Из звездного состава ушел прекрасный талантливый соло-гитарист Валерий Селезнев. В Кемеров­ской филармонии он возглавил ВИА «Витязи», которым до этого руководил Виктор Канишев, попавший в автомобильную катастрофу. Потом у Валерия бы­ла «Лейся, песня!», а его в «Самоцветах» сменил гитарист и вокалист Евгений Курбаков из тех же «Витязей». Вместе с ним в коллектив пришли второй трубач Валерий Беседин и вокалист Александр Брондман.

Казалось, и вправду «вся жизнь впереди, надейся и жди.... «. Только повер­нулось в этой звездной жизни все иначе. Практически, всем основным соста­вом в 1975 г. музыканты ушли из «Самоцветов», оставив руководителю назва­ние, костюмы и аппаратуру. Поступили так, как поется в песне, «один за всех и все за одного».

Поддержали Валентина Дьяконова, которого Юрий Федоро­вич наказал за то, что певец не успел на концерт. Он ведь на самом деле был ве­дущим во всех партиях и незаменимой единицей. По большому счету это серьезное нарушение, поскольку зрителей надо уважать, а с другой стороны -всякое в жизни бывает.


И ребята создали новый ВИА «Пламя», - буквально сразу вернулись на радио и телевидение, стали выпускать пластинки и ездить за границу. А вот первый репертуар, только в другой аранжировке взяли из «Самоцветов». Это - «Не надо печалиться», «Не повторяется такое никогда», «Стро­им БАМ». В «Самоцветах» остались певец Александр Бродман, трубач Валерий Беседин и гитарист Евгений Курбаков. Понадобилось время, чтобы собрать новых, достойных звездного имени, музыкантов.

Буквально в короткое время в «Самоцветах» быстро стабилизировалась обстановка концертно-гастрольной деятельности. В коллектив пришли талантли­вые музыканты: гитарист Юрий Валов (Милославский) из «Голубых гитар», сак­софонист и лауреат джазовых фес-ивалей Владимир Петрович Пресняков (до этого руководитель ВИА «О чем поют гитары»), певец Александр Барыкин (на то время еще Бырыкин), солистка Елена Кобзева из ВИА «Ты, я и песня» (по­том уже Преснякова), барабанщик Владимир Полонский из «Веселых ребят», пианист, аранжировщик Виталий Кретов (Кретюк), саксофонист Лев Пиль­щик, гитарист, аранжировщик Валерий Хабазин, работавший в «Веселых ребя­тах», певец Сергей Беликов из подмосковного Красногорска, а также певец Владимир Винокур, гитарист и вокалист Владимир Кузьмин (после ВИА «На­дежда»).


В «Самоцветах» в то время также работают трубач Валерий Беседин, гитарист и вокалист Евгений Курбаков и певец Александр Бродман, Совсем не­долго работает Владимир Винокур, который стал затем поющим конферансье, а Сергей Беликов после записи «Все, что есть у меня» перешел в группу «Аракс» при Лейкоме. Там он принимает участие в записи рок-оперы «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», а также - в записи альбома «По волне моей памяти» Дави­да Тухманова.

Первые записи новых «Самоцветов» на радио появились почти одновре­менно с ВИА «Пламя». Это были песни «Прощай» Вячеслава Добрынина {тре­тье исполнение после «Лейся, песни!» и Льва Лещенко), «Я потом известен бу­ду» Юрия Маликова, «Верь в любовь» Алеся Сердюка, «Материнская любовь» Оскара Фельцмана, «Обещание» Марка Фрадкина.

Также «Самоцветы» подго­товились и выступили на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где получи­ли третью премию. Среди участников конкурса были: челябинский «Ариэль», рижский «Модо», минский «Верасы», московский «Поющие сердца», армян­ский «Армина», грузинский «Аиси» и другие музыкальные коллективы. Участие в конкурсе заложило основы для новой творческой биографии «Самоцветов».


Все, что в жизни нужно «Самоцветам», - «Путь к сердцу»
Первая маленькая пластинка «Лето, лето» стала открытием «Самоцветов» в грамзаписи. На ней стоит отметить интересный авторский тандем в песнях Юрия Маликова и Владимира Преснякова.

В 1976 г. на всесоюзном радио зву­чат их новые песни «Через две зимы» и «Уголок России» Владимира Шаинско-го, «Здравствуй, мама» Давида Тухманова, «Я проживу и без тебя « Юрия Анто­нова, «Спортивная» Вячеслава Добрынина на слова Леонида Азарха. Настоящей удачей стала новая песня Вячеслава Добрынина «Все, что в жизни есть у меня», слова сочинил известный поэт-песенник Леонид Дербенев, - она сразу же попала в хит-парад газеты «Московский комсомолец», в свой реперту­ар ее включил певец Лев Лещенко, а английский дуэт «Питере энд Ли» записал ее - в их версии она называлась «Любовь» - отдельным синглом на фирме «Фи­липс», который вышел в ФРГ, Италии, Японии.

Главным солистом в «Самоцветах» становится певец, композитор и пиа­нист Аркадий Хоралов. Его прекрасный, с колоритным тембром голос стано­вится узнаваемым и любимым в песнях «Горький мед» Олега Иванова и «Давай попробуем вернуть», сочиненную им самим на стихи Андрея Дементьева.

Его музыкальная биография начиналась еще в ВИА «Червона Рута», а потом в орке­стре Константина Орбеляна и костромском ВИА «Юность, мечта и песня». По­сле «Самоцветов» Аркадий Хоралов работает в ВИА «Красные Маки», а затем приступает к сольной карьере композитора и певца. Выходят его великолеп­ные альбомы «Бесконечность», «Этот мир» и «Где ты».

Яркая запоминающаяся песня «Я люблю этот мир» композитора Владими­ра Мигули стала лауреатом телефестиваля «Песня-78» в исполнении «Самоцве­тов» с солистами Еленой Пресняковой, Алексеем Глызиным, Аркадием Хораловым и Александром Бродманом. Ее также исполнял эстонский певец Яак Иоалла в аранжировке Валерия Селезнева.

В это же время в «Самоцветах» ра­ботает Владимир Кузьмин, как вокалист и гитарист. А среди солистов появляет­ся Алексей Кондаков из ВИА «Надежда». В репертуаре ансамбля звучат такие песни, как «Конопатая девчонка» Бориса Савельева (солист Евгений Курба-ков), «По морозу по зиме» Зиновия Бинкина (солистка Елена Преснякова), «Счастье непонятное мое» Юрия Маликова, «Тында - крайняя точка Москвы» Зиновия Бинкина.

Наиболее удачной становится «Бамовский вальс» компози­тора Серафима Туликова на слова Михаила Пляцковского, «Самоцветы» испол­нили ее на телефестивале «Песня-78». В грамзаписи выходят и пользуются по­пулярностью «Выпускаю синицу» Алексея Мажукова, «Первое свидание» Владимира Мигули, «Все, что в жизни есть у меня» Вячеслава Добрынина...

«Самоцветы» выступали не только на стадионах и в концертных залах, но и в цехах заводов и фабрик для трудящихся в рабочий полдень. В концерт­ных программах ансамбля звучали целые циклы песен «Россия - Родина моя», «Мужество», «Это время зовет - БАМ».

В 1979 г. «Самоцветы» записывают на фирме третий диск-гигант «Путь к сердцу». В отличие от первых двух альбомов с раскрученными заранее песнями, этот выдерживал стиль, но по содержанию был новым, воспринимаемым как одно произведение, потому что хорошие пес­ни талантливо исполнялись и у ансамбля было свое лицо, узнаваемое даже по грамзаписи.

Стоит отметить «Первый раз» Юрия Маликова, «Совсем недавно» Бориса Емельянова, «Чужая свадьба» Вячеслава Добрынина...

Ансамбль «Самоцветы» - ИЗ 70-Х В 80-Е

Творческая биография «Самоцветов» начинается с участия в культурно-развле­кательных программах «Олимпиады-80», в антивоенном фестивале, который проходил на стадионе «Динамо» в 1983 г. Среди модных рок-групп - «Круиз»,
«Рондо», «Карнавал» - «Самоцветы» стали современны и профессиональны.

В составе ансамбля место на клавишных занимает бывший участник группы «Круиз» Сергей Сарычев из Волгограда, которого привел поэт-текстовик Вале­рий Сауткин, плотно сотрудничавший с «Самоцветами». После «Круиза» он за­писал свой сольный проект - магнитоальбом «Команда Альфа» с хитами: «Я - московский озорной гуляка», «Шторм», «Театр»... А вот с новым проектом уст­роиться ни в какую филармонию не удалось, в «Самоцветы» музыкант принес свои песни «Крутится волчок» и «Стоп, мистер Рэйган».

Вернулся в ансамбль певец Сергей Беликов из «Аракса». Надо отметить, что Сергей увлекся сочинением композиций в стиле лирического рока. Наи­более интересен «Ноктюрн» на стихи Павла Грушко, созданный путем нало­жения нескольких голосов одним исполнителем. В «Самоцветах» Сергей Бе­ликов принимает активное участие в записи четвертого диска-гиганта. Его яркий вокал особенно проявился в композициях «Зеркало и шут» Юрия Ма-ликова и Владимира Преснякова и «Цветы на асфальте» и «Как женился Джон», написанных самим певцом.

Альбом с названием модной американ­ской джаз-рок-группы - «Прогноз погоды» - получился у «Самоцветов» со­временно и с качественной записью. И инструментальная пьеса «Ты моя единственная» удалась, исполненная музыкальным руководителем ансамбля, лауреатом всесоюзных и международных конкурсов, тенор-саксофонистом Владимиром Пресняковым в собственной аранжировке.

Замечательная пес­ня «Все, что было без тебя» бас-гитариста коллектива Сергея Горбачева на стихи известного поэта-песенника Владимира Харитонова также интересна по своей музыкальности.

В 1984 г. репертуар «Самоцветов» пополняется новыми песнями «Удиви­тельные кони» (солист Александр Нефедов), «Бумажный кораблик» (солист Александр Нефедов), «Дрессировщик», «Песенка о футболе», «Али-Баба» (со­лист Андрей Сапунов), «Салют, салют» Юрия Маликова и Владимира Пресня­кова.

«Самоцветы» набирают в свой состав новых профессиональных музы­кантов с опытом работы. Так, на клавишные приходит известный по работе в «Цветах» и группе «Круг» Александр Слизунов. Замечательные гитаристы работают в «Самоцветах». Среди них - потрясающий Игорь Мялик со своеоб­разной техникой игры, перешел затем в «Цветы». Олег Пригожев многое почерпнул у Игоря, до «Самоцветов» он работал в известном ВИА «Ровесники».

Лидер-гитарист Борис Лобанов был направлен в «Москонцерт» на работу в группу Стаса Намина, а по чистой случайности попал в «Самоцветы». Его се­стра пела в вокальном трио, и подпевали на двух пластинках группы «Цветы». Сам Борис после «Самоцветов» попробовал свои силы в телеконкурсе «50x50» и записал сольный альбом в стиле фолк-рок.

Певец и бас-гитарист Ан­дрей Сапунов (солист в песне «Али-Баба») до «Самоцветов» учился на вокаль­ном отделении в Гнесинском училище у Миры Львовны Коробковой и играл в любительской группе «Олимпия». Он также принимал участие в концертах группы «Воскресение». Также на бас-гитаре некоторое время был Юрий Горь-ков (ВИА «Надежда» и группа Стаса Намина). Андрей Миансаров, клавиш­ные, {сын известной певицы Тамары Миансаровой) до этого работал в ВИА

«Апрель» под руководством Валерия Селезнева. Певец Олег Слепцов (потом в «Теле Поп Шоу»), клавишные и вокал Дмитрий Маликов, гитарист Олег По-гожев, вокалист Андрей Рыбаков, клавишные Виктор Кудрявцев (его млад­ший брат Юджин Кудрявцев в «Премьер-министре»), певец Алексей Конда­ков, Алексей Ковылин, актриса балета Людмила Вьюнкова (жена Юрия Маликова).

В 1985 г. ансамбль «Самоцветы» принимает участие в международном фес­тивале молодежи и студентов в Москве. Коллектив выступает на уровне камер­ного и исполняет достаточно сложные композиции, например, «Франсиско Гойя» (автор Владимир Пресняков). Театрализованный спектакль «Игра в вол­шебный тир», - музыку для которого сочинили Юрий Маликов и Владимир Пресняков, тексты сделали Борис Пургалин, Григорий Кантор и Борис Салибов


В программе также прозвучали песни композиторов В. Соловьева-Седого, М. Фрадкина, Д. Тухманова, В. Мигули, Г. Мовсесяна, С. Беликова на стихи по­этов М. Дудина, Е. Долматовского, В. Фирсова, И. Шаферана, М. Танича, Л. Козловой, В. Сауткина - шел целых семь дней в столичном Театре эстрады при полном аншлаге.

Это был впечатляющий, с прекрасным светом, декораци­ями и звуком музыкальный спектакль о мечте, о том, что есть и что будет, о ми­ре, в котором мы живем, и о Москве - столице фестиваля. Крупная серьезная работа «Самоцветов» так и не удостоилась попасть на двойной альбом фирмы «Мелодия».

По телевидению ансамбль можно было увидеть практически в каж­дом выпуске «Утренней почты», их песни также звучат по радио и телевидению в исполнении разных эстрадных исполнителей. Например, произведения Юрия Маликова и Владимира Преснякова замечательно исполняют Михаил Боярский («Дрессировщик»), ансамбль «Девчата».

В 1989 г. Юрием Маликовым была создана творческая студия «Самоцветы», где работают молодые исполнители.

Возрождение солистов группы «Самоцветы»

В 1995 г. «Самоцветы» отмечают свое 25-летие. Юбилейный концерт из Остан­кино транслируется по центральному каналу телевидения. В этом же год)" ди­ректор Владимир Иванович Соловьев собрал солистов ансамбля «Самоцветы»: Елену Преснякову, Александра Нефедова, Олега Слепцова и Георгия Власенко (экс-клавишные группы Стаса Намина и группы Михаила Муромова).

Записали «Мир не прост», «Лето, лето», «Увезу тебя я в тундру», «Не повторяется такое никогда» и многие другие песни и попурри. С аранжировками помог Георгий Власенко. Дебют коллектива состоялся в программе «Авторадио», а первое жи­вое выступление состоялось на благотворительном фестивале «Единый Мир» в летнем театре парка Горького.

Потом выступали в Кремле на фестивале «Наш адрес - Советский Союз», организованном и созданном театром замечательно­го певца Рената Ибрагимова (2001), на хит-параде ВИА в «Олимпийском» (2002). Выпустили компакт-диски «Двадцать лет спустя» (1996), «Мы стали другими»(1997), «Первая любовь» (2003).


В 2000 г. Юрий Маликов возрождает второй состав солистов «Самоцветов» и в концертных программах просит представлять их как ВИА «Самоцветы». Хо­тя на самом деле они выступают как солисты. В первый состав нового коллектива вошли Ирина Шачнева, Валентин Дьяконов, Валерий Белянин из группы «Пламя» и Юрий Федорович Маликов.

Первое выступление состоялось на творческом вечере композитора Давида Тухманова, затем участвовали в про­грамме «Шире круг», в Кремле на втором фестивале «Наш адрес - Советский Союз»,-там также выступили «Белорусские песняры», «Поющие сердца», «До­бры молодцы».

Валентина Дьяконова, ушедшего из-за болезни, заменил гита­рист и певец Евгений Курбаков. В 2001 г. в «Олимпийском» «Самоцветы» при­нимают участие в хит-параде ВИА, в 2002 г. Юрий Маликов организовывает фестиваль «Любимые ВИА в Кремле». К сожалению, после тяжелой болезни в 2004 г. не стало Евгения Курбакова. В «Самоцветы» приходит Григорий Руб­цов из группы «Пламя и Компания».

Надо отметить, что два состава «Самоцветов» великолепно чувствуют себя на российской сцене. Совершенно никакой конкуренции, поскольку оба соста­ва имеют полное юридическое и историческое право на свое, счастливое, про­должение творческой биографии.

Дружбы, любви и здоровья - Вам, уважаемые «Самоцветы»!

Инна Маликова - российская певица, актриса, основатель и солистка группы «Новые Самоцветы», продолжательница дела своего отца – Юрия Маликова, лидера советского ВИА «Самоцветы».

Детство и семья

Инна Маликова появилась на свет 1 января 1977 года в Москве, в семье Юрия Маликова, Народного артиста России, основателя ВИА «Самоцветы», и Людмилы Вьюнковой, бывшей солистки Московского мюзик-холла. Известный российский певец Дмитрий Маликов – старший брат Инны.

Инна росла в творческой атмосфере, часто бывала в концертных залах, знакомилась с известными музыкантами, поэтому со своей будущей профессией определилась рано.

«Родители не дали мне даже потрогать другую профессию», – шутила она.

Большую часть детских лет Инна провела с бабушкой и дедом – мать и отец были постоянно на гастролях. Маликова признается, что в ранние годы они не были особенно дружны с Дмитрием, но зато сейчас у них прекрасные отношения.


Начальное музыкальное образование девочка получила в Мерзляковской школе при консерватории, где осваивала нотную грамоту, фортепиано и скрипку. В 5 классе Маликова перешла в школу с углубленным изучением музыки и хореографии №1113, где в свое время учились Анастасия Стоцкая , Николай Басков , участницы группы «Винтаж», артисты Большого театра и многие другие звезды.


Когда Маликовой исполнилось 16 лет, старший брат написал ей в качестве подарка ко дню рождения песню «На празднике лета», с которой Инна впоследствии выступала на телепередачах «Утренняя звезда» и «Под знаком зодиака».

Дебют Инны Маликовой с песней «На празднике лета» (архивная запись 1993 г.)

После школы Маликова поступила на дирижерско-хоровое отделение музучилища, а также брала частные уроки вокала в эстрадно-джазовом училище. Некоторое время спустя девушка стала студенткой эстрадного отделения ГИТИСа.

Музыкальная карьера

Свой первый музыкальный альбом «Кто был прав?» Инна создала еще в годы учебы – тогда же было выпущено два видеоклипа.


В 2002 году певица начала сотрудничать с известными отечественными композиторами и работать над своим вторым альбомом «Кофе и шоколад», выпуск которого состоялся 3 года спустя. В клипе на заглавную песню альбома снялся актер Дмитрий Исаев .


В 2006 году Маликова основала группу «Новые Самоцветы», приурочив этот момент к 35-летию музыкального коллектива отца. В состав группы вошел участник шоу «Голос-4» Александр Постоленко, дочь солиста «Белорусских Песняров» Яна Дайнеко, участник «Фабрики звёзд-5» Михаил Веселов и сама Инна в качестве солистки и руководителя. Музыканты исполняют мировые и отечественные хиты 1970-1990-х годов и собственные песни.

Инна Маликова & «Новые Самоцветы» - Помнишь Modern Talking

Три года спустя после основания группа выпустила дебютную пластинку «Инна Маликова & Самоцветы NEW». Второй альбом коллектива увидел свет в 2014 году. Группу Маликовой, с которой певица объездила немало городов России и зарубежья, не раз называли «лучшим кавер-коллективом страны». Удивительно и то, что за более чем 10 лет существования коллектива его состав остается прежним.

Другие проекты

В 2004 году Инна стала лицом швейцарского часового бренда «Milus» в России. Впоследствии Дмитрий Маликов также стал лицом этой фирмы.


В 2006 году театральное агентство «Лекур» объявило о премьере спектакля «Развод по-московски», в котором дебютировала Инна, а также играли Станислав Садальский , Алла Довлатова , Жанна Эппле и Руслана Писанка.


2008 год был отмечен премьерой постановки «Летучая мышь», в которой были задействованы актеры «Лекура» – Инна Маликова (в роли служанки Адель), а также Андрей Носков , Федор Добронравов , Анна Снаткина и пр.


В 2010 году Маликова сменила Ольгу Будину на посту ведущей телепрограммы «Добрый вечер, Москва!» на канале «ТВЦ». Соведущим певицы стал Дмитрий Харатьян .


В 2016 году Инна стала бренд-амбассадором ювелирных домов «Кристалл» и «Мастер Бриллиант», а также итальянской марки одежды и обуви «Pinko» в России.

Личная жизнь Инны Маликовой

Первым мужем Инны стал бизнесмен Владимир Антоничук. Когда они познакомились, Инна была совсем юной – ей 21, Владимир на 5 лет старше. Романтичный мужчина покорил сердце девушки, влюбленные сыграли свадьбу, и уже в январе 1999 года в семье родился сын Дмитрий.


Но семейная жизнь не заладилась. Вскоре Маликова стала замечать разницу в характерах. Она была творческим человеком, легким и общительным, а супруг, напротив, оказался угрюмым, часто молчал, принимал только одну точку зрения – свою. Кроме того, Владимир был весьма ревнивым супругом и воспринимал в штыки творческую деятельность Инны.


Когда их сынишке исполнилось 13 лет, Инна подала на развод. После долгих судебных разбирательств Дмитрий остался жить с мамой. Хотя у парня тоже наблюдались музыкальные способности, и он даже аккомпанировал своему дяде на рояле во время концерта в «Крокусе», он пошел по другому пути. В 2016 году Дмитрий окончил школу и поступил в Институт имени Поля Бокюза на факультет «Кулинарное искусство и организация ресторанного бизнеса». Он поддерживает теплые отношения со своей двоюродной сестрой Стефанией Маликовой .


Свободно ли сердце Маликовой сейчас, неизвестно. В некоторых интервью певица намекала, что у нее есть возлюбленный, но утверждает, что ей хорошо и самой по себе.


Глядя на Инну, сложно поверить, что в 2017 году она разменяла пятый десяток. Как признается певица, она начала посещать косметолога с 17 лет, вдохновившись примером жены Дмитрия Елены , внешность которой Инна всегда считала идеалом. Сейчас она регулярно посещает салоны красоты и следит за всеми новинками в мире эстетической медицины. Многие поклонники считают, что она выглядит ровесницей своего сына.

Инна продолжает много гастролировать со своей группой, участвовать в концертах, записывать новые композиции. Так, в марте 2018 года «Новые самоцветы» выступили в шоу «Сегодня вечером» на Первом канале. Также Маликова осваивает инстаграм – она регулярно радует сотни тысяч своих подписчиков интересными кадрами из жизни, а также дает советы по правильному питанию и уходу за собой.




В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные