Конспект музыкального занятия по развитию музыкально-ритмических движений в подготовительной группе. Открытое занятие «Музыкально-ритмические движения» по предмету «Ритмическая мозаика Муз ритм движения в подготов группе

Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие Безбородова Людмила Александровна

4. Музыкально-ритмические движения

Движение под музыку развивает у младших школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения.

Идея использования музыкально-ритмического движения как средства развития музыкальности детей принадлежит швейцарскому ученому, основоположнику ритмики Э. Ж. Далькрозу (1865–1950). По его мнению, ритм музыки и пластика объединяются в движении с моторной, мышечной активностью человека. Ввиду данной особенности на занятиях по ритмике Далькроз стремился к тому, чтобы прежде всего создавать у своих воспитанников непреодолимое желание выражать себя. В качестве необходимых условий музыкально-ритмического воспитания считалось развитие эмоциональных способностей и творческого воображения детей. В дальнейшем идеи Далькроза были развиты его последователями Н. Г. Александровой, М. А. Румер, Н. А. Ветлугиной, Н. А. Метловым, Е. В. Коноровой, Е. Н. Соковниной, Г. С. Франио, И. В. Лифиц, М. Б. Пустовойтовой и др.

Основная цель ритмики – формирование у детей восприятия музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствующей музыке. Музыкально-ритмическая деятельность детей делится условно на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении. В этом виде музыкальной деятельности углубляется и дифференцируется восприятие музыки (выделяются средства музыкальной выразительности), ее образов и на этой основе формируются навыки выразительного движения.

Задачи ритмики:

– образовательные: формировать навыки владения ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения музыкальных образов; навыки ритмичного движения в соответствии со структурой, темпом, динамикой и регистровыми особенностями музыкального произведения; отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, ритмический рисунок;

– воспитательные: воспитывать у детей культуру движений, культуру чувств, чувство ответственности в коллективно выполняемых упражнениях, играх, танцах;

– развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, художественно-творческие способности (индивидуальное выражение музыкального образа, придумывание и комбинирование танцевальных движений); свободу движений посредством снятия мышечного торможения, чувство пространства.

Виды музыкально-ритмических движений. Источниками движения считают физические упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки. Физические упражнения в ритмике – ходьба, бег, подпрыгивания, поскоки, общеразвивающие упражнения (без предметов и с ними); строевые (построения, перестроения, передвижения). Назначение упражнений – развитие гимнастических, танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. Музыкально-ритмические упражнения можно разделить на подготовительные и самостоятельные. Само слово «упражнение» звучит для ребенка прозаично, поэтому с учетом поэтического восприятия мира детьми упражнения, как правило, имеют образные названия: «шагают кузнечики», «после дождя», «спать хочется» и т. д.

Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. В основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. Различают сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения. Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку и игры под пение – хоровод. Хороводы проходят под народные песни, текст песен подсказывает последовательность движений. Игра с пением – начальная форма музыкальной игры, где текст определяет характер образа движения. Более сложным видом считается игра под инструментальную музыку.

Следующий вид музыкально-ритмического движения – детские пляски и танцы. Они основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмического движения можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные и импровизационные, а также комбинированные, то есть имеющие и зафиксированные движения, и свободную импровизацию. В этом случае используется авторская композиция движений, и те, которые придумывают сами дети.

Таким образом, все виды музыкально-ритмического движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки, но у каждого вида есть свои функции.

Требование к музыкальному репертуару для всех видов музыкально-ритмического движения предполагает его художественность, динамичность, стройность и ясность выражения художественного образа. Особое значение имеет народная музыка, в частности русская народная песня.

Приемы обучения ритмике: наглядно-слуховой метод, который предполагает художественное исполнение педагогом музыки; словесный – образный рассказ о новой игре, танце, и метод упражнения – многократного повторения и закрепления движений, а также поэтапное разучивание репертуара танцев. В первой группе действий по восприятию музыки детьми происходит выделение ярких выразительных средств в музыке, акцентов, метрической пульсации, темповые изменения. Все это передается хлопками, шлепками, притопами, щелчками, отстукиванием ритма. Во второй группе действий происходит освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов и танцев.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Основным правилом обучения детей музыкально-ритмическому движению является внимательное отношение к музыке, что, соответственно, не допускает разговоров во время ее звучания, а также шумного исполнения движений. Самым простым заданием на первых порах для детей должно быть требование начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Если произведение начинается со вступления, следует научить детей слушать его, а движения начинать только после его завершения. Следующей ступенькой могут стать задания на смену вида движения в зависимости от характера звучания музыки.

Методика обучения ритмике содержит три этапа:

1. Знакомство детей с новым упражнением, пляской или игрой. Создается целостное впечатление о музыке и движениях. Это начало разучивания в общих чертах. При этом педагог прослушивает вместе с детьми музыку, раскрывает ее характер, образы и показывает музыкально-ритмические движения, стремится пробудить в детях желание разучить его. Затем он поясняет содержание музыкально-ритмического движения, элементы его, показывает каждый элемент в отдельности и вместе с детьми выполняет новое движение. В момент разучивания последовательности элементов всей композиции педагог тактично оценивает действия детей, чтобы сохранить их положительное отношение к делу.

2. Углубление разучивания. На этом этапе происходит уточнение, создание целостного музыкального образа, настроения музыки.

3. Закрепление представлений о музыке и движении, поощрение детей на самостоятельное выполнение разученных движений. Творчество детей, придумывание новой композиции хоровода из разученных элементов танца.

В работе над игрой, танцем или пляской педагогу целесообразно неоднократно исполнить музыку, остановить внимание детей на моментах, недостаточно ярко переданных в движениях; недопустимо уточнение ритмичности движения в отрыве от музыки, а также громкий счет педагога в момент исполнения упражнения. При необходимости возможно использовать показ удачных движений одним или двумя успевающими учениками, так как в педагогической практике замечено, что школьники быстрее понимают движение, когда его выполняет сверстник.

Занятия ритмикой требуют площади для свободного движения детей. Отсутствие в некоторых школах специального помещения объясняет причину, по которой порой движениям на уроке отводится незначительное место. Но, понимая значимость движения, способного помочь ребенку «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением, можно рекомендовать выполнять задания сидя или стоя около парт, но ни в коем случае не лишать ребенка возможности самовыражения посредством движения. Например, под веселую музыку можно предложить детям «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), под спокойную музыку делать плавные движения руками, под «таинственную» музыку изображать любопытство или испуг. Те произведения, которые связаны с движением, дети лучше запоминают и больше любят.

В качестве программных произведений Ю. Б. Алиев предлагает следующие упражнения, игры, пляски, танцы и инсценировки:

Упражнения:

1. В. Шаинский «Вместе весело шагать» (маршировка).

2. М. Глинка «Детская полька» (подскоки, кружение).

3. Д. Кабалевский «Рондо-марш» (ходьба под музыку разного характера) и т. д.

Игры:

1. Игра в куклы: П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла».

2. Игра в солдатики: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», В. Ребиков «Игра в солдатики».

3. Игра «Медведь и дети»: русская народная песня «Как пошли наши подружки», И. Стравинский «Медведь».

4. Игра «Дирижеры»: (дирижирование на 3/4, 2/4, 4/4), из них – на 2/4 – П. Чайковский «Камаринская» из «Детского альбома», Ф. Шуберт «Лендлеры». На 3/4 – Н. Римский-Корсаков «Песня Индийского гостя» из оперы «Садко». На 4/4 – М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Пляски и танцы:

1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я».

2. П. Чайковский «Полька» из «Детского альбома».

3. И. Шатров «На сопках Манчжурии».

4. П. Чайковский – «Вальс» из балета «Спящая красавица».

Инсценировки:

1. А. Александров – «Без музыки скучно».

2. М. Красев – «Летний вальс».

3. Г. Свиридов «Колдун».

4. Э. Соколова «Баба-Яга».

5. П. Перковский «Ссора».

6. П. Чайковский – «Подснежник» из цикла «Времена го да».

Рекомендуемые игровые движения и элементы плясок в начальной школе (подробнее можно прочитать в книге: Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 251–252).

1. Исходное положение: основное положение стоя – стоять не сутулясь, без излишнего напряжения в коленях и плечах, голова слегка поднята, пятки вместе, носки немного раздвинуты.

2. Виды шага. Бодрый шаг – обыкновенный бытовой шаг, но несколько более устремленный, благодаря чему тяжесть тела сразу переносится с пятки на переднюю часть ступни. Характер этого шага соответствует радостному, бодрому маршу. Высокий шаг – шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. Корпус прямой, голова поднята, энергичное движение руками. Соответствует энергичному характеру маршевой музыки. Тихая и «осторожная» ходьба – корпус наклонен слегка вперед, ноги мягко ступают на всю ступню. Движение рук сдержанное. Характер шага соответствует тихому звучанию музыки. Хороводный шаг – голова чуть приподнята, плечи немного отведены. В хороводах исполняется детьми, взявшимися за руки. При этом возможна смена положения рук, то есть рука, которая была впереди, идет назад, а та, что сзади – вперед. Таким образом, дети идут хороводным шагом, повернувшись в круг то лицом, то спиной. Шаг на носках исполняется, выпрямившись, как бы вытянувшись вверх. Мягкий пружинящий шаг соответствует спокойной танцевальной музыке. Нога, опускаясь на пол, мягко сгибается в колене и сразу пружинно выпрямляется и встает на носок (полупальцы).

3. Виды бега: легкий бег – бег непринужденного, беззаботного характера. В беге ноги активно отталкиваются от пола и мягко, бесшумно приземляются. Стремительный бег – энергичный бег (большими прыжками) с сильным взмахом рук. Корпус слегка наклоняется вперед.

4. Подскоки: легкие подскоки исполняются без лишнего напряжения. Нога слегка выносится вперед с согнутым коленом, руки свободно двигаются – одна вперед, другая назад. Сильные подскоки – движения рук и ног более энергичные. В отличие от легких подскоков сильные подскоки соответствуют более яркой в динамическом отношении музыке.

5. Прыжки: пружинное подпрыгивание исполняется при сильном отталкивании ступнями от пола. При приземлении колени слегка сгибаются. Сначала пола касаются пальцы, и лишь затем вся ступня, тяжесть тела на пятки не переходит. Положение корпуса – прямое, движение вверх – подчеркнуто вертикальное.

6. Элементы танцев: боковой галоп – правая нога делает шаг вправо, левая – продвигается к ней, пяткой как бы выталкивая ее снова вправо, для следующего шага. Движение полетное, без высокого подпрыгивания. Корпус в сторону движения не поворачивается. Шаг польки – на затакте делается легкий подскок на левой ноге. Одновременно правая нога выносится слегка вперед. На «раз-и-два» делается три небольших шажка – бега на носках, правой-левой-правой ногой, на «и» снова легкий подскок на правой ноге, левая выносится вперед и т. д. Выставление ноги вперед на пятку и на носок – ставя ногу на пятку, следует согнуть ногу в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх; ставя ногу на носок, подъем надо выпрямить. Прыжки с «выбрасыванием» ног вперед – нога выносится вперед с прямым коленом и слегка вытянутым носком, почти касаясь им пола. Корпус чуть откинут назад.

7. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте – на «раз» – шаг левой ногой, ставя ее рядом с правой, на «два» – притоп правой ногой впереди левой (не перенося на нее тяжесть тела), затем на «раз» следующего такта – шаг на месте правой ногой, на «два» – притоп левой впереди правой и т. д. Дробный шаг исполняется с продвижением вперед и при кружении на месте. Выполняется ритмично, на всей ступне, при согнутых коленях и прямом положении корпуса. Тройной шаг – на «раз-и» делаются два коротких шага, на «два» – один долгий (равный четверти). Основной характер движения – плавный. Переменный шаг – на «раз» делается удлиненный шаг правой ногой, на «и» – небольшой шаг левой, на «два-и» – небольшой шаг правой ногой с носка. Затем движения повторяются с левой ноги. Полуприсядка – на «раз-и» делается пружинное полуприседание и выпрямление колен, на «два» – выставление правой ноги вперед на пятку, носок поднят вверх. На следующем такте выставляется вперед другая нога. «Ковырялочка» – на «раз-и» делается небольшой подскок на левой ноге, одновременно правая нога отводится в сторону, ставится на носок, колено повернуто внутрь. На «два-и» – подскок на левой ноге, правая ставится на пятку, колено повернуто наружу. На следующий такт делается перетоп обеими ногами поочередно – правой, левой, правой. Затем движения повторяются.

8. Положения рук в русской пляске: руки на поясе, кисти сжаты в кулаки, локти направлены в стороны, руки отведены в стороны и кисть открыта, руки убраны за спину, руки скрещены перед грудью. В хороводе можно использовать следующие движения: по кругу (по одному и парами), «лучами» (к центру круга и от центра), «змейкой», «ручейками», «стенкой на стенку» (два ряда детей, стоящих друг против друга, поочередно продвигаются вперед – назад либо одновременно – «расчесочкой»).

Из книги Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей автора Голубева Лидия Георгиевна

Музыкальные ритмические занятия Очень полезны для ребенка музыкальные ритмические упражнения, которые обязательно должны включаться в повседневную жизнь. Ритм способствует развитию координации движений, помогает быстрее освоить различные упражнения, устраняет

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Движения Невербальный язык тела информативен не менее самих вопросов и интонации. Вместе с нами говорят жесты, мимика, движения, осанка. Если учитель спрашивает: «Какой это уровень?» – с нахмуренными бровями, скрещенными на груди руками, напряженным телом и суровым

Из книги Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие автора Безбородова Людмила Александровна

Глава 2 Из истории российской музыкально-образовательной практики Самобытный склад русской национальной культуры обусловил первичную форму музыкального искусства России – пение. В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Аутята. Родителям об аутизме автора Коган Виктор

Из книги Детские праздники дома. Сказочные сценарии и викторины автора Коган Марина Соломоновна

Движения и жесты Мы уже говорили о неловкости и неуклюжести аутичных детей. Стоит им начать что-то делать, как они выглядят маленькими медвежатами. Мелкая моторика рук, так необходимая для рисования и самообслуживания, очень несовершенна. Походка неловкая. «Ходит на

Из книги Хоровой класс. Отношение к обучению автора Стулов Игорь Харьевич

Ритмические упражнения «Теремок» Оборудование: магнитофон, кассета, домик-теремок, игрушки, маски-костюмы.Ход занятияХодьба на носках, пятках, спокойная ходьба по кругу с пятки на носок и так далее под русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде».Воспитатель. Сегодня

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Принцип постепенности усложнения музыкально-технических задач На каждом этапе работы с хором последовательно решаются задачи формирования вокально-хоровых навыков. В соответствии с ними постепенно усложняется и репертуар. На начальном этапе работы с женским хором

Из книги История профессионального музыкального образования в России (XIX – XX века) автора

Умные движения Вопрос: почему дети, которых родители много и часто носят, вырастают умнее? Ответ: их мозг растет лучше. Дети учатся очень многому, находясь на руках у занятых родителей. Дети, которых носят, меньше плачут. Что же они делают в это время? Они учатся. Дети,

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Первые движения Понаблюдайте за своим крошечным свертком, свернувшимся в люльке. Такой безмятежный, такой спокойный. Трудно поверить, что это тот же самый ребенок, который вертелся и выкидывал коленца у вас в животе. Вот он проснулся – переверните его и посмотрите на него

Из книги автора

Движения в два месяца Расслабление рук и кистей. Стиснутые кулачки и прижатые к туловищу ручки, наблюдавшиеся на первом месяце, на втором несколько расслабляются, словно рефлексы, удерживавшие мышцы ребенка в сильном напряжении, оказываются пересиленными развивающимся

Из книги автора

Движения в три месяца Положите ребенка на животик на стол или на пол, подложив что-то мягкое. Опуститесь рядом с ним. Поймайте его взгляд и начинайте говорить. Ребенок может поднять голову на сорок пять градусов или больше и вести беседу лицом к лицу. Вместо того чтобы

Из книги автора

Движения месяца Ребенок начинает переворачиваться. Когда ваш ребенок начнет переворачиваться, больше зависит от темперамента ребенка, чем от двигательного развития. Очень активные дети, которые обожают выгибать спину дугой, склонны к тому, чтобы начать

Из книги автора

ГЛАВА 3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА 3.1. Крупнейшие российские фортепианные школы ХХ векаВ российской фортепианной педагогике ХХ в. выделяются ветви, основанные родоначальником ленинградской фортепианной школы Л.В.

Из книги автора

2.4. Музыкально-ритмическое чувство «Библия музыканта начинается словами: “в начале был ритм”» – в такой образной форме великий музыкант-педагог Г. Г. Нейгауз выразил роль ритма в музыкальном искусстве и музыкальной деятельности . Музыка – искусство временное, и

Из книги автора

8.3. Развитие эмоциональности в музыкально-исполнительской деятельности Роль эмоций в музыкальной деятельности огромна: они пронизывают ее содержание и непосредственный процесс исполнения. Эмоции придают привлекательность занятиям музыкой, вызывают возникновение

Ирина Иванова
Конспект музыкального занятия по развитию музыкально-ритмических движений в подготовительной группе

Цель : формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие задачи :

Побуждать внимательность, слушать классическую музыку , обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус .

Формировать певческие умения, навыки, умение играть на детских музыкальных инструментах .

Способствовать умению петь выразительно, без напряжения.

Формировать умение выполнять движения в соответствии с разнообразным характером музыки , способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений .

Развивающие задачи :

Развивать способности по восприятию музыки , т. е уметь чувствовать её настроение и характер, понимать содержание.

Развивать специальные музыкальные способности : музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый, чувство ритма.

Развивать познавательный интерес к музыкальному искусству звуков .

Развивать музыкальную память , развивать двигательные качества : точность, координацию движений , пластичность, умение ориентироваться в пространстве, формировать правильную осанку.

Развивать творческие способности, потребности самовыражения в движении под музыку .

Развивать эмоциональную сферу , внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи :

Воспитывать любовь к народной, классической и современной музыке , воспитывать инициативу и творческие способности у детей.

Воспитывать культурные навыки.

Музыкальный материал :

Слушание : «Фея Осени» С. С Прокофьева.

Пение : Упражнение «Пчелка» , распевка «Андрей-воробей» р. н. п., «Несмеяна-Осень» Н. Куликовой, «Кто сказал, что осень - грустная пора?» О. Девочкиной, «Простая песенка» В. Дементьева.

Музыкально-ритмические движения : «Полька» Д. Кабалевского, «Мыши и кот» Т. Ломовой, «Медведь» В. Ребикова, «Заинька» р. н. м., «Полька» А. Арскоса, «На горе-то калина» р. н. м.

Наглядный материал : карточки (моделирование, сундучок, пчелка, портрет композитора, игрушки самоделки, музыкальные инструменты (гитара, музыкальные треугольники ) .

Литературный материал : произведения В. Усачёва.

Словарная работа : беседа об осени, о повадках животных, рассматривание иллюстраций, картин, использование речевых игр, прослушивание музыкальных произведений об осени.

Ход занятия:

Под музыку «Полька» Д. Кабалевского дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости . Давайте с ними поздороваемся. Дети исполняют приветствие «Здравствуйте» .

Музыкальный руководитель : Ребята, мы с вами сейчас поиграем. Давайте представим что мы лесные зверюшки и будем двигаться в соответствии с характером музыки , изображая пугливую мышку, неуклюжего медведя, хитрую лисичку и трусливого зайчика. Сначала наши звери пойдут по такой тропинке

Дети : Змейкой.

Музыкальный руководитель : А потом как? (показ карточки с графическим изображением)

Дети : По кругу.

Музыкальный руководитель : Не забывайте, что медведь косолапый, а зайчик- прыгает мягко и легко. Слушайте музыку , она вам подскажет кто идёт по лесной тропинке.

Дети выполняют упражнение «По лесной тропинке» .

Музыкальный руководитель : Мне очень понравилось как вы передали образ мышки, косолапого медведя, хитрой лисы и зайчика.

Музыкальный руководитель : Ребята, сейчас мы повторим наш любимый танец" Полька Кремена".На 1 часть польки будем двигаться легко на носочках,хлопки во второй части будем выполнять точнее. Что измениться во второй фигуре? Правильно. Измениться направление движения . Как же мы будем двигаться в 1-ой части третьей фигуры? Правильно. Будем выполнять бег с захлестом. А в четвертой фигуре изменяем направление движения и бежим как лошадки , высоко поднимая колени.

Дети исполняют танец "Полька Кремена"А. Арскоса.

Давайте представим, что мы легкие, осенние листочки, качающиеся на ветру.

Выполняют упражнение «Листочки» .

Музыкальный руководитель : Покрутились листочки на веточках и тихо слетели на землю, удобно устроившись на мягкой, лесной полянке. /дети садятся на ковёр/

Музыкальный руководитель :

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной

Как прекрасно слышать звук,

Шум дождя и сердца стук.

А. Усачёв.

Наш мир наполнен различными звуками. Они бывают звонкие и глухие, шуршащие и даже скрипящие. Одни звуки резкие, другие- мелодичные, переливающиеся. Музыка может изображать журчание ручейка, порывы ветра, шум моря, пение птиц. Музыка может быть нежной , а может быть бурной, мощной, волнующей.

Сегодня я вам предлагаю послушать музыку Сергея Сергеевича Прокофьева из балета «Золушка» , а называется это произведение «Фея Осени» . Эта музыка очень яркая , наполнена различными звуками. Послушайте внимательно произведение, а потом мне скажите, какие вы услышите звуки, что они изображают.

/дети слушают произведение «Фея Осени» С. С. Прокофьева. /

Музыкальный руководитель :

Что вы услышали в этом произведении?

Дети : Предполагаемые ответы детей.

Музыкальный руководитель : Правильно, слышны порывы ветра, которые подхватывают осенние листья и уносят их вдаль, музыка порывистая , волнующая. К концу произведения музыка затихает , природа успокаивается.

А сейчас «листочки» полетели на стульчики. Вас ждёт сюрприз.

Музыкальный руководитель : Смотрите, какой красивы й сундучок. Что же в нём? Посмотрим. (музыкальный руководитель достает из сундучка пчёлку)

Ой, да это пчёлка. Как она жужжит?

Дети : Произносят звукоподражание «Ж-Ж-Ж»

Музыкальный руководитель : Сейчас соберем пчелок в улья и погудим с закрытым ртом. (Дети делают вдох ртом, быстро ударяют указательными пальцами по крыльям носа,пропуская воздух через нос.) упражнение повторяется 2-3 раза.

Музыкальный руководитель : Попросим у пчелки меду.

Дети исполняют попевку «Пчелка» .

Музыкальный руководитель :»Дала пчелка меду, дети поели (активная работа ртом,облизнули губки (облизывают) .До чего же сладкий медок. А теперь споем песенку пчелки.

Дети исполняют песенку пчелка.

Любительница сладкого нектара спрячется от нас в сундучок.

Музыкальный руководитель достает из сундучка игрушку-птичку.

Да это воробей, а зовут его…

Дети : Андрей!

Музыкальный руководитель : Споем распевку «Андрей-воробей» и прохлопаем ее ритм

Дети исполняют распевку.

Музыкальный руководитель : Кто же еще спрятался в сундучке?

Да это музыкальные человечки . Это- Мажор (показывает игрушку в красном костюме,а это- Минор (показывает игрушку в синем костюме) .

Какие мелодии любит слушать Мажор?

Дети : веселые,задорные, бодрые, радостные…

А какие мелодии любит слушать Минор?

Дети : грустные, печальные…

Музыкальный руководитель :Отгадайте музыкальную загадку . Вспомните название песни? (играет мелодию из песни) .

Ответы детей.

Музыкальный руководитель : Для какого музыкального человечка мы ее исполним?

Дети : Для Минора.

Музыкальный руководитель : Правильно, для Минора. Сначала мы споем мелодию с закрытым ртом (исполняют без музыкального сопровождения ) .

А теперь споем песню со словами, напевно, ласково, нежно, ясно пропевая слова и их окончания.

Не забывайте о ласковой просьбе

Дети исполняют песню «Несмеяна Осень» Н Куликовой.

Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята. Исполнили песню очень проникновенно, с душой. Мне понравилось. А сейчас мы споем песню «Кто сказал, что осень –грустная пора» для обоих человечков, потому что в ней слышны как веселые, так и грустные нотки. А украсим мы песенку звучанием музыкальных треугольников .

(воспитатель раздает музыкальные инструменты , музыкальный руководитель напоминает правило обращения с ними)

Музыкальный руководитель : Играть будем легко, что бы звук получался звонкий.

Дети исполняют песню «Кто сказал,что осень –грустная пора?» . О. Девочкиной.

Музыкальный руководитель : Посмотрим, что еще осталось в сундучке? (вынимает гитару)

Дети : Это гитара.

Музыкальный руководитель : Как вы думаете, чья это гитара?

Дети : Это гитара лягушки.

Музыкальный руководитель : Правильно. А какую песенку любит лягушка?

Дети : Лягушка любит «Простую песенку» .

Музыкальный руководитель : А как вы думаете, для Мажора или для Минора

Прозвучит эта песня?

Дети : Эта песня прозвучит для Мажора.

Музыкальный руководитель : Исполнять эту песню будут девочки-солистки, а вы им будите подпевать припев.

Дети исполняют песню «Простая песенка» В. Дементьева

Музыкальный руководитель : Я думаю и Мажору, и Минору понравилось как вы исполнили песни. Но пришло время им снова спрятаться в сундучок.

Музыкальный руководитель : Послушайте, куда вас зовёт эта мелодия?

Дети : Эта мелодия нас зовёт в хоровод.

Музыкальный руководитель : Как называется хоровод?

Дети : Хоровод называется «На горе-то калина»

Музыкальный руководитель : Поем задорно, широко, не забывайте чётко выполнять притопы и хлопки. Движения выполняйте выразительно.

Дети исполняют хоровод «На горе-то калина»

Музыкальный руководитель : Молодцы, постарались. Движения выполняли выразительно, чётко под музыку , где необходимо плавно. Пели задорно и весело.

Музыкальный руководитель : Песни пели, хоровод водили, что ещё мы позабыли?

Дети : Поиграть!

Музыкальный руководитель : Я предлагаю вам поиграть в игру «Плетень» . (дети встают по квадрату четырьмя шеренгами) Встали красиво. Двигаться будем ровными шеренгами с правой ноги, вытягивая носочек, не отставая и не опережая друг друга. В пляске не забывайте использовать разнообразные плясовые движения , можно танцевать парами, группами и по одному . Давайте вспомним, какие плясовые движения вы знаете ?

Ответы детей.

Дети играют в игру «Плетень»

Воспитатель оценивает качество плясовых движений .

Игра повторяется.

Музыкальный руководитель : Замечательно, ребята, вы показали разнообразные плясовые движения . Двигались ровными шеренгами. Наше занятие подошло к концу . Вам оно понравилось?

Давайте вспомним чем вы сегодня занимались на занятии ?

Ответы детей.

А теперь попрощаемся с нашими гостями и пригласим их ещё к нам в гости.

Под русскую народную мелодию дети выходят из зала.

Учимся танцевать, играя

Милые коллеги! Вы, наверняка, согласитесь со мной, что на музыкальном занятии такие разделы как: слушание, пение, музыкальная дидактика предполагают наглядность и игру, и только МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ выпадают из этого ряда.
У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: "повтори за мной" и "поставь ногу сюда, а эту вот так", не всегда успешно.
Кроме того, обучение музыкально-ритмическим движениям проходит неинтересно и скучно для детей - сухой неоднократный повтор за музыкальным работником или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности, потому столько времени приходится тратить на постановку танца: некачественное и невыразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни музыкантов.
Неужели пустить всё на самотёк и вести эту монотонную и иногда безуспешную работу и дальше?
Как привить детям любовь к обучению музыкально-ритмическим движениям с младшего возраста?
Конечно, тоже через игру , чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он не стеснялся сделать движение неправильно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз. Что понятно - то выполнимо!
Итак, делаем вывод: музыкально - ритмические движения всегда были предметом обязательной скрупулезной отработки и неоднократного, тщательного машинального повтора за взрослым.
В музыкально - ритмических движениях игровые приемы практически не используются, и у ребенка теряется интерес к этому виду деятельности.
Я решила пересмотреть и этот вопрос и постараться сделать так,
чтобы дети получали навыки музыкально - ритмических движений в ИГРЕ и видели результат своих достижений в танцевальных композициях и танцевальном творчестве.
А за свои успехи получали бы
"Волшебную туфельку " - /все эти значки печатаются и отдаются детям в «копилку» своих побед и достижений/
Начали мы с разноцветной и весёлой разметки музыкального зала . Дети с удовольствием стали играть в эту танцевальную карусель, что, несомненно, улучшило качество построений в танцах: ведь теперь у каждой пары возник свой "домик". Эти обозначения помогли сохранять круг, теперь малыши двигаются по звёздочкам, не сбивая его при движении, что значительно сэкономило время музыкального занятия, которое так ценно и которого так не хватает на всё.

Далее я стала размышлять логически, анализировать и пришла к выводу, что все танцевальные движения в детском саду состоят из: разнообразных шагов и всевозможных прыжков, которые выполняются на мягкой «пружинке».
Дети с 1 мл. группы знакомятся с этими движениями. Шаги и прыжки для них понятны.…Но что такое для малыша «пружинка»? В силу своего маленького жизненного опыта, это понятие для него абстрактное. Ну, в самом деле, почему
полуприседание взрослой тёти называется «пружинка»? И вот тогда родилась идея создать куклу -
Девочку Пружинку , у которой ножки будут сделаны из настоящих пружинок. Куколку, с которой можно играть, потрогать её спиральные ножки, привести их в движение и понять, наконец, что такое пружинка. Эта игрушка стала для ребят весёлой подружкой, они с лёгкостью подражают ей и выполняют «пружинку», как только девочка пригласит их танцевать!

А чтобы ей не было скучно, я придумала для неё верных товарищей - мальчиков по имени Шажок и Прыжок .



Эти герои стали для детей настоящими друзьями, без них не обходится ни одно музыкальное занятие, ведь они помогают ребятам осознанно подходить к исполнению движений, самостоятельно анализировать - кто из наших героев помогает выполнять те или иные движения.
Например: выполняя «приставной шаг», дети выясняют для себя и выставляют на фланелеграфе кукол: «Шажок + Пружинка», а чтобы получился «боковой галоп» - нужно добавить к ним еще «Прыжок» , и т.д.
То есть, мы не просто играем в музыкально ритмические движения, мы задаем детям вопросы поискового характера, и ребенок ищет варианты ответа, свободно играя с этими куклами, составляя схему движения.
Старшие ребята могут использовать не куклы, а их символы.

А для малышей любимой подружкой стала вот такая Девочка Пружинка:

Войдя в атмосферу игры, захотелось остаться в ней и дальше, мотивировать любое музыкально- ритмическое движение игровой ситуацией, интересным для детей сюжетом или знакомыми образами, захотелось привнести в логику движений немного воображения, вот и родилась идея танцевать, играя, сначала словесно, а затем и зрелищно.
Так и возник «АЛЬБОМ ПУТЕШЕСТВИЙ В СТРАНУ ДВИЖЕНИЙ» .
Иллюстрациями для него послужили красочные, игровые, яркие картины большого формата, удобного для восприятия детей.

Для МЛАДШЕЙ ГРУППЫ - это сказочная поляна, по чьей тропинке мы идём и встречаем игрушечную машину (топающий шаг), лошадку (галопчик), солнышко (и наши ножки - как солнечные лучики), зайчика (прыжки на 2-х ногах) и т д, а девочка ПРУЖИНКА, мальчик ШАЖОК и мальчик ПРЫЖОК всегда рядом с нами, чтобы не дать ребятам ошибиться.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ наш путь пролегает через бабушкину деревню, где нас встречает кошечка (мягкий шаг), на пути - берёзовая роща, где мы знакомимся с русскими народными движениями, танцуем с платочком, а ПРЫЖОК, ПРУЖИНКА и ШАЖОК обучают нас поскокам.

СТАРШАЯ ГРУППА приглашает детей в Танцевальный Класс.
Тут Магистр Танцевальных Движений проводит свой занимательный танцевальный урок.

А в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ мы попадаем к Королеве Танцев, где продолжаем готовиться к балу, осваивая всё новые и новые движения, знакомимся с жителями Города Танцев: Менуэтом, Полонезом, Полькой, Вальсом и т д. и выполняем поэтапно фигуры этих танцев, чтобы потом собрать их воедино и исполнить на балу.

Все эти картины сопровождаются игровым текстом и перечнем движений по каждой возрастной группе.
Таким образом, ПРИНЦИП ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ успешно нашел своё применение и в этом виде музыкальной деятельности.
Просто необходимо сделать так, чтобы в обучении музыкально - ритмическим движениям, все было прозрачно и понятно детям, что, несомненно, будет стимулирует их интерес и более успешное воспроизведение движений на музыкальных занятиях.

5 минут музыкально-ритмических движений в подготовительной группе

Актуальность темы обусловлена тем, что осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием, включаются в разучивание и исполнение танцевальных постановок, в которых не только можно освоить элементарные ритмические движения, но и изобразить конкретных персонажей, выразительно передать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания музыкально – ритмической деятельности. Это так же является неотъемлемой частью оздоровительно – профилактической работы, которая способствует развитию опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Развитие эмоциональности ребенка

Через музыкально-ритмические движения».

Подготовила:

Васильева Ю. Г. – музыкальный руководитель

Санкт-Петербург

2017

Актуальность темы обусловлена тем, что осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием, включаются в разучивание и исполнение танцевальных постановок, в которых не только можно освоить элементарные ритмические движения, но и изобразить конкретных персонажей, выразительно передать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания музыкально – ритмической деятельности. Это так же является неотъемлемой частью оздоровительно – профилактической работы, которая способствует развитию опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки.

Цель: формировать эмоциональное восприятие музыки через двигательную активность, развивать творческие способности посредством танца; содействовать всестороннему развитию личности ребенка.

Задачи:

Эстетические: развивать музыкальный вкус и кругозор; пробуждать интерес к танцевальному движению; формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением.

Пластические: развивать гибкость, пластичность, точность движений; формировать навыки грациозности, дать основы элементов танца.

Оздоровительные: формировать правильную осанку, содействовать развитию органов дыхания.

Воспитательные: воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца; эмоционально раскрепостить ребенка.

Музыкально – ритмические движения:

Обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;

Развивают познавательные способности;

Воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

Способствуют физическому совершенствованию организма.

Методы и приёмы:

Метод показа

Словесный метод

Наглядный

Игровой

Практический

С данной темой я выступала на педсовете, где говорила о том, что художественное воспитание занимает важное место в дошкольной педагогике. Ведущими видами творчества в музыкальной деятельности детей являются пение и музыкально-ритмические движения. Так, например, музыкально- ритмические движения помогают ребенку контролировать себя, делать свои движения более гармоничными, обрести красивую осанку, снять зажимы, выразить свои чувства в движении. Однако всё вышесказанное не имело бы смысла без, пожалуй, самой главной составляющей детского здоровья - эмоционального благополучия.

В моей практической деятельности эмоциональное благополучие обеспечивается соблюдением и выполнением следующих педагогических условий:

  1. Доброжелательный тон педагога, внутренняя спокойная, не напряженная среда, веселая, лёгкая музыка, красивая окружающая обстановка - это то, чего надо придерживаться во время проведения музыкальных занятий. Даже напуганному, зажатому, не понимающему, что происходит и куда он попал, новичку, общий положительный эмоциональный фон дает возможность расслабиться, понять, что все не так уж страшно, раз хорошо и комфортно другим.
  2. Занятия должны проходить в атмосфере радости и игры. Игровая деятельность - главная движущая сила развития ребенка дошкольного возраста. Играя, дети познают себя, окружающий мир. А игра, сопровождаемая музыкой, движениями, вызывает у детей чувство радости и веселья. Играя, дети учатся без принуждения, сами того не замечая. Игра помогает детям создавать образы и запоминать их яркие черты.
  3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, находить к каждому отдельному ребенку подход, нужные слова для беседы и пояснений, подбирать соответствующие музыкально – ритмические постановки.

Обобщение:

Наблюдая за тем, с каким интересом дети осваивали новые движения и вслушивались в современные композиции, как они пытались на репетициях, праздниках, занятиях эмоционально передать характер движения различной музыки, я увидела, что вместе с этим повысился и общий уровень их музыкальных способностей; улучшилось чувство ритма, координация; дети стали лучше чувствовать музыку и выполнять танцевальные движения; на последующих занятиях увеличилась активность и в таких направлениях как пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах.

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Ритмическое движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Ритмика – это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Это очень важно – как ваш ребенок будет двигаться по жизни и насколько будет здоров. Не стоит этим пренебрегать. Надо помочь ребенку быть здоровым, определиться в его желаниях способностях.




В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные