Конспект занятия изо в изостудии

Сегодня у нас в гостях замечательный педагог — Мороз Любовь Юрьевна — с работами талантливых девочек изостудии «Капелька» из МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №3» г.Харовска.

Рисунки детей, их темы, «навеяны» прослушиванием перед занятием в изостудии произведений классики на музыкальном занятии. Поэтому такие непростые выбраны сюжеты у девочек).

«Тройка лошадей» — рисунок Марии Кораблевой, 5 лет

Руководитель: Мороз Л.Ю.

Мария — очень усидчивая, спокойная и рассудительная девочка. Общительная. Очень любит петь песни и делает это тоже очень хорошо).

1. Мария нарисовала:

  • трех лошадей в упряжке
  • Деда Мороза

2. Наметила карандашом снежные сугробы и контуры деревьев.

3. Когда набросок был готов, Мария его раскрасила.

Рисуем тройку лошадей — коллаж

И получилась симпатичная зимняя картина с тройкой лошадей, запряженных в сани:

«Тройка лошадей» — рисунок Кораблевой Марии, 5 лет

«Царевна-лебедь» — рисунок Юлии Красавиной, 6 лет

Руководитель: Мороз Л.Ю.

Юля тоже очень общительная и активная девочка. Любит мастерить что-нибудь, ходит в танцевальный кружок. Приветливая и улыбчивая девочка.

Свою царевну Юля рисовала так.

1.Простым карандашом Юля нарисовала царевну в пышном платье, с кокошником.

2. Кокошник украсила звездами и украшениями.

3. На рукавах и по подолу платья царевны Юля нарисовала звезды.

4. Затем Юля приступила к раскрашиванию.

«Царевна Лебедь» — рисует Красавина Юлия, 6 лет

5. Юля обвела поярче контуры, звезды на платье, украшения на кокошнике и вот такая красивая царевна Лебедь получилась:

«Царевна Лебедь» — рисунок Красавиной Юлии, 5 лет

Вот такие непростые и очень интересные сюжеты рисуют дети в изостудии «Капелька». Работы подготовлены для .

Основной задачей занятий в детской студии изобразительного творчества является развитие художественно- творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

Творческая студия – это особая среда, способствующая развитию эмоционально чувственного мира ребенка, где он ощущает себя свободным и защищенным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться, и обучаться дети разного уровня и развития, различного социального положения, левши и правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей, дети разного возраста.
Занятия в студии интересны и полезны. Интересны потому, что происходят необычной обстановке, не в группе, к которой дети привыкли, а, в специально созданных помещениях, оформленных особым образом, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность.
В студии можно расширить круг используемых материалов и соединение в одной работе несколько материалов для создания выразительных образов.
В условиях студии могут создаваться крупные коллективные композиции, включающие развернутый сюжет, над воплощением которого работают дети разных возрастных групп, при этом каждому ребенку находится посильное и интересное дело.
Группы можно составлять на основе уровня владения навыками изобразительной деятельности.
Состав подгруппы детей со слабо развитыми навыками и умениями может быть несколько меньшим, чем группы более сильных детей. Это позволяет каждому ребенку уделять больше внимания. Распределение по группам учитывает возрастные особенности детей и связанные с этим творческие предпочтения и возможности более адекватно самовыражения в области изобразительной деятельности.

Учитывая возрастные особенности, занятия строятся и в игровых формах, с использованием сказок, стихов музыкального ряда, соответствующего зрительного ряда.
Обязательны физкультминутки в середине занятий и как подведение итога- выставки и обсуждение работ в конце.
Включение поэтических и литературных произведений в содержание занятий по изобразительной деятельности детей создают тот педагогический механизм комплексного подхода к формированию знаний, умений, и навыков художественного образования и воспитания, который способствует общему развитию ребенка, постижению им окружающего мира через освоение природных и художественных явлений.

Огромный хаос художественных впечатлений, обрушивающийся на ребенка через СМИ, формирует человека, не имеющего духовного компаса, компаса эстетического и эмоционального. Критерии будут случайны, шатки, поверхностны. От этого никак не спасет даже широкое знаточество, даваемое теоретически, если оно не завершает системного эмоционально- образного развития ребенка с младенчества.

«Мы против превращения искусства в мастерство рук без опоры на широкую художественную культуру, но также против и подмены живого искусства теоретическим знанием о нем (искусствознание вместо искусства), именно такое «познание» искусства порождает схоластов. Искусство при этом познается, но не проживается. Знание не вживляется в духовный строй человека. Прожить можно (особенно в детском и подростковом возрасте) лишь в единстве рук, ума, чувств. В искусстве «познание – в кончиках пальцев». Да, для познания искусства нужно и то и другое, но не одно из двух и не механическое их объединение. Наша позиция иная. » Б.М.Неменский.

Познание окружающего мира на занятиях в изостудии.
Пути и методы.

Все встречи основаны на обязательной мотивировке изобразительной деятельности и созидательном труде. Для этого используются следующие методы: метод привлечения личного опыта ребёнка для установления связи искусства с жизнью (а если бы ты превратился в этот образ, что бы ты почувствовал, как двигался), игра как метод занятий, метод диалога, метод сравнения и сопоставления, метод коллективных, групповых работ и т.д.
Метод эмоционально образной драматургии — один из важнейших методов, позволяющий строить занятие как целостное художественно-игровое действо, создающее атмосферу удивления, радости, увлеченности, общения и творчества. Необходимо создавать на занятиях условия, при которых дети имеют реальную возможность творчески «высказаться».
В работе с маленькими детьми в педагогическом процессе очеловечиваем природу, вкладывая в неё тот смысл, которого в ней нет, но который помогает эмоционально осваивать её с детьми, содействуя в конечном итоге, формированию у детей образного — поэтического мышления, эмоционально нравственного отношения к окружающему миру.
Природа полна волшебных тайн, и эти тайны можно разгадывать вместе с детьми на занятиях изобразительного искусства в изостудиях. Присмотрись внимательно и ты увидишь, как похожи, бывают неживые камни, сухие деревья, чешуйки древесной коры на животных, на человека. Как будто кто то заколдовал и превратил их, полных жизни, в неузнаваемое, неподвижное. А они так хотят, что бы мы их увидели, узнали, поняли! Сухое дерево с переплетенными ветвями – словно гигантский сказочный дракон. А это дерево похоже на взлетающую птицу. Есть скала «Слон» на горном Алтае.
Искусство передает окружающую действительность (в том числе и природу) в образах и тем самым преобразует ее.
Но живой мир не познать только по картинкам — нужно отправиться в парк или лучше в настоящий лес, вдохнуть его запах, ощутить спокойствие. Что бы разговор с ребенком о природе не превратился в заумную лекцию, нужно постараться посмотреть вокруг его глазами — первооткрывателя, юного путешественника, восторженного и удивленного. »Что бы иметь доступ в чудесный дворец, имя которому — детство, мы должны перевоплощаться, становиться в какой то мере детьми. Только тогда нам будет доступна мудрая власть над ребенком» В.А.Сухомлинский. А в остальном полагаться на возраст ребенка. Увлечь ребенка в этом возрасте несложно. Пусть дети придумывают как можно больше образов — это развивает ассоциативную память и активно развивается. Новые и незнакомые объекты или явления природы не надо раскрывать сразу, лучше попросить ребенка описать увиденное, сравнить с уже знакомым, определить к какому виду это относится. « Часто, предельно часто мы не понимаем, что есть только одно семя творчества и только одно лоно, попав в которое семя это может прорасти и дать живой плод искусства.Семя это — чуткая наблюдательность, пусть сперва наивная, потом мудрая ко всем сторонам жизни, « распахнутость глаз» на ее красоты, радости, горести, беды. Способность удивляться, казалось бы, повседневному, привычному. А лоно- это развитая фантазия, в чреве которой только и может закрепиться живая искра наблюдательности и развиться в любое полноценное произведение». Б.М.Неменский.



Заразить ребенка любованием природы, восхищением её красотой, желанием запечатлеть на бумаге увиденное, одна из задач художника- педагога. Необходимо тактично поддерживать эмоциональное состояние ребенка на пути включения его в процесс созерцания. Возможность осуществления художественно- творческой деятельности, следующей за любованием, закрепляет в сознании детей идею о природе, как об источнике вдохновения и творчества. Для ребенка творческая работа с природными материалами — это лучшая школа, которая учит его пристально вглядываться в окружающий мир, сопоставлять анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное.
Всегда встречает у детей положительный отклик предложения изобразить пейзаж, животных, растения. Для того, что бы ребенок изобразил все это, необходимо сформировать у него отчетливые представления об объектах природы. В связи с этим целенаправленные совместные наблюдения объектов природы, учитывая задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Познавать природу с детьми – так интересно и увлекательно. Необходимо подчеркивать детям, что у природы многому можно научиться. Вот, например, рассказать детям, что липучку на курточке придумал очень любознательный человек, глядя на обычный репейник. С давних времен люди наблюдали за крыльями птиц и мечтали подняться в небо, и спустя столетия мечта воплотилась. А затейливые кульбиты бабочки или стрекозы — разве не напоминает это фигуры высшего пилотажа.
Стремление передать образцы природы в рисунке, лепке, аппликации приводит к углублению, уточнению знаний и представлению о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. В детских работах появляются новые темы.
Необходимо детям дать правильное представление о жизни животных и растений. Вместе с тем подчеркнуть красоту явлений природы, каждого цветочка, дерева. В задачи ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь снег, иней и другие, с флорой и фауной.
Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают, рассматривают их, стремятся обратить внимание педагогов и родителей на их красоту. Важно поддержать интерес ребятишек, предложить собрать понравившиеся листочки, создать букет или составить из листьев изображение. Пусть ребенок пофантазирует, что можно сделать из этого природного материала. Сухие веточки, небольшие коряги и даже речные камушки могут стать достойным украшением гербария. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотреть совместно с детьми, кто что придумал. Такие игры- упражнения нравятся детям, их можно проводить неоднократно. Композиции из листьев могут создаваться как одним ребенком, так и коллективно, после чего можно приступать к изображению осенних букетов, осеннего леса, в котором деревья похожи на листочки.
Совместные наблюдения объектов природы, учитывая задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Необходимо детям дать правильное представление о жизни животных и растений. Вместе с тем подчеркнуть красоту явлений природы, каждого цветочка, дерева.
Что происходит в лесу, в поле, у реки с наступлением тепла? Какие пернатые путешественники возвращаются в родные края, и какие последние? Когда и какие цветы распускаются после зимней стужи навстречу весне? Обо всём этом дети узнают и из книг, например, отправившись вместе с автором, известным писателем-натуралистом А.Онеговым, в увлекательное путешествие по природе средней полосы Россию. » Среди наших пернатых друзей и соседей немало красивых птиц, есть птицы, одетые и в золотые одежды, но, пожалуй, только иволгу можно назвать золотой. Чудесен золотой наряд иволги-самца, отороченный черным бархатом крыльев». »Прислушайтесь, приглядывайтесь к кустам черемухи на краю влажного луга — не видели вы еще на ветках темно красного самца нашей чечевицы». А.Онегов




Целостность видения — это основа метода изображения. Занятия с детьми должны быть направлены на развитие наблюдательности, остроты глаза, формированию способностей к целостному восприятию природных форм. В процессе рисования дети учатся анализировать изображаемый объект. Ребенок восприимчив ко всему, что его окружает, обожает яркие краски, насыщенные звуки и причудливые формы. Но сколько бы не было лет ребенку, вдумчивой беседе он предпочитает игру, поэтому расширять кругозор знаний об окружающем мире лучше всего в игре, в которой могут участвовать дети разных возрастов. Так, например:
«Старое дерево»
В любом дворе наверняка найдется дерево, довольно высокое и старое. Предложить детям рассказать его легенду: как оно росло, кто приходил лакомиться его плодами, как оно чувствовало себя, пробуждаясь весной и засыпая на зиму. Вместо старого дерева объектом для фантазии может стать даже листок, упавший с дерева.
На занятиях я часто использую литературные произведения, которые очень помогают создать наиболее полный образ, глубже прочувствовать какое либо явление в окружающем мире, повнимательнее вглядеться в природу… Так, например, рассказы «Ягодка», «Листик» раскрывают перед нами целую маленькую жизнь героев, помогает создать ребенку художественный образ, задействует воображение, помогают воспитывать бережное и внимательное отношению к природе.
«Ягодка»
«Натруженные руки с любовью посадили ягодный кустик. Они каждый день поливали его, подкармливали, рыхлили землю, рвали сорняки, желавшие заглушить молодой побег. Окруженный любовью кустик быстро рос, и вот на нем появилась первая ягодка. Сначала она была маленькой и зеленой, но любовь и забота делали свое дело. Ягодка быстро росла и краснела:: выправился и покраснел один бочек, потом другой, и вот она вся налилась и заалела.» (Татьяна Григорьева)
Конечно же, после прочтения этого отрывка ребятам интересно рисовать и образы ягодки рождаются весьма интересные и даже трепетные. Это произведение затрагивает и момент труда человека (можно провести параллель с работой стариков на дачах), и момент роста кустика, созревания ягодки, и вот перед нами уже целая маленькая жизнь. Мы обязательно с детьми обсудим все это, ведь очень важен нравственный момент. Окружающий мир так прекрасен, но он может быть и очень беззащитным. Надо с благодарностью относиться к дарам природы, помня, что она живая.
«Листик»
«Наступила весна. Дул теплый ветерок, припекало солнышко, и в воздухе стоял сладкий аромат пробуждающейся зелени. Деревья пробуждались от зимней спячки, в них заструились свежие, полные жизни соки и набухли почки. Почки росли, наливались силой, и в одно прекрасное утро лопнули и раскрылись. Ах, как прекрасно, тепло, — сказал, потягиваясь, маленький листочек.- Как много света, простора.
-Ах, как прекрасно, тепло, — сказал, потягиваясь, маленький листочек. — Как много света, простора.
-Света, света, света, — понеслось со всех сторон. Листочки нежились на солнышке и расправляли свои, еще липкие тельца.
-Какое прекрасное голубое небо, и как много воздуха, — зашелестели листочки.
А дерево подумало:
-У меня опять родился новый поэт. Он не будет спать по ночам, а будет слагать стихи.
И правда, листочек рос восторженным поэтом. Он восхищался каждым новым днем, он постоянно находился в радостном возбуждении оттого, что познавал все время, что — то новое в этом удивительном многообразном мире.
Однажды его чуть не съела гусеница, когда он слагал ей стихи,
восхищенный ее гибким пушистым тельцем. Хорошо, что по близости была птица, она то и спасла юного поэта». (Татьяна Григорьева)



Сказка неотделима от красоты…Благодаря сказке ребёнок познаёт мир — не только умом, но и сердцем.
Изобразительный язык поэзии поможет ярче раскрыть цветовую, композиционную, колористическую характеристику образов.
Поэтическое произведение даёт доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован ими как образец для подражания. Темой большого разговора может стать даже стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука»:
Мы не заметили жука и рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока, жужжит в окне,
Расправив крылья…
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
-Раскроем раму!

Если мама будет радоваться не только прекрасным цветам, но и весенней капели, и утренней росинке, и полевой ромашке, и если глаза её будут излучать свет даже в пасмурный день, тогда и ребёнок будет видеть его во всей безграничной красе.
А наша задача, в конкретном случае – задача педагогов – художников, всегда учитывать это и занимаясь с детьми, параллельно сотрудничать с родителями, возможно, где-то, вести разъяснительную работу в отношении к детскому творчеству, рисунку. Ведь даже неосторожное слово близких, может глубоко ранить ребенка и даже отбить охоту к творчеству.
Дети очень любят изображать цветы, и возможно особенно потому, что знают — такой рисунок обязательно порадует маму. Много чудесных сказок и стихов о них, а так же бытует множество легенд о происхождении того или иного цветка, которые дети слушают с огромным интересом. Так, например, по народному преданию ромашка вырастает там, куда с неба упадет звезда. Согласно славянским легендам, ландыш — это счастливый смех русалки Мавки, рассыпавшийся по весеннему лесу, когда она узнала радость любви. Дети с интересом слушают рассказы, после которых еще более внимательно вглядываются в цветы. У каждого пусть самого скромного цветка есть свое лицо, свой неповторимый наряд, каждый цветок это неповторимое чудо природы.
Вообще, изображение растений — специфическая тема в искусстве. Её освоение требует максимум внимания, настойчивости, методичности в работе. Рассматривать растение необходимо с разных сторон, иначе листья или плоды помешают увидеть особенности взаимосвязи элементов и наиболее интересные фактурные образования. Если это дерево, то лучше обойти его вокруг. Небольшой цветок хорошо будет виден на фоне бедой бумаги.
Если рассматривать изображения растений как учебное задание более детально, то их можно условно разделить на три вида: аналитические, образно- эмоциональные, орнаментально – пластические. Самые необычные образы растений, созданные нашей фантазией, опираются на реальные ощущения творческой практики. Кроме того, глубокое изучение природы открывает перед нами такие чудеса, перед которыми бледнеет большинство фантастических рисунков.
Чем больше дети накапливают знаний об окружающем мире, тем богаче, ярче становится их воображение, а поэтическое слово и музыка помогают детям в обобщении впечатлений, полученных во время наблюдений и экскурсий.



Дети на занятиях начинают понимать, что все взаимосвязано в мире, все полно соответствий. Путь начинается с анализа простых форм. Если в результате сопоставлений и размышлений выясняется, что у листа дерева, скелета руки единая структура, то почему в простом листе не могут таиться целые города. Изучая строение раковин, кристаллов, насекомых, растений, ребенок открывает для себя, что самый великий и мудрый художник – это природа. С ребятами открываем новые аналогии между вещами и явлениями, складываем их в новые картины. И тогда подключается фантазия, ассоциации.. Ведь и исторически человек подсматривал у природы все ее секреты и создавал свои произведения.
Для ребёнка рисунок — это лучшая школа, которая учит его владеть, т.е. пристально вглядываться в окружающий мир, сопоставлять анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное.
На занятиях дети рисуют «с натуры, по памяти и по представлению».
Рисование с натуры развивает глазомер, чувство пропорции, учит детей внимательно рассматривать предметы, определять их конструкцию, характер, цвет и т.д. Рисуя с натуры, ребенок не только осваивает изобразительную грамоту, но и развивает воображение и творческие способности.
Рисование по памяти и по представлению — более сложная задача. Ведь рисуя по памяти, необходимо очень четко представлять, как выглядит то что изображаешь. Важно обращать внимание детей на характерные особенности предметов. Например, на прогулке можно показать ребенку, что стволы и кроны деревьев отличаются друг от друга (по толщине, высоте, по форме, по цвету). Или, например, видим ворону: ворона это птица, а птиц очень много. И все они разные. Чем же они отличаются друг от друга, ведь у каждой есть голова, туловище крылья, а отличаются птицы размером, цветом и узором оперения и т.д. Такие короткие диалоги можно вести о чем угодно. Они развивают зрительную память ребенка, помогут пополнить его « копилочку образов», и тогда маленькому ребенку легче выполнить задание по памяти.
«Тематическое рисование»- это творческая работа ребенка, в которой он пытается отобразить свою оригинальную трактовку мира. Тематическое рисование развивает фантазию ребенка, формирует его индивидуальность. Воображение художника во многом зависит от его наблюдательности зрительной памяти. Поэтому работе над композицией предшествует работа по памяти и с натуры.

Важно воспитывать у детей отношение к изобразительному искусству как к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умению преодолевать трудности. Без учебы и труда невозможно эстетическое и нравственное воспитание детей.
По залам музея с детьми изостудии.
Скульптура малых форм (анималистика) в помощь детям в познании животного мира и бережного к нему отношения, а так же воспитание эстетического восприятия
Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму.
На своих занятиях я знакомлю детишек с работами скульпторов анималистов и с особенностями их работ. Такие занятия очень интересны и познавательны для детей. Вместе с ребятами мы отмечаем, что у каждого скульптора свои приемы изображения, видение природного мира, милый сердцу материал. Так, например, скульптор Д.Ф. Цаплин предпочитал высекать скульптуру из камня, известняка, то есть материалом для его пластики служила сама первозданная природа. Мастер мог часами наблюдать птиц, рыб, зверей и главным для него было сделать не копию с натуры, а передать суть животного, прикоснуться к таинственному миру зверей. Тончайшая настроенность на красоту живой природы свойственна и скульптору И.С.Ефимову. Его «Жирафа»- красавица, пощипывающая хрупкую веточку,- воплощение грации и трепета жизни. Это кроткое и пугливое животное. Особенно оно красиво и грациозно во время быстрого бега, когда его длинная шея качается, как мачта скользящей яхты. Во всех работах скульптора высвечивает доброе, теплое отношение к животным: наблюдательность и юмор. И еще – главное свойство его пластики –движение. Животные, созданные мастером, как правило пребывают в действии6: крадутся, ныряют, бегут.
Играющий в волнах «Дельфин» Ефимова, момент движения дан в наивысшей его фазе. Приходим к выводу, что стремительно взметнувшийся дельфин уподоблен по форме волне.
Старейший наш скульптор-анималист В.А. Ватагин предпочитал работать в дереве. Оно привлекало его прочностью и податливостью, живой теплотой, красотой золотистого цвета, разнообразием фактуры. Дерево под руками Ватагина оживает как у доброго папы Карла. Посвятив всю свою жизнь анималистике, мастер относился к животным бережно, с пониманием, не переставая призывать к гуманности и состраданию, во всех его работах чувствуется душевное тепло, доброта художника, уважение к жизни. » Всякая форма жизни уникальна», считал известный анималист.
Сравнивая «Льва в цирке» Сотникова и «львицу» Цаплина, убеждаемся, что одного и того же зверя можно изобразить по разному. У Цаплина лев -царственное животное, символизирующее могущество. Львов, как у Сотникова, в жизни просто не бывает, у скульптора преобладает фантазия. Мастер преображает реальную натуру. У льва необычная, игровая комбинация форм: «вывернутая голова», нарочито изогнутый хвост, условно трактованная грива. Решение образа подчинено декоративности. Образ зверя стилизован. Это придает скульптуре забавное сходство с народной игрушкой, свистулькой…
Чистый, белый фарфор как нельзя лучше подходит и для другой прелестной работы Сотникова — «Ягненок». Он забавен и трогателен, как всякий малыш. Пластика скульптуры передает младенческую неуклюжесть: впервые встал на ножки, некрепко держится, разъезжаются копытца…И дети в отношении ягненка употребляют эпитеты, как: маленький, слабенький, беспомощный…Этот несмышленыш- само воплощение наивной доверчивости, беззащитности. Он — маленькое, нежное чудо природы.. И разговор как то естественно выливается в беседу: «Мы и животные рядом с нами». В которой мы размышляем о экологических проблемах, о беззащитности природного мира, о тревоге за судьбу всего живого и о нравственном долге человека перед природой.
Вывод: знания, даваемые учителем детям о работе скульпторов, об отношении их к животному миру, помогает детям внимательнее вглядываться в окружающий мир, быть терпимее и старательнее в своих трудах. Беседы о том, с какой любовью и нежностью относятся скульпторы к животным затрагивают детские сердечки, вызывают у них отклик, воспитывают гуманное отношение к животному миру.

Роль педагога.
«Педагог – носитель, передатчик новым поколениям именно целостного фундамента художественной культуры». Б.М.Неменский
«Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». К.Д.Ушинский
Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, тоже следует рассматривать как творческую. »Что бы иметь доступ в чудесный дворец, имя которому — детство, мы должны перевоплощаться, становиться в какой то мере детьми. Только тогда нам будет доступна мудрая власть над ребенком». В.А.Сухомлинский.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка, поэтому важное условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера на занятии. Педагог должен создать безопасную психологическую базу для работы ребенка. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода напрасные замечания и осуждения.
Заразите творчеством сердечки,
Научите видеть Красоту,
подберите лучшие словечки,
Не убейте детскую мечту.
Без упреков, зла и оскорблений
Пусть распустится дитя- цветок,
Чтоб вы совести не знали угрызений,
Педагоги, загубившие росток.
Ведь когда-нибудь вот эти дети
Землю- матушку для нас спасут,
Разорвут запутавшие сети
И до Бога нас же донесут.
(Илюшечкина Вера, 9 кл.)
Фундаментом педагогического мастерства являются личность педагога, знания и педагогический опыт.
В основе творческого труда учителя – прежде всего умение анализировать свою педагогическую деятельность на занятии, уроке.
Способность к импровизации, перевоплощению, артистизм и, конечно, культура речи учителя — неполный перечень слагаемых педагогического мастерства.
Задача педагога развивать творческий потенциал ребенка, прививать любовь и уважение к культурному наследию, формировать личность, умеющую и мыслящую», открывать» ребенку глаза на мир. Человек, работающий с детьми должен обладать следующими качествами: любить детей, благожелательно к ним относиться, уметь устанавливать доверительные отношения, знать особенности возрастной психологии.
Обучение и воспитание должно соответствовать возрастным этапам развития, быть своевременным и последовательным.
Педагог должен уметь устанавливать с ребенком тесные дружеские отношения; принимать его таким, какой он есть, сохранять атмосферу терпимости, что бы ребенок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои переживания, уважать его стремление самостоятельно решать свои проблемы и делать собственный выбор, уметь экспериментировать с разными художественными материалами; творчески нестандартно мыслить. Таким образом, особенностями среды изостудии определяются основные принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность и индивидуализация.
Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода напрасные замечания и осуждения.
«Дайте первую удачу!
Пусть в себя поверит человек!
Пусть в приливе радости горячей
Ощутит себя потомком всех,
Кто творил, кто делал мир богаче…
Дайте, дайте первую удачу!!»
Д.Кугультинов
«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут ». Я.Корчак

Заключение
Многие дошкольники и младшие школьники проводят больше времени за компьютером, которые постепенно заменяют им живой мир. И вот всю необходимую информацию ребенок воспринял глазами или на слух, но остальные органы чувств остались незадействованными. Казалось бы, какая мелочь! Но в результате развитие осязания, обоняния и даже интеллекта замедляется, а образы настоящей жизни, заменяет выдуманная и виртуальная. Сколько бы мы не отделялись от природы, все равно остаемся её частью и живем по её законам.
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного.
В.А.Сухомлинский писал: »Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».(25)
Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются не только тогда, когда ребёнок рассматривает цветы, гуляет по лесу, слушает птиц. Очень важна в этом плане творческая работа детей. И здесь от нас, художников-педагогов, зависит очень многое. Перед педагогом стоит и задача воспитания эмоционально положительного отношения к природе, которая тесно связана с задачей развития и поддержания глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей взрослой жизни деятельности на благо Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Ведь любовь к природе определяется прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. Конечно, в дошкольном возрасте появляются лишь первые ростки бережного действенного отношения к природе, но и это имеет очень большое значение, ибо, как писал В.А.Сухомлинский, важно не только, »сколько деревьев посадил каждый ребёнок, а то, чем стало для него хотя бы единственное деревце, как оно вошло в его сердце…».
Что бы радовали нас всех леса и озера, поля и реки, мы взрослые должны сеять в души наших детей сызмальства зёрна бережного отношения к окружающему нас миру, прививать любовь к нему. И тогда маленький человечек не будет расти равнодушным потребителем, и тогда, дети наши, в сердцах которых живёт любовь к окружающей природе, к близким людям, к животному, будут острее видеть красоту, а видя её и чувствуя они не смогут не быть творцами прекрасного.
«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира» В.А.Сухомлинский
В процессе работы с детьми, я поняла, как важна воспитательная задача — гуманное отношение к окружающему миру, без неё многое, многое теряет свой смысл. Меня, как педагога, не устраивает лишь красивое и правильное изображение ребёнком дедушки ли, кота, цветка, дерева, я хочу, что бы эти рисунки были «пропитаны», прежде всего, любовью! Я хочу, что бы детское творчество наполняло детей светом и радостью, я хочу чтобы дети наши не были лишь созерцателями окружающей красоты, я хочу, чтобы они не росли равнодушными наблюдателями, в совершенстве, владеющими различными техниками и методами изображения чего либо (а таких детей, к сожалению, я встречала). Возможно, научить рисовать можно каждого. Но я как ученица школы Б.М.Неменского, как искренняя его последовательница его педагогических идей вижу для себя главную цель в ином.
«Самый главный художественный навык — это навык поэтического мира. Без этого нет искусства, только ремесло. К сожалению бывает и так…
Поэзией пропитаны все поры нашей жизни- и не стоит не замечать этого, не наслаждаться этим, но окрылять новые души великой силой поэтического, художественного познания жизни. И путь к этому доступен каждому -и художнику,и зрителю, как и любой трудный путь, начинается он всего с одного, первого робкого шага…И лучше всего – в детстве». Б.М.Неменский
«Замечательный человек и музыкант Д.Б Кабалевский озаглавил одну из своих книг так:»Прекрасное пробуждает доброе».А нам постоянно задают вопрос: если так, то почему же среди людей, причастных к искусству профессионально, есть безнравственные, отнюдь не добрые люди? И это- правда. Такие вопросы часто задают не обыватели, а ученые – психологи, философы, дидакты и т.д. Об одной из причин я уже говорил — холодное знаточество: сноб- тот же дикарь.» Б.М.Неменский
«Да, искусства способны развивать фантазию, творческую потенцию, музыкальный слух, колористическое, пространственное, композиционное мышление. И многое другое. Но сегодня для нашего общества (а может и для всего человечества) искусства в общем образовании необходимы ради своей основной, ведущей функции — формирование эмоциональных критериев личности как стимула действий, т.е. ощущения смысла жизни» Б.М.Неменский.
Цель данной работы заключалась в обосновании влияния окружающего мира на художественно эстетическое развитие детей и роль педагога в этом процессе. Вывод моей работы — окружающий мир (в частности природа, животные,) является источником художественно эстетического развития. В свою очередь художественно эстетическое воспитание и обучение помогает увидеть окружающий мир во всей его необъятной красе, ощутить, понять и прочувствовать эту красоту и как следствие полюбить этот окружающий мир ещё больше.
На основе анализа литературы можно сделать следующие выводы:
1.Эстетическое развитие детей осуществляется в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности.
2.Природа дарит детям взволнованное понимание красоты и является основой основ поэтического постижения мира, первоисточником красоты в искусстве.
«Азбукой познания живописи является непосредственное наблюдение природы, что бы понимать, переживать и любить живопись, человеку необходимо пройти длительную школу чувств именно в мир природы» В.А.Сухомлинский.
Любовь к природе – это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый к ней интерес и желание её беречь и охранять. В связи с этим перед педагогом ставятся следующие задачи:
-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
-воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о ней, а так же о природном разнообразии страны и т.д.
«Я увидел, что детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В.А.Сухомлинский.
«Занимаясь изобразительным искусством, человек не только овладевает практическими навыками художника, не только осуществляет творческие замыслы, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность видеть красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать».
Целостность видения — это основа метода изображения. Занятия с детьми должны быть направлены на развитие наблюдательности, остроты глаза, формированию способностей к целостному восприятию природных форм. Необходимо детям дать правильное представление о жизни животных и растений, вместе с тем подчеркнуть красоту явлений природы, дерева, каждого цветочка.
В.А.Сухомлинский писал: » мир, окружающий ребенка,- это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой
В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения ее в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства.
« Часто, предельно часто мы не понимаем, что есть только одно семя творчества и только одно лоно, попав в которое семя это может прорасти и дать живой плод искусства.
Семя это — чуткая наблюдательность, пусть сперва наивная, потом мудрая ко всем сторонам жизни, « распахнутость глаз» на ее красоты, радости, горести, беды. Способность удивляться, казалось бы, повседневному, привычному.
А лоно- это развитая фантазия, в чреве которой только и может закрепиться живая искра наблюдательности и развиться в любое полноценное произведение». Б.М.Неменский.
Актуальность и значение дополнительного образования, его задачи и цели.
Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку.
Цель работы студии изобразительного творчества — это в первую очередь возможность интенсивного духовного роста, расширение художественного опыта ребенка, выявление и развитие у него творческих способностей и задатков в области живописи, графики и скульптуры. Квалифицированное руководство главным образом должно способствовать раскрытию творческой одаренности и развитию потенциальных способностей детей.
Для того чтобы не лишать детей радости, возможности поиграть в процессе изображения, мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, что бы в них нашли отражение впечатления ребёнка, его отношения к тому, что он изображает. Пусть они рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство грусти или открытие красоты в природе и искусстве. На каждом возрастном этапе для каждого ребёнка характерным является своё, детское содержание. Об этом очень хорошо сказал поэт Давид Самойлов:
Как весело рисуют дети
Доверчивые чудеса-
Не истину и добродетель, а человечка или пса.
И пес неистов и оранжев,
В зубах зеленое: »Гав-гав!»
И, радуги разбудоражив,
Конь скачет о шести ногах.
А над конём летит сорока,
Летит дорога под коня.
Хохочет солнце кособоко,
И улыбается луна.
И человечек — огуречик
С овальным розовым брюшком
Так беззаботен, так доверчив,
На том коне сидит бочком.
Он твёрдо знает, что доскачет.
«Застенчивый» до немоты,
И в руки маленьких циркачек
Положит красные цветы…
Дитя! От мыслей безрассудных
Меня чертою отдели.
Пусти, пусти меня в рисунок
И в добром мире посели!

Самое любимое, полезное и увлекательное занятие детей - это рисование. С самого раннего возраста малыши берут в руку ручку и малюют от души. Каждый Но чтобы до конца раскрыть способности, дать полет фантазии и творчеству, нужно обзавестись наставником. Изостудия для ребенка - это отличное время провождения досуга с толком. В уютных оборудованных классах во главе с преподавателем ребята могут творить, писать, наслаждаться процессом. Посещать занятия могут малыши, начиная с двух лет. Опытный педагог займет их делом, наставит на истинный путь, и возможно, этот карапуз в будущем станет великим художником!

Программа обучения

На сегодняшний день очень популярно такое направление, как изостудии для детей. Программа обучения в каждом заведении индивидуальна. Поэтому очень сложно. На что же нужно обратить внимание в первую очередь? Ведь красочные буклеты гласят о том, что в студии работают лучшие преподаватели, которые растят маленьких Пикассо. А на деле может оказаться так, что детей рассадят за мольберты, зададут тему и предоставят их самим себе. От таких занятий толка уж точно не будет.

Лучше потратить время и своими глазами увидеть, как проходят занятия. Хорошие, добросовестно работающие студии проводят Родители со своими чадами могут присутствовать на занятии, рассмотреть лучшие работы учеников и даже поучаствовать в мастер-классе. Побывав в нескольких таких классах, можно сделать правильный выбор.

Разнообразие

Изобразительное искусство гармонично влияет на развитие детей. Обычные вещи, серые будни станут для ребенка яркими и наполненными событиями. Малыш обретет личностные качества, свой стиль, а возможно, и будущую профессию. Изостудия для ребенка станет местом, где можно творить, раскрывать потенциал и получать положительный заряд.

Художественная школа подарит ребенку не только целеустремленность, задатки лидера, научит усидчивости, но и обогатит интеллектуальную базу. Ведь там дети не только рисуют, но и изучают биографии рассматривают новые направления и стили, изучают культуры стран и историю.

Веселые занятия

Даже для подвижных ребят отличный досуг - это изостудия. Занятия для детей начинаются с легкой разминки для рук. Потом преподаватель объясняет новый материал, задает тему, и малыши начинают творить. В хорошо организованной программе заложены не только уроки рисования. Дети лепят из пластилина и глины, делают всевозможные мозаики, аппликации, коллажи. Обычно во время занятий звучит спокойная музыка, тогда ребенок может быстрее раскрепоститься.

Юные художники

В студию можно прийти заниматься в любом возрасте и с любым уровнем навыков. Даже совсем не умея рисовать, не стесняйтесь записаться на занятия, ведь для этого они и созданы - научить, показать, направить. Главные критерии при выборе художественной школы - это местонахождение, опыт и умение ладить с детьми преподавателя. Посетите открытые уроки в нескольких школах - и сможете сделать адекватный вывод, какие самые лучшие изостудии для детей. Москве присуще подавать пример провинциям, в столице студии открываются в каждом районе.

Посещают такие заведения дети разных возрастов. Малыши приходят, чтобы развить моторику пальцев и научиться держать в руках кисть. А вот школьники уже проявляют свои таланты, на их мольбертах можно встретить настоящие произведения искусства. Они осваивают основные виды живописи, направления, техники. Преподаватели стараются привить ребятам хороший вкус, чувство цвета, научить их проявлять свою фантазию и выплескивать творчество на лист. доказывают и подтверждают лучшие и ожидаемые результаты детей старших классов в изостудии.

Крохи

В изостудиях есть группы и для самых маленьких. Дети от двух до пяти лет могут попробовать свои силы в изобразительном искусстве. Занятия проходят в игровой форме. Преподаватель погружает крох в какое-то приключение. Это может быть сказочная страна, подводный мир, волшебный лес. В ходе игры дети делают рисунки персонажей так, как они их себе представляют. Получается очень веселое и забавное занятие. Изостудия для ребенка становится любимым местом времяпрепровождения. Они с удовольствием приходят в класс, общаются со сверстниками, узнают много нового. Ведь рисование развивает речь, воображение, память. Такие уроки пойдут малышам на пользу, и они начнут развиваться быстрее. Выбирайте студию внимательно. Обратить внимание нужно и на само помещение, как оно оборудовано, есть ли санузел.

Прибыльно и приятно

Часто бывает так, что творческие одаренные люди живут в бедности. Они не могут найти применение своему таланту и трудятся на нелюбимой работе. Доморощенные художники рисуют потрясающие картины и раздаривают их друзьям. А ведь можно применить свои способности, получить желанную работу и неплохо заработать. Но не каждый знает, как открыть изостудию для детей. Этим самым можно принести пользу обществу и самому обрести счастье и признание.

В первую очередь нужен спонсор! Ведь открыть индивидуальное предпринимательство не составит труда, а вот снять помещение в аренду не каждому по карману. Необходим стартовый капитал и хотя бы один сотрудник. Он будет заниматься документацией, отвечать на телефонные звонки и выполнять рутинную работу. А гений должен только творить! С самого начала необязательно получать лицензирование, можно просто передавать свой талант малышам, не выдавая им дипломов. А как только дело пойдет в гору, любительская изостудия может сменить статус на профессиональную.

Индивидуальный подход

Изостудия для ребенка может стать самым любимым местом на свете. Завоевать такую любовь способен не каждый преподаватель. Делая выбор студии, обратите внимание на все мелочи. Главное, чтобы ребенку на занятиях не навязывали постороннего мнения. Он должен выработать свой неповторимый стиль. Поэтому преподаватель должен поддерживать все начинания малыша, придавать уверенности. В такой непринужденной обстановке дети будут чувствовать себя комфортно, стараться не пропускать занятия и внимать всей информации.

Многие студии набирают мини-группы, в которых обучается до пяти человек. Это нужно для того, чтобы достичь лучших результатов в короткие сроки. Преподаватель некоторое время наблюдает за учениками, делает пометки и выводы. А потом разрабатывает индивидуальную программу для каждого из них. Такой подход дает хорошие результаты.

В хорошей изостудии уделяют внимание всем направлениям живописи, графики. Для самых маленьких придумывают забавные занятия (кляксография, рисование пальчиками). Тогда малыши с удовольствием бегут в студию и приносят домой свои шедевры, которые обязательно нужно сохранить на память! Вкладывайте в детей больше информации, знаний, умений, своей заботы. Ведь эстетически развитый ребенок - это достойный член общества!

Анастасия Комиссаренко

Программа изостудии

«Затейники»

Руководитель:

воспитатель первой кв. категории

Комиссаренко Анастасия Александровна

Пояснительная записка.

Изобразительная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие детей, она является вариантом познания действительности и играет значительную роль во всестороннем развитии ребенка. В процессе изобразительной деятельности происходит совершенствование мелкой моторики рук, кожного и двигательного, осязательного восприятия, что является особенно важным для детей с нарушениями зрения, обеспечивает развитие эмоциональной сферы, гармоничное развитие личности ребенка, его воображения и творческих способностей.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку с нарушением зрения.

В рамках изостудии дети неограниченны в возможностях выразить свои мысли, чувства, переживания, настроение. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу изодеятельности. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Итог совместной деятельности – коллективное панно, которое имеет огромное значение в нравственном воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности и как результат имеет огромное значение в социализации дошкольника.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу изодеятельности;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цель программы.

Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи:

1. развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

2. развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

3. привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

4. учить создавать коллективные работы.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Пластилинография. Оригами. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение.

Организация изостудии.

Одно занятие в неделю по 20 минут.

Материал:

o акварельные краски, гуашь;

o восковые мелки, свеча;

o ватные палочки;

o поролоновые печатки;

o коктельные трубочки;

o бумажные салфетки;

o матерчатые салфетки;

o стаканы для воды;

o подставки под кисти;

результативности программы проводится по методике Г. А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».

Ожидаемый результат изостудии:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года. И т. д.

Перспективный план изостудии

«Затейники»

средняя группа

Месяц Тема занятия Программное содержание

сентябрь Путешествие по радуге Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

сентябрь Осенний букет (печатание листьями) Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

октябрь Осенняя сказка

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

октябрь Сказочный лес (рисование + аппликация) Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

ноябрь Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность.

ноябрь Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) коллаж Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

декабрь Волшебный лес (рисование + аппликация) Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.

декабрь Невиданные звери Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

декабрь Веселый лужок Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

январь Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

январь Снегири на ветке (метод тычка) Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

февраль Сказочные птицы (эксперименти-рование с материалами) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами.

февраль Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия) Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь.

март Превращение ладошки Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

март Подарок маме Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

март Мой маленький друг (техника тычка) Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

апрель Весенние сады

(салфеткокручение) Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

апрель Вот и лето пришло. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

май Осьминожки (рисование ладошками) Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

май Бабочки (рисование + аппликация) Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.

Литература:

1. Т. С. Комарова Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. -2 издание испр. и доп. – Мозайка-Синтез, 2008. -160.:цв. вкл.

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

3. Урунтаева Г. А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М. : ACADEMIA, - 1999. – 96с.

4. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 208 с.

Конспект занятия ИЗО в изостудии ДЮЦ. Жил-был кот в городе «Котовасия»


Лавренко Тамара Михайловна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДЮЦ г.Ейск Краснодарский край
Описание: данное занятие проводится с детьми 7-11 лет, продолжительность занятия 1ч. 40 мин.с переменой- 10мин.
Назначение: данное занятие предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста, также его могут использовать в своей работе учителя ИЗО, педагоги дополнительного образования художественно-эстетической направленности и педагоги дошкольного воспитания.
Цель: создание вымышленного персонажа кота и его окружающего мира
Задачи:
- дать общее представление о жизни кошек
- дать понятие о пропорциях фигуры животных
- развивать фантазию и абстрактное мышление
- развивать навыки рисования кошек
-развивать наблюдательность, глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.
- способствовать развитию творческих способностей
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности
Материалы: лист бумаги для рисования А3,простой карандаш ТМ, ластик, гуашь, кисти разные, палитра, баночка для воды, влажные салфетки
Зрительный ряд:
- плакаты с изображением кошек
-рисунки педагога на учебной доске
Музыкальный ряд:
-классическая музыка для детей русских композиторов серия «Настроение детям»
-песенка в исп.И.Муравьевой «Я кошка»
- песня «Королевство кошек»
- песенка в исп.Т.Чичинадзе «Планета кошек»

Ход занятия:

1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Педагог:
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это - …

Дети читают стихи:

Он ходит следом за котом,
Он за котом следит тайком.
Кот ляжет под забором в тень,
Коту пошевелиться лень.
А он коту щекочет нос:
- Вставай! Ты что, к земле прирос?

Кот заберётся под кровать,
А он опять: "Хочу играть!"
Кот лапкой цап его, а тот
И рад, что с ним играет кот.

Такой настырный - просто жуть:
Коту мешает отдохнуть.
Всю ночь, до самого утра
Игра идёт, идёт игра.
А кто же он? Ответ наш прост,
Ответ наш прост: пушистый хвост
(В.Степанов)

Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утро стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта...
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть - как бархат,
Хвост - трубой...
До чего ж хорош собой!
(Елена Благинина)

Звук мурчащего Кота -
самый мой любимый звук.
Это вам не тра-та-та,
это вам не стук-тук-тук.
Я печалюсь от бум-бум,
часто хмурюсь от бам- бам,
создающих жуткий шум,
создающих страшный гам!
Если вдруг заметит Кот,
что печален я и хмур,
тотчас песню запоёт
под названием
Мур- мур- мур.
Так уютно мне, когда
в тишине услышу вдруг
звук мурчащего Кота -
самый мой любимый звук.

Кошка живёт рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остаётся существом во многом таинственным. В разные времена, в разных странах относились к ней по-разному. В древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей разные почести. Случайное убийство кошек каралось большим штрафом. Если же кошка умирала, её оплакивали и осыпали дарами - в виде высушенных мышей. Это делалось потому, что египтяне верили, что в потустороннем мире человек или животное продолжали жить. В Европе в средние века кошку преследовали, т.к. считали, что в нее поселился дьявол. Особенно не везло чёрным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.
У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже маленький шорох, который производят мыши и сразу настораживается. В то же время, кошка может не обратить внимания на громкую музыку, которая раздаётся у неё над ухом.
Кошка чистоплотная, часто умывается. А знаете почему? Кошка проснулась, потянулась - и начала себя вылизывать. Поела, попила - и снова себя вылизывает с ног до головы. Но кошки вылизывают не столько грязь, сколько свой собственный запах.
Все кошки - домашние и дикие - охотники. Охотятся из засады.
У кошки острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машины. И действительно - у кошки в полутьме можно увидеть зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные и смотрят они в одном направлении.
Кошка спокойно ходит в темноте. Помогает ей в этом такие вибрисы - усы. Ходит кошка бесшумно, втягивает когти и ступает мягкими подушечками, лазает ловко.
Человек и кошка познакомились очень давно -более 6 тыс. лет назад. И даже после многих сотен лет совместного сосуществования кошка остается неразгаданной тайной - гордым, независимым и грациозным существом. Это загадочное существо может спокойно обойтись без человеческого общения. Зато сам человек в наш век стрессов невообразимых нагрузок не может обойтись без своего любимого домашнего животного.

3. Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня на занятии мы будем рисовать рассказ или сказку о Коте или кошке, которые живут в городе «Котовасия». Представим,чем же они могут заниматься в своем городе?
Петь, танцевать...


играть в разные игры: в футбол, баскетбол...


А может быть ваш котик будет хорошим хозяином и пригласит нас к себе на чай?..


А вдруг он стал байкером?.....


Может,сходим в гости к этой кошечке-красавице?....

4. Практическая работа.
Педагог:
Я вижу по вашим загадочным лицам, что каждый уже придумал, что будет рисовать и вам не терпится приступить к работе. Лист бумаги располагаете вертикально или горизонтально, в зависимости от вашей задумки.
Дети приступают к самостоятельной практической работе, опираясь на плакаты:




Во время самостоятельной работы детей звучит классическая музыка и песни о кошках, которые также стимулируют на творческий процесс.
На учебной доске я рисую кошек в движении:



Физкультминутка
Мы сегодня рисовали
Наши пальчики устали. (активное сгибание и разгибание пальцев)
Пусть немного отдохнут
Снова рисовать начнут.(встряхнуть руками перед собой)
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем.(энергично отвести локти назад)

Нарисую зайчика сейчас - это раз. (Делают круговые движения руками над головой.)
Это будет голова - два. (Руки кладут на голову.)
Встанут ушки на макушке - это три. (Поднимают руки вверх к ушам.)
Хвостик серенький торчит- четыре. (Поворачивают туловище вправо, влево.)
Глазки весело горят - это пять. (Прикладывают руки к глазам.)
Зайчик ест морковку - шесть. (Имитирующие жевания моркови зайцем.)
Шубка теплая на нем - это семь. (Хлопают в ладоши.)
Бегает кругом по лесу - восемь(прыгают вокруг себя)
Убегает от медведя - это девять. (бег на месте)
Ножки быстрые у зайца, чтобы носился он по весям - это десять(подскакивают на месте.)

5.Итоги: мини-выставка детских работ.
Софья,6 лет


Андрей,7лет


Дана,8 лет

В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные