Н носов сказки читать. Произведения Носова Николая. Герои произведений Носова. Тест по биографии

Русский советский прозаик, драматург

Лауреат Государственной премии (1952 год)



С самой подходящей фамилией для писателя, тем более — для детского писателя, и уж тем более — для весёлого детского писателя. Только послушайте: Н о с о в — просто, легко и немного забавно. Хорошо, в общем. А ещё лучше сам писатель подходил своей фамилии.


У Носова действительно был нос и совсем не маленький, крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… И всё это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим, глуховатым голосом. На первый взгляд — неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Его называли «хмурым ворчуном» . Но книги он писал исключительно веселые.


«— Бобик, иди скорей кисель есть! — закричал Барбос.
Бобик прибежал:
— Где кисель?

— Да вот у меня на спине. Облизывай.
Бобик давай ему спину облизывать.
— Ох, и вкусный кисель! — говорит.
Потом они перенесли пирог на стол. Сами тоже на стол уселись, чтобы удобнее было. Едят и разговаривают.
— Тебе хорошо живётся! — говорит Бобик. — У тебя всё есть!
— Да, — говорит Барбос, — я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу — гребешком причёсываюсь, хочу — на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь.
— А тебе позволяет дедушка?
— Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.
— А где же дедушка спит?
— Дедушка там, в углу, на коврике…»


Период с 3 до 18 лет описан Носовым в повести «Тайна на дне колодца», вышедшей после смерти писателя в 1978 году.


Носов вспоминает, что осознавать себя отчетливо он начал к трем-четырем годам. Он видит себя в окружении вещей, которые пробуждают мысли и - главное - действуют на чувства: «Вот сутулый, с выдвинутыми вперед плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит,… погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него немного добьешься слов». Шкаф говорит на непонятном, скрипучем языке. «Буфет более легкомысленное и франтованное существо». В буфете хранятся всякие вкусности. И говорит буфет, по определению Коли, так: «говорливо скрипит, шипит, сипит, визжит, хрипит, крякает всеми своими дверцами и ящиками». А вот кресла похожи на чопорных теток, «им до зарезу хочется посудачить о том, о сем, да неохота показывать, что их могут интересовать такие пустяки, как праздные разговоры».


«В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлёкся химией и вполне серьёзно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный… Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем» - так о своих «метаниях» Носов напишет в автобиографии. Но напишет, как всегда о себе, очень кратко. А в повести «Тайна на дне колодца» читатель увидит маленький посёлок Ирпень неподалёку от Киева, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актёра (это смотря по обстоятельствам) Николая Носова, и где его средний сын, тоже Николай, сделал в буквальном смысле свои первые шаги.

У Николая Носова был старший брат. Когда семья переехала в Киев — пришло время определять мальчиков в гимназию. А всего через несколько лет началась гражданская война. Голод, тиф, смерть — всё выпало на их долю.

В школе лучше Николай учился лучше брата. Окончив семилетнюю школу в 1924 году, оба начнут зарабатывать деньги. Николай будет работать на кирпичном заводе мусорщиком, вывозить шлак из печи для обжига кирпича. Одновременно самостоятельно учиться по программе средней школы.

Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством — наряду с шахматами, фотографией, электротехникой и радиолюбительством. Был газетным торговцем, землекопом и косарем


Николай Носов мечтал поступить в институт. Но было и другое: увлечение фотографией, например. Все, что делал Носов уже в те годы, делал безоглядно, отдаваясь целиком. Начав заниматься фотографией, тратит все деньги на нее, вплоть до того, что единственной его одеждой остается спецовка, полученная на заводе.

Кроме этого мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо политехнического поступил в художественный... Это был Киевский художественный институт. А через два года, в 1929 году, Носов перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Закончив его, почти двадцать лет, с 1932 по 1951 год работал в кино. Был режиссером мультфильмов, научных и учебных картин. Во время Великой Отечественной войны снимал, как режиссер, военно-патриотические фильмы.


Сохранился такой эпизод из жизни Носова. Как-то ему поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Один танк был доставлен в студию. Английский инструктор показал нашему водителю-танкисту, как управлять танком. Англичане уехали. Спустя несколько дней, танк во время съемок закапризничал и вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, машина описывала громадную кривую дугу. Танкист нервничал, суетился, перекопал всю площадку во дворе, но танк упрямо не хотел поворачиваться вокруг своей оси и из маневренной машины превратился в неуклюжий тихоход.


Николай Николаевич попросился к водителю присесть рядом. От разгадки управления зависела не только участь фильма, но, что гораздо важнее судьба танка, который должен был поступить на вооружение наших войск. Николай Николаевич работал над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Вскоре Носов, наблюдавший за действиями механика, обнаружил ошибку. Водитель был смущен, он извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что тот знает технику просто как любитель. Носов умудрился «открыть танк» и заснять работу внутренних деталей машины. Показ сопровождался «Лунной сонатой» Бетховена. За этот фильм, и вообще за работу в области научно-технического кино, Носов был награжден орденом Красной Звезды. Это было в 1943 году.

Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году, после публикации одного из рассказов, которые он придумывал для сына, в детском журнале «Мурзилка».

«Постепенно я понял, что сочинять для детей — это наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил Носов.

Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке». Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие были объединены в детгизовском сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году. Сборники рассказов «Ступеньки» и «Веселые рассказы» (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. (В «Веселых рассказах» главные герои — неразлучная пара друзей, которые, являясь полной противоположностью, прекрасно дополняют друг друга.) Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых. Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

В 1949-50 годы публикуются и становятся популярными повести «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицина».

Широкую известность детскому писателю принесла повесть «Витя Малеев в школе и дома», вышедшая в 1951 году и удостоенная в 1952 году Государственной премии СССР. В 1955 году по повести был снят кинофильм «Два друга».

Но самым огромным успехом у юных читателей пользуется трилогия о Незнайке - «Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе»(1958), «Незнайка на Луне» (1964-1965). По этим сказочным повестям поставлено несколько анимационных фильмов.

Рассказы и повести писателя - книги о реальной жизни современных ребят, в которых юные читатели могут узнать не только себя, но и обстановку, в которой они живут: обстановку семьи, школы, улицы, пионерского лагеря. Это книги для детей и про детей. Герои Носова - не просто мальчики, а маленькие граждане своей страны. Его мальчишки принципиальны, изобретательны, умны.

В предисловии одной из книг Носов написал комментарий: «Перед тем, как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких! Ведь это именно им придется туго, когда вы решите соорудить инкубатор или развести пчел, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите все это сделать, никто и не сомневается. Николай Носов так заразительно умеет рассказывать о всяких разных делах своих героев, что просто невозможно устоять перед соблазном сделать все самому!»


В жизни Николай Николаевич был совершенно нетребователен. Ему безразлично было, что будет на обед или ужин. Он не любил покупать одежду. Некоторые говорили о его нелегком характере - да, он бывал непреклонен, а иногда и резок, отстаивая свое мнение по разным вопросам. Но не было более отзывчивого и простого человека, чем Носов, в общении с людьми, в быту. Удивляла его особенная деликатность - не внешняя, от воспитания, а из души, доброта. Он был на редкость правдивым человеком. Ему были глубоко, до болезненности, противны ложь, лицемерие, притворство. Он не любил обременять близких своими мелкими поручениями: сам покупал себе бумагу, сам печатал свои произведения. В жизни он не был веселым остряком. Он казался невеселым, замкнутым, скупо открывающимся, он избегал демонстрировать себя.


Николай Носов сам был редкостным фантазером. Его фантазия и подарила всем нам Незнайку и других коротышек - маленьких человечков ростом с огурец - с их увлекательнейшими путешествиями в Цветочном городе и даже на Луне. Сказочная трилогия о Незнайке - второй этап творчества. Если в ранних повестях и рассказах маленькие читатели узнавали, как сварить кашу, построить инкубатор, научиться арифметике, то в трилогии о Незнайке Носов выводит их далеко за рамки житейского опыта. Автор наполняет свою трилогию массой научных сведений: от технических до космических.

На Луне в городе Давилоне издается газета «Для дураков». Причем пользуется она неслыханным успехом. Вы думаете, что газету не покупают, чтобы не прослыть глупцом. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», оказывается, покупал ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. (Сравнить с нашей прессой). Оболванивание рядового читателя - забота такой прессы.
В описании злоключений Незнайки есть такой эпизод: на земле Незнайка жил в обществе равных, а на Луне впервые столкнулся с социальной несправедливостью.


Третий этап в творчестве писателя - автобиографические повести. «Тайна на дне колодца» - так называется повесть, которую он написал о себе самом, своем детстве и взрослении, о тайне, которую многие годы хранил колодец, из которого семья Носовых брала воду. «Повесть о моем друге Игоре» так назвал писатель произведение, посвященное своему внуку. Но книга могла быть названа «О друге Ване /Пете или Сереже», ибо каждый мальчишка и каждая девчонка узнают на ее страницах черты своего характера, встретятся со своими радостями и бедами, мечтами и надеждами.

С внуком.

В 1957 году авторитетный международный журнал произвел подсчет - какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим - вслед за М. Горьким и А. Пушкиным - оказался детский писатель Николай Носов. Стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже по-японски!

Так что, если вы по случаю окажетесь в Японии, то не особенно удивляйтесь, увидев кафе «Незнайка». Заходите спокойно — вас обязательно встретит там старый, добрый и весёлый друг.

Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.

Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Биография и эпизоды жизни Николая Носова . Когда родился и умер Носов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео .

Годы жизни Николая Носова:

родился 23 ноября 1908, умер 26 июля 1976

Эпитафия

«Он поднес свой талант недюжинный
Миру в дар.
И отправился в город Солнечный
Пить нектар».
Из стихотворения Лидии Мирной, посвященного памяти Носова

Биография

Николай Носов пришел в литературу совершено случайно. Поначалу он просто выдумывал забавные истории для своего сына и лишь немногим позже понял, что рассказы стоило бы записывать. В тридцатилетнем возрасте Носов впервые напечатался в журнале «Мурзилка» с рассказом «Затейники» и имел неожиданный успех. В последующие годы автор стал писать для различных всесоюзных детских изданий, завоевывая признание и любовь юных читателей. Носов черпал сюжеты из реальной жизни, детально и естественно описывая жизнь своих забавных героев — смышленых, остроумных и любознательных, в коих каждый ребенок мог непременно узнать себя самого. Автор, сам будучи отцом, прекрасно ориентировался в детской психологии и, что немаловажно, воспринимал детей как личностей, делая ставку на воспитании в их неокрепшем сознании здоровых идеалов дружбы, уважения, взаимопомощи и прочего. При этом в произведениях Носова напрочь отсутствует идеологическая пропаганда, столь свойственная писателям того периода. Наконец, детские рассказы Носова — это просто увлекательные истории, захватывающие внимание с первых же страниц.


За свою творческую карьеру Носов был удостоен множества государственных премий и наград. Слава состоявшегося детского писателя окончательно укрепилась за ним после выхода трилогии о Незнайке, ставшей классикой детской литературы. А ведь в юности Николай и вовсе не помышлял о сочинительстве. В детстве он учился музыке, после школы всерьез увлекался химией, а после, неожиданно для себя самого, поступил на режиссерский факультет художественного института. Некоторое время Николай Николаевич работал в «Союзкино» постановщиком и режиссером анимационных, учебных и научно-популярных фильмов. Вероятно, такой опыт тоже благоприятно отразился на творчестве Носова, ведь впоследствии на основе его рассказов было создано несколько десятков фильмов и мультфильмов. В целом же произведения Носова числятся в ряду рекордсменов по частоте переводов на иностранные языки. Персонажей Николая Николаевича Носова знают во всем мире.


Смерть настигла писателя во сне на шестьдесят восьмом году жизни. Причиной смерти Носова стал разрыв сердечной мышцы. Из рассказов внука писателя стало известно, что Николай Николаевич в последние дни жизни чувствовал себя неважно и даже как будто предчувствовал скорую кончину. Похороны Николая Носова состоялись в Москве. На надгробии могилы Носова на Кунцевском кладбище куда-то весело бежит в своей огромной шляпе Незнайка — самый любимый герой писателя…

Линия жизни

23 ноября 1908 г. Дата рождения Николая Николаевича Носова.
1927 г. Поступление в Киевский художественный институт.
1929 г. Перевод в Московский государственный институт кинематографии.
1932 г. Работа режиссером анимационных и научно-популярных фильмов в «Союзкино».
1938 г. Литературный дебют Николая Носова в детском журнале «Мурзилка».
1945 г. Публикация первого сборника детских рассказов Николая Носова.
1925 г. Удостоен Сталинской премии СССР за повесть «Витя Малеев в школе и дома».
1969 г. Удостоен Государственной премии имени Крупской за роман «Незнайка на Луне».
26 июля 1976 г. Дата смерти Носова.

Памятные места

1. Киев, где родился Николай Николаевич Носов.
2. Ирпень, где прошло детство писателя.
3. Буча, где Носов работал на заводе.
4. Московский институт кинематографии (ныне ВГИК), где учился Носов.
5. Кунцевское кладбище в Москве, где похоронен Носов.

Эпизоды жизни

Немногие знают, что Николай Носов писал и для взрослой аудитории. Так, в числе «серьезных» работ из репертуара писателя отмечают автобиографическую повесть «Тайна на дне колодца», цикл фельетонов «Иронические юморески» и «Повесть о моем друге Игоре» — своеобразный художественный дневник Носова, где тот фиксировал все интересное из жизни своего подрастающего внука. Незадолго перед смертью Носов задумал и даже начал было писать «Повесть о первой любви», но закончить произведение, увы, не успел.

Биография Носова насыщена трагическими событиями. Писателю довелось жить в тяжелые для страны времена: Октябрьская революция, Первая мировая, Великая Отечественная… Разумеется, пришлось знавать и голод, и нужду. Так, однажды, когда Николай был еще ребенком, вся его семья, включая его самого, заболела тифом. К счастью, все выздоровели, но маленькому Николаю довелось хворать дольше всех. Позже, окончив школу, Носов устроился на кирпичный завод разнорабочим, а кроме того подрабатывал по возможности землекопом, косарем, торговцем газет.

Прошло уж более ста лет со дня рождения создателя знаменитого Незнайки, а памятник Носову до сих пор так и не открыли. Зато Центральный банк России выпустил серебряную монету памяти Николя Носова. На монете выгравирован портрет Николая Николаевича и изображен красочный Незнайка. Кстати, в истории России это первая цветная монета. Тираж монет составил 7500 штук.

Завет

«Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и знания психологии детей, а главное — любви к ним… Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и теплым уважением».

Биографический фильм о Николае Носове

Соболезнования

«Когда деда не стало, мне было 14 лет. Сейчас почему-то вспоминается тот вечер, когда я видел его последний раз - дня за три до его смерти… Почему-то запомнился испуг на лице деда, рядом с которым я стоял…»
Игорь Носов, внук

«Незнайка - это было открытием… Приключения, характеры, знания, мораль - всё было вложено в книгу, и так легко и органично - что ни одному ребёнку и в голову не приходило, что его не просто развлекают, его учат… Вот почему я так люблю эту книгу».
Сергей Лукьяненко, писатель

«В СССР было много выдающихся детских писателей, но ни у кого не было «Незнайки на Луне». Попробуйте его сейчас перечитайте. Наше общество скроено по его книжке. Но её ценность далеко не ограничивается политсатирой».
Лев Пирогов, писатель

Вера Янпольская
Биография Н. Н. Носова для ДО

ВВЕДЕНИЕ

Современная литература включает в себя юмор, сатиру, гротеск, иронию, карикатуру, пародию и несколько других средств выражения комического в литературных текстах. Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых из них – юмор, ирония, сатира, гротеск и каламбур.

Гротеск не всегда считается формой комического в связи со своим свойством деформировать явления и характер. Поэтому его зачастую относят и к сатире и к юмору. Переводится это слово как «затейливый» . Это один из художественных приемов, который обозначает нарушение в пропорциях изображаемых явлений, событий или предметов.

Юмор сам по себе личностно обусловлен и настраивает человека на более глубокое и серьезное осмысление к источнику смеха. От слушателей он требует того, чтобы его правда была постигнута, несмотря на смешные совпадения или странности. С английского языка переводится как нрав, настроение.

Ирония с греческого языка переводится как «насмешка» или «притворство» . Обычно это происходит тогда, когда говорится об одном, а на самом деле подразумевается совершенно другой контекст, противоположный по смыслу.

Что касается каламбура, то это фигура речи, которая основана на одинаковом звучании слов или, когда в словосочетании содержаться два слова, которые противоположны по значению.

Ну, и наконец, сатира – это особый способ художественной передачи реальности, который в итоге заканчивается смешным завершением с «подтекстом» .

Эта работу посвящена выявлению юмористических моментов в творчестве писателя Николая Николаевича Носова .

Биография Н . Н. Носова

Николай Носов (1897 - 1986) родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра-эстрадника. Разносторонне одарённый мальчик Коля Носов , ещё учась в гимназии, увлекался музыкой, театром, литературой, шахматами, фотографией, радио-и электротехникой. Повзрослев, работал газетным торговцем, землекопом, косарём.

В 1932-1951 годах был режиссёр-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

В 1938 году были опубликованы первые рассказы Николая Носова : "Затейники", "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазёры" и др., напечатанные главным образом в "малышовом" журнале "Мурзилка" и составившие основу первого сборника "Тук-тук-тук".

В этих, а также в последующих произведениях (из сборников "Ступеньки", "Весёлые рассказы", "Фантазёры", "Приключения Толи Клюквина" и др.) Носов ввёл в детскую литературу нового героя - наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации. Особенно популярными стали его повести для подростков "Весёлая семейка", "Дневник Коли Синицына", "Витя Малеев в школе и дома".

За написание повести "Витя Малеев в школе и дома" писатель был награждён государственной премией.

Долговременную известность и любовь читателей получила трилогия Н. Н. Носова , включающая романы-сказки "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне".

Сам Николай Носов говорил , что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. И постепенно понял, что "сочинять для детей - наилучшая работа. "

Рассказы Николая Носова частично описывают его детство, отношения со сверстниками, их мечты и фантазии о будущем. Хотя увлечения Николая совершенно не были связаны с литературой, всё изменилось, когда у него родился сын. Сказки Носова перед сном своему ребенку будущий известный детский автор сочинял на ходу, придумывая совершенно реалистичные истории из жизни обычных мальчишек. Именно эти рассказы Николая Носова сыну подтолкнули уже взрослого мужчину к писательству и изданию небольших книг.

По прошествии нескольких лет, Николай Николаевич понял, что писать для детей – лучшее занятие из тех, которые можно только придумать. Рассказы Носова читать потому и интересно, что он был не просто автором, но и психологом и любящим отцом. Его теплое уважительное отношение к ребятам позволило создать все эти остроумные, живые и настоящие сказки.

Рассказы Носова для детей

Каждая сказка Носова , каждый рассказ – это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках. На первый взгляд рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но не эта их особенность самая важная, важнее то, что герои произведений – настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом их них вы сможете узнать себя в детстве или своего ребенка. Сказки Носова читать приятно ещё и по той причине, что они не приторно сладки, а написаны простым понятным языком с детским восприятием происходящего в каждом приключении.

Хотелось бы отметить немаловажную деталь всех рассказов Носова для детей : в них нет идеологической подоплеки! Для сказок времен советской власти – это очень приятная мелочь. Всем известно, что как бы ни были хороши произведения авторов той эпохи, “промывание мозгов” в них порядком наскучивает и с каждым годом, каждым новым читателем всё ярче бросается в глаза. Рассказы Носова читать можно абсолютно спокойно, не беспокоясь, что сквозь каждую строчку будет сквозить коммунистическая идея.

Идут года, Николай Носов уже много лет не с нами, но его сказки и персонажи не стареют. Искренние и поразительно добрые герои так и просятся во все детские книжки.

Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.

Действие этого произведения Н. Н. Носова происходит в стране , где живут малыши-коротыши - мальчики и девочки ростом с небольшой огурец. Все жители Цветочного города - и дети и взрослые, если можно так сказать, в одном лице : по роду занятий - взрослые, по характеру и поведению - настоящие дети. Они очень образованны : придумывают хитроумные машины, строят воздушный шар, живут в вертящихся домах.

Цветочный же, Зелёный и Солнечный города -это примеры справедливого устройства городов детей, где все хорошо трудятся, любят науки, искусство и никто не посягает на свободу другого.

Все шестнадцать друзей-коротышек покоряют читателя тем, что живут как настоящие дети.

Охотник Пулька, главный малыш-коротыш Знайка, поэт Цветик, доктор Пилюлькин и другие - все они яркие личности, каждый занят своим делом. И только Незнайка никак не может найти себя в жизни, за всё берётся и всё бросает, при этом умудряется всё испортить. Из-за своей беспечности и самоуверенности он постоянно попадает в комические положения. Но он мил и обаятелен, никто на него зла не держит, из компании его не выгоняют. Почему? Наверное, потому, что он естествен и отзывчив, всегда готов помочь своим друзьям. Да и сам писатель не скрывает тёплых чувств к Незнайке.

Произведение Носова очень занимательно , интересно и поучительно. А мораль его проста : без труда и учения не станешь умелым и уважаемым человеком. Наиболее значимая проблема, которую ставит (и решает) автор в тексте первой повести, – взаимоотношения мальчиков и девочек как микросоциальных групп. Три пространства, описанных в тексте первой книги, представляют собой два возможных устройства такого «условного» «детского» социума : Цветочный город подобен «смешанной школе» , а Змеевка и Зеленый город, соответственно, – мужская и женская «гимназии» . Сюжетные линии последовательно сводятся к подтверждению мысли о важности общения и дружбы разнополых детей. Повесть о Незнайке -дидактическое произведение : ее герой сквернословит, сморкается, грубит, лентяйничает, если говорить откровенно, он глуповат и даже несколько отвратителен, он совсем не похож на прекрасного, идеального ребенка советской эпохи, поздних (да и ранних) сталинских лет, причесанного, светлоглазого, сообразительного, открытого душой.

Незнайка – кривое зеркало, подобие человеческого существа, созданное автором, чтобы исправлять недостатки, и неожиданно зажившее своей жизнью.

Незнайка - это «антигерой» по отношению ко стратегиям детского чтения, взятый в качестве образца. Незнайка, главный герой, - хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. То придумает "для рифмы" что "Торопышка был голодный, проглотил утюг холодный"; то бахвалится, будто он самый главный коротышка и выдумал воздушный шар. Незнайка - фантазер, чем-то напоминающий мишку Козлова из цикла рассказов Носова "Мы с Мишкой". Он тоже вызывает симпатию у читателей, потому, что в основе его шалостей лежит стремление к хорошему, доброму.

Н. Носов никогда не увлекается смехом ради смеха; его произведения по своей направленности всегда имеют воспитательный характер. Неназойливо, с улыбкой учит писатель мальчиков и девочек этике дружбы, призывает старших детей к деликатности в обращении с младшими.

В произведениях Носова дети получают новые знания и представления, ответы на многие вопросы, которые их волнуют, усваивают понятия о долге, чести.

В рассказах и повестях писателя всегда находится материал и для родителей. Уже будучи взрослыми и начиная воспитывать собственных детей, они с удовольствием перечитывают книги Носова . Эти книги помогают им лучше узнать внутренний мир ребенка, понять, что его волнует, радует.

Николай Носов – советский детский писатель и киносценарист. Он является автором произведений о Незнайке, которого так сильно полюбили все дети.

Биография Носова

Николай Николаевич Носов родился 10 ноября 1908 г. в . Его отец был эстрадным артистом, однако когда в его творческой жизни наступало затишье, он работал железнодорожником.

Кроме Николая в семье Носовых родилось еще два мальчика и одна девочка: старший брат Петр и младшие брат и сестра.

Детство и юность

В детстве Николай Носов был очень любознательным и живо интересовался театральным искусством. Он любил посещать концерты, на которых выступал отец и другие артисты.

Одно время ему захотелось научиться играть на скрипке, однако освоить этот музыкальный инструмент он так и не сумел.

Увлечения

Уже в начале своей биографии Николай Носов столкнулся с разными трудностями. Его детство пришлось на годы Первой мировой войны (1914-1918), вследствие чего он часто недоедал.

В этот период вся семья Носовых, в том числе и Николай, переболели тифом. Каким-то чудом мальчик остался жив, болея дольше всех.

Однако наряду с трудностями были и радостные моменты в жизни будущего писателя. Юноша увлекался фотосъемкой и игрой в шахматы, а также интересовался электротехникой.

Когда Носову исполнилось 14 лет, он брался за любую работу, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Он продавал газеты, работал косарем, а также перекапывал землю.

Интересно, что детские и юношеские годы Носова были очень тяжелыми. Как уже говорилось ранее, он часто голодал, болел, и начал работать еще в подростковом возрасте.

Его близкие друзья и коллеги утверждали, что у литератора был сложный и даже тяжелый .

Однако, несмотря на это, в своих произведениях Носову удавалось в ярких красках описывать милых, выдуманных им героев, и находить тонкий подход к детям.

Личная жизнь

Первой супругой в биографии Носова была Елена Мазуренко. В этом браке у них родился сын Петр, который в будущем станет фотожурналистом.

Во время войны Елена трудилась на рытье окопов. Не выдержав такой нагрузки, в 1941 г. она скончалась от сердечной недостаточности.

Второй женой Николая Николаевича стала Татьяна. В этом браке у пары не было детей, но именно ей Носов посвятил «Приключения Незнайки».

Смерть

Николай Николаевич Носов умер в 26 июля 1976 г. в возрасте 67 лет. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Носов оставил после себя огромное литературное наследие. Сегодня его по-прежнему издаются большими тиражами, а по мотивам его рассказов снимаются фильмы.

Носов Николай Николаевич (10.11.1908-26.07.1976) - советский киносценарист, драматург, детский писатель-прозаик. Лауреат Сталинской награды 3-ей степени (1952). Большей частью известен в качестве детского писателя, автора произведений о приключениях Незнайки.

Биография Николая Николаевича Носова

Он появился на свет 10 ноября в городе Киеве 1908 года, в семье эстрадного артиста, в зависимости от обстоятельств работавшего и железнодорожником. Его детство прошло в городке Ирпень, что недалеко от Киева, где мальчик учился в гимназии.

Николай в семье был вторым сыном. Помимо него, в семье был и старший брат по имени Петр, и младшая сестра с братом. Николай любил посещать выступления отца, смотреть спектакли и концерты. Родители думали даже, что мальчик желает тоже стать актером. В школе он хотел в будущем стать музыкантом и долго мечтал о скрипке. После приобретения скрипки Николай осознал, что музыке учиться нелегко, и скрипка была заброшена.

Школьные годы и детство Николая Носова пришлись на достаточно тяжелый период истории России: Гражданскую и Первую Мировую войну. Отсутствие тепла, недостаток продуктов и электричества леденящей зимой; болезни были обыкновенным явлением тех времен. Вся семья перенесла тиф, но никто, к счастью, не умер. Николай вспоминал, что когда он пришел в себя (а болел он дольше всех), его мать рыдала от радости, поскольку все живы остались. «Так я узнал, что не только от горя можно плакать».

С гимназических лет Носов увлекался радиолюбительством, электротехникой, фотографией, шахматами, театром и музыкой. Дабы прокормить семью, которая потеряла стабильный доход по причине Великой Октябрьской революции, он был вынужден с 14 лет работать: был косарем, землекопом, газетным торговцем и т.п. После 1917 гимназия реорганизована была в семилетнюю школу. Закончив в 1924 ее году, он работал в Ирпене на бетонном заводе чернорабочим, потом в городе Буча на частном кирпичном заводе.

Николай после Гражданской войны увлекся химией. Он, вместе со школьным другом создал химическую лабораторию на чердаке дома, где друзья организовывали различные опыты. Николай вспоминал: «После окончания школы я был уверен, что никем другим кроме химика не должен стать! Мне химия наукой из наук представлялась». Николай планировал поступить на химфак Киевского Политеха, однако не смог, поскольку им не была окончена профильная школа, которая дает законченное среднее образование. В итоге решил пойти работать на Ирпенский кирпичный завод. Однако передумал, и в 19 лет поступил в Художественный институт города Киева. В то время Носов увлекся очень серьезно фотографией, а потом и кинематографом. Это на его выбор и повлияло. В 1929 году, через два года, Николай перевелся в институт кинематографии в Москву. Он его закончил в 1932, и работал до 1951 года режиссером и постановщиком мультипликационных, учебных и научных фильмов.

В годы ВОВ Николай занимается режиссурой военно-технических учебных фильмов для Красной Армии. За эту деятельность в 1943 году он награжден орденом Красной Звезды.

Литературное творчество

Начинает писать с 1938 года детские рассказы, однако профессиональным литератором становится только лишь после ВОВ. Первый рассказ Николая был издан в 1938 году и назывался «Затейники». Затем были изданы и другие рассказы: «Фантазеры», «Огородники», «Мишкина каша», «Чудесные брюки», «Огурцы», «Живая шляпа» и другие. Они печатались в большинстве своем в детском журнале «Мурзилка». Данные рассказы вошли в первый сборник Носова под названием «Тук-тук-тук» в 1945. Спустя год издательство «Детгиз» опубликовало еще один сборник рассказов Николая - «Ступеньки».

Сам же Носов говорил, что писать для детей начал абсолютно случайно - просто сперва рассказывал своему малышу сказки. «Я постепенно понял, что сочинять для детей является для меня наилучшей работой. Она требует много знаний, и не только лишь литературных...»

Николаю было интересно изучение детской психологии, он считал, что «к детям относиться необходимо с самым большим, а также очень теплым уважением», поэтому, наверное, его книги как находили, так и на сегодняшний день находят у детской аудитории некий отклик.

В 1947 г. вышел сборник рассказов под названием «Веселые рассказы». Завоевали широкую популярность и его повести для подростков «Витя Малеев дома и в школе» (1951), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Веселая семейка» (1949). Николай Носов в 1952 году был удостоен Сталинской награды 3-ей степени за написание одной из своих повестей. По этой повести в 1954 году был снят художественный детский фильм под названием «Два друга».

Порой отчетливо сконструированные, короткие, всегда достаточно подробные, эти истории способствуют воспитанию в детях чувства товарищества, честности, любви к труду, отзывчивости и так далее; в них осуждаются грубость, тщеславие, зависть.

Любимы читателями и наиболее известны сказочные произведения Носова о Незнайке. Первым из них стала сказка про «Шпунтика, Винтика и пылесоса». Далее была создана известная трилогия «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе» и «Приключения Незнайки и его друзей». Роман-сказку с вкраплениями политической сатиры, научной фантастики и антиутопии «Незнайка на Луне» экономисты прозвали самым доступным и толковым пособием политической экономии. С его помощью малыши могли прекрасно усвоить, что такое рыночные отношения, биржа, безработица, забастовка, продажная пресса, лопнувший банк, акционерное общество, безработица.

Самым первым иллюстратором Незнайки стал Александр Лаптев (1905-1965) - художник, подаривший литературному персонажу хорошо знакомый всем образ. Не менее известным Носовским иллюстратором был Г. Вальк. Книги Носова также были иллюстрированы художниками: Г. Огородниковым, В. Горяевым, А. Канаевским, Е. Афанасьевой, Д. Бисти, И. Семеновым и другими.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Носова Николая Николаевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные