Основные принципы европейского просвещения. Мир художественной культуры просвещения Мир художественной культуры просвещения

В конце XVII века началась эпоха Просвещения, которая охватила все последующее XVIII столетие. Ключевыми особенностями этого времени стали свободомыслие и рационализм. Сложилась культура эпохи Просвещения, которая подарила миру

Философия

Вся культура эпохи Просвещения основывалась на новых философских идеях, сформулированных мыслителями того времени. Главными властителями дум были Джон Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гете, Кант и некоторые другие. Именно они определили духовный облик XVIII столетия (который также называют Веком разума).

Адепты Просвещения верили в несколько ключевых идей. Одна из них заключается в том, что все люди по природе своей равны, у каждого человека есть свои интересы и потребности. Для их удовлетворения необходимо создать комфортное для всех общежитие. Личность не появляется на свет сама по себе - она формируется со временем в силу того, что у людей есть физическая и духовная сила, а также разум. Равенство должно в первую очередь заключаться в равенстве всех перед законом.

Культура эпохи Просвещения - это культура доступных для всех знаний. Ведущие мыслители считали, что только с помощью распространения образования можно покончить с социальными неурядицами. Это и есть рационализм - признание разума основой поведения и познания людей.

В эпоху Просвещения продолжились споры о религии. Нарастало отмежевание общества от косной и консервативной церкви (в первую очередь католической). Среди образованных верующих людей распространилось представление о боге, как о некоем абсолютном механике, внесшем порядок в изначально существовавший мир. Благодаря многочисленным научным открытиям распространилась точка зрения, что человечество может раскрыть все тайны мироздания, а загадки и чудеса остались в прошлом.

Направления искусства

Помимо философии, существовала и художественная культура эпохи Просвещения. В это время искусство Старого Света включало в себя два основных направления. Первым был классицизм. Он воплотился в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Это направление подразумевало следованию античным римским и греческим принципам. Подобное искусство отличалось симметрией, рациональностью, целенаправленностью и строгим соответствием форме.

В рамках романтизма художественная культура эпохи Просвещения отвечала на другие запросы: эмоциональность, воображение, творческую импровизацию художника. Нередко бывало и такое, что в одном произведении эти два противоположных подхода комбинировались. Например, форма могла соответствовать классицизму, а содержание - романтизму.

Появлялись и экспериментальные стили. Важным явлением стал сентиментализм. У него не было своей стилистической формы, однако именно с помощью него были отражены тогдашние представления о человеческой доброте и чистоте, которая дается людям от природы. Русская художественная культура в эпоху Просвещения, так же, как и европейская, имела собственные яркие произведения, принадлежавшие к течению сентиментализма. Такой стала повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза».

Культ природы

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. Мыслители XVIII века искали в ней образец того прекрасного и доброго, к чему должно было стремиться человечество. Воплощением лучшего мира оказались активно появлявшиеся в то время в Европе парки и сады. Они создавались в качестве совершенной среды для совершенных людей. В их композицию включались картинные галереи, библиотеки, музеи, храмы, театры.

Просветители верили, что новый «естественный человек» должен вернуться к своему естественному состоянию - то есть природе. Согласно этой идее русская художественная культура в эпоху Просвещения (а точнее, архитектура) подарила современникам Петергоф. Над его сооружением работали знаменитые зодчие Леблон, Земцов, Усов, Кваренги. Благодаря их усилиям на берегу Финского залива появился уникальный ансамбль, включавший неповторимый парк, великолепные дворцы и фонтаны.

Живопись

В живописи художественная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в направлении большей светскости. Религиозное начало сдавало позиции даже в тех странах, где прежде оно чувствовало себя достаточно уверенно: Австрии, Италии, Германии. Пейзажную живопись заменил пейзаж настроения, а интимный портрет пришел на смену парадному портрету.

В первой половине XVIII столетия французская культура эпохи Просвещения породила стиль рококо. Подобное искусство строилось на асимметрии, было насмешливым, игривым и вычурным. Любимыми персонажами художников данного направления являлись вакханки, нимфы, Венера, Диана и другие фигуры античной мифологии, а главными сюжетами - любовные.

Яркий пример французского рококо - творчество Франсуа Буше, которого также называли «первым художником короля». Он рисовал театральные декорации, иллюстрации для книг, картины для богатых домов и дворцов. Самые знаменитые его полотна: «Туалет Венеры», «Триумф Венеры» и т. д.

Антуан Ватто, напротив, больше обращался к современной жизни. Под его влиянием сложился стиль крупнейшего английского портретиста Томаса Гейнсборо. Его образы отличались одухотворенностью, душевной утонченностью и поэтичностью.

Главным итальянским живописцем XVIII века был Джованни Тьеполо. Этот мастер гравюр и фресок считается искусствоведами последним великим представителем венецианской школы. В столице знаменитой торговой республики также возникла ведута - повседневный городской пейзаж. Самыми прославленными творцами в этом жанре стали Франческо Гварди и Антонио Каналетто. Эти деятели культуры эпохи Просвещения оставили после себя огромное количество впечатляющих картин.

Театр

XVIII столетие - золотой век театра. В эпоху Просвещения этот вид искусства достиг вершины своей популярности и распространенности. В Англии крупнейшим драматургом был Ричард Шеридан. Самые известные его произведения «Поездка в Скарборо», «Школа злословия» и «Соперники» высмеивали безнравственность буржуазии.

Динамичнее всего театральная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в Венеции, где работало сразу 7 театров. Традиционный ежегодный городской карнавал привлекал туда гостей со всего Старого Света. В Венеции творил автор знаменитой «Трактирщины» Карло Гольдони. Этого драматурга, написавшего в сумме 267 произведений, уважал и ценил Вольтер.

Самой известной комедией XVIII века стала «Женитьба Фигаро», написанная великим французом Бомарше. В этой пьесе нашли воплощение настроения общества, негативно относившегося к абсолютной монархии Бурбонов. Через несколько лет после публикации и первых постановок комедии во Франции произошла революция, свергнувшая старый режим.

Европейская культура эпохи Просвещения не была однородной. В некоторых странах в искусстве возникали свои национальные особенности. Например, немецкие драматурги (Шиллер, Гете, Лессинг) свои самые выдающиеся произведения написали в жанре трагедии. При этом театр Просвещения в Германии появился на несколько десятилетий позже, чем во Франции или Англии.

Иоганн Гете был не только замечательным поэтом и драматургом. Неспроста его называют «универсальным гением» - знатоком и теоретиком искусства, ученым, романистом и специалистом во многих других областях. Его ключевые произведения - трагедия «Фауст» и пьеса «Эгмонт». Другой выдающийся деятель немецкого Просвещения, не только написал «Коварство и любовь» и «Разбойников», но также оставил после себя научные и исторические сочинения.

Художественная литература

Главным литературным жанром XVIII века стал роман. Именно благодаря новым книгам наступило торжество буржуазной культуры, сменившей прежнюю феодальную старую идеологию. Активно издавались произведения не только художественных литераторов, но также социологов, философов, экономистов.

Роман, как жанр, вырос из просветительской публицистики. С помощью него мыслители XVIII века нашли новую форму для выражения своих социальных и философских идей. Написавший «Путешествие Гулливера» Джонатан Свифт вложил в свое произведение множество аллюзий на пороки современного ему общества. Его перу также принадлежала «Сказка о бабочке». В этом памфлете Свифт высмеивал тогдашние церковные порядки и распри.

Развитие культуры в эпоху Просвещения можно проследить по появлению новых литературных жанров. В это время возник эпистолярный роман (роман в письмах). Таким было, к примеру, сентиментальное произведение Иоганна Гете «Страдания юного Вертера», в котором главный герой покончил жизнь самоубийством, а также «Персидские письма» Монтескье. Появились документальные романы в жанре путевых заметок или описаний путешествий («Путешествия по Франции и Италии» Тобайаса Смоллетта).

В литературе культура эпохи Просвещения в России следовала заветам классицизма. В XVIII веке творили поэты Александр Сумароков, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир. Появились первые ростки сентиментализма (уже упомянутый Карамзин с «Бедной Лизой» и «Натальей, боярской дочерью»). Культура эпохи Просвещения в России создала все предпосылки для того, чтобы уже в начале нового XIX столетия отечественная литература, ведомая Пушкиным, Лермонтовым и Гоголем, пережила свой золотой век.

Музыка

Именно в эпоху Просвещения сложился современный музыкальный язык. Его основоположником считается Иоганн Бах. Этот великий композитор писал произведения во всех жанрах (исключением была опера). Бах и сегодня считается непревзойденным мастером полифонии. Другой немецкий композитор Георг Гендель написал 40 с лишним опер, а также многочисленные сонаты и сюиты. Вдохновение он, как и Бах, черпал в библейских сюжетах (характерны названия произведений: «Израиль в Египте», «Саул», «Мессия»).

Другое важнейшее музыкальное явление того времени - венская школа. Произведения ее представителей продолжают исполняться академическими оркестрами и сегодня, благодаря чему современные люди могут прикоснуться к наследию, которое оставила культура эпохи просвещения. 18 век ассоциируется с именами таких гениев, как Вольфганг Моцарт, Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен. Именно эти венские композиторы переосмыслили прежние музыкальные формы и жанры.

Гайдн считается отцом классической симфонии (он написал их более ста). Многие из этих произведений основывались на народных танцах и песнях. Вершиной творчества Гайдна является цикл Лондонских симфоний, написанных им во время поездок в Англию. Культура Просвещения и любого другого периода человеческой истории редко порождала столь плодовитых мастеров. Помимо симфоний, Гайдну принадлежит 83 квартета, 13 месс, 20 опер и 52 клавирных сонат.

Моцарт не только писал музыку. Он непревзойденно играл на клавесине и скрипке, освоив эти инструмент в самом раннем детстве. Его оперы и концерты отличаются самым разным настроением (от поэтической лирики до веселья). Главными произведениями Моцарта считаются три его симфонии, написанные в одним тот же 1788 год (номер 39, 40, 41).

Другой великий классик Бетховен увлекался героическими сюжетами, что отразилось на увертюрах «Эгмонт», «Кориолан» и опере «Фиделио». Как исполнитель, он поражал современников игрой на фортепьяно. Для этого инструмента Бетховеном были написаны 32 сонаты. Большую часть своих произведений композитор создал в Вене. Также ему принадлежат 10 сонат для скрипки и фортепьяно (наибольшую известность получила «Крейцерова» соната).

Бетховен пережил серьезный вызванный потерей им слуха. Композитор склонялся к самоубийству и в отчаянии написал свою легендарную «Лунную» сонату. Однако даже страшный недуг не сломил воли художника. Поборов собственную апатию, Бетховен написал еще множество симфонических произведений.

Английское Просвещение

Англия была родиной европейского Просвещения. В этой стране раньше других, еще в XVII веке, произошла буржуазная революция, что дало толчок культурному развитию. Англия стала наглядным примером общественного прогресса. Философ Джон Локк был одним из первых и главных теоретиков либеральной идеи. Под влиянием его сочинений был написан важнейший политический документ эпохи Просвещения - американская Декларация независимости. Локк считал, что человеческое знание определяется чувственным восприятием и опытом, чем опровергал прежде популярную философию Декарта.

Другим важным британским мыслителем XVIII столетия был Дэвид Юм. Этот философ, экономист, историк, дипломат и публицист обновил науку о нравственности. Его современник Адам Смит стал основоположником современной экономической теории. Культура эпохи просвещения, кратко говоря, предварила многие современные концепции и идеи. Творчество Смита было именно таким. Он первым приравнял важность рынка к важности государства.

Мыслители Франции

Французские философы XVIII века творили в условиях оппозиционности существовавшему тогда общественному и политическому строю. Руссо, Дидро, Монтескье - все они протестовали против отечественных порядков. Критика могла принимать самые разные формы: атеизм, идеализацию прошлого (восхвалялись республиканские традиции античности) и т. д.

Уникальным явлением культуры Просвещения стала 35-томная «Энциклопедия». Ее составляли главные мыслители «Века разума». Вдохновителем и главным редактором этого эпохального издания был Свой вклад в отдельные тома внесли Жюльен Ламетри, Клод Гельвеций и другие выдающиеся интеллектуалы XVIII столетия.

Монтескье остро критиковал произвол и деспотизм властей. Сегодня его справедливо считают основоположником буржуазного либерализма. Вольтер стал примером выдающегося остроумия и таланта. Он был автором сатирических поэм, философских романов, политических трактатов. Дважды мыслитель попадал в тюрьму, еще больше раз ему приходилось скрываться в бегах. Именно Вольтер создал моду на вольнодумство и скептицизм.

Немецкое Просвещение

Немецкая культура XVIII века существовала в условиях политической раздробленности страны. Передовые умы выступали за отказ от феодальных пережитков и национальное единство. В отличие от французских философов немецкие мыслители осторожно относились к вопросам, связанными с церковью.

Как и русская культура эпохи Просвещения, прусская культура формировалась при непосредственном участии самодержавного монарха (в России это была Екатерина II, в Пруссии - Фридрих Великий). Глава государства всячески поддерживал передовые идеалы своего времени, хотя и не отказывался от своей ничем не ограниченной власти. Подобный строй получил название «просвещенного абсолютизма».

Главным Просветителем Германии XVIII века был Иммануил Кант. В 1781 году он издал фундаментальный труд «Критика чистого разума». Философ разработал новую теорию познания, изучил возможности человеческого интеллекта. Именно он обосновал методы борьбы и правовые формы изменения общественного и государственного строя, исключающие грубое насилие. Кант внес весомый вклад в создание теории о правовом государстве.

ТЕМА: Мир художественной культуры Просвещения.

Цель урока: знакомство с великими писателями, музыкантами, художниками Европы эпохи Просвещения.

Задачи урока:

    Закрепить мировоззренческие установки эпохи Просвещения;

    Формировать и развивать умение работать с различными информационными источниками, использовать их при подготовке ответов на вопросы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогическая технология: технология проблемного обучения, кластер, групповая работа.

Планируемые результаты

Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; проявляют способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Умеют самостоятельно определять цели и составлять планы, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную деятельность, использовать различные ресурсы для достижения целей.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь своим соседям по группе, гостям, теперь садитесь и пожелайте своим одноклассникам успешной работы.

II . Этап мотивации.

XVIII век, историю которого мы начали изучать, историки назвали эпохой Просвещения и временем преобразований. На прошлом уроке мы говорили о переменах в обществе, которые были предупреждены мыслителями-вольнодумцами, впоследствии названных просветителями.

А теперь вспомните, кого называли просветителями? ( Просветитель - человек, занимающийся , распространением знаний)

- Назовите имя одного из просветителей?

Тему нашего сегодняшнего урока вам помогут определить три подсказки.

И первую подсказку даст нам Ершова Арина. (Стихотворение Пушкина «О сколько нам открытий чудных»+музыка)

Вторая подсказка: слайд с портретом Моцарта.

Третья: слайд с картиной.

Исходя из этого, попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Дети формулируют тему урока и ставят задачи.

III. Изучение нового материала.

Групповая работа с различными источниками информации. Заполнить кластер «Деятели Просвещения». Каждая группа выполняет задание, по истечении 13 минут представляет отчет о проделанной работе.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Каждая группа представляет своего деятеля, остальные заполняют по нему табличку.

Взаимооценка:

- Исходя из того, что нужно было сделать в заданиях, как вы считаете вам удалось получить результат?

- Вы справились с поставленной задачей полностью?

Физкультминутка

(Да – хлопаем, нет – встаем и объясняем, почему нет)

    В Англии во время буржуазной революции существовало два движения протеста – левеллеры и диггеры (да)

    Случалось так, что солдаты силой сгоняли диггеров с земли и сжигали их дома (да)

    В ряды левеллеров – уравнителей – вступали в основном крестьяне (нет)

    Оливер Кромвель - это предводитель диггеров (нет)

    Установившаяся в Англии церковь стала называться англиканской (да).

    В Англии возникли две партии – тори и виги (да)

    Реформация не была одной из причин тридцатилетней войны, так как между католиками и протестантами не было противоречий (нет)

    Одной из причин тридцатилетней войны стал раздел колоний (да)

    Испанский король выступал за независимость национальных государств (нет)

    В тридцатилетней войне участвовали не отдельные государства, а коалиции государств (да)

IV. Работа с таблицей. Закрепление.

Обмен таблицами и заполнение (дети составляют пару, затем меняются партнерами, 2 минуты на каждую пару).

Давайте послушаем сообщения о еще двух деятелях эпохи Просвещения (опережающее задание).

Проверка д\з « Мыслители Эпохи Просвещения»

Задание: Соедини, ответ запиши в таблицу

Мыслители Эпохи Просвещения

Страна, где родился

Его идеи

1 . Вольтер

1 . Англия

1 . Феодальный порядок нарушает права личной свободы и частной собственности

2 .Монтескье

2 . Швейцария

2 .Главный источник благосостояния народа - труд

    Смит

3 .Франция

3 .Не допускайте ни богачей, ни нищих»

4 .Тюрго

4 .Разделение властей на исполнительную, судебную, законодательную

    Руссо

5. Король должен быть просвещенным. Менять.общественный порядок можно мирным путем

Правильный ответ: Мыслители Эпохи Просвещения

Страна, где родился

Его идеи

Тестовое задание

2.А втор романа «Путешествие Гулливера»:

А)Даниель Дефо Б)Джонатан Свифт В)Жан-Жак Руссо

3.Жан Батист – это

А)художник Б)композитор В)писатель

А) Моцарт Б)Бах В) Бетховен

5.Кто написал картину «Девушка с креветками»:

А)Хогарт Б) Батист В) Ватто

Обмен карточками и взаимопроверка.

V . Рефлексия.

    Какая цель и задачи стояли перед нами в начале урока?

    Смогли ли вы их достичь?

- Теперь давайте вернемся к нашей проблеме, которая стояла перед нами в начале урока. Удалось ли нам узнать о деятелях эпохи Просвещения?

- Скажите, чтобы вы хотели узнать об эпохе Просвещения в дальнейшем?

Выставление отметок.

- Исходя из своего уровня успешности, определите отметку, которую вы можете себе поставить.

Обведите на листочке свою левую руку. На каждом пальце записываем: «Я понял...», «Я не понял...», «Мне понравилось...», «Мне не понравилось...», на большом пальце оценка, которую вы себе ставите за урок, на ладони «Мое настроение» (рисуем смайлик).

VI . Домашнее задание (на доске)

Параграф 20, таблица. Подготовить сообщения об одном из просветителей 17–18 вв.

Мир художественной культуры Просвещения

Вера человека в собственные силы, способность принимать ответственные решения, добиваться поставленных целей отразилась и в светской литературе.

  • Родился Дефо в Криплгейте примерно в 1600 году. Образование в биографии Даниэля Дефо было получено в Ньюингтонской академии. Еще с тех пор Дефо увлекся изучением иностранных языков (в академии изучал латинский, греческий), а позже усовершенствовал свои знания во время торговых поездок в Европу. Биография Даниеля Дефо известна также как политика (хотя официальной должности он не имел), а кроме того – предпринимателя. Авантюристские черты характера Дефо стали причиной его частых разорений, а также повторных приобретений богатства.
  • Первые свои произведения Дефо написал в виде памфлетов сатирическо-публицистического жанра. Популярность в пределах Лондона ему принес памфлет «Истинный англичанин», защищающий короля. Несомненно, такой поступок сблизил Дефо и короля Вильгельма III. После испробования различных профессий, Дефо, наконец, остановился на выборе писательской деятельности. За один из своих скандальных памфлетов Дефо был осужден на 7 лет тюрьмы.
  • Однако наиболее прославлена биография Д. Дефо благодаря его роману «Робинзон Крузо». Все описания этого произведения очень точны. Мотивы романа, предполагающие простоту на фоне изобретательности, позже стали характерными для многих писателей.

Удивительные приключения Робинзона и Гулливера.


Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо.

Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим.

  • Свифт родился в ирландском городе Дублине в семье пастора. Пойдя по стопам отца, получил богословское образование. Он служил несколько лет священником, был назначен настоятелем Дублинского собора. Занимался политической деятельностью.
  • Как литератор он начинал с памфлетов, написанных по самым важным поводам общественно-политической и литературной жизни в Англии. Памфлет «Сказка бочки» сатира на церковь, где защищается принцип веротерпимости. Роман «Путешествия Гулливера» вышел в свет в 1726 году. Автор создавал его десять лет. Это произведение стало в адаптированном (упрощенном изложении) чтением для детей. Полный вариант сатирический философско-политический роман-памфлет. Писатель часто ездил в Англию, вел дружбу со многими литераторами и философами своего времени. В Ирландии его авторитет был чрезвычайно велик. Настолько, что наместник Англии в Ирландии писал, что правит этим островом «с соизволения декана Свифта». В последние годы своей жизни писатель страдал от расстройства психики. И его душевная болезнь прогрессировала. Эпитафию (надгробную надпись) он придумал себе сам: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этой кафедральной церкви, и суровое негодование уже не раздирает его сердце».

Джонатан Свифт Путешествие Гулливера.



  • Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (24 января 1732, Париж - 18 мая 1799, Париж) - знаменитый французский драматург и публицист.
  • Крупнейший французский драматург второй половины 18 в. Родился 24 января 1732 в Париже, в семье богатого часовщика. Обучался семейному ремеслу, однако за экстравагантные выходки отец отстранил его от дел. Став учителем музыки у дочерей Людовика XV, он позднее приобрел должность секретаря при монархе и благодаря придворным связям принял активное участие в разнообразных финансовых операциях, которые принесли ему громадное состояние и одновременно вовлекли в целый ряд громких судебных процессов. Несколько дней Бомарше пришлось провести в тюрьме; чтобы оправдаться, он издал свои блистательные Мемуары (Mémoires, 1774), где язвительно высмеял судебный произвол.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше.


  • Действие пьесы, которую написал Пьер Огюстен Карон де Бомарше , происходит на протяжении одного единственного безумного дня в графском замке. За короткое время многочисленная прислуга графа Альмавивы успевает задумать и реализовать сложную многогранную интригу со свадьбой, судом, усыновлением, слепой ревностью и беспринципным примирением. Сердце интриги – Сюзанна – горничная графини и в то же время фаворитка графа, невероятно очаровательная девушка. Мозгом интриги в пьесе является Фигаро, графский домоуправитель, феерически остроумный и невероятно умный молодой человек из Севильи.

Женитьба Фигаро


  • Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер – выдающийся немецкий драматург, поэт, видный представитель романтизма, один из создателей национальной литературы Нового времени и самых значимых персон немецкого Просвещения, теоретик искусства, философ, историк, военврач. Шиллер был популярен на всем континенте, многие его пьесы по праву вошли в золотой фонд мировой драматургии.

Фридрих Шиллер.

  • Иоганн Вольфганг Гете - немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Родился 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне. Скончался 22 марта 1832, Веймар.
  • И. Гете начал с бунтарства «Бури и натиска» сентиментального романа «Страдания молодого Вертера» (1774). Через период веймарского классицизма, проникнутого стихийным материализмом античности («Римские элегии», 1790), отмеченного антифеодальными и тираноборческими (драма «Эгмонт», 1788) тенденциями, Иоганн Гете шел к реалистическому осмыслению проблем художественного творчества, взаимоотношений человека и общества (автобиографическая книга «Поэзия и правда», издана 1811-1833; романы «Годы учения Вильгельма Мейстера», 1795-1796, и «Годы странствий Вильгельма Мейстера», 1821-1829), пантеистическому наслаждению полнотой жизненных переживаний (сборник лирических стихов «Западно-восточный диван», 1814-1819).
  • Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском сочинении - трагедии « Фауст » (1808-1832), насыщенной научной мыслью своего времени, Иоганн Гете воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Автор трудов «Опыт о метаморфозе растений» (1790), «Учение о цвете» (1810). Подобно Гете-художнику, Гете-натуралист охватывал природу и все живое (включая человека) как единое целое. На темы произведений Гете писали музыку Л. Бетховен , Ш. Гуно.

Иоганн Вольфганг Гете


Франсуа Буше

Живописцы знати.

В первой половине XVIII в. В европейской живописи еще процветает изысканное придворное искусство.


Живописцы знати.

Антуан Ватто


Певцы третьего сословия.

В середине XVIII в. почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было задешево купить гравюры.




  • Иоганн Себастьян Бах 1685–1750) - немецкий композитор, органист. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17–18 вв. обстановке церкви, двора и города. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695–1702 учился в Ордруфе и Линебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703–07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707–08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708–17 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717–23 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723–50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге.
  • Бах - один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма.

Музыкальные перекрестки Европы.


  • Родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Первым учителем музыки стал для мальчика его отец Леопольд Моцарт. С самого раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в четырёхлетнем возрасте пробовал написать концерт для клавесина, а с шести лет блестяще выступал с концертами по странам Европы. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его.

Вольфганг Амадей Моцарт


  • Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы».
  • Родился в семье заурядного музыканта в Бонне. Пьяница-отец, обнаружив у сына талант, начал обучать его игре на фортепиано. Жестоко расправляясь с ним при малейших неудачах, он чуть было не отбил у мальчика вкус к музыке. К счастью, необыкновенно одаренным ребенком вскоре заинтересовались другие боннские музыканты. В 1792 году после смерти отца, его посылают в Вену, где он учится композиция у Гайдна и Сальери. В этот период ему значительно помогли венские аристократы-меценаты - Вальдштейн, Лихновский, Лобковиц, Эстергази, которым он впоследствии посвящал свои произведения. В 1795 году Бетховен с триумфом входит в музыкальную жизнь как пианист-виртуоз и композитор. Год спустя он отправляется в Прагу, Дрезден, Будапешт и Берлин. Это было самое далекое путешествие Бетховена, который до конца своей жизни, никогда больше не покидал Вену.

Людвиг ван Бетховен

Область культуры Деятель культуры, страна Произведения и их главные идеи
Литература Даниэль Дэфо, Англия "Приключения Робинзона Крузо"
Литература Джонатан Свифт, Ирландия "Петешествие Гулливера"
Живопись Уильям Хогарт, Англия Автопортрет; серия гравюр "Модный брак", "Девушка с креветками", "Заключение брачного контракта"
Живопись Антуан Ватто, Франция "Затруднительное предложение"
Музыка Людвиг ван Бетховен "Соната в роде фантазии", "Лунная", "Аппассионата", "Крейцерова соната"
Музыка Вольфганг Амадей Моцарт Опера "Женитьба Фигаро", "Реквием"

2. Прочитайте отрывок из романа Даниеля Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" и выполните задания: 1) Подчеркните одной линией доводы отца в пользу удела среднего человека, двумя линиями (курсив) - мысли, с которыми не мог согласиться Робинзон. 2) Придумайте и напишите ответ Робинзона отцу. 3) После публикации романа Дефо пользовался большой популярностью, особенно читателям понравились приключения и путешествия. Это очень огорчало автора, он говорил, что его поняли неверно: дело совсем не в приключениях. Напишите возможные возражения Дефо своим читателям. Попробуйте написать воображаемое предисловие к роману от имени Дефо.

  • Ответ:
  • 1) Отец мой, человек степенный и умный, догадываясь о моих намерениях, предостерег меня серьезно и основательно... мой удел — середина, то есть то, что можно назвать высшей ступенью скромного существования, а оно, как он убедился на многолетнем опыте, лучше всякого другого на свете и более всего для счастья приспособлено, ибо человека не гнетут нужда и лишения, тяжкий труд и страдания, выпадающие на долю низших классов, и не сбивают с толку роскошь, честолюбие, чванство и зависть высших классов... Стоит только понаблюдать, уверял меня отец, и я пойму, что все жизненные невзгоды распределены между высшими и низшими классами и что реже всего их терпят люди умеренного достатка, не подверженные стольким превратностям судьбы, как высшие и низшие круги человеческого общества; даже от недугов, телесных и душевных, они защищены больше, чем те, у кого болезни порождаются либо пороками, роскошью и всякого рода излишествами, либо изнурительным трудом, нуждой, скудной и дурной пищей, и все их недуги не что иное, как естественные последствия образа жизни. Среднее положение в обществе наиболее благоприятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия... умеренность, воздержанность, здоровье, спокойствие духа, общительность, всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия - его благословенные спутники. Человек среднего достатка проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным трудом ... Привольно и легко скользит он по жизни, разумным образом вкушая сладости бытия, не оставляющие горького осадка, чувствуя, что он счастлив, и с каждым днем постигая это все яснее и глубже.
  • 2) Если бы все люди вокруг стремились прожить свой век тихо, спокойно и безмятежно, то общество до наших дней пребывало бы в невежестве, не зная великих географических открытий и т. д.
  • 3) Уважаемый читатель. В данном романе за описанием красочных авантюр, дальних путешествий и экзотических стран сделана попытка показать образ современника эпохи.

3. Перед вами четыре иллюстрации художников С. Харламова и Ж. Гранвилля к роману Джонатана Свифта "Путешествие Гулливера". Определите, к каким путешествиям они относятся. Найдите в романе соответствующие фрагменты текста и сделайте подписи под рисунками.

4. Вниметельно рассмотрите первый лист серии "Модный брак" ("Брак по моде своего времени") художника Уильяма Хогарта. Выполните задания: 1) Какие детали произведения, увиденные на иллюстрации, позволяют вам утверждать, что автор изобразил заключение брачного контракта? 2) Что могло бы стать предметом беседы героев произведения? 3) Придумайте и запишите их диалог. 4) Вы рассмотрели только первый из четырех листов серии "Модный брак". Как могли бы развиваться события дальше? Дайте название каждой гравюре. 5) Нарисуйте вашу версию последнего листа серии "Модный брак". 6) Постарайтесь найти в книгах или альбомах репродукции серии. Сравните гравюру Уильяма Хогарта и ваш рисунок. Что вы угадали правильно? Что изменили?

  • Ответ: 1) Присутствие стряпчего, предъявляющего аристократу, вероятно, долговые расписки и богач, внимательно изучающий документ. 2) Условия брака и величина приданного. 3) "-У вас очень много долгов. Мое имя и положение дорого стоят. -И сколько же вы хотите? -Ну... 10 000 фунтов. -Позвольте, как можно столько требовать?" 4) Брачный контракт; Похождения графа; Будуар графини; Печальный конец.

5. Перед вами произведения, созданные художниками XVIII в. Рассмотрите также иллюстрации учебника. Выполните задания: 1) Напишите номера тех произведений, героев которых, с вашей точки зрения, можно назвать людьми, олицетворяющими век Просвещения. 2) Запишите несколько доказательств своей точки зрения, начав фразу словами: "Здесь изображены люди века Просвещения, потому что..."

  • Ответ: Здесь изображены люди века Просвещения, потому что художники смогли передать настроение героев, погруженных в свои мысли и переживания.

6. Перед вами два натюрморта. 1) Рассмотрите их и кратко опишите то, что изображено. 2) Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой художники, создавая эти произведения?

  • Ответ: 1) На картине Класа мы видим сервированный стол, уставленный дорогой посудой и деликатесами, тогда как на картине Шардена изображены простая еда и непритязательные предметы обихода. 2) Отражены две особенности эпохи: резкое имущественное расслоение общества и внимание к жизни низших сословий.

7. В комедии Бомарше "Севильский цирюльник" есть такой диалог:

Розина. Вечно вы браните наш бедный век.

Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?

Подумайте над вопросом персонажа комедии и письменно дайте свой вариант ответа.

8. Современники сравнивали "Энциклопедию наук, искусств и ремесел" с громадным арсеналом, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции. Как вы понимаете это сравнение?

  • Ответ: Авторами "Энциклопедии" были выдающиеся просветители того времени, которые в своих статьях выражали идеи просвещения. Для читателя становилось понятно, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка.

9. Из курса истории Средних веков вам известно, что эмблема - условное изображение какого-либо понятия или идеи. Обобщив свои знания об эпохе Просвещения, ее культуре, придумайте и нарисуйте эмблему, в которой с наибольшей полнотой воплотился бы век Разума и Света. Напишите комментарии к своей эмблеме.


Автор: Боряев Артем, ученик 7б класса
МБУ лицея №19 г.Тольятти

Литература

В любом литературном произведении эпохи Просвещения
соблюдается три условия: занимательность сюжета,
поучительность и иносказательный характер
повествования.
Появился новый жанр романа - эпос частной жизни
отдельного человека. Человек интересует сам по себе, вне
его общественного положения
Расцвет жанра социально-бытового нравоучительного
романа воспитания.
Становление героя, который много ошибается, но всё же
делает выбор в пользу добра. Вера в человеческие силы.
Способность принимать ответственные решения и
добиваться поставленных целей
Первостепенная роль в восприятии мира отводится к
ощущениям.

Даниэль Дефо (1660-1731)

Талантливый английский писатель,
публицист и издатель, написал более 500
книг, памфлетов и журналов на разные
темы (политика, экономика, криминал,
религия, брак, психология, и др.)
Основателей английского романа и
экономической журналистики
Руководитель разведслужб Британии
Самая высокая степень
Делец с авантюристической жилкой
человеческой мудрости - это умение
приспособиться к обстоятельствам
Сидел в тюрьме и был у позорного
и сохранять спокойствие вопреки
внешним грозам.
столба за панфлет- издёвку над церковью
Пропагандировал буржуазное здравомыслие, выступал
в защиту веротерпимости, свободы вероисповедания и
свободы слова.

Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Бессмертный роман в 3 частях
(успех имела только 1часть),
написан как вымышленная
автобиография, моряка из Йорка,
который, после крушения судна,
провёл 28 лет на необитаемом
острове, где столкнулся с
различными трудностями и
опасностями. События записаны в
форме воспоминаний и создают
реалистичную картину.
Главная идея романа: «Человек может всё»

Джонатан Свифт (1667-1745)

Англо-ирландский писательсатирик, публицист, поэт, философ и
общественный деятель.
Декан собора Святого Патрика
Защитник прав простых ирландцев
Критически относился ко многие
идеалам просветителей, видел, что
их благородные идеи не изменили
людей, не искоренили пороки, а
буржуазное общество далеко от
совершенства.

Роман «Путешествий Гулливера»

«Путешествия Гулливера» -
высшее достижение Свифта,
Подобно всем подлинным
сатирикам, Свифт – прежде всего
моралист, обличающий порочность
и глупость рода человеческого во
имя добродетели и здравого смысла.
Свифта раздражало буржуазное
благополучие, отсюда и
назидательность, нравоучительный
характер его произведений.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799)

Знаменитый французский драматург и
публицист.
В своих произведениях Бомарше
высмеивает:
Боролся со всеми формами угнетения,
несправедливости, тирании.
Доказывал насколько устарело и
несправедливо французское
Все выдающиеся люди
выходят из третьего сословия…»
судопроизводство
Обличал весь общественный строй, сословные
привилегии, законы, режим абсолютной монархии.
Его личный протест носил социальный характер

Афоризмы из произведений

Глупость и тщеславие - неразлучные подруги.
Жить - это бороться; бороться - это жить
А что, если я лучше своей репутации?
Честные люди любят женщин, обманщики обожают их.
Он честен ровно настолько, чтобы не быть повешенным.
Что такое дворянин? Это человек, который дал себе лишь
труд родиться.
Прежде я говорил вам все, а теперь я ничего от вас не
скрываю.
По моему разумению, если начальство не делает нам зла,
то это уже немалое благо.
Пить, когда никакой жажды нет, и во всякое время
заниматься любовью - только этим мы и отличаемся от
других животных.

Лучшие произведения
Безумный день, или
Женитьба Фигаро
Шедевр сценического
Севильский
цирюльник
Обвинительный
акт против
общества и
его устоев.
искусства.
Общественный
политическим акт
Людовика XVI сказал: «Если
быть последовательным, то,
чтобы допустить
постановку этой пьесы,
нужно разрушить Бастилию.
Этот человек глумится над
всем, что должно уважать в
государстве».
Преступная мать, или
Второй Тартюф
Высмеял аристократию и
развенчал ее, противопоставив
ей образ человека из народа,
который уже чувствует свою
силу и требует уважения к себе,
к своему достоинству
9

Фридрих Шиллер (1759-1805)

Немецкий поэт, философ,
историк, теоретик искусства и
драматург, представитель
романтического направления в
литературе, профессор истории
и военный врач
Вошел в историю мировой
литературы как пламенный
защитник человеческой
личности.

Лучшие произведения

1781- «Разбойники».
1784 - «Коварство и любовь»
1799 - драматическая
трилогия «Валленштейн»
1800 - «Мария Стюарт»
1801 - «Орлеанская дева»
1804- «Вильгельм Телль»

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832)

Немецкий поэт, основоположник
немецкой литературы Нового времени,
мыслитель и естествоиспытатель.
Лидер литературного бунта против
принципов теоретиков Просвещения.
Устроитель балов, маскарадов,
розыгрышей, любительских спектаклей,
охот и пикников, попечитель парков,
архитектурных памятников и музеев
Член герцогского Тайного совета
Государственный министром (ведал прокладкой дорог,
набором рекрутов, государственными финансами,
общественными работами, горнорудными проектами)

Лучшие произведения

Трагедия «Фауст»
Знаменитая трагедия,
классика поэтического жанра
Рассказывает о судьбе
Фауста, который влачит
пессимистическое
существование и глубоко
разочарован в жизни.
Потерявший всякий смысл
жизни Фауст продает душу
ради вкушения плодов мирских
удовольствий.
… Жизни годы
Прошли недаром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой!

Живопись

Для живописи первой половины XVIII в.
характерна стилизация под греческое искусство,
внесла в художественную палитру героизацию и
некоторое романтизм
Сюжеты - только любовные, эротические
Любимые герои - нимфы, вакханки, Дианы.
Венеры, осуществляющих свои бесконечные
"триумфы" и "туалеты"
Стили: барокко, классицизм, рококо,
сентиментализм

Франсуа Буше (1703-1770)

Один из самых ярких художников рококо
Главная тема творчества: удовольствие,
наслаждение прелестями жизни, ее
идиллическое восприятие
Академик, профессор, директором
Академии.
Иллюстратор, оформитель театральных
постановок, декоратор королевских
дворцов, первый живописец короля
Отразил вкусы и настроения эпохи Людовика XV
Его произведения полны света и воздуха, чувственности и
легкой загадочной иронии, наполнены ощущением неги и
наслаждения.

Пейзаж в окрестностях Бове
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Художник в мастерской.
Автопортрет

Мадам Помпадур
Старая Пинакотека, Мюнхен

Триумф Венеры
Национальный музей, Стокгольм

Антуан Ватто (1684-1721)

Французский живописец и рисовальщик,
основоположник и крупнейший мастер
стиля рококо
Главная тема: «галантные празднества»,
мир поэтических мечтаний, балов и
маскарадов.
Лучшие произведения:
«Савояр с сурком», Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Праздник любви», «Общество в парке», Дрезден
«Бивак», Государственный музей изобразительных искусств, Москва
«Затруднительное предложение»,
«Капризница», Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Меццетен», Метрополитен-музей
«Паломничество на остров Киферу», «Жиль», Лувр, Париж
«Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена», Картинная галерея, Берлин-Далем.

Затруднительное положение
Танец
Радости жизни

Отдых на охоте
Венецианский праздник

Уильям Хогарт (1697 – 1764)

Английский художник, основатель и
крупный представитель национальной
школы живописи, иллюстратор, автор
сатирических гравюр, открыватель
новых жанров в живописи и графике.
Многие свои произведения художник,
испытавший на себе влияние идей
философов Просвещения, подчинил
задаче воспитания с помощью
художественного творчества
нравственного начала в человеке и
искоренения пороков.

Модный брак.
Заключение брачного контракта
The fishing party
Дети Грэхэм

Автопортрет с собачкой
Галерея Тейт, Лондон
Девушка с креветками
Национальная галерея, Лондон

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779)

Французский живописец
Мастер натюрморта и жанровых
композиций, советник и казначей
Академии художеств
Главная тема его работ
повседневная домашняя жизнь
парижских обывателей, переданная
в спокойной, задушевной,
реалистической манере.

С рынка
Лувр, Париж
Кухарка
Национальная галерея искусств,
Вашингтон

Прачка
Серебряный кубок
Натюрморт с атрибутами
искусств
Прачка

Жак Оноре Фрагонар (1732-1806)

Французский художник, яркий
представитель рококо.
Тонкий колорит, остроумная
образность и лёгкое,
непринуждённое письмо придают
его работам неотразимую
живость; при этом даже самые
эротические сюжеты никогда не
кажутся вульгарными

"Поцелуй украдкой.
Девушка с сурком

Качели
Читающая молодая женщина

Жан Батист Грёз (1725-1805)

Знаменитый французский
живописец-жанрист и портретист
В жанре семейного быта ему нет
равных во французской живописи.
Хотя картинные сцены банальны,
сентиментальны и театральны, но
фигуры на них сгруппированы
в совершенстве
Его портреты полны сходства,
жизни, выразительности, чувства.
Женские головки хотя и носят
печать слишком искусственной,
преувеличенной выразительности,
но они необыкновенно грациозны.

Портрет мальчика
Маленький мальчик

Гитарист
Балованное дитя
Отцовское проклятие
Лувр, Париж

Жан-Антуан Гудон (1741-1828)

Французский скульптор,
выдающийся мастер
психологического портрета
Умел передать характер своей
модели посредством тщательно
выбранной позы, экспрессивного
выражения лица и прямолинейного
взгляда. Для большей
непосредственности впечатления
отказывался от тщательной отделки
статуй, сохраняя следы своего резца
Среди характерных деталей его
скульптурных портретов - красивые
и эффектные складки одежды.

Вольтер
Б.Франклин
В мастерской скульптора
Портрет жены
Жан Жак Руссо

Рейнольдс Джошуа (1723-1792)

Английский исторический и
портретный живописец
Теоретик искусства
Первый президент Королевской
академии художеств
Член лондонского королевского
общества.
Член Общества дилетантов,
созданного с целью изучения
античного искусства.

де Бофор
Возвращение крестьян с рынка
Портрет Джорджианы,
герцогини Девонширской

Музыка

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет
музыкального искусства.
Опера становится синтетическим искусством,
соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное
драматическое действие.
На высшую ступень классического искусства вышла
инструментальную музыку.
Расцвет комической оперы.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Величайший гений мирового
музыкального искусства
Обладатель феноменального
музыкального слуха, памятью и
способностью к импровизации
Во всех музыкальных формах своего
времени достиг наивысшего успеха
(симфония, концерт, дивертисмент и
квартет, опера и месса, соната и трио).
Создателем более 600 произведений
Серенада №13 Творчество Моцарта явилось высшим
выражением прогрессивных достижений
музыкальной культуры его времени.

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809)

Австрийский композитор
Представитель венской
классической школы
Один из основоположников
симфонического жанра и
струнный квартет.
Его музыкальное наследие
включает более 100 крупных
произведений и сотни небольших
работ.
Серенада

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Немецкий композитор,
представитель эпохи барокко
Органист-виртуоз
Музыкальный педагог
Написал более 1000 произведений
При жизни его произведения
казались светскому обществу
слишком серьёзными, а церковь
отвергала их из-за недостаточно
богобоязненного характера
Токката и фуга ре минор

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Лунная соната
Немецкий композитор и пианист
Представитель «венской
классической школы»
Писал во всех жанрах, включая
оперу, музыку к спектаклям,
хоровые сочинения
Самым значительным в его
наследии считаются
инструментальные произведения:
фортепианные, скрипичные и
виолончельные сонаты, концерты
для фортепиано, для скрипки,
квартеты, увертюры, симфонии.

В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные