Учебный проект портрет в изобразительном искусстве. Проект по изобразительному искусству на тему "живой портрет" выяснить художественные приёмы позволяющие портрету «ожить»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 «Рябинушка»,

общеразвивающего вида

г.Улан – Удэ

Воспитатель Чеботарева О.Ю.

Проект по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Портрет человека»

Актуальность: " Рисование человека" является центральной темой в изобразительном искусстве. И это понятно: человек, его труд, его преобразующая природу и мир деятельность, всегда определяли общественное, социально - историческое значение произведений изобразительного искусства. Не случайно в первых же рисунках детей человек занимает центральное место. Здесь и любимая мама в праздничном наряде, и дедушка, и сестренка, и папа, и любимые сказочные герои.

Однако, как правило, изображение человека в рисунках детей отличается однообразием, примитивностью, схематизмом и это не случайно, ведь человек является самым сложным объектом изображения и необходим значительный художественный опыт, чтобы грамотно и выразительно его изобразить.

Проблема: дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются не использовать этот вид художественного творчества в самостоятельной деятельности. Исходя из этого, необходимо научить детей способам и приемам изображения человека.

Цель: научить детей разнообразным способам изображения человека. Задачи:

1. Познакомить с видами портрета, его особенностями.

2. Научить детей передавать пропорции лица, возрастные изменения, определять настроение, помочь освоить средства передачи внутреннего мира человека, его характер.

3. Закрепить знания детей о портретной живописи, ее особенностях, о том, что художник передает не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека, его характер, настроение.

4. Закрепить понятие «автопортрет», продолжать учить рисовать портрет, передавая черты лица, прическу, используя для рисования карандаши, восковые мелки, акварель, гуашь.

5. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению. Способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы.

Предполагаемый результат: дети должны научиться передавать характерные особенности внешнего вида конкретного человека: цвет глаз, форма прически, цвет и детали одежды. Они должны изображать лицо с показом возрастных изменений человека, рисовать шею, плечи и частично одежду.

Участники проекта: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Длительность проекта: 2 -3 месяца.

Реализация проекта:

1-2 неделя: знакомство с живописью, техникой рисования портрета, изобразительными методами и приемами. Прежде всего необходимо познакомить детей с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.

Затем могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.

Своеобразные отличительные особенности портретов заключается в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.

Несмотря на то, что жанр портрета является сложным для восприятия детьми дошкольного возраста, работа по ознакомлению с русской жанровой живописью в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художником настроение по мимике лица, рукам.

Занятия по ознакомлению дошкольников с портретной живописью строятся несколько иначе, чем с жанровой и пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.

Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного языка данного жанра при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организованных бесед.

Беседы о портретной живописи строятся на основе трех групп вопросов.

Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: "Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?". При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: "О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?". Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.

Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: "Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую "тайну" в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?".

Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): "Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?".

Ставя вопросы, воспитатель раскрывает перед детьми тесную связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона - в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные - в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного. В ходе беседы широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием "вхождения" в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

Пояснение широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей.

Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Сравнивая раз ные по настроению произведения, дети обращают внимание на зависимость средств выразительности от содержания общего настроения картины.

Акцентирование деталей. Суть: при восприятии портрета все изображение закрывается листом бумаги, остаются только глаза или какая-то иная деталь. Это помогает подчеркнуть выразительность важной части портрета, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым. Вопросы, заданные детям, помогают раскрыть смысл картин.

Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у дете й чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине человека.

Используя прием "вхождения" в картину, детям предлагается представить себя на месте изображенного на портрете человека. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувства сопереживания, сопричастности.

Метод музыкального сопровождения. При рассматривании портрета часто звучит музыка, характер которой соответствует содержанию и настроению картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятие портрета или быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке.

Игровые приемы помогают вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части портрета ("Загадай что-либо о руке (глазах, одежде и т.д.), а мы отгадаем"; "Определи, к какому портрету подходит эта музыка"; "Придумай свое название портрету"; "Передай в движении положение руки (головы и т.д.) изображенного на картине человека.)

Итоговая беседа по рассматриванию портрета носит разнообразный характер. Она может включать рассказ воспитателя о его отношении к портрету, чтение соответствующих стихотворений, исполнение песен, высказывание детьми своего мнения о картине, о возникших в связи с этим мыслях и чувствах.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Таким образом, портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором.

Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.

Методы и приемы: рассматривание репродукций картин художников портретного жанра, выделение особенностей изображения (стиль, позы, временные промежутки в создании портрета, свет, цвет), смешивание красок до нужного оттенка, создание шаблонов и трафаретов – головы, прически (мужских и женских); подбор различных художественных материалов.

3 –4 неделя: практическая работа по освоению работы с шаблонами и трафаретами, фоном, средствами изображения.

5 - 6 неделя – рисование портретов папы, дедушки, братьев (ко Дню защитников Отчества).

7-8 неделя – рисование портретов мамы, бабушки, сестер (к Международному Женскому дню).

Примерный конспект занятия по рисованию в старшей группе

"Портрет мамы".

Цель: Закрепить знания детей о жанре портрета. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке черты её облика (цвет глаз, волос). Продолжать учить правильно располагать части лица. Воспитывать любовь и нежное отношение к маме.

Словарная работа: Портрет, погрудный, жизнерадостная, доброжелательная длинноволосая, круглолицая, чернобровая, большеглазая.

Материал: Плакат с женским погрудным портретом, мел. У детей лист бумаги (А-4), простой карандаш, цветные карандаши.

Предварительная работа: Рассматривание разных портретов, рисование простым карандашом портретов.

Дидактические игры: " Какая", " Скажи ласково".

Ход занятия:

Ребята, мы сегодня будем рисовать портрет мамы, самого любимого для вас человека.

Будто бирюза, мамины глаза-

Ясные и чистые, добрые, лучистые.

Словно звёздочки все вокруг, и со мною говорят.

Мама - мой любимый друг!

Прежде, чем рисовать, мы с детьми вспоминаем, какой формы голова? (обводим пальцами голову), вспоминаем, где расположены у человека глаза и какой они формы? (глаза расположены ниже лба, и они овальной формы с острыми уголками).

Рисую мелом на доске овал и посередине его глаза. Затем объясняю детям, что надо рисовать только кончик носа, а от кончика носа до конца лица находятся губы. Напоминаю, что шея уже, чем лицо, а плечи шире, чем голова.

Дидактическая игра "Какая?"

Если мама радуется жизни, то она - какая? - жизнерадостная;

Если мама желает добра, то она - доброжелательная;

Если у мамы длинные волосы - длинноволосая;

Если у мамы круглое лицо - круглолицая;

Если у мамы большие глаза - большеглазая;

Если у мамы чёрные брови - чернобровая;

Дидактическая игра "Скажи ласково".

Мама- мамочка, нос- носик, губы- губки, глаза - глазки, брови- бровки, щека - щёчки, лоб- лобик.

А теперь, ребята, вспоминайте мамины глаза, мамин цвет волос, мамин взгляд, мамину улыбку, мамины любимые бусы и начинайте рисовать. Звучит детская песня про "Мамонтенка".

Кто затрудняется , оказываю помощь.

В конце занятия выставляю все детские рисунки на доске и дети анализируют свои рисунки.

Работа с родителями: организация консультаций и практических занятий по обучению родителей изображению портрета.

8-9 неделя – изготовление рамок для портретов, организация выставки.

Итог проекта: выставка детских работ «Наши любимые, родные, близкие»

Список литературы

1. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 8-11.

2. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.

3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательных школ. М., "Педагогика", 1994.

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224 с.

6. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. -- М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2007. - 208 с.

7. И. Селютин "Как нарисовать фигуру человека", из серии "Волшебный карандаш", - М., АСТ-издательство, 2007.

8. Казакова Т.Г. "Детское изобразительное творчество" Москва, Карапуз - Дидактика, 2006.

9. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1996.

10. Казакова Т.Г. Развив айте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2005. - 146 с.

11. Кардовский Д.Н. Пособие по рисованию / Под общ. ред. проф. Кардовского Д.Н. и др. М.: Изд-во: "В. Шевчук", 2006. -- 208 с.ил.

13. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, 2000. -- 242 с.

14. Савин Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. М., "Просвещение", 1978.

15. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Педагогика, 1965.

16. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.

17. Яшухин А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2003 "Преподавание черчение и изобразит. искусства". - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.: ил.

Галина Наумова
Творческий проект по ИЗО для старших дошкольников «Портрет человека»

Постановка проблемы:

Дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения.

Цель проекта:

Познакомить с видами портрета, его особенностями.

Передавать пропорции лица, возрастные изменения, определять настроение. Помочь детям освоить средства передачи внутреннего мира человека, его характер.

Задачи:

Дети:

Закрепить знания детей о портретной живописи, ее особенностях, о том, что художник в портрете передает не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека его характер, настроение;

Закрепить понятие «автопортрет»; продолжать учить рисовать портрет, передавая черты лица, прическу, используя для рисования гуашевые краски.

Родители:

Создание в семье благоприятной атмосферы, воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта дети должны научаться передавать характерные особенности внешнего вида конкретного человека: цвет глаз, волос, форма прически, цвет и детали одежды. Они должны изображать лицо с показом возрастных изменений человека, рисовать шею, плечи и частично одежду.

Участники проекта:

педагог дополнительного образования,

дети старшего дошкольного возраста,

родители и другие члены семьи.

Длительность проекта: 4 недели.

Реализация проекта:

1. Ориентировочно – мотивационный: 1 неделя

Дети:

Цель: Эмоциональный настрой, пробуждение интереса к данному виду деятельности, осознание цели работы.

Родители:

Цель:

Помочь детям в наблюдении за возрастными изменениями лица, рассматривая семейные альбомы с фотографиями бабушек и дедушек в молодости, в зрелом возрасте и в старости.

Педагог:

Разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого;

Разработка схем и пособий, определение предполагаемого результата.

2. Оперативно - деятельный (технологический) : 2 недели

С детьми:

На втором этапе проводятся беседы с детьми по репродукциям картин художников по теме портрет, закрепляется понятия одиночный портрет и групповой. Дается понятие: автопортрет, возраст человека.

Игра с детьми «Составь портрет».

Занятия с детьми по изображению лица человека, в том числе с передачей возрастных особенностей.

С родителями:

Организация консультаций и практических занятий по обучению родителей изображению портрета человека.

Дети в совместной деятельности с педагогом выбирают материал для изображения портрета (гуашь, пастель, восковые мелки) и цвет фона. Самостоятельно решают, чей портрет они будут изображать (мамы или бабушки).

На этом этапе необходимо повторить правила работы с красками и другими художественными материалами, особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда.

После этого дети приступают к самостоятельной работе. Те дети, которые справились с работой по изображению одного портрета (например, мамы, могут приступить к изображению второго (бабушки).

3. Заключительный: 1 неделя.

На заключительном этапе осуществляется оформление подарка по желанию детей: изготовление украшений для мамы (бабушки): бусы, шляпки, серьги и т. д., изготовление рамочки для портрета.

Портреты

Слайдов: 13 Слов: 31 Звуков: 0 Эффектов: 2

Виктор Астафьев. Борис Валентинович Ширшов. Евгений Андреевич Пермяк. Лев Иванович Кузьмин. Бианки Виталий Валентинович. Валентина Телегина. Тумбасов Анатолий Николаевич. Трутнева Евгения Фёдоровна. Лев Иванович Давыдычев. Ирина Петровна Христолюбова. Домнин Алексей Михайлович. Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк. Владимир Иванович Воробьёв. - Портрет.ppt

Портрет ИЗО

Слайдов: 14 Слов: 626 Звуков: 0 Эффектов: 0

Характерный портрет. Урок изобразительного искусства 6 класс. Давайте вспомним, что такое портрет? Джоконда Леонардо да Винчи. Особенно интересны портреты известных исторических личностей. Диего Веласкес – Портрет Папы Иннокентия Х. Карл Брюллов - И. Крылова. Валентин Серов – портрет Мусоргского. Василий Суриков – этюд к картине Боярыня Морозова. Уильям Хогарт – Девушка с креветками. Посмотрите, как с помощью цвета передаем выразительность глаза человека. Посмотрим, как нарисовали портрет другие ребята. Нарисовать портрет человека, который вам дорог, симпатичен, близок… - Портрет изо.ppt

Жанр портрет

Слайдов: 18 Слов: 458 Звуков: 0 Эффектов: 0

Образ человека – главная тема искусства. А. С. Пушкин. Жанр, посвященный изображению человека или группы людей, называется портретом. Портрет (от лат.) – «извлечение сущности». Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Из истории возникновения портрета. Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции. Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла в 17 веке. Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей активных, решительных. Во второй половине 19 века романтизм уступает место реализму, а парадный портрет – камерному. И. Н. Крамской «Мина Моисеев». - Жанр портрет.pptx

Портрет человека

Слайдов: 19 Слов: 402 Звуков: 0 Эффектов: 68

Портрет. Художественное изображение человека. Поясной портрет. Погрудный портрет. Портрет в рост. Характер портрета. Автопортрет. Групповой портрет. Семейный портрет. Дорогой человек. Античное искусство. Уголки губ. Спокойствие. Попробуйте и вы. Портрет мамы. Нарисовала подругу. Рисуем портрет. - Портрет человека.ppt

«Портрет» 6 класс

Слайдов: 17 Слов: 397 Звуков: 0 Эффектов: 95

Портрет в изобразительном искусстве. Академия художеств. Знаменитые портреты великих художников. Определите вид портрета. Можно ли передать внутренний мир человека, его настроение. Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Владимир Лукич Боровиковский. В.Л. Боровиковский. В.Л. Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной». Валентин Серов. «Портрет Юсупова». В. Серов. Выражение лица. - «Портрет» 6 класс.ppt

Искусство портрета

Слайдов: 41 Слов: 1373 Звуков: 1 Эффектов: 41

Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Учиться анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку. Развивать умение вести диалог с произведениями искусства. Воспитание патриотического отношения к Родине. Портрет. (От франц. – Изображать, передавать «черта в черту»). или группы людей, Реально существующих, либо существовавших в прошлом. Основные принципы развития портретного жанра. История портрета. Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. Самый древний портрет. Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. - Искусство портрета.pptx

Портрет в живописи

Слайдов: 14 Слов: 1613 Звуков: 0 Эффектов: 0

Портрет. Средний Возраст. «Подлинную красоту воспринимает только чистая прекрасная душа. Душа ребенка… Прекрасное не терпит лжи. Портретная живопись является самым сложным в изобразительном искусстве. Главное в портрете – лицо, в частности глаза и губы. О ком рассказывает портрет. Развивать воображение и образное мышление. Дать детям представление о некоторых типах портретов (женский, мужской и разновозрастной). Обогащать словарь детей эстетическими терминами, образными выражениями. Развивать ощущение взаимосвязи настроений изобразительных и музыкальных образов. - Портрет в живописи.ppt

Виды портретов

Слайдов: 12 Слов: 300 Звуков: 0 Эффектов: 67

Виды портрета человека. Виды портрета. Парадный портрет. Камерный портрет. Социальный портрет. Психологический портрет. Портреты различаются по формату. Портреты различаются по формату (скульптурные). Пропорции изображения головы человека. Проверь себя. - Виды портретов.ppt

Разновидности портретов

Слайдов: 29 Слов: 1050 Звуков: 0 Эффектов: 39

Портрет- зеркало души. Отношение к портрету. Великие умы человечества. Разновидности портрета. Виды портрета. Из истории развития портретного жанра. Древний Египет. Идеалы женственности. Фаюмские портреты. Древняя Греция. Римский скульптурный портрет. Леонардо да Винчи. Западная Европа. Россия. Портрет неизвестной крестьянки. Боровиковский Владимир Лукич. Николай Заболоцкий. Христос в пустыне. Михаил врубель. Сходство изображения с моделью. Черты. Наблюдательный глаз художника-портретиста. Подготовительный рисунок. Лица. Пастель. - Разновидности портретов.pptx

Парадный портрет

Слайдов: 19 Слов: 379 Звуков: 0 Эффектов: 0

Что такое «парадный портрет». Что мы хотим выяснить. Наши предположения. Гипотеза. Что означает понятие «парадный портрет». План наших действий. Что удалось выяснить. Изображение людей в картинах художников 18 века. Иван Петрович Аргунов. Картины В.Л.Боровиковского. Портрет Д.Г. Левицкого. Портрет Е.А. Нарышкиной. Портрет торжковской крестьянки Христиньи. Картины А.П.Антропова. Кто рисовал портреты знатных людей. Портрет был достоянием в основном придворных кругов. Портрет Екатерины второй. Картины Д.Г. Левицкого. Искусство портрета. - Парадный портрет.ppt

Фаюмский портрет

Слайдов: 20 Слов: 363 Звуков: 0 Эффектов: 84

Фаюмский портрет. ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ Такое название портреты получили по месту обнаружения первых экземпляров в селении Эр-Рубайят близ Фаюма (Средний Египет) в 80-х годах XIX в.. Изображения представляют собой портреты жителей римского Египта I-IV веков н.э.- египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. Название «Фаюм»происходит от египетского «Па-Йом», что значит «море». В целом в музеях мира хранятся более 700 «фаюмских портретов». Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. - Фаюмский портрет.ppt

Портрет автора

Слайдов: 9 Слов: 193 Звуков: 0 Эффектов: 4

Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством автора. А. Моруа. И. Репин Толстой за работой. Толстой на пашне Толстой на покосе. Дагерротипные портреты Л. Толстого. 1849 г. 1851 г. 1856 г. Ермонтов в детстве. И. Крамской И. Репин. Н. Ге. Б.М. Кустодиев Ю.П. Анненков Портрет Е. Замятина Портрет Е. Замятина. К. Сомов А. Блок 1907 г. Я сам, позорный и продажный, С кругами синими у глаз… Иннокентий Анненский. - Портрет автора.ppt

Изображение головы человека

Слайдов: 11 Слов: 286 Звуков: 0 Эффектов: 44

Какие бывают портреты? Какие бывают лица? Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобье ликующих песен. Н. Заболоцкий. Цели урока: Лицо и эмоции человека. Пропорции лица человека. Рисунок головы человека. Изображение черт лица. Изображение черт лица человека. - Изображение головы человека.ppt

Художники-портретисты

Слайдов: 15 Слов: 1058 Звуков: 0 Эффектов: 14

Портрет. Цели и задачи. Что такое портрет. Портрет есть во всех видах изо искусства. Русские художники-портретисты. Левицкий Д.Г.(1735-1822). Григорий Кириллович. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский живописец. Тропинин Василий Андреевич. Кипренский Орест Адамович. Брюллов Карл Павлович. Репин Илья Ефимович. Крамской И.Н. Серов Валентин Александрович. Скульптурный портрет. -

http://www.o-detstve.ru Презентация проекта «Портрет» Автор: Хлебникова Татьяна Федоровна МАДОУ Центр развития ребенка д/с № 2 «Ромашка» г. Данков Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Продукт проекта Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Изучение себя через портрет» обусловлен Выбор цели необходимостью привлечь внимание детей к своему внутреннему миру, восприятию и ощущению себя, своего «Я» в обществе; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную художественную деятельность. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Для этого были поставлены следующие задачи: - расширить и углубить знания детей о портрете, знакомить с разными видами портрета (живописный, графический, фотопортрет и т. д.); -знакомить детей с разными техниками выполнения портрета; -учить детей рассматривать и понимать, что изобразил художник; -обогатить чувственный багаж детей; -стимулировать познавательную самостоятельность и ответственность; -развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки; - научить создавать композиции из готовых предметов на определенную тематику; - учить передавать внутреннее восприятие себя посредством изображения; - учить работать в паре, договариваться между собой, находить общее решение. - развивать речь через описание созданных работ. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Создание творческой группы: Педагог по ИЗО Музыкальный руководитель, Воспитатель группы, где проводится проект, Педагог по физвоспитанию, Психолог, Родители. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Составление плана реализации проекта: Постановка задач перед специалистами и родителями Предложения специалистов и родителей вариантов проработки темы через совместную деятельность Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 План реализации проекта: http://www.o-detstve.ru Образовательная область Познание Формы работы Фантазийный портрет «Друг с другой планеты», «Мы все такие разные» (черные, белые, красные). Коммуника ция Составление творческих рассказов по теме «Моя любимая мама», «Мой любимый Результат Знания о расовых различиях. Умение создавать фантазийный образ. Творческий рассказ воспитатель», «Фоторобот». Чтение художествен ной литературы Чтение и обсуждение народных сказок («Снегурочка», «Гуси лебеди» и др.) Понятия добро - зло http://www.o-detstve.ru Вид деятельности Формы работы Результат Художественное творчество Живой портрет, живой натюрморт Описательный рассказ, календарики Художественное творчество Рисование по темам «Мой любимый воспитатель», «Моя любимая мама», Лепка «Мое любимое животное», «Мой любимый друг», «Я себя рисую» Выставка портретов в Составление композиций «Портрет из овощей», «Игрушка из морковки», «Оживим овощи», «Вкусные портреты» Выставка поделок, книга «Как овощи спешили в детский сад» Труд разных техниках Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Вид деятельности Формы работы Результат Физическая культура Загадки «Угадай, кого я показываю движением», игра «Любимое движение героя» Пластический этюд Социализация «Психологический портрет» Альбом рисунков «Наша группа» Музыка «Музыкальный портрет», «Сказочные портреты в музыке» Умение воспринимать музыкальный образ Работа с родителями Беседа «Как выглядела мама маленькой», «Портрет из семейного архива» Выставка работ для родителей Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Продуктивный этап «Мы такие разные» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о планете Земля. 3. Рассматривание альбомов, открыток, картин с людьми разных рас 4. Выявление характерных признаков людей с разным цветом кожи. 5. Самостоятельное рисование детей. 6. Итог. Составление композиции «Все мы живем на Земле». Материалы: акварель, листы бумаги, кисточки, ножницы, баночка с водой, клей. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Живой портрет» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о портрете. 3. Показ беседы «Я составлю портрет». 4. Индивидуальная работа детей по составлению портрета при помощи понравившихся предметов и костюмов. 5. Фотографирование и подборка лучших ракурсов портрета. 6. Задание на дом – придумать название своему портрету. Материалы: предметы необходимы для составления портрета, различные костюмы. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Мой любимый воспитатель» Содержание: 1. Орг. момент. 2. Беседа «Угадай жанр картины». 3. Индивидуальная деятельность детей по созданию портрета в технике барельеф на картоне. 4. Подведению итогов. Составление общей выставки «Я человек». Материалы: картон, цветной пластилин. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Портрет из овощей» Содержание. «Дети из овощей составляют забавные фигурки, составляют сказку «Как овощи в детский сад спешили».Затем составляют кадры из нее и фотографируют. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Живой натюрморт» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о натюрморте. 3. Показ беседы «Я составлю натюрморт». 4. Индивидуальная работа детей по составлению натюрморта из понравившихся предметов и драпировок. 5. Фотографирование и подборка лучших ракурсов натюрморта. 6. Задание на дом – придумать название своему натюрморту. Материалы: предметы необходимы для составления натюрморта, ткани различных цветов. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Я себя рисую» Содержание. Дети получают свой контур во весь рост на сложенном пополам в две длинны.Все работают в парах по очереди, помогая друг другу, сначала маркером, затем красками.(раскрашиваю себя и свою одежду)По окончанию делается выставка свои для портретов для родителей. Материалы. Обои, маркеры, краски(гуашь, акварель), пастель, кисти Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Объемный портрет» Содержание: 1. Орг.момент. 2. Беседа о портрете. 3. Показ беседы «Я составлю портрет». 4. Индивидуальная работа детей по составлению портрета при помощи кусочков белой бумаги и клея ПВА. 5. Фотографирование и подборка лучших ракурсов портрета. 6. Задание на дом – придумать название своему портрету. Материалы: листы белого мелованного картона или плотной бумаги, клей ПВА, гуашь, кисти. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru «Экскурсия в мастерскую художника». Задачи: закрепить ранее полученные умения и навыки, учить детей новым техникам (графика по зеркалу, и отпечаток со стекла), дать возможность самим изучить выставку в мастерской и рассказать другим. Материалы: Картины разных жанров и техник, зеркала, рамки, маркеры, краски, валик, листы, этюдник, кисти. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Итоги реализации: Результат - новые знания, навыки, умения; умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент и характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, обогащение своего чувственного опыта Продукт – выставки, альбом, книга, поделки, рисунки, этюды, рассказы. Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Результаты проектной деятельности по линиям развития ребенка в контексте ФГТ Физическое у детей сформировались навыки рационального дыхания, координация движения, сформировался навык осмысленной моторики Познавательноречевое воспитанники приобрели знания о различных портретах и техниках их исполнения; научились составлять творческие рассказы, используя в своей речи –эпитеты, сравнения, метафоры Художественноэстетическое научились работать в парах, согласуя свои действия с товарищем, проявляют инициативу и самостоятельность в процессе выбора темы, экспериментируют с различными материалами, создавая образы Социальноличностное детей сформирован устойчивый интерес к произведениям искусства, к различным его жанрам; сформировалась любознательность,познавательный интерес к красоте окружающего мира, творческие способности, ручная умелость Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014 http://www.o-detstve.ru Спасибо за внимание! Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014

Проект на тему :

«Портрет одного слова»

Подготовила : Мишина Анастасия ученица 6 «Б» класса МБОУ «Верховская средняя общеобразовательная школа №1.»

Руководитель проекта : Гончарова О. И. учитель русского языка и литературы.


Предмет в рамках которого разрабатывается проект и смежные с ним дисциплины: русский язык, литература.

исследовательский

Тип проекта:

групповой

межпредметный

долгосрочный

Цель проекта: используя словари, научно -популярную литературу и др. источники, собрать разнообразную информацию об истории,значении,употреблении слова ЖАР-ПТИЦА в русском языке,фольклоре и литературе.


Задачи проекта:

1)Проанализировать дефиниции слова жар-птица в основных. толковых словарях русского языка.

2)Изучить употребление слова жар-птица в русских фразеологизмов, пословицах и поговорках.

3)Проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом жар-птица.

4)Рассмотреть особенности сочетаемости слова жар-птица.

5)Описать некоторые особенности употребления слова жар-птица в фольклоре, и художественной литературе.

Этнографическая страница

В русском фольклоре больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, в вышивке. Народный костюм по своему силуэту похож на птицу: широкие рукава-крылья, головной убор-хохолок, нагрудные и поясные украшения-оперения. Так Жар-птица стала хранительницей мира и воплощением мечты. Жар-птица олицетворяла огонь, солнце, творческое начало. Об этом говорит её оперение и свет, который исходит от неё. Возможно, это поэтический образ зари. Жар-птица - это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей.Жар-птица – служит добру. Излучает необычный, волшебный цвет, который помогает людям в их земных делах. Свет божественного сияния, окружавший Жар-птицу, ложился и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел в своем сердце: талантами, умениями, счастьем.

С древнейших времен, человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями – оберегами. Жар-птица для славянских народов была не только символом огня, но и символом счастья, удачи. Сказка всегда открывает широчайший простор для размышлений, сопоставлений. Результаты анкетирования среди учащихся показали, что для современного человека образ огня стал второстепенным, не таким значимым, исчезает значение божественности, оберега

Share on vk Share on facebook Share on twitter Share on mymailru Share on odnoklassniki_ru Share on livejournal

Лексикографическая страница.

ЖАР-ПТИЦА -ы, ж. В русских сказках: птица необыкновенной красоты с ярко светящимися перьями. Найти (достать) перо жар-птицы (перен.: о счастье, удаче).

(Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой)

Жар-птица (вост.-слав.) - чудесная птица со сверкающими перьями. Ее оперение излучает такой свет, что одно ее перо может осветить комнату, «как если бы в том покое сияло великое множество свеч».

(Мифологический словарь)

жар-птица ж. нар.-поэт. Птица, перья которой горят, как жар (в русских народных сказках).

(Новый толково-словообразовательный словарь русского языка)

ЖАР-ПТИЦА, образ, встречающийся в славянских, преимущественно русских, народных сказках; её перья светятся в темноте, "как жар горят". Добывание Ж.-п.- чудесная задача, к-рую должен выполнить герой сказки. Напр., в "Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке" рассказывается, как три брата по поручению отца едут за Ж.-п., к-рая достаётся младшему (текст впервые опубл. в 18 в. в лубочном издании). Образ Ж.-п. неоднократно использовался в рус. лит-ре, живописи, музыке (В. А. Жуковский, П. П. Ершов, И. Я. Билибин, С. Ф. Стравинский и др.).

Из д.: Афанасьев А. Н., Народные русские сказки, т. 1, М., 1957, № 168 - 70 (библ. текстов см. в т. 3, с. 473-74).


Этимологическая страница .

Жар-птица , бесспорно, является образом мифологического существа. Причём истоки свои она берёт из Северо-Восточной Европы и Урала. Ведь именно в этих краях были найдены этнографические материалы (например, изображения). Также есть предположение, что сказочный персонаж, птицы с огненными перьями, имеет своего прямого прототипа птицу Феникс, или попросту, павлина – такие вот нити связи с востоком…


Фразеологическая страница .

Жар-птица.

Перо, как жар горит

На поляне той гора

Вся из чистого серебра;

Вот сюда-то до зарницы

Прилетают жары-птицы .

(Ершов. Конек Горбунок).

Жар-птица - сказочная птица из славянского эпоса, воплощение лучезарного Бога солнца и в то же самое время гневного Бога грозы.

В народном воображении Жар-птица неразрывно связана с небесным огнем-пламенем, и ее сияние так же слепит глаза, как солнце или молния. За Жар-птицей отправляются сказочные добры молодцы, и к тому, кто овладеет хоть одним ее пером, приходит великое счастье.


Искусствоведческая страница.

Жар-птица сказочная птица. Жар-птица изображена на картинах,учавствовала в сказках,о жар-птице даже были написаны музыкальные произведения.

И. Стравинский - балет Жар-птица.

(П. П. Ершов «Сказка Конёк-горбунок»)

(В. А. Жуковский Сказка «Иван царевич и серый волк»)


Источники:

Интернет-ресурсы

лексикографический словарь(П.Н. Денисов) фразеологический словарь (С.В. Максимов)

этимологический словарь (О.Н. Трубачев)


Заключение:

Судьба слова ЖАР-ПТИЦА в современном русском языке отражает символ православной веры.Многие дети видят жар-птицу только на картинках,и в сказках.




В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные