А г рубинштейн биография. Значение рубинштейн антон григорьевич в краткой биографической энциклопедии. Сочинения Антона Рубинштейна

Антон Рубинштейн. Все грани таланта. К Дню рождения музыканта

А. Г. РУБИНШТЕЙН (1829-1894)

Антон Григорьевич Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в деревне Выхватинцы Подольской губернии в небогатой еврейской купеческой семье.
С двух лет и до одиннадцати мальчик жил в
Москве и, конечно, впитал массу впечатлений, имея феноменальную восприимчивость к музыке и прекрасную музыкальную память.

Братья Николай и Антон Рубинштейны

Как известно из мемуаров и книг, в гостеприимном доме Рубинштейнов постоянно собиралось очень много людей. Это были студенты, чиновники, учителя, В семье постоянно звучала музыка. Музыкальная атмосфера Москвы тех лет - это песни и романсы Алябьева, Варламова, бытовые танцы.

Игре на фортепьяно его сначала обучала мать, а затем учителем Рубинштейна стал коренной москвич Александр Иванович Виллуан, имевший на своего воспитанника большое влияние. Пьесы Виллуана и составляли преимущественно репертуар Антона Рубинштейна. Эти произведения, и особенно фортепианный концерт, с точки зрения мелодики целиком находятся в русле московской традиции.

Уже с десяти лет Антон Рубинштейн начал выступать на публике. И как многие вундеркинды середины века, совершил со своим учителем Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1841-1843 годах. В эти же годы были изданы первые сочинения Рубинштейна.

С 1844 по 1846 год Антон посещает занятия Зигфрида Дена в Берлине. Там он занимается теорией композиции.У Зигфрида Дена в свое время занимался и Глинка.

Во время зарубежных гастролей в 50-х гг.Антон Рубинштейн общается с одним из величайших пианистов всех времен — Ф. Листом, оказавшим огромное влияние на творческое развитие Рубинштейна.

В 1848 г. Рубинштейн возвращается в Россию.Переезжает в Петербург. Здесь он выступает как пианист и дирижёр (в основном с собственными произведениями). К этому времени относятся серия его фортепьянных пьес и опера «Дмитрий Донской».

Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость, гордое артистическое самосознание, демократизм музыканта-профессионала, для которого искусство является единственным источником материального существования, - все эти черты осталисьхарактерными для музыканта до конца его дней.

Все особенности его музыкального языка связаны с детскими впечатлениями. Затем пианист с постоянно расширявшимся репертуаром, слушатель концертов и спектаклей в разных странах Европы, преимущественно в городах Германии и Австрии, Рубинштейн впитывал в себя и старую музыку и новую, и высокохудожественную - и, очень часто, второстепенную, эпигонскую, ибо при обилии и разнообразии концертов и концертных программ звучали, конечно, отнюдь не одни шедевры. Близкое и глубокое знакомство с русской музыкой и проникновение в русскую интонационность пришли позже, вхождение в этот звуковой мир было, вероятно, непростым и оказалось возможным благодаря исключительной отзывчивости и восприимчивости натуры музыканта. Но восхождение состоялось икакое.

Любители музыки всего мира называли Антона Рубинштейна «Царем пианистов». И этобыло совершенно справедливо. Его игра покоряла слушателей своим величайшим размахом, героическим подъемом, порывистой страстностью и одновременно необычайной нежностью и грацией. Еще, будучи мальчиком, он поразил своей игрой таких европейских титанов, как Шопена и Листа. Ф. Лист даже назвал Рубинштейна наследником своей игры.


ANTON RUBINSTEIN - OCTET MVMT 1 - CONSORTIUM CLASSICUM


Рубинштейн Демон исполняет Георг Отс 1959 год

О Рубинштейне-композиторе можно было бы сказать не меньше, чем о Рубинштейне-
пианисте. Нет такой области музыкального творчества, в которой он не проявил бы
себя: им написано громадное количество фортепианных произведений, среди которых
пять концертов для фортепиано с оркестром, много камерных произведений (струнные квартеты, несколько трио для фортепиано, скрипки и виолончели, сонаты для фортепиано с альтом и виолончелью), скрипичный концерт, симфонии, различные увертюры и симфонические картины для оркестра, оратории, чуть ли не десяток опер и бесконечное количество романсов для пения. В общей сложности он написал более трехсот сочинений. Во всех произведениях Рубинштейна щедрою рукой рассыпаны отдельные гениальные мысли, искреннее, неподдельное чувство и вдохновение.

С 1854 по 1858 год он концертирует за границей. А вернувшись на родину, становится одним из организаторов, директором и дирижером Русского музыкального общества


Anton Rubinstein - Piano Trio Op. 15 No. 2 I. Moderato (1/5)

В 1862 году Рубинштейн основал в Петербурге музыкальные классы, преобразованные позднее в первую в России консерваторию, директором и профессором которой состоял до 1867г. На проценты с им же пожертвованного капитала в двадцать пять тысяч рублей был
учрежден международный конкурс пианистов и композиторов, который устраивался каждые пять лет в другом государстве. Первый конкурс под председательством самого Рубинштейна состоялся в Петербурге в 1890 году, второй - в 1895 году в Берлине, третий - в 1900 году в Вене, четвертый - в 1905 году в Париже, пятый - в 1910 году в Петербурге, шестой предполагалось провести в 1915 году в Берлине, но этому помешала мировая война.


Anton Rubinstein - Fantaisie (For Piano and Orchestra) Op. 84 (1880)

Конкурсы эти привлекали лучших пианистов и композиторов всего мира. Достаточно
назвать таких участников, как Ф. Бузони, И. Левин, А. Боровский, Л. Крейцер, В. Бакхауз, Л. Сирота, К. Игумнов, А. Гедике, М. Задора, А. Ген, Артур Рубинштейн, чтобы судить об уровне этих конкурсов.

В 1869 году необычайно успешно проходят гастроли Рубинштейна в Европе.
Восхищенный талантом русского музыканта, герцог Карл-Александр, в свои юные годы привлекавший к работе Гёте, предлагает даже остаться Рубинштейну при дворе в Веймаре.

Следующие гастроли музыканта Рубинштейна начнутся в 1872 году. Концертная поездка со скрипачом Г. Венявским по городам Америки снова прошла на редкость удачно - за 8 месяцев состоялось 215 концертов!

В 1884 году Рубинштейну исполнилось шестьдесят пять лет, но его активность не снизилась.
В 1885-1886 годах он организовал грандиозный цикл "Исторических концертов", в который вошло 175 произведений, исполненных дважды в городах России и Западной Европы.

А.А. Трубниковвспоминает:
"Исторические концерты давались Рубинштейном в зале Благородного собрания каждую неделю по вечерам и целиком повторялись на другой
день в час дня в Немецком клубе. Повторные концерты в Немецком клубе давались бесплатно для педагогов, музыкантов и учащихся старших классов консерватории.

Исторические концерты Рубинштейна для каждого музыканта были событием. А таких счастливцев, которым удалось прослушать их дважды, было, конечно, совсем мало. В наше время рядом с Рубинштейном ставили только Ф. Листа. Сами мы, я и мои сверстники, Листа уже не слыхали, а потому и параллели с ним проводить не могли.
Лично для меня Рубинштейн стоит особняком, неприступной и недосягаемой гранитной скалой. Он порабощал вас своею мощью, и он же увлекал вас изяществом,
грациозностью исполнения, своим бурным, огненным темпераментом, своею теплотой и
лаской. Его crescendoне имело границ нарастания силы звучания, его diminuendoдоходило до невероятного pianissimo, звучащего в самых отдаленных уголках громаднейшего зала. Играя, Рубинштейн творил, и творил неподражаемо, гениально.
Исполнявшаяся им два раза одна,и та же программа - в вечернем концерте и затем на другой день на утреннике - часто трактовалась совершенно различно. Но поразительнее всего было то, что в обоих случаях все получалось изумительно.

Игра Рубинштейна поражала своей простотой. Звук его был поразительно сочный и глубокий. Рояль звучал у него, как целый оркестр, не только в смысле силы звука, но и тембрового разнообразия. У него рояль пел, как пела Патти, как пел Рубини.
Популярность его была так велика, что выражения "так играет Антон", "так дирижирует Антон" или просто "так сказал Антон" были совершенно естественными. Все понимали, что речь идет об А.Г. Рубинштейне. Я могу смело сказать, что более популярного в то время человека, чем Рубинштейн, в артистическом мире не было. Нередко его ругали как композитора, как общественного деятеля, как человека, но его гениальности как пианиста никто не отрицал. Мнение всех о Рубинштейне-пианисте было одинаково восторженное. Я сам слышал из уст П.И. Чайковского такую фразу: "Я завидую таланту Рубинштейна".

Играл Рубинштейн всегда с закрытыми глазами. Сам он рассказывал, что играть с закрытыми глазами стал с тех пор, как однажды заметил сидевшую в первом ряду
зевнувшую старушку.

При всей своей гениальности Рубинштейн не всегда играл одинаково удачно. Иногда он бывал не в настроении и тогда играл, насилуя себя. Вот в такие-то моменты он был неузнаваем".


- Feramors (Ballet Music from the opera) (1862)

В 1887 году Антон Григорьевич вновь стал директором и профессором Петербургской
консерватории и занимал пост до 1891 года.

Последние годы жизни (1891-1894 гг.) Рубинштейн жил в Дрездене, выезжая оттуда только на благотворительные концерты, занимаясь литературной и педагогической работой (здесь у него учился И. Гофман) и сочиняя музыку.


Anton Rubinstein : Melody in F major op.3 n.1 for Orchestra - (Paintings by Renoir)

Число его музыкальных сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепьянных пьес и романсов, не помеченных как opus.

Антон и Николай братья...

У вас кончились все попытки на сегодня, заходите завтра.


Акиба Кивелевич Рубинштейн

Шахматист, уроженец Польши, гроссмейстер и соперник Эмануэля Ласкера, прославившийся исключительным талантом, удачей и слабыми нервами. Благодаря таланту он собрал с десяток первых призов на между-народных турнирах, удача помогла выжить во время Второй мировой в оккупированной фашистами Бельгии, а слабые нервы обусловили конец карьеры в 50 лет из-за острого душевного расстройства. В историю шахмат вошел дебютными схемами, оставшимися в ходу до сих пор, а просто в историю - совершенно неправдоподобным анекдотом о чудесном спасении. Нацистский офицер, приехав на инспекцию в клинику, где лежал Рубинштейн, спросил у того, счастлив ли он и не желает ли отпра­виться в Германию работать на благо рейха. «Решительно несчастлив, отправлюсь с большим удовольствием», - отрапортовал шахматист. «Точно спятил», - решил нацистский инспектор и пощадил его.


Александр Борисович Рубинштейн

Революционер средней руки, член партии социал-демократов и подпольщик (клички - Старик, Борисовский). В 1920-х был членом румынского ЦК, входил в Бессарабский обком партии, представляя его на Украине; редактировал коммунистические газеты. После оккупации румынской Бессарабии в 1940 году советскими войсками продолжил было политическую карьеру при новой власти, но следующей, немецкой оккупации 1941 года ему пережить уже не удалось.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Антон Григорьевич Рубинштейн

Пианист, композитор, друг Ивана Тургенева и Ференца Листа, мировая звезда, подтверждение чему - многолетние гастроли в Европе и Америке. Написал 14 опер (самая известная - «Демон»), шесть симфоний, пять фортепианных концертов, остававшихся крайне популярными вплоть до революции, несмотря на насмешки «Могучей кучки»: композиторы высмеивали Рубин­штейна за излишний академизм. Оставшиеся силы он отдавал просвещению: основал первую в Российской империи консерваторию; дважды, в 1862 и 1887 году, становился ее директором; преподавал Чайковскому и, согласно расхо­жему анекдоту, не побоялся публично попенять императору Александру III на то, что здание учебному заведению досталось неотремонтированное.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ариэль Рубинштейн

Израильский экономист, профессор в университетах Тель-Авива и Нью-Йорка и один из потенциальных кандидатов на Нобелевскую премию. Разрабатывает теорию ограниченной рациональности - экономической модели, предпола­гающей, что люди, принимая решения, руководствуются не только доводами разума, — а также теорию игр, в которой ему удалось в 1982 году совершить открытие, вошедшее в учебники микроэкономики как «модель торгов Рубинштейна».

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Артур Рубинштейн

Польский пианист, дебютировавший в Карнеги-холле в Нью-Йорке, когда ему не исполнилось еще и двадцати. Успеха снискать не удалось, но в Польшу Рубинштейн уже не вернулся, отправившись во Францию, где подружился с Жаном Кокто и Пабло Пикассо и стал давать концерты по всей Европе, а в конце 1930-х триумфально вернулся в Америку. Продвигал композиторов Латинской Америки; играл музыку для фильма — биографии Клары и Роберта Шуманов (с Кэтрин Хепбёрн в роли Клары); побывал с концертом в СССР в разгар холодной войны; «несравненно», согласно The New York Times, исполнял Шопена; стал героем докумен-тального фильма, получившего «Оскар». По отзывам современников, был крайне жизнелюбивым; умер в возрасте 95 лет.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Виктор Моисеевич Рубинштейн

Рубинштейн, известный под псевдонимом Важдаев. Советский этнограф-любитель и профессиональный детский сказочник. В юности много путешествовал (в том числе записывал фольклор в Казахстане по поручению Горького), а всю оставшуюся жизнь перекладывал творчество народов СССР в нравоучительные сказки для младшего школьного возраста вроде «Мальчик с пальчик - партизан», адаптируя их под требования «советского детства». В 1950 году печатно разгромил за космополитизм автора «Алых парусов» Александра Грина (к тому моменту уже покойного), а к старости стал известным в Москве бонистом - коллекционером бумажных денег.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Дагмар Рубиновна Рубинштейн

Дагмар Рубинштейн, по мужу Нормет, - эстонская писательница, автор детских сказок (герои - мальчик Мати, щенок Тупс и волшебники Насыпайка и Засыпайка), сценаристка, переводчица книги «Бабушка на яблоне», цени­тельница старого Таллина. Снятая по ее сценарию в 1959 году комедия «Озорные повороты», рассказывающая о любви легкомысленного эстонского гонщика, стала столь успешной, что вскоре у нее появился едва ли не первый в советском кинематографе ремейк.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Джон Рубинштейн

Сын пианиста Артура Рубинштейна и уроженец Калифорнии, совместив-ший отцовскую, музыкальную, стезю с карьерой актера: сыграл в паре десятков кинофильмов, от «Генералов песчаных карьеров» до «21 грамма» Алехандро Гонсалеса Иньярриту (здесь, правда, в эпизодах), и в паре сотен телефильмов и сериалов, отметился как на Бродвее, так и вне его, исполнил роль Гильденстерна в пьесе Тома Стоппарда и даже записывал аудиокниги. Останавливаться, судя по всему, не собирается и недавно освоил новый формат - вел онлайн-трансляцию Международного конкурса имени Чайковского в Москве.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Джонатан Рубинштейн

Крестный отец плеера iPod (англоязычная пресса Рубинштейна так и про­звала - Podfather) и в прошлом одна из ключевых фигур в Apple: когда инженер в 2006 году объявил, что уходит из компании, Стиву Джобсу, по словам биографов, потребовалось время, чтобы совладать с обидой и гневом. Ничего равного айподу с тех пор не создал, но и не прозябает: занимал ключевые должности в компаниях Palm и HP, а сейчас входит в совет директоров Amazon.com.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Дмитрий Леонович Рубинштейн

Финансист, аферист, кредитор правительства Николая II и знакомец Распутина - биография человека, известного под прозвищем Митька Рубинштейн, тянет на сценарий голливудского фильма. Входил в правление нескольких петербургских банков, заведовал каменноугольными копями и газетой «Новое время», принимал Распутина в доме Нирнзее (здание с 1915 года тоже принадлежало Рубинштейну), был под следствием по подозрению в коррупции и государственной измене, пока не вступилась императрица Александра Федоровна. Даже эмигрировать Рубинштейну удалось красиво: вскоре после его очередного ареста случилась Февральская революция и его освободили из тюрьмы восставшие отряды. Дальнейшие следы героя теряются в Стокгольме и Франции; иностранные полицейские ведомства также собрали на него увесистые досье.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ева Рубинштейн

Дочь пианиста Артура Рубинштейна, балерина, актриса и фотограф. Училась танцу в 1930-х в Париже у Матильды Кшесинской (той было уже за шестьде­сят), танцевала у Джорджа Баланчина, а когда карьера балерины в силу возраста подошла к концу, увлеклась фотографией, и тут выбрав себе правильных учителей: наставницей Евы стала Диана Арбус. Вела мастер-классы в нью-йоркских университетах, выставлялась в США, Франции и Польше (родному городу ее отца, Лодзи, был посвящен отдельный фотопроект).

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Зельда Рубинштейн

Из-за проблем с гипофизом Зельда Рубинштейн выросла не выше 130 санти­метров, но маленький рост она компенсировала своей энергичностью: окон­чила Беркли, работала бактериологом, а в 45 лет решила стать актрисой - в чем неожиданно преуспела. Играла в триллерах и фильмах ужасов (самый известный - «Полтергейст»), с удовольствием пугая людей и умирая на экране самым затейливым образом, в том числе замерзая в холодильнике. Славу использовала во благо: отстаивала права карликов и ВИЧ-инфицированных людей еще тогда, когда это было совсем непопулярно. Пропагандировала безопасный секс и шагала на первом в Лос‑Анджелесе марше в поддержку борьбы со СПИДом в 1984 году.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ида Львовна Рубинштейн

Та самая гипнотически угловатая красавица с портрета Серова : танцовщица Русских сезонов Дягилева, наследница миллионного состояния, в 1910-х эмигрировавшая в Париж. О талантах Рубинштейн как танцовщицы и основательницы собственной балетной труппы современная ей критика отзывалась сдержанно, зато ей удалось превратить в искусство собственную жизнь: танцы для нее ставил Михаил Фокин, костюмы рисовал Бакст, музыку писали Стравинский и Морис Равель, а ее специфическую красоту прослав­ляли, помимо Серова, еще десяток живописцев, включая ее возлюбленную - американскую художницу Ромейн Брукс.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Иосиф Рубинштейн

Французский эстрадный певец с удивительной биографией - на самом деле он родился и вырос в Америке, а французский начал учить уже подростком. Сын удачливого американского кинорежиссера, потомок одесских иммигрантов, вплоть до 12 лет Иосиф жил в Штатах; переехать в Европу семья решила в разгар маккартизма, когда отца заподозрили в связях с коммунистами. В Европе Иосиф получил хорошее образование, вернувшись в Штаты, стал преподавать этнологию, освоил гитару, увлекся песнями Жоржа Брассенса, а в 1962 году, после развода родителей, снова переехал во Францию. Там благодаря череде счастливых случайностей началась его новая жизнь автора-исполнителя романтических баллад. В числе его альбомов — «Путь папы», «Она была ох!..», «13 новых песен», «Замки из песка», «Последний медляк», «Белый костюм» и другие. Через некоторое время Рубинштейн стал популярен во всем мире. В 1979 году он даже приезжал с гастролями в Советский Союз и пел дуэтом с Аллой Пугачевой на открытии гостиницы «Космос»: запись должны были использовать в «Голубом огоньке», но помешали технические накладки. Рубинштейн умер в августе 1980 года от последствий инфаркта, случившегося прямо на сцене.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Лев Владимирович Рубинштейн

Историк, писатель, военный корреспондент. Учился в МГУ по специаль-ности «Дальний Восток», работал в Академии наук и дружил с Олейнико-вым и Хармсом, писал повести для подростков о Японии, а с 1939 года освещал войну - от Финляндии до Маньчжурии. После карьеры военного корреспондента вернулся к детской литературе и с 1960-х работал в издательстве «Детгиз», публикуя приключенческие повести то о борьбе Севера и Юга в Америке, то о «тайнах Староконюшенного переулка» в Москве. В 1980 году, в возрасте 75 лет, решил эмигрировать и начал еще одну жизнь, уже в Нью-Йорке.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Лев Семенович Рубинштейн

Поэт, концептуалист, соратник Пригова, Сорокина, Кабакова и прочих. Визитной карточкой Рубинштейна стал придуманный им в конце 1970-х жанр картотеки — короткие (обычно одно или несколько предложений) тексты на карточках, которые зачитывались автором лично и иногда пускались по рядам зрителей. Гибрид поэтического чтения, перформанса и демонстрации визуального объекта (каковыми картотеки поначалу и задумывались) сделал Рубинштейна важнейшей фигурой московского концептуализма, а ироническая, квазицитатная, моментально узнаваемая интонация принесла ему популярность. «Стратегия ускользания», сформулированная Рубинштейном («Художник — как колобок, которого никто не может понять; неясно, цитата это или не цитата, смешно или нет»), оказалась идеально созвучна эпохе. В середине 1990-х превратился в активного публициста и эссеиста, и значительной части читающей публики известен именно в этом качестве.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Модест Иосифович Рубинштейн

Ученый-экономист, обласканный советской властью: его предисловие к брошюре 1948 года «Когда Россия будет иметь атомную бомбу?» редактировал лично Сталин. Что еще удивительнее, успехов ему удалось достичь без экономического образования: Рубинштейн закончил еще до революции медицинский факультет, а после этого начал делать партийную карьеру, пройдя путь от начальника политотдела до члена президиума Госплана. Заведовал иностранным отделом газеты «Правда», а после войны критиковал капитализм и клеймил буржуазную науку в рамках службы в Академии наук. Везение Рубинштейну не изменило и после смерти Сталина: в конце 1950-х он успел побывать советником правительства Индии и членом советской делегации на выборах президента США.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Николай Григорьевич Рубинштейн

Младший брат Антона Рубинштейна, пианист и дирижер. Шел по стопам брата: вместе с ним в детстве давал концерты, в 1866 году в свою очередь основал консерваторию, уже Московскую, и тоже способствовал становлению Чайковского, наняв его в консерваторию преподавателем. Впрочем, и отличия в характерах тоже были: Николай Рубинштейн относился к участникам «Могучей кучки» куда доброжелательнее брата, а также мало гастролировал за рубежом, большую часть времени и сил отдавая музыкаль­ному просвещению. В знак признательности в 1879 году дирижировать на премьере «Евгения Онегина» Чайковский пригласил именно его.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Николай Леонидович Рубинштейн

Автор учебника «Русская историография» - первого труда на эту тему, написанного с точки зрения марксистской идеологии. В 1947-м товарищ Жданов в своем выступлении потребовал от автора публичного покаяния - за преувеличение западноевропейского влияния и недостаточное внимание к заслугам Ломоносова. Вновь заняться наукой Рубинштейн смог только после смерти Сталина и окончания борьбы с космополитизмом и сосредоточился на этот раз на изучении сельского хозяйства XVIII века.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ревекка Ионовна Рубинштейн

Египтолог, сотрудница Пушкинского музея и автор учебных пособий и научно-популярных книг по истории - самая известная из них называется «Глиняный конверт» и посвящена приключениям двух подростков при царе Хаммурапи в Древней Месопотамии.

В апреле 1966 года, поставившая вопрос прямо: Is God Dead?


Фаннина Борисовна Рубинштейн

Фаннина Рубинштейн родилась в Российской империи, вышла замуж за гражданина Австро-Венгрии (фамилия по мужу - Галле) и приезжала в СССР изучать древнерусскую каменную архитектуру уже как иностранка, что не помешало ей разработать концепцию русской романики, опубликовать труды про архитектурную пластику Владимиро-Суздальского княжества и собрать первую немецкую монографию о русских иконах. Запросто осмыс­ляла и новейшее искусство: писала о Шагале, Кандинском и Клее, дружила с художником Кокошкой и между делом позировала ему. В 1930-е увлеклась социологией, создав исследование об эмансипации женщин в СССР, и продолжила заниматься им в Америке, куда эмигриро-вала в 1940 году, спасаясь от нацистов.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Элена Рубинштейн

Основательница косметического концерна Helena Rubinstein, процве-тающего и поныне. Уроженка Кракова эмигрировала в Австралию в 30 лет, не имея толком сбережений, там придумала производить косметику и оказалась пионером маркетинга: на этикетки кремов помещались завлекательные надписи вроде «с экстрактом карпатских трав», в салонах для солидности консультанты носили белые халаты, а кремы стоили дороже, чем в среднем по рынку, создавая этим флер роскоши и иллюзию эффективности. Неудивительно, что к концу жизни заработанное Рубинштейн состояние исчислялось десятками миллионов долларов и для своего флагманского салона на Пятой авеню в Нью-Йорке она приобретала работы Хуана Миро. Ее личная биография столь же увлекательна: Рубинштейн славилась остроумием и недюжинным цинизмом. «Нет уродливых женщин, есть ленивые», - любила приговаривать она, а на упрек подвыпившего французского посла ее друзьям-англичанам: «Ваши предки сожгли Жанну дʼАрк», только пожала плечами: «Ну кто-то же должен был это сделать».

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн

Изображения: Getty Images, РИА «Новости», ТАСС, MGM, Wikimedia Commons, bryn mackenzie from the Noun Project

Член Шведской королевской музыкальной академии.

Антон Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в деревне Выхватинец, Подольская губерния. Происходил из небогатой еврейской купеческой семьи. Игре на фортепиано мальчик начал обучаться под руководством матери, а затем стал учеником пианиста Александра Виллуана.

Впервые на публике выступил в десять лет в Москве. Свою музыкальную карьеру Рубинштейн начал как многие вундеркинды середины века, совершив со своим учителем концертное турне по крупным городам Европы в начале 1840-ых годов. В это же время изданы его первые сочинения.

С 1844 года Антон Григорьевич жил и работал за границей, где занимался по теории музыки у Зигфрида Дена, общался с Феликсом Мендельсоном и Ференцем Листом, которые оказали весьма заметное влияние на формирование творческой личности композитора. Однако весьма скоро приобрел полную самостоятельность. Из-за разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью покинули Берлин, Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан исключительно самому себе.

Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость остались у музыканта до конца его дней. В 1848 году Рубинштейн вернулся в Россию и поселился в Петербурге. Выступал как пианист и дирижер, главным образом с собственными произведениями.

Стал первым русским музыкантом, слава которого являлась поистине всемирной. В разные годы концертировал в странах Европы и в США. И почти всегда включал в программы собственные фортепианные произведения, дирижировал своими оркестровыми сочинениями.

Рубинштейн вошел в историю отечественной культуры как инициатор и один из основателей «Русского музыкального общества», ведущей концертной организации, способствовавшей развитию регулярной концертной жизни и музыкального образования в русских городах. По его же инициативе создана первая в стране Петербургская консерватория, став ее директором.

В первом же выпуске его учеников находился Петр Чайковский. Все виды, все отрасли творческой деятельности Рубинштейна объединяются идеей просветительства. И композиторская тоже. Творческое наследие композитора огромно и охватывает все основные музыкальные жанры.

Среди лучших рубинштейновских работ: опера «Демон» и «Персидские песни». В «Демоне» сложился жанр русской лирической оперы, вскоре получивший воплощение в «Евгении Онегине». Живут и звучат романсы: «Ночь», «Мой голос для тебя и ласковый и нежный», эти стихи Александра Пушкина положены композитором на свою раннюю фортепианную пьесу «Романс», и Эпиталама из оперы «Нерон», и Четвертый концерт для фортепиано с оркестром.

Последние годы жизни Рубинштейн жил преимущественно в Дрездене, выезжая в разные города на благотворительные концерты, занимаясь литературной и педагогической работой и, конечно же, сочиняя музыку.

Умер один из величайших пианистов, создатель русской пианистической школы Антон Григорьевич Рубинштейн 20 ноября 1894 года в Петергофе. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, но позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Сочинения Антона Рубинштейна

Среди произведений Рубинштейна 5 духовных опер (ораторий):

«Потерянный рай»
«Вавилонское столпотворение»
«Моисей»
«Христос» (до 2011 года считалась безвозвратно утраченной)
одна библейская сцена в 5 картинах - «Суламифь»,

«Дмитрий Донской» (1849; по трагедии В. А. Озерова, поставлена в 1852 - Большой театр, Санкт-Петербург).
«Демон» (1875).
«Купец Калашников» (1880).
«Нерон» (1877).
«Попугай».
«Сибирские охотники, или Сороковой медведь» (на немецком языке).
«Фераморс» (1862).
«Хаджи-Абрек».
«Фомка-дурачок».
«Дети степей».
«Маккавеи» (1874, либретто С. Мозенталя, премьера - 17 апреля 1875 года, Берлинская опера).
«Среди разбойников».
«Горюша» (1889).

Балет «Виноградная лоза», шесть симфоний (наиболее известна Вторая с программным названием «Океан»), пять концертов для фортепиано, концерты для виолончели, скрипки с оркестром, более 100 романсов, а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.

Среди литературных произведений - дневниковые записи под общим названием «Короб мыслей», которые впервые увидели свет лишь через десять лет после кончины автора.

Рубинштейн А. Г.

Антон Григорьевич (16 (28) XI 1829, дер. Выхватинцы, ныне Рыбницкого р-на Молд. ССР - 8 (20) XI 1894, Петергоф, близ Петербурга) - рус. пианист, композитор, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Род. в небогатой евр. семье. Фп. игре обучался сначала у матери, затем у А. И. Виллуана. Мальчиком совершил триумфальное конц. турне по городам Европы (1840-1843). В 1844-48 находился за границей (гл. обр. в Берлине, Вене). Занимался у З. Дена (муз.-теоретич. предметы), общался с Ф. Мендельсоном, оказавшим влияние на формирование творчества молодого Р. По возвращении в Петербург выступал как пианист и дирижёр (в основном с собств. соч.). В 1850 написал первую оперу - "Куликовская битва" ("Дмитрий Донской"), не имевшую успеха при пост., в 1851 - 2-ю симфонию ("Океан"). В 1854-58 концертировал за границей, завоевав славу одного из величайших пианистов современности. С этого времени началась его широкая конц. деятельность. Значит. роль в развитии Р. сыграло общение его с Ф. Листом. За рубежом были окончены и исполнены оратория "Потерянный рай" (1856), вок. цикл "Персидские песни" (1854). Вернувшись в Петербург (1858), Р. обратился к широкой муз.-обществ. деятельности. По инициативе и под рук. Р. были организованы Певч. академия (1858), Русское музыкальное общество (РМО, 1859, дирижировал его симф. концертами) и первая в России консерватория - Петербургская (1862, до 1867 - её профессор и директор). Эта работа осложнялась столкновениями с придв. кругами, а также острой борьбой с А. Н. Серовым, В. В. Стасовым и членами "Могучей кучки" по вопросу о роли нац. начала и значения проф. муз. образования в развитии рус. муз. иск-ва ("кучкисты", опасаясь академизма консерватории, недооценивали, однако, важности подготовки в широких масштабах рус. музыкантов-профессионалов). В эти годы значительно сократились выступления Р.-пианиста, но интенсивной оставалась композиторская деятельность: написал оперу "Фераморс" (1862), 4-й концерт для фп. с оркестром (1864).
В 1867 из-за конфликта с сановными кругами Р. ушёл из консерватории и Рус. муз. об-ва. В кон. 60-х гг. он на нек-рое время сблизился с композиторами "Новой русской музыкальной школы". Возобновилась его интенсивная пианистич. деятельность. Среди произв. этих лет - лучшая опера Р. "Демон" (1871, была запрещена театр. цензурой, затем пост. с большим успехом - 1875, Петербург; 1879, Москва).
В 70-х - нач. 80-х гг. Р. вёл жизнь странствующего виртуоза. Был худ. рук. и гл. дирижёром Об-ва друзей музыки в Вене (1871-72), совершил с большим успехом конц. поездку по городам США (1872-73). Наряду с концертами он много сочинял (опера "Маккавеи", 1874), выступил с проектом создания "т-ра духовной оперы" для пост. опер на библейские и евангельские тексты. Кульминацией его пианистич. деятельности были грандиозные по масштабам Историч. концерты (1885-86, в крупнейших городах Европы), в к-рых он дал картину эволюции фп. музыки (от её истоков до произв. совр. рус. композиторов).
В 1887 возобновилась активная муз.-обществ. деятельность Р. Он вновь возглавил Петерб. консерваторию, вёл класс фп., прочёл (дважды) курс лекций-концертов по истории фп. музыки, вызвавший огромный интерес у рус. музыкантов, дирижировал концертами РМО, выступил с проектом организации в стране всеобщего муз. воспитания, настаивал на открытии гос. консерваторий, добился нового помещения для Петерб. консерватории (в нём поныне находится Ленингр. консерватория). Вторичный уход из консерватории (1891) был вызван травлей, к-рой подверглась деятельность Р. со стороны реакц. прессы, и гл. обр. осознанием невозможности осуществления широких муз.-просветит. планов в условиях царской России. Последние годы жизни Р. провёл преимущественно в Дрездене; изредка выезжал в др. города на благотворительные концерты, занимался лит. и композиторской работой, фп. педагогикой (здесь у него учился И. Гофман).
Р. - величайший пианист 2-й пол. 19 в. (подобно Листу, занимавшему такое же положение в 1-й пол. 19 в.). Черты сложной, противоречивой, но правдивой и искренней личности Р. с наибольшей силой проявились в его дерзновенном, нередко ломавшем традиц. каноны пианистич. иск-ве. Характерный для Р. мужественный героико-лирич. исполнительский стиль в поздние годы приобрёл ещё большую драм. напряжённость. В обширнейшем репертуаре Р. осн. место занимали соч. Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана. Оставаясь верным идее интерпретируемых произв., глубоко проникая в авторский замысел, он в то же время смело и свободно создавал свои исполнительские образы, утверждая право артиста на творч. независимость. Одна из характерных черт его игры - вдохновенная импровизационность: осн. концепция обычно сохранялась, но при каждом исполнении она обогащалась неожиданными находками. Ради цельности муз. картины Р. порой жертвовал деталями. Многообразная техника пианиста была настолько подчинена его мысли и эмоции, что оставались неприметными ни её полнейшее совершенство (в молодые годы), ни отд. погрешности (в последний период жизни). Одной из примечательных сторон его иск-ва было мастерство владения колоритом и динамикой. Огромной силой воздействия обладало мелодич. интонирование Р. Оно сложилось под влиянием пения Дж. Б. Рубини (слышал его в детстве) и иск-ва О. А. Петрова (аккомпанировал певцу в 50-е гг.). Игра Р. отличалась образной силой, крупным штрихом; агогическими, артикуля- ционными и динамическими вариантами при исп. повторяющихся муз. построений. Под влиянием пианистич. иск-ва Р. сформировалось неск. поколений рус. и заруб. исполнителей.
Пианизму Р. был родствен его дирижёрский стиль. И как дирижёр он проявлял особое внимание к мелосу; предпочитал "широкие мазки" в интерпретации произв., больше заботясь о раскрытии гл. идеи, чем об отделке деталей.
Плодовитый композитор, Р. обращался к разл. муз. жанрам - к опере, оратории, симфонии, концерту, романсу, сольной и ансамблевой инстр. пьесе. Он широко опирался на интонации рус. гор. фольклора, вместе с тем использовал устоявшиеся формы заруб. музыки. Муз. наследие Р. противоречиво: талантливое соседствует с тривиальным, индивидуальное и своеобразное - с эклектическим. Б. В. Асафьев отмечал несоответствие "бурного темперамента, требовавшего широких форм для своего высказывания, с отсутствием способности к обдуманному развитию материала". И вместе с тем историч. значение даже тех произв., к-рые не выдержали испытания временем, велико: композитор нередко прокладывал пути, по к-рым шли музыканты, поднявшиеся в своём творчестве значительно выше Р.

А. Г. Рубинштейн. 4-й концерт для фортепьяно с оркестром. Страница партитуры. Автограф.
Одно из высоких художеств. достижений Р. - лирич. опера "Демон". Она отмечена тонкой обрисовкой действующих лиц, явившихся предшественниками героев опер П. И. Чайковского. Своеобразен ориентальный стиль этой оперы с характерным сопоставлением мужеств., динамичных и проникновенно-лирич. эпизодов. Выделяется также большая героич. опера "Маккавеи", с её резкими драматургич. контрастами.
Ранние симфонии Р. сыграли значит. историч. роль: они помогли освоению в России формы классич. симф. цикла и продемонстрировали приёмы разработки тематич. материала, основанного на интонациях рус. бытового романса. В 70-е гг. Чайковский, как отметил Асафьев, "...быстро обгоняет учителя, сразу постигая не только формальную сторону симфонической культуры, а охват ею динамики жизнеощущений - симфонизм". Лучший из пяти концертов для фп. с оркестром Р. - 4-й, отличающийся цельностью, напряжённостью развития. Его идейно-эмоцион. строй, характер фп. изложения и виртуозный стиль оказали влияние на дальнейшее развитие конц. жанра в России. В обширном фп. наследии Р. - пьесы песенного характера и небольшие танцы (от них нити преемственности ведут к фп. миниатюрам Чайковского), виртуозные этюды и вариации (отсюда - путь к С. В. Рахманинову), жанровые сценки в рус. духе, полифонич. сочинения.
В муз. наследии Р. существенное место занимает вок. лирика. Его песни и романсы (особенно на тексты отечеств. поэтов) тесно связаны с творчеством М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и авторов рус. бытового романса. Продолжением традиций рус. муз. культуры было и муз. воплощение поэтич. образов Востока в "Персидских песнях", вершине вок. творчества Р.
Среди лит. работ Р. (написаны в последний период жизни) - кн. "Музыка и её представители" (1891), содержащая антигансликианские муз.-эстетич. положения. В ней, несмотря на расплывчатость многих формулировок, Р. подымается до понимания роли конкретной историч. обстановки в творчестве композитора и исполнителя. Р. откровенно изложил своё мировоззрение в книге-дневнике "Короб мыслей" (не предназначалась к изданию при жизни Р.; опубл. с грубыми искажениями и купюрами под назв. "Мысли и афоризмы", 1904, и "Политика и религия", 1906). В рассуждениях Р., нередко противоречивых и изменчивых, обращают на себя внимание острая ненависть к самодержавию, критика буржуазного обществ. строя и мысли о грядущей революции в России. По инициативе Р. был осн. Междунар. конкурс пианистов и композиторов (1890, в Петербурге; проводился каждые 5 лет, до 1910 - в Берлине, Париже, Петербурге).
Основные даты жизни и деятельности
1829.- 16 XI. В дер. Выхватинцы в семье мелкого земельного арендатора Григория Романовича Р. род. сын Антон.
1831 (или 1832).- Переезд семьи в Москву.
1835.- Начало обучения фп. игре под рук. матери.
1837.- Занятия музыкой с А. И. Виллуаном.
1839.- 11 VII. Первый публичный концерт (Москва).
1840-43.- Конц. турне по крупнейшим городам Зап. Европы.
1843.- Возвращение в Россию.- Концерты в Петербурге и Москве.- Публикация первых детских муз. соч.
1844-46.- Поездка с матерью и братом Николаем Р. за границу.- Занятия по муз. теоретич. предметам у З. Дена (Берлин).
1846.- Переезд в Вену.
1847.- Смерть отца Р.- Концерты в Австрии.- Переезд в Берлин.
1848.- Осень. Возвращение в Россию.
1848-54.- Жизнь в Петербурге.- Знакомство с В. Ф. Одоевским, Матв. Ю. Виельгорским, М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, виолончелистом К. Б. Шубертом.- Встречи с рус. революционером М. В. Буташевич-Петрашевским.
1850.- 8 I. Первое выступление как дирижёра (в Университетских концертах).- IV-VI. Концерты в Москве, Харькове, Одессе.
1852.- Приглашение на должность аккомпаниатора при дворе великой княгини Елены Павловны.- Разработка проекта Муз. академии в Петербурге (не принят).- Работа над оперой "Стенька Разин" (не окончена, не опубл.).
1854.- 30 IV. Отъезд за границу.- Жизнь в Веймаре. Встречи с Ф. Листом.- 9 XI. Постановка в оперном т-ре в Веймаре под упр. Листа оперы Р. "Сибирские охотники".- 14 XII. Выступление Р. в зале Гевандхауз (Лейпциг), положившее начало триумфальному конц. турне по городам Зап. Европы.
1855.- I-III. Концерты в Берлине, Вене, Мюнхене.-V. Публикация в венском журн. "Blatter fьr Musik, Theater und Kunst" статьи Р. "Русские композиторы" ("Die Componisten Russland"s"), вызвавшей резкие возражения со стороны рус. музыкантов, в т. ч. Глинки.- IX-XII. Концерты в Лейпциге и Гамбурге.
1856.- I-V. Конц. турне по городам Германии.
1857.- III-XII. Концерты в Ницце, Париже, Лондоне, Лейпциге, Вене.
1858.- I-VI. Концерты в Пеште, Праге, Париже и Лондоне.- 2 III. Первое исп. в Веймаре оратории "Потерянный рай" (под упр. Листа).- Лето. Возвращение в Россию.- IX. Субботние муз. вечера на квартире Р. (затем в зале Бернардаки), положившие начало его широкой муз.-просветит. деятельности.- XI. Создание под рук. Р. Певч. академии.
1859.- 27 I. Создание по инициативе Р. Русского музыкального общества (РМО; Р.- в числе его первых директоров).- V-VI. Концерты в Лондоне (в дни "Генделевского фестиваля").- VII-VIII. Концерты в Баден-Бадене.- 23 XI. Первый симф. концерт РМО под упр R.
1860.- III. Открытие по инициативе Р. муз. классов при РМО.- III-V. Выступления в Москве, Риге, Кенигсберге.- Концерт в Вене (в связи с 50-летием со дня рождения Р. Шумана).- Письмо Р. министру нар. просвещения с проектом организации Муз. школы (консерватории).
1861.- I. Статья Р. "О музыке в России" (журн. "Век", M I), призывавшая к открытию в России проф. муз. уч. заведений.- IX. Концерты в Берлине.
1862.- 8 IX. Торжеств. открытие Петерб. консерватории.
1862-67.- Интенсивная деятельность Р. в качестве директора и профессора консерватории. Рук. хором, оркестром, классами фп., ансамбля, инструментовки (среди его учеников - П. И. Чайковский).- Дирижирование всеми симф. собраниями РМО в Петербурге.- Выступления в качестве пианиста, гл. обр. в Петербурге и Москве.- Ежегодные летние поездки за границу.- Дружеское общение с деятелями иск-ва - И. С. Тургеневым, П. Виардо, Г. Берлиозом, К. Шуман, Н. Гаде, Г. Доре и др.
1864.- 29 X. Первое исп. в Петербурге 4-го концерта для фп. с оркестром (солист - автор).
1865.- 12 VII. Женитьба в Баден-Бадене на В. А. Чекуановой.
1867.- VI-VII. Концерты в Лондоне.- IX. Уход из Петерб. консерватории и РМО.
1867-70.- Интенсивная пианистич. деятельность.- Восторженный приём публикой Р.-пианиста в России и за рубежом (в отличие от предыдущих лет, в программах концертов наряду с собственными многочисл. произв. др. авторов).
1869.- 2 X. Первое исп. муз.-характеристич. картины "Иван Грозный" под упр. М. А. Балакирева в концерте Бесплатной муз. школы.
1870.- Осень. Концерты в Одессе, Харькове, Риге, Ревеле (ныне Таллин) и др. городах России.
1871.- I-III. Концерты в Петербурге и Москве.- 15 IX. Показ "кучкистам" в доме Д. В. Стасова оперы "Демон".- Осень. Запрещение "Демона" театр. цензурным комитетом.- 16 IX. Отъезд Р. в Вену.
1871. Х - 1872. IV.- Деятельность в качестве "артистического директора" (гл. дирижёра и худ. рук.) Об-ва друзей музыки в Вене.- Выступления в камерных ансамблях, сольные концерты.
1872.- V. Участие в "Нижнерейнском муз. празднестве" в Дюссельдорфе (дирижировал концертами).- IX- 1873.V.- Конц. турне с Г. Венявским по городам США (в т. ч. 7 Историч. концертов в Нью-Йорке).
1873. XI - 1874. I.- Концерты в Италии.
1874-81.- Выступления в России, Германии, Франции и др. европ. странах в качестве пианиста, а также дирижёра своих симф. произв. и опер.
1875.- 11 I. Первое исп. в симф. собрании РМО 4-й симфонии под упр. автора.- 13 I. Премьера оперы "Демон" в Мариинском т-ре (Петербург).
1877.- 22 I. Первый спектакль оперы "Маккавеи" в Мариинском т-ре (под упр. автора).
1880.- 22 и 25 II. Первые спектакли оперы "Купец Калашников" в Мариинском т-ре (под упр. автора).- II (конец). Запрещение этой оперы министерством двора.- 2 X. Первое исп. в симф. собрании РМО 5-й симфонии (под упр. автора).
1881.- I-III. Конц. турне по городам Испании и Португалии.- 11 III. Смерть Н. Г. Рубинштейна в Париже.- X-XI. Симф. концерты РМО (памяти Н. Г. Рубинштейна) под упр. Р.
1882. XI - 1883. IV.- Р. дирижирует всеми симф. концертами РМО в Петербурге (в программах соч. классиков, романтиков и рус. композиторов разных направлений).
1883-85.- Выступления в России, Германии, Австрии, Франции, Дании, Швеции, Нидерландах и др. как пианиста и дирижёра своих симф. произв. и опер.
1883.- 23 II. Премьера оперы "Суламифь" в Гамбурге (под упр. автора).
1884.- 29 I. Первый спектакль оперы "Нерон" в Петербурге (силами артистов итал. оперы, под упр. Р.).- Лето. Пребывание в Мариенбаде и Венеции.- 1 X. 100-й (юбилейный) спектакль "Демона" в Мариинском т-ре (под упр. Р.).
1885. Х - 1886. V.- Проведение цикла Историч. фп. концертов: из 7 программ - в Берлине, Вене, Петербурге, Москве, Лейпциге, Париже, Лондоне; из 3 программ - в Праге, Дрездене, Брюсселе.
1886. XI - 1887. 1.- Проведение цикла Историч. симф. концертов (из 10 программ) в Петербурге.
1887.- 12 I. Возвращение Р. на пост директора Петерб. консерватории.
1887-91.- Большая организаторская и педагогич. работа в Петерб. консерватории. Рук. классом фп. (среди учеников - О. К. Познанская, Л. А. Кашперова).- Проекты, внесённые Р.: об организации в России гос. ("правительственных") консерваторий; об осуществлении широкого общего муз. воспитания в школах; об организации в Петербурге общедоступных симф. концертов и общедоступной оперы.
1887. 23 IX - 1888. 2 IV.- Проведение Р. 58 лекций-концертов по курсу истории фп. лит-ры.
1888.16 IX - 1889.28 IV.- Повторение лекций-концертов по истории фп. лит-ры.
1889.- Осень. Р. диктует стенографу "Автобиографические воспоминания" (опубл. М. Семевским в журн. "Русская старина" в тенденциозно искажённой редакции).- XI. Торжества по случаю 50-летия артистич. деятельности Р.- Травля Р. со стороны рус. шовинистич. газет.- Письмо Р. "Ещё раз о консерваториях" в редакцию газ. "Новое время".
1889-90.- Проведение 16 общедоступных концертов по проекту Р. (1-й концерт - под его упр.).
1890.- VIII. Первый Междунар. конкурс пианистов и композиторов на премию им. Р. (по проекту и на средства Р.).
1891.- I. Заявление Р. о его предстоящем уходе из Петерб. консерватории.- Лето. Пребывание в Коджори (близ Тбилиси).- 12 VIII. Концерт в Тбилиси в пользу фонда на сооружение муз. уч-ща.- Переезд в Дрезден.
1891-94.- Жизнь Р. в Дрездене.- Создание последних произв.- Занятия с И. Гофманом.- Периодич. выезды в разл. города Европы на благотворит. концерты в качестве пианиста и дирижёра с исп. гл. обр. своих сочинений.
1893.- XII. Концерты в Берлине (в программах собств. фп. соч.).
1894.- 2 I. Последний концерт Р. в Петербурге.- Последнее публич. выступление Р. (Штутгарт).- 29 V. Возвращение в Россию.- Лето - осень. Пребывание в Петергофе.- 8 XI. Смерть Р. в Петергофе.
Сочинения : оперы - Куликовская битва (Дмитрий Донской, по трагедии В. А. Озерова, 1850, пост. 1852, Большой т-р, Петербург), Месть (Хаджи-Абрек, по М. Ю. Лермонтову, 1852, не пост.), Сибирские охотники (Die Sibirischen Jдger, 1852, пост. 1854, Веймар), Фомка-дурачок (1853, Александрийский т-р, Петербург), Дети степей (Die Kinder der Heide, 1860, пост. 1861, "Кёрнтнертортеатр", Вена), Фераморс (Лалла Рук, лирич. опера, по Т. Муру, 1862, пост. 1863, Дрезден), Демон (по Лермонтову, 1871, пост. 1875, Мариинский т-р, Петербург), Маккавеи (Die Makkabдer, 1874, пост. 1875, Берлин), Нерон (1876, пост. 1879, Гамбург), Купец Калашников (по Лермонтову, 1879, пост. 1880, Мариинский т-р, Петербург), Среди разбойников (Unter Rдubern, комич. опера, 1883, Гамбург), Суламифь (библейское сценич. представление, по "Песне песней" Соломона, 1883, Гамбург), Попугай (Der Papagei, комич. опера, 1884, Гамбург), Горюша (по повести "Хмелевая ночь" Аверкиева, 1888, пост. 1889, Мариинский т-р, Петербург); духовные оперы и оратории - Потерянный рай (текст по Дж. Мильтону, ор. 54, 1856), Вавилонское столпотворение (текст Ю. Роденберга, ор. 80, 1869), Моисей (Moses, текст С. Г. Мозенталя, ор. 112, 1892), Христос (Christus, по поэме Г. Бультгаупта, ор. 117, 1893, Берлин); балет - Виноградная лоза (1882, пост. 1893, Берлин); кантата - Утро (для муж. хора с орк., сл. Я. П. Полонского, ор. 74, 1866); для орк. - 6 симфоний (F-dur, op. 40, 1850; Океан, C-dur, op. 42, 4-частная ред. 1851, 6-частная - 1863, 7-частная - 1880; A-dur, op. 56, 1855; Драматическая, d-moll, op. 95, 1874; Русская, g-moll, op. 107, 1880; a-moll, op. 111, 1886), муз.-характеристич. картины Фауст (op. 68. 1864), Иван IV Грозный (ор. 79, 1869), Дон Кихот (op. 87, 1870), 4 увертюры, сюита и др.; для фп. с орк. - 5 концертов (e-moll, op. 25, 1850; F-dur, op. 35, 1851; G-dur, op. 45, не позже 1854; d-moll, op. 70, 1864; Es-dur, op. 97, 1874), концертштюк (As-dur, op. 113, 1889), Фантазия (C-dur, op. 84, 1869), Русское каприччио (c-moll, op. 102, 1878); для скр. с орк. - концерт (G-dur, op. 46, 1857), Романс и каприс (ор. 86, 1870); для влч. с орк. - 2 концерта (a-moll, op. 15, 1864; d-moll, op. 96, 1874); камерно-инстр. ансамбли - 3 сонаты для скр. и фп. (G-dur, op. 13, 1851; a-moll, op. 19, не позже 1853; h-moll, op. 98, 1876), соната для альта и фп. (f-moll, op. 49, 1855), 2 сонаты для влч. и фп. (D-dur, op. 18, 1852; G-dur, op. 39, не позже 1857), 5 фп. трио (F-dur, g-moll, оба op. 15, ок. 1851; B-dur, op. 52, 1857; a-moll - A-dur, op. 85, 1870; c-moll. op. 108, 1883), 10 струн. квартетов (G-dur, c-moll, F-dur, op. 17, 1852-53; E-dur, B-dur, D-dur, op. 47, 1856; g-moll, e-moll, op. 90, 1871; As-dur, f-moll, op. 106, 1880), фп. квартет (C-dur, op. 66, не позже 1864), струн. квинтет (F-dur, op. 59, 1859), фп. квинтет (g-moll, op. 99, 1876), квинтет (для фп., флейты, кларнета, валторны и фагота, F-dur, op. 55, 1855?), секстет (для 2 скр., 2 альтов и 2 влч., D-dur, op. 97, 1876), октет (d-moll, op. 9, не позже 1856; переработан из неопубл. концерта для фп. с орк., соч. не позже 1849); для фп. в 2 руки - св. 200 пьес, в т. ч. 4 сонаты (E-dur, ор. 12; c-moll, op. 20, обе не позже 1854; F-dur, op. 41, 1855; a-moll, op. 100, 1877), Тема с вариациями (G-dur, op. 88, 1871), Каменный остров (24 пьесы, op. 10, не позже 1855), Бал (фантазия из 10 номеров, ор. 14, 1854), 6 фуг в свободном стиле с прелюдиями (ор. 53, не позже 1856), Петербургские вечера (6 пьес, ор. 44, не позже 1860), альбом Петергоф (12 пьес, ор. 75, 1866), фантазия (e-moll, op. 77, 1866), Смесь (Miscellanйes, 9 тетрадей, op. 93, 1872-73), Музыкальные вечера (9 пьес, ор. 109, 1884), Воспоминания о Дрездене (6 пьес, ор. 118, 1894), 5 каденций к фп. концертам (Бетховена - C-dur, B-dur, c-moll, G-dur, В.А.Моцарта - d-moll, не позже 1861); для фп. в 4 руки - Характеристические картинки (ор. 50, не позже 1858), Соната (D-dur, op. 89, 1870), Костюмированный бал (20 характеристич. пьес, ор. 103, 1877-79); для 2 фп. - фантазия (f-moll, op. 73, 1864); хоры a cappella, в т. ч. 3 песни для муж. хора (ор. 61, не позже 1861), 6 песен для смешанного хора (ор. 62, не позже 1861); Стихи и Реквием по Миньоне из "Вильгельма Мейстера" Гёте (для баритона, тенора, сопрано, муж. квартета и хора с фп., ор. 91, 1872); песни и романсы (ок. 170) - 6 басен И. А. Крылова (без op., 1849-50; в изд. 1863 - 5 басен, ор. 64), 6 песен (ор. 8, 1850, в т.ч. Цветок - на сл. В.А.Жуковского, Желание - на сл. Лермонтова), 12 песен (Персидские песни) на сл. Мирза Шафи в пер. на нем. яз. Ф. Боденштедта (ор. 34, 1854; первонач. Вариант - для голоса с орк.), 6 песен на сл. Г.Гейне (ор. 32, не позже 1856; No 6 - Азра), 6 песен (ор. 33, не позже 1856), 6 песен (ор. 57, не позже 1864), 6 романсов (ор. 72, не позже 1864), 6 песен (ор. 76, не позже 1867), 12 романсов (ор. 78, не позже 1867; No 1, Еврейская мелодия, на сл. Лермонтова; No 6, Узник, на сл. А. С. Пушкина), 12 романсов на сл. А. К. Толстого (ор. 101, 1877), 10 романсов из сербских мелодий Вука Караджича (ор. 105, 1877), Баллада (Перед воеводой молча он стоит) на сл. И. С. Тургенева (без op., 1891); для голоса с хором - Русалка, на сл. Лермонтова (ор. 63, не позже 1861); дуэты (ок. 20), в т. ч. ор. 48 (не позже 1852), ор. 67 (не позже 1864); 6 вок. квартетов для муж. голосов (ор. 31, 1854). Литературные сочинения : Die Componisten Russland"s, "Blдtter fьr Musik, Theater und Kunst", 1855, No 29, 33, 37; О музыке в России, "Век", 1861, No 1; Die geistliche Oper, в сб.: Vor den Coulissen, hrsg. von J. Lewinsky, Bd 2, В., 1882; (О редактировании классиков), "Signale fьr die musikalische Welt" 1883, No 32 (рус. пер. - под назв. Об издании классиков, "Нувеллист", 1883, No 5, нов. изд. - в кн.: Рубинштейн А. Г., Избранные письма, М., 1954, с. 82-91); Воспоминания (1829-1889), "Русская старина", 1889, ноябрь (опубл. М. Семевским с искажениями), нов. ред., по стенограммам Р., под назв. - Автобиографические рассказы, в кн.: Баренбойм Л., А. Г. Рубинштейн, т. 1-2, Л., 1957-62, прилож.; Еще о консерваториях, "Новое время", 1889, 11 июля; История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна, 1888-1889. Сост. Ц. Кюи, СПБ, 1889, нов. изд. - Лекции по истории фортепианной литературы, (ред. и коммент. С. Л. Гинзбурга), М., 1974; Музыка и её представители. Разговор о музыке, (М.), 1891; Gedankenkorb (Короб мыслей), полностью не опубл., с искажениями и купюрами - в кн.: Мысли и афоризмы, пер. с нем. H. H. Штрауха, СПБ, 1904, Политика и религия. Мысли А. Г. Рубинштейна, пер. с нем. H. H. Штрауха, СПБ, 1906; Афоризмы А. Г. Рубинштейна, "СМ", 1941, No 2 (вступ. ст., пер. и прим. И. Эйгеса); По поводу 100-го представления оперы "Демон", "РМГ", 1910, No 1. Письма : Briefe hervorragender Zeitgenossen an Fr. Liszt, Hrsg. von La Mara, Bd 1-3, Lpz., 1895-1904; Переписка Pр. Листа с А. Г. Рубинштейном (пер. A. B. Оссовского и Е. П.), "РМГ", 1896, No 8; Неизданная переписка А. Г. Рубинштейна. (Письма к П. Л. Петерсену), там же, 1910, No 32-35; Из неизданной переписки А. Г. Рубинштейна. Сообщила Анна Тилинг, там же, 1914, No 45; Письма к сестре. (1888-1894 гг.), "Музыкальное образование", 1930, No 2-3; Избранные письма, (общая ред., вступ. ст. и коммент. Л. А. Баренбойма), М., 1954. Литература : К. (Казанский С. П.), А. Г. Рубинштейн и его исторические концерты, "Русская мысль", 1886, февраль, март; (Гольдштейн Э.), Программы концертов А. Г. Рубинштейна. С прим. и пояснениями, СПБ, 1886 (часть пояснит. текста продиктована Р.); Буховцев А. Н., Чем пленяет нас А. Г. Рубинштейн, М., 1889; его же, Объяснительный текст к исполнению братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и характеристика особенностей игры..., М., 1896; Лисовский H. M., Летопись событий в жизни и деятельности А. Г. Рубинштейна. 1829-1889, "Русская старина", 1889, ноябрь; Ларош Г. A., А. Г. Рубинштейн в воспоминаниях..., там же; Неустроев A. A., А. И. Виллуан и первое концертное путешествие по Европе А. Г. Рубинштейна, там же, 1890, янв.; Оссовский А. В., А. Г. Рубинштейн, "РМГ", 1894, No 12; Стасов В. В., Заметка о Рубинштейне и Тургеневе, "Новости и Биржевая газета", 1894, 2 дек.; его же, Рука Рубинштейна, там же, 1895, 28 ноября; Кашкин Н., А. Г. Рубинштейн, "Русское обозрение", 1894, т. 13, дек.; Кавос-Дехтерева С., А. Г. Рубинштейн. Биографический очерк. 1829-1894 г. и Музыкальные лекции (курс фортепианной литературы). 1888-1889, СПБ, 1895; Висковатов П., Моё знакомство с А. Г. Рубинштейном, "Русский вестник", 1896, апрель; Бессель В., Мои воспоминания об А. Г. Рубинштейне, "Русская старина", 1898, май; его же, Три великих пианиста: Ф. Лист, А. Гензельт и А. Рубинштейн, "РМГ", 1902, No 45; Давидова М., Воспоминания об А. Г. Рубинштейне, "Исторический вестник", 1899, т. 76, апрель; Вессель E. H., Некоторые из приемов, указаний и замечаний А. Г. Рубинштейна на уроках в его фортепианном классе..., СПБ, 1901; Каталог музея им. Рубинштейна..., П., 1902; Боборыкин П., "Mйlodie en fa", "Русские ведомости", 1904, 13, 16 и 20 июля; Финдейзен H. P., А. Г. Рубинштейн. Очерк его жизни и музыкальной деятельности, М.- Лейпциг, 1907; его же, Очерк деятельности С.-Петербургского отделения имп. Русского Музыкального общества. (1859-1909), СПБ, 1909; Pузыревский А. И., Саккетти Л. A., Очерк пятидесятилетия деятельности С.-Петербургской консерватории, СПБ, 1912; Геника Р., Фортепианное творчество А. Г. Рубинштейна, "РМГ", 1918, No 1-2, 5, 9-10; Глебов И. (Асафьев Б. В.), А. Г. Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников, М., 1929; его же, А. Г. Рубинштейн. (К 50-летию со дня смерти), в его кн.: Избранные труды, т. 2, М., 1954; его же, Их было трое... (Из эпохи общественного подъёма русской музыки 50-60-х годов прошлого столетия), там же, т. 3, М., 1954; Кремлев Ю., Ленинградская государственная консерватория. 1862-1937, М., 1938; Mайкапар С. М., Годы учения, М.-Л., 1938; Алексеев A., Антон Рубинштейн, М.-Л., 1945; его же, Русская фортепианная музыка. От истоков до вершины творчества, М., 1963; Коган Г. М., Рубинштейн-пианист. (К 125-летию со дня рождения), "СМ", 1954, No 11; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956; Баренбойм Л. A., A. G. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность, т. 1-2, Л., 1957-62; 100 лет Ленинградской консерватории. Исторический очерк, Л., 1962; На уроках Антона Рубинштейна, ред.-сост. и автор вступ. ст. Л. А. Баренбойм, М.-Л., 1964; Кашперова Л. A., Воспоминания, в сб.: Музыкальное наследство, т. 2, ч. 2, М., 1968; Hanslick Ed., Aus dem Concertsaal, W., 1870, W.-Lpz., 1897; его же, Concerte, Componisten und Virtuosen der letzten fьnfzehn Jahre, В., 1886; Vogel В., Anton Rubinstein. Biographischer Abriss nebst Charakteristik seiner Werke, Lpz., 1888; Catalog der im Druck erschienenen Compositionen von A Rubinstein, Lpz., (1889); M"Arthur A., A. Rubinstein, a biographical sketch, Edinb., 1889; Zabel E., A. Rubinstein. Ein Kunstlerleben, Lpz., 1892; Rodenberg J., Meine persцnlichen Erinnerungen an A. Rubinstein. Nebst Briefen, "Deutsche Rundschau", 1895, Bd 82, H. 5 (Februar); Saint-Saлns C., Portraits et souvenirs, P., (1900); Abert H., Ungedruckte Briefe von Fr Liszt, A. Rubinstein und Ch. Buch-Pfeiffer, "SIMG", 1903, Jahrg 4, H. 5; Drоuсker S., Erinnerungen an Anton Rubinstein?..., Lpz., 1904; Hippius A., Was Rubinstein in den Stunden sagte, Dresden, (1906); Hofmann J., How Rubinstein taught me to play, в его KH Pianoplaying. A little book of simple suggestions, L., 1909 (рус. пер. - Гофман И., Как Рубинштейн учил меня играть, в его кн.: Фортепианная игра, M., 1911, то же, в его кн. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре, пер. Г. А. Павлова, ред., вступ. ст. и прим. Г. М. Когана, М., 1961); Hervey A., Rubinstein, L., (1913); Preiss С., A. Rubinsteins pianistische Bedeutung, Lpz., 1914; Kinsky G., Musikhistorisches Museum von W. Heyer in Cцln, Katalog Bd 4, Cцln, 1916; Weissmann A., Der Virtuose, В., 1918; Auer L., My long life in music, N. Y., 1923 (рус. пер. - Ауэр Л., Среди музыкантов, (Л), 1927); Martienssen С. A., Der ekstatische (romantische) schцpferische Klangwille, в его кн.: Die individuelle Klaviertechnik auf der Grundlage des schцpferischen Klangwillens, Lpz., 1930; под назв.- Schцpferischer Klavierunterricht, Lpz., 1954 (рус. пер. - Mapтинсен К. A., Индивидуальная фортепьянная техника на основе звукотворческой воли, M., 1966), Воwеn С. Dr., "Free artist". The story of Anton and Nicholas Rubinstein, N. Y, (1939); Bennigsen O., The brothers Rubinstein and their circle, "MQ", 1939, v. 25, No 4; Stargardt-Wolff E., Wegbereiter grosser Musiker, В.-Wiesbaden, (1954). Л. А. Баренбойм.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Рубинштейн А. Г." в других словарях:

    Сергей Леонидович (1889 1960) психолог и философ, один из основоположников “деятельностного подхода” в психологии, педагогике, философии и культурологии. “Пограничность” теоретических исканий Р. поставила его вне большинства советских… … Энциклопедия культурологии

    Рубинштейн А.Г. Рубинштейн Антон Григорьевич (1829 1894) Афоризмы, цитаты Рубинштейн А.Г. биография Игра на фортепиано движение пальцев; исполнение на фортепиано движение души. Обычно мы слышим только первое. Искусство это Ева, подающая… … Сводная энциклопедия афоризмов

Значительный вклад в развитие музыкальной культуры России внес Антон Рубинштейн. Произведения, такие как этюд "Ундина", оперы "Христос", "Дмитрий Донской", "Демон", симфонические поэмы "Фауст", "Иван Грозный" и многие другие, принесли ему мировое признание. Именно он считается основоположником в развитии пианизма. Многие композиции в его исполнении имеют колоссальный успех даже в наше время.

История детства

Всемирно известным автором, дирижером и учителем музыки был Антон Григорьевич Рубинштейн. Биография его началась 16 ноября 1829 года в селе Выхватинец Подольской губернии в зажиточной иудейской семье. Его Романович, был торговцем в нескольких поколениях. Мама, Карелия Христофоровна, была музыкантом. Также у великого музыканта были две младшие сестры и брат. Когда Антону было около трех лет, его семья переехала в Москву.

Начало творческой деятельности

С первоначальными истоками музыкального искусства героя нашего повествования познакомила мама. В семилетнем возрасте Антон Рубинштейн брал уроки у А.И. Виллуана, благодаря чему получил игры на фортепиано. Первое выступление в десятилетнем возрасте открыло ему дорогу к известности. Сразу после успешного выступления он отправляется в сопровождении своего наставника с концертным туром по Европе.

Спустя несколько лет семья Рубинштейна переехала в Берлин. Там он продолжает заниматься музыкой, но теперь его учителем стал знаменитый Зигфрид Ден. Именно здесь юный музыкант знакомится с выдающимися Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

Когда Антону было семнадцать лет, после смерти папы, его мама и младший брат возвращаются в Москву, а Рубинштейн едет жить в Вену. Чтобы хоть как-то прожить, он дает индивидуальные уроки музыки для детей из богатых семей.

Через три года после переезда он снова приезжает в Россию. Поселившись в Рубинштейн занимается дирижированием. Помимо этого, он дает частные концерты при царском дворе, которые имеют колоссальный успех. Также в это время его творческая деятельность переплетается с известными композиторами и виолончелистами, такими как М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.Ю. Виельгорский, К.Б. Шуберт.

Произведения

В 1850 году проходит концертное выступление, где герой нашего рассказа дебютирует в роли дирижера. А спустя два года он пишет одну из самых больших опер - "Дмитрий Донской". Вскоре после первого опыта уже как композитор Рубинштейн Антон создает три одноактных произведения: "Месть", "Сибирские охотники" и "Фомка-дурачок". Также в это время он делает первые неудачные шаги по созданию музыкального учреждения в Санкт-Петербурге.

В 1854 году Рубинштейн решает переехать в немецкий городок Веймар, там происходит знакомство с Ф. Листом, который помогает ему в постановке оперы. Зимой 1854 года композитор выступает с концертом в Гевандхаусе, который заканчивается большим триумфом. После этого успеха он отправляется в очередной концертный тур по крупным городам, таким как Вена, Мюнхен, Гамбург, Ницца.

Возвращение на родину

Спустя несколько лет, по приезде в Россию, Антон Рубинштейн направляет все свои усилия на открытие Русского музыкального общества. Именно здесь, исполняя произведения, он выступает в роли дирижёра оркестра. Помимо этого, композитор не прекращает свою гастрольную деятельность за границей. После открытия классов произошла реорганизация Общества в Первую российскую консерваторию. Известный пианист Рубинштейн был не просто одним из первых ее руководителей, но и дирижером оркестра и хора, профессором по фортепиано и аранжировке.

В 1867 году из-за разногласий, связанных с ролью открытой им музыкальной школы, возникших с не менее известными музыкальными деятелями того времени, он оставляет пост директора.

Великий труд

Через несколько лет Антон Рубинштейн пишет величайшее произведение - "Демон". Именно его цензоры не пропускали еще на протяжении четырех лет. Тем временем композитор является руководителем концертов «Общества друзей музыки в Вене».

В 1873 году он отправляется в гастрольное турне по Америке совместно с Генриком Венявским (скрипачом). Возвратившись по прошествии года в Петергоф, композитор пишет Четвертую и Пятую симфонии для "Маккавеи" и "Купец Калашников".

В 1885-1886 годах состоялся ряд многозначительных исторических концертов в городах центральной Европы, где прозвучали почти все сольные произведения для фортепиано. А спустя год Рубинштейна опять назначили на руководящую должность в консерватории.

8 ноября 1894 года, находясь в Петергофе, Антон Григорьевич Рубинштейн скончался. Похоронен он в Некрополе, на кладбище мастеров искусств.

Успех

Несомненно, огромный вклад по созданию первой музыкальной школы в России внес Антон Рубинштейн. Биография этого выдающегося человека свидетельствует о том, что всю жизнь он был идейным борцом за культурное просвещение народа. Поэтому его также считают родоначальником музыкального образования. Его учениками были такие известные люди, как П.И. Чайковский, И. Гофман, Г.А. Ларош.

Практически все охватывает творческое достояние Антона Рубинштейна. Шедевры, написанные им, стали яркими образцами русской лирической оперы.

Так, за всю свою жизнь он написал большое количество произведений, из них 13 опер, 6 симфоний, 5 ораторий и концертов для фортепьяно с оркестром, более 120 романсов и песен, свыше 200 сочинений для пианино.

Также удачны были его пробы в качестве автора некоторых книг, таких как "Автобиографические рассказы", "Музыка и ее представители", "Короб мыслей". В них автор открыто описал свои взгляды на жизнь, музыкальную и творческую деятельность многих известных композиторов прошлого и современности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что неоценимый вклад в музыкальную культуру внес Антон Рубинштейн. Биография этого великого человека показывает, что он открыл своими произведениями дорогу для создания великих творений.

За свою профессиональную деятельность он был награжден орденом "За заслуги в области искусства и науки".



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные