Колонный зал (Дом Союзов). Дом благородного собрания Дом благородного собрания внутри которого находится знаменитый

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Дом Благородного собрания (Дом союзов)

Сегодня трудно представить, что в этом строгом здании, построенном в стиле зрелого классицизма, проходили самые весёлые в первопрестольной балы. И самые популярные. Каждый вторник, как повелось почти с самого начала, здесь, в самом центре первопрестольной, играли лучшие оркестры и кружились в танцах лучшие московские пары. На традиционные зимние и весенние балы съезжались до трёх тысяч человек! И его Колонный зал всех вмещал!

История этого здания началась в середине XVIII века. Оно было построено для московского главнокомандующего Василия Михайловича Долгорукова-Крымского. Затем дом был приобретён Благородным собранием.

Здание Благородного собрания (Дом Союзов)

Московское Благородное собрание, дворянское сословное учреждение, было открыто в Москве в 1783 году по инициативе попечителя Опекунского совета Михаила Фёдоровича Соймонова и князя Алексея Борисовича Голицына. Благородное собрание стало своего рода альтернативой Английскому клубу. По сути, это был отечественный вариант клуба, но с более либеральными правилами членства.

Членами Благородного собрания могли быть потомственные дворяне, как мужчины, так и женщины. Во главе Благородного собрания стояли 12 выборных старшин. Члены Благородного собрания платили годовые взносы.

В 1784 году Благородное собрание и приобрело дом бывшего московского генерал-губернатора на углу Большой Дмитровки и Охотного Ряда. Для перестройки здания был приглашён архитектор Матвей Фёдорович Казаков.

Главная трудность для зодчего состояла в выработке совершенно нового образа общественного здания. Ведь здесь, в отличие от других зданий, которые Матвей Фёдорович возводил, дом перестраивался из старого здания. Внешне дом мало отличался от больших городских усадеб, которыми в те годы украсилась Москва.

Казаков ориентировал главный фасад здания по Большой Дмитровке, выделив его центр торжественным повышенным шестиколонным ионическим портиком. Углы были подчёркнуты более мелкими портиками с пилястрами. Они придали всей композиции строгую симметрию, пропорциональную и ритмическую согласованность. Со стороны Охотного Ряда здание в своей торцевой части имело только парадный подъезд, оформленный аркой на сдвоенных колоннах.

Но основное внимание Казаков решил уделить интерьеру. Он объединил все усадебные постройки в одно монументальное здание и соорудил в его центре, на территории бывшего внутреннего усадебного двора, величественный Колонный зал. Колонный зал Благородного собрания не зря называют шедевром Казакова.

Вдоль стен прямоугольного в плане зала расставлены стройные белые колонны коринфского ордера. Коринфская колоннада несёт строгий, пластичный и изящно проработанный антаблемент, над которым располагались окна второго света. Благодаря этим окнам гигантский сводчатый потолок с живописным плафоном как бы парил в воздухе.

Крупные пропорции ордера, спокойные формы колонн, чёткие очертания всех частей создают ощущение торжественности. Эту торжественность ещё более подчеркивают полированная поверхность белого искусственного мрамора, настенные зеркала, прекрасные хрустальные люстры. Этому залу простой и благородной архитектуры суждено было стать средоточием жизни граждан «дворянской Республики».

Колонный зал быстро приобрёл славу одного из наиболее торжественных классицистических парадных залов Москвы. Размеры зала – 24,8 метра на 39,5 метра – позволяли танцевать 500 и более парам. Высота потолка (14,5 метра) превосходит современный четырёхэтажный жилой дом. Все эти архитектурные достоинства дополняла замечательная акустика. Плоский деревянный потолок играл роль деки, отражающей и усиливающей звук.

Благодаря такой акустике европейские знаменитости, певцы и музыканты, приезжая в Москву, стремились выступать не только в крепостных театрах и гостиных знатных вельмож, но и в невиданном прежде зале.

Члены Благородного собрания «свободно съезжались наслаждаться приятностями общежития» в свой дом на Дмитровке с октября по апрель. Тогда в Москве, в Колонном зале, и проходили умопомрачительные балы, слава о которых дошла до Петербурга. Екатерина II повелела считать дом, купленный на имя старшины Благородного собрания князя Голицына, частной собственностью московского дворянства. Таким образом, был создан прецедент, когда общественная организация была признана юридическим лицом.

А внук Екатерины II, император Александр I, записался в члены Московского Благородного собрания и повелел называть его Российским. В Москву, уже в Российское Благородное собрание, пообщаться и повеселиться съезжались дворяне из имений всей России.

В 1800–х годах к зданию со стороны Георгиевского переулка было пристроено трёхэтажное здание с угловой ротондой.

Дом Благородного собрания был сильно разрушен пожаром 1812 года. Через два года, в 1814 году, здание было восстановлено учеником Матвея Фёдоровича Казакова архитектором Алексеем Никитичем Бакарёвым.

В здании Благородного собрания возобновились традиционные балы, вечера. В нём московские дворяне принимали приезжавших в город российских императоров. По уставу 1849 года, члены Благородного собрания могли приглашать «гостей». Увидеть Колонный зал, поражающий «простотой и величием», могли возведённые во дворянство выходцы из других сословий, почётные граждане, купцы первой гильдии, купцы-иностранцы и представители «свободных профессий».

Многие выдающиеся деятели культуры и искусства, композиторы и исполнители, писатели и художники поднимались по широкой трёхмаршевой лестнице, которая вела в парадную анфиладу, с залами, кабинетами и гостиными, окружавшими Колонный зал.

Но одним весельем жизнь в доме не ограничивалась. В нём происходили выборы предводителей дворянства и других должностных лиц. В здании Благородного собрания проводились заседания московского губернского Дворянского собрания. Из-за этих собраний здание порой называли Домом Дворянского собрания.

Балы и маскарады сменились регулярными концертами классической музыки. Дом стал первой московской филармонией.

Во второй половине XIX века в Колонном зале Благородного собрания с концертами выступали Пётр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Сергей Васильевич Рахманинов, Ференц Лист и другие.

Очень славилась богатая библиотека Благородного собрания.

В 1903 году архитектор Александр Фелицианович Мейснер надстроил третий этаж, заложил окна верхнего света в Колонном зале.

После октябрьского переворота Благородное собрание было ликвидировано, а его здание передано профсоюзам и получило название Дом союзов.

С января 1924 года, после похорон В.И. Ульянова (Ленина), установилась традиция переоборудования Колонного зала в траурный для массового прощания с умершими государственными и партийными деятелями.

Со времени, когда дом стал принадлежать профсоюзам, здесь регулярно проходили выступления знаменитостей. По решению правительства они транслировались по Всесоюзному радио. Позднее это право получило Центральное телевидение. По сути, Дом союзов служил городу Москве, народу, который заполнял по вечерам анфиладу роскошных залов. Хочется надеяться, что и в дальнейшем будет заполнять.

Из книги Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны автора Черток Борис Евсеевич

Глава 5. РОЖДЕНИЕ «СОЮЗОВ»

Из книги Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны автора Черток Борис Евсеевич

5.1 У «СОЮЗОВ» ЛУННОЕ НАЧАЛО Пилотируемые космические корабли «Союз» ныне известны всему миру. До 1995 года они являлись единственным средством вывода в космос и возвращения на Землю экипажей орбитальных станций «Салют» и «Мир». В 1995 году были успешно проведены

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Правила погарского благородного собрания{27} «Между бумагами и библиотекою покойного Михаила Ивановича Галецкого найдено довольно рукописей его собственной руки, в числе коих и правила, написанные для погарского собрания:1817 года ноября 26 дня. Черниговской губернии

Из книги Первая Мировая война автора Уткин Анатолий Иванович

Противники обязывающих союзов Тесные отношения с демократическими державами Запада далеко не всем из правящей элиты России казались естественными Против союза с ними сражались на внутреннем фронте Синод и министерство образования, имевшие дело с основной массой

Из книги Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху процветания и «сухого закона» автора Каспи Андре

Конец благородного эксперимента Возможно. Но на самом деле Антисалунная лига и ее сторонники были уверены, что удержат ситуацию под контролем, если большинство Конгресса будет за «сухой закон». Таким образом, они добивались успеха в течение двадцатых годов. Однако уже

Из книги История человеческой глупости автора Рат-Вег Иштван

Из книги Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии автора Автор неизвестен

Формирование племенных союзов Сложившийся к IV веку племенной союз Ямато до сих пор не дает покоя исследователям этого периода. Дело в том, что завершение его формирования весьма туманно, что породило несколько гипотез о том, как это происходило. На данный момент наиболее

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

4. Возникновение союзов племен Характер племенной организации В исторической науке господствует понимание племен как этнографических групп, возникающих на определенных территориях.Современники различали племена по ряду признаков: названиям, местам обитания, обычаям

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

в) Унификация инженерных союзов Официальное сотрудничество со старыми инженерами, которое ныне прекратилось и превратилось в открытую враждебность, на протяжении всех 1920-х гг. сопровождалось нападками на представителей технической интеллигенции и насилием против них.

автора Керов Валерий Всеволодович

2. Европейская политика союзов 2.1. Союз с Францией. В 90-е гг. XIX в. укреплялся союз с Францией, по соглашению 1892 г. Россия обязалась выступить на ее стороне в случае франко-германской войны. Россия не была готова к серьезной войне и не имела возможности подготовиться к ней в

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Политика союзов 2.1. Проблема внешнеполитической ориентации России. После русско-японской войны в России сложились две группировки по вопросам внешней политики. – Одна из них, объединявшая часть высшей бюрократии и крайне правых (черносотенцев) в Думе и при дворе,

Из книги О величии России [Из «Особых тетрадей» императрицы] автора Вторая Екатерина

1785 г., апреля 21 грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства Божиею поспешествующую милостию мы, Екатерина Вторая, императрица и самодержица Всероссийская, Московская, Киевская, Владимирская, Новгородская, царица Казанская, царица

Из книги Великая Екатерина. Рожденная править автора Соротокина Нина Матвеевна

«Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» от 21 апреля 1785 года Грамота о вольности дворянства по сути дела перечисляла данные Петром III привилегии. Но она и расширяла права дворянства. Дворяне имели право не служить, занимать любой

Из книги Между страхом и восхищением: «Российский комплекс» в сознании немцев, 1900-1945 автора Кенен Герд

Мир тайных союзов Альберт Шлагетер, которому Радек столь «честно, по-мужски воздал почести», действительно был характерным представителем и прототипом того изменчивого конгломерата из фрайкоров (добровольческих корпусов), местной самообороны и тайных союзов, который

Из книги Полное собрание сочинений. Том 16. Июнь 1907 - март 1908 автора Ленин Владимир Ильич

Из книги Полное собрание сочинений. Том 23. Март-сентябрь 1913 автора Ленин Владимир Ильич

Либералы и свобода союзов Горный съезд{57} высказался за свободу союзов. Одна из крупнейших газет либеральной буржуазии, «Киевская Мысль»{58}, пишет по этому поводу: «В этом провозглашении права рабочих на организацию, в этой поддержке требования свободы коалиции для

Если говорит о достопримечательностях Москвы, нельзя не упомянуть о доме Благородного собрания, который в Советскую эпоху переименовали в Дом Союзов. Это старинное здание было спроектировано и построено в 1775 году, и непременно придется по вкусу ценителям архитектуры, и просто путешественникам

Очень интересна история этого сооружения, которое было построено в 1784 году по указу В. М. Долгорукова-Крымского. Здесь проводились дворянские приёмы, отсюда и соответствующее название — Дом благородного собрания

В последующие десятилетия строение несколько раз модернизировалось и перестраивалось. Из крупных изменений — надстройка третьего этажа и полностью измененный фасад, а так же колонный зал на месте бывшего внутреннего двора. Пострадало здание также во время знаменитого московского пожара 1812 года, его восстановлением занимался архитектор Бакарев

Отложила свой отпечаток на историю Благородного собрания и Октябрьская революция. При чем это был самый кардинальный отпечаток. В 1917 году здание перешло в подчинение Профсоюзов, тут стали проводить концерты для рабочих, на которых часто присутствовал Ленин с Крупской. Здание стало называться Домом Союзов, здесь также проводились новогодние ёлки для детей, конференции и концерты. Еще одним знаменательным событием в жизни Благородного собрания, а ныне Дома союзов, было прощание с Иосифом Сталиным, состоявшееся в большом колонном зале

Материал об этом выдающемся месте подготовлен при поддержке компании BookingMoscow, сервиса удобного бронирования гостиниц в Москве. Если Вы планируете посвятить несколько дней осмотру достопримечательностей Москвы, в любом случае понадобиться выбрать и забронировать хороший отель, где можно будет отдохнуть и набраться сил после утомительных экскурсий. Один из таких вариантов — гостиница Салют , где неплохо сочетаются качество обслуживания и недорогие цены

История дома Благородного собрания и его знаменитого Колонного зала в Охотном ряду

В книге "Москва и москвичи" о происхождении названия старинной улицы В. Гиляровский пишет: "Охотный ряд получил свое название еще в те времена, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками". К середине ХIХ века рынок стал поистине "Чревом Москвы" с временными лавками и палатками, длинными прилавками, где можно было купить любые съестные припасы. Большая церковь покровительницы торговли Параскевы Пятницы была выдвинута почти на середину площади. К началу ХХ века улица постепенно стала застраиваться "приличными" домами, из которых до настоящего времени уцелели только два: дом Бронникова и дом Благородного собрания (быв. Дом союзов) со знаменитым Колонным залом Матвея Казакова, доподлинно сохранившимся до наших дней от всего архитектурного оформления дома, построенного Казаковым в конце ХVIII - начале ХIХ века (Охотный ряд, дом № 3).

Судьба Матвея Казакова

Архитектор Матвей Федорович Казаков (1738-1812) родился в Москве. Судьба архитектора сложилась удачно. Он был незнатного рода. Отец его - из крепостных, но дослужился до подканцляриста. Мастерству М. Казаков учился в архитектурной школе Д.В.Ухтомского. В родном городе он создал много выдающихся архитектурных сооружений: здание Сената в Кремле с громадным куполом (впервые в России), поистине сказочный Петровский (путевой) дворец (близ м. "Динамо"), необыкновенной красоты колонный зал Благородного собрания (быв. Дома союзов) и другие. С 1792 года он возглавлял после своего учителя В.Баженова Архитектурную школу при экспедиции Кремлевского строения, руководил составлением генерального и фасадного плана Москвы ХVIII века, выполнив со своими помощниками колоссальную работу по созданию тридцати архитектурных альбомов. Перед вторжением в Москву Наполеона родственники увезли его в Рязань, уже смертельно больного. Известие о пожаре в Москве ускорило его кончину.

Здание Благородного собрания Матвея Казакова

Дом был возведен князем Долгоруким - Крымским в ХVIII веке, а в 1784г. куплен для Дворянского собрания (клуба) и перестроен М.Ф. Казаковым.

Казаков перенес главный фасад здания с Большой Дмитровки на Охотный ряд, закрыв им торец дома. Затем осуществил большую работу по переустройству внутренних помещений дома (1784-1787). На рисунке, сделанным со старинной литографии, изображен дом, бережно восстановленный в 1814 году учеником Казакова А. Бакаревым после пожара Москвы в войне с Наполеоном. Он - двухэтажный, с классическим портиком посередине. Вход увенчан - аттиком с треугольным фронтоном и крупной врезной аркой. Вся конструкция верхней части поддерживается сдвоенными колоннами по обеим сторонам, поставленными на массивные основания.

Колонный зал строился на месте внутреннего двора дома с 1784 по 1790 гг. и стал главным украшением всего сооружения, а новый корпус - пристройка протянулся по Большой Дмитровке до конца квартала в 90-х годах ХVIII века.

Основательная перестройка дома была сделана только в 1903 - 1908 гг. архитектором А.Мейснером, который надстроил третий этаж по всему периметру соединенных вместе корпусов, что повлекло радикальное изменение основного фасада, сохранившегося до наших дней. Дом не потерял классической формы. Он имеет портик с четырьмя нарядными коринфскими колоннами, равномерно расставленными. Треугольный фронтон вверху здания был заменен на широкий прямоугольный аттик, над которым просматривается купол. На стене, в глубине портика, проходит горельеф из античных сюжетов. Вся отделка дома напоминает о полном сохранении классической традиции.

Колонный зал Дворянского собрания

Создание М. Казаковым Колонного зала в Дворянском клубе для Москвы ХVIII века явилось большим событием. Такого роскошного и торжественного зала для возможных повседневных мероприятий столица еще не знала.

Удивительным образом в нем сочетаются классическая ясность и простота с величавостью и роскошью архитектурного оформления. Главным украшением зала является парадная колоннада из 28 коринфских колонн, торжественно расставленных по периметру зала со значительным отступлением от стены. Все колонны - деревянные, но облицованы белым искусственным мрамором. Между ними - 26 больших и 28 малых хрустальных люстр, свет от которых отражается в громадных зеркалах, развешанных по всем стенам зала. За колоннадой зал опоясывают балконы для музыкантов.

Зал был любим дворянством, в балах иногда принимали участие до 3 тыс.человек. Здесь бывали А. Пушкин, М. Лермонтов, Л.Толстой.

Благодаря уникальной акустике здесь во все времена проводились концерты и музыкальные вечера. В зале звучала музыка С. Рахманинова, П.Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Дворжака, Ф. Листа (часто в исполнении авторов); пели Ф. Шаляпин, П. Виардо и другие; в литературных вечерах принимали участие Ф.Достоевский, И.Тургенев, А. Островский, И. Гончаров, М. Горький и другие.

После революции (в 1919 году) Дворянский клуб был передан профсоюзам и стал называться Домом союзов.

При советской власти в Колонном зале проходило множество концертов, праздничных и торжественных вечеров. Основная реконструкция и реставрация дома была проведена в 1967 году. Кроме рабочих-строителей дом обновляли мастера-краснодеревщики, паркетчики, позолотчики, мастера художественной лепки, плотники, каменщики, слесари и т.д.

Колонный зал Матвея Казакова в настоящее время функционирует как один из основных концертных залов столицы. Он и поныне слывет одним из лучших творений российской классической школы.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1784-1790-х годах М.Ф. Казаков расширил здание и изменил его планировку. Так на месте внутреннего двора появился Колонный зал. Здесь проходили дворянские собрания, приемы высоких гостей, балы и маскарады, слава о которых доходила до Петербурга. Колонный зал был еще и крупнейшей в России ярмаркой невест.

В Благородном собрании была своя библиотека. Ставили здесь и спектакли. На одном из них юный Лермонтов играл астролога.

Но здание Благородного собрания повторило судьбу многих московских домов: в 1812 году оно обгорело, ради извлечения прибыли здание облепили неказистыми лавками, и со временем оно утратило изначальные черты.

Колонный зал Благородного собрания был огромным: он вмещал более 500 пар, имел высоту 14,5 метров и прекрасную акустику. Плоский деревянный потолок играл роль деки, отражающей и усиливающей звук на уровне лучших оперных театров мира. При этом во время строительства Казаков не использовал никаких специальных физических приборов. Не удивительно, что дом Благородного собрания превратился в настоящую филармонию, и европейские знаменитости стремились выступать именно в Колонном зале. В Европе тогда говорили, что нет зала лучше.

А 4 марта 1856 года император Александр II произнес в Колонном зале историческую речь о необходимости освобождения крестьян от крепостничества.

Дворянское собрание в наше время было вполне дворянским, потому что старшины зорко смотрели за тем, чтобы не было какой примеси, и члены, привозившие с собою посетителей, должны были не только ручаться, что привезенные точно дворяне, но и отвечать, что они не сделают ничего предосудительного, и это под опасением попасть на черную доску и через то навсегда лишиться права бывать в собрании. Купечество с их женами и дочерьми, и то только почетное, было допускаемо в виде исключения как зрители в какие-нибудь торжественные дни или во время царских приездов, но не смешивалось с дворянством: стой себе за колоннами да смотри издали.

В 1903-1908 годах Дом Союзов надстроили третьим этажом и немного изменили фасад по проекту архитектора А.Ф. Мейснера. Главным украшением Колонного зала стали 28 колонн (9,8 метра в высоту). Отсюда и название.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

После Октябрьской революции здание передали профсоюзам. С 1935 года в Доме Союзов начали проводить детские «Новогодние елки». А на смену дворянской библиотеке пришла рабочая библиотека-читальня имени Горького.

23-27 января 1924 года в Колонном зале Дома Союзов прошло прощание с В.И. Лениным. После этого Колонный зал часто служил местом прощания народа с умершими советскими государственными деятелями. Здесь также проходили показательные судебные разбирательства, съезды Советов и профсоюзов, отчетные партийные конференции Московских городских и областных организаций КПСС, союзов писателей и композиторов, музыкальные концерты и спортивные соревнования.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные