Внеклассное мероприятие по искусству. Город мастеров — декоративно-прикладное творчество Сценарий мероприятия про декоративно художественное творчество

Внеклассное мероприятие

по изобразительному искусству

«Ярмарка народных промыслов».

V класс

Пушкарная Т.Ю. – учитель

ИЗО МОУ СОШ № 31

    Обобщить знания учащихся об устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве (народных промыслах России), народно-музыкальном творчестве.

    Способствовать дальнейшему развитию художественно-творческих способностей в области декоративно-прикладного искусства.

    Воспитывать чувство национального достоинства, развивать сознание того, что самобытная традиционная культура народа России – общее достояние нашего Отечества, его вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках. Способствовать дальнейшему формированию культурно-исторической памяти.

Оборудование:

    оформление сцены в народном стиле

    изделия декоративно-прикладного искусства – народных промыслов: жостковские подносы, павлово-посадские платки, изделия с хохломской росписью, посуда гжели.

Сценарий мероприятия.

Выходят двое ведущих в народных костюмах (мальчик и девочка).

Ведущая. Красны девицы, да добры молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь,

К нам в гости отправляйтесь!

Ведущий.

Собирайся, народ!

Вас много интересного ждет!

Много песен, много шуток

И веселых прибауток!

Ведущая. Сел сверчок на шесток, таракан в уголок.

Сели, посидели, песенки запели.

Услыхали ложки, вытянули ножки,

Услыхали калачи – как попрыгали с печи.

Давай подпевать, да давай танцевать.

Ведущий. Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Открываются ворота, входи кому охота,

А кому не охота, тоже входи!

Это только присказка, а что будет впереди – приготовься и гляди!

Звучит русская - народная мелодия. Выходит Фома с самоваром, подходит к избе, ставит самовар.

Фома. Стоит Фома посреди двора,

Супротив терема широкого,

Супротив крыльца высокого.

Нетесан терем, нетесан,

Только хорошо раскрашен. (Стучит в дом)

Дома ль Дарья, дома ль Марья?

Дома ль душенька?

Девочки из домика (Дарья, Марья и Катюшенька)

Мы туточки!

Из домика выходят девицы с хохломскими изделиями. Все идут к столу. Ведущие приглашают гостей.

Ведущий. Добро пожаловать, гости дорогие!

Ведущая. Милости просим к нам в гости!

Фома. Пришли мы к вам в гости не с пустыми руками, с подарками от земли нашей, Нижегородской. (Расставляют на столе вокруг самовара хохломские изделия). Все это работа наших Нижегородских мастеров из села Хохломы.

Фома. В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и украшали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже мастера стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохламчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохламской посуде вьется, кружится травка – былинка, то красная, то черная, из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина или цветы: маки, колокольчики, ромашки…

Дарья. Вот посмотрите! Выросла золотая травка на чашке, распустился красный цветок мальва на ковше. Клюет эту ягодку хохлатая птица – золотое перо. Полюбуйтесь на это чудо - ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы.

Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, переливающуюся золотом, с веселящим глаз затейливым узором, мы привезли из большого торгового села Хохламы, что под Нижним Новгородом. Это от нас разлетаются жар – птицами миски да ложки по ярмаркам.

Марья. Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлама

Напоминает нам о лете.

Грустят деревья и дома,

Не весел минусовый градус,

Но сохраняет Хохлама

В ромашках, ложках, плошках – радость!

Ладья – цветущий хвост, корма,

Нос – петушиная головка.

Плывет по лету Хохлама,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нем цветы и земляника.

Семеновская Хохлама

Вся золотисто-краснолика.

В тарелочках – не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлама

Родную, милую сторонку.

Катюшенька. Начало золотой росписи ведет от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда:

Давным – давно поселился в лесу за Волгой, веселый мужичок – умелец. Избу поставил. Стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым клювом чашки с кашей, и чашка стала золотой.

Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.

Ведущая . Как волшебная жар – птица

Не выходит из ума,

Чародейка, мастерица,

Золотая Хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши,

И чего здесь только нету.

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Зорь червонные лучи,

И узорчатый орнамент

Древне – Суздальской парчи!

Звучит песня «Золотая Хохлома»

Вдоль улицы во конец шел удалый молодец,

Не товар продавать, а себя показать.

По сцене, прогуливаясь идет щеголевато одетый Ванюша, под мышкой держит поднос.

Ведущая. Ты куда идешь, Ванюша, куда погоняешь.

Ванюша. К тебе, кумушка, в гости иду!

И поднос в руках держу,

А поднос не простой,

А расписной – жестовский.

Ванюша поет (на мелодию «Русские страдания»)

Черный фон сияет лаком,

А на нем цветов краса

Алых, желтых, с красным маком –

Это просто чудеса!

Колокольцы распустились,

Незабудки стали в ряд,

Засверкали. Заискрились,

Посмотрите, стар и млад.

В мире нет таких подносов,

Они словно вешний сад,

Лучше их вы не найдете,

Посмотрите стар и млад.

Ванюша. С давних пор в селе Жестово изготавливают расписные лакированные подносы. Они прославились повсюду своей красотой. Уже почти два столетия существует наш промысел: сначала из листа железа «выкраивают» подносы разной формы. Бывают они круглые, овальные, прямоугольные с фигурными краями. Потом их покрывают краской и по цветному или черному фону художники рисуют узоры кистью масляными красками. И расцветают пионы, георгины, розы, маки, незабудки. Подносы получаются один лучше другого: нарядные да яркие. Затем поднос лакируют и перед вами такое чудо(показывает поднос).

Ведущая. Заходи, Ванюша, садись с нами чай пить. С пряниками, сушками, пышными ватрушками.

Ваня. (Садится за стол) чай пить – не дрова рубить!

Ведущая. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Выходит Тит с большой ложкой в руках и говорит

Ты, работушка, меня не бойся,

Я тебя не трону.

Дарья. Не колода – лодырь, а пень!

И лежит целый день

Не жнет, не косит,

А обедать просит!

Марья. Тит, иди молотить!

Тит. Живот болит. (гладит живот).

Катюша. Тит, иди кашу есть!

Тит. А где моя большая ложка?

Фома . Хочешь есть калачи,

Не сиди на печи.

Ведущий. Не зря в народе говорится: «Старинная пословица не мимо молвится», - не любили в народе лентяев.

Ведущая . Лень, отвари дверь! Дом горит!

Лень (высовывается из избы, тянется) Хоть сгорю, а не отварю! (зевает).

Марья . Проснулась Ульяна не поздно, не рано!

Люди косить, а она – голову мочить!

Люди – жать, а она на меже лежать!

Люди – молотить, а она – пыли воротить!

А обедать пойдут – она тут как тут!

Тит, обидевшись, уходит.

Ведущая. Обойди, хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Ведущий. Балалайка и гармонь –

Разжигают в нас огонь.

Исполняется танец с платками.

Ведущая. Недалеко от Москвы есть старинный русский город Павловский Посад. Издавна он славился тем, что делали там удивительной красоты платки. Носили их женщины на голове, на плечах, иногда даже сложенными на руке, как украшение. Носят эти платки и сейчас. Павловопосадские платки известны всему миру. Разнообразны узоры на платках. По белому, красному, зеленому, черному фону разбросаны цветы: распустились розы, пионы, георгины, васильки. Такой платок, словно сказочная лесная поляна. (Показ платков).

Ведущий. Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!

На сцену выходят участники в народных костюмах.

Мы посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель, прибыли на ваш праздник. (Кланяются, поют частушки) .

А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живем,

Глину месим и поем.

И игрушки, и посуду

Прославлять и вам тут будем.

Очень любим синий цвет,

Потому, что краше нет.

Небо гжельское такое

Лучезарно – голубое.

В речке синяя водица,

Так и хочется напиться.

Ну, а только лето будет,

Голубица там и тут.

Вот поэтому нас люди

Гжелью синею зовут. (хором)

Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару

Для показа привезли.

Небо у нас в Гжели действительно, как нигде в России, - синее – синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь.

Все голубое да синее - и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они веселые и красивые.

Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Он собрал вокруг себя три десятка близ лежащих деревень. Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин. Гжельцы исстари говорили: «Не землей мы кормимся, глина в наших местах «золото»».

В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушайся в слово «гжель» - и ты уловишь в его звучании что-то общее со словом «жечь», «обжигать». Гжель – это фаянс, расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит город Гжель. Давным – давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать и край свой прославить. Думали – думали, и придумали. Нашли они в своей сторонке глину чудесную, белую – белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские матера свое изделие, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Раисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась посуда. Полюбилась людям посуда, и стали называть ее «нежно – голубое чудо».

По сей день стоит недалко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.

Работают в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. На весь край, на весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. Мастера у нас большие фантазеры. Какую посуду делают – глаза разбегаются. (Учащиеся показывают изделия.)

Вот смотрите – «рыба – кит»,

А под ним вода кипит,

На спине стоит дворец,

Рядом скачет удалец.

Здесь две барыни сидят,

Пьют чаек и говорят.

Ну а кошка возле ножки

Ждет, когда дадут немножко.

Чашка с крышкой – просто диво!

Посмотрите, как красиво!

На ней сказочная птица

Так и хочет в небо взбиться!

Ведущий. С давних времен русский народ добросовестно трудился, но и о развлечениях не забывал. Недаром в пословице говорится: «Делу время, а потехе – час!». Когда работа была закончена, собирались у околицы и стар и млад и тешили друг друга небывальщиной и неслыхальщиной. (Выходят дети в национальных костюмах и садятся на скамейку).

Участник 1 . Вот и я старину скажу стародавнюю,

Стародавнюю да небывалую.

По поднебесью медведь летит.

Медведь летит, головой вертит.

Уж он лапам мохнатыми помахивает,

Уж он хвостиком коротким поправливает.

Свинья не ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Малых деточек, поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят.

Участник 2. Что за диво?

Вот так диво!

Диво я не вижу тут!

Остальные. Не любо – не слушай, а врать не мешай.

Участник 3. Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Мышка ехала верхом на

В откидной карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

Участник 2. Это не чудо, не диковинка.

Я видел чудеса чуднее того!

С горы корова на лыжах катится,

Расставя ноги, глаза выпучила.

Участник 1. И тому диву не дивуйтеся,

Я видел чудеса чуднее того.

Синее море огнем горит,

Бела рыба по небу летит,

По чисту полю корабль бежит,

Серый волк у руля стоит,

А красная лисица потявкивает.

Хоть вправо держи, хоть влево держи,

А хочешь – назад поворачивай!

Это вам и чудо и диковинка,

И невиданное диво и еслыханное.

Участник 3 . Небылица, люди, небывальщина!

Небывальщина, да неслыхальщина!

С мармеладом в бороде к своему папаше

Плыл медведь в сковороде по кудрявой каше.

Участник 1. По реке плывет буфет, в нем лежит большой секрет.

Он снимается в кино, вам понравится оно!

Участник 3. Дайте мне кусок щекотки, дайте смеха две щепотки,

Три столовых ложки ветра и грозы четыре метра!

Писку – визгу двести граммов плюс пол-литра шумов – гамов,

Да еще глоток веревки и моточек газировки!

Ведущая. Эй! Молодцы и девицы!

Что сидите?

А плясать вы не хотите?

Эй, девчонки – хохотушки,

Затевайте–ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Ведущий. Встанем братцы все рядом и частушки вам споем! (выходят на сцену все участники).

Заиграли музыканты и пустились ноги в пляс,

Мы веселые частушки пропоем сейчас для вас!

Пошла плясать бабушка Лукерья,

На макушке нет волос – повтыкала перья!

Две старушки на печи ждут омоложенья.

Одной 80 лет, вторая без движенья!

Ой, подруга дорогая, до чего ж красива ты.

Подари из уваженья хоть немного красоты!

Чего ж мне не веселиться – хорошо живется мне –

Берегут меня родители, как розу на окне!

Чаек пила, самоварничала.

Всю посуду перебила, накухарничала!

Я мальчишка сладненький,

Тонкая фигурочка!

Саша парень ничего,

Только он кусается.

Все собаки от него наутек бросаются!

Всю неделю не пилось,

Не пилось, не елось.

В этом зале побывать

Очень захотелось!

Праздник по декоративно-прикладному искусству в 4 классе

«Город Мастеров».

Цель: 1) познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с видами росписей;

2) воспитывать любовь к русской культуре, интерес к урокам художественного труда;

3) коррекция и развитие познавательных процессов.

Оборудование: празднично украшена сцена; костюмы Петрушек, матрёшек; изделия ДПИ, сделанные детьми на уроках художественного труда; телевизор, DVD, караоке, микрофон; наглядность к играм; краски; у мальчиков шляпы с розочками.

Ход мероприятия.

    петрушка. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Кто я? А знаете, в какой город вы попали? В город Мастеров. Жители города попросили меня пригласить вас на ярмарку. Я с радостью согласился. Вы принимаете наше приглашение?

    петрушка. Ото всех дверей,

Ото всех ворот,

Выходи скорей,

Торопись народ!

Открываются ворота,

Заходи, кому охота!

А кому неохота,

Тоже заходи!

(Выходят мальчики).

1 мальчик. Стоит Фома

Посреди двора,

Супротив терема высокого,

Супротив крыльца широкого.

2 мальчик. Дома ли Неля, дома ли Люда,

Дома ль душенька Алёнушка?

Девочки (хором): Мы туточки!

1 девочка. Собрались мы позабавиться

Да потешиться!

2девочка . Попеть, потанцевать,

Да с народными промыслами познакомиться.

3 девочка. О замечательных умельцах

Сегодня мы поговорим.

Тут игрушки и матрёшки,

Чашки, ложки – всё для вас!

Ну, так в путь же! В добрый час!

(Исполняется русская народная песня 2Коробейники»).

Ведущий: Здравствуйте, детишки!

Девчонки и мальчишки!

Гостям рады, что пришли,

Для нас времечко нашли,

Будут здесь у нас забавы,

Представление на славу,

Мы потешить вас спешим,

Может быть, и рассмешим.

И вернёмся как во сне,

К нашей русской старине.

Это присказка читается,

Сказка только начинается.

(Выступающие все садятся на лавочки на сцене).

Ведущий: «В некотором царстве, в некотором государстве, в городе Мастеров, вы сегодня увидите ярмарку-красу русскую, на которой познакомитесь с промыслами народными и будете учиться у мастеров 4 класса».

- А какая же ярмарка без карусели?

Карусель, карусель,

Ты крутись побыстрей!

Покажи нам ярмарку –

Звонкую да яркую,

С песнями да плясками,

Лубочными сказками.

Посмотрите, чего здесь только нет! А ведь все эти предметы – изделия ДПИ. Кто знает, что такое ДПИ?

- Декоративно-прикладное искусство окружает нас в повседневной жизни, делает её красивее. Человек с давних времён украшает то, с чем он сталкивается в быту, в труде, во время отдыха. Многие вещи, которыми мы пользуемся, были бы так же удобны и без их украшения, но красота придаёт радость жизни, а без этого человек не может существовать.

Образцы ДПИ можно видеть повсюду: это и посуда, и одежда или её отдельные элементы, и украшения, и ковры, и мебель и мн. др. предметы.

Сделать вещь красивой непросто.

Все изделия украшали народные умельцы (мастера) из различных промыслов. И вот сегодня ребята познакомят вас с некоторыми из них.

Посмотрите на выставку. Каких изделий здесь только нет. А ведь их сделали ребята своими руками.

Как вы думаете, из какого материала выполнены эти изделия?

А как называется этот способ? (Папье-маше).

Что такое паье-маше?

- Папье–маше – в переводе с французского означает «жёваная бумага» и представляет собой способ склеивания маленькими кусочками 5 – 7 слоёв бумаги по определённой форме.

Неля расскажет подробнее на примере тарелочки, как работать в технике папье-маше.

Из папье-маше можно изготовить не только посуду, но и глобус, муляжи, ёлочные игрушки, новогодние маски, шкатулки. После того, как изделие из папье-маше готово, его расписывают. Вот здесь существует очень много промыслов по росписи изделий.

    ГЖЕЛЬ.

Как вы думаете, какой росписью расписаны эти тарелочки? (Гжель).

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками.

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Синее небо, словно в апреле,

Вы увидите на нашей Гжели.

Такая роспись называется ГЖЕЛЬ. А названа она по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И стали расписывать гжелью фарфоровые изделия. Используется в росписи всего 2 цвета: белый и синий.

Как вы понимаете выражение «Синие узоры на белоснежном поле»?

От дедов к внукам передавали свои секреты гжельские гончары. Вся посуда расписывалась и лепилась вручную. И существует такая роспись уже несколько столетий. Но интерес к этому художественному промыслу не угас и сейчас.

    ХОХЛОМА.

А теперь посмотрите на эти изделия. Что это? (Ложки).

Кто выйдет и найдёт мне изделия, похожие на ложки по росписи?

Что у них общего?

Кто знает, как называется такая роспись?

Такая роспись называется ХОХЛОМСКАЯ. Хохломой расписывают деревянную посуду. Вот это настоящие деревянные ложки и чаши, расписанные хохломскими мастерами. А вот эти изделия расписали хохломской росписью наши ребята.

А что изображают художники в хохломской росписи? (Ягоды, листочки, цветочки, былинки, травинки, сказочных жар-птиц, чудесных рыб).

Хохлома! Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая,

Узоры золотистые!

Хохлому ещё называют «золотой». Почему?

Старинное придание рассказывает:

«Жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришёл, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписывал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую посуду». В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название – «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сейчас ребята вам об этом расскажут.

(Дети, сидя на лавочках, рассказывают по цепочке).

«Сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу. Затем сушит её и покрывает тонким

слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом её пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник рисует орнамент. Чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо – деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком.

Петрушка. Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

(Девочки и мальчики исполняют частушки).

Девочки: 1) Начинаю я припевку

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную

2) Чтобы печка разгорелась

Надо жару поддавать.

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.

3) Не смотрите на меня –

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

Мальчики: 1)На окошке два цветочка,

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой –

Хоть и ростом маленький.

2) Я плясал на 3 ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся назад –

Сапоги мои лежат.

    Ёлки – долги, ёлки – долги,

Ёлки да осиночки.

На поляне девки пляшут,

Скрипают ботиночки.

Девочки (вместе): За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам.

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

3. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ.

Мы продолжаем знакомство с народными промыслами.

Как вы думаете, что это? (Доски).

Для чего они нужны?

А что на них нарисовано?

Как называется эта роспись?

ГОРОДЕЦКИЙ народный художественный промысел сложился в середине 19 века в старинном волжском городе Городце. Отсюда и название – Городецкая роспись. Городецким узором расписывают не только дощечки, но и прялки, игрушки-качалки, ставни домов и даже ворота. Изделия украшают декоративными цветами – розанами и купавками.

(Исполняется песня-сценка «Как хотела меня мать»).

4. МАТРЁШКИ.

Отгадайте загадку: Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшки).

Петрушка. Дуйте в дудки,

Бейте в ложки!

В гости к нам пришли

Матрёшки!

(Исполняется танец матрёшек).

Ребята, матрёшки хотят с вами поиграть. Для этого вам надо встать. Все движения, которые вам

покажут матрёшки, вы должны повторять.

Мы весёлые матрёшки (Наклоны в стороны).

Ладушки, ладушки. (Хлопают).

На ногах у нас сапожки (Выставление ног на носок).

Ладушки, ладушки. (Хлопают).

В сарафанах наших пёстрых (Повороты в стороны)

Ладушки, ладушки. (Хлопают).

Мы похожи, словно сёстры (Приседают).

Ладушки, ладушки. (Хлопают).

МАТРЁШКА - это известная во всём мире кукла. Но она необычная. Как вы думаете, почему?

Правильно, в ней прячется целое семейство.

Из чего сделаны матрёшки?

Матрёшки появились в России в конце 19 века в имении Абрамцево, что неподалёку от Сергиева Посада в Московской области. В 1900 году она была отмечена золотой медалью на международной выставке в париже. Расписывают матрёшек мастера из г. Семёнова, Загорска и с. Полхов-Майдана.

Отсюда и названия – загорская, семёновская и полхов-майданская матрёшки. А вот в чём их различие, расскажут вам ваши учителя на уроках рисования.

Игра «Дорисуй матрёшку».

(Даны половинки матрёшек, желающие ребята из зала выходят и дорисовывают вторую её половину).

5. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.

Загадка: Зонтик грибком,

Руки крендельком,

Ходит девица-красавица

Пешком. (Дымковская барыня).

(2 ученика читают стихотворение).

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок;

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом.

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали,

И село большое «Дымково» назвали».

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ - это фигурки людей, птиц, зверей – игрушки, сделанные из глины добрыми руками мастеров из бывшей Дымковской слободы, что неподалёку от города Вятки. Ребята сделали игрушки и расписали их дымковскими узорами.

(Неля берёт игрушку индюка, идёт в зал и читает стихотворение).

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок…

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг.

Птица важная – индюк.

Нравятся вам игрушки?

Мастера, расписывая игрушки кругами, полосками, крестиками, словно сказку сказывали о том, как солнце согревает своими лучами землю и даёт ей жизнь. Наносится узор на игрушку по белому фону.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

(Исполняется песня «Барыня»).

6. ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ.

О чём мы ещё не поговорили? (О подносах).

Для чего они нужны?

Это ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ. Такие подносы делают мастера из подмосковного села Жостово.

Какой материал нужен для изготовления подносов? (Железо).

Что изображают художники на подносах?

(Ученик читает стихотворение).

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый…

А жостовские кисти

Нежнее лёгкой вербы.

Вот и вы сейчас создадите свой жостовский поднос.

Игра «Составь узор на подносе».

(Играют дети из зала. Даны круги чёрной бумаги и разноцветные цветы, которые нужно прикрепить

на кругах, т.е. составить композицию).

Понравились подносы вам, ребята?

Вот видите, оказывается, вы тоже можете сделать такие же изделия.

Игра «Расставь таблички».

Вы познакомились с разными видами росписи. Назовите их.

Вот беда. На нашей выставке перепутались таблички. Я не знаю возле какого изделия их поставить.

Кто мне поможет? (Один ребёнок выходит из зала и расставляет таблички возле поделок).

1 петрушка. Красна песня ладом,

А сказка складом.

2 петрушка. Сказке конец,

А кто слушал молодец!

1 петрушка. И надо бы каждому молодцу

Да по огурцу,

2 петрушка. Да пока вы сказку слушали,

Огурцы на огороде

Зайцы скушали,

Вот вам и не досталось.

(В заключении исполняется песня «Будьте здоровы!»)

Сценарий

Фестиваля декоративно – прикладного творчества

«В мире прекрасного»

Цель:

    выявление одаренных детей; развитие творческого потенциала учащихся;

    формирование твердой жизненной позиции;

    воспитание чувства красоты, эстетики;

    развитие стремления к познанию нового;

    воспитание сплоченности, коллективизма, внимательности.

Задачи:

    Создать хорошее настроение и атмосферу праздника.

    Пропаганда детского творчества в различных видах искусства.

    Стимулировать интерес к творчеству.

    Воспитывать чувство сотрудничества, содружества, сотворчества.

Участники: обучающиеся общеобразовательных школ,

Возраст: от 14 до 16 лет

Место проведения: МБОУ СОШ № 7

Творчество – это процесс создания чего-то нового и прекрасного. Надеюсь, что сегодня вы сумеете выполнить творческие задания и показать, что вы умеете творить!

У каждого народа свои замечательные куклы, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир.

Конкурс № 1 «Русская матрешка»

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки,
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой-
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри:
Кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
А внутри пустая-
В ней живёт шестая.
А в шестой седьмая,
А в седьмой - восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд,
Сёстры - куколки стоят.
- Сколько вас? - у них мы спросим,
И ответят куклы: - восемь!

История создания русской матрешки (Презентация)

Викторина «Русская матрешка».

Подведение итогов

Конкурс № 2 «Плетение из соломы – традиционное ремесло наших предков»

Плетение – одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски кожи животных. Жилища, рогожи, веревки, сосуды и одежда – первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек.

История плетения из соломы (Презентация)

Просмотр видео «Создание кукол из соломы».

Каждая команда выполняет плетение кукол .

Подведение итогов

Конкурс № 3 «Твори, выдумывай, пробуй" Дорогие ребята! Об изумительной красоте русского народного прикладного искусства можно говорить бесконечно. Это и дымковская игрушка, вятские свистульки и вологодские кружева. Обходясь без золота и драгоценных камней, пользуясь только простейшими материалами, наш народ создает произведения яркие, самобытные, покоряющие весь мир.

Каждой команде предложен определенный набор материалов, из которых необходимо изготовить картину.

Конкурс № 4 « Пословицы и поговорки»

Продолжите пословицы и поговорки

Не спеши языком –

торопись делом.

Сам пропадай,

а товарища выручай.

С кем поведёшься –

от того и наберёшься.

Труд человека кормит,

а лень портит.

Глаза боятся,

а руки делают.

Хочешь много знать –

надо мало спать.

Красна птица пеньем,

а человек уменьем.

Поспешишь –

людей насмешишь

Ученье свет –

а неученье тьма.

Без труда –

не выловишь рыбку из пруда.

По одёжке встречают –

по уму провожают.

Не сиди, сложа руки –

так и не будет скуки.

Грамоте учиться –

всегда пригодится.

Семь раз отмерь –

один раз отрежь.

Лодырь да бездельник –

им праздник и в понедельник.

Как потопаешь –

так и полопаешь.

Любишь кататься –

люби и саночки возить.

Ремесло не коромысло –

плеч не оттянет.

Ремесло пить-есть не просит,

а добро с собой носит.

Сегодня гуляшки, да завтра гуляшки –

останешься без рубашки.

Ремесло хлеба не просит –

а само кормит.

Тот скоро разбогатеет –

кто от труда потеет.

Нет друга – ищи,

а нашёл – береги.

Делу время –

потехе час.

Ученье –

путь к уменью.

Терпение и труд –

всё перетрут.

Один за всех –

а все за одного.

Кончил дело –

гуляй смело.

Землю солнце красит,

а человека – труд.

Под лежачий камень

вода не течёт.

Делаешь наспех –

сделаешь на смех.

Один пашет,

а семеро языками машут.

Не красна изба углами,

а красна пирогами.

Что посеешь –

то и пожнёшь.

Человек без ремесла –

что птица без крыльев.

Что написано пером –

не вырубишь топором.

Не имей сто рублей,

а имей сто друзей.

Хочешь есть калачи -

не сиди на печи.

Работает не топор,

а руки.

Тунеядец в народе –

что сорняк в огороде.

Кто любит труд –

того люди чтут.

Взялся за дело –

делай умело.

Привычка трудиться

в жизни пригодится.

От работы не беги –

своё имя береги.

Отдыхает тот по праву –

поработал кто на славу.

Тот человек в почёте –

чьи руки в работе.

Один у печи с плошкой,

а семеро с ложкой.

Золотые руки –

не боятся скуки.

Поработаешь на славу -

и почёт тебе и слава.

Конкурс № 5 «Слет юных Василис»

Видеоролик «Слет юных Василис»

В каких мультфильмах и фильмах главные герои занимались творчеством и декоративно - прикладным искусством? Команды пишут правильные ответы на листочках.

Подведение итогов. Видеоролик (подборка мультфильмов и сказок)

На этом бы хотелось завершить наш фестиваль и с вами попрощаться. Будьте внимательны ко всему, что вас окружает! Умейте разглядеть в поле былинку, в лесу веточку, прыгающую с ветки на ветку белочку, порхающую бабочку, блеск серебристой воды и последний луч заходящего солнца. И если из всего, что увидишь и услышишь, сложится образ чудесного ларца, сказочной вазы или забавной деревянной или глиняной игрушки, постарайся запомнить этот образ. Вы ещё не раз его заметите в народном искусстве.

Творческим людям необходимы следующие качества: талант, терпение, воображение, художественный вкус, любовь к природе, знание народных традиций, мастерство. Да, именно эти качества необходимы, чтобы стать настоящим творцом, мастером своего дела. И с этим заданием вы справились! Молодцы!

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект внеклассного мероприятия

по декоративно – прикладному творчеству

в оздоровительном лагере в МБОУ ДО «Детско – юношеском центре им. Баневура г. Владивостока»

на тему «Лепка шкатулки из глины »

Разработал: Куценко Ирина Сергеевна

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования для детей и взрослых»

Проверил: Лях Татьяна Евгеньевна

____________________________________

Директор МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура г. Владивостока»

Владивосток, 2018

Тема занятия : Шкатулка «Курочка». Лепка из глины

Дата проведения . 06.01.2018

Состав учебной группы:

22 человек из них: мальчиков – 5 чел., девочек – 17 чел., в возрасте от 7 до 10 лет

Цель учебного занятия.

Совершенствовать навыки работы с глиной;

научиться лепить из глины шкатулку «Курочка»

Задачи:

1.Воспитательные:

Прививать интерес к декоративному изобразительному искусству;

Воспитывать трудолюбие;

Уважение к творческому наследию русских мастеров.

2.Образовательные:

Познакомить с историей народных промыслов;

Отрабатывать умение лепки посуды различными способами.

3.Развивающие:

Развивать навыки лепки из глины;

Развивать эстетического восприятие произведений народного искусства

Форма учебного занятия:

практическое занятие

Фома организации работы:

индивидуально-групповая

Образовательные технологии:

Личностно – ориентированная технология обучения

Технология уровневой дифференциации

Игровые технологии

Групповая технология

Здоровьесберегающие технологии

Материально-техническое оснащение занятия:

Материал для лепки – глина, шликер, стеки, кисточки, образцы готовых изделий, ноутбук для презентации.

План занятия.

Этап урока

Содержание

Время

Организационный

Приветствие, организация учащихся с целью настроя на урок. Подготовка материалов и инструментов к уроку

3 мин.

Объявление темы урока, какую деятельность должны выполнить.

2 мин.

Актуализация знаний

Сообщениями

обозначаю знания полученные

на предыдущих уроках, увязываю с новым заданием.

2 мин.

Изложение нового материала, презентация

10 мин.

Самостоятельная работа

Практическая работа.

25 мин.

Физкультминутка

Разминка под музыку

3 мин.

Самостоятельная работа

Практическая работа.

20 мин.

Обсуждение допущенных ошибок, их устранение

3 мин.

Рефлексия

Цель - формирование адекватной самооценки, подведение итогов урока.

2 мин.

Ход занятия.

Этапы занятия

Время

Деятельность

Педагога

Обучающихся

Организационный

3 мин.

Приветствую и предлагаю тихо занять свои рабочие места. Проверяю свое рабочее место, организовываю

внимание учащихся.

Проверю готовность

рабочих мест, материалов.

Устанавливаю тишину.

Приветствуют

учителя.

Тихо

садятся на

свои места

Готовятся к

занятию.

Благоустраивают

свое рабочее

место.

Постановка цели и задач занятия

2 мин.

Называю тему урока,

предмет исполнения, т.е. результат.

Какую деятельность

должны выполнить,

как и где ее представить.

Внимательно

выслушивают

задание.

Актуализация знаний

2 мин.

Сообщениями

обозначаю знания,

полученные на

прошлых занятиях,

увязываю с новым

заданием. Задаю

вопросы.

проявление и перевод в состояние активного функционирования учащимися информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом

Внимательно

выслушивают. Вспоминают.

Поднимают

руки и отвечают.

Первичное усвоение новых знаний

10 мин.

Изложение нового материала

Презентация, показ слайдов по теме «Керамика»

25 мин.

Предлагаю учащимся

начать выполнять задание.

Работаю вместе с детьми.

Организую тишину в кабинете.

Провожу проверку работ. Исправляю неточности и ошибки.

Помогаю объяснениями. Слежу за правильной посадкой за столом. Помогаю отстающим.

Активно

включаются в

работу,

следуют советам

педагога.

Соблюдают

тишину,

правильность

посадки.

Работают.

Исправляют

ошибки и

неточности.

Физкультминутка

3 мин.

Разминка под музыку

Встают и делают упражнение по команде педагога

Самостоятельная, практическая работа

20 мин.

Продолжают свою работу.

Продолжают работу

Контроль усвоения новых знаний

3 мин.

Визуально оцениваем

результаты работы,

выбираем наиболее удачные.

Благодарю и хвалю

учащихся за

выполненную работу.

Слушают

подведение

итогов, наблюдают

результаты

своего

труда.

Рефлексия

2 мин.

Спрашиваю детей

чему научились сегодня?

Что понравилось?

Над чем понравилось

работать, какие были трудности.

Отвечают на

вопросы

Конспект занятия по лепке

    Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места. Все ли готово для работы с глиной. Вы уже знаете, что сегодня мы проведем для вас мастер – класс по лепке из глины. Послушайте стихотворение, которое я написала про наш кружок «Лепка»:

Послушная глина, умелые руки

Нужны нам, друзья, чтобы не было скуки.

Сумеем придумать игрушку, слепить.

На память подружке своей подарить.

А то, что ты сделал своими руками,

Конечно, понравится папе и маме.

А если ты будешь учиться, трудиться,

То даже весь город тебе удивится.

Пусть знают все люди на нашей планете,

Как в «Баневуре» талантливы дети.

    Постановка цели и задач занятия

В этом учебном году мы с вами лепили из пластилина и глины разные игрушки, поделки, а сегодня сделаем не просто игрушку, а полезную вещь, которая так же будет служить украшением вашего интерьера.

Актуализация знаний

Послушайте загадку:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтобы сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу.

Можно отвечать всем вместе. – Глина! - Правильно.

Кто нам расскажет немного о глине, где ее найти, как понять, что это глина, как первобытный человек использовал эти свойства? Ответы детей: - это природный материал, серого, желтого, оранжевого цвета; если после дождя долго из ямки не уходит вода, значит, там есть глина; наверное, первый человек взял комочек земли, помял и что – то слепил, может чашечку и налил воды, чтобы попить.

Да, но глина, мы помним, от воды размокает, что делать?

Надо обжечь!

- Правильно. Так глина превратилась в керамику.

    Первичное усвоение новых знаний

Одним из древнейших промыслов, известных человечеству, можно назвать керамику. История керамики насчитывает не одну тысячу лет. Своим происхождением она обязана мастерам Древней Греции, которые увидели невероятное чудо: как обыкновенная глина под воздействием огня превращается в крепкий и прочный материал, который нашел себе разностороннее применение – от различных храмовых статуэток до роскошных настенных панно. Но главной областью применения было все-таки жилище человека, где появилась разнообразная посуда. Впоследствии возникнет определение «художественная керамика».

Показ презентации на тему: «Керамика»

Приступаем к работе. Показываю для всех.

1. Берем небольшой кусочек глины, катаем шарик и делаем лепешку толщиной примерно полсантиметра. Это будет донышко шкатулки. Стараемся края сделать ровными, без трещин. Мы не пользуемся скалкой, чтобы научиться чувствовать пластичность глины, развивать глазомер. Проверяю работу каждого, главное не сделать донышко тонким. Не у всех получается сразу, показываю индивидуально.

2. Теперь делаем стенки шкатулки. Методом раскатывания. Берем такой же кусочек глины, как для донышка. Раскатываем его в жгут, толщиной 1,5 - 2 сантиметра, это зависит от глубины вашей шкатулки. Длину проверяем по донышку путем наложения по периметру. Если все подошло, смазываем шликером с помощью кисточки края лепешки и приклеиваем жгут. Теперь пальчиками снаружи соединяем, замазываем края донышка и стенок. Формируем ровные стенки, заглаживаем глину и получаем чашечку. Теперь катаем три одинаковых шарика для крыльев и хвоста. Сплющиваем в лепешки, намечаем и смазываем шликером края по верхнему краю донышка и хорошенько прижимаем. Заглаживаем сверху и снизу крыльев и хвоста. Наносим стекой бороздки – перышки по хвосту и крыльям.

3. Еще из такого же третьего кусочка катаем шарик, слегка сплющиваем между ладоней и делаем крышку по форме напоминающую шляпку гриба. Большие пальчики находятся внизу лепешки, а остальные - сложены вместе и под углом формируют высоту крышки. Контролируем силу нажима, чтобы толщина глины была равномерная, а размер крышки соответствовал донышку.

6. Физкультминутка.

Это лёгкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Пальчиковая гимнастика :

Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём.
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.

(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь, как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)

7. Самостоятельная, практическая работа.

Занимайте свои места, продолжаем работу. Сейчас займемся самым интересным. Мы сделаем из простой крышки – шляпки сделать курочку. Скатаем шарик – голову, следим за соразмерностью деталей.

Приклеиваем голову наверх крышки, не забываем, что на все крупные детали наносим кисточкой шликер, а мелкие - присоединяем потом. Вспоминаем, что нужно слепить для головы?

Клювик, глазки, гребешок

А еще?

Бородушку.

Да, только у курочки она маленькая.

Гребешок можно лепить разными способами: из трех маленьких шариков, из одного кусочка – немного прищипнуть. Дети делают - по представлению, фантазируют. Так как голова служит ручкой для шкатулки ее надо сделать надежно и в тоже время – красиво. Для этого делаем небольшие шарики – бусинки и наклеиваем на шликер вокруг шеи курочки. По краю крышки делаем ободок из более крупных глиняных бусин. Чтобы скрыть неровности края и сделать его немного больше основания. Теперь обратной стороной кисточки или стекой сделаем углубления в середине каждой бусинки.

8. Контроль усвоения новых знаний.

Проверяем нашу работу на качество, крепко ли держатся мелкие детали, закрываем и открываем шкатулку. Пока глина сырая всегда можно исправить недочеты. Проверяю детские работы. Сушить шкатулку будем сушить, не закрывая крышкой, чтобы не приклеилась. Через 3 дня, после высыхания я ваши шкатулки обожгу в муфельной печи и мы их распишем.

9. Рефлексия.

Давайте рассмотрим все работы, какие замечательные шкатулки у вас получились. Разные, но очень красивые. Расскажите, что вам понравилось в работе с глиной, какие возникли трудности, как вы с ними справились. Ответы детей: - очень понравилось, если долго лепить, то глина сохнет и трескается, переделывали из другого куска.

Вы оценили свои силы и способности, сравнили с работами товарищей. Мастерство приходит с опытом, посещая занятия в кружке «Лепка» у вас появятся уверенность, аккуратность и творческая активность в работе с глиной. Поставим работы на поднос для просушки и уберем рабочее место.

Список литературы и интернет – ресурсы:

1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Под редакцией Б.М. Неменского. - М.; ОАО Издательство «Просвещение» 2011. – 207 с.; ил. ;

2. Жук С.М. Простые поделки из природных материалов. – М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.-320 с.; ил. ;

3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 19858.

4. Лукич Г.Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979 ;

5. Федотов Г. Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо - Пресс, 2002, с.44, 47 ;

6. Федотов Г. Я. Послушная глина/Г. Я. Федотов - М.: «АСТ-Прес» - 1997-140с. ;

7. Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 ;

8. ;

9.?searchid=2239491&text=&web=0# .

Приложение 1.

Мастер – класс по лепке из глины для детей 7 - 10 лет.

Самостоятельная работа

Контроль и помощь во время занятия.

Приложение 2.

2. Скатаем шарик

3. Сделаем лепешку

4. Наносим шликер

5.Скатаем жгут

6.Приклеиваем жгут по периметру

7.Заглаживаем стык

8.Три шарика - крылья и хвост

9.Приклеим крылья и хвост на шликер

10.Сделаем крышку

11.Скатаем голову, приклеим на крышку, сделаем гребешок.

14.Сушим в открытом виде

15.После сушки обжигаем в муфельной печи при t 7 50 C 3 часа.

16. Получилась керамика. Шкатулки готовы для росписи.

17.Курицы – красавицы!

18.Шкатулка готова к выставке!

Шкатулка открыта, в ней можно хранить украшения.

Самостоятельные творческие работы!

Народное декоративно-прикладное искусство- неотъемлемая часть русской культуры. Его эмоциональность, поэтическая образность близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности, а, самое главное, всегда понятно и всеми любимо. Оно образно, красочно, оригинально по своему замыслу и доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Поэтому в нашем детском саду народное искусство прочно вошло в быт, радуя детей, расширяя их понятия и представления, воспитывая художественный вкус.

Средняя группа №12 «Теремок», в течение недели, реализовала проект «Русская ложка». Цель проекта-уточнение, расширение и обогащение знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, связанных с производством ложек. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Коллекция ложек

Знакомство с хохломской посудой.

Лепка «Ложечка точёная, ручка золочённая»

«Хохломская ложка»

Лепка из глины «Плошка»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОЕКТУ.

Драматизация сказки «Жихарка»

Мастер-класс для родителей «Обучение игре на ложках в детском саду»

Дымковская сказка» тема недели искусства в средней группе №4 «Забувашка». Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Они просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Цель проекта: формирование и развитие личности ребёнка через русскую народную игрушку. Знакомство с народным промыслом «Дымковская игрушка». Дети изучали историю зарождения народного промысла на Руси, познакомились с историей дымковской игрушки, научились сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, выделять из многих элементов, только те, которые относятся к дымковской росписи.

В течение недели были проведены беседы: «Дымковская игрушка», «Дымковская игрушка, такая она разная.Дети заучивалистихи о дымковской игрушке. Играли в дидактическиеигры «Покажи дымковскую барыню», «Дымковская мозаика»,«Найди цвета дымковской росписи».Рисовали на тему «Украсим полоски дымковским узором», лепили из глины дымковского коня и расписывали его узорами. Украшали фартук и юбку«Барыни».

Детские работы из глины: «Дымковский конь»

«Дымковские узоры» Рисование (раскрашивание) «Барыня»

Дидактические игры

С помощью родителей была организована выставка «Дымковская сказка».

В течение тематической недели в старшейгруппе № 10 «Семицветик», прошли мероприятия на которых обобщали знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Развивали у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, творческую активность детей через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Внашей группе прошли беседы на темы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».

Организованы занятия по художественно-эстетическому развитию:

Рисование: «Матрешка», «Дымковкий узор», «Ваза гжель», «Городецкая роспись на доске», «Филимоновский петушок»

Тестопластика «Дымковская лошадка» с последующей росписью.

Аппликация «Золотая хохлома», «Русская матрёшка»

Оформлены мини-выставки:

- «Золотая хохлома»

- «Городецкая роспись»

- «Ваза гжель»

- «Дымковский узор»

- «Русская матрешка»

Родителям предлагалось:

Помочь собрать предметы народных промыслов;

Интересоваться деятельностью ребенка в детском саду;

Принести видеофильмы «Народные промыслы России»;

Золотая хохлома

Разудалый городец

Голубая гжель

Творческая мастерская.

"Игры детей с мозаикой "Придумай узор"

Подготовительная к школе группа №9 «Лесная сказка».

В течение недели искусства, был реализован творческий проект «Город мастеров».

Своё творчество ребята проявили в рисовании, аппликации и в лепке. Воспитатели организовали мини - выставку скульптур малой формы; познакомили с профессией скульптора. В итоге воспитанники вылепили фигуру дымковской игрушки и расписали ее акриловыми красками.

Так же ребята попробовали свои силы в росписи деревянных дощечек хохломской росписью, которые подарят мамам на 8 марта.

Итоговым мероприятие недели стало интегрированное развлечение с родителями воспитанников «Ярмарка», где родители показали свои знания по декоративно - прикладному искусству, приняли участие в русской народной игре «Сиди, сиди Яша», и вместе с детьми исполнили танец «Кадриль».

В конце мероприятия все «посетители» ярмарки получили сладкий подарок - карамель «Петушок на палочке»

Воспитатели подготовительной группы №13 «Звездочки» с помощью познавательно - творческого проекта «Русский самовар»познакомили детей с традициями народов России и историей самовара. Была проведена большая работа по подбору иллюстраций, картинок с изображением различных самоваров, дидактических игр, сказок, загадок на данную тему, был создан мини-музей «Такие разные самовары»и организована выставкас фотографиями различных видов самоваров.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

Анкетирование по теме.

Привлечение родителей к организации мини- музея «Самовар моей семьи».

Подготовка консультаций для родителей «О возникновении самовара», «Русский самовар и чаепитие на Руси».

Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность.

Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы и т.д.
.Итоговое мероприятие с родителями «Русский самовар».

Фотогалерея.

Итоговое мероприятие «Русский самовар».

Фотоотчет второй младшей группы №6 «Весёлые ребята».

Неделя искусства «Такая разная посуда».

Вторая младшая группа №17 «Радуга» в течение недели реализовала проект «В гостях у матрёшки». Цель проекта: знакомство детей с народным творчеством на примере народной игрушки матрёшки; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности. С ребятами были проведены беседы «Знакомство с матрёшкой»; «Весёлые матрёшки»; разучивали стихи, частушки и песни о матрёшках. И конечно же играли в подвижные игры: «Бегите к матрёшке», «Прячем матрёшку»; «Шли матрёшки по дорожке»…, дидактические: «Помоги матрёшке найти свои игрушки»; «Сложи матрёшку» и сюжетно - ролевые: «Матрёшки ходят в гости»; «Весёлые матрёшки».

В группе был организован мини - музей «Русская народная игрушка - Матрёшка»

Аппликация «Украсим сарафан для матрёшки»

Рисование «Разноцветные сарафаны

Итоговое интегрированное мероприятие с родителями

«В гости к нам пришла матрёшка»

Практикум для педагогов «Изучение приёмов Гжельской росписи.

Роспись платочков в стиле Гжель».

Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне - исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета.

Цель: формирование практических умений и навыков рисования гжельских узоров.



В продолжение темы:
Аксессуары

21 июля 2011 года американский космический корабль Atlantis совершил свою последнюю посадку, поставившую точку в длительной и интереснейшей программе Space Transportation...

Новые статьи
/
Популярные