Актер и драматург герман греков ушел из театра драмы. Актер и драматург герман греков ушел из театра драмы «В Воронеже всегда была хорошая прослойка поэтов, писателей и художников»

В октябре ростовский независимый экспериментальный театр современной драматургии «Театр 18+» открыл юбилейный пятый сезон. Зачем театральному искусству эксперименты, для чего нужна новая система координат и почему современных зрителей надо «выдергивать» из «зоны комфорта», в интервью Ъ-Юг рассказали главный режиссер Герман Греков и художественный руководитель Юрий Муравицкий.


Ъ: Какие тенденции современной культуры, на ваш взгляд, сейчас актуальны? И как они отражаются в постановках?

Герман Греков: Если говорить про глобальную тенденцию, мне кажется, уже очень скоро нас ждет переоценка ценностей в мировом масштабе. Я об этом сужу с такой смелостью, потому что вижу, с каким азартом и яростью люди хватаются за старое, за прошлое, пытаясь таким образом поливать засохшее дерево, как в «Жертвоприношении» Тарковского. Но мир не останавливается. Мы входим в новую эпоху, а это в любом случае новые ценности. Поэтому одна из наших задач - подготовить людей к этому событию.

Современный театр - это неудобный театр, прежде всего. Сейчас очень модное словосочетание - «выход из зоны комфорта», и все часто употребляют это выражение. Современный театр как раз и предназначен не для приятного просмотра, человек там получает то, что в нем вызывает совершенно другие эмоции и реакцию. И именно это дает мотивацию для внутренней работы.

Юрий Муравицкий: Для того чтобы запустить эти процессы, вызвать реакцию, иногда нужен шок. Человек так устроен, что он начинает о чем-либо задумываться, только когда сталкивается со стрессовой ситуацией. Мир очень сложный, и он усложняется с каждым днем. Традиционный театр, тот театр, который условно можно назвать несовременным,- он уже этой сложности не соответствует. Он дает простые формулы: добро и зло, хорошие и плохие. И эти формулировки как бальзам на душу зрителя, но они работают первые 15 минут; но потом, когда человек оказывается в современной городской среде, становится очевидным, что вопросов гораздо больше, мир намного сложнее. Это тоже одна из функций современного театра - он пытается отвечать запросам времени именно в смысле его сложности.

Мы, к сожалению, еще находимся в системе координат прошлого века. Нам нужно, чтобы в развитии культуры была какая-то магистральная линия. Но от этого нужно усилием воли отказываться. Культура должна быть разной: традиционная, нетрадиционная, современная, классическая, актуальная, неактуальная, популярная, андерграундная. Необходимо разнообразие. Нужно, чтобы она развивалась во всех направлениях. В разнообразии мир прекрасен, и с культурой то же самое.

Ъ: В чем отличие «Театра 18+» от традиционных театральных форматов?

Ю. М.: Ответ на этот вопрос заключен в названии нашего театра. «Театр 18+» - значит разговор пойдет взрослый. Независимый - он никак не зависит от государства, а создан людьми, которые обладают собственным видением развития театрального искусства. Экспериментальный - на сцене театра мы не используем старую театральную методологию, стиль и выразительные средства традиционного театра, пытаемся найти новый язык, новые смыслы, новые формы. Мы в большей степени делаем упор на современную драматургию, однако вполне вероятно, что у нас появится и Шекспир в какой-то момент. Изначально этот театр был задуман по концепции как театр, который знакомит жителей города Ростова с современными текстами. Ну а поскольку современная драматургия открывается только современными художественными ключами, то и язык этого театра достаточно современный.

Г. Г.: Любой формат - это самоограничение. Под понятие современной драматургии подходит не пьеса, написанная сейчас, а пьеса, которая имеет право прозвучать именно в сегодняшний день, которая наиболее актуальна. Можно любой текст, любую пьесу переосмыслить с точки зрения современности. В современном театре ни на актера, ни на режиссера не довлеет груз традиций. Обычно, когда режиссер приходит в репертуарный, старый театр, его всегда посвящают в традиции, которые он должен сохранить. Но это абсурд, потому что любой спектакль - это уже отдельная реальность, и ее важно создавать по законам, и в этом плане театральная постановка всегда привносит что-то новое. Поэтому независимый театр - это пространство для воздуха.

Ъ: Насколько популярны в России подобные форматы?

Ю. М.: В России очень активно появляются такие театральные центры, центры городской культуры, как ростовская MAKARONKA. Например, в Костроме есть арт-площадка «Станция», в Казани открылся «Угол», в Питере есть такого рода площадки, например «Скороход». Если такие вещи возникают, значит есть запрос, значит традиционный театр не удовлетворяет полностью потребности театрального зрителя.

Г. Г.: Самый известный независимый театр у нас в стране - это «Коляда-театр». Он известен, гастролирует за рубежом и является брендом города Екатеринбурга, да и России вообще. Я согласен, это веяние времени, мне кажется, эта тенденция будет только усиливаться. И артисты с удовольствием приходят к нам работать, потому что есть тексты, есть материалы, есть и просто режиссеры абсолютно неординарные и ничем не скованные.

Ъ: Для какой аудитории интересны спектакли экспериментального театра?

Ю. М.: У нас достаточно разнородный зритель. Весь спектр мы не охватим, безусловно, но у нас есть спектакли для очень разной публики. Вообще делить - дело неблагодарное, от этого всем только хуже. Есть спектакль, который был поставлен к Новому году. Это хорошая история в традициях новогодних фильмов, которую мы постарались сделать современно. А есть какие-то сложные постановки, которые рассчитаны именно на интересующуюся современным искусством продвинутую публику. Если говорить о полюсах, то я бы вот так обозначил. Это очень разные по направленности истории, но это все можно охарактеризовать как современный театр.

Г. Г.: Конечно, основной посыл направлен на молодежь. Но на спектакли приходят и более зрелые люди, и иногда они лучше понимают смысл того, что происходит на сцене. На мой взгляд, грани между поколениями сегодня стираются. Некоторые взрослые сегодня гораздо молодежнее и экстремальнее, чем молодые люди, которые как раз любят зону комфорта. Мы традиционно говорим, что театр для молодых, но сейчас очень сложно этими понятиями оперировать в их узком понимании.

Ъ: Насколько трудно найти подходящих актеров для экспериментальной площадки?

Г. Г.: Сложность в том, что у нас нет своей труппы, а актеры работают одновременно в разных театрах. Наиболее талантливые артисты всегда востребованы. Поэтому нам приходится согласовывать с руководством театров, чтобы актеров к нам отпускали. Мы планируем расширять наш актерский контингент и формировать своих артистов. Мы будем проводить кастинги, на которые могут приходить все, у кого есть начальное образование.

Ю. М.: Были люди, которые приходили просто попробовать себя, у которых был начальный опыт, и многие их них ничуть не хуже профессионалов - просто талантливые люди. Есть, так скажем, костяк - артисты, которые переходят из спектакля в спектакль: они уже находятся в контексте, говорят с нами на одном языке. Сложно, как сказал Герман, согласовывать каждый раз с руководством других театров, чтобы отпускали актеров. И я благодарен, что отпускают, и обращаюсь с просьбой, чтобы отпускали дальше.

Ъ: А каковы критерии отбора актеров на кастингах?

Ю. М.: У меня главный критерий - это адекватность. Способность человека тебя услышать, понять и что-то внятное воспроизвести на площадке, какие-то очень простые вещи, например прочитать любимое стихотворение.

Г. Г.: Бывает, когда уже подобрал актеров и начинаешь репетицию, видишь, что они в принципе согласны с замыслом постановки, но большого интереса нет, никто этим не горит. Для меня как для режиссера это самое страшное. Есть люди, которые изображают желание работать. Но при подборе артистов у них обязательно должно присутствовать адекватное актерское желание этот материал воспроизвести. Я как-то сидел на кастинге спектакля «Исповедь мазохиста», пришел актер Алексей Тимченко, он взял текст, роли стал читать и так увлекся, что сам стал предлагать варианты, как можно сыграть. Когда мотор такой есть, хотя бы один человек,- это уже счастье. Когда их больше - это большое счастье. Потому что пьеса либо становится частью жизни, либо причиняет дискомфорт, как нелюбимая одежда. А сталкиваясь лишь с вежливым отношением, я не думаю, что из этого может что-то выдающееся получиться потом.

Ъ: Такой формат театра нацелен на коммерческий успех, или это в большей степени культурный проект, которому требуется поддержка со стороны государства, меценатов?

Ю. М.: Считается, что театр с труппой может зарабатывать 40% своего бюджета. Учитывая то, что мы театр без труппы, но с небольшим штатом, мы можем больше зарабатывать. Однако полностью окупать все расходы театра именно за счет проданных билетов - это очень сложно, практически невозможно. Для нас это культурный проект. Но театр должен как-то выживать. Нельзя все время вкладывать в него деньги, поэтому поддержка важна. Мы были бы рады, если бы нас поддерживали государственные структуры, которые отвечают за культуру, если бы у театра появились спонсоры. Если бы чаще удавалось заработать за счет аренды пространства здесь - это тоже помогло бы театру существовать. Это необходимо, прежде всего, чтобы театр не превратился в дешевую антрепризу, не начал штамповать массовые комедии, не опускался ниже ватерлинии.

Примеры такой поддержки уже есть. Например, в 2013 году «Театр 18+» совместно с Министерством культуры и компанией «Культпроект» организовали проект «Независимый театр+общество».

Театр получил грант на то, чтобы сделать проект для общества, и часть денег из этого гранта может потратить на свои нужды - на постановку спектакля, например. Благодаря этой программе мы организовали детскую театральную студию, занимались с детьми, у которых либо нет родителей, либо родители не могут себе позволить отдать их в театральную студию. И мы поставили спектакли на деньги этого гранта.

Ъ: Насколько легко продвигать проект экспериментального театра в Ростове-на-Дону, который считается прежде всего торговым центром, а отнюдь не культурной столицей Юга?

Г. Г.: Есть внутренние сложности, потому что театр независимый и нам приходится решать бюджетные задачи, работать над посещаемостью. На это уходит много усилий. Так как театр очень молодой, мы еще находимся на пути формирования своего контента, своих зрителей. Откровенно говоря, не все еще про нас знают даже в Ростове. Мы хотим, чтобы пространство арт-центра было живым, чтобы о нем знали и говорили, чтобы это место было модным. Поэтому мы работаем над этим, у нас сейчас идет программа читок лекций, гастроли и т. д.; таким образом, находим именно своего зрителя.

Ю. М.: Начинать с нуля всегда тяжело. Но судя по тому, что с театром происходит и как он развивается, а он развивается, я могу сказать, что мы попали в важный запрос, который в Ростове был сформирован. Конечно, мы многое сделали для того, чтобы «раскачать» интерес. Так, в первом сезоне мы привозили на гастроли интересные проекты: например, сделали фестиваль современной драматургии «Прямая речь» вместе с «Культпроектом» и при поддержке Министерства культуры, опять же.

Ъ: Каковы, на ваш взгляд, в целом особенности продвижения таких форматов в России?

Ю. М.: Основная проблема развития и продвижения таких площадок в том, что всегда находятся люди или организации, которые начинают вставлять палки в колеса. Они начинают заявлять права на помещение, выгонять по каким-то причинам, диктовать условия. У нас психология людей до сих пор работает так: если нужно дерево, значит надо, чтобы оно росло именно таким, как я его запланировал. Если у него лишняя ветка, надо ее отрезать. А культура, театр - это живая история, она должна развиваться естественно.

И еще один момент важен для развития любой площадки: чтобы театр выезжал на гастроли, на фестивали не только по России, но и за рубеж. Это очень важная составляющая, без этого театр развиваться не может. Без гастрольных поездок он становится такими, знаете, «домашними радостями». Поездки на гастроли заряжают энергией, а также дают возможность сохранять определенный уровень профессионализма и подниматься выше. На этот сезон у нашего театра есть несколько предложений участия в гастрольных проектах за пределами города и области. Также планируем показать на ростовской сцене ведущие постановки наших столичных друзей и коллег. На данный момент мы ведем переговоры, о результатах которых зрители узнают совсем скоро.

О проекте:

«Театр 18+» - первый независимый театр в Ростове-на-Дону. Свою работу «Театр 18+» начал 31 января 2013 года с премьеры документального трэш-мюзикла «Папа», посвященного Ростову. В театре проходят как ростовские, так и гастрольные спектакли: «Театра.doc» (Москва), театрального центра им. Вс. Мейерхольда, театральной мастерской «АСБ» из Санкт-Петербурга, театра «Парафраз» (Глазов).

«Театр 18+» - участник проекта «Новая пьеса» (партнерский проект «Золотой маски» и «Театра.doc», Москва, март 2014 года), а также проекта «Независимый театр+общество» при участии «КультПроекта» и поддержке Министерства культуры РФ.

Актер Герман Греков окончил Воронежский институт искусств в конце 90-х годов. Спустя полтора десятилетия он вернулся в вуз в роли педагога -он будет преподавать на курсе режиссера Руслана Маликова. В интервью корреспонденту РИА «Воронеж» драматург и режиссер Герман Греков рассказал, по каким принципам набирал курс в академию, почему чувствовал беспомощность в начале карьеры и как падает престиж актерской профессии.

«Мы должны научить студентов мыслить как художники»

Сильно изменились студенты с того времени, когда вы сами учились в институте искусств?

– Принимая вступительные экзамены, вспомнил самого себя двадцатилетней давности. Сильного ментального разрыва с сегодняшними ребятами не ощутил. И сейчас, и сто лет назад люди выбирают профессию актера по одной и той же причине: они не могут без этого жить. Смоктуновский сказал в свое время, что именно этим схожи профессии врача, актера и учителя. И пошутил: «Поэтому государство и платит так мало представителям этих профессий – понимает, что эти люди будут работать и за гроши». Большинство тех, кто поступает в Академию искусств – такие люди. Ведь профессия актера сейчас совсем не так престижна, как в советское время.

– Неужели? По-моему, артисты – всегда кумиры для молодых. Люди завидуют славе актеров.

– Это можно сказать о звездах из голливудского кино. Разве кто-то завидует судьбе актера провинциального театра? Мне рассказывали, что 30 лет назад, когда звали друзей в гости и знали, что придет актер, то всех предупреждали: «Будет артист». Потому что это было модно, это придавало интереса вечеру. Знакомство с артистом приобщало тебя к чему-то высокому. Поэтому в мое время конкурс в институт искусств был гораздо больше.

– То есть в академию идут поступать те же люди, что и 20 лет назад?

– Мотивация та же. А люди – другие. Ведь сейчас на дворе совсем другое время. Сегодня вокруг такое обилие информации, что молодые люди становятся не слишком любознательными. Когда чего-то нет, ты чувствуешь голод. Сегодня всего вокруг очень много, и голода нет. Мы были жадными до знаний, а сейчас есть иллюзия, что знания искать не нужно, что они буквально рассыпаны вокруг. Что достаточно обратиться к Сети, а там есть то, что нужно. Но эта сеть недаром называется сетью – она затягивает, она расходится в разные стороны, в ней запутаешься.

– Были ли в том, как именно вы отбирали ребят, отличия от того, как это делали раньше?

– Нет, здесь ничего нового не придумаешь. И конечно, курс всегда получается индивидуально разнообразный. Потому что хочешь-не хочешь, а всегда отбираешь людей по принципу труппы. Им ведь нужно будет показывать этюды, студенческие спектакли. Поэтому на курсе должен быть, грубо говоря, злодей, красавчик и так далее. И ты уже на вступительных экзаменах смотришь на сочетание людей. От этого никуда не деться. Еще мы смотрели на желание ребят впитывать, жить в современности. Некоторые приезжают сюда поступать, видя в профессии что-то монастырское. Думают, что они запрутся в каком-то красивом домике и будут заниматься высоким искусством. А какие-то тети, тоже живущие в домике, пойдут это высокое искусство смотреть. Такие жрецы современному театру не нужны.

– Набирать контрактников в творческий вуз – правильно ли это?

– Конечно, это стимул всему коллективу. Человек платит большие деньги и проводит в вузе целый день – он будет ждать от этих трат максимальной отдачи! Он будет выкладываться, а бюджетники будут это видеть, они не смогут спустя рукава работать.

– Актер и хореограф Антон Адасинский в прошлом году после мастер-класса . А есть ли среди ваших новых студентов «готовые»?

– Готовых нет, но находящихся в степени готовности - много. Им еще предстоит многому научиться: правильно двигаться, говорить и так далее. У ребят должен сформироваться вкус. А мы должны привить им культуру, научить мыслить как художник.

– Выпускник института искусств Герман Греков не чувствовал себя художником?

– Я ощутил себя беспомощным после выпуска. Наш курс был очень интересным. На третьем-четвертом курсах у нас уже был молодежный театр со своим репертуаром. Мы ездили на гастроли. У нас сложилось определенное представление о театре. А потом оказалось, что действительность совсем другая. Что провинциальный театр – штука строгая и нишеобразная. И там можно ждать очень-очень долго. Вот в Камерном театре нет людей, которые находятся в режиме ожидания. Они играют, все востребованы. А в других театрах молодой парень приходит и получает роль стража с алебардой. И ждет годами интересной работы. Я с уважением отношусь к репертуарным театрам – это отличительная черта нашей театральной традиции. Но репертуарный театр, как человеческий организм, должен гонять кровь, переваривать что-то. Театральная среда чрезвычайно подвижна. Она реагирует на социальные изменения значительно быстрее, чем среда академическая. В итоге театральное образование в большинстве случаев с запозданием реагирует на потребности театров.

– Как это изменить?

– А в том-то и дело, что в Академии искусств мы не собираемся что-то менять. Мы внесем новый подход, а саму школу оставим классическую. Мы возьмем ключевые вещи из школы русского психологического театра и внесем элементы работы с современными текстами, практики работы с вниманием и сознанием, которые используются, к примеру, в йоге. Станиславский, кстати, говорил о йоге. Он знал, что такое прана. Кроме того, каждый из нас привносит свой опыт. Все ждут, что мы с Бояковым (ректор Воронежской академии искусств – прим. РИА «Воронеж») и Маликовым устроим революцию. Это бред. Чувства человека со времен Адама и Евы не изменились – любовь, гнев, зависть, злоба и другие. А вот выразить их сейчас можно гораздо более разнообразно. Изменились формы, обличья этих чувств. Актеры должны их фиксировать, говорить с публикой на ее языке.

– И понимать, что Шекспир и Островский тоже когда-то были молодыми авторами?

– Да. Студенты это поймут, когда узнают в этих пьесах свои собственные жизненные ситуации. Со времен Островского не так уж много поменялось. Мракобесия все еще много в нашей жизни. Просто чтобы почувствовать актуальность классиков, нужно уметь работать с автором.

– Будете ли вы как драматург воспитывать новых авторов?

– Мы будем работать с текстами. Думаю, что среди наших студентов будут и те, кто обладает литературными способностями. Одного драматурга с курса вполне можно получить.

«В Воронеже всегда была хорошая прослойка поэтов, писателей и художников»

– Вы вернулись в Воронеж 16 лет спустя после выпуска. Сильно изменился город?

– Город стал чище, приятнее. При этом в Воронеже всегда была хорошая прослойка поэтов, писателей, художников. Она за 16 лет никуда не делась. А Камерный театр – это феномен. Это столичный театр, вписанный в провинцию. В Воронеже очень хорошая интеллектуальная жизнь. Но детальнее сказать сложно – я еще не успел изучить город после возвращения. Мне нужно поработать с публикой, чтобы ее почувствовать. А вообще город культурно продвинутый – много фестивалей, которые меняют «прошивку».

– Эдуард Бояков говорит, что художники вообще меняют города больше, чем чиновники.

– Так и есть. Когда эти художники умеют работать с реальностью, когда они ее чувствуют, они могут ее менять. Если актер не имитирует жизнь – он «перепрошьет» эту матрицу. А когда такие люди собираются в одной точке, они могут сделать что-то очень существенное. Собственно, это и есть миссия академии. Сделать академию лучшей в стране реально. И это легче, чем в Москве. Как говорится, Россия сильна провинцией. Кто создает славу столичных вузов? Провинциалы, которые приехали голодными и выиграли конкуренцию. К тому же, в Воронеже меньше соблазнов и больше времени для настоящего творчества. Больше сосредотачиваешься на наблюдении, а не на том, чтобы просто выжить.

– А инструментов для того, чтобы изменить реальность, у сегодняшних художников больше, чем у вас в свое время?

– Мы шли от разных раздражителей. У нас была необходимость что-то менять, потому что действительность представляла из себя черт знает что. Березовая роща была каким-то Гарлемом. Однажды мои друзья пошли к ларьку, а из-за него на них идет парень с пистолетом и целится в них. Глаза мутные, то ли под наркотиками, то ли упился до такой степени. И ребята его уговорили опустить пистолет. Вот это я понимаю работа с реальностью. А насчет возможностей что-то изменить – их не бывает больше или меньше. Даже если я скажу, что сейчас больше возможностей, я сам себе возражу, что при этом меньше потребностей.

– Как вы трансформировались из актера-исполнителя в востребованного драматурга?

– Я вдруг понял, что могу и десятилетиями ждать. Какой-то выход у моей энергии должен был появиться. А когда у меня появились роли, я занял какую-то нишу в театре, у меня уже была вторая профессия. То есть простой в театре послужил стимулом к тому, чтобы раскрыться.

– Вы уже наши в Воронеже материал для новых драматургических текстов?

– Уже есть свои «воронежские тетради». Есть черновые записи, уже появились кое-какие воронежские герои. Какой-то художественный проект о Воронеже обязательно будет.

– В Воронеже есть спрос на творчество современных авторов?

– Да, но есть и те, кому откровенный диалог с публикой не по нраву. И это нормально. Знаете, почему людей не оставляет равнодушной современная драматургия? Она бьет по зажимам, болевым точкам, говорит о том, что принято замалчивать. Заставляет человека взглянуть на самого себя, а иногда в зеркало смотреть неприятно, правда? Меня не раздражает, что кто-то не хочет откровенного диалога в театре. Злит то, что такие люди отказывают другим в праве на поиск. Не нравится современная драматургия? Не ходи на такие постановки, в Воронеже большой выбор театров. Водевили возят из других городов круглый год. А сериалы посмотрите или новости – там сплошной позитив, и жизнь прекрасна. Но нет – человек заранее посмотрит афишу, поймет, что это эксперимент, и все равно купит билет. А потом будет кричать: «Да зачем такое показывать?». «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», как говорил Мао Цзэдун. И беда в том, что противники современного искусства громче, чем сторонники. Сторонников много, но они не отстаивают свое право видеть это. А зря. Нам нужно держаться вместе.

Справка РИА «Воронеж»

Герман Греков – российский драматург, актер и режиссер. Окончил театральный факультет Воронежского государственного института искусств. С 1997 по 2013 год работал актером, режиссером и заведующим литературно-драматургической частью в Самарском академическом театре драмы им. М. Горького. Автор пьес «Четыре желания мадам Ватто», «Майзингер», «Великий Сострадающий», «Дурное Семя (Ханана)», «Кастинг» (в соавторстве с Юрием Муравицким), «Химический дом», «Вентиль», «Необычайные приключения Юли и Наташи» (в соавторстве с Юрием Муравицким). Спектакли по пьесам Германа Грекова шли в экспериментальном театре «Практика», театре документальной пьесы «Театр.doc», на многих других площадках страны, а также в Прибалтике и Восточной Европе.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Драматург Герман Греков уволен из Самарского театра драмы, сообщает корреспондент Волга Ньюс. В Драме Греков проработал 16 лет. "Человек вырос, стал драматургом, у него теперь свой путь", - комментирует произошедшее худрук театра Вячеслав Гвоздков. Как видит ситуацию Греков, можно узнать из интервью драматурга Волга Ньюс.

С июня в Самарском театре драмы не работает один из самых известных его сотрудников: по инициативе худрука театра Вячеслава Гвоздкова написал заявление об уходе актер и завлит Драмы Герман Греков. В театре Греков проработал 16 лет. Пришел в труппу актером, но в репертуаре, особенно в последние годы, был занят мало. С 2003-го служил завлитом, в 2011-м стал ставить в Драме свои пьесы (успел выпустить "Вентиль" и "Невероятные приключения Юли и Наташи"). Пьесы Греков начал писать во второй половине 2000-х и быстро преуспел на этом поле: влился в движение "Новая драма", участвовал в написании сценариев, ездил по драматургическим фестивалям, режиссировал читки пьес современных авторов, в том числе и в Самаре. Произведения Грекова ставили в Москве и других городах России, в Литве и Латвии.

Обострение отношений драматурга с Самарским театром драмы произошло, когда Греков весной этого года репетировал первую постановку на большой сцене - спектакль "Тестостерон". Стороны расстались мирно. Греков продолжает играть в "Невероятных приключениях Юли и Наташи" и к увольнению относится спокойно - считает, что в его жизни просто начинается новый этап: "Я ни к кому претензий не имею. По возможности честно отработал эти 16 лет, а теперь так получилось - больше ничего не могу сказать. Не буду ни с кем спорить, но и умалять то, что сделал в Драме, не хочу. А я сделал много полезного для своего театра, я считаю".

Из Самары Герман пока не уезжает, более того, 20 июня в галерее "Новое пространство" состоялся его официальный дебют в качестве фотографа - открылась персональная выставка компьютерной фотографии Грекова Duende , мистическая серия женских образов, манящих и ужасных одновременно. Но драматург готов откликнуться на интересные предложения из других городов: "Я пока не рассылал никаких писем, никому не сообщал, что ушел из театра, - хочу отдохнуть и что-то написать за лето (два года ничего нового не было). Но я очень искушаемый человек. Вдруг поступит какое-то предложение, от которого я не смогу отказаться? А место для меня вообще мало значит".

Подробнее о планах драматурга читайте в интервью Германа Грекова Волга Ньюс.

Герман Греков (1972) - актер, режиссер, драматург. Окончил три курса Воронежского технического университета, затем Воронежский государственный институт искусств, театральный факультет (актер театра и кино). С 1997 г. работал в Самарском академическом театре драмы им. М. Горького (артист, руководитель литературно-драматургической части). С 2006 г. пишет пьесы: "Четыре желания мадам Ватто", "Майзингер", "Великий Сострадающий", "Дурное Семя (Ханана)", "Кастинг" (в соавторстве с Ю. Муравицким), "Химический дом", "Вентиль", "Необычайные приключения Юли и Наташи" (в соавторстве с Ю. Муравицким).

Дипломант Всероссийского конкурса на лучшую сценарную композицию в области театрального искусства (Москва, 2006), участник лаборатории молодых драматургов и режиссеров "Ясная Поляна 2007", лауреат конкурса пьес лаборатории современной драматургии Урала, Сибири и Дальнего Востока (Омск, 2007), лауреат специального приза жюри "За современную политическую пьесу" конкурса "Действующие лица 2007", участник конкурса "Новая драма. Лучшая пьеса 2008", лауреат Всероссийского драматургического конкурса "Действующие лица 2008" (III премия), участник фестиваля молодой драматургии "Любимовка" (Москва, 2008 - 2010), фестиваля современной драматургии "Драма. Новый код" (Красноярск, 2009), Форума молодых писателей России (2009), театральной лаборатории "On Театр" (Санкт-Петербург, 2010), Лаборатории современной драматургии (Лысьва, 2010), фестиваля театра и кино "Текстура" (Пермь, 2010), международного конкурса драматургов "Евразия" (2011) и других.

Спектакли по пьесам Грекова идут в Москве (Центр драматургии и режиссуры, "Практика", "Театр.doc"), Риге, Лиепае, Паневежисе, Перми, Пензе, Тюмени.

Ростовский независимый Театр 18+ вэтом году стал единственным вРоссии театром, который получил приглашение принять участие вмеждународном фестивале « Неделя словенской драматургии» . Сейчас представители театра запустили краудфандинговый проект, который позволит собрать средства напоездку вСловению ипоказать там спектакль « Шокошоппинг» . Всамом театре тем временем представляют премьеры сезона: главный режиссер Театра 18+ Герман Греков поставил спектакль « Хорошая смерть» . « Городской репортер» поговорил сдраматургом, актером ирежиссером Германом Грековым оновой постановке, сезоне зарубежной драматургии, связи театра сдругими видами искусства, атакже отом, почему виностранной пьесе нужно искать « нашу» культуру.

- Напрошлой неделе вТеатре 18+ прошла премьера спектакля « Хорошая смерть» попьесе сербского драматурга Васко Раичевича. Почему вырешили обратиться именно кэтому материалу?

Первый повод для постановки этой пьесы- сезон иностранной драматургии, который сейчас идет внашем театре. Извсего пересмотренного меня заинтересовала именно эта пьеса, можно сказать даже вплане географии. Мне кажется, Восточная Европа- одна изболевых точек нашего земного шара: там наиболее драматические моменты жизни исмерти. Ямного смотрел балканского кино… Чем вообще хороши балканские авторы? Они очень смелые- небоятся задавать вопросы инебоятся наних отвечать, амывсе-таки немного боимся. Иэтой смелости можно позавидовать- она гармонична ивытекает изтой ситуации, вкоторой они живут. Там немножко другая позиция жизни- что-то экзистенциальное, аэто всегда очень привлекательно для художника. Ясмотрел много английской, французской драматургии, там какая-то сатира, абсурд, аяхотел именно чего-то глубокого- заглянуть вбездну.

Во-вторых , врепертуаре нашего театра еще небыло пьесы такого типа. Вэтом произведении большой элемент трагедии- самого высокого жанра. Конечно, эта пьеса нетянет вполном смысле натрагедию, потому что она одноактовая, иктомуже высокая трагедия всегда связана слицами, откоторых очень многое зависит.


Спектакль «Хорошая смерть» // фото предоставлено Театром 18+

В-третьих , мне показалось, что актерский ансамбль сложился. Взадачи нашего театра входит еще и просветительское начало- нетолько для зрителей, ноидля актеров. Современная драматургия- это отдельная история, невезде этому учат.

- Перед премьерой театр предупредил зрителей: если вынехотите думать, неприходите наэтот спектакль. Что имеется ввиду?

Вообще, язаменилбы тяжеловесное слово « думать» наболее приятное- « размышлять» . Ясчитаю, что размышлять- одно изудовольствий, данных человеку природой, одно изестественных его состояний. Человеку нравится размышлять, икак любой процесс, это требует пищи. Пищей всегда является либо фильм, либо пьеса, тевещи, которые дают неоднозначную трактовку, итыимеешь полное право выдать этому произведению свою рецензию, поставить оценку.

Люблю сравнить все скулинарией. Как говорил Виктор Гюго : « Жизнь- блюдо, которое нравится только благодаря приправе» . Разовью эту мысль.

Мыделаем это, когда получаем какие-то ощущения. Чем-то однозначным делиться нехочется. Мне кажется лукавством говорить, что люди приходят втеатр развлекаться. Ноиразмышлять, иделиться- почему мыэто забываем? Русский народ любит поразмышлять, произведения искусства всегда востребованы- это часть нашего генетического кода. Вот если внации есть генетический код, топусть унас онбудет именно таким.

- Асчем связано обращение кзарубежной драматургии Театра 18+ вэтом сезоне?

Это такие правила игры, мыже все-таки театр исами создаем себе условия. Нашему театру уже три года, иврепертуаре было нетак много зарубежных пьес. Работа стаким материалом может иметь два варианта. Первый- проигрышный, другой более жизнеспособный. Первый- это когда постановщики начинают приближать. Например, если берут тогоже Макдонаха , сразу начинают играть Ирландию, хотя там никто небыл. Даже если режиссер съездил, попабам походил имесяц пожил там, онсчитает, что знает Ирландию, ипотом насцене играется такая « клюква» . Янивкоем случае невосуждение это говорю, есть много талантливых постановок. Ноиграть вИрландию- это состороны выглядит также, как вГолливуде играют русских. Любая игра вкого-то - всегда пародия. Когда берешь любую иностранную пьесу, ищешь какие-то точки соприкосновения снашей культурой, снашими людьми- это иесть второй вариант. Итепьесы, которые унас приживаются,- именно второго варианта. Почему популярен Макдонах? Потому что в его пьесах есть что-то очень близкое: глубинка, провинция, все пьют, все друг друга ненавидят, жалуются нажизнь, ночто-то заставляет ихлюбить - это абсолютно наша история.

Когда мыделаем такие постановки, это лишний раз доказывает, что мир един, даже в своем различии. Нельзя себя отделять: если негражданином мира быть, точеловеком уж точно. Любая культура- синтетическая вещь, это аксиома. Вэтом тоже есть такой месседж, как сейчас модно говорить.


- Как выотбираете произведения для постановок?

Раньше была такая профессия- заведующий литературной частью, завлит, ясам проработал неодин год вэтой должности. Это была востребованная профессия, много знаменитых литераторов работали завлитами- Горький , Мандельштам . Новнаше время, когда так распространен Интернет, эта профессия оказалась ненужна. Режиссер сам видит, какую пьесу можно поставить, ему не нужен человек, который занего будет читать: режиссер должен уметь работать стекстом.

- Выупомянули, что при постановке « Хорошей смерти» смотрели много балканского кино. Как часто приходится обращаться ккинематографу?

Эти два явления- кино итеатр- очень иочень зависимы друг отдруга. Много киношных элементов используется втеатре: начиная отбанального инабившего оскомину проектора изаканчивая какими-то раскадровками, несколькими местами действия. Ноненадо забывать отом, что кинематограф тоже очень тяготеет ктеатру. Абсолютно театральный режиссер, намой взгляд,- Квентин Тарантино, оночень любит закрытые пространства. Ивсе его самые удачные фильмы- именно такие, аего сценарии- это замечательные пьесы. Последний фильм Тарантино « Омерзительная восьмерка» - тому доказательство.

- Вфеврале вТеатре 18+ состоялась премьера вашего спектакля « Лондон» . Постановка совместила всебе элементы театра ивыставки. Насколько сейчас распространено « сложение» разных видов искусства втеатре?

Тенденция одна, она называется « театр плюс» , тоесть театр плюс еще какой-то вид искусства- документальное кино, интервью, танец, живопись, спорт даже. Ведь что такое театр? При ответе на этот вопрос сразу начинают влезать вДревнюю Грецию ишаманизм, уходить вэти дебри, авсе гораздо проще: идешь поулице, идва человека ругаются, целуются или просто разговаривают, атысмотришь наних, ивсе- театр! Когда что-то происходит, обязательно находится зритель. Если есть генотип поведения, модель жизни- как угодно, тоэто он.

Театр- одна изуниверсальных форм передачи информации, онпереварит все, онвсеядный иможет притянуть любой жанр, вид искусства.

- Сейчас принято условно делить театры напрогрессивные итрадиционные. Как выдумаете, насколько оправдано это деление?

Это все чушь. Просто есть государственные репертуарные театры, которые тоже по-разному существуют, итам все зависит отхудожественного руководителя имеры его прогрессивности- как откапитана корабля. Унас втеатре немного другая система- ансамблевость какая-то . Штат небольшой, ивсе мынаодном повернуты: все обсуждаем иделаем сообща.

- Акогда выпишите пьесу, высразу понимаете, как ееможно поставить?

Нет, работают разные области мозга. Когда тыпишешь пьесу, видишь реальных людей, реальное место действия. Акогда переносишь это насцену, товидишь актеров, которые неочень похожи натех персонажей, скоторых тыписал. Врежиссуре идраматургии- разные законы, это разные операционные системы. Когда режиссер берет пьесу, товступает вдиалог сней - спорит, соглашается, переделывает что-то под себя. Он превращает некое словесное облако в зримый образ, а при превращении меняются и смысловые акценты. Если говорят, что режиссер поставил спектакль так, как написана пьеса,- это ужасно. Явидел несколько талантливых постановок посвоим пьесам, итогда япревращался взрителя изабывал, что яавтор,- настолько был увлечен.

- Театр 18+ получил приглашение нафестиваль « Неделя словенской драматургии» вСловению. Насколько это важно- выступить там?

Гастроли для любого театра- это обновление, свежий воздух. Как поездка вгоры или пикник.

Специфика театральной жизни- бродячая, сидеть наодном месте- губительно для театра. Как драматург ясостоялся только благодаря фестивалям- этим встречам, диалогам, людям. Поездка, а тем более зарубеж, нагастроли или фестиваль- это необходимая театру вещь. Так идолжно быть.

- Какие ближайшие планы Театра 18+?

Планов насамом деле- громадье. Хотим сделать еще одну сцену соследующего сезона. Ведем переговоры сОксаной Зибровой попостановке спектакля « Саша, вынеси мусор!» . Наш худрук Юра Муравицкий вследующем сезоне хочет сделать мюзикл- совместить стихи Александра Родионова имузыку Дениса Третьякова. Уменя есть планы поставить спектакль ввыставочном пространстве. Еще решили сделать спектакль-бродилку , воснове которой будет лежать сказка. Донатас Грудович должен приехать кнам- ставить спектакль-перфоманс « Мистический стриптиз» . Весной ждем Талгата Баталова спьесой Фассбиндера « Катцельмахер» . Возможно, запустим мастер-классы срежиссерами иактерами, а также курсы.

- Планируютсяли читки пьес вТеатре 18+?

Руководитель Сбербанка, главного кредитного учреждения РФ, Герман Оскарович Греф прошел путь от юриста в глухом селе Казахской ССР до ключевых постов в ведущих национальных предприятиях и во властных госструктурах. Среди них, «Лукойл», «Яндекс», «Транснефть», «Газпром», «Центр стратегических разработок» и кресло главы Министерства экономического развития и торговли.

На должности министра МЭРТ он прославился разработкой концептуальных идей. Среди инициатив Грефа видное место заняло создание свободных экономических зон, реформирование электроэнергетики, сферы налогообложения.

Возглавив Сбербанк, Греф попал в перечень журнала Forbes из девяти самых необычных российских бизнесменов, поступающих нестандартно и, на первый взгляд, странно и безрассудно, среди которых, Евгений Чичваркин , основатель «Евросети», Павел Дуров , создатель соцсети «ВКонтакте», Олег Тиньков , владелец бренда «Тинькофф» и прочие.

Детство и юность Германа Грефа

Появился на свет будущий главный «стратег» и банкир страны 8 февраля 1964 года в с. Панфилово Иртышского района Павлодарской области в семействе немецких ссыльных. Поэтому своих детей – Евгения, Елену и его, младшего сына, родители учили говорить сразу на двух языках, своих предков и их родины, немецком и русском.

Глава семейства, Оскар Федорович, работал инженером, ответственным за электроснабжение села, мама, Эмилия Филипповна, – экономистом в сельском совете. Когда Герману исполнилось всего полтора года, отца не стало, он погиб. Вырастить детей его матери помогла бабушка.


Греф был послушным и аккуратным ребенком, в школе хорошо, но не блестяще, учился, был настойчивым и способным добиваться поставленных целей благодаря унаследованной педантичности.

Получив среднее образование, работал юрисконсультом в районном сельхозуправлении. С 1982 года отслужил в Советской армии (спецназ МВД). Его часть дислоцировалась в Куйбышевской области.

Затем юноша поступил на юрфак Омского госуниверситета им. Ф.М. Достоевского. После получения высшего образования в 1990-м году Греф был оставлен в своем ВУЗе на преподавательской работе. Одновременно Герман стал аспирантом Ленинградского университета, но по результатам обучения кандидатскую диссертацию он не защитил (Греф сдал кандидатские экзамены и получил ученую степень первой ступени позже, только в 2011-м году).

Карьера Германа Грефа в Ленинграде

Научным руководителем Германа в аспирантуре был мэр Северной столицы, известный политический деятель Анатолий Собчак . Он и ввел Германа, явно обладающего профессиональным и личностным потенциалом, в администрацию Петродворцовского района города.


С 1991 года началось его стремительное продвижение по служебной лестнице. Он занимал целый ряд руководящих должностей – начальника комитета по управлению имуществом, юрисконсульта, главы департамента, зампредседателя, руководителя КУГИ.

Работая во властных структурах Северной столицы, Греф был знаком с Владимиром Путиным , а также с прочими знаковыми чиновниками, в частности, с Дмитрием Медведевым .

Герман Греф в госорганах

В 1998-м Герман Оскарович вошел в состав коллегии Министерства госимущества, был первым замом главы указанного ведомства.

Герман Греф в программе «Познер»

Не менее насыщенным назначениями на ключевые посты был для молодого политика и следующий год. Среди них, членство в коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, избрание в совет директоров «Газпрома», «Связьинвеста», руководство «Центром стратегических разработок».

После победы Путина на выборах лидера страны, Греф был приглашен в правительство в качестве главы вновь созданного под него МЭРТ (путем объединения отдельно существовавших ведомств). Сохранил должность и при смене исполнительной власти, снискав признание в «политуниверсальности».

Герман Греф и Сбербанк

По рекомендации Наблюдательного совета главного кредитно-финансового учреждения РФ, в 2007-м Герман Оскарович был избран его президентом и председателем правления.


Его команда расширила круг клиентов, проводящих платежные операции посредством интернет, вовлекла пенсионеров в прогресс массового освоения пластиковых карт и прочих прогрессивных технологий, внедрила услугу private banking для состоятельных граждан.

Греф обязал своих топ-менеджеров посещать корпоративный спортзал и бассейн, возобновил ранее существующую традицию организации сбербанкиад.

Личная жизнь Германа Грефа

Первой супругой финансиста была Елена Великанова, первая красавица его школы. Молодые люди поженились сразу после получения среднего образования. Вскоре у них родился сын Олег, но брак продлился недолго.


Нынешняя жена банкира – Яна (в девичестве Головина, в предыдущем браке Глумова), работает дизайнером. Их свадебное торжество в 2004-м было проведено в одном из залов Петергофа. В 2006-м году у них появилась на свет дочка, через два года – второй ребенок.

Греф – католик, любит немецких экспрессионистов (Эриха Хеккеля, Эрнста Людвига Кирхнера, Эмиля Нольде и прочих), а также перечитывать великого Иоганна Вольфганга фон Гете.

Герман Греф сейчас

На годовом собрании акционеров, состоявшемся в мае 2015 года, полномочия Грефа как руководителя главной кредитной организации страны продлили до 2019 года.


В ходе Петербургского международного экономического форума (июнь 2015г.), на первой панельной сессии «Экономика: честные ответы на злободневные вопросы», Греф критично оценил работу правительства. По его мнению, кризис в экономике всегда является результатом плохого менеджмента, следовательно, кабмин не достаточно быстро принимает новые решения и реагирует не оперативно на изменения экономической ситуации.

Летом 2015 года Герман Оскарович продемонстрировал с лучшей стороны свои человеческие качества. Финансист достойно вышел из ситуации в связи с открытым письмом к нему писателя Самуила Лурье, страдающего онкологическим заболеванием и проходящего курс лечения в США. В обращении из-за океана речь шла об инциденте, произошедшем с сестрой литератора, которой не выдали в Сбербанке Санкт-Петербурга причитающуюся Лурье пенсию по заверенной в консульстве доверенности.

Герман Греф о макроэкономике и санкциях

Греф ответил Самуилу Ароновичу, что его пенсия сестре выдана и, несмотря на присутствие в полученном послании некоторых резкостей в отношении сотрудников возглавляемого им банка, извинился перед писателем за случившееся недоразумение, заслужив своим поступком всеобщее уважение.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные