Театральный фестиваль лик кордон 2. Театральный фестиваль. Лаборатория искусств Кордон. Как развлекаются коренные народы Хабаровского края

Культура и традиции коренных народов Дальнего Востока могут быть интересны не только этнографам, но и простым людям. Необычные обряды и ритуалы, песни, танцы и костюмы могли наблюдать в рамках фестиваля «Лики наследия» и в Хабаровске, но наиболее эффектно они смотрелись в аутентичной обстановке села Сикачи-Алян. О том, чем удивил праздник под открытым небом, читайте в материале «ХабИнфо».

Ближе к природе

От Хабаровска до Сикачи-Алян всего пара часов на автомобиле, но большинство жителей краевой столицы знает о нем, в основном, благодаря – высеченным на каменных валунах изображениям, датируемым XII тысячелетием до нашей эры. Конечно, увидеть их можно и на одной из экскурсий, которые отправляются из Хабаровска каждые выходные, но гораздо интереснее рассматривать рисунки было после знакомства с традициями и обрядами жителей Приамурья.

На большом концерте представители коренных народов Хабаровского края рассказали о жизни в тесной связи с природой, танцами и песнями поблагодарили небо, солнце, реки и землю за возможность жить там же, где и их предки. Большим плюсом при этом было то, что действо прошло не в концертном зале, а под открытым небом. Согласитесь, в таком формате гораздо приятнее воспринимать сценки о важных этапах жизни дальневосточного аборигена: рождении, первой охоте и переходе во взрослую жизнь.

О другом празднике коренных малочисленных народов — читайте на habifo.ru

Концертная программа отлично показала, насколько тесно жизнь коренных народов связана с природой. Например, обряд инициации у подростков связан с умением ловить рыбу и охотиться, ведь именно эти промыслы до сих пор остаются главным занятием людей, ведущих традиционный уклад. Олени, дикие звери и птицы и, конечно же, лосось становятся не только источником питания, но и основным материалом для шитья одежды, строительства жилищ и создания украшений. Естественно, современные рыбаки редко надевают одежду и обувь из рыбьей кожи, но на ярмарке, которая прошла в рамках фестиваля «Лики наследия», можно было рассмотреть несколько вариантов мужских и женских летних халатов, украшенных узорами, опять же, подчеркивающими красоту природы.








Как развлекаются коренные народы Хабаровского края?

Под открытым небом - жители села Сикачи-Алян - развернули ярмарку, на которой можно было приобрести шаманские амулеты, отведать свежей ухи и другие традиционные блюда. Здесь же можно было заглянуть и в традиционные жилища. Их на площадке было представлено несколько: одни покрыты ветками, другие - тканью. Все желающие смогли не только сфотографироваться на фоне такой постройки, но и зайти внутрь, рассмотреть элементы быта и попробовать традиционные кушанья. Выделялось жилище шамана, в котором были представлены атрибуты его владельца: статуэтки, символизирующие духов, свечи, благовония и бубен.







Для большинства народов танцы - основа массовых развлечений и коренные народы Хабаровского края в этом плане мало чем отличаются от других культур. Хореографические элементы копируют движения животных, колыхание ветвей и влияние стихий на окружающий мир. Например, танец с веточками символизирует единство с природой и гармонию ветра, а сюжет танца с палками более приземлённый - подражание играм оленей в брачный период.

Не менее важная часть праздника - песни и игры. На открытии фестиваля «Лики наследия» коренные народы показали, как проводили досуг несколько веков назад. Некоторые занятия, например, турниры по стрельбе из традиционного лука привлекают людей до сих пор. Правда, если в железном веке умение пустить стрелу прямо в цель было необходимым для выживания, то сейчас стрельбой из лука занимаются больше из спортивного интереса или ради развлечения.

В гостях у гольдов

Кроме посетителей фестиваля, в гостях у гольдов – так представились нанайцы русским землепроходцам в XIX веке - побывали и другие народы. Кроме коренных жителей Хабаровского края, в Сикачи-Алян приехали творческие коллективы с Сахалина, Якутии, ЕАО и Южной Кореи. Последние своими яркими костюмами привлекли особое внимание зрителей. Под ярким солнечным светом их костюмы, флаги и макияж буквально светились.





















Несмотря на то, что фестиваль фестиваль «Лики наследия» - отборочный этап всероссийского конкурса «Вместе мы - Россия», духа соперничества и конкуренции на площадке практически не чувствовалось. Представители различных народов общались друг с другом и с радостью рассказывали об особенностях культуры своего народа. И действительно, на таком празднике кажется неважно, кто поедет в Москву на финал конкурса в 2019 году.

О других , призванных объединить народы Хабаровского края читайте на сайт.

В России сегодня проходит превеликое множество театральных фестивалей, и уследить за всеми побегами, которые вырастают и вянут на этом древе, почти невозможно. Про театральный праздник, о котором здесь пойдет речь, можно без всякого преувеличения сказать, что он вырос как гриб, и грибница оказалась живучей. Ведь фестиваль «ЛИК» вот уже пятый август возрождается под елками и березами лесного массива Пушкиногорского музея-заповедника, недалеко от въездной аллеи усадьбы Михайловское, на берегу Бугровского озера.

Много лет назад территория знаменитого музея охранялась силами трех кордонов, расположенных на тогдашних границах заповедника. Границы раздвинулись, техника охраны изменилась, а кордонные домики сохранились. На территории Кордона-2 и поселился театральный фестиваль «ЛИК».

Легендарный создатель заповедника Семен Степанович Гейченко до своей кончины успел передать второй кордон на 50 лет в безвозмездную аренду художнику Петру Ниловичу Быстрову, который и стал инициатором создания некоммерческого товарищества «Лаборатории Искусств Кордон -2» (ЛИК). Охранный домик превратился в уникальную творческую площадку. Внутри избы уютный выставочный зал, внутренняя сцена, маленький музей знаменитых хранителей пушкинского заповедника. Снаружи – большой зрительный зал под открытым небом и внешняя сцена, выставка деревянной скульптуры, лавка лесного художника, чайная беседка. Каждая постройка, каждый интерьер затейливо придуманы и искусно оформлены руками хозяина. Еженедельно на Кордоне-2 устраиваются литературные вечера, нередко проходят выставки народных художников, совместно с творческими вузами Санкт-Петербурга организуются кинопроекты, особые праздники искусств проходят в памятные пушкинские дни. Но самый масштабный творческий праздник, который в нынешнем году справил свой пятилетний юбилей, – театральный фестиваль.

Несколько любопытных театральных идей движут его создателями: художником Петром Быстровым (село Косохново) и режиссером Григорием Кофманом (Берлин). Одна из них – возрождение идеи усадебного театра в новых условиях. Усадебный театр понимается в данном случае довольно широко: как театральное искусство, вписанное в естественный природный ландшафт; как культурная инициатива образованной части провинциальной России, обращенная к самым широким кругам зрителей; как частное, неформальное дело, позволяющее объединить в своем пространстве плодотворные усилия профессионалов и любителей.

Другая важная идея фестиваля – эксперимент в области создания камерного театрального пространства. Интересно, как могут размещаться спектакли в пространстве избы, на лесной поляне, прямо между деревьев в лесу, на опушке у ржаного поля. Какой энергетикой обладает каждое из пространств? Как влияет на стиль актерской игры? Каждый участник фестиваля волен выбрать наиболее приглянувшееся ему пространство и организовать общение со зрителем своим, особенным способом.

Третья идея – создание территории «русского театрального зарубежья» на северной границе России. В своих программных документах организаторы фестиваля пишут, что его участниками должны стать «отечественные группы художников и театральных деятелей, ведущие поиск путей развития типических форм русской культуры, решающие проблемы межъязыковой интеграции, оставаясь в традиции специфического «русского текста», зарубежные деятели культуры, профессионально занимающиеся проблемой влияния русского искусства на культуры других стран». Тема каждого фестиваля – отражение и развитие мотивов русской литературы и драматургии в литературе и драматургии других стран. Первый фестиваль «ЛИК», проходивший в 2005 году, был посвящен пушкинским мотивам, пятый фестиваль 2009 года – гоголевским. Спектакли играются здесь на русском, немецком, французском, литовском и других языках.

Некоммерческое партнерство «ЛИК» практически не имеет финансовой поддержки, и, тем не менее, год от года фестиваль развивается, становясь масштабнее и интереснее. В юбилейном сезоне на фестиваль собрались 14 театральных коллективов из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Гатчины, Пскова, Орла, а также из Германии, Латвии и Литвы. Некоторые из них привезли по две работы, а самое интересное, что во время фестиваля родились театральные миниатюры, созданные прямо здесь в результате творческого сотрудничества нескольких театров.

Участники фестиваля живут в спартанских условиях – в палатках на территории Кордона-2. Жизнь у них напряженная и интенсивная: утром мастер-классы, днем репетиции и экскурсии, вечером 2-3 спектакля, ночью – обсуждения прошедшего дня.

Атмосфера фестивальных просмотров удивительна сочетанием открытости и интеллигентности. Вход на фестивальную поляну свободный и бесплатный. Поэтому на спектакли собираются самые разные люди: местные жители и столичные дачники; дети, взрослые и старики; люди искусства и науки, крестьяне и рабочие заповедника. Все вместе они составляют, вероятно, ту целостную публику «народного театра», о которой мечтал Александр Сергеевич Пушкин. Перед каждым спектаклем организаторы обращаются к залу с традиционной просьбой отключить мобильные телефоны, и с менее традиционными просьбами – не отвлекаться на дождь и комаров; позаботиться о том, чтобы маленькие дети, для которых просмотр окажется сложным, были присмотрены и переместились из театральной зоны в жилую. Тут, на лесной поляне, все эти просьбы зал встречает с единодушным пониманием. На спектаклях – идеальная тишина. Общее доброжелательное внимание. В разговорах с неопытной театральной публикой обнаружился удивительный факт: все понимают и чувствуют всё. Люди, впервые попавшие на спектакль, легко схватывают изощренную эстетику театра абсурда, дошкольники сопереживают герою спектакля, который играется на чужом языке. У наивного зрителя есть даже свое объяснение феномену: « Кажется, если бы актеры были далеко, кругом слишком много народу, свет, бархат и все такое, не было бы так интересно, что на сцене, я бы не принимал все так близко к сердцу»; «Когда смотришь спектакль на экране, все кажется гладким, не очень задевает, а тут тебя как будто втягивает внутрь» . Словом – живой обмен энергией актера и зрителя здесь очень ощутим и помогает преодолеть языковые барьеры самого разного уровня.

Наиболее радикальными экспериментальными работами на фестивале 2009 года были спектакли, представленные Григорием Кофманом и его GOFF-Company (Петербург-Берлин) «Розанов против Гоголя» по Виктору Ерофееву; «Оглашенная» Теагруппы «Заветная тележка» (Москва) и «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Содружества «Галерея» (Пушкинские горы).

В работе «Розанов против Гоголя» участвует необычное трио: голос Гоголя представлен партией саксофона (Николай Рубанов), голос Розанова – барабанами (Алексей Иванов), а человеческая речь целиком отдана Виктору Ерофееву, роль которого в спектакле исполняет Григорий Кофман. Джазовая импровизация на философские темы – самый трудный для понимания жанр, представленный на фестивале.

«Оглашенная (читая Гоголя)» – монолог актрисы. Так значилась в афише работа автора и исполнителя Марии Бородиной и ее коллег-художников Татьяны Спасоломской и Виктора Дёлога. Четыре фестивальных дня эта группа пряталась в лесу за Кордоном: участники проекта перетаскивали с места на место невероятной величины валуны и расписывали их, тянули между сосен веревки и провода, носили ведрами яблоки и охапками сено. И на пятый день в невероятных естественных декорациях, слегка подправленных рукой опытных театральных сценографов, они рассказали историю о том, как «...где-то на Балканах уволенная актриса, ставшая турагентом, в текстах Гоголя проживает коллизии своего неудавшегося романа с театром...».

Участники содружества «Галерея» показали любительскую импровизацию на темы знаменитой повести. В спектакле участвовали художник Петр Быстров, школьник Павел Муратов и филолог Вера Хализева. Николай Васильевич Гоголь, представший перед зрителями в виде гипсового бюста, стал непосредственным участником представления. Сначала он смотрел на происходящее из окошка, затем «прислуга» водрузила его на стол между водочкой и закуской, а после закружили Гоголя в хороводе им же написанного скандала. Работа «Галереи» была забавна и провокативна, ее создатели ярко продемонстрировали зрителю, что все описанное Гоголем до сих пор является частью нашей общей жизни, что все мы актеры этого спектакля и постоянно проживаем в его декорациях.

С особой теплотой зрители приняли спектакли студентов Колледжа театрально-музыкального искусства № 61 из Москвы, театральной академии из Петербурга, театра-студии «Млечный путь» из Орла, студии «Гротеск» Псковского государственного педагогического университета им С.М.Кирова. Но безусловными лидерами фестиваля стали театр «Ребус» из Литвы и Городской театр Валки из Латвии.

Молодые московские актеры показали моноспектакли: один по прозе Л.Енгибарова, другой – по прозе Т.Толстой. Два совершенно разных «прорастания» гоголевской темы: печальное одиночество художника в новеллах клоуна, воплощенное Сергеем Батовым, и беспощадный комизм «Кыси», вскрытый Викторией Печерниковой. Студенты из Петербурга сыграли маленькую пьесу Х.Бергера «О чем кричала иволга» из цикла «Злые пьесы». Сюжет близок повести «О том, как поссорились» – сельская склока соседей, перерастающая в чудовищную фантасмагорию. И если москвичи продемонстрировали лирический и драматический темперамент, петербуржцы – виртуозное владение техникой трагифарса.

Орловский студенческий театр привез работу, сделанную в жанре литературно-пластической композиции. Такими средствами молодые актеры стремились перенести на сцену притчевое звучание избранного материала. «Железная юга» А.Раденского – притча о мастере, выковавшем гвозди для распятия. В программке читаем: «...Кали Юга – Черный или Железный век, последняя из эпох, на которые разделен процесс развития человечества. Это философская притча о Человеке, о нашем безумном стремлении к сверхчеловеку». Трагическое напряжение борьбы божественного и дьявольского начал в человеке роднит пьесу с гоголевскими текстами. И, наконец, псковские студенты темпераментно сыграли «Плот» Славомира Мрожека, в очередной раз заставив зрителя задуматься о том, где черта, переступив которую человек перестает быть человеком.

Литовцы и латыши привезли очень зрелые работы, которые могли бы украсить любой масштабный фестиваль. Латышский режиссер Айварс Икшелис поставил современную пьесу Агиты Драгуны «Мать». Это монолог молодого человека, который ждет суда за то, что поднял руку на свою мать. Мистический, жуткий, непреодолимый страх был главным чувством, которое он испытывал всю свою жизнь. В еврейском местечке, где он вырос, культивировалась идея изначальной греховности человека и неизбежности жестокого наказания за каждый проступок. Начетническая религиозность не позволяла развиться любви. И именно любовь оказалась роковым рубежом, изменившим жизнь героя. Любовь пробудила чувство достоинства и толкнула на преступление. Но она же наградила чувством личной ответственности и пониманием свободы выбора. И потому герой не бежит из открытой тюремной клетки и, осудив себя сам, готов к суду людей. Бездны и взлеты человеческой души тут, скорее, не гоголевские, а античные. А актерская игра удивительна постоянным напряжением мысли. Саша Примакс заставляет зрителя проделать путь самопознания вместе с героем пьесы. В страшной истории героя каждый находит отражение собственной истории борьбы с детскими страхами и обидами, которые завладевают человеком навсегда, оставляя его пленником ненависти, или преодолеваются, что позволяет стать взрослым и позволить себе бесстрашно любить.

Литовцы сыграли два спектакля: «Дявольски одинок» по стихотворениям Паулюса Ширвиса на литовском языке и «Ведьму» А.П.Чехова на русском. Режиссер и исполнитель главных ролей в обоих спектаклях – Йонас Бузиляускас. Этот немолодой, мешковатый, невысокий человек заворожил зрителя. Трагический актер – огромная редкость для нашего времени. Йонас Бузиляускас – настоящий трагический актер. Как и положено литовцу, он чужд нажиму и актерской истерике, он сдержан, почти холоден. А зритель, который смотрит на его игру, преисполняется глубочайшим сочувствием к героям, хотя они далеки от представления об идеале. Они мелки, слабы, озлоблены, но «дьявольски одиноки», в них живет огромная мощь нереализованного, чему уже никогда не дано будет состояться. Героев Ширвиса и Чехова Йонас Бузиляускас играет так, как можно, наверное, сыграть Акакия Акакиевича из второй части «Шинели».

Небольшое пространство Кордона-2 за неделю от 1 до 8 августа вместило огромное количество людей, идей, текстов, переживаний, эстетических поисков. Опыт фестиваля «ЛИК» в Пушкиногорском музее-заповеднике представляется уникальным, потому что здесь явлена возможность существования сегодня сложного искусства в предельно простом антураже. Фестиваль «ЛИК» – это территория свободы творчества и свободы восприятия, это сбывшаяся мечта о народном театре, о возрождении российской провинции, о театре без границ.

Никто не знает, сколько лет еще отпущено этому бескорыстному и наивному проекту. Пять – это уже немалый возраст, заслуживающий уважения.

Фото Иосифа Будылина

Фотогалерея

На литературно-театральный фестиваль – туда!
Фото автора

Это мой стиль жизни уже два лета. Стиль жизни целой недели в начале августа.

Сначала – сутки автомобильного пути по Новорижке. Расстояние можно преодолеть за ночь (или за день), если врубить четвертую скорость и по сторонам не смотреть. Но мы с мужем предпочитаем ехать медленно – не 40 км/ч, но с чувством, с толком, с расстановкой, порой сворачивая с дороги и оглядывая встречные поселения. Вопреки распространенному в столице убеждению, за МКАД жизнь только начинается. У дороги, у городишки, у деревни, у дикого приозерного пляжа – свое лицо. Созерцание улыбок, а то и гримас родной страны и ее природы настраивает на лирико-философский лад. Это как раз то настроение, с которым стоит приезжать на Псковщину, в заповедную землю Пушкиногорье (выражаясь официальным языком, Пушкиногорский район Псковской области).

В Пушкинских Горах мы уже два лета не спешим к научно-культурному центру Музея-заповедника имени Пушкина, не сворачиваем в Михайловское либо Тригорское – оставляем это «на потом». Проезжаем поселок Пушкинские Горы по его длинной главной улице (естественно, имени Ленина) и оказываемся среди полей, где живописно петляет дорога. В этом году на ней постелили асфальт – интересно, кстати, сколько он пролежит? Когда придется вновь вспоминать самую известную, наверное, характеристику России (что в ней две беды – дороги и сами знаете кто), приписываемую в числе прочих возможных авторов и гению здешних мест Пушкину? Есть и более радикальная версия – якобы эту фразу бросил в сердцах император Николай I, прочтя книгу маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году» – потому что ожидал от французского гостя похвал в адрес своего правления, а получил серию карикатур на высший свет и абсолютную монархию. Впрочем, и Александр Сергеич «отметился» в дорожной теме (в седьмой главе «Евгения Онегина»): «Со временем… дороги верно/ У нас изменятся безмерно… Теперь у нас дороги плохи…» Срок давал для изменения дорог – всего ничего – «лет чрез пятьсот»; но они еще не миновали.

Однако мы отвлеклись на злободневную тему – а меж тем поздним летом на Псковщину едут не за злободневностью, а за вечными ценностями! Тем более что асфальтовая дорога нужна всего-то два километра. На третьем километре с ней пора прощаться и сворачивать на грунтовку – через поле, дальше в лес. Там метров пятьсот плавной тряски онегинского возка – и мы на месте. Место обозначено броским деревянным указателем «Лаборатория искусств «Кордон-2». Сюда-то мы и стремились.

Первый кордон был, видимо, «точкой» лесника. Второй стоит на страже более широких понятий – вплоть до экологии духа. Лаборатория искусств «Кордон-2» – это общественная некоммерческая организация, существующая на Псковщине с 2004 года, а с 2005 года организующая Малый международный театральный фестиваль «ЛИК» в начале августа. Фестиваль «зовут» так же, как ласково меж собой лабораторию, однако – оцените каламбур!.. Не маски театральные – а ЛИК!

ЛИК – это партнерство (братство? Рыцарский нетайный орден?) Петра Быстрова (художника, скульптора, актера), Григория Кофмана (артиста, режиссера Русского Берлинского театра), Иосифа Будылина (музейного работника, культуролога, академика Российской академии естественных наук) и еще нескольких человек. ЛИК основывается на принципах работы первого директора (с 1945 по 1993 год) Пушкинского музея-заповедника Семена Гейченко. Он устроил в усадьбе Михайловское открытый «Зеленый зал» для встреч с гостями заповедника, поэтических чтений и неформального общения. Спустя десять лет после смерти Семена Степановича рыцари ЛИКа возродили начинание – только еще неформальнее и еще открытее – на территории около 1800 кв. м, принадлежащей художнику Петру Быстрову, сотруднику музея-заповедника со времен Гейченко. За тридцать с лишним лет Быстров поставил на поляне дом для проживания – «лавку лесного художника», сопряженную с творческой мастерской, «зеленый театр» со сценой, баню по-белому, летнюю кухню под навесом и несколько сногсшибательных деревянных скульптур: «Человек-скворечник» (портрет Гейченко), «Пушкин стремительный», «Няня Пушкина». Ими теперь любуются гости фестиваля. Не устают фотографировать.

На этой поляне каждый год проходят «интерактивные» культурные действа. Малый международный фестиваль «ЛИК» в 2012 году состоялся восьмой раз. С лета 2007 года на «Кордоне-2» проходят практику студенты творческих вузов. С 2007 года (Года русского языка в Михайловском) «Кордон-2» организует праздники поэзии – в день рождения Пушкина, 6 июня. Неформальных праздников прошло уже пять. Они никоим образом не конкурируют с «официальными» Пушкинскими днями в заповеднике, наоборот, дополняют их: для зрителя-то два праздника лучше, чем один!

Я не имела чести быть знакомой с Семеном Гейченко, но мне кажется, что его мечтой были как можно шире открытые «двери» Пушкинского заповедника – разумеется, в смысле фигуральном, ибо заповедник – это не только несколько усадеб с их парками, но и леса, холмы, река Сороть и деревья – три сосны, например, вошедшие в хрестоматийное стихотворение Пушкина. И небо, которое то «блещет», то «осенью дышит», то «мглою кроется»… Теперь оно «укрывает» фестиваль «ЛИК», умудряясь – вы не поверите! – обходиться в течение семи дней без дождя. Два года подряд гостя на ЛИКе, наблюдаю потрясающий феномен: неделя роскошной погоды, на восьмой, заключительный, день – дождь; природа расстраивается, небо плачет.

Что «распахнутее» воплотит в жизнь мечту Гейченко, чем театральный фестиваль в лесу? Артисты проживают в палатках прямо на поляне, зрители вольны выбирать – поселиться в палатке рядом с творческим цехом или снять угол в Пушкинских Горах, ибо до «театра» вечером близко, а вход – и, главное, выход – всегда свободен. Летом Пушкинские Горы и окрестные села, что твой Сочи, живут ради туристов, предоставляя им комнаты и койки. Но на поляне-то жить гораздо интереснее: непринужденно знакомишься не только с результатами работы артистов, но и с самим процессом, с репетициями, занятиями, мастер-классами и лицами актеров без сценических «личин». В этом году, например, наблюдая за репетицией лабораторной работой молодых режиссеров Натальи Постоваловой и Бориславы Шаровой, спектаклем «Дорога», собранном из четырех рассказов Чехова: «Горе», «Ведьма», «Егерь», «Спать хочется», – мы практически дословно запомнили эти рассказы. А то, знаете, дома перечитать классику все недосуг… А тут – самый настоящий культурный досуг. За тягучие летние дни успеваешь посетить музеи (с прошлого года в Пушкиногорье появился и Дом-музей Сергея Довлатова), объехать либо обойти окрестности, налазаться по крепостям Изборска и Порхова… посматривая на часы, чтобы ровно к семи вечера быть в зрительном зале.

Необычный формат театрального фестиваля привлекает не только зрителей – ведь не будь на «Кордоне-2» насыщенной программы зрелищ, нечего было бы там делать и публике. За время, что созывается фестиваль «ЛИК», в нем приняло участие более 70 театральных коллективов (более 260 человек) со всей России и из восьми европейских стран, в особенности из соседних стран Балтии и Белоруссии. Эта гвардия сыграла более 100 спектаклей и «сольников» для взрослых и детей – которых прошло через поляну почти 18 тыс. человек. А спектакли, даром что играются в лесном неофициальном формате, ставятся чуть ли не с большей ответственностью, чем в рабочую пору в театрах. Лаборатория «Кордон-2» занята поиском принципиально новых методик в постановках: здесь инсценируется проза (от Маркеса до Павича), стихи (от Рубцова до Бродского), «театральный джем» из номеров разных жанров. Таким образом, зрители получают полное представление, что сейчас в театре актуально – а что вечно. И потому многие ценители театра возвращаются сюда каждый август. Стиль жизни, ничего не поделаешь.

ЛИК-2 находится вблизи от с. Михайловского и является важным творческим дополнением к работе Заповедника «Пушкинские Горы». Бывший кордон лесников в настоящее время реконструируется в культурный центр. Учредители лаборатории исходят из того, что культурный потенциал этих мест не исчерпывается деятельностью государственного музея-заповедника А. С. Пушкина. Одной из культурных ниш, которую способна занять "Лаборатория искусств", является неформальный и нетрадиционный подход к пониманию и освоению современной культуры.

Форма работы комплекса – лаборатория-семинар, в которой творческие деятели разных жанров обмениваются опытом, демонстрируя результаты своей работы друг другу и широкой публике на организуемом раз в год фестивале.

В течении 1-ой недели августа (1-й фестиваль состоялся 01 – 07 августа 2005 г.) территория кордона превращается в площадку non - stop - performens . Объекты художественного творчества, выставленные для публичного обозрения на террритории всего комплекса, в том числе и под открытым небом (напр. эскизы к спектаклям, элементы декораций, мастер-классы), доступны публике в течение светового дня. Театральные работы имеют фиксированное время показа ежевечерне.

В период с сентября по июль руководители ЛИКа-2 предлагают различным культурным организациям площади комплекса под проведение культурных мероприятий малых форм, как то: выездные мастер-классы театральных или художественных школ, литературные семинары, лектории и т.д.

2. Творческие задачи ЛИКа-2

Множество культурной информации, будь то произведения искусства или системные знания, остаётся доступным лишь весьма узкому кругу потребителей (зрителей). Это связано со специфическими особенностями культурной конкуренции в крупных городах. ЛИК-2 может отчасти упростить выход творческого продукта на рынок обмена.

Программной темой фестивалей являются ассоциации и параллели с русской классической культурой и литературой. Отбор приглашаемых работ осуществляется по принципу профессиональности исполнения и новизне творческого решения.

3. Потенциальные участники фестивалей

Отечественные группы художников и театральных деятелей, ведущие поиск путей развития типических форм русской культуры.

Зарубежные деятели культуры, профессионально занимающиеся на камерном уровне влиянием русского искусства на культуры их стран.

Сложившиеся и успешно работающие интернациональные группы, нашедшие свой формат в зоне интеграции культур.

Отдельные творческие личности, специалисты литературы, театра, кино, решающие проблемы межъязыковой интеграции, оставаясь в традиции специфического «русского текста».

Особую группу участников, с нашей точки зрения, представляют зарубежные студенты-слависты.

4. Специфика:

Находясь географически практически на равном расстоянии от Москвы, Санкт-Петербурга и столиц прибалтийских республик, располагая уже сложившейся развитой инфраструктурой Заповедника, комплекс может стать объективно удобным местом творческих встреч для деятелей культуры разных стран и регионов без традиционно свойственных подобным начинаниям организационных сложностей. Опыт показывает, что подобная упрощённая схема ведёт к уменьшению расходов организаторов, снижению финансовой нагрузки на участников фестивалей или гостей ЛИКа-2.

5. Инициаторы проекта


Пётр Быстров -
художник, реставратор, резчик по дереву. Начинал актёром в студии В. Фильштинского, потом почти 20 лет работал художником-реставратором в Заповеднике, был близко знаком с С.С.Гейченко, был его сподвижником. В настоящее время – свободный художник, принимающий участие в выставках, вернисажах и ярмарках во Пскове, С.-Петербурге, Москве.

Григорий Кофман - театральный актёр и режиссёр, закончивший в 1990 г. с отличием Театральное Училище им. Б.В. Щукина, основал в том же году один из первых независимых театров в Ленинграде – «Маленький Петербургкий Театр», позже, в 1995 г. переименованный в ПАРАМОН-Театр. В последние годы Григорий Кофман принял участие во множестве европейских театральных проектах, неоднократно осуществлял постановки в различных городах Германии. Доцент театральных школ Берлина и Вены. 2005 - 2008 г.г. Григорий Кофман руководил Русским Театром Берлина.

Дорогие мои "прозовцы", я была участницей чудестного театрального праздника в местах, где всё дышит поэзией А.С.Пушкина. Вот вам мой рассказ.

С 1ого по 8ое августа 2009г. в Пушкиногорье прошёл 5-ый Международный Театральный фестиваль «Лаборатория искусств Кордон-2» (ЛИК-2)
Из сайта www.lik-masterklass.com:

«ЛИК-2 находится вблизи от села Михайловского и является важным творческим дополнением к работе Заповедника «Пушкинские Горы». Бывший кордон лесников в настоящее время реконструируется в культурный центр. Учредители лаборатории исходят из того, что культурный потенциал этих мест не исчерпывается деятельностью государственного музея-заповедника А. С. Пушкина. Одной из культурных ниш, которую способна занять "Лаборатория искусств", является неформальный и нетрадиционный подход к пониманию и освоению современной культуры.
-Форма работы комплекса – лаборатория-семинар, в которой творческие деятели разных жанров обмениваются опытом, демонстрируя результаты своей работы друг другу и широкой публике на организуемом раз в год фестивале».

Каждый день дарил новые встречи с разным, откровенным творчеством. Удивительные спектакли, открытие новых имён и новых неожиданных тем – вот что я получила в эти дни фестиваля.
Поразительные режиссёрские работы Йонаса Бузуляускаса из Литвы. Спектакль «Дьявольски одинок» шёл на литовском языке, а мы зачаровано смотрели и сопереживали герою. Были понятны и его боль, и его агрессия, и его трагедия.
Во втором спектакле у этого режиссёра «Ведьма» Антона Чехова зритель был заворожен игрой молодой актрисы Татьяны Парамоновой. Это истинный талант.
Интересна работа и моих бывших соотечественников из Латвии. Сильно прозвучал монолог героя в спектакле «Шизм».
Для меня новым было знакомство с русскими апокрифами в спектакле «Два Лазаря» театра «Lusores». Интересное сочетание драматической игры и пластики.
Спектакли по рассказам Енгибарова студентов музыкального колледжа из Москвы близки мне своим танцем и пластическим рисунком.
С живым интересом зритель сопереживал героине Марии Бородиной в спектакле «Оглашенная».
Новационный спектакль показал художественный руководитель фестиваля Григорий Кофман «Розанов против Гоголя». Сплетение слова, звучания саксофона и ритма барабанов удивляло.
С радостным весельем мы встретили постановку по Гоголю «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», в ней принимали участие молодой актёр П.Муратов и директор фестиваля Пётр Быстров.
Это же повесть в один из дней фестиваля талантливо прозвучала в исполнении народного артиста России Виктора Никитина.
Я, Юлия Тагали, сыграла свой спектакль «Айседора…шарф…Есенин». Верю зритель вместе со мной сопереживал героям повествования. В заключительном концерте я показала зарисовку по рассказу Н.В.Гоголя «Невский проспект».
Дорогие друзья! 26 ноября (четверг)2009 в Москве в концертном зале
Украинской библиотеки состоится премьера композиции "Невский
проспект", а также спектакля по стихам А.С.Пушкина "Время любви".
Начало в 18-30. Адрес: ул.Трифоновская 61, метро Рижская.
На вечер приглашены Пётр Быстров и Наталья Дубинец.
Рада и вас многих видеть, приходите.Познакомимся.

Фестиваль прекрасен своим разнообразием, не традиционностью, близостью к зрителю. Тёплая атмосфера, радость творчества, удивление талантам – вот что окружало фестиваль и кордон.
Энтузиасты, подвижники, талантливые ЧЕЛОВЕКИ – это организаторы ЛИК-2.
Назову их
- Пётр Быстров, художник, реставратор, резчик по дереву. Начинал актёром в студии В. Фильштинского, потом почти 20 лет работал художником-реставратором в Заповеднике, был близко знаком с С.С.Гейченко, был его сподвижником. В настоящее время – свободный художник, принимающий участие в выставках, вернисажах и ярмарках в Пскове, С.-Петербурге, Москве. Он автор оригинальной сцены Кордона. Один он построил и Часовенку в деревне Косохново – это ЧУДО.
- Григорий Кофман, театральный актёр и режиссёр, закончивший в 1990 г. с отличием Театральное Училище им. Б.В. Щукина, основал в том же году один из первых независимых театров в Ленинграде – «Маленький Петербургкий Театр», позже, в 1995 г. переименованный в ПАРАМОН-Театр. Доцент театральных школ Берлина и Вены. 2005 - 2008 г.г. Григорий Кофман руководил Русским Театром Берлина.
-Иосиф Будылин, писатель, учёный и практик музейного и экскурсионного дела, исследователь жизни и творчества А.С.Пушкина.
-Наталья Дубинец, филолог и экскурсовод.
Спасибо фестивалю ЛИК-2, спасибо организаторам, всем участникам.
ТВОРЧЕСТВО. ЛЮБОВЬ. РАДОСТЬ.
До солнечной встречи в 2010 году.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные