Методика ознакомления детей с художественной литературой. Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой

Харламова Татьяна Андреевна

МАДОУ детский сад «Детство» комбинированного вида

Методика ознакомления детей с художественной литературой

Художественная литература ⎯ могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями .

Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства ⎯ способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель .

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По мнению В.А. Сухомлинского, чтение книг ⎯ «тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .

Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок . Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом ⎯ силой воздействия художественного образа. По мнению А.В. Запорожца, эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы . Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего» . В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, «мысленным» действием с эффектом личного участия .

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание - важная задача.

Перед занятием воспитатели готовят наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Но прежде чем читать детям, воспитатель должен сам проанализировать произведение: определить идейную направленность рассказа или стихотворения, уяснить соответствие содержания и формы, выделить сюжетно-логические, смысловые части, общее настроение, понять, что хотел сказать автор в каждой из них. Правильно воспринятый замысел писателя, художественные образы помогут выразительно прочитать книгу.

Для выразительного преподнесения текста необходимо владеть и некоторыми техническими приемами: уметь регулировать дыхание, тембр голоса, его силу, следить за четкостью дикции, за правильностью ударений. Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, свое отношение к изображенным событиям. Только выразительное чтение способствует полноценному восприятию произведения ребенком, побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их действий. Это следует поддержать беседой, вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось и т. д. Такие беседы направляют внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводя к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроиться на сопереживание с героями, творчески отнестись к прочитанному .

Ребенка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого воспитатель проводит различные предваряющие беседы, в которых он обращается к личному опыту каждого слушателя, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. В предваряющей беседе, которую можно провести во время прогулки, на экскурсии, дети узнают о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения .

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим ⎯ необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушать голос. Потому одна из задач научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение . Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки. Потому перед занятием воспитатель производить интонационный разбор произведения («дикторские прочтения») и тренируется в чтении вслух .

На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами .

Для первичного чтения детям дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение конкретного занятия в данной возрастной группе. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2-3 занятия, читаются только в старшей и подготовительной к школе группах .

Чтение и рассказывание художественных произведений проводится в детском саду по строго определенному плану (примерно один раз в неделю в каждой возрастной группе), в котором учитываются общественно-политические события, а также время года .

Воспитатель способствует формированию у детей умений воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни .

В детском саду у ребенка должны сформироваться некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.) .

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть - уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам .

Одна из важных задач - формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности .

Нужно также стараться воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой .

Показывая иллюстрации, воспитатель одновременно комментирует их текстом стихотворения (рассказа и т.д.). Это усиливает восприятие и способствует лучшему запоминанию. Вместо иллюстраций после чтения можно показать диафильм.

В старшей группе усложняются задачи ознакомления с художественными произведениями. Например, читая сказку, воспитатель помогает детям понять не только ее идейное содержание, но и особенность жанра, своеобразие композиции (особенности зачина, концовки, троекратные повторы, кумулятивность построения сюжета), типичность сказочного стиля, богатого образными выражениями, пословицами, поговорками, специфическими словесными оборотами, поэтичность сказочных образов .

Занятия по ознакомлению с художественными произведениями можно включать в комплексный план, предусматривающий к тому же занятия по изобразительной деятельности и творческое рассказывание детей. Так, русской народной сказке «Снегурочка» можно посвятить три разных занятия: первое - рассказывание сказки воспитателем, беседа (анализ произведения, творческие упражнения, придумывание тематических загадок, упражнения для совершенствования грамматической правильности речи детей); второе - изобразительная деятельность (дети рисуют самостоятельно на тему сказки «Снегурочка»); третье - творческое рассказывание (придумывание своей сказки по мотивам «Снегурочки») .

Более углубленному восприятию содержания рассказов, сказок способствуют диафильмы. Особенно велика их роль при ознакомлении детей с произведениями историко-революционного содержания. Диафильмы дают возможность почувствовать атмосферу времени. А это очень важно, так как у дошкольников еще не развито чувство исторической перспективы, им трудно представить себе прошлое, связать исторические события с каким-то определенным периодом .

В детском саду широко применяются повторные занятия для лучшего усвоения и запоминания литературного материала. В этом случае также используются диафильмы. Например, воспитатель рассказывает русскую народную сказку «Хаврошечка», беседует с детьми, помогая им уяснить содержание. Через некоторое время сказка прочитывается снова уже с показом диафильма. Знакомые герои оживают на экране, хорошо запоминается их облик, поступки, речь. Сказочные поэтические обороты речи, сравнения, метафоры значительно обогащают речь ребенка, делают ее образной и выразительной .

Обучению детей выразительному чтению, подготовке их к драматизации помогает прослушивание в грамзаписи стихотворений, исполняемых мастерами искусств .

Большую помощь в работе с детьми оказывает магнитофон. Педагог может использовать его в целях ознакомления детей с записанными на пленку рассказами, стихотворениями, инсценировками или для проведения анализа художественно-речевой деятельности, прослушивая записи детского исполнения. Это дает возможность детям самим оценить придуманные ими сказки, загадки, выделить лучшие. Кроме того, магнитофонные записи занятий (по пересказу, выразительному чтению наизусть) и развлечений дают возможность сделать вывод об эффективности методики работы по развитию речи или, наоборот, отметить недостатки ее, помогают проследить постепенный рост художественно-речевого развития ребенка (если сравнить записи детских суждений о какой-либо сказке, пересказа или собственного творчества, сделанные в начале и конце года) .

Итак, активизации восприятия произведений художественной литературы способствуют следующие методы, которые применяет воспитатель в своей педагогической работе с художественной литературой:

Беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;

Тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;

Выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;

Беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;

Творческие задания, развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений русского языка;

Упражнения для совершенствования грамматической правильности и выразительности речи;

Применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.

Список литературы:

  1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие - 2-е издание, испр. / М.М. Алексеева. - М.: Академия, 1998. - 400 с.
  2. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9
  3. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Васильцова. – М.: Просвещение, 1988. – 78 с.
  4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 1984. - 220 с.
  5. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.
  6. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада / Л.М. Гурович, В.И. Логинова. – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.
  7. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С. Карпинская. - М.: Педагогика, 2002. - 400с.
  8. Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. - Центр гуманитарной литературы РОН, 2004. – 125 с.
  9. Логинова, В.И., Максаков, А.И., Попова, М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1984 - 223 с.
  10. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1972. – 124 с.
  11. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Акаде¬мия», 1999. – С.139-144.
  12. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. - М.: Просвещение, 1984. - 240с.
  13. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1975. – 256 с.
  14. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 102 с.
  15. Светлова, Г.О сказках Пушкина для малышей // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10. – с. 87-93.
  16. Смольникова, Н.Г., Ушакова, О. С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.150-153.
  17. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника // Вопросы психологии. - 1989. - № 4.
  18. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1981. – 289 с.
  19. Усова, А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1981.- 400с.
  20. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для учащихся дошкольных педучилищ / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1977. - 239 с.
  21. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. - М.: Просвещение, 1961. – 256 с.
  22. Флерина, Е.А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Акаде¬ия», 1999. – С.189-191.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Методы и приемы ознакомления дошкольников с художественной литературой Сообщение для воспитателей подготовила воспитатель Изибаева Надежда Валентиновна 

2 слайд

Описание слайда:

Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость. Формировать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов,сказок, стихов, развивать поэтический слух и любовь к родному языку. Способствовать формированию духовно-нравственных представлений, социализации и развитию речи как средства коммуникации. 2.Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой 

3 слайд

Описание слайда:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. 2. Рассказ воспитателя. Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена, толкование) 3. Инсценировка. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением (старший дошкольный возраст) 4.Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя. 3.Основные методы ознакомления с художественной литературой 

4 слайд

Описание слайда:

Словесный Игровой (практический) Наглядный Методические приемы по ознакомлению с художественной литературой: 

5 слайд

Описание слайда:

Словесный Объяснение незнакомых слов Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание грамзаписи Методические приемы по ознакомлению с художественной литературой: 

6 слайд

Описание слайда:

Наглядный Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов Оформление выставки Приемы ознакомленя с художественной литературой 

7 слайд

Описание слайда:

Игровой (Практический) Элементы инсценировки Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность Методические приемы по ознакомлению с художественной литературой: 

8 слайд

Описание слайда:

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др. Выразительное чтение,заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. Основные приемы, используемые на занятиях по ознакомлению художественной литературой в детском саду 

9 слайд

Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой

С малых лет ребёнка знакомят с литературой. Родители, а позже воспитатели очень осторожно подходят к выбору книги. Каждое детское произведение рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Именно поэтому необходимо знать: как преподнести до ребёнка произведение таким образом, чтобы ему ещё не один раз хотелось бы вернуться к знакомым героям и сюжету.

Основными методами ознакомления с художественной литературой являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть . Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть.

Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

5.Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.

Варианты объяснения различны : подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий :

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

· чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

· чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

· чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

· настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

· кукольный и теневой театр, фланелеграф;

· диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

· оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

· чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Ольга Главатских
Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи

"Влияние художественной литературы на развитие речи детей "

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература . Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка . В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи ; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором , обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности , выразительности речи и начальных форм словестного творчества – поставлены следующие задачи :

1. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

2. развивать поэтический слух , способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

3. воспитывать интерес к художественной литературе , обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

4. воспитывать литературно- художественный вкус , способность понимать и чувствовать настроение произведения.

5. Приобщать родителей к ознакомлению .

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы , формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

При отборе книг надо учитывать,

что литературное произведение должно нести познавательные , эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Разработано несколько критериев :

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство , литературная ценность . Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык ;

3. доступность литературного произведения , соответствие возрастным и психологическим особенностям детей . При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей , их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора : загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы .

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы .

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров : рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей , за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

"Методы приемы и средства по приобщению "

Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи ,

воспитатель использует разнообразные методы , приемы и средства такие как :

методы приёмы средства

Словесный Чтение произведений

Вопросы к детямпо содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.

Выразительное чтениехудожественной литературы

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

практический наглядный Игры-драматизации

игровой Дидактические игры

словесный Театрализованные игры

Элементы инсценировки

Наглядный Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Показ схемы

Составление алгоритма

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки, книжного уголка

Более эффективным, является практический метод , а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей . Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое .

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы : словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи , вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи , создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Одним из средств является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются :

Рациональное размещение в группе;

Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы ;

Соответствие интересам детей ;

Постоянная сменяемость;

Эстетическое оформление;

Востребованность.

"формы работы по приобщению детей к чтению "

С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта , речи , позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы :

Оформление уголков чтения в группах детского сада.

В них должна быть представлена литература , соответствующая возрасту детей , обязательно должен учитываться региональный компонент.

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К. И. Чуковскому, А. С. Пушкину, А. Л. Барто, Е. И. Чарушину и т. п.

Занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

Создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги» . Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги» , «По страницам сказок» , и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

Празднование именин произведения.

Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины» . В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнится -90 лет и т. п.

Оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги.

Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги

Посещение занятий в районной библиотеке.

Практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах. Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, родители могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению , с какого возраста, что интересно их детям и им самим.

Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению .

"Формы работы с родителями по приобщению детей к художественной литературе "

Знакомство детей с художественной литературой , даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы , уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Для проведения эффективной работы с родителями используются следующие формы :

Консультации

Родительские собрания

Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы)

Участие в проектах

Информация на сайте ДОУ

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.

Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций :

“Знакомство ребенка с художественной литературой” .

“ Роль сказки в развитии речи детей” .

“ Организация бесед по сказкам”.

“ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей” и т . п.

Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы , развивается поэтический слух , способность целостного восприятия произведений разных жанров.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений , дети

начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них

начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие,

доброта, протест против несправедливости.

Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая

гражданственность.

Эффективные приемы методы и средства позволяют педагогу :

Формировать речевые умения и навыки детей не только в специально организованном

обучении, но и в самостоятельной деятельности;

1. Обеспечивают высокий уровень речевой активности детей ;

2. Способствуют овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи .

Благодаря использованию приемов развития речи , происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действию, а также повышает интерес к художественной литературе .

Используя различные формы по приобщению детей к чтению , осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой , в результате которого происходит, обмен родительского опыта и приобщение детей к чтению , главным результатом которого должен стать интерес к книге.

Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с художественной литературой , формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым , социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей дошкольного возраста способствуют успешному речевому развитию .

Консультация для воспитателей Тема: "Ознакомление дошкольников с художественной литературой" Воспитатель:Шестерикова Н.Н. п.Богородское

1.Актуальность темы. Традиционно литература используется в целях умственного,нравственного и эстети- ческого воспитания дошкольников.Знакомство детей с литературными произведени- ями вызывает у них интерес и любовь к родному языку,его богатству и красоте.Вос- питательное значение литературы заключается в том,что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно – этических норм. 2.Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой На основе восприятия выдвигаются следующие задачи по ознакомлению с художественной литературой: 1.Воспитывать интерес к художественной литературе,развивать способность к це- лостному восприятию произведений разных жанров,обеспечить усвоение содержа- ния произведений и эмоциональную отзывчивость на него; 2.Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: О жанрах(проза,поэзия),об их специфических особенностях. О композиции. О простейших элементах в образности в языке. 3.Воспитывать литературно-художественный вкус,способность понимать и чувство- вать красоту и поэтичность рассказов,сказок,стихов,развивать поэтический слух. 4.Формировать способность элементарно анализировать содержание и форму про- изведения. Задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному образованию,кото- рое начинается в школе.Детский сад может дать достаточно обширный литератур- ный багаж,литературную начитанность,т.к в дошкольном возрасте ребёнок знакомит- ся с разнообразием фольклорных жанров(сказка,загадка,пословица.небылица...).В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой-с произведениями А.С.Пушкина,Л.Н Толстого,К.Д Ушинского,братьев Гримм,Г.ХАндерсена и др. Решая задачу подготовки детей к литературному образованию,предлагается давать детям знания о писателях и поэтах,о народном творчестве,о книге и иллюстрациях. 3.Основные методы ознакомления с художественной литературой Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой. Основными методами являются следующие: 1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.Это дословная передача текста.Читаю- щий,сохраняя язык автора,передаёт все оттенки мысли писателя,воздействует на ум и чувства слушателей. 2.Рассказывание воспитателя.Это относительно свободная передача текста-возмож- на перестановка слов,их замена,толкование).Рассказывание даёт большие возмож- ности для привлечения внимания детей. 3.Инсценирование.Этот метод можно рассматривать как средство вторичного озна- комления с художественным произведением. 4.Заучивание наизусть.Выбор способа передачи произведения(чтение или расскаы- вание)зависит от жанра и возраста слушателя.

Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия,содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.

В первой части происходит знакомство с произведением,основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы,средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей,соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию,связывающая их опыт,текущие события с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены:краткий рассказ о писателе,напоминание о его других книгах,уже знакомых детям.Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги,вызвать у них интерес можно с помощью загадки,стихотворе- ния,картинки.Далее нужно назвать произведение,его жанр (рассказ, сказка,стихотво- рение),имя автора.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.Следует объяснять значения тех слов,без понимания кото- рых становятся неясными основной смысл текста,характер образов,поступки персо- нажей.Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы,подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); упот- ребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

Выразительное чтение,заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова.Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами,дисциплинарны- ми замечаниями,достаточно бывает повышения или понижения голоса,паузы.

По окончании чтения,пока дети находятся под впечатлением прослушанного,необ- ходима небольшая пауза.Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала,что наиболее целесообразно поддержать детские переживания,а элементы анализа усилить при повторном чтении.Разговор,затеянный по инициати- ве педагога,будет неуместен,так как разрушит впечатление от прочитанного.Можно спросить,понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка,как она помогала старику!»,или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»
В конце занятия можно повторное чтение произведения(если оно короткое) и рас- сматривание иллюстраций,которые углубляют понимание текста, уточняют его,пол- нее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги,от воз- раста детей.Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь).Картинка - иллюстрация, помещаемая в дет- ской книге,помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию,если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации.Надо,чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько,что они будут только ее и представлять себе мысленно,зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова,его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги,вызывающая естественный инте- рес,любопыт- ство детей к данной книге.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя,беседа о прочитанном, повторное чтение,рассматривание иллюстраций,объяснение незнакомых слов.

Ознакомление с художественной книгой на разных возрастных этапах.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте,слушать его до конца,по- нимать содержание и эмоционально откликаться на него.У малышей формируют навык совместного слушания,умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге.Владея такими навыками,ребенок лучше понимает содержание книги.

Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров.Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотво- рение».Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки--ребятушки,отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.

Дети способны понять и запомнить сказку,повторить песенку,однако речь их недоста- точно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки,пов- торять слова и словосочетания; создавать условия для того,чтобы новые слова вош- ли в активный словарь. В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способ ности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откли- каться на описанные события.Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух(стихотворная,прозаическая)форме произведения,а также к неко- торым особенностям литературного языка(сравнения, эпитеты).Это содействует раз- витию поэтического слуха,чуткости к образной речи.Как и в младших группах,воспи- татель называет жанр произведения.Становится возможен небольшой анализ произ- ведения,то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы,понравилась ли сказка (рассказ),о чем рассказывается,какими словами она начинается и какими заканчивается.Беседа развивает умение размышлять,высказывать свое отношение к персонажам,правильно оценивать их поступки,характеризовать нравственные качес- тва,дает возможность поддерживать интерес к художественному слову,образным выражениям, грамматическим конструкциям. В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку воз- можность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову,замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее. Заучивание стхотворений

Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстети-ческого воспитания детей.Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма,ме- лодики;детей привлекает к себе мир звуков.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу нес- колько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание,на- учить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии.Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.
При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших.

Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст.Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения:про- вести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмо- циональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ(картины веселого праздника,золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его.В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том,что стихот- ворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания),и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении,о форме его чтения.
За беседой вновь следует чтение воспитателя.Это способствует целостному воспри- ятию произведения,особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам),что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.Дети повторяют стихотворе- ние индивидуально,а не хором;только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают.По ходу чтения воспитатель подсказывает текст,допус-кает договаривание строки детьми с места,повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.
Если дети читают невыразительно,педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они про- изнесли весь текст ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощря- ет).Как в процессе разъяснительной беседы,так и при заучивании проводится боль- шая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чте- ния.Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.

Заученное стихотворение можно читать по частям,в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает?»;в дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре).В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им,используется в устной речи.

У некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов,на помощь взрослым приходят мнемотаблицы.В мнемотаблице схематически возможно отобразить явления природы,некоторые действия и признаки предмета,персонажей и т. д.Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению,превращает занятие в игру,а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте используются короткие стихи и потешки (А. Барто «Игрушки»). В них описывают хорошо знакомые игрушки, животные, дети. Наличие игровых моментов небольших стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в заучивании стихов. Поскольку у детей младше 4-х лет еще недостаточно развита способность к запоминанию на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного повторения.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желание запомнить и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.Заучивание стихов проводится как специальное занятие, или как его часть,где ставится задача запомнить произведение.Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи (Е. Благинина «Мамин день»).

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятель- ность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и худо- жественным средствам стихи (А.С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»).

В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни (И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»).

Таким образом, умение воспринимать литературное произведение формируется у детей постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Педагог может включить литературный материал в другие занятия, например, на за- нятиях по развитию речи,ознакомлению с окружающим миром используются стихот- ворения,загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем вспоминают героев,сюжет сказки,на тему которой они собираются лепить или рисо- вать.Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, вечеров развлечений. Причем, все дополнительные формы работы педагогам следу- ет проводить с привлечением родителей. Советы для родителей по ознакомлению детей с художественной литературой. При организации домашнего чтения педагогу следует дать советы родителям, какие произведения следует читать своим детям, для этого можно использовать информа- ционные стенды,а также провести индивидуальные консультации.Часто родители нуждаются в помощи при выборе места и времени для чтения детям.В этом случае им можно посоветовать,гуляя с ребенком,возвращаясь из детского сада,занимаясь домашними делами,побеседовать с ним об уже прочитанной книге.В режиме дня можно выделить 15-20 минут перед сном,чтобы почитать ребенку.Во время чтения необходимо следить за санитарно-гигиеническим состоянием (правильная осанка, выбор места для чтения,время для чтения).В процессе чтения родителям следует помнить,что ребенок не должен быть пассивным слушателем,поэтому во время чте- ния необходимо активизировать его внимание.Пусть малыш за взрослым повторяет слова,отвечает на вопросы,рассматривает иллюстрации. 5.Предметно-развивающая среда

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр,это спокойное,удобное,эстетически оформленное место,где дети имеют возможность общаться с книгой,рассматривать иллюстрации,журналы,альбомы.К устройству угол- ка предъявляется ряд требований:

Удобное расположение – спокойное место,удаленное от дверей во избежание хожде- ния и шума.

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.

Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательный.

В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставля- ются книги, репродукции картин.

В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как игрушку.В литературном центре должны быть 3 – 4 книги,отдельные картинки,тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста,яркими иллюстрациями.Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой,рассматривает иллюстра- ции,читает текст,говорит о правилах пользования(не рвать, не мять, не рисовать).

В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей.На полочках-витринах 4 – 5 книг,материал для ремонта (бумага, клей,ножни- цы и др.),разные виды театра,магнитофон с дисками,коллекция скороговорок и чистоговорок.Требования к книгам те же.В литературном центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги,иллюстрации,обращать внимание на последовательность событий.Проводятся беседы о книгах.У детей формируются навыки обращения с книгой.

В старшей и подготовительной группах содержание становится более разносторон- ним.Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10 дети могут самостоятельно пользоваться библиотекой.Сюда входят русские народные сказки, и сказки народов мира,детские журналы,произведения русских классиков,произведения о природе, познавательная литература,карты,атласы,энциклопедии.

Таким образом,все формы работы по знакомству детей с художественной литерату- рой воспитывают интерес и любовь к книге,формируют будущих читателей.

В заключении следует отметить,что литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника.Поэтому очень велика роль педагога в процес- се организации детского чтения.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные