Евгений онегин его жизнь. Образ евгения онегина. «Евгений Онегин». Анализ письма Татьяны

Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в романе. Главный герой - Евгений Онегин - так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения.

Онегин - светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился "чему-нибудь и как-нибудь", он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой - порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, "резкий охлажденный ум" выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: "Нет, рано чувства в нем остыли. Ему наскучил света шум..."

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд упорный ему был тошен") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет "без цели, без трудов". В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохота глупцов". В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества.

В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности. Образ Евгения Онегина открывает целую галерею "лишних людей". Вслед за Онегиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.

В сети попался замечательный очерк Бориса Бим-Бада о Евгении Онегине!

Бим-Бад Б. М. О психологии душевной пустоты.

И где ж беглец людей и света,

Красавиц модных модный враг,

Где этот пасмурный чудак,

Убийца юного поэта?

А. С. Пушкин

Среди многообразия злодеев есть один характер, казалось бы, мирный и неопасный, «самых честных правил», но таящий в себе смерть для окружающих, даже самых близких людей, и душевные страдания тем, кто имел несчастье их любить. В гениальном психологическом романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина живо описан этот тип личности.

Что же составляет нрав этих опасных «пасмурных чудаков»?

Неизбывное чувство превосходства над окружающими приходится поставить на первое место, поскольку Пушкин предпосылает «Евгению Онегину» эпиграф: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может, мнимого».

Онегин презирает людей иногда до степени цинизма. Он понимает, что это низко — притворяться, что лицемерить — «низкое коварство». И он мысленно идет на это, чтобы получить наследство. «Прочтя печальное посланье, / Евгений тотчас на свиданье / Стремглав по почте поскакал, / И уж заранее зевал, / Приготовляясь, денег ради, / На вздохи, скуку и обман» / (И тем я начал мой роман)».

«Манерой глядеть свысока» назвал Ф. М. Достоевский это свойство Онегина. Именно взгляд свысока сделал «то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил её в первый раз... Не узнал он её и потом в Петербурге, в образе знатной дамы, когда, по его же словам, в письме к Татьяне, «постигал душой все её совершенства». Но это только слова: она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оценённая им; в том и трагедия их романа».

Болезнь. Навязчивое возвышение себя над «двуногих тварей миллионами» сочетается у такого человека с неотступной тоской. Для Онегина всё скука, где бы он ни был и что бы ни видел. «Хандра ждала его на страже, / И бегала за ним она, / Как тень иль верная жена».

Пушкин считает преследующую Евгения Онегина хандру болезнью. «Недуг, которого причину / Давно бы отыскать пора, / Подобный английскому сплину, / Короче: русская хандра / Им овладела понемногу; / Он застрелиться, слава Богу, / Попробовать не захотел, / Но к жизни вовсе охладел. / Как Child-Harold, угрюмый, томный / В гостиных появлялся он; / Ни сплетни света, ни бостон, / Ни милый взгляд, ни вздох нескромный, / Ничто не трогало его, / Не замечал он ничего».

Гениальный наблюдатель и аналитик Пушкин ищет и обнаруживает причину сего недуга, — болезни душевной пустоты.

Пустота души. «Когда же юности мятежной / Пришла Евгению пора», он оказался ленив и бессодержателен. Из своего пустопорожнего детства он не вынес ни любознательности, ни идеалов, ни серьезных интересов.

Свою пустоту герой ловко скрывает за поверхностностью, сходя даже за весьма ученого человека. «Имел он счастливый талант / Без принужденья в разговоре / Коснуться до всего слегка, / С учёным видом знатока / Хранить молчанье в важном споре / И возбуждать улыбку дам / Огнём нежданных эпиграмм».

Познания и душевный труд ему и не понадобились, поскольку он предался охоте на юных девушек.

Разврат. Он наслаждался обманом и жестокостью. Притворяясь любящим, он добивался любви, чтобы потом читать обманутым мораль. Победить, чтобы унизить. Для достижений извращенной этой цели «Как рано мог он лицемерить, / Таить надежду, ревновать, / Разуверять, заставить верить, / Казаться мрачным, изнывать, / Являться гордым и послушным, / Внимательным иль равнодушным! / Как томно был он молчалив, / Как пламенно красноречив, / В сердечных письмах как небрежен! / Одним дыша, одно любя, / Как он умел забыть себя! / Как взор его был быстр и нежен, / Стыдлив и дерзок, а порой / Блистал послушною слезой!»

«Как он умел казаться новым, / Шутя невинность изумлять, / Пугать отчаяньем готовым, / Приятной лестью забавлять, / Ловить минуту умиленья, / Невинных лет предубежденья / Умом и страстью побеждать, / Невольной ласки ожидать, / Молить и требовать признанья, / Подслушать сердца первый звук, / Преследовать любовь, и вдруг / Добиться тайного свиданья... / И после ей наедине / Давать уроки в тишине!»

Одновременно Онегин проявляет безжалостность и неразборчивость в злобе. «Когда ж хотелось уничтожить / Ему соперников своих, / Как он язвительно злословил! / Какие сети им готовил!». Из дальнейшей истории Онегина мы узнаем, что он к тому же еще и мстителен.

«Но был ли счастлив мой Евгений, / Свободный, в цвете лучших лет, / Среди блистательных побед, / Среди вседневных наслаждений? / Нет: рано чувства в нём остыли; / Ему наскучил света шум; / Красавицы не долго были / Предмет его привычных дум; / Измены утомить успели; / Друзья и дружба надоели...»,

Ему наскучило «Всё те же слышать возраженья, / Уничтожать предрассужденья, / Которых не было и нет / У девочки в тринадцать лет!»

Побеждать невинных ему стало мало. Одновременно он еще и «Непостоянный обожатель / Очаровательных актрис". Его волнуют и женщины полусвета — «Сердца кокеток записных».

«Вот как убил он восемь лет, / Утратя жизни лучший цвет».

Пресыщение развратом. Наибольшая совокупность удовольствий как по продолжительности, так и по разнообразию, казалось бы, заслуживала название радости. Но чувственников подстерегает пресыщение — страшное наказание.

К тому же во времена Онегина сексуальные подвиги вышли из моды: «Разврат, бывало, хладнокровный / Наукой славился любовной, / Сам о себе везде трубя / И наслаждаясь не любя. / Но эта важная забава / Достойна старых обезьян / Хвалёных дедовских времян: /Ловласов обветшала слава».

Онегин остался совсем без всякого дела. «И снова, преданный безделью, / Томясь душевной пустотой, / Уселся он — с похвальной целью / Себе присвоить ум чужой; / Отрядом книг уставил полку, / Читал, читал, а всё без толку... Как женщин, он оставил книги, / И полку, с пыльной их семьей, / Задёрнул траурной тафтой».

Понятно, почему: ведь «труд упорный ему был тошен», а чтение — труд. Труд и творчество, как говорил наш философ В. Ф. Асмус. Чтение бесполезно без понимания, вчувствования, сравнения с жизненным опытом, работы воображения.

Испытание истинной любовью. На жизненном пути человека, страдающего болезнью пустоты, встретились две истинные любви — Владимира Ленского и Татьяны Лариной. Ленского Онегин уничтожает, Ларину отвергает.

Невозможно не согласиться с Достоевским в том, что «Ленского он убил просто от хандры...».

Страшная месть — преамбула к убийству. И в самом деле, раздражение и даже негодование Онегина по отношению к юному другу вызвало обилие гостей на именинах у Татьяны. «Чудак, попав на пир огромный, / Уж был сердит. Но девы томной / Заметя трепетный порыв, / С досады взоры опустив, / Надулся он и, негодуя, / Поклялся Ленского взбесить / И уж порядком отомстить. / Теперь, заране торжествуя, / Он стал чертить в душе своей / Карикатуры всех гостей».

План мести состоял в том, чтобы привычно увлечь во время танцев глуповатую Ольгу, вызвать ревность у Владимира Ленского и пренебречь чувствами Татьяны.

«К минуте мщенья приближаясь, / Онегин, втайне усмехаясь, / Подходит к Ольге. Быстро с ней / Вертится около гостей, / Потом на стул её сажает, / Заводит речь о том о сём; / Спустя минуты две потом / Вновь с нею вальс он продолжает; / Все в изумленье. Ленский сам / Не верит собственным глазам... / Не в силах Ленский снесть удара; / Проказы женские кляня, / Выходит, требует коня / И скачет. Пистолетов пара, / Две пули — больше ничего — / Вдруг разрешат судьбу его».

Онегин узнал, что даже перевыполнил свой план, когда поутру получил от Ленского вызов на дуэль.

«То был приятный, благородный, / Короткий вызов, иль картель: / Учтиво, с ясностью холодной / Звал друга Ленский на дуэль».

Роковое первое движение онегинской души. «Онегин с первого движенья, / К послу такого порученья / Оборотясь, без лишних слов / Сказал, что он всегда готов...».

Почему же — с первого движенья? Почему — не подумав? Ведь он «Наедине с своей душой / Был недоволен сам собой. / И поделом: в разборе строгом, / На тайный суд себя призвав, / Он обвинял себя во многом: / Во-первых, он уж был неправ, / Что над любовью робкой, нежной / Так подшутил вечор небрежно. / А во-вторых: пускай поэт / Дурачится; в осьмнадцать лет / Оно простительно. Евгений, / Всем сердцем юношу любя, / Был должен оказать себя / Не мячиком предрассуждений, / Не пылким мальчиком, бойцом, / Но мужем с честью и с умом. / Он мог бы чувства обнаружить, / А не щетиниться, как зверь; / Он должен был обезоружить / Младое сердце...».

Да потому, что за свою постылую жизнь он не тревожился (перед поединком он «Спал мёртвым сном»), смерти друга в расчет не принимал, а боялся прослыть трусом. «Но дико светская вражда / Боится ложного стыда».

«Теперь сомненья решены. / Они на мельницу должны / Приехать завтра до рассвета, / Взвести друг на друга курок / И метить в ляжку иль в висок».

Но Онегин метил в грудь, под сердце. «Свой пистолет тогда Евгений, / Не преставая наступать, / Стал первый тихо подымать. / Вот пять шагов ещё ступили, / И Ленский, жмуря левый глаз, / Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил... Пробили / Часы урочные: поэт / Роняет молча пистолет, / На грудь кладёт тихонько руку / И падает. Туманный взор / Изображает смерть, не муку. ... Недвижим он лежал, и странен / Был томный мир его чела. / Под грудь он был навылет ранен; / Дымясь из раны кровь текла».

После убийства. «Онегин (вновь займуся им), / Убив на поединке друга, / Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов, / Томясь в бездействии досуга / Без службы, без жены, без дел, / Ничем заняться не умел. / Оставил он своё селенье, / Лесов и нив уединенье, / Где окровавленная тень / Ему являлась каждый день...»

«И постепенно в усыпленье / И чувств и дум впадает он, / А перед ним воображенье / Свой пёстрый мечет фараон. / То видит он: на талом снеге, / Как будто спящий на ночлеге, / Недвижим юноша лежит, / И слышит голос: что ж? убит...».

Татьяна указала ему (вместе с его любовью к себе) на дверь: «Я вас прошу меня оставить».

Где же он, убийца юного поэта? Где он сейчас? — Здесь, среди нас.

«Евгений Онегин» по праву стоит особняком среди произведений русской литературы 19 века. Это одно из самых гармоничных по композиции и богатых по содержанию произведений Пушкина. Больше 8 лет посвяти Александр Сергеевич своему детищу: начав работу над романом в стихах весной 1823 года, завершил произведение он только к осени 1831. Это была самая кропотливая и длительная работа над произведением в его жизни.

Он то бросал работу над «Евгением Онегиным», то вновь приступал к ней. Условно работу над романом можно подразделить на четыре этапа, в течение которых в жизни Пушкина случилось множество событий: и южная ссылка, и Болдинская осень, и череда бурных романов. Все главы издавались постепенно, по мере написания, одна за другой. Последний авторский вариант увидел свет в 1837 году. Согласно описанию, действия в романе охватывают промежуток времени на протяжении 6 лет. В процессе повествования герои взрослеют, проходят некоторый жизненный путь и превращаются из мечтательных юношей и девушек в зрелых состоявшихся личностей.

Благодаря выражению эмоций героев посредством стихотворной формы, роман получает большую лиричность и выразительность, таким образом, читателю становится понятна и доступна вся палитра чувств, которую закладывал в основу автор. Помимо этого, Пушкин вводит в роман и себя в качестве одного из героев повествования, он хранит у себя письмо Татьяны и встречается с Онегиным в Петербурге. В романе есть множество лирических отступлений, где Пушкин делится с читателем своими мыслями и переживаниями, как бы отчуждаясь от хода и главной линии повествования.

Анализ произведения

Основной сюжет произведения

В основе сюжета лежит любовная линия: молодая Татьяна Ларина влюбляется в яркую неординарную личность Евгения Онегина. Еще совсем юный, он уже устал от шумной суеты и мишуры окружающей его, и называет свою душу охладевшей. Молодая влюбленная девушка решается на отчаянный шаг и пишет письмо-признание, где со свойственной ее юношеской натуре пылкостью изливает Евгению свою душа и высказывает надежду на возможность романтических отношений между ними. Герой не отвечает Татьяне взаимностью, чем очень сильно ранит ее. Между молодыми людьми происходит решительное объяснение, и Онегин мягко говорит Татьяне о том, что его черствая душа уже не способна полюбить, пусть и такую юную и прекрасную девушка как Татьяна. Позже, когда Ларина становится замужней женщиной и, казалось бы, обретает тихое семейное счастье, пути героев пересекаются вновь. Онегин понимает, какую ужасную ошибку он совершил, но, к сожалению, исправить что-либо уже не возможно. Татьяна произносит свое знаменитое «…но я другому отдана, и буду век ему верна…», чем ставит точку в несостоявшейся истории любви.

Множество ошибок, которые свойственно делать людям, особенно в юношестве, помешали молодым героям быть вместе, несмотря на их взаимную любовь. Только пройдя через череду душевных потрясений, Онегин понимает, что Татьяна - та самая девушка, с которой он мог бы быть очень счастлив, но, как водится, понимает это он слишком поздно. Все это, безусловно, заставляет читателя задуматься над тем, а не совершает ли он подобную ошибку. А, быть может, погружает в воспоминания о прошлых печальных опытах или заставляет вновь пережить пылкие и нежные первые чувства.

Главные герои

Одним из главных героев является Евгений Онегин. Замкнутый юноша со сложным характером. Автор намеренно не идеализирует его образ, наделяя его всеми теми недостатками, которые обычно присущи реальному человеку. С детства он не знал нужды ни в чем, будучи сыном Петербургского дворянина. Его душа не тяготела к труду, была изнежена романами, балами и научными трудами любимых авторов. Жизнь его была так же пуста, как и у миллиона таких же барских отпрысков того времени, наполнена кутежами и развратом, бессмысленным прожиганием жизни. Как это водится, в результате подобного образа жизни Евгений стал настоящим черствым эгоистом, задумывающимся лишь о собственных удовольствиях. Он не в грош не ставит чужие чувства и с легкостью оскорбляет человека, если тот пришелся ему не по душе или произнес неуместную на его взгляд фразу.

Между тем, не лишен наш герой и положительных черт: например, на протяжении всего романа, автор показывает нам, насколько Онегин тяготеет к науке и знаниям. Он постоянно в поиске того, чем можно пополнить и расширить свое сознание, изучает труды философов, ведет интеллектуальные беседы и споры. Помимо этого, в отличие от сверстников, ему очень быстро надоедает суета балов и бессмысленное времяпровождение. Очень скоро, читатель может наблюдать его личностный рост, в то время, как его друзья один за другим неминуемо деградируют, превращаясь в обрюзгших помещиков.

Не смотря на его разочарование и неудовлетворения тем образом жизни, который он вынужден вести, у него не хватает душевных сил и мотивации порвать этот замкнутый круг. Он не ухватился за ту спасительную соломинку, которую протягивает ему чистая и светлая девушка Татьяна, признаваясь в любви.

Поворотным моментом его жизни служит убийство Ленского. В этот момент у Онегина открываются глаза, он понимает насколько ничтожно все прежнее его существование. От чувства стыда и угрызений совести он вынужден бежать, и отправляет покорять просторы страны в надежде укрыться от «кровавой тени» убитого друга.

Из трехлетнего вояжа он возвращается совсем другим человеком, зрелым и осознанным. Вновь встретив Татьяну, которая на тот момент уже замужем, он понимает, что испытывает к ней чувства. Он видит в ней взрослую умную женщину, прекрасную собеседницу и целостную зрелую натуру. Он поражается ее величию и светской холодности, не узнавая в ней той робкой и нежной деревенской девушки, какой он знал ее раньше. Теперь она любящая жена, тактична и доброжелательна, сдержана и спокойна. В эту женщину он влюбляется без памяти, и ею он безжалостно отвергнут.

Это и послужило финалом романа, дальнейшая жизнь Онегина и Татьяны остаются для читателя неизвестными. Пушкин не дает никакого ответа на вопросы о том, смог ли Евгений смириться и забыть свою любовь и как он провел свои последующие дни? Была ли в дальнейшем счастлива Татьяна замужем за нелюбимым мужчиной? Все это осталось тайной.

Не меньший по значимости образ, описанный в романе - образ Татьяны Лариной. Ее Пушкин описывает как простую дворянку из провинции. Скромная барышня, не наделенная особенной красотой и внешней привлекательностью, однако, обладающая удивительно глубоким многогранным внутренним миром. Ее романтическая поэтичная натура завораживает читателя и заставляет симпатизировать и сопереживать ее страданиям с первой до последней строчки. Пушкин и сам не раз признается в любви к своей вымышленной героине:

«Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!».

Таня растет довольно замкнутой, погруженной в собственные чувства, закрытой девочкой. Ее лучшими друзьями очень рано стали книги, в них она искала ответы на все вопросы, через страницы романов она познавала жизнь. Тем более странным выглядит для читателя неожиданный порыв Татьяны и ее откровенное письмо Онегину. Такое поведение совсем не свойственно ее характеру и свидетельствует о том, что чувства, вспыхнувшие к Евгению, были столь сильны, что затмили разум молодой девушки.

Автор дает нам понять, что и после отказа, и после длительного отъезда Онегина, и даже после замужества Таня не перестает любить его. Однако огромное благородство и чувство собственного достоинства не дает ей возможности броситься в его объятия. Она уважает своего мужа и оберегает свою семью. Отказавшись от чувств Онегина, она проявляет себя как исключительно рассудительная, сильная и мудрая женщина. Долг оказывается для нее превыше всего, и это ее решение заставляет читателя проникнуться к героине глубоким уважением. Страдание же и позднее раскаяние Онегина является закономерным финалом его образа жизни и поступков.

(Картина К. И. Рудаковой "Евгений Онегин. Встреча в саду" 1949 )

Помимо главных героев, в романе описано множество второстепенных персонажей, однако такой яркой характеристики, как Татьяна и Онегин не получает больше никто. Разве что Ленскому автор уделяет некоторое внимание. С горечью он описывает его трагическую судьбу с несправедливым финалом. Пушкин характеризует его как исключительно чистого юношу, с незапятнанной репутацией и высокими моральными качествами. Он талантлив и порывист, но при этом весьма благороден.

Заключение

Особняком стоит описание природы в романе: ему автор уделяет немало времени. Мы можем найти на страницах романа прекрасные картины, воссоздающие перед нашими глазами Москву, Петербург, Крым, Одессу, Кавказ и, конечно, чудесную природу российской глубинки. Все, что описывает Пушкин - обыденные картины российской деревни. В то же время, он делает это так виртуозно, что картинки, созданные им, буквально оживают в воображении читателя, завораживают его.

Не смотря на неутешительный финал романа, его вовсе нельзя назвать пессимистическим. Наоборот, обилие светлых живых моментов заставляет читателя верить в прекрасное будущее и с надеждой смотреть вдаль. Здесь так много светлых, настоящих чувств, благородных порывов и чистой любви, что роман более способен выводить читателя на положительные эмоции.

Вся композиция романа выстроена удивительно гармонично, что удивительно, учитывая то, с какими большими перерывами автор вновь приступал к работе над ним. Строение имеет четкую, стройную и органичную структуру. Действия плавно проистекают одно из другого, на протяжение всего романа применяется излюбленный пушкинский прием - кольцевая композиция. То есть, место начальных и конечных событий совпадает. Читатель также может и отследить зеркальность и симметричность происходящих событий: Татьяна и Евгений несколько раз оказываются в схожих ситуациях, на одной из которых (отказ Татьяны) действие романа прерывается.

Стоит отметить, что ни одна любовная история в романе не имеет успешного финала: как и ее сестре Татьяне, Ольге Лариной не суждено было обрести счастья с Ленским. Разность героев показана через противопоставление: Татьяна и Ольга, Ленский и Онегин.

Подводя итог, стоит отметить, что «Евгений Онегин» - поистине подтверждение недюжинного поэтического таланта и лирического гения Пушкина. Роман читается буквально на одном дыхании и захватывает с первой своей строчки.

Евгений Онегин - молодой дворянин и аристократ, главный герой величайшего романа в стихах А.С Пушкин «Евгений Онегин», который создавался русским гением на протяжении восьми лет. В данном произведении, названном выдающимся литературным критиком XIX века В.Г. Белинским «энциклопедией русской жизни», Пушкин отразил все свои мысли, чувства, понятия и идеалы, его жизнь, душу и любовь.

В образе главного героя автор воплотил тип современного человека его эпохи, который на протяжении всего романа, как и Пушкин взрослеет, умнеет, набирается опыта, теряет и приобретает друзей, совершает ошибки, страдает и заблуждается, принимает решения, кардинально меняющие его жизнь. Само название романа показывает центральное место героя в произведении и особенное отношение Пушкина к нему, и хотя у него нет прототипов в реальной жизни, он знаком с автором, имеет с ним общих друзей и реально связан с реальной жизнью того времени.

Характеристика главного героя

(Евгений с Татьяной, встреча в саду )

Личность Евгения Онегина можно назвать довольно сложной, неоднозначной и противоречивой. Его эгоизм, тщеславие и высокие запросы как к окружающей действительности, так и к самому себе - с одной стороны, тонкая и ранимая душевная организация, мятежный дух, стремящийся к свободе - с другой. Гремучая смесь этих качеств делает его человеком незаурядным и сразу привлекает внимание читателей к его персоне. Мы знакомимся с главным героем в возрасте 26 лет, он описывается нам как представитель петербургской золотой молодежи, равнодушный и наполненный злостью и желчной иронией, не видящий ни в чем смысла, уставший от роскоши, праздного безделья и прочих земных развлечений. Чтобы показать истоки его разочарования в жизни Пушкин рассказывает нам о его происхождении, детстве и отрочестве.

Онегин родился в аристократической богатой, но позже разорившейся семье, получил довольно поверхностное, оторванное от реалий русской жизни, но вполне типичное для того времени образование, которое позволяло ему легко владеть французским языком, танцевать мазурку, непринужденно кланяться и обладать приятными манерами для выхода в свет.

Окунувшись в беззаботную светскую жизнь с её развлечениями (посещение театров, балов, ресторанов), любовными романами, полным отсутствием обязанностей и необходимости зарабатывать себе на жизнь, Онегин быстро пресыщается и чувствует настоящее отвращение к пустой и праздной столичной мишуре. Он впадает в депрессию (или как тогда это называлось в «русскую хандру») и пытается отвлечься, найдя себе какое-то занятие. Сначала это литературная проба пера, которая закончилась полным провалом, затем запойное чтение книг, быстро ему наскучившее, и наконец бегство и добровольное затворничество в деревенской глуши. Изнеженное барское воспитание, не привившее ему любви к труду и отсутствие силы воли, привели к тому, что ни одно дело он не смог довести до логического завершения, он слишком долго провел времени в праздности и лени, и такая жизнь испортила его окончательно.

Приехав в деревню Онегин избегает общества соседей, живет уединенно и обособленно. По первых порах он даже пытается некоторым образом облегчить жизнь крестьян, заменив барщину «легким оброком», но сказываются старые привычки и проведя одну единственную реформу, ему становится скучно и уныло и он все бросает.

(Картина И. Е. Репина "Дуэль Онегина с Ленским" 1899 )

Настоящими подарками судьбы (их Онегин эгоистично не оценил и беспечно отбросил) стала искренняя дружба с Ленским, которого Евгений убил на дуэли, и возвышенная, светлая любовь прекрасной девушки Татьяны Лариной (тоже отвергнутая). Став заложником общественного мнения, которое он самом деле так презирал, Онегин соглашается на поединок с Ленским, ставшим ему по-настоящему близким по духу человеком, и смертельно ранит его на дуэли.

Эгоизм, равнодушие, безразличие к жизни и душевная черствость не позволили ему оценить великий дар любви, предложенный судьбой и он на всю жизнь остается одиноким и неприкаянным искателем смысла жизни. Повзрослев и поумнев, он снова встречает Татьяну в Петербурге и без ума влюбляется в ту роскошную и блестящую светскую даму, которой она стала. Но уже поздно что-то менять, его любовь отвергнута из-за чувства долга и Онегин остается ни с чем.

Образ героя в произведении

(Картина Ю. М. Игнатьева по роману "Евгений Онегин" )

Образ Онегина в русской литературе открывает целую плеяду героев, так называемых «лишних людей» (Печорин, Обломов, Рудин, Лаевский), которые мучаются в окружающей их действительности, находятся в поисках новых моральных и духовных ценностей. Но слишком слабохарактерны, ленивы или эгоистичны, чтобы предпринимать какие-нибудь реальные действия, которые могут изменить их жизнь в лучшую сторону. Финал произведения неоднозначен, Онегин остается на распутье и еще может найти себя и совершить действия и поступки, которые пойдут на благо общества.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные