Персонажи-животные в русских народных сказках - илюстрированная история замков и медведей. Контрольная Русские народные сказки о животных. Особенности, строение и характеристики героев сказок о животных. Кумулятивные сказки
Викторина «Животные – герои сказок»
Викторина по сказкам для учащихся начальной школы
Сердобинцева Валентина Фёдоровна, заведующий библиотекой МБОУ СОШ №11, г. Новый Уренгой, ЯНАООписание материала : Трудно представить жизнь без сказок. Их любят и читают не только дети, но и взрослые. В сказках животные разговаривают человеческим голосом и совершают поступки, которые присущи людям. В сказках высмеиваются все человеческие пороки, а зло всегда наказано. Предлагаю Вам викторину для учащихся начальной школы по русским народным сказкам о животных. Викторину можно использовать на уроках по литературному чтению, а также во внеурочной деятельности. Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям, библиотекарям.
Цель : Расширить знания детей о сказках, воспитать нетерпимость к порокам людей.
Задачи: Научить понимать занимательность сюжетов сказок, уметь делать выводы. Развивать речь
и образное мышление. Сформировать устойчивый интерес к чтению.
Демонстрационный материал:
Выставка книг «В стране сказок». Рисунки детей на тему сказок. Запись песни «Маленькая страна»: музыка И.Николаева, слова И.Резника.
Ход мероприятия :
Звучит запись песни.
Библиотекарь :
Ребята! Сегодня мы поведём разговор о сказках. Я думаю, все вы любите сказки, знаете их. Посмотрите, какие замечательные герои сказок на ваших рисунках! Сколько разных сказок вы читали. Чему учат сказки? (Ответы детей) Правильно, сказки учат быть добрыми и справедливыми, ненавидеть злодеев, презирать хитрецов. В сказках с давних времён идёт непримиримая борьба между добром и злом. Сказка не просто выдумка – народная или авторская. Это занимательный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории, которая происходит с героями.
В сказках о животных звери не только разговаривают человеческим голосом, но и поступают как люди, думают как люди. Сегодня мы с вами вспомним сказки, в которых герои – животные.
Герой сказок – лиса
1. Какие сказки вы знаете, где высмеивается глупость, жадность лисы?
(«Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев»)
2. В какой сказке добрая лиса отнесла домой внучку бабушке и дедушке?
(«Снегурушка и лиса»)
3. Чем угощали спасительницу?
(творогом, молоком, яйцами и курочку на дорогу)
4. Кто ещё из зверей предлагал Снегурушке отвезти её домой?
(медведь, волк)
5. Кто учил волка ловить хвостом в проруби рыбку?
(лиса, «Лисичка-сестричка и волк»)
Сказка «Лиса и дрозд»
1. Почему дрозд испугался лисицы?
(лиса грозилась съесть дрозда и его деток)
2. Чем накормил дрозд лису?
(пирогами и мёдом)
3. Что вёз по дороге мужик?
(пиво в бочке)
4. Как дрозд напоил лису?
(дрозд рассердил мужика, и он вышиб из бочки гвоздь, а пиво полилось на дорогу)
5. Какие новые желания появились у лисы?
(она захотела, чтобы дрозд её насмешил, а затем испугал)
6. Как была наказана лиса за свою жадность и глупость?
(её разорвали собаки)
Сказка «Кот и лиса»
1. Почему мужик отнёс кота в лес?
(он был большой баловник)
2. Каким именем представился кот лисе?
(Котофей Иванович)
3. Что принесли в подарок Котофею Ивановичу волк и медведь?
(волк – барана, медведь - быка)
4. Кого они отправили с поручением к лисе и коту?
(зайца)
5. Где спрятались волк и медведь от кота?
(волк – в кустах, медведь – на дереве)
Герой сказок – медведь
1. В какой сказке мужик и медведь делили урожай?
(«Мужик и медведь»)
2. Что сеял мужик?
(репу, рожь)
3. В какой сказке девочка жила в избушке медведя?
(«Маша и медведь»)
4. Почему вол, баран и петух из сказки «Медведь и петух» убежали в лес?
(потому, что сын просил отца их убить)
5. Где хранил медведь мёд в сказке «Медведь и лиса»?
(на чердаке)
6. Кто съел весь мёд медведя?
(лиса)
Сказка «Медведь и собака»
1. Почему хозяин прогнал собаку?
(он стал старый и перестал сторожить дом)
2. Кто кормил собаку в лесу?
(медведь)
3. Кто помог вернуться собаке домой?
(медведь)
4. Как отблагодарил собака медведя?
(он носил ему угощения со стола хозяина)
5. Почему медведю пришлось убегать из гостей?
(он громко начал петь и всех напугал)
Герой сказок - заяц
1. В какой сказке заяц спас ворону?
(«Заяц – хваста»)
2. Чем хвастался заяц?
(своими усами, лапами и зубами)
3. Почему зайцы в сказке «Зайцы и лягушки» решили утопиться в озере?
(потому, что им надоело жить в страхе)
Сказка «Лиса и заяц»
1. В какой сказке лиса выгнала зайца из его избушки?
(«Лиса и заяц»)
2. Какая избушка была у зайца, а какая у лисы?
(у зайца – лубяная, у лисы – ледяная)
3. Кто из зверей помогал зайцу выгонять лису?
(собака, медведь, бык, петух)
4. Кто выгнал лису из чужой избушки?
(петух)
Герой сказок – волк
1. В какой сказке волк изменил голос и проглотил козлят?
(«Волк и коза»)
2. Как отблагодарил волк журавля за своё спасение в сказке «Журавль и волк»?
(волк съел журавля)
3. Кого хотел съесть волк, в сказке «Волк и бараны»?
(жеребёнка, баранов, ишака)
4. В какой сказке козёл перехитрил всех волков и убежал домой?
(«Хитрый козёл»)
Сказка «Овца, лиса и волк»
1. Почему овца убежала от хозяина?
(он обвинял её во всех проказах барана)
2. Кого встретила на своём пути овца?
(лису, волка)
3. Как лиса и овца избавились от голодного волка?
(лиса направила его в капкан)
Сказка «Иван-царевич и серый волк»
1. Как звали царя из сказки?
(Берендей)
2 .Сколько сыновей было у царя?
(3 сына)
3. Кто воровал золотые яблоки в саду царя?
(Жар-птица)
4. Какое задание поручил царь своим сыновьям?
(найти Жар-птицу)
5. Почему волк стал служить Ивану-царевичу?
(потому, что он съел его коня)
6. Где нашёл Жар-птицу Иван-царевич?
(в замке царя Афрона)
7. Что потребовал царь Афрон взамен Жар-птицы?
(привезти ему златогривого коня)
8. Какую службу нужно было сослужить царю Кусману?
(привезти дочь царя Далмата Елену Прекрасную)
9. В кого превращался Серый волк?
(коня златогривого, Елену Прекрасную)
10. Кто убил Ивана-царевича?
(родные братья)
11. Кто оживил Иван-царевича и как?
(Серый волк окропил его мёртвой и живой водой)
Вопросы для обсуждения:
1.Кто в сказках из лесных жителей:
А) самый хитрый и почему
(лиса, всех обманывала)
Б) самый злой
(волк, всех съедал или угрожал съесть)
В) самый трусливый
(заяц, всех боялся)
Г) самый сильный
(медведь, он большой, сильный и его боялись)
2. А бывают ли в сказках волк и лиса добрыми, а заяц храбрым? Приведите примеры.
(Да. «Иван-царевич и серый волк», «Заяц-хваста», «Снегурушка и лиса» и другие)
3. Все вы знаете сказку «Репка». Кто помог вытянуть репку?
(мышка)
4. Как вы думаете, мышка была самая сильная? О чём эта сказка?
(Мышка не самая сильная, но если всем вместе взяться за работу, всё получится. И даже самая малая
сила не бывает лишней)
5. В сказках герои часто попадают в беду. Давайте вспомним, по какой причине это происходит. И чему
учат эти сказки:
А) «Волк и коза»
(Козлята открыли двери волку, и он их проглотил. Нельзя открывать двери дома незнакомым)
Б) «Лиса и кувшин»
(Лиса решила утопить кувшин и сама утонула. Прежде чем что-то делать, нужно хорошо подумать)
В) «Коза-дереза»
(Коза обманула старика, обидела зайчика и за это поплатилась.Нельзя обманывать и обижать слабых)
Г) «Колобок»
(Колобок убежал от дедушки и бабушки и лиса его съела. Нельзя уходить без разрешения далеко от
дома, это опасно)
Д) «Лиса и журавль»
(Лиса пожалела угощения для журавля, а он ответил ей тем же. Нельзя жадничать и поступать плохо)
Сказки учат нас добру и справедливости, вселяют чувство оптимизма и радости. Читайте сказки, учитесь на чужих ошибках и постарайтесь не делать своих. Обратите внимание на выставку литературы «В стране сказок». Сколько интересных, занимательных сказок на ней представлено. Приходите в библиотеку, ждём вас. В следующий раз мы с вами поговорим о волшебных сказках.
Список использованных материалов
1. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева /Вступ. статья В. Аникина; ил. Н.Каминского. - М.: Правда, 1982.- 576с.: ил.
2. Русские народные сказки /Сост., вступит. Ст. и примеч. В.П. Аникина; Рисунки Е. Коротковой, Н.Кочергина, И.Кузнецова, К.Кузнецова, В.Милашевского, Б.Шахова; Оформление Б.Школьника.- И.: Дет. лит.,1986.- 543 с.: ил.
3. Мои любимые песни (Электронный ресурс).- 2001, SIMAZ
Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. Сказки о животных – это самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку.
Сказки о животных, имея наиболее архаичные корни, сейчас почти полностью утратили первоначальное мифологическое и магическое значение. Самым маленьким детям обычно рассказывают специально для них предназначенные «ребячьи сказки» («Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята»). Они невелики по объему, просты по композиции. Большая роль здесь отводится диалогу, повторяемости одного и того же эпизода. Часто это эпизод встречи главного героя с другими персонажами. В сказке «Лиса и заяц» зайчик каждому встретившемуся животному жалуется: «Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала».
В некоторых сказках эпизоды повторяются с нарастанием, цепевидно, благополучно разрешаясь в итоге. (Так построены кумулятивные сказки.) Особенно выразительна в этом плане сказка «Коза» из сборника А.Н.Афанасьева:
Вода пошла огонь лить.
Огонь пошел камень палить.
Камень пошел топор тушить.
Топор пошел дубье рубить,
Дубье пошло людей бить.
|
Медведь пошел волков драть,
Волки пошли козу гнать:
Вот коза с орехами,
Вот коза с калеными!
Повторяющиеся эпизоды, диалоги часто рифмованы и ритмизированы, сопровождаются песенками (например, песенки Колобка). Коза, а затем и Волк в сказке «Волк и козлята» разными голосами распевают:
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся.
Исполнение таких сказок сродни театрализованному представлению с активным участием слушателей. Сказка приближается к игре, что соответствует особенностям восприятия художественного произведения детьми в возрасте от двух до пяти - «содействие и соучастие», как определил его психолог А. В. Запорожец.
Чем младше ребенок, тем буквальное он воспринимает события и героев сказки. Сказочные персонажи близки детям так же, как реальные живые существа: собака, кот, петушок, козлята. В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, говорят и поступают как люди: строят себе жилища, рубят дрова, носят воду. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.
Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной (“Коза-дереза”). Волк ловит рыбу - опустил хвост в прорубь и приговаривает: “Ловись, рыбка, и мала и велика! (“Лиса и волк”). Лиса извещает тетерева о новом “указе” - тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит (“Лиса и тетерев”).
Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления - об уме и глупости , о хитрости и прямодушии , о добре и зле , о героизме и трусости , о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения .
В сказках о животных представители животного мира воплощают определенные качества : лиса - хитрость, льстивость, волк - вероломную силу и глупость, заяц - трусость. При этом в этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой , присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы - хитрость , поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп ; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым , но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.
Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают : то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых , а не сильных.
Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру . Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка - тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе : много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.
“Курочка-ряба” в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А. Н. Толстого, несет в себе столь же важную для воспитания мысль . Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостом махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох - от разбитого яйца. Много шума из ничего ! Сказка смеется над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.
|
Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных . Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия . Сказки “Репка”, “Курочка-ряба”, “Колобок”, “Теремок” и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией : эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.
Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, - петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. Курица - к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы и пр. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! (“Петушок и бобовое зернышко”.) Ирония сказки понятна ребенку , ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
В сказках о животных много юмора . Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует , приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью ! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу - радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.
Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу . Петух - герой, лиса - хитрая обманщица, волк - жадный, медведь - глупый, коза - лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота , которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи.
Оглавление
1. Русские народные сказки о животных. Особенности, строение и характеристики героев сказок о животных. Кумулятивные сказки 3
2. Ш. Перо. История создания сборника «Сказок моей матушки Гусыни…». Сказка «Красная Шапочка» 6
3. Маленькие рассказы Л.Н. Толстого. Их воспитательная направленность и огромное эмоциональное воздействие на детей. Анализ рассказа «Косточка» 8
4. Веселые сказки в стихах – основной жанр творчества Чуковского для детей. История создания, основные идеи, главный конфликт, элементы сатиры, художественные особенности сказки «Мойдодыр» 10
Список литературы 13
1. Русские народные сказки о животных. Особенности, строение и характеристики героев сказок о животных. Кумулятивные сказки
Русские народные сказки о животных – самая древняя группа сказок, в основе которых лежат тотемистические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. Так появились отрицательные персонажи русских сказок. Каждому этому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты.
Характеристика животных в сказке включает в себя несколько ярко выраженных персонажей, олицетворяющих силу и хитрость, злобу и грубую силу.
В животном мире сказок существует особый тип героя – трикстер, плут и обманщик. Лиса в сказках выступает главным трикстером. Это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. В русских сказках трикстеру противопоставляется персонаж-простак. Им может быть волк, которого лиса с успехом одурачивает, петух («Кот, петух и лиса«), или слабый заяц, которого она выгоняет из своей избы («Лиса и заяц«). Первоначально в мифе именно его необычное поведение способствовало сотворению мира и обретению знания. В отличие от мифа, лиса-трикстер часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. Например, Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой» спасается бегством и прячется в нору.
Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи сказок похитрее, например, Лиса. Противопоставление этих двух сильных животных характеров встречается во многих сказочных сюжетах, и почти во всех волк, являясь недогадливым и недальновидным, снова и снова дает себя обмануть. Однако, в древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («Зимовье зверей«). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка и волк« остается без хвоста.
Медведь в сказках представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен слабыми животными. Можно увидеть параллель образа медведя с образом богатых помещиков во время крепостного права. Поэтому люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя. Например, медведь остается ни с чем (сказка «Мужик и медведь«) или вовсе оказывается съеденным толпой народа («Медведь - липовая нога«). В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками Машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.
Существует не очень обширный вид сказок, которые обладают настолько специфическими композиционными и стилевыми особенностями, что выявление их в особый разряд не вызывает никаких сомнений. Это так называемые кумулятивные сказки.
Кумуляция - циклическое повторение и расширение сюжетных узлов - один из основных приёмов создания сказочного текста. Троекратная проверка героем силы с помощью палицы - кумуляция, посещение героем медного, серебряного, золотого дворцов - кумуляция, троекратная битва со змеем - кумуляция. Особенно много кумулятивных сказок значится в разделе сказок о животных.
Композиция кумулятивных сказок независимо от форм ис¬полнения чрезвычайно проста. Она слагается из......
1. Арзамасцева И. Н. Детская литература. – М.: Академия, 2008.
2. Детская литература: Учебник для студентов вузов. / Под. ред. Зубаревой Е.Е. – М.: Высшая школа, 2004.
3. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей.- М., 2009.
4. Латова Н.В. Чему учит сказка. // Литература в школе. 2003. № 4.
5. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. - М., 2001.
Слово «сказка» появляется в письменных источниках приблизительно в 16 веке. Наши далекие предки именовали сказку «кощуной». В 11 веке, после крещения Руси, кощуна потеряла свой мифологический, сакральный смысл. Она получила новое название - баснь, которое продержалось до 19 века, сменившись в свою очередь известным нам названием сказки.
Русские сказки наполнены образами самых различ-ных домашних животных, зверей, птиц и рыб. В бытовых сказ-ках они действуют и говорят, как обычные люди, им присущи положи-тельные и отрицательные черты. Каждый образ несет определенную смысловую нагрузку: лисы - хитрые, волки - глу-пые, петухи - хвастливые, собаки - несчастные и добрые, коты - от-важные и т. п.
Совсем другие функции выполняют они в волшебных сказках. Все они наделяются чудесными свойствами, с помощью которых становятся могучими помощниками, покровителями героя сказки, а иногда и врагами.
Свои знания о земных животных древний славянин перено-сил в воображении на небесные атмосферные явления. Так, свист ветра, гром молнии, тучи, застилающие солнце, снег и дождь он объяснял криком, бегом и борьбой различных небесных зверей, птиц, огненных змей.
В одних сказках жи-вотные занимает положение, равноценное человека. В других, они играют второстепенную роль, помогая герою. Большое число видов различных животных, наделенных множеством вол-шебных свойств, живут в сказках, влияя на судьбу героя.
Функции, которые выполняют эти животные, могут быть такими: 1.Помощники героя сказки; 2. Оборотни-друзья; 3. Вещуны; 4. Редкие звери с чудесными свойствами; 5. Враги героя; 7. Помощники врагов героя; 8. Оборотни-враги и другие.
Наиболее подробно рассмотрены исследователями только два пер-сонажа: змей и конь.
Змей в подавляющем большинстве - основной враг. В. Я. Пропп связывает его образ с мифическим образом главного духа обряда инициа-ции, духом-страшилищем (поглотителем), которого боятся все непосвя-щенные.
При встрече со змеем героя поджидает опасность сна, засыпания. Змей никогда не пытается убить героя оружием, лапами, или зубами - он пытается вбить героя в землю (т.е. в грех) и этим его уничтожить. Змея можно уничтожить только отсечением всех его голов, то есть победой над своими чувствами.
В русских народных сказках змей является охранителем границы в Царство Небесное. Сама граница описывается как огненная река, называемая Смородинка («мор» - смерть, «один» - один; то есть смерть одна). Через неё ведёт мост, называемый «калиновый». Перейти через мост сможет тот, кто убьёт змея, то есть победит всю свою животную стихию.
В отличие от змея конь - помощник - друг и советчик героя, обладающий разными волшебными свойствами.
Чудесного коня в русских сказках называют например: «Сивка-бурка». Эпитет «бурый» родствен сло-вам «буря», «буран» и означает «бурлить», «шуметь», «бушевать». В целом ряде славянских народных сказаний буйные ветры, ходячие облака, грозовые тучи, быстро мелькающая молния называются небесными конями.
Будучи олицетворением порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделялись крыльями, что роднило их с мифическими птицами, а дополнительными эпитетами «огненный», «огнедышащий» награждались кони с ясным солнцем или месяцем во лбу, с частыми звездами по бокам. «Золотогривый», «золотохвостый» или просто «золотой конь» служит поэтическим образом солнца.
В некоторых сказках сам герой превращается в животное и гово-рит на «зверином» языке. Герой в этих сказках может стать любым животным. Если сам герой не умеет превращаться в животное, он, когда ему это требуется, надевает на себя шкуру собаки, барана, козла, быка.
Волшебными свойствами об-ладает и звериное молоко: волчье, львиное, медвежье и лошадиное. Оно дает герою силу, красоту, молодость, т. е„ также обладает качествами живой воды.
Повелителем животных и птиц в русских сказках выступает чаще всего Баба Яга. Одной из граней ее деятельности является власть над жи-вотными. Причем в это случае она, как хозяйка леса и животных, помогает герою. Так же в роли общелесного повелителя в сказках часто выступает дед, старик или хозяин леса - леший.
Еще одним интересным образом в сказках являются образы водоплавающих птиц - уток, гусей и лебедей. Зачастую именно утица, лебедь или гусь маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла. Например, с иным миром гуси-лебеди связаны в известной русской народной сказке «Гуси-Лебеди».
Кроме этого, образ лебедей наши предки часто связывался с солнцем. Например, идея его движения представлялась в дневное время в виде упряжки коней, везущих светило по небу, а в ночное возницами в подземном океане выступали лебеди. Они сопровождали Бога Солнца - Даждьбога. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня .
Особенно же широко распространены образы гусей и белых лебедей в русских народных свадебных песнях, где постоянно сравнение невесты с «лебедью белой».
Лыбедьв восточнославянской мифологии генеалогический герой, сестра трёх братьев - родоначальников племени полян: Кия, Щека и Хорива.
В русской сказке - богатырша Белая лебедь, владелица живой воды и молодильных яблок, за которыми посланы братья. Её имя могло быть преобразовано из первоначального Лыбедь под влиянием мифологического мотива превращения богатырши в птицу.
В сказаниях русского народа о девах лебединых говорилось об их особой красоте и вещей силе. Олицетворяли они дождевые весенние облака, считались дочерями Окиян-моря, обитали в водоёмах и колодцах. А полюбив кого-то, могли любую сверхъестественную задачу выполнить.
Таким образом, животные окружали древнего человека и почти никогда не были враждебны или неприятны ему. Получая от них в жизни самую реальную помощь и пользу, он в своем воображении одарял их доб-ротой, благородством, умом и могуществом. Вера в их готовность всегда прийти на помощь помогала человеку в трудной борьбе с самыми раз-личными препятствиями, встававшими на его пути.
Список используемой литературы:
- Белякова Г. С. Славянская мифология. - М.: Просвещение, 1995.- 239 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной Сказки. - М.: Лабиринт, 2002. - 332 с.
- Академия наук СССР. Древняя Русь и славяне. - М.: Наука.,1978. - 445с.
Роль животных в русском народном творчестве крайне велика и разнообразна. Почти во всех сказках фигурируют те или иные звери. Среди них можно выделить лису, медведя, волка, зайца, ежа, сороку и прочих. С помощью этих хорошо известных ярких персонажей взрослые рассказывают своим детям о том, что такое хорошо, а что-плохо. Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными. Рассмотрим самых популярных животных, фигурирующих в сказках, и сравним, насколько совпадают их «сказочные» характеристики с их описанием в реальной жизни.
«Лисичка-сестричка», «Лиса-при беседе краса», «Лиса Патрикеевна», Лисафья, Лисица–кумушка – так ласково называют Лису в русских народных сказках. Эта рыжая плутовка, безусловно, является излюбленным персонажем во все времена. И неизменно она хитра, умна, сообразительна, расчетлива, злопамятна и коварна. Так, лишь она смогла обхитрить и съесть бедного Колобка, провести глупого волка, у которого хвост примерз к проруби, и даже обмануть мужика, притворившись мертвой. Главная идея этих сказок – рассказать детям о том, что в жизни важна не сила, а хитрость. Несмотря на это, лиса - все-же отрицательный персонаж. В некоторых сказках, мирным зверушкам, пострадавшим от этой рыжей плутовки, приходится очень потрудиться, чтобы перехитрить и проучить саму Лису.
Но так ли хитра и умна лиса на самом деле? Немецкий зоолог Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» утверждает, что хитрость лисы в русских сказках сильно преувеличена, а вот ум волка – напротив, недооценен. В остальном же, реальная обыкновенная лисица во многом схожа со «сказочной»: рыжая шерсть, красивый пушистый хвост, лиса нередко охотится на зайца или наведывается в близлежащие курятники.
«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум – таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки – «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки – наружу.
фото 1
«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» - тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта – трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то – наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.
Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок – нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.
В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, – лиса.
«Серый волк – зубами щекл», «Волк-волчище – из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей – что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».
В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк – умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки – настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.
Колючий Ежик – издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», - ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.
В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.