Режиссерский факультет: куда поступить, где учиться? Профессия "режиссер"

В кинематографии и театре, главенствующая роль отводится далеко не актерам или продюсерам, а режиссерам. Именно на него возлагается ответственность за конечный результат, и именно по отношению к нему выдвигаются самые высокие требования.

Последние годы отечественный кинематограф переживает стадию возрождения. Обществу регулярно представляют кино-новинки, которые справедливо можно отнести к шедеврам киноиндустрии. В связи с этим увеличивается спрос на людей творческих специальностей, которые будут способны поддержать достигнутый уровень и продолжить развитие искусства.

В кинематографии и театре, главенствующая роль отводится далеко не актерам или продюсерам, а режиссерам. Именно на него возлагается ответственность за конечный результат, и именно по отношению к нему выдвигаются самые высокие требования.

Кто такой режиссер?


– специалист, руководящий совокупностью ключевых процессов на съемочных площадках, сценах, аренах цирка и других театральных и концертных мероприятиях. Он интерпретирует сценарий и имеет полное представление о том, как нужно отыграть ту или иную сцену, чтобы сюжет выглядел наиболее реалистично.

Профессия режиссера возникла относительно недавно – в конце 19 столетия. Безусловно, потребность в людях, координирующих актеров и работающих над постановкой спектаклей, появилась в более ранний период, а именно в период становления театра. Однако на тот момент театральные труппы в основном обходились собственными силами, поэтому число таких специалистов было ограничено.

Идея режиссуры в современном ее представлении принадлежит немецкому и французскому театру – она заключается в формировании ансамблевости и подчинения всего спектакля единому замыслу.

Зарождение и стремительное развитие кинематографа обусловило не только увеличение популярности профессии, но и круг возлагаемых на режиссеров обязанностей, с которыми было бы довольно сложно справиться одному человеку. Это определило необходимость выделения более узких направлений:

  • Режиссер-постановщик – опытный профессионал, стоящий во главе всей команды и отвечающий за результат ее работы. Он занимается подбором актеров, корректирует их игру, вносит поправки в сценарий.
  • Режиссер имеет вторую по значимости после режиссера-постановщика ступень и, по сути, является его помощником, который учится у него и набирается опыта. Его привлекают к участию в крупных проектах и возлагают ответственность за подбор актеров массовки и съемку второстепенных сцен.
  • Режиссер-ассистент – низшее звено профессии и одновременно хороший старт для карьерного роста. Несмотря на то, что он находится "на подхвате" и не выполняет каких-либо важных функций, многие выпускники учебных заведений начинают свою деятельность именно с этой должности.
  • Звукорежиссер занимается улучшением качества голосов. Он выражает свое экспертное мнение относительно того, что именно и с какой интонацией нужно сказать, чтобы звук максимально соответствовал картинке и вызывал определенные эмоции у зрителей.
  • Режиссер монтажа – эксперт, занимающийся объединением отдельных эпизодов в единую полноценную картину. В работе он руководствуется рекомендациями главного режиссера и работает вместе с ним, отбирая лучшие сцены из отснятого материала.
Режиссер театра имеет абсолютно иную специфику работы. Театральные постановки требуют особой подготовки и навыков. Игра актеров, сценарий, декорации – все должно быть построено безупречно, поскольку в театре у режиссера не будет возможности отснять еще дубль, который понравится публике.

В зависимости от типа специализации основные обязанности режиссера могут варьироваться, однако к наиболее важным аспектам работы относится:

  • взаимодействие со сценаристами, продюсерами и другими участниками процесса;
  • распределение ролей, контроль и постановка игры актеров;
  • корректировка освещения;
  • просмотр отснятого материала и выделение самых лучших кадров;
  • внесение изменений в сценарий;
  • указания относительно внешнего вида актеров;
  • решение спорных ситуаций и поддержание соответствующей рабочей обстановки и т.д.

Следует заметить, что режиссеры – уникальные специалисты. Нередко они могут совмещать работу со смежными профессиями и выступать в роли продюсеров, сценаристов, актеров. В таком случае круг их обязанностей существенно расширяется.

Какими личностными качествами должен обладать режиссер?

Чтобы раскрыть свой творческий потенциал и достичь успехов в карьере, режиссерам приходится много работать и прикладывать много усилий. Поэтому им очень важно быть целеустремленными, трудолюбивыми, сильными духом людьми.

  • Как и в других творческих профессиях , в своей деятельности они должны быть креативными и иметь широкий кругозор.
  • Высокий уровень интеллектуального развития, начитанность и образное мышление являются постоянными спутниками в работе режиссеров.
  • Любознательность и стремление к саморазвитию требуются для увеличения опыта и лучшего понимания профессии.
  • Поскольку люди этой профессии имеют в своем подчинении большое количество сотрудников, они должны обладать лидерскими качествами и быть коммуникабельными.
  • Умение организовать работу и найти компромиссные решения в проблемных ситуациях – залог благоприятной атмосферы на рабочем месте.
  • Объективность и наблюдательность также пригодятся на творческом пути, которые позволят дать правильную оценку происходящему, выбрать нужное направление.

Преимущества профессии режиссер

Большое удовольствие режиссеру доставляет возможность самореализации и воплощения в жизнь его идей, которые, в случае успеха, будут признаны публикой, и он обретет популярность и признание.

Специалисты высокого уровня не нуждаются в поиске работы – она сама их находит. Большинство известных режиссеров очень востребованы и получают большие гонорары, сумма которых обычно не разглашается. Естественно, уровень их зарплаты напрямую зависит и от масштабов проектов, но, в основном, они могут самостоятельно устанавливать размер вознаграждения за свой труд.

Профессия является весьма увлекательной, благодаря тому, что режиссеры очень часто путешествуют и участвуют в различных мероприятиях. Кроме возможности увидеть мир, не менее привлекательным моментом в работе является знакомство с известными людьми и налаживание связей, которые, несомненно, принесут большую пользу.

Недостатки профессии режиссер

К основным недостаткам профессии относится малая доля вероятности того, что специалист сможет добиться успеха в карьере. Начинающим режиссерам приходится довольно сложно. Отсутствие опыта и всеми узнаваемого "имени" нередко означает и отсутствие работы. Значительная часть спонсоров выбирает для своих проектов только известных личностей, которые непременно смогут создать шедевр. Конечно, можно начать свою деятельность, работая в мелких проектах, но в таком случае и рассчитывать на солидное вознаграждение не придется. Да и нет никаких гарантий, что в будущем удастся попасть в высшую лигу.

Режиссер – не только развлечения и громкие вечеринки в честь премьеры, но и тяжелый труд. Эта работа чаще всего не предусматривает нормированного графика и отпуска по расписанию. Нередко режиссеры могут работать до поздней ночи или круглосуточно, пока не достигнут желаемого результата.

Очень часто режиссеры испытывают стресс и находятся в состоянии повышенного психо-эмоционального напряжения, что может крайне негативно отразиться на здоровье. Также не стоит забывать, что основная доля успеха в творческой профессии связана с вдохновением. Подавленность, апатия и стресс, вряд ли приведут к созданию чего-то, стоящего внимания.

Где можно получить профессию режиссер?


Профессию режиссера невозможно освоить самостоятельно или при помощи специальных курсов. Хотя изучение основных принципов режиссуры посредством самообразования вреда не принесет, настоящим специалистом можно стать, только получив соответствующее высшее образование.

Сегодня в большинстве городов России есть как минимум один ВУЗ, осуществляющий подготовку режиссеров. Многие университеты являются коммерческими, но и государственных ВУЗов, где можно получить эту профессию, тоже хватает. Все учебные заведения предлагают обучение преимущественно на платной основе, с минимальным количеством бюджетных мест, и поступить в них очень сложно. Абитуриентов отбирают по жестким критериям, основным среди которых, все же, остается талант.

От выбора университета во многом зависит и дальнейшее трудоустройство, поскольку в этой профессии престижность ВУЗа играет не последнюю роль. К наиболее популярным среди работодателей учебным заведениям относятся:

Источники изображений: macdigger.ru, tvkinoradio.ru, vnews.agency, severinform.ru

Кафедра истории и исторического архивоведения создана в 2018 году в рамках факультета государственной культурной политики. Вместе с тем, кафедра ведет преподавание истории России и зарубежных стран на всех факультетах МГИК.

Кафедра педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии ведет свою историю с первых лет существования нашего вуза. Кафедра осуществляет профессиональную подготовку бакалавров по направлению подготовки: “Искусства и гуманитарные науки” профиль “Артпедагогика”. Артпедагог – уникальный специалист, умеющий использовать традиционные педагогические методы в синтезе с различными видами искусства в развитии личности.

Кафедра философии

Кафедра философии образована в октябре 2018 г. на основе кафедры социально-философских наук, которая существовала с марта 2010 г.

Основной функцией кафедры является организация и координация образовательного процесса и научных исследований, направленных на изучение актуальных философских проблем. Сотрудники кафедры изучают теоретические и исторические проблемы философии, типы философской мысли; разрабатывают методологию, наиболее эффективную для современного состояния философских наук.

Кафедра туризма

Кафедра готовит бакалавров и магистров по направлению подготовки Туризм. Профили подготовки бакалавров: Технология и организация экскурсионных услуг, Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности, Историко-культурный туризм; профиль подготовки магистров – Организация и управление турбизнесом.

Кафедра менеджмента и технологий социально-культурной деятельности

Кафедра социально-культурной деятельности – одна из старейших кафедр университета, которая преемственно продолжает и развивает лучшие традиции вузовской подготовки специалистов социально-культурной сферы. Она является ведущей кафедрой социально-культурной деятельности страны, определяющей содержание и направление развития российского социокультурного образования, задающей тон многим новаторским начинаниям, способствующей формированию нового поколения работников культуры, ученых и педагогов.

Кафедра культурно-досуговой деятельности

Кафедра культурно-досуговой деятельности осуществляет подготовку кадров бакалавров и магистров по направлению 51.03.03: «социально-культурная деятельность» профилю «постановка и продюсирование культурно-досуговых программ».

Кафедра экономики культуры и правоведения

На кафедре работают исключительно доктора и кандидаты наук – высокопрофессиональные специалисты в области экономики, маркетинга, менеджмента, социологии, политологии и правоведения, имеющие опыт работы в организациях и органах управления федерального и регионального уровня.

Кафедра музейного дела и охраны культурного наследия

Подготовка музейных кадров реализуется в МГИК с 1986 года. Кафедра музейного дела и охраны культурного наследия начала свою деятельность с 27 февраля 2017 года.

Кафедра культурологии

Кафедра осуществляет подготовку культурологов по профилям: история культуры, художественная культура, межкультурные коммуникации, а историков искусства по профилю история искусства.

Кафедра лингвистики

Кафедра лингвистики создана в 2018 году в рамках факультета государственной культурной политики. Задачей кафедры лингвистики является расширение культурного лингвистического кругозора учащихся, формирование духовной общности, изучение филологических дисциплин в сопоставлении с историей развития русской культуры, в том числе как элемента мировой культуры.

Кафедра иностранных языков

Кафедра иностранных языков МГИК – одна из старейших и замечательных кафедр университета. Она была создана в 1938 г. Под руководством заведующей кафедрой, профессора Л. А. Жумаевой трудится работоспособный, творческий, владеющий профессией коллектив, который впервые в истории преподавания иностранных языков начал создавать учебные пособия, специально предназначенные для вузов культуры.

Кафедра управления информационно-библиотечной деятельностью

Кафедра создана на базе предметно-методической комиссии организационно-управленческих дисциплин кафедры библиотековедения, самостоятельно функционирует с 1 июня 2004 г.

Кафедра информатизации культуры и электронных библиотек

Кафедра основана в 2000 г. для подготовки кадров по специализации "Технолог автоматизированных библиотечно-информационных систем". Для данной квалификации был разработан комплекс дисциплин, ориентированный на применение новых технологий.
С 2015 г. кафедра информатизации культуры и электронных библиотек является базовой кафедрой МГИК в ГПНТБ.

Кафедра документоведения и архивоведения

Кафедра документоведения и архивоведения осуществляет набор абитуриентов по направлению «Документоведение и архивоведение» с присвоением степени «Бакалавр документоведения и архивоведения».

Кафедра библиотековедения и книговедения

Кафедра библиотековедения основана в 1933 году. Является старейшей в университете.
Кафедра библиотековедения и книговедения осуществляет подготовку по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» с присвоением степени бакалавр.

Кафедра эстрадно-джазового пения

Кафедра эстрадно-джазового пения осуществляет подготовку специалистов в области профессионального музыкально-эстрадного искусства по специальности «Музыкальное искусство эстрады», специализация – «эстрадно-джазовое пение».

Кафедра сольного народного пения

Кафедра готовит специалистов по направлению подготовки: Искусство народного пения, профиль: сольное народное пение, степень выпускника: бакалавр, магистр, квалификация: концертный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель. Форма обучения – очная и заочная.

Кафедра академического пения

Кафедра академического пения осуществляет подготовку специалистов в области профессионального вокального искусства по специальности 051000 «Вокальное искусство» (квалификации: «Оперный певец. Концертно-камерный певец. Преподаватель» (специалитет); «Концертно-камерный певец. Преподаватель» (бакалавриат).

Кафедра специального фортепиано

Кафедра специального фортепиано открыта в 2001 году. Кафедра является выпускающей по программам бакалавриата и магистратуры. За время работы кафедра подготовила выпускников, которые успешно работают преподавателями и концертмейстерами в ведущих учебных заведениях России и зарубежья, в том числе в РАМ им. Гнесиных, МГИМ им. А.Г.Шнитке, ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова, ведущих ДМШ и ДШИ, в том числе в ЦДШИ г.о. Химки, МЭО «Радость», ДМШ им. А.Верстовского.

Кафедра теории и истории музыки

Кафедра осуществляет фундаментальную подготовку музыкантов - специалистов и бакалавров - всех направлений подготовки и профилей по музыкально-теоретическому циклу дисциплин.

Кафедра оркестрового дирижирования

Кафедра оркестрового дирижирования ведёт образовательную деятельность по направлениям: "Музыкально-инструментальное искусство", профиль "Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты" (по видам: домра, балалайка, гитара, гусли звончатые, гусли клавишные), профиль "Оркестровые струнные инструменты" (по видам: скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа), уровень подготовки - бакалавриат, магистратура; "Дирижирование", профиль "Дирижирование оркестром народных инструментов", уровень подготовки - бакалавриат, магистратура; профиль "Оперно-симфоническое дирижирование", уровень подготовки - магистратура".

  1. Автобиографию: 1-3 стр. Стиль написания – любой: от классической «сухой» автобиографии до литературно-художественного повествования. Если вы закончили Filmmaking Московской школы кино: в автобиографии обязательно указать, в каком проекте участвовали и в качестве кого, приложить ссылку на просмотр работы.
  2. Эссе на тему «Почему я хочу стать режиссером?»: 1-3 стр. Важно: эссе - это творческая работа, которая не сводится к простому пересказу вашего жизненного пути (для этих целей служит Автобиография).
  3. Устный рассказ на камеру: 2-5 мин. Расскажите на камеру историю из жизни (своей, своих знакомых или других людей, но не сказочных или фантастических персонажей), в которой события связаны с темой (тема для каждого потока индивидуальна, публикуется за 20 дней до даты соответствующего потока на странице программы в категории «Вступительные испытания»).Техника, качество и стилистика съемки, постановка голоса и актерская подготовка значения не имеют. Не нужно изысков, главное, чтобы вас было видно и слышно. Допускается не более одной монтажной склейки. Важно: в кадре должны быть вы, и только вы! Убедительная просьба не заучивать текст наизусть и не читать его с листа! Цель задания – рассказать историю
  4. Mood-видео. 2-5 мин. Снимите сами или смонтируйте из собственных или найденных в Интернете фото или видеоматериалов ролик длиной 2-5 минут, передающий атмосферу и настроение истории, рассказанной вами в задании №3. Внимание: не нужно реконструировать и экранизировать эту историю с помощью актеров, не нужно буквально иллюстрировать все описанные в ней события. Речь идет именно о настроении и атмосфере: помогите нам их почувствовать - без слов и поясняющих титров. Вы можете использовать музыку, но если это песня, то не нужно, чтобы ее текст нам что-то объяснял.

В теме письма: Задания для пре-отбора. Фамилия Имя.

За 2 дня до собеседования мы сообщим вам результат пре-отбора.

2 этап - Собеседование

Если вы успешно прошли пре-отбор, мы приглашаем вас на встречу с приемной комиссией.

На собеседовании вам будет дано задание, которое необходимо выполнить в течение дня.

Результат вступительных испытаний мы сообщим вам в течение 5 рабочих дней после прохождения собеседования по электронной почте.

Данное решение принимается приемной комиссией по согласованию с куратором программы. Школа не комментирует причины отказа.

Режиссер-постановщик – руководитель творческой группы, работающий над созданием фильма, спектакля или шоу.

Кто такой режиссёр?

(фр. régisseur , от лат. rego управляю) — руководитель творческой группы, работающий над созданием фильма, спектакля или шоу. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Режиссер-постановщик — это творческий лидер проекта в кинематографе, на телевидении или в театре. Он отвечает за художественную составляющую произведения. Под его руководством работают актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Литературной основой служит сценарий или пьеса, и режиссёр-постановщик далеко не всегда является их автором. Но в итоге именно он отвечает за то, что увидит зритель. С его именем будут связывать успех или провал проекта.

Режиссёр-постановщик может специализироваться на постановке игровых или документальных фильмов, театральных спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.

Обычно режиссёра-постановщика называют просто режиссёром, т.к. и без уточняющего «прицепа» ясно, что он отвечает за постановку. Это касается любого режиссёра-постановщика, независимо от специализации.

Опишем некоторые варианты этой профессии.

В театре режиссёр руководит творческим коллективом, занятым в постановке: выбирает актёров, работает с ними над ролями, вместе со звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр. При этом он подчиняется творческому руководителю театра (если сам не является таковым), и они совместно выбирают пьесы для постановки.Организационные вопросы в процессе репетиций и во время представления ему помогает решать помощник режиссёра. Он взаимодействует с техническими службами, актёрами, следит, чтобы во время спектакля всё происходило без заминок.

Цирковое искусство радикально отличается от театрального. Так же, как отличается от театральной цирковая труппа: цирковые артисты работают династиями, годами отрабатывают свои номера. Они часто сопряжены с риском для жизни. Кроме того, труппа цирка - это не только люди, но и дрессированные животные. Цирк работает для развлечения публики, и главная задача циркового режиссёра - сделать каждый номер как можно ярче и зрелищнее. Всё это вносит свою специфику в работу циркового режиссёра. Однако принципы его работы схожи с работой театрального режиссёра. Он продумывает интригу представления, работает с артистами, художником-постановщиком, инженерами-конструкторами, бутафорами, осветителями, звукорежиссёром и др. участниками циркового шоу.

Кино - это сложный производственный процесс. (Как и телевидение.). У кинорежиссёра есть целая бригада помощников: второй режиссёр, режиссёр по работе с актёрами, помощник режиссёра (ассистент режиссёра, который ведёт хронометраж отснятого материала), консультанты и пр.

Хотя как минимум двое из этой бригады и обозначаются словом «режиссёр», они выполняют другие задачи. Например, второй режиссёр (в западном кино - First Assistant Director) помогает режиссёру-постановщику при разработке режиссёрского сценария, формулирует информацию для художников по гриму, по костюму, для ассистентов по актёрам и пр., планирует съёмочный процесс. И следит, чтобы весь производственный процесс шёл без сбоев, чтобы каждый раз съёмочная площадка была готова к работе, актёры и костюмеры были на своих местах и т.д. Это очень большой объём работы, и обычно у кинорежиссёра два вторых режиссёра. Режиссёр по работе с актёрами (он же ассистент по актёрам, директор по кастингу) ищет подходящих исполнителей на роли, организует их фото- и кинопробы.

Главное организационное бремя при создании фильма несут продюсеры, которые занимаются вопросами бюджета, дистрибуции и т.д. Продюсер фильма отвечает и за привлечение ключевых участников процесса, в том числе режиссёра, если, конечно, тот сам не является инициатором постановки. И продюсеры, и режиссёр подчиняются руководству киностудии. Работа режиссёра над фильмом начинается со сценария. Он может взять готовый сценарий, а может написать его сам или в соавторстве с профессиональным сценаристом. Он может взять за основу готовое литературное произведение или совершенно свежий сюжет. Даже если кинорежиссёр ставит фильм на готовый сценарий, он его дорабатывает по-своему: посекундно и покадрово расписывает план съёмки каждой сцены. В результате получается режиссёрский сценарий. Он обязательно изучает материалы, связанные с темой фильма, обращается к специалистам, которые могут его проконсультировать в каких-то вопросах. Участвует в составлении сметы, вместе с продюсером и вторым режиссёром намечает план работы. Вместе с художником-постановщиком, главным кинооператором, звукорежиссёром обсуждает художественную концепцию фильма и его оформление, утверждает эскизы, разработки, декорации и пр. Вместе с композитором и звукорежиссёром намечает экспликацию звука (график-схему). Отбирает актёров (с помощью ассистента по кастингу), работает с каждым из них над ролью, проводит репетицию сцен и т.д. Руководит съёмками. Когда съёмочный процесс завершён, отбирает нужные дубли, руководит процессом монтажа и озвучания.

Некоторые режиссёры успешно совмещают работу в театре и кино. Например, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров стал известен еще в 1960-е годы как театральный режиссёр. Возглавив театр в 1973 г. (в то время - Московский театр им. Ленинского Комсомола), он очень быстро вывел его в разряд самых популярных в Москве. Каждый спектакль Захарова - событие театральной жизни столицы: «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Варвар и еретик», легендарный «Юнона и Авось» и множество других. В то же время, он автор замечательных фильмов, любимых миллионами: «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона».

Рабочее место

Режиссёр-постановщик может работать в кино, на телевидении, в театре, цирке и пр. - в зависимости от специализации. Хотя некоторые режиссёры с успехом реализуют себя в разных областях.

Оплата труда

Зарплата на 04.04.2019

Россия 17000—50000 ₽

Москва 90000—90000 ₽

Важные качества

Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества. И ещё одно важное качество - чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире.

Знания и навыки

Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии. Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных произведений драматургии, кинематографа. Желательно знание иностранных языков.

Где учиться на Режиссера-постановщика

Драматический и музыкальный театр

  • Российский университет театрального искусства - ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры драмы
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Факультет искусств. Специальность «Режиссура театра»
  • Театральном институте им. Б. Щукина. Режиссёрский факультет. Специальность «Режиссура театра»

И др. вузы театрального искусства.

Цирк, шоу-программы

  • Российский университет театрального искусства - ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры цирка. Специальность «Режиссура цирка»
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра». Специализация «Режиссура эстрады»
    Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и «Режиссура шоу-программ».
  • Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Кино и телевидение

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Режиссерский факультет. Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма»;
  • Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма»;
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР). Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.

Талантливых работников в сфере кино в России не много, однако они всё же есть. И большинство из них окончили ведущий российский кинематографический вуз - Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.

Об институте

Назван ВГИК в честь великого советского режиссёра, актёра и сценариста - Сергея Аполлинариевича Герасимова. Этот человек внёс огромный вклад в развитие кинематографа в России. За свою жизнь он получил огромное количество различных наград, в том числе Ленинскую премию, трижды Сталинскую премию, Государственную премию СССР, а также был удостоен звания Героя социалистического труда.

Помимо кинематографической деятельности Герасимов активно занимался политикой, был членом партии ВКП(б), а также Депутатом Верховного Совета СССР 3-4 созывов.

Сам институт фактически был основан 1 сентября 1919 года, однако тогда он назывался “Государственная школа кинематографии”. Свое сегодняшнее название он получил в 1938 году, правда, тогда вместо слова “Всероссийский” использовали слово “Всесоюзный”.

Факультеты

Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова занимается подготовкой практически всех категорий специалистов в области кинематографа. Основные факультеты следующие:

  • Актёрский.
  • Режиссёрский.
  • Художественный.
  • Факультет продюсерства и экономики.
  • Операторский.
  • Сценарный.
  • Анимации и мультимедиа.

Все факультеты ВГИКа подготавливают специалистов высочайшего уровня, и набор студентов происходит по принципу мастерских. Суть в том, что один из преподавателей в той или иной области открывает свою мастерскую, в которую набирает определённое количество студентов и курирует их обучение на протяжении всего срока. Студенты посещают лекции профессоров (ВГИК), специальности которых охватывают различные предметы, однако мастер отвечает за студентов в первую очередь и ведёт главные профессиональные предметы.

Режиссёрский факультет

Профессия режиссёра является одной из важнейших при производстве фильма, ведь именно этот человек решает, каким будет лента, о чём она будет, кто будет в ней сниматься, и, соответственно, именно на его плечи ложится основной груз ответственности за успех проекта. Режиссёрский факультет ВГИКа за долгие годы работы выпустил немало талантливых и успешных режиссёров, которые внесли вклад как в отечественный, так и в мировой кинематограф. Среди них такие люди, как:

  • Андрей Тарковский.
  • Никита Михалков.
  • Всеволод Пудовкин.
  • Сергей Бондарчук и другие талантливые деятели кинематографа.

Режиссёрский факультет готовит специалистов в четырёх разных направлениях: игровое кино, неигровое (документальное) кино, звукорежиссура и анимационный фильм. Направления эти очень разные, и подход к работе в них отличается коренным образом, поэтому по каждому из них создаётся своя мастерская.

Срок обучения в целом составляет 5 лет. За это время студенты посещают лекции, как по основным дисциплинам, непосредственно связанным с режиссурой, так и по общеобразовательным. К последним относится, например, история мирового кино и история изобразительного искусства, а также ещё ряд подобных предметов.

Помимо лекций, будущие режиссёры выполняют практические задания, а в самом конце обучения снимают свою главную работу, которая представляет собой полноценный короткометражный фильм.

Поступающим

Набор происходит на конкурсной основе и осуществляется в 3 этапа. Первый - это собеседование. Он проходит после того, как абитуриент уже прислал все необходимые документы. На собеседовании комиссия определяет общий культурный уровень человека, а также степень его осведомлённости в разных областях искусства. На этом же этапе происходит разбор творческих работ абитуриента, которые необходимо приложить к документам при отправке. Эти работы представляют собой несколько наиболее удачных фотографий, сделанных человеком, биографический очерк, а также рассказ о каком-либо интересном случае из жизни.

Второй этап - творческое испытание. Оно также представляет собой письменную работу, но на этот раз абитуриент пишет её на предложенную тему и в здании института. На выполнение работы отводится не более 6 часов.

Третий этап - профессиональное испытание. Этот этап состоит из двух частей. Первая - чтение отрывка из художественной прозы, стихотворения и басни. Исходные тексты абитуриент выбирает самостоятельно. Вторая часть состоит из различных творческих заданий, которые помогут определить степень развитости творческого мышления абитуриента. Описать эти задания невозможно, так как они могут быть совершенно любыми, однако общее в них то, что в любом случае придётся проявить креативность и нестандартное мышление.

На этом всё. После того как абитуриент прошёл эти 3 этапа, ему остаётся только ждать результатов.

Актёры

Несмотря на то что факультеты ВГИКа выпускают специалистов в основном в области кино, готовит также и театральных артистов.

Срок обучения на этом факультете составит 4 года. За это время студенты проходят все стадии становления профессионального актёра, начиная с розыгрыша небольших этюдов, и доходя до больших спектаклей и кинолент. Основой обучения выступает методика известного российского деятеля театра и кино К. С. Станиславского.

Студенты актёрского факультета изучают не только профессиональные предметы, такие, например, как сценическая речь или сценическое движение, но и общеобразовательные, которые включают в себя историю мирового кинематографа и театра.

Как проходят экзамены

Зачисление на актёрский факультет также происходит в 3 этапа. На первом этапе абитуриенты проходят фото и видео пробы, для того чтобы продемонстрировать своё умение держаться перед камерой.

Второй этап представляет собой творческое испытание - чтение наизусть выбранного абитуриентом стихотворения, отрывка прозы, а также басни.

Третий этап - это собеседование. Оно проводится с целью определения общего культурного уровня абитуриента. Члены комиссии задают разнообразные вопросы, так или иначе касающиеся тематики искусства и актёрского мастерства.

После проведения всех трёх этапов комиссия определяет список поступивших на актёрский факультет и рекомендованных на бюджетные места, то есть тех, кто набрал наибольшее количество баллов.

Кинооператоры

Кинооператор играет огромную роль в восприятии картины зрителем, ведь именно он несёт ответственность за то, насколько выразительным будет кадр, и как много зритель сможет из него понять.

Работа оператора является сложной не только творчески, но и технически, ведь современная киноаппаратура находится на очень высоком уровне и справиться с ней сможет далеко не каждый.

Выпускники, окончившие кинооператорский факультет ВГИКа, выходят из института настоящими профессионалами. Они способны создавать красивые видео и фото, а также у них появляется возможность учувствовать в крупных кинопроектах и заявить о себе на весь мир.

Срок обучения составляет 5 лет, и за то время студенты занимаются, как теоретической, так и практической работой, оттачивая своё мастерство в фото- и видеосьёмке.

Процесс поступления

Для поступления на операторский факультет, как и на остальные факультеты ВГИКа, необходимо отправить папку с документами, однако дополнительно необходимо приложить портфолио из наиболее удачных снимков, после чего комиссия оценивает эти работы и проводит ряд дополнительных испытаний. Если абитуриент справляется со всеми техническими заданиями, его приглашают на собеседование, на котором комиссия и определяет своё окончательное решение.

В заключение

На территории Российской Федерации не так много вузов, которые занимаются подготовкой специалистов в сфере кинематографа. Это обусловлено в большей степени тем, что профессия не требует большого количества людей, готовых просто работать за деньги. Она требует творческого подхода, глубокого понимания своего дела и высокого уровня профессионализма. И обучают всему этому в ведущем российском кинематографическом вузе, факультеты ВГИКа мы рассмотрели в рамках данной статьи.



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные