Сергей прокофьев. Прокофьев Святослав прокофьева сын сергея прокофьева
Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена . Начальное образование Прокофьев получил дома.
С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.
Обучение в консерватории. Мировые гастроли
В 1903 Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».
Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.
Зрелое творчество
В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта» . В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир» , музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 – звание народного артиста РСФСР.
В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке» .
Последние годы
В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».
С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».
Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.
Личная жизнь
В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.
В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.
Другие варианты биографии
- Первые оперы будущий композитор создал в девятилетнем возрасте.
- Одним из увлечений Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку.
- Последнее произведение, которое Прокофьеву удалось услышать в концертном зале, была его Седьмая симфония (1952).
- Прокофьев умер в день кончины Иосифа Сталина , поэтому смерть композитора осталась почти незамеченной.
- Краткая биография Прокофьева для детей нашла отражение в книге «Детство», написанной самим композитором.
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля по старому стилю) 1891 года в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины) в семье агронома.
Его мать была хорошей пианисткой и под ее руководством Сергей рано начал заниматься музыкой. В детстве сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, сочинил и записал оперы "Великан" и "На пустынных островах". В течение летних месяцев 1902-1903 годов Сергей Прокофьев брал частные уроки теории и композиции у известного в дальнейшем дирижера и композитора Рейнгольда Глиэра, что помогло ему в создании оперы "Пир во время чумы", симфонии и нескольких пьес.
В 1904 году Сергей Прокофьев, будучи автором четырех опер, симфонии, двух сонат и нескольких пьес, поступил в Петербургскую консерваторию. Его учителями были известные композиторы Анатолий Лядов (композиция), Николай Римский-Корсаков (инструментовка) и Николай Черепнин (дирижирование), пианистка Анна Есипова (фортепиано), композитор и музыкальный критик Язеп Витол (музыкальная форма) и другие.
В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию по классу композиции и классу инструментовки, в 1914 году — по классу дирижирования и фортепиано.
На выпускном экзамене он исполнил свой Первый концерт для фортепьяно с оркестром, за что был удостоен премии имени Антона Рубинштейна.
С 1908 года Прокофьев выступал как пианист с исполнением собственных произведений, с 1913 года гастролировал за рубежом.
С первых шагов на музыкальном поприще Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник дерзко-новаторских (по меркам начала XX века) средств выразительности; критика 1910-х годов часто называла его музыкальным футуристом. Среди фортепианных произведений консерваторского периода выделяются "Наваждение", "Токката", Соната № 2 для фортепиано (все — 1912), два Концерта для фортепиано с оркестром (1912, 1913), цикл "Сарказмы" (1914).
В 1913-1918 годах композитором созданы оперы "Маддалена" (1913) и "Игрок" по Федору Достоевскому (1915-1916), сказка "Гадкий утенок" для голоса и фортепиано (1914), оркестровая "Скифская сюита" (1914-1915), балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915), "Классическая" (первая) симфония (1916-1917), романсы на слова Анны Ахматовой (1916) и др.
В 1918 году Прокофьев уехал на гастроли в США, где в 1919 завершил комическую оперу "Любовь к трем апельсинам" (поставлена в 1921 году Чикагским оперным театром).
К этому времени относится также Третий фортепианный концерт. В 1922 году композитор переселился в Германию, а в 1923 году перебрался в Париж, выезжая в длительные концертные турне по странам Европы и по Америке, где он выступал как пианист и как дирижер. В Париже антрепризой Сергея Дягилева "Русский балет" были поставлены его балеты "Стальной скок" (1927) и "Блудный сын" (1928). В 1925-1931 годах Прокофьев написал Вторую, Третью и Четвертую симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты.
В 1927 и 1929 годах Прокофьев с большим успехом выступал в Советском Союзе. В 1933 году вернулся на Родину.
В последующие годы Прокофьев много работал в разных жанрах. Он создал один из своих шедевров — балет "Ромео и Джульетта" (1936), лирико-комическую оперу "Обручение в монастыре" (1940), кантаты "Александр Невский" (1939) и "Здравица" (1939), Шестую сонату для фортепиано (1940), цикл фортепианных пьес "Детская музыка" (1935), симфоническую сказку "Петя и волк" (1936).
Летом 1941 года на даче под Москвой Прокофьев написал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр) балет-сказку "Золушка".
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) он создал оперу-эпопею "Война и мир" по роману Льва Толстого (1943), написал Седьмую сонату для фортепиано (1942) и Пятую симфонию (1944).
В послевоенное время композитором были созданы Шестая (1947) и Седьмая (1952) симфонии, Девятая фортепианная соната (1947), виолончельная Соната (1949) и Симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952).
Он также вел занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории.
Прокофьев написал музыку к кинофильму "Поручик Киже" (1934) Александра Файнциммера, историческим драмам Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" (1938) и "Иван Грозный" (1942). Им также была создана музыка к спектаклю режиссера Александра Таирова "Египетские ночи" (1934) в Камерном театре.
Композитор был членом римской академии "Сайта Чечилия" (1934), Шведской королевской музыкальной академии (1947), почетным членом художественного общества "Умелецка беседа" в Праге (1946).
В 1948 году музыка Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объявлена "формалистической".
5 марта 1953 года Сергей Прокофьев скончался в Москве от гипертонического криза. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Композитор оставил огромное творческое наследие — восемь опер; семь балетов; семь симфоний; девять фортепианных сонат; пять фортепианных концертов (из них Четвертый — для одной левой руки); два скрипичных и два виолончельных концерта (Второй — Симфония-концерт); шесть кантат; ораторию; камерные сочинения; ряд вокальных сочинений на слова Анны Ахматовой, Константина Бальмонта, Александра Пушкина и др.
Творчество Прокофьева было отмечено различными наградами. В 1947 году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР. Он был лауреатом шести Сталинских премий (1943, 1946 (три), 1947, 1951). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1943). В 1944 году ему была присуждена золотая медаль Лондонской филармонии.
В 1957 году композитор был удостоен Ленинской премии (посмертно).
Сергей Прокофьев был женат дважды. С первой женой — певицей Каролиной (Линой) Кодиной (1897-1989), имевшей российско-испанское происхождение, они поженились в 1923 году в Германии. В 1948 году Лина была арестована по обвинению в шпионаже и приговорена к 20 годам лагерей строгого режима. В 1956 году она была реабилитирована и вернулась в Москву, в 1974 году выехала из СССР. За рубежом она основала Фонд Прокофьева, который затем разросся до Архива и Ассоциации Прокофьева. В первом браке у композитора родились два сына — Святослав (1924) и Олег (1928), ставший художником. Оба сына эмигрировали из СССР в Париж и Лондон.
Олег Порокофьев перевел и издал дневник и другие сочинения отца, занимался популяризацией его творчества. Сын Олега и внук Прокофьева — Габриэль стал композитором, является владельцем компании звукозаписи Nonclassical, занимающейся продвижением молодых музыкантов и исполнителей современной классической музыки.
В 1948 году без оформления развода Прокофьев официально женился на Мире Мендельсон (1915-1968). В 1957 году Лина Кодина восстановила через суд права жены композитора.
Имя Прокофьева было присвоено детской музыкальной школе № 1 в Москве, в которой в 1968 году открыт музей Прокофьева, а во дворе школы установлен памятник.
В 1991 году в здании бывшей сельской школы, где преподавала мать композитора, был открыт Музей Сергея Прокофьева на его родине — в селе Красном Красноармейского района Донецкой области (Украина). Там же был установлен памятник композитору.
В 2008 году был открыт Музей-квартира Сергея Прокофьева в Камергерском переулке Москвы, где он провел последние годы жизни.
В 1991 году , в ознаменование 100-летия со дня рождения композитора, был учрежден Международный конкурс имени С.С. Прокофьева, который проводится в Санкт-Петербурге по специальностям: симфоническое дирижирование, композиция и фортепиано.
Год 125-летия композитора, по предложению президента РФ объявлен в России Годом Прокофьева.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
В еликий русский композитор, написавший свою первую оперу в 9 лет. Мастер крупных форм, которому удавалось переложить на язык музыки и шекспировские страсти Ромео и Джульетты, и встречу пионера Пети с Волком.
Знаменитый композитор родился в Екатеринославской губернии в семье ученого-агронома. Мальчик с детства проявлял музыкальные способности, его первым учителем была мать - хорошая пианистка. В 1902–1903 годах Прокофьев брал частные уроки у композитора Рейнгольда Глиэра. В 1904 году он поступил в Петербургскую консерваторию. В 1909 году Прокофьев закончил ее как композитор, через пять лет - как пианист, до 1917 года продолжая заниматься в ней по классу органа.
Выступать в качестве солиста и исполнять собственные произведения Прокофьев стал с 1908 года. Ученик Римского-Корсакова, Прокофьев-композитор начинал с фортепианных пьес и сонат, но принесла ему известность чикагская премьера – самая жизнерадостная в мире опера «Любовь к трем апельсинам». Без музыки Прокофьева сегодня нельзя представить признанный шедевр довоенного кино – фильм «Александр Невский». А музыкальное сопровождение «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна получило собственную жизнь как отдельное произведение.
В 1918 году он покинул Советское государство и через Токио добрался до США. В последующие десятилетия Прокофьев жил и гастролировал в Америке и Европе, несколько раз также выступал в СССР. На родину он вернулся в 1936 году вместе с женой-испанкой Линой Кодина и сыновьями. Именно после возвращения были созданы знаменитая сказка «Петя и волк», а также опера «Война и мир». Над эпическим произведением Прокофьев работал 12 лет.
В 1948 году Лина Кодина, которая к тому моменту была его бывшей супругой - арестована и сослана (освобождена в 1956 году, позже она покинула СССР). В том же году Прокофьева начали громить за формализм, его произведения резко критиковались как несоответствующие социалистическому реализму.
Скончался Прокофьев от гипертонического криза в возрасте 61 года.
Фрагменты из автобиографии С.С. Прокофьева.
<...> Мать любила музыку, отец музыку уважал. Вероятно, он тоже любил ее, но в философском плане, как проявление культуры, как полет человеческого духа. Однажды, когда мальчиком я сидел у рояля, отец остановился, послушал и сказал:
– Благородные звуки.
В этом ключ к его отношению к музыке.
<...> Отношение матери к музыке было более практическое. Она недурно играла на рояле, а деревенский досуг позволял ей посвящать этому делу сколько угодно времени. Едва ли она обладала музыкальными талантами; техника давалась с трудом, и пальцы были лишены подушечек впереди ногтей. Перед людьми играть она боялась. Но у нее было три достоинства: упорство, любовь и вкус. Мать добивалась возможно лучшего исполнения разучиваемых вещей, относилась к работе любовно и интересовалась исключительно серьезной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим легкую музыку. Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку.
<...> Музыкальные склонности начали проявляться рано, вероятно года в четыре. Музыку в доме я слышал от рождения. Когда вечером укладывали спать, а спать не хотелось, я лежал и слушал, как где-то вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена. Больше всего мать играла сонаты из первого тома; затем прелюдии, мазурки и вальсы Шопена. Иногда что-нибудь из Листа, что не так трудно. Из русских авторов – Чайковского и Рубинштейна. Антон Рубинштейн находился на вершине своей славы, и мать была уверена, что он более крупное явление, чем Чайковский. Портрет Рубинштейна висел над роялем.
<...> Занятия на рояле мать начинала с упражнений Ганона и этюдов Черни. Вот тут и я старался примоститься к клавиатуре. Мать, занятая экзерсисами в среднем регистре, иной раз отводила в мое пользование две верхних октавы, по которым я выстукивал свои детские эксперименты. Довольно варварский ансамбль на первый взгляд, но расчет матери оказался правильным, и вскоре дите стало подсаживаться к роялю самостоятельно, пытаясь что-то подобрать. Мать обладала педагогической жилкой. Незаметно она старалась направить меня и объяснить, как надо пользоваться инструментом. К тому, что она играла, я относился с любопытством и критически, иногда заявляя:
– Эта песенка мне нравится (я произносил «нлавится»). Пусть она будет моей.
Возникали также споры с бабушкой: какую именно пьесу играет мать. Обыкновенно прав был я.
Слушание музыки и импровизирование за клавиатурой привели к тому, что я стал подбирать самостоятельные пьески.
<...> В течение весны и лета 1897 года я записал три пьесы: Вальс, Марш и Рондо. Нотной бумаги в доме не водилось, ее линовал для меня конторщик Ванька. Все три пьесы были в до мажоре <...> Чуть сложнее оказалась четвертая – марш в си миноре. Затем приехала в Сонцовку Екатерина Иппократовна, жена того Лященки, которому я наплевал на лысину. Она хорошо владела роялем и даже немного занималась с матерью. Вдвоем они играли в четыре руки, что мне очень нравилось: играют разные вещи, а вдвоем выходит недурно!
– Мамочка, я напишу марш в четыре руки.
– Это трудно, Сергушечка. Ты не можешь подобрать музыку и для одного человека, и для другого.
Тем не менее я сел подбирать, и марш вышел. Приятно было сыграть его в четыре руки и слышать, как звучит вместе подобранное отдельно. Как-никак это была первая партитура!
<...> К моему музыкальному развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное, поддержать в ребенке интерес к музыке и, сохрани бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой. Точка зрения замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши помнили.
С.С. Прокофьев. Автобиография. М., «Советский композитор», 1973.
Биография знаменитостей – Сергей Прокофьев
Детство
Родился Сергей Прокофьев 23 апреля 1891 года. Родина Сергея - село Сонцовка в Екатеринославской губернии (теперь Донецкая область). Родители Сергея были образованными людьми: Сергей Алексеевич, его отец, избрал профессию агронома, Мария Григорьевна (мама) имела музыкальное образование.
Мальчик получил музыкальный дар от мамы, которая передала ему не только умение играть на фортепиано, но и поощряла желание сына сочинять музыку. Она записывала все произведения, сочиненные Сергеем. В десять лет молодой сочинитель пишет свои первые оперы. Через год родители с подачи композитора С.Танеева, оценившего способности мальчика-композитора, посылают его брать теоретические уроки у Р.М. Глиэра.
Талант Прокофьева проявился в юном возрасте - в 10 лет он уже пишет свои первые оперы
Начало творческого пути
В тринадцать лет Сергей начинает учебу в консерватории в Санкт-Петербурге. Выдающиеся музыканты стали его педагогами: Римский-Корсаков, Лядова, Есипова и другие. В консерватории Сергей Прокофьев изучает различные направления музыкальной культуры, совершенствует свое композиторское мастерство и талант исполнителя пианиста. За игру на рояле его отмечают медалью и премией. Далее он осваивает еще один музыкальный инструмент – орган.
Карьера
Сергей продолжает сочинять музыку. Его талант оценивают, и в 1911 году издают музыкальные произведения композитора Прокофьева. Он стал создателем своего стиля в музыке. Его произведения отличались гармоничностью и звучали сверхмощно. В основу своего стиля композитор положил дисгармонию звучания духовых и струнных инструментов. Часто слушатели не понимали музыку Прокофьева, резкие звуки, по сравнению с привычной классической музыкой, вызывали отторжение.
Сергей Сергеевич много работает и добивается огромного успеха
1918 год стал для Прокофьева переломным – он принял решение уехать из страны. Поклонники таланта Сергея Сергеевича находятся в Америке, в Европе, в Японии, где он исполняет свою музыку. В СССР композитор вернется почти через десять лет, приезжая с выступлениями. В 1936 году Сергей Прокофьев со своей семьей приезжает в Москву, где остается жить. Еще несколько лет ему удается выезжать за рубеж с выступлениями.
В 1930-е годы музыка композитора стала плавной, мелодичной, почти исчезли резкие переходы. Появляются балет, оперы и много других интересных композиций.
Выдающаяся музыка композитора прозвучала в фильмах: «Иван Грозный», «Александр Невский», оставив свой след в кино.
В 1941-1945 года Прокофьев много сочиняет. Появляется балет «Золушка».
В 1847 году он становится Народным артистом РСФСР.
В 1948 году Прокофьев получает порцию серьезной критики. Ранее сочиненная им опера «Повесть о настоящем человеке» оказалась не отвечающей требованиям социалистической действительности.
В следующем году у Прокофьева начались проблемы со здоровьем. Врачи запрещали трудиться, но, несмотря на запреты, он верен своему призванию, по-прежнему занимается музыкой.
Умер Прокофьев в 1953 году 5 марта
. Фасад дома композитора в Москве украшает мемориальная доска.
Из его увлечений стоит упомянуть шахматы. Он хорошо играл, говоря, что шахматы помогают ему в сочинительстве музыки.
В память о Прокофьеве создан музей, его имя присваивают музыкальным школам, оркестрам, конкурсам исполнителей музыки. Его профиль есть на почтовой марке и памятной монете. О Сергее Прокофьеве и его творчестве сняты документальные фильмы.
Личная жизнь
Первая жена Сергея Прокофьева – испанка Лина Кодина. Имел сыновей Святослава и Олега.
Второй супругой композитора стала Мендельсон Мира Абрамовна.
Семья Сергея Прокофьева
Прокофьев Сергей Сергеевич (23 апреля 1891 – 5 марта 1953) – величайший русский и советский композитор, пианист, дирижёр. Сочинил 11 опер, 7 симфоний, 8 концертов, 7 балетов, огромное количество инструментальных и вокальных произведений, а также музыку к фильмам и спектаклям. Лауреат Ленинской премии (посмертно), лауреат шести Сталинских премий, Народный артист РСФСР. Более исполняемого композитора не было в 20 веке.
Детство и учёба в консерватории
В конце 19 века была в Российской империи Екатеринославская губерния, а в ней Бахмутский уезд. Вот в этом уезде 23 апреля в 1891 году в селе, или, как тогда было принято называть, имении Сонцовка родился Сергей Прокофьев (ныне его родина больше известна всему миру, как Донбасс).
Его папа Сергей Алексеевич учёный-агроном, на момент рождения сына работал управляющим в имении у помещика. В семье до этого были рождены две девочки, но они умерли в младенческом возрасте. Поэтому мальчик Серёжа был очень долгожданным ребёнком и родители отдали ему всю свою любовь, заботу и внимание. Воспитанием практически полностью занималась мама мальчика Мария Григорьевна. Она из крепостного рода Шереметовых, где детей с раннего возраста обучали музыке и театральному искусству (причём не просто так, а на самом высоком уровне). Мария Григорьевна тоже была пианисткой.
Это и повлияло на то, что маленький Серёжа уже в 5 лет занимался музыкой, и постепенно в нём стал проявляться дар сочинительства. Он придумывал музыку в виде пьес и песенок, рондо и вальсов, а мама писала за ним. Как вспоминал композитор, самым сильным детским впечатлением для него оказалась поездка в Москву с мамой и папой, там они были в театре и слушали «Князя Игоря» А. Бородина, «Фауста» Шарля Гуно. Увидев «Спящую красавицу» П.Чайковского, мальчик вернулся домой просто одержимым скорее написать что-то подобное. Уже в десять лет он пишет два произведения под названиями «Великан» и «На пустынных островах».
Второй московский приезд Серёжи был в начале зимы 1901 года. Его слушал профессор консерватории Танеев С. Опытный педагог заметил талант у ребёнка и порекомендовал заниматься музыкой со всей серьёзностью и систематичностью. Летом в село Сонцовку приехал в будущем известный композитор Рейнгольд Глиэр. Он недавно окончил консерваторию, получил золотую медаль и по рекомендациям Танеева прибыл в имение. Он обучал маленького Прокофьева музыкальным теориям импровизации, гармонии, композиции, стал помощником в написании произведения «Пир во время чумы». Осенью Глиэр вместе с Марией Григорьевной, мамой Серёжи, снова повезли ребёнка в Москву к Танееву.
По поводу талантливого мальчика было принято решение, и Сергей становится учеником Петербургской консерватории. Его учителя – А.Н.Есипова, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, Н.Н. Черепнин. В 1909 году он заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 году как пианист. По окончании консерватории Прокофьев получил золотую медаль. А на выпускных экзаменах комиссия единогласно присудила ему премию им. А. Рубинштейна – рояль «Шредер». Но он не ушёл из консерватории, а продолжил заниматься по классу органа до 1917 года.
С 1908 года солировал, исполнял собственные произведения. После окончания консерватории Прокофьев впервые поехал в Лондон (такой подарок обещала ему мама). Там он знакомится с Дягилевым, который в то время устраивал во французской столице «Русские сезоны». С этого момента молодому музыканту открылась дорога в популярные европейские салоны. Его вечера с фортепиано имели в Неаполе и Риме огромный успех.
С детства характер Сергея не был простым, это даже нашло отражение в его ранних произведениях. Во время учёбы в консерватории он частенько эпатировал окружающих своим внешним видом, всегда старался захватить лидерство и находиться в центре внимания. Люди, знавшие его в те годы, отмечали, что он всегда выглядел особенно. У Прокофьева был отменный вкус, он очень красиво одевался, позволяя себе при этом яркие цвета и броские сочетания в одежде.
Много позже о нём скажет Святослав Рихтер:
«Однажды солнечным днём я гулял на Арбате и встретил необычайного человека, который нёс в себе силу и вызов, прошёл мимо меня как явление. Он был в ботинках ярко-жёлтого цвета и красно-оранжевом галстуке. Я не удержался, обернулся и посмотрел ему вслед. Это был Сергей Прокофьев».
Жизнь вне России
Под конец 1917 года Сергей принимает решение уехать из России. Как писал он в своём дневнике, решение поменять Россию на Америку обосновывалось на желании увидеть жизнь, бьющую ключом, а не закисание; культуру, а не дичь и резню; давать не жалкие концерты в Кисловодске, а выступать в Чикаго и Нью-Йорке.
Весенним майским днём 1918 года Прокофьев покидает Москву и уезжает из неё, взяв билет на Сибирский экспресс. В первый день лета он добирается до Токио и порядка двух месяцев ожидает там американскую визу. В начале августа Сергей Сергеевич уплыл в Соединённые Штаты Америки. Там он прожил три года и в 1921 переезжает во Францию.
В следующие пятнадцать лет он много работал и выступал с концертами в американских и европейских городах, даже три раза приезжал с концертами в Советский Союз. В это время он знакомится и очень сближается с такими известными в культурном мире людьми, как Пабло Пикассо и Сергей Рахманинов. Также Прокофьев успел жениться, спутницей его жизни стала испанка Каролина Кодина-Любера. У пары родилось двое сыновей – Олег и Святослав. Но всё чаще Сергея одолевали мысли по поводу возвращения домой.
В 1936 году Прокофьев вместе с супругой и сыновьями приехал в СССР и обосновался в Москве.
До конца жизни он только два раза выезжал за границу с концертами – в сезоны 1936/1937 и 1938/1939 годов.
Прокофьев очень много общался с известными деятелями искусства того времени. Вместе с Сергеем Эйзенштейном они работали над кинолентой «Александр Невский».
2 мая 1936 года в Центральном детском театре состоялась премьера известной на весь мир сказки-симфонии «Петя и волк».
Перед самым началом войны композитор работал над операми «Дуэнья» и «Семен Котко».
Военный период ознаменовался в творческой жизни композитора оперой «Война и мир», Пятой симфонией, музыкой к кинокартине «Иван Грозный», балетом «Золушка» и многими другими произведениями.
В семейной жизни Прокофьева изменения произошли ещё в 1941, перед началом войны. В это время он уже не жил со своей семьёй. Много позже советским правительством его брак признался недействительным, и Прокофьев в 1948 году снова вступил в законные супружеские отношения с Мирой Мендельсон. Жена Лина пережила арест, лагеря и реабилитацию. В 1956 году она уехала из Советского Союза в Германию. Лина прожила долгую жизнь и умерла в пожилом возрасте. Всё это время она любила Прокофьева и до последних дней вспоминала, как в первый раз увидела и услышала его на концерте. Она обожала Серёжу, его музыку и во всём обвиняла Миру Мендельсон.
Для самого Прокофьева послевоенные годы обернулись резким ухудшением здоровья, прогрессировала гипертония. Он стал аскетом и никуда не выезжал со своей дачи. У него был строгий медицинский режим, но, несмотря на это, он закончил работу над балетом «Сказ о каменном цветке», Девятой симфонией, оперой «Повесть о настоящем человеке».
Смерть великого композитора прошла незамеченной советскими людьми и средствами массовой информации. Потому что случилось это 5 марта 1953 года, когда не стало и товарища Сталина. Более того, коллеги музыканта, его близкие и друзья испытали даже немалые проблемы в организационных похоронных вопросах. Композитор умер в московской коммуналке от того, что случился гипертонический криз. Похороны прошли на московском Новодевичьем кладбище.
Через 4 года советские власти как будто попытались загладить свою вину перед знаменитым музыкантом и назначили ему Ленинскую премию посмертно.
Произведения – шедевры с мировой славой
В мире особенной популярностью и любовью пользуются балеты, написанные С.С. Прокофьевым.
Год премьеры | Название произведения | Место премьеры |
1921 | «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» | Париж |
1927 | «Стальной скок» | Париж |
1929 | «Блудный сын» | Париж |
1931 | «На Днепре» | Париж |
1938, 1940 | «Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру | Брно, Ленинград |
1945 | «Золушка» | Москва |
1951, 1957 | «Сказ о каменном цветке» по П.П. Бажову | Москва, Ленинград |
Для оркестров Прокофьевым было создано 7 симфоний, Скифская сюита «Ала и Лоллий», два пушкинских вальса и много других увертюр, поэм, сюит.
Великий композитор написал концерты инструментальные:
- фортепиано с оркестром – 5;
- скрипка с оркестром – 2;
- виолончель с оркестром – 1.
В его творчестве, которое он оставил человечеству, ещё множество произведений для фортепиано, камерно-инструментальные ансамбли, вокально-симфонические произведения.
Знаменитые оперы Прокофьева:
Год премьеры | Название оперы |
1899 | «Великан» |
1902 | «Пир во время чумы» |
1911 | «Маддалена» |
1921 | «Любовь к трём апельсинам» (автор К. Гоцци) |
1927 | «Огненный ангел» (автор В.Я. Брюсов) |
1929 | «Игрок» (автор Ф.М. Достоевский) |
1940 | «Семён Котко» |
1943 | «Война и мир» (автор Л.Н. Толстой) |
1946 | «Обручение в монастыре» (автор Р. Шеридан «Дуэния») |
1948 | «Повесть о настоящем человеке» (автор Б.П. Полевой) |
1950 | «Борис Годунов» (автор А.С. Пушкин) |
В мире помнят великого человека и почитают его произведения. Очень многие музыкальные училища и концертные залы, самолёты и аэропорты, улицы и детские музыкальные школы, симфонические оркестры и музыкальные академии носят имя С. С. Прокофьева. Два музея открыты в Москве и один на его родине, в Донбассе.