"Донбасс и русский мир. След в истории. Выдающиеся личности. Гениальный предок гениального поэта. А.П. Ганнибал в благодарной памяти потомков.". Прощание с донбассом

Лыкова Татьяна Викторовна

Учитель истории

Специалист высшей категории

Учитель- методист

Сидоренко Татьяна Юрьевна

Специалист первой категории

Рыжикова Елена Анатольевна

Специалист

I - III ступеней №18

11 класс

Тема: Макросфера 1 «Донбасс и русский мир»

Тема урока: Гениальный предок гениального поэта (А.П.Ганнибал в благодарной памяти потомков). Урок 1

Цель: рассказать о влиянии А.С.Пушкина на творчество русских писателей и поэтов, о его вкладе в развитие культуры, заинтересовать учащихся личностью поэта;

Развивать логическое и аналитическое мышление через художественное воображение и устное рисование;

Воспитывать чувство сопричастности к историческому прошлому.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний

Оборудование: репродукции картин И.Репина и И.К.Айвазовского «Пушкин на берегу Черного моря» (1887 год), П. Соколова «Портрет А. С. Пушкина» (1836 год), И.Н.Крамского и др., листы с кроссвордами, компьютерная техника, презентация.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

II .Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

III . Повторение и обобщение знаний

1. Разгадывание кроссворда. (Работа в парах) . «Мозговой штурм»

Учитель: Обратите внимание, если вы правильно разгадали кроссворд, то в выделенных клеточках сможете прочитать фамилию.

(Учащимся на отдельных листах дается кроссворд)

(Учащиеся зачитывают ключевое слово: Пушкин)

2. Слово учителя

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Еще в 1832 году Н.В.Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает свое понимание поэта, видя в нем современника, думая о «символическом Пушкине». Пушкина изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. Он давно уже вышел за пределы литературы, сделавшись фактом русского общественного сознания. Эту особенность национального гения видели критики В.Г.Белинский и А.А.Григорьев, писатели Ф.М.Достоевский и И.С.Тургенев, философы В.С.Соловьев и Д.С.Мережковский. По словам А. Григорьева, «Пушкин – наше все: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенно после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…».

Фраза проницательного Аполлона Григорьева стала уже хрестоматийной. Годы общения с произведениями поэта, погружение в его внутренний духовный мир расширяют наши возможности сопереживания, устанавливают трудно передаваемое словами сердечное влечение к Пушкину. Появляется ощущение, которое Марина Цветаева называла: «Мой Пушкин».

3. Беседа

Что значит быть гением для своего народа во все времена?

Почему актуальность наследия А.С. Пушкина не угасает со временем?

Каким образом современное искусство использует произведения А.С. Пушкина?

В творчестве каких писателей, поэтов, художников, композиторов встречается образ А.С. Пушкина?

(Просмотр презентации «Пушкин и поэты Серебряного века»)

4. Самостоятельная работа

1.Сопоставительная работа

Задание: сравните два портрета А.С. Пушкина и скажите, какие черты поэта передал каждый из портретистов? Какой из них вам нравится больше? Аргументируйте свой ответ.

2.Составление психологического портрета поэта

5. Работа в группах
Составление визитной карточки поэта

Происхождение

Черты характера

Увлечения

Излюбленный жанр

Самые известные произведения

Проверка


6. Проведение игры «Дуэлянты»

Комментарий: наличие двух дуэлянтов, аргументирующих разные точки зрения, секундантов (по 2 с каждой стороны), имеющих право задавать вопросы участнику «дуэли» с противоположной стороны, и по 2 эксперта, комментирующих саму «дуэль»: аргументы, приводимые участниками, их выдержку, эмоциональную «температуру» и т.д. – и выставляющих соответствующие баллы.

IV . Подведение итогов

Пушкин: вчера и сегодня (сравнение восприятия поэта родителями, родственниками и современным поколением)?

Почему А.С. Пушкина можно назвать профессиональным историком?

Как А.С. Пушкин повлиял на историю, культуру, самосознание русского человека?

Как Пушкин воспринимается старшим поколением и детьми (подростками)?

Что особенного в творчестве Александра Сергеевича?

V . Оценивание учащихся

VI . Домашнее задание.

1.Составить 5 – 7 тестовых заданий по биографии и творчеству А.С.Пушкина;

2. Подобрать афоризмы, характеризующие творчество поэта.

Лыкова Татьяна Викторовна

Учитель истории

Специалист высшей категории

Учитель- методист

Сидоренко Татьяна Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

Специалист первой категории

Рыжикова Елена Анатольевна

Учитель украинского языка и литературы

Специалист

Макеевская общеобразовательная школа I - III ступеней №18

11 класс

Макросфера 1 «Донбасс и русский мир»

Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»

Тема урока: Гениальный предок гениального поэта (А.П.Ганнибал в благодарной памяти потомков). Урок 2

Цель: познакомить учащихся с уникальной личностью А.П.Ганнибала, его ролью в истории России, с фактами биографии гениального русского поэта А.С. Пушкина;

Развивать умения сопоставлять и сравнивать исторические факты с художественным вымыслом;

Воспитывать уважение к культурному наследию нашей родины.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина, А.П.Ганнибала, роман А.С. Пушкина «Арап Петра Великого», фильм А.Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», сборники стихотворений А.С.Пушкина, компьютерная техника, толковые словари.

ХОД УРОКА

Гордиться славою своих предков

не только можно, но и должно;

не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.С.Пушкин

    Организационный момент

    Объявление темы и цели урока

II . Изучение нового материала

1.Вступительное слово учителя:

Ученые считают, что если бы вдруг погасла Полярная звезда, то на земле об этом узнали бы через 500 лет. Так силен ее свет и так огромно расстояние, разделяющее нас. Многие поколения землян сменили бы друг друга, так и не узнав, что взирают на свет давно угасшей звезды. Жизнь человека, о котором мы будем сегодня говорить, трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня.

2.Беседа:

Какое имя сразу всплывает в памяти, когда мы слышим словосочетание «русский мир»?

Какая связь может быть между Пушкиным и Донбассом?

Учитель : В 1820 г. А. С. Пушкин, уже известный поэт, в возрасте 21 года был выслан из Петербурга. С помощью друзей, ссылка в Сибирь была заменена на южную, и А. С. Пушкин отправился под покровительство генерала И. Н. Инзова, наместника Бессарабии. А.С. Пушкину было предписано отправиться в Екатеринослав (ныне Днепропетровск) по глухим местам Белорусского тракта до Киева, где предстояла встреча с другом отца, героем Отечественной войны 1812 г. - генералом Раевским.

К середине мая 1820г. поэт приехал в Екатеринослав и представился Инзову. Его подорожная сообщала, что он «переводится по службе и прибыл как курьер». Это было первое знакомство А.С. Пушкина с Малороссией. В конце мая А.С. Пушкин поехал Подднепровскими землями: побывал у знаменитого казацкого дуба в Запорожье на Хортице, переправился через Днепр у Кичкаса, поколесил дорогами Дикого поля и побережья Азовского моря – Лукоморья.

Пребывание А. С. Пушкина в Диком Поле и Лукоморье Приазовья получило свое продолжение в его сказках и в поэме «Руслан и Людмила».

Можете ли вы назвать места, которые носят имя Пушкина?

1. Рассказ учителя:

Предки Пушкина неоднократно упоминались на страницах «Истории Государства Российского», как принимавшие активное участие в исторической жизни и судьбах России. Отсюда и особый характер ощущения Пушкиным русского исторического прошлого. История России была для него в какой-то степени и семейной хроникой.

Народная мудрость гласит: каждый человек должен так прожить жизнь, чтобы после себя оставить что-то на земле. От некоторых ведь остается только тире между датами рождения и смерти.

Жизнь Абрама Петровича Ганнибала – “гениального предка гениального поэта” – яркий и убедительный пример очень достойно прожитой жизни.

Сегодня уроке мы будем размышлять о том, почему “гениальный правнук” назвал жизнь своего “гениального предка” “странной”, а также осмыслить главные “следы” её и сформулировать уроки, данные этой “странной жизнью” последующим поколениям людей, в том числе и поколению сегодняшнему.

Самый яркий, важный оставленный на земле Ганнибалом “след” – это, конечно же, его “гениальный правнук”. Это великий и неоценимый подарок Ганнибала России и мировой культуре!

А.С. Пушкин с большим уважением относился к своему роду, предкам, о чём свидетельствуют его известные слова: “ Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие”.

Примечательно, что А.С. Пушкин отводил Ганнибалу – своему прадеду по материнской линии – особое место в своей судьбе и своем творчестве. С его имени он начал свою автобиографию, собирался написать полную биографию Ганнибала, сделал его литературным персонажем многих своих произведений (“Начало автобиографии”, “Моя родословная”, “Как жениться задумал царский арап”) и даже главным героем своего первого исторического романа – “Арап Петра Великого”.

2. Выступление творческой группы учащихся «Биографы», получившей опережающее задание «Родословная семьи А.С. Пушкина»

(рассказ о родословной семьи А.С.Пушкиных). Приложение 1.

3 . Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Моя родословная».

4.Выступление творческой группы учащихся «Актеры», получившей опережающее задание

(инсценировка фрагментов из романа А.С. Пушкина «Арап Петра Великого»).

Ученик в образе Ибрагима читает отрывок:

“Я едва мог опомниться. Я находился в Петербурге, я видел вновь великого человека, близ которого провёл младенчество. Я увидел, что новый образ жизни, ожидающий меня, деятельность и постоянные занятия могут оживить душу, утомлённую страстями, праздностию и тайным унынием. Мысль быть сподвижником великого человека и совокупно с ним действовать на судьбу великого народа возбудила во мне в первый раз благородное чувство честолюбия.

Я проводил дни однообразные, но деятельные – следственно, не знал скуки. День ото дня я более привязывался к государю, лучше постигал его высокую душу. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.

Россия представлялась мне огромной мастеровою, где движутся одни машины, где каждый работник, подчинённый заведённому порядку, занят своим делом”.

Учитель: Мы прослушали отрывок из романа А.С.Пушкина “Арап Петра Великого”, который в некоторой степени послужил основой фильма Александра Митты “Сказ про то, как царь Пётр арапа женил”, где Ганнибала замечательно сыграл Владимир Высоцкий.

Демонстрация фрагмента фильма А. Митты “Сказ о том, как царь Петр арапа женил”

Учитель: В примечании к I главе “Евгения Онегина” А.С. Пушкин пишет: “В России, где память замечательных людей скоро исчезает по причине недостатка исторических записок, странная жизнь Ганнибала известна только по семейным преданиям. Мы со временем надеемся издать полную его биографию”.

Обратим внимание на то, что А.С. Пушкин называет жизнь Ганнибала “странной”. Почему? Воспользуемся помощью лексикографов, которые работали со словарём языка А.С.Пушкина (демонстрация словаря).

6. Выступление творческой группы «Лексикографы»:

Согласно “Словарю языка Пушкина”, поэт 126 раз употребил слово “странный” в своем творчестве в двух значениях:

1.Необыкновенный, непонятный, вызывающий недоумение.

2.Необычный, своеобразный, оригинальный.

Таким образом, жизнь Ганнибала, по мнению его “гениального правнука”, была необычной, своеобразной, оригинальной.

И это действительно так. “Даже на фоне богатого колоритными фигурами XVIII века российский Ганнибал – явление слишком неординарное, захватывающее своей яркостью и экстравагантностью”.

Сообщение учащихся: Абрам Петрович Ганнибал был личностью поистине легендарной!

Он “связал” разные века и континенты: сын века XVII, рожденный в Африке, вошедший в историю другого, XVIII века, и другого континента – Европы!

В его биографии “слились” многие страны: африканец, ставший русским, проведший некоторое время в Турции, получивший прекрасное образование во Франции (имел диплом военного инженера, подписанный королем Франции Людовиком XV), проживший почти полвека с женой-шведкой!

Во многом – первый! Первый дворянин-африканец в российской истории, причем дворянин II класса – “вслед за государем”!

Знававший чуть ли не десять царствующих особ: к концу жизни переживший восемь (!) царствований. (“Царей, цариц любимый раб и их забытый однодомец”). Ганнибал был особенно близким Петру I , великому царю-реформатору, его крестником, воспитанником, сподвижником, верным и преданным “птенцом гнезда Петрова”.

Знания и энергию своего крестника и воспитанника Петр I использовал везде: в царском кабинете, где Абрам- арап выполнял роль технического секретаря, хранителя бумаг, чертежей и библиотеки государя, в преподавании, составлении карт, переводах иностранных книг, проектировании и строительстве новых фортификационных и гидротехнических сооружений.

На протяжении всего царствования великого преобразователя России не было, наверное, человека, жизнь и судьба которого были бы так переплетены с жизнью государя!

А.П. Ганнибал оправдал любовь, надежды и провиденье своего крестного отца, и заслуженно был награжден орденами Святой Анны и Святого Александра Невского...

Учитель: проведем сравнительный анализ литературного и кинематографического образа Ганнибала.

IV . Закрепление нового материала

Словарная работа: наследство, наследие, наследственность

(работа в парах с толковыми словарями)

Чем отличаются эти понятия?

Эти понятия касаются каждого из нас или только избранных?

(ответы учащихся)

V . Подведение итогов

VI . Оценивание учащихся

VII . Домашнее задание

Составить портретный очерк «Гениальный предок гениального поэта».

Интервью с писателем Алексеем Полуботой

Андрей ЧЕРНОВ

Писатель и журналист Алексей Полубота, живущий в подмосковном Реутове, неоднократно бывал в городах Донбасса, начиная с лета 2014 года. Впечатления от поездок и общения с людьми выливались в очерки, статьи, стихотворения, посвящённые жизни русского Донбасса. В интервью порталу «Луганск 1» писатель рассказывает о своих впечатлениях от Донбасса, делится мыслями о Русском мире и роли писателя в обществе.

– Алексей, вы неоднократно посещали Донбасс. Каким он предстал в 2014 году? Какие изменения наблюдали в 2015 и 2016 годах?

– Я не раз описывал свои впечатления от поездок, они опубликованы, в том числе в сборнике прозы «Я дрался в Новороссии». Отмечу ещё раз вот какую деталь: в июле 2014 года, несмотря на обстрелы, кровь, бытовые трудности, откуда-то бралась уверенность: украинские каратели Луганск не возьмут. Так оно и вышло. И сейчас, несмотря на то, что Русскую весну некоторые политические силы всячески пытаются окончательно заморозить, свести её достижения на нет, есть похожее чувство: в конечном счёте победа будет за нами. Разбужены какие-то процессы, которые назад не повернёшь.

Конечно, некоторые иллюзии развеялись, ясно, что собирание русских земель будет идти не так быстро и победно, как это виделось в 2014 году. Во время последней поездки в декабре прошлого года меня порадовало, что жизнь в городе внешне уже похожа на мирную. Хоть напряжение прифронтового города всё равно чувствуется. Но Луганск залечивает свои раны. Уже нет следов многих разрушений. В частности, на фасаде Луганской Республиканской библиотеки, где проходили чтения, посвящённые 215-годовщине со дня рождения Даля.

Но ещё больше меня порадовала молодёжь, принявшая участие в этих чтениях. Видно, что ребята, в основном, отнеслись к этому празднику русской словесности не формально. Многие сами стремились выступить, демонстрировали свои маленькие находки из словаря живого великорусского языка. Например, запомнилось, как жительница города Антрацит Вера Коновалова в своём докладе на чтениях напомнила один из смыслов слова «майдан», бытовавший в 19 веке: «… базар, или место на нём, где собираются мошенники, для игры в кости, в зерн, орлянку, карты». А как актуально звучит ныне поговорка, приведённая в словаре Даля: «Не будь олухов, не стало б и майданщиков»!

– Наши оппоненты из страны «безвиза» и Бандеры утверждают, что гражданам России совершенно наплевать на Донбасс и его жителей. Как вы считаете, правы они? Россияне равнодушны к жителям Донбасса?

– Я думаю, что «оппоненты» сами не верят тому, что говорят. Их цель – заставить поверить в это вас. Не только киевскую, но и, что уж скрывать, российскую власть (по крайней мере, часть её) не на шутку испугала та волна энтузиазма, которую испытало русское общество в 2014 году.

Мы почувствовали, что представляем собой народную силу, а не просто легко поддающийся манипуляциям электорат. Верили, что наша поддержка поможет выстоять соотечественникам до тех пор, пока российская власть, декларировавшая «своих не бросаем», решится воссоединить Донбасс с Россией или хотя бы признать независимость ДНР и ЛНР.

Да, сейчас такого энтузиазма в обществе меньше. Социально-экономическое положение в самой России ухудшилось (хотя и не так серьёзно, как пытаются представить украинские СМИ). И по объёмам той же «гуманитарки» от простых людей видно, что число желающих помогать уменьшилось. Однако в России по-прежнему велика доля тех, кто держит руку на пульсе, и в случае нового серьёзного обострения готов прийти на помощь соотечественникам в Донбассе.

Это видно уже по всплеску интереса к статьям в «Свободной прессе» во время последних серьёзных боёв под Дебальцево. Да и одна из причин, почему власть в России не может отказаться от поддержки Донбасса, – понимание, что это серьёзно повлияет на рейтинги, в том числе первых лиц государства. А главное, оттолкнёт от власти патриотическую общественность, и тогда в решительный момент может получиться так, что на поддержку её никто не выйдет. Что-то подобное, кстати, было в феврале 2014 года в Киеве.

– Последние несколько лет много пишут о Русском мире – и положительного, и негативного. Что для вас Русский мир? Чем определяются границы Русского мира?

– Негативного? Ну, это если заядлые русофобы, которым принципиально не нравится всё русское. И ругают они Россию и Русский мир уже очень давно. Что касается моего понимания Русского мира, то я придерживаюсь мнения, что существует русская цивилизация. Так же, как существует западная, китайская, существовала эллинская (хотя, например, на Кипре, где я был недавно, некоторые уверены, что она существует и ныне).

Ядром русской цивилизации, естественно, является Россия, русский народ. Но в разные периоды частью Русского мира становились многие народы. Вот, например, Грузия долгое время была не просто частью, одной из провинций Российской империи, а потом СССР – на культурном историческом уровне она была частью именно Русского мира.

В какой-то момент она решила попробовать найти себя в европейской, шире – западной цивилизации. Во многом именно с этим связано то, что жители Южной Осетии не захотели идти вместе с грузинами. Несомненно, осетины – это тоже часть Русского мира. Если говорить предельно просто, то Русский мир – это люди и народы, которые либо хотят жить в России, либо хотят сохранить с ней самые тесные культурные, мировоззренческие связи. В этом плане Сербия, например, тоже часть Русского мира.

Успехи России в исторической перспективе могут вновь серьёзно расширить Русский мир. В последние два десятилетия он сжимался, вернее, его как пружину пытались искусственно сжать. В некоторых республиках Средней Азии, к сожалению, это удалось. В Таджикистане, например, число русских сократилось в 13 раз по сравнению со временами СССР. И сложно представить, что в обозримом будущем эта страна станет частью Русского мира. Но кое-где пружина резко разжалась. Как это произошло у вас в Донбассе.

– Многие пишут, что писатель больше не играет той важной роли в обществе, как прежде. Так ли это? В чём вообще роль писателя в обществе?

– Это очень длинный разговор. Я считаю, что представление о том, что раньше принадлежность к писательскому цеху чуть ли не автоматически вводила человека в ранг гуру, делала его представителем элиты, мало соответствует действительности. Да, в целом уважения к человеку, официально признанному писателем, было больше. А главное, если брать советское время, человек талантливый действительно в большинстве случае мог обеспечить своё существование писательским трудом, не обязательно при этом заискивая перед властью. Но реально важную роль в обществе среди писателей всегда играли единицы. И, кстати, не всегда, далеко не всегда власть была довольна этим влиянием.

Сегодня ситуация такова, что писатели, по крайней мере сотни и тысячи писателей, как это было в СССР, власти не нужны. Ей проще иметь дело с политтехнологами, пиарщиками, блогерами. А художественная литература – вещь тонкая и глубокая одновременно. До понимания её надо дорасти, то есть свой народ надо культурно и духовно развивать. А зачем? Ведь таким народом сложнее манипулировать.

Есть и объективные процессы – при обилии самой разнообразной информации в современном мире трудно сосредоточиться на серьёзной, глубокой книге. Вот, кстати, я заметил, что ополченцы в окопах читают больше. А почему? Да потому, что других способов занять себя в военно-полевых условиях меньше, чем в городских квартирах.

И всё же вышесказанное – это не повод сложить руки и без конца жаловаться на невостребованность писателей в современном мире. Может быть, сегодня, как никогда, надо воспринимать писательство именно как служение Слову и своему (в первую очередь – своему) народу, а не как способ прославиться, получить за свой талант какие-то блага и милости. Звучит несколько высокопарно, но попробую привести пример из личной, как говориться, практики.

Не первый год мы с товарищами пытаемся кое-что сделать для того, чтобы сохранить память о выдающемся поэте 20 века Николае Тряпкине. Несколько лет назад мы приехали на место, где была деревня Саблино, в которой он родился. В ближайшем селе Степурине никто слыхом не слыхивал, что у них есть такой выдающийся земляк.

Но постепенно у нас завязалось сотрудничество. Степуринцы помогли нам поставить поклонный крест и памятный знак на месте рождения поэта. Мы не раз выступали на их праздниках, помогли детям из малообеспеченных семей впервые побывать в Москве, посмотреть на Красную площадь. Да, это не имеет прямого отношения к литературному творчеству. Но именно как писатели мы оказали влияние на несколько сотен человек. И, хочется верить, не худшее влияние.

– Писатели республик Донбасса довольно активно сотрудничают с писателями России. Скажите, как воспринимают их в России – иностранцами или русскими писателями?

– Я бы так сказал. Мы вас воспринимаем своими. Это главное. Вас, это тех писателей, кто не уехал из республик в западном направлении, так сказать. Да, четверть века мы жили в несколько разных культурно-исторических реалиях. Но всё равно глубинные пласты нашего единства не были затронуты. И, общаясь с луганскими и донецкими писателями, я лично не вижу принципиальных отличий, как если бы общался с писателями из Владимирской или Томской области.

Соблюдение краеведческого аспекта на уроках гражданственности

Мелодии Донбасса

МОУ “Школа №58 г.Донецка”

Учитель начальных классов ЯРЧЕНКО НАТАЛИЯ ПЕТРОВНА


  • Формировать у подрастающего поколения патриотическое самосознание;
  • воспитывать чувство гордости за свой родной Донецкий край и его многонациональный народ;
  • воспитывать чувство уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям Донбасса;
  • развивать гражданственность, патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности.

Прочитайте стихотворение выразительно

  • Музыка всюду живёт

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав, в шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода -

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа.


Тихие слёзы свои ива роняет у брода…!

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей, песней дождей –

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада! ,

Чуткая музыка всюду живёт, -

Только прислушаться надо.

Вадим Семернин

- Что значит для тебя музыка? - Какие твои любимые музыкальные произведения?


СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ

  • Где песня льётся, там птица без крыльев.
  • Мир без музыки, что счастливо живут.
  • Где песни поют, там легче живётся.

- Как ты понимаешь смысл этих пословиц, объясни.


ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ

  • 1 .Сон и отдых позабыты :

Песню пишет…

(Композитор )

  • 2. Струны гитары, терпенье, талант плюс вдохновенье равно …

(Музыкант)


3. Перед хором я стою

Все молчат, а я пою.,

Кто же я? Что за артист?

Ну, конечно же, …

(Солист )

4. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре – президент. …

(Дирижёр )


Донбасс – шахтёрский край, по э тому значимое место в нашей жизни занимают песни о шахтёрах и для шахтёров.

  • Знакомы тебе такие искусственные горы? Как они называются?
  • Послушай песню «Спят курганы тёмные»

в исполнении Йосифа Кобзона.


СЛОВАРЬ

  • КУРГАН – насыпь над древней могилой.
  • ТЕРРИКОН - конусообразный отвал пустой породы на поверхности земли при шахте, руднике.
  • ЗАБОЙ - поверхность отбитой горной массы (полезных ископаемых

или горной породы).


  • Какие чувства овладевают тобою, когда ты видишь краевиды Донбасса? Слышишь ли ты какие-то звуки, мелодии, музыку?

Донбасс - это не только шахты и заводы. На самом деле у нас есть потрясающе красивые места


Послушай песни: «Земля родная – Донбасс»,

«В светлом небе донецком».


  • ТЕНОР - высокий мужской голос, певец с таким голосом.

Прослушай песни в исполнениии А.Соловьяненко

«Ніч яка місячна», «Дивлюсь я на небо», «Степь да степь кругом», «Ах,ты степь широкая», «Вижу чудное приволье».


«Донбасс Опера» - Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А.Соловьяненко


  • БАРИТОН - Мужской голос, средний между тенором и басом, а также певец с таким голосом.

Пять песен, прославивших Иосифа Кобзона:

«А у нас во дворе», «День Победы», «Баллада о красках», «Где-то далеко», «Офицеры».

Прослушай песню в исполнении И.Кобзона

«Пусть всегда будет солнце».


Донецкая филармония

  • Знакома ли тебе камерная музыка?
  • Был ли ты когда-нибудь в филармонии?

ФИЛАРМОНИЯ- Музыкальное общество, учреждение, ставящее себе задачей организацию концертов и пропаганду музыкального искусства.


Знаменитым для филармонии в Донецке стал 1991 год – присвоено имя нашего земляка, выдающегося композитора

Сергея Сергеевича Прокофьева


ОРГАН

  • В 1957 году в Концертном зале филармонии был установлен уникальный орган , на котором во время учебы в Петербуржской консерватории играл П.И. Чайковский.

ОРГАН – клавишно - духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов


Свое исполнительское мастерство в разных классах классической музыки конкурса "Родные просторы» показывают юные музыканты Донецкой Народной Республики

Послушай песню «Подари улыбку миру»

в исполнении Детской группы «Непоседы» (Донецк)


РЕФЛЕКСИЯ

- Чьё имя носит Донецкая филармония?

- Кто из космонавтов взял в полёт диск с песнями А.Соловьяненко?

- Чьё имя носит открытая малая планета?

  • Где и почему написано «Анатолий Соловьяненко – шахтёрский герцог»?
  • Какие песни прославили Йосифа Кобзона?

ОТГАДАЙ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ

  • Слово книжное «вокал»

Как бы проще ты назвал?

  • Как монолог музыкальный зовётся,

Когда он на сцене артистом поётся?

  • Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто - …


«Революция в США 18 век» - Последовательность событий. Декларация независимости США. Президент. Найдите ошибку в описании. Революции XVIII века. Оцените утверждение. Восстановите последовательность событий. Назовите понятие. Выберите правильный ответ. Историки. Высший исполнительный орган власти. Найдите лишнее. Провозглашение Франции республикой.

«Географическое положение» - Карточки с заданиями. Положение по отношению к 0° меридиану. Флигели; в)м. Площади государств. Челюскин. Задания по контурной карте. Положение на материке, части света. Площади материков. Общие сведения о России. Отрицательные черты: Изучение новой темы. Викторина «Моря России». Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

«Распутин литература» - Мать – Распутина Нина Ивановна (1911–1995). Родился писатель в крестьянской семье в поселке Усть-Уда Иркутской области. Аталанка – родина писателя. Отец – Распутин Григорий Никитич (1913–1974). Первое здание школы в с. Аталанка, которое строили всем селом.

«Птицы» - Килегрудные птицы. Особенности строения скелета птиц. Зародыши птиц и пресмыкающихся похожи по внешнему виду. Происхождение птиц. Отряды птиц. Задание на дом. Задачи. У пресмыкающихся и птиц кожа почти совсем не имеет желез. Мини-викторина "Птицы". Изучение нового материала. Черты сходства между птицами и пресмыкающимися.

«Литература оттепели» - С 1950 по 1970 журнал "Новый мир" возглавлял А.Т.Твардовский. Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Презентация по истории “Оттепель” в литературе. Литература. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». Выражение «хрущёвская оттепель» связано с названием повести Ильи Эренбурга «Оттепель».

«Сервировка стола к завтраку» - 5. Вилку при сервировке кладут слева от тарелки, а нож справа. Столовый нож. Что необходимо для сервировки стола к завтраку: скатерть, салфетки, приборы, посуда, цветы. Букеты для стола. Варианты складывания салфеток. Столовая ложка. 3.Кашу подают в полупорционной тарелке. Чайная ложка. Приятного аппетита.

Всего в теме 23688 презентаций

Елена Ефимова

Только что вышел из печати сборник поэзии Донбасса «Час мужества», подготовленный и изданный фондом «Русский мир». 4 июня проходит презентация сборника в МИА «Россия сегодня», а на следующий день состоится литературный вечер и выступление авторов сборника в Государственной Думе РФ.

Татьяна Сухова, советник председателя правления фонда «Русский мир», координатор проекта «Час мужества», рассказывает «Русскому веку» о том, в чем заключается особая ценность и актуальность книги, о том, как зародилась идея издания и о том, как удалось ее осуществить.

- В жизни человечества слово играет огромную роль - словом можно спасти, возродить к жизни, преобразить мир. И совсем скоро наши соотечественники в России и за рубежом смогут узнать, какое оно - слово непокоренного Донбасса, ведь только что увидел свет сборник «Час мужества», собравший на своих страницах стихи поэтов ДНР. Расскажите, пожалуйста, о том, как родилась идея этого издания - и как удалось претворить ее в жизнь. Кто был инициатором проекта, кто работал над тем, чтобы вышла эта книга?

Сборник только что вышел, это большая радость для авторов и всей команды, которая занималась его подготовкой, а сейчас будет решать задачи презентации и распространения книги.

Идея сборника появилась в феврале, в те тяжелые дни, когда накануне перемирия, достигнутого в ходе Минских соглашений, украинские войска обстреливали Донбасс особенно жестоко. Могу даже дату назвать - 12 февраля, в переписке с поэтессой Александрой Хайрулиной из Горловки.

Идея, конечно, рождалась не на пустом месте: с началом сопротивления на Донбассе в интернете и социальных сетях стали появляться яркие произведения гражданской лирики. Мысль о том, что необходимо собрать и издать эти стихи, знаю, приходила многим. Мы в фонде «Русский мир» сделали это первыми.

Сборник - действительно коллективный проект. Он не состоялся бы без активной поддержки председателя правления фонда «Русский мир» Вячеслава Никонова и исполнительного директора Владимира Кочина. У нас было два редактора-составителя: Наталья Лясковская в Москве и Владислав Русанов в Донецке. В подборе материала помогали луганская поэтесса Людмила Гонтарева и Александр Кораблев, многолетний руководитель донецкого поэтического объединения. Обложку нам подарил питерский художник Павел Лосев, фотографии - Грэм Филлипс и Алена Кочкина. Все издательские заботы взяла на себя шеф-редактор журнала «Русский мир» Лада Клокова.

Мы начали сбор материала в начале апреля, а в конце мая сборник уже был напечатан. Без слаженной работы всей команды, такие сроки были бы невозможны.

- На Донбассе не прекращается война. Стихи о войне - это целый пласт русской литературы, и каждый из нас с детства знает «Бородино», «Жди меня» или «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Сборник «Час мужества» продолжает эту традицию - или он проникнут другими идеями?

Безусловно, «Час мужества» продолжает высокие традиции русской словесности, и даже название сборника - прямая отсылка к знаменитому стихотворению Анны Ахматовой. Историкам, социологам, политическим аналитикам еще предстоит сделать обобщенный анализ событий на Донбассе.Но первый опыт осмысления драмы Донбасса и тех ценностей, ради которых люди там сражаются и живут, был дан именно через поэтическую рефлексию. И это тоже традиционно для русской литературы - опережать философию и социологию.

- Донбасс, вставший на защиту своей земли, культуры, родного языка, стал символом борьбы за правое дело, и многие миллионы наших соотечественников и в России, и в зарубежье поддерживают его в этой борьбе. Сборник «Час мужества» явит миру творчество людей, переживающих жесточайшие испытания. Кто они, авторы стихотворений, вошедших в ваше издание?

Среди наших авторов много признанных поэтов, но есть и те, кто ранее никогда не публиковался. В своей не литературной жизни это представители самых разных профессий - журналисты, преподаватели вузов, школьные учителя, фотографы, медики. Все эти люди попали в ситуацию жесткого экзистенциального вызова, ежедневно находясь между жизнью и смертью. Кто-то ушел в ополчение, большинство - продолжало выполнять свой профессиональный долг; и то, и другое требовало мужества. И то, и другое потребовало также особого взгляда на мир, обострило поэтическое чувство и способность к точным и ярким высказываниям.

Есть эмоции, которые невозможно имитировать, и смыслы, к пониманию которых приходят только через личное переживание. Подлинность - вот безусловная ценность этой книги.

- Коль скоро среди поэтов, стихи которых вошли в книгу, были не только профессиональные литераторы, но и начинающие авторы, то как составителям удалось добиться художественной целостности сборника? И чему было отдано предпочтение - поэтическому мастерству, искусству - или политике?

Вы правильно заметили: сборник производит целостное впечатление, но одновременно он очень полифоничен. Что объединяет разные голоса в хор? Мелодия и дирижер. Такой «мелодией» для нас стали смыслы, отразившиеся в этих стихах, - любовь к своей земле, достоинство, милосердие, протест против жестокости и войны. А «дирижировал» всем редакционный совет фонда, и это был непростой процесс, с многочисленными дискуссиями.

- Дать миру возможность узнать поэзию Донбасса - замечательная идея, но тираж сборника сравнительно невелик, поэтому, как мне кажется, необходима и электронная версия книги. Рассматривалась ли такая возможность?

Начну с того, что тираж сборника не так уж мал - 2500 экземпляров. Его распространение - отдельная часть проекта, и оно, разумеется, будет бесплатным. Мы запланировали рассылку сборника по России - в библиотеки, общественные организации, СМИ, часть тиража нужно отправить в Донбасс. Кроме того, мы разошлем сборник в Русские центры, созданные фондом за рубежом, а их более 100, а также - в организации соотечественников. Что касается электронной версии, она обязательно появится на сайте фонда «Русский мир».

Важно, чтобы голос Донбасса был услышан в самых разных странах, в том числе там, где усилиями СМИ создан достаточно негативный образ этого героического региона. Важно, чтобы обычные люди смогли понять и почувствовать боль Донбасса, его мужество, стойкость и веру.

- О стихах трудно говорить . Их надо читать, слышать их музыку, порой - даже мыслить ими. И всё же - какие стихотворения, вошедшие в сборник, вам наиболее близки, остались у вас в памяти, в душе?

Мне не хотелось бы кого-то выделять, сборник нужно читать целиком, именно так он производит наиболее сильное впечатление. Более того, мне кажется, он очень подходит для сценического воплощения, и было бы просто замечательно, найдись театр, способный решится на такой эксперимент.

Но если наше интервью нужно закончить стихами, пусть это будут строки молодой поэтессы из Донецка Алисы Федоровой, написанные в те тяжелые февральские дни, с которых мы начали разговор:

Унижен и изувечен.

Но не расчеловечен.

Голоден и обезвожен.

Но не обезбожен.

Топится адская печка.

Горячий от солнца и горя,

Мой город горит, как свечка

У Господа на престоле.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные