Картины для детского сада по развитию речи. Основные требования к картине, или серии сюжетных картин, используемых на занятиях по развитию связной речи с детьми с онр. Воспитывающая: уважение к старшим

  1. Обучение дошкольников умению связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли является одной из основных задач логопедического воздействия на детей с ОНР.
  2. Обучение рассказыванию по картине или по серии сюжетных картинок играют важную роль для развития связной речи дошкольников с ОНР.
  3. Картина является один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства.
  4. Картины для работы с детьми различают по формату, тематике, содержанию, по характеру изображения и по функциональному способу применения.
  5. При выборе картин следует учитывать постепенность (переход от более доступных до сложных сюжетов). Их содержание должно быть связано с окружающей действительностью ребенка.
  6. Картина в различных её видах при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Одна из основных задач логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок играют важную роль для развития связной речи дошкольников. Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».

Известно, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и значение их так велико.

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. С её помощью дети развивают наблюдательность, совершенствуют мышление, воображение, внимание, память, восприятие, пополняют запас знаний и сведения, развивают речь, способствует формированию конкретных понятий, представлений (С.Ф.Руссова), способствует развитию умственных процессов, обогащает чувственный опыт.

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль.

Занятиям с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Рассматривая сюжетную картину, ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком

Остановимся подробнее на видах картин, которые используются в образовательном процессе в дошкольном учреждении.

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:

  • по формату: демонстрационные и раздаточные;
  • по тематике: мир природный или предметный, мир отношений и искусства;
  • по содержанию: художественные, дидактические; предметные, сюжетные;
  • по характеру изображение: реальные, символические, фантастические, проблемно-загадочные, юмористические;
  • по функциональному способу применения: атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды.

При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным. Их содержание должно быть доступным детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью ребенка. Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета.
Рассматривая последовательно демонстрируемые картины, дети учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. На занятиях также используется и раздаточный материал, например, предметные картинки, которые получает каждый ребенок.

Детский сад должен стремиться к тому, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворить все запросы текущей работы. Помимо картин, назначаемых для вывешивания на стене, должен быть подбор сюжетных картин, классифицированных по темам, назначение которых – служить материалом для проведения определенных методических занятий. Для этих целей могут служить открытки, картинки, вырезанные из пришедших в негодность книжек, журналов, даже газет, и наклеенные на картон, монтированные из частей плакатов. Педагоги, владеющие графической грамотностью, могут простенькие, несложные картинки рисовать сами.

Итак, картина в различных её видах при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Занятия по картине или по серии сюжетных картин имеют важное значение в системе обучения рассказыванию.

Программа работы с детьми

Рассказывание по картине: "Лошадь с жеребенком".

Цель: Познакомить детей с новой картиной; учить составлять связанный рассказ по картине; продолжать учить детей отгадывать загадки и обосновывать отгадки; формировать умение объяснять смысл поговорки; продолжать учить детей отвечать на вопросы по прочитанному произведению (рассказ Е.И. Чарушина "Лошадь"); закреплять названия детенышей диких и домашних животных; воспитывать интерес к рассматриванию картины; воспитывать желание к рассказыванию по картине; воспитывать культуру речевого общения. Активизация словаря, уточнение и закрепление словаря (грива, копыта, подкова, телега, ноздри); обогащение словаря (фермер, молочная ферма, запряжена).

Рассматривание по сюжетным картинкам.

Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенному и последующие; продолжать учить отгадывать загадки и объяснять их отгадки; закреплять названия животных и детенышей; упражнять детей в употреблении названий детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа, в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов; закреплять правильное произношение звука "л" в словах и фразовой речи. Воспитывать интерес к рассматриванию по картинкам, желание составлять самостоятельный рассказ по картинкам, умение работать парами, культуру речевого общения. Активизация, уточнение, закрепление и обогащение словаря (плелся, брел).

Описательный рассказ по картинкам с изображением зайца и медведя.

Цель: Продолжать учить детей детально рассматривать картины; развивать связанную речь; отвечать на вопросы воспитателя; активизировать речь детей; подбирать эпитеты к изображениям зайца и медведя; учить рассказывать эмоционально, выразительно; обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к рассматриванию картин, желание рассказывать по картине, культуру речевого общения.

Сравнительный рассказ по картинкам с изображением двух птиц: сороки и воробья.

Цель: Развивать связанную речь детей; активизировать речь детей; учить отвечать на вопросы воспитателя; описывать картины, соблюдая детализацию; научить детей сравнивать двух птиц; продолжать учить подбирать эпитеты; обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к рассматриванию картин, желание рассказывать по картине, культуру речевого общения.

Словесная игра – небылица

Цель: Познакомить детей с небылицами; научить детей находить несоответствия между небылицами и реальностью; научить детей самостоятельно придумывать небылицы; продолжать активизировать речь; продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к небылицам, желание самостоятельно составлять небылицы, культуру речевого общения.



Индивидуальная работа

Составление рассказа по сюжетным картинкам по произведению Н. Носова "Живая шляпа"

Цель: Учить детей составлять рассказ по произведению; самостоятельно озаглавить части рассказа; описывать характеры героев, их настроения; научить детей придумывать собственный конец к рассказу; формировать навыки подбора эпитетов, образных выражений; учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к рассказыванию по картинкам, умение слушать рассказ, культуру речевого общения, умение эмоционально рассказывать, сопереживать героям.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Цель: Учить детей составлять рассказ по сюжетным картинкам; самостоятельно выстраивать сюжет каждой картинки; озаглавливать рассказ и каждую часть; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; формировать навыки описывать характеры героев и их настроения; придумывать рассказ, выходя за пределы картинок (прошлое, будущее); учить отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к рассказыванию по картинкам, культуру речевого общения, желание сопереживать героям.

Рассказывание стихотворения "Орел и лягушка"

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением; развивать память и мышление детей; активизировать речь; научить рассказывать стихотворение с опорой на картинки; вызвать интерес и желание рассказывать стихотворение по картинкам.



Заключение.

Целью моей работы было изучение литературных источников по вопросу: использование картин и картинок в развитии связной речи у детей дошкольного возраста. Анализ литературы показал, что по этому вопросу существует множество точек зрения и исследований.

Этим вопросом в свое время занимались многие известные педагоги – Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.А. Пельевская, Е.И. Родина, М.М. Конина и психологи – С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская, В.С. Мухина.

Я полагаю, что все по своему правы и внесли свой весомый вклад в развитие связной речи. Мы думаем, что рассказывание по картинам и картинкам в старшем дошкольном возрасте бесспорно играет весьма солидную роль в развитии правильной, свободной и красивой с точки зрения эстетики речи детей.

С полной уверенностью остается сказать, что из выбранной и изучаемой нами литературы была вынесена цель нашего исследования. Исходя из прочтенного материала, мною было выявленно, что уровень влияния картин и картинок на общее развитие детей как гармоничных личностей и, в частности, их не ценимая польза для ценности развития речи, необычайна, полезна и высока.

Часть информации по выбранной мною теме, я получила изучая работы А.М. Бородич "Методика развития речи детей" и Е.И. Тихеевой "Развитие речи детей". выше названных источников подробно и доступно изложены приемы и методы развития связной речи при работе с картинами и картинками. Этому вопросу посвящен большой раздел в книге А.М. Бородич. Е.И. Тихеева отводит особое место картине в жизни ребенка и подчеркивает ее значение в формирование речевых навыков.

Занятиям с детьми по картинам и картинкам принадлежит в методике развития речи первенствующие место. Свои переживания при рассматривание картин ребенок охотно претворяет в жизнь. Дети всегда с удовольствием рассматривают картинки и участвуют в беседе по ним.

Занимаясь данной проблемой, я смогла значительно повысить свой профессиональный уровень. Научилась легко устанавливать контакт с детьми, определять степень их заинтересованности на занятиях, более правильно грамотно подбирать материал к занятиям в соответствии с программой и интересами детей. знания, полученные при работе над темой "Развития связной речи на занятиях с картинами и картинками в дошкольном возрасте", а так же материал, подобранный при подготовке к занятиям, могут быть использованы мною при работе в детском саду.

Список литературы

1)Алексеева М.М., Яшина В.И. "Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников"; Москва, 1997 г.

3)Белобрыкина О.А. "Речь и общение"; Ярославль, 1998 г.

12)Козырева Л.М. "Развитие речи. Дети от рождения до пяти лет";

Ярославль, 2001 г.

15)Психология дошкольника.

16)Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии"; Москва, 1989 г.

17)Смирнова М.А., Ушакова О.С. "Использование серии сюжетных

картин в развитии связной речи старших дошкольников",

"Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду";

Москва, 1987г.

18)Сохин Ф.А. "Развитие речи детей дошкольного возраста";

Москва, 1979 г.

19)Сохин Ф.А. "Развитие речи детей дошкольного возраста";

Москва, 1984 г.

20)Соловьева О.И. "Усвоение детьми родного языка"; Москва, 1951г.

21)Тихеева Е.И. "Развитие речи детей"; Москва, 1981 г.

22)Урунтаева Г.А. "Дошкольная психология"; Москва, 1999 г.

23)Федоренко Л.П. "Методика развития речи детей дошкольного

возраста"; Москва, 1984 г

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Домик для гусеницы.

1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Жила – поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик

Новогодние приготовления.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.


1. Ответить на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка.
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Новогодние приготовления».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.

Неудачная прогулка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как мышонок забор красил.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом - оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор

Утёнок и цыплёнок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

Удачная рыбалка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

Находчивый мышонок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Находчивый мышонок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.

Как ворона горох вырастила.



Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
Что петушок нёс домой?
Кто заметил петушка?
Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
Почему ворона не съела весь горох?
Как птица посеяла семена гороха в землю?
Что показалось из земли после дождя?
Когда на растениях появились стручки гороха?
Чему радовалась ворона?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.

Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.

Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.

По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

«Игра в прятки» – картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.


В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе – беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о методике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.

У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на... (коврике). У нее маленькие... (котята). Один… (котенок)» и т.д. В процессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Можно прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.

Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рисунок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвертого года жизни становится возможным переходить к самостоятельным высказываниям детей. Как правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольшими отступлениями.

Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей (корова и лошадь, корова и теленок, свинья и поросенок).

Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок большой, а у поросеночка маленький пятачочек».

Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу.

Для рассказывания даются картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).

Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально.

Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.

Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».

Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку – описать кошку, а затем рассказать про всю картину.

В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.

Следующий этап работы – рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) – возможен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» /

В старшем дошкольном возрасте задачи обучения монологической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

· описанию и сравнению предметных картин;

· описанию сюжетных картин;

· повествованию по серии сюжетных картин.

Занятие начинается с рассматривания или повторного просмотра картин, уточняющего основные моменты сюжета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

Например, план в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зимние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.

В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.

Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии: на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета; дети размещают в нужной последовательности не правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа).

Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.

Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.

Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.

В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры).

Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Э. П. Короткова рекомендует организовывать составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько необычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).

Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям картина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Марта»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по картине «Новенькая»).

Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к картине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Может быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).

Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспитатель или дети обобщают детские рассказы в одно повествование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя – давать четкие указания. Задание рассказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ребенка сочинить что-то новое.

Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отгадывание загадок.

Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева Остановимся кратко на особенностях этой методики.

Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т.д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.

Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.

Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).

Тема: Рассказывание по картине "Лошадь с жеребенком", из серии "Домашние животные", автора С.А. Веретенниковой.

В начале занятия дети без труда отгадывали загадку про лошадь:

Она стройна и горделива,

Есть и копыта, есть и грива.

Дети смогли обосновать отгадку. Внесение картины в занятие вызвало много эмоций. Картина "Лошадь с жеребенком" произвели на детей огромное впечатление, поэтому они с удовольствием рассказывали по ней. В процессе рассказывания мы смогли добиться полных ответов, насыщенных эпитетами и различными оборотами, демонстрируя свой образец рассказа.

С интересом прошла игра "Кто у кого?". Дети не ошибались, называя детенышей животных, лишь "ягненок" и "поросенок" вызвали затруднение.

Анализируя ответы детей на вопросы по рассказу Е.И. Чарушина "Лошадь", мы столкнулись с тем, что не все дети могут ответить на такие вопросы, как: Чем понравился рассказ? Почему ты так думаешь? Поэтому я давала свой образец ответа на вопрос, предоставляя возможность ребенку на последующие вопросы отвечать самому, опираясь на мой пример.

Дети свободно называли детенышей животных в единственном числе. Затруднения вызвали названия животных в винительном падеже множественного числа. Например: много тигренков, волченков. Нам приходилось неоднократно поправлять детей. В конечном итоге мы добились от всех детей правильных ответов.

Дети с большим желанием описывали зайца и подбирали эпитеты к настроению зайчонка.

Интересно прошла работа и по составлению рассказов по сюжетным картинкам. Мы выслушали рассказы троих детей. все рассказы были разными и интересными. По ходу рассказывания нами были заданны уточняющие вопросы: А за чем зайчонок вернулся в норку? А еще за чем он мог вернутся?

В процессе рассказывания мы наблюдали за грамматической правильностью речи: исправляли ошибки детей и просили повторить правильное слово.

Картинки с изображением животных, в названиях которых встречается звук "л", дети называли правильно – у детей развит фонематический слух.

Описательный рассказ.

Описательный рассказ по картинкам с изображением зайца и медведя. По картинке с изображение зайца мы рассказывали сами, давая тем самым образец

рассказа. Дети дополняли наш рассказ. После собственного рассказа мы

просили рассказать по той же картинке двоих детей. По картинке с изображением медведя дети уже рассказывали самостоятельно. Мы обращали внимание на детализацию, на подбор эпитетов к изображению медведя. Мы думаем, что эта работа прошла результативно.

Сравнительный рассказ.

Сравнительный рассказ по картинкам с изображение двух птиц: сороки и воробья.

Опираясь на предыдущий опыт (описательные рассказы), учитывая наши требования дети очень подробно, образно описывали птиц и сравнивали их: находили сходства и различия. Мы призывали детей сравнивать не только внешний вид, но и повадки, и то, чем питается воробей и сорока. После чтения стихотворения И. Гришашвили "Охраняй птиц", мы провели беседу о том, как беречь птиц, заботиться о них.

Словесная игра – небылица.

От словесной игры дети получили огромное удовольствие. Ребятам было весело и интересно. Были предложены такие небылицы:

Лошадь по небу летает,

Рыба по полю гуляет.

Птица по морю плывет,

Корабль по полю идет и др.

Дети с легкостью исправляли небылицы, заменяя слова. После предложенных нами небылиц, дети придумывали свои, например:

Ежик по небу плывет,

Ножек по полю идет.

(Эту небылицу придумал Демин Костя).

Игра – небылица, была интересна не только детям, но и нам.

Индивидуальная работа.

Составление рассказа по сюжетным картинка. Дети были предложены рассказы: Н. Носова "Живая шляпа" и Н. Артюхова "Трусиха".

Рассказ "Живая шляпа", дети пересказывали после чтения произведения, опираясь на картинки. Затем задание усложнилось: детям нужно было разделить рассказ, состоявший из 6 картинок на три части – начало, основная часть, концовка. Дети пытались озаглавить каждую часть, но заголовки получались не очень удачными, на пример: "Как дети увидели бегущею шляпу" (Мурашов Д.); "Когда мальчики убежали с дивана" (Лобова М.). Видя, что у детей не получается озаглавить части рассказа, мы в качестве примера

прочитали коротенький рассказ "Кит" С. Сахарнова и попросили придумать название к рассказу. Затем прочитали настоящее название рассказа, и спросили: Почему он так называется? Вместе с детьми мы разделили рассказ на части, и озаглавили каждую.

Рассказ "Трусиха", дети придумывали по картинкам без чтения, они сами давали названия своему рассказу. Например: "Девочка и собака" и т.д.

Затем задание усложнилось: детям нужно разделить рассказ, состоящий из 4 картинок на три части – начало, основная часть, концовка.

Рассказ стихотворение "Орел и лягушка" с использованием картинок.

Каждому слову соответствовала картинка (кроме союзов и предлогов). Этот метод заучивания стихотворения оказался очень эффективным: дети с легкостью запоминали стихотворение. Обычно заучивание стихотворений не доставляет детям удовольствия, а картинки позволяют выучить стихотворение быстро и с интересом.

Работа с родителями. Ширма.

В ширму вошли 4 части:

1. Обращение к родителям, тема ширмы и ее обоснования, высказывания Л.В. Выготского;

2. "Развивать связную речь можно с помощью предметных картинок". В этом разделе приведен пример описательного и сравнительного рассказов ("Грибы");

3. "Развивать связную речь можно с помощью сюжетных картинок". В этом разделе приведен примерный перечень вопросов, которые могут задать родители детям, для описания сюжетных картинок;

4. "Поиграйте с ребенком". Игра-небылица "Эта правда или нет?". Л. Станчева. Здесь же указана литература, в которой родители могут найти и другие игры-небылицы для развития речи детей.

Ширма в течении двух недель стояла в раздевальной комнате, и была доступна всем родителям. Мама Зверева Ю. спросила: "Какие еще картинки можно использовать для развития связной речи?", "Можно ли использовать иллюстрации в книжках для рассказывания?"

Делая вывод можно сказать, что ширма для родителей была сделана не напрасно.

Программа работы с детьми

Рассказывание по картине: "Лошадь с жеребенком".

Цель: Познакомить детей с новой картиной; учить составлять связанный рассказ по картине; продолжать учить детей отгадывать загадки и обосновывать отгадки; формировать умение объяснять смысл поговорки; продолжать учить детей отвечать на вопросы по прочитанному произведению (рассказ Е.И.

Чарушина "Лошадь"); закреплять названия детенышей диких и домашних животных; воспитывать интерес к рассматриванию картины; воспитывать желание к рассказыванию по картине; воспитывать культуру речевого общения. Активизация словаря, уточнение и закрепление словаря (грива, копыта, подкова, телега, ноздри); обогащение словаря (фермер, молочная ферма, запряжена).

Рассматривание по сюжетным картинкам.

Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенному и последующие; продолжать учить отгадывать загадки и объяснять их отгадки; закреплять названия животных и детенышей; упражнять детей в употреблении названий детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа, в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов; закреплять правильное произношение звука "л" в словах и фразовой речи. Воспитывать интерес к рассматриванию по картинкам, желание составлять самостоятельный рассказ по картинкам, умение работать парами, культуру речевого общения. Активизация, уточнение, закрепление и обогащение словаря (плелся, брел).

Описательный рассказ по картинкам с изображением зайца и медведя.

Цель: Продолжать учить детей детально рассматривать картины; развивать связанную речь; отвечать на вопросы воспитателя; активизировать речь детей; подбирать эпитеты к изображениям зайца и медведя; учить рассказывать эмоционально, выразительно; обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к рассматриванию картин, желание рассказывать по картине, культуру речевого общения.

Сравнительный рассказ по картинкам с изображением двух птиц: сороки и воробья.

Цель: Развивать связанную речь детей; активизировать речь детей; учить отвечать на вопросы воспитателя; описывать картины, соблюдая детализацию; научить детей сравнивать двух птиц; продолжать учить подбирать эпитеты; обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к рассматриванию картин, желание рассказывать по картине, культуру речевого общения.

Словесная игра – небылица

Цель: Познакомить детей с небылицами; научить детей находить несоответствия между небылицами и реальностью; научить детей самостоятельно придумывать небылицы; продолжать активизировать речь; продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к небылицам, желание самостоятельно составлять небылицы, культуру речевого общения.

Индивидуальная работа

Составление рассказа по сюжетным картинкам по произведению Н. Носова

"Живая шляпа"

Цель: Учить детей составлять рассказ по произведению; самостоятельно озаглавить части рассказа; описывать характеры героев, их настроения; научить детей придумывать собственный конец к рассказу; формировать навыки подбора эпитетов, образных выражений; учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к рассказыванию по картинкам, умение слушать рассказ, культуру речевого общения, умение эмоционально рассказывать, сопереживать героям.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Цель: Учить детей составлять рассказ по сюжетным картинкам; самостоятельно выстраивать сюжет каждой картинки; озаглавливать рассказ и каждую часть; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; формировать навыки описывать характеры героев и их настроения; придумывать рассказ, выходя за пределы картинок (прошлое, будущее); учить отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к рассказыванию по картинкам, культуру речевого общения, желание сопереживать героям.

Рассказывание стихотворения "Орел и лягушка"

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением; развивать память и мышление детей; активизировать речь; научить рассказывать стихотворение с опорой на картинки; вызвать интерес и желание рассказывать стихотворение по картинкам.

2.3. Программа формирующего эксперимента.

Описание

1.“Путешествие с признаками”.

Формирование у детей дошкольного возраста умения находить сходства между объектами, сравнивать объекты по нескольким признакам; развитие воображения; воспитание умения выслушивать друг друга, дожидаться своей очереди, следовать правилам игры.

Логопед предлагает ребенку выбрать картинку и соединить ее с паровозиком с помощью колеса- признака. Ребенок называет, чем похожи по данному признаку два объекта. Игра продолжается аналогично, пока есть признаки и интерес детей. Например: Чем похожи улитка и листик? У улитки спинка по рельефу шершавая и листик по рельефу шершавый. А чем могут быть похожи листик и кораблик по влажности? Кораблик мокрый, потому что в воде, а листик мокрый после дождя.

2. “Опиши объект”.

Формирование умения описывать объект по имеющимся признакам.

Дети выбирают карточку, называют объект природного или рукотворного мира, выкладывают признаки и описывают объект по имеющимся признакам.

3. “Дорожка признаков”

Развитие умения описывать объект, используя в речи имена признаков; соотносить значение имени признака сего графическим обозначением; формирование у детей умения сосредотачивать внимание, воспитывать навыки доброжелательности, самостоятельности.

Дети выбирают карты с признаком и по сигналу отбирают нужные объекты по своему признаку.

Дети выбирают карты с признаком. Ведущий показывает картинку и спрашивает: “У кого ароматная груша?” (синяя машина, резиновый мяч, пушистая кошка). Ребенок объясняет свой ответ, и если он правильный, получает картинку, если нет, то дети исправляют ошибку и карточка не засчитывается. Победил тот, кто первым собрал дорожку.

4. “Поезд звуков”

Формирование умения выстраивать линию объектов по заданному звуку, объяснять свой выбор.

Предлагаем ребенку отобрать картинки объектов по заданному звуку в начале слова (далее усложнение: в середине, в конце слова) и распределить по вагонам. На следующей станции везет другой звук – буква и дети отбирают другие объекты. И составить рассказ, в котором будут присутствовать картинки- названия объектов.

5. “Поезд времени”.

Формировать умение выстраивать линию развития событий по времени, в логической последовательности и побуждать составлять рассказ.

Предложить ребенку выбрать от 3 и более картинок, разложить их в нужной последовательности и составит рассказ.

6. “Шифровщики”.

Развивать речь ребенка через называние имен признаков и их значения. Рассказывать об объекте, используя значки – признаки. Развивать логическое мышление, ориентировку в пространстве, знание направлений по часовой стрелке, против часовой стрелки, слева, справа.

Ребенок по выбранной карточке- шифровке находит расположение трех признаков. Например, первый красный по часовой стрелке, второй синий против часовой стрелки, третий желтый по часовой стрелке. Открываем зашифрованные схемы признаков и описываем по ним объект.

7. “Расскажи про нового соседа”

Упражнять детей в умении подбирать значение к признаку, рассказывать об объекте используя признаки, развивать связную речь.

Дети берут карточку, ставят картинку в пустую клетку между значками – признаками и рассказывают о соседе – объекте на картинке по близлежащим признакам.

8. “Путешествие по миру”.

Развивать связную речь, расширять и кругозор детей, закреплять знания о природном и растительном мире.

Ребенок при помощи стрелки выбирает любой уголок планеты и рассказывает по плану в виде картинок- схем рассказ.

9. “Солнышко”

Обучать детей по слоговому чтению, закреплять звуки речи.

Ребенок читает слог, придумывает слогом слово, с этим словом предложение, составляет рассказ.

10. “Умные планшеты”

Закреплять представление детей о предложении, упражнять в составлении предложений из слов по заданной схеме.

Ребенку предлагается выбрать картинку, затем ребенок вставляет картинку в нижний карман первой стороны, взрослый дает задание придумать предложение по схеме, с объектом и признаком по карточке. В начальном этапе, схема предложения состоит из двух слов, признака и объекта. Затем предложение усложняется, и его составляют из трех слов_ объект, признак и действие.

Когда ребенок усвоил составление предложения из трех слов, взрослый предлагает ставить предложение из 4- х слов, где четвертое слово – предлог.

11. “Придумаем рифмованные строчки”

Учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Логопед предлагает детям выбрать какую – либо рифмованную пару (для начала - существительные) и сочинит рифму следующим образом: “Жил – был кто-то и был похож на что- то”.

12.“ Волшебные слова”.

Развивать умение образовывать, изменять, согласовывать слова.

Ребенку предлагается карточка, при помощи которой он может выполнить соответствующее задание. Самое удобное, что все эти задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков. Можно дифференцированно подходить к заданию, зная особенности детей. Это универсальное пособие, которое можно использовать во всех видах работы (индивидуально, с группой детей и фронтально). Сначала дети работают с цветным комплектом, затем с черно – белым

13.“Составь предложение”.

Способствовать развитию умения различать структурные компоненты речи, развивать умение строить разнообразные по структуре предложения.

Эта модель помогает ребенку легче, осознанней и быстрее понять сложную иерархичную структуру речи человека (текст, предложение, слово, слог, буква и звук); и усвоить порядок слов в предложениях различных типов.

14. “Мнемодорожки”

Развитие умения составлять последовательные пересказы и рассказы, с опорой на мнемодорожки.

Ребенку предлагается составить рассказ, план которого выкладывается по ходу рассказа. Речь сопровождается показом мнемодорожки

15. “Задаем вопросы”

Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам, классифицируя их.

Ребенок, используя карточку с определенным видом вопросов, учится задавать различные типы вопросов и правильно их формулировать. Особое внимание уделяется месту вопросного слова в формулировке вопроса.

16. “Кольца Луллия”

Способствовать обогащению словарного запаса детей, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи детей.

Ребенку предлагается совместить сектора на большом и малом круге и выполнить задание (например, “Что сначала, что потом?, “Сосчитай объекты”, “Придумай историю” .

17. “Системный оператор”.

Способствовать усвоению модели систематизации объектов.

Предлагаемая детям таблица с девятью экранами способствует пониманию детьми способов систематизации объектов. Знакомит детей с системой (объект в настоящем, прошлом и будущем), над системой (место объекта в настоящем прошлом и будущем) и подсистемой (части объекта в настоящем, прошлом и будущем). Сначала дети заполняют таблицу вместе с педагогом. Затем, по мере овладения навыками схематизации, самостоятельно.

18. “Составления рассказа по схеме”.

Учить детей составлять описательные рассказы об объектах по схеме.

Ребенку предлагается описать объект (натуральный или изображенный на картинке) по схеме.

19. “Опиши объект или явление”. (игрушки, животные, птицы, одежда, овощи и фрукты, время года, посуда)

Способствовать усвоению модели составления описательного рассказа.

Ребенку предлагается составить рассказ с опорой на схему. Данная модель является для ребенка планом составления описательного рассказа. Помогает наполнить его содержательно.

20. “Составление рассказа по опорным картинкам ”.

Формирование связного речевого высказывания по опорным картинкам.

Педагог составляет рассказ. После рассказа задает вопросы детям и помогает им ответить с использованием других опорных картинок. После этого (возможно на последующих занятиях) можно предложить некоторым детям повторить весь рассказ.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные