Композитор который работал в министерстве юстиции. Петр ильич чайковский - биография, информация, личная жизнь. Фильмы, где звучит музыка композитора

В заводском поселке Воткинск (ныне город в Удмуртии) в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода. Позднее его отец стал управляющим Алапаевскими и Нижнекамскими заводами, директором Технологического института в Петербурге.

В возрасте пяти лет Петр начал учиться игре на фортепиано, позже брал уроки у известного пианиста Рудольфа Кюндингера.

Когда Петру было 14 лет, от холеры умерла его мать Александра Чайковская.

В 1861 году Чайковский начал заниматься в музыкальных классах Русского музыкального общества, преобразованных в 1862 году в Петербургскую консерваторию. Учился у Антона Рубинштейна (инструментовка), Николая Зарембы (теория композиции), прошел курс органа. В 1865 году Чайковский окончил с отличием консерваторию — диплом и серебряную медаль получил в 1870 году после утверждения этих форм в Уставе консерватории.

За годы учебы в консерватории Чайковский написал квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Фридриха Шиллера "К радости", которая известна как текст финала Девятой симфонии Людвига Бетховена. В это же время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы Александра Островского — увертюра "Гроза".

В 1866-1878 годах Чайковский был профессором Московской консерватории по классам свободного сочинения, гармонии и инструментовки. В педагогических целях он перевел несколько музыкально-теоретических трудов, написал учебник "Руководство к практическому изучению гармонии" (1872). В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик. В 1871-1876 годах работал музыкальным рецензентом московских газет "Современная летопись" и "Русские ведомости".

В Москве Чайковский сочинил свою Первую симфонию ("Зимние грезы", 1866) и первую оперу "Воевода", которая после премьеры в 1869 году была уничтожена автором и восстановлена через много лет после его смерти по сохранившимся оркестровым партиям. Вторая опера "Ундина" была представлена в дирекцию Императорских театров, но не дошла до сцены и впоследствии была уничтожена автором (ее материал частично вошел в балет "Лебединое озеро"). Оркестровая увертюра "Ромео и Джульетта" получила после премьеры довольно жесткую оценку критики, но после значительной переработки в 1870 и 1880 годах это сочинение стало одним из самых популярных в оркестровом наследии композитора.

В 1870-х годах композитором были написаны Вторая и Третья симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, а затем оркестровая фантазия "Франческа да Римини" (1876) и "Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром" (1877). Поставлены оперы Чайковского — "Опричник" (1874) и "Кузнец Вакула" (1876), ставшая победительницей конкурса дирекции Императорского русского музыкального общества.

В 1877 году , благодаря поклоннице его творчества и меценату Надежде фон Мекк, предложившей Чайковскому ежегодную субсидию в шесть тысяч рублей, он посвятил свою дальнейшую жизнь композиторской деятельности. С 1888 года Чайковский также получал ежегодную пенсию от российского императора Александра III в три тысячи рублей.

До 1877 года композитор жил постоянно в Москве, только летом выезжая в деревню к родным, знакомым или изредка (1868, 1873) за границу. В 1877-1887 годах он жил в Каменке Киевской губернии у сестры, в различных имениях фон Мекк, на даче в Майданове (близ Клина).

С 1880-х годов Чаковский не только в России, но и за рубежом. Он давал многочисленные концерты, совершая поездки по городам Европы.

Тонкий психолог, мастер-симфонист Петр Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека от лирической задушевности до глубочайшей трагедии, создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. В этот период им были написаны оперы "Евгений Онегин" (1878), "Орлеанская дева" (1879), "Мазепа" (1883), "Черевички" (1885), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1891).

Композитор стал новатором в области балета, где ведущим компонентом балетной драматургии стала музыка. Создал балеты "Лебединое озеро" (1876), "Спящая красавица" (1889), "Щелкунчик" (1892).

К мировым шедеврам Чайковского принадлежат шесть симфоний, симфония "Манфред" (1885), "Итальянское каприччио" (1880), три концерта для фортепьяно с оркестром (1875-93), концерт для скрипки с оркестром, "Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром" (1876), фортепьянное трио "Памяти великого художника" (1882), романсы.

В 1885 году композитор принял приглашение стать одним из директоров Императорского русского музыкального общества.
Чайковский пробовал свои силы в области дирижирования. В конце 1887 — начале 1888 года как дирижер он совершил первое европейское турне. В мае 1891 года Чайковский выступил в качестве дирижера на открытии "Карнеги-холла" в Нью-Йорке.

Последний раз Петр Чайковский дирижировал в концерте Императорского русского музыкального общества в Санкт-Петербурге в октябре 1893 года, где исполнил Шестую симфонию, названную им "патетической".

6 ноября (25 октября по старому стилю) 1893 года композитор скончался, заразившись холерой. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

В 1885 году Чайковский был удостоен званий почетного члена Московской консерватории, в 1893 году — почетного доктора Кембриджского университета (Великобритания). В 1884 году он был награжден орденом Владимира IV степени.

В 1894 году по инициативе брата композитора был открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 году — мемориальный музей в Воткинске.

В 1917 году имя Чайковского было присвоено Оперно-вокальной студии, организованной Михаилом Ипполитовым-Ивановым и Варварой Зарудной.

7 мая 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Московская консерватория официально получила имя Петра Чайковского. Одновременно были учреждены стипендии имени П.И. Чайковского для особо одаренных студентов композиторского факультета Московской консерватории.

Имя Чайковского было присвоено также Киевской консерватории, различным учебным заведениям и учреждениям культуры в России. С 1958 года в Москве проводится Международный конкурс имени П.И. Чайковского.

Имя Чайковского носит город в Пермской области РФ.

В 2007 году в Москве в здании Культурного центра имени П.И. Чайковского (в квартире, где композитор проживал с 1872 по 1873 год) был открыт Музей "П. И. Чайковский и Москва".

Композитор был женат на своей ученице Антонине Милюковой, но его брак быстро распался.

Его брат Модест Чайковский (1850-1918) был драматургом, либреттистом опер "Пиковая дама" и "Иоланта". Автор нескольких бытовых пьес и исторической мистерии "Екатерина Сиенская". Составил "Жизнь Петра Ильича Чайковского" в трех томах.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Чайковский Пётр Ильич – российский композитор, журналист, дирижёр, культурный деятель. О том, кем был Чайковский можно говорить очень долго. Но прославился он, в первую очередь, как один из самых великих композиторов за всю историю. Чайковский является автором более 85 произведений, из них около 10 опер и 3 балета. Пётр Чайковский предоставил своим потомкам величайшее музыкальное достояние, которое представляет невероятно важный вклад не только в музыкальную, но и в общественную культуру.

Детство и юность Чайковского

Знаменитый композитор был рождён в 1840 году, 25 апреля. Местом рождения Чайковского стал город Воткинск, располагающийся в Удмуртии. Папа композитора – Илья Петрович Чайковский – находился в должности руководителя завода, успешным исследователем. Чайковский был наследником одного из самых знаменитых родов на Украине. Предки отца были из казаков, а предки мамы – французы. Как говорил сам Чайковский, в семье любили музыку, даже устраивали небольшие домашние концерты. Но талантов к музыке никто из домашних особо не проявлял. Разве что мать Петра прилично играла на фортепиано и неплохо пела. Чайковский с детства был окружён музыкой. Помимо музыкальных концертов, которые проходили у них дома, Чайковский каждый день слушал мелодичные песни крестьян, идущих домой после работы.

Уже в 5 лет Пётр стал проявлять первые свою восприимчивость к музыкальной деятельности. В этом возрасте он уже научился играть на музыкальных инструментах, умел читать ноты. Композитор особенно любил записывать свои ощущения, которые он испытывал от прослушивания музыкальных произведений. Когда Петру было 10 лет, семья Чайковских перебралась в город Алапаевск. Не прожив там и полугода, Чайковские отправились в Петербург. Мать и отец отправили учиться Петра в престижное учебное заведение – Училище правоведения. Пётру нужно было провести около двух лет заграницей, так как учиться принимали только с 12 лет. Он был сильно огорчён расставанием с матерью, но выдержал и приехал в Петербург поступать учиться.

Сразу после приёма в училище Чайковский стал проявлять большую заинтересованность к музыке. В академии регулярно проводились факультативы, которые он не пропускал. Преподаватели знали его ка хорошего импровизатора и парня, который неплохо владел навыками игры на пианино. В возрасте 15 лет Пётр всерьёз занялся музыкой, стал подготавливаться у прославленного учителя Л. Пиччоли, потом у Чайковского появился другой преподаватель – Рудольф Кюндигер. В 1859 году Пётр оканчивает Училище и устраивается на работу в Министерство юстиции. Когда появляется свободная минутка, композитор посещает оперы и постановки, особенно его интересовали пьесы Глинки и Моцарта.

Карьера в музыке

Работа в Министерстве не прельщала Чайковского, карьера чиновника никак не ввязывалась в его планы. В 1861 году Пётр поступает на курсы в Русское общество музыки, которое в будущем преобразовалось в консерваторию северной столицы. Он был первым учеников консерватории по классу композиции.

Сначала Чайковский совмещал работу и музыку, но затем преподаватели настояли, чтобы он отказался от карьеры чиновника и полностью посвятил себя культуре. Через четыре года Пётр Чайковский окончил консерваторию хорошистом. Примерно в это же время он заканчивает свои первые произведения: вступление к театральному спектаклю «Гроза» Островского, стихотворение на оду «К радости» и ещё несколько маленьких вступлений.
В 1866 году известному композитору предложили должность профессора одной из московских консерваторий. Учреждение только открывалось, руководителем её был Н. Г. Рубенштейн, брат одного из учителей консерватории Петербурга. 12 лет он успешно проводил занятия теории и гармонии. Тем временем, композитор написал «Руководство к изучению гармонии».

Творчество и личная жизнь

За время преподавания в консерватории у композитора произошло много событий. В 1868 году Чайковский первый раз выступил в качестве критика и пообщался с членами небезызвестной «Могучей кучки». У Чайковского были собственные взгляды на музыку, которые отличались от убеждений петербургских композиторов, однако это не помешало им найти общий язык. По их настоянию, Чайковский пишет увертюру к «Ромео и Джульетте», а также симфонию «Буря».

С 1872 по 1877 годы у Чайковского был период творческого поиска. Этот период жизни был довольно благотворным в плане музыки. Он написал в этот момент несколько произведений: «Опричник», «Кузнец Вакула» Одно из известнейших его работ также была создана в то время – балет «Лебединое озеро». Наконец, в 1875 году был закончен фортепианный цикл «Времена Года», который сегодня считается одним из величайших достижений композитора. Работа над ним заняла 3 года, а инициатором и идейным вдохновителем «Времен» стал журналист «Нувеллиста» Н. Бернард.

В 1877 году композитор принимает решение жениться на ученице музыкального учреждения Антонине Милюковой. Сам Пётр говорил, что женился он только для того, чтобы перестали говорить о его гомосексуальности. Но правда такова, что именно из-за этого его "увлечения" брак распался. Они недолго прожили вместе, но по определённым причинам официально не развелись до конца жизни.

Спустя год композитор бросил консерваторию и переехал за границу. В то самое время морально и материально композитору сильно помогла Надежда Фон Мекк. Он вёл переписку с ней на тот момент уже несколько лет. Он посвятил Надежде одно своё произведение – «Четвёртая симфония».

Весной 1881 года композитор обратился к Александру III с одолжением о займе в размере трёх тысяч рублей. Однако письмо он направил не самому государю, а одному из его ближайших подчинённых Победоносцеву, объясняя это тем, что он один из немногих, которого Пётр знал лично. Чайковский писал, что эта сумма позволит ему выплатить все долги и обрести душевное спокойствие. Император принял решение подарить композитору три тысячи рублей, за что Чайковский был ему сильно благодарен и не раз писал о благородности государя.

В 1885 году Пётр Ильич обретает популярность и славу не только в России, но и заграницей. В это самое время он стал позиционировать себя не только композитором, но и дирижёром. Играя в качестве дирижёра, он познакомился со многими известными людьми, среди которых Эдвард Григ, Артур Никиш, Густав Малер и др.

В 1891 году он выступает в США. Выступление проходило в Нью-Йорке и Филадельфии, и всё получилось на высшем уровне. Пётр Ильич даже выступал со своими музыкантами на церемонии открытия знаменитого Карнеги-Холла. Последний раз в роли дирижёра Пётр Ильич выступил в Петербурге за несколько недель до того, как он скончался.

Смерть великого композитора

В конце октября 1893 года Чайковский, отлично себя чувствуя, пошёл в один из ресторанов северной столицы. Был он там довольно долго, вышел из ресторана около трёх часов ночи. Во время пребывания в ресторане, он попросил стакан воды. Несмотря на то, что в городе ходила эпидемия холеры, воду ему не вскипятили. На следующий день композитору стало плохо и был вынужден позвать доктора. Врач поставил диагноз холеры. Промучившись несколько дней, Пётр Чайковский скончался 6 ноября.

Похороны были возложены на дирекцию Императорских театров, что в истории является единственным случаем. Это лишний раз доказывает величие композитора. Похороны проходили 9 ноября 1893 года. Все затраты на вынос и погребение Чайковского взял на себя сам император Александр III. На похоронах присутствовало много известных людей. Похоронили величайшего композитора и дирижёра в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской лавре.

Один из самых сентиментальных и лиричных композиторов, овеянный всемирной славой. Его именем в России названа главная вотчина, воспитывающая российских музыкантов – Московская государственная консерватория. А также престижный международный конкурс академических исполнителей, крупнейшее событие мирового масштаба. Пётр Ильич Чайковский – выдающий русский композитор, целиком отдававший себя миру вдохновения и создавший такие гениальные творения, что они во всём мире в нынешнее время являются самыми исполняемыми произведениями. Очаровывающий мелодизм, блестящее владение композиторской техникой, а также умение видеть в любом трагизме светлое и гармоничное делает Петра Ильича величайшей творческой личностью не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре.

Краткую биографию Петра Ильича Чайковского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Чайковского

Петр Ильич родился в российской глубинке – селении Воткинск близ небольшого завода 7 мая 1840 года в семье горного инженера. С рождения мальчик впитал в себя исконный дух русской интеллигенции. Детство его прошло в родном имении под сенью деревенской природы, среди живописных видов и звуков народных песен. Все эти впечатления ранних лет позднее оформились в необыкновенную любовь к Родине, ее истории и культуре, ее такому творческому народу.


Образование детям в этой большой и дружной семье стремились дать лучшее. С ними всегда была гувернантка Фанни Дюрбах, которая, кстати, сохранила очень много воспоминаний о маленьком Петруше. С детства это был самый впечатлительный, тонко чувствующий, ранимый, талантливый ребенок с тончайшей нервной организацией. Няня называла его «фарфоровый мальчик». Такая хрупкая, неврастеничная психическая структура, такое острое восприятие жизни и чувствительность сохранились у него на всю жизнь.

Дом был наполнен музыкой, родители будущего композитора сами любили музицировать, они устраивали музыкальные вечера, в гостиной стоял механический орган (оркестрина). Любовь к занятиям на фортепиано ему привила горячо любимая матушка, и уже с 5 лет он довольно регулярно упражняется. Занятия музыкой захватывали его целиком, но, испугавшись за неустойчивую психику Пети, родители отправили его учиться в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге, считая, что музыка ему во вред.


Биография Чайковского гласит, что по окончании учебы, в 1859 году Петр Ильич немного поработал в чине титулярного советника в Министерстве юстиции, продолжая факультативно заниматься музыкой, посещая музыкальные вечера и оперные спектакли . К тому моменту он уже считался хорошим пианистом и импровизатором. Благодаря службе он впервые попал за границу, поехав в трехмесячное турне с инженером Писаревым в качестве переводчика. Позднее поездки в Европу с гастрольными выступлениями или для отдыха станут для него важнейшей частью творческой деятельности. Сама возможность побывать в Европе, приобщиться к ее культурным памятникам будоражила его.

В 1862 году он окончательно решает связать свою жизнь с музыкой. Точнее, для себя он определил это как служение Музыке. Он поступает в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую консерваторию, где обучается по классу композиции. Там он знакомится с Антоном Рубинштейном, который оказал значительное влияние на его жизнь. Так вскоре после окончания консерватории Чайковским (с большой серебряной медалью, высшей наградой), Рубинштейн приглашает его в Москву – теперь уже преподавать основы сочинения, гармонии, теории музыки и оркестровки.


Стоит отметить, что московская консерватория на тот момент (в 1866 году) тоже только начала существовать. По сути, на тот момент не было отечественной школы, обучающей исполнительскому или композиторскому мастерству. Были разрозненные переводы западных учебников, отдельные классы учителей, которые не стали концертирующими музыкантами, а передавали свои навыки ученикам по принципу «делай как я».

Чайковский не только читал лекции, многие учебные программы и пособия он написал непосредственно сам, что-то переводил из зарубежных источников. Остались записи лекций его ученика, выдающегося русского композитора Сергея Танеева , из которых можно судить о глубине познаний, способности вдумчиво анализировать музыку с точки зрения ее строения, формы, элементов. Это титанический методический труд, переоценить который невозможно.

Благодаря стараниям Петра Ильича обучение российских музыкантов и особенно композиторов приобрело систему, метод, цельность. Долгое время эта часть его биографии опускалась, ее считали незначительным эпизодом. Виной тому собственные высказывания Чайковского о том, что педагогическая работа его тяготит, ученики глупы и невежественны. Но все эти слова совершенно не отражают истину – явление Чайковского как педагога в тогдашней национальной музыкальной культуре предопределило на столетия (!) появление русской композиторской школы и уникальных, самобытных, гениальных композиторов. Это целая веха в отечественной музыкальной педагогике.


Примечательно, что такой серьезный вклад в преподавание и критику Чайковский внес, почти не уменьшая времени на собственные сочинения. Это характеризует его как человека чудовищной работоспособности, трудоголика, который бросил каждую минуту своего земного пребывания на алтарь Музыки.

Становление как композитора

Его творческий путь не был усыпан розами. В самом начале его часто резко критиковали за желание угодить слушателю. Затем, когда он уже часто бывал в Европе и пытался соединить лучшее от западной культуры с традиционными русскими чертами, ему трудно было встретить единодушие аудитории. По-настоящему его гений оценили лишь в конце.

Ранние сочинения Чайковского датируются 1854 годом. Это были небольшие пьесы - «Анастасия-вальс» и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…». Ученические его работы консерваторского периода уже выдают в нем мастера. Одна из работ – программное произведение к драме Н.А. Островского «Гроза». Со знаменитым драматургом впоследствии Петра Ильича связывала не только нежная дружба, но и творческие проекты. Так в 1873 году была написана музыка к сказке «Снегурочка», позднее на эту же тему написал оперу Николай Римский-Корсаков .

Это время (конец 60-х и начало 70-х) было для него творческим поиском, наиболее обращенным к народному искусству. Тогда же примерно был издан его сборник «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки». Сказочно-мифический сюжет, присущий фольклору, был воплощен в опере «Ундина». Первая постановка ее прошла с определенным успехом, но уже к концу сезона ее сняли из театрального репертуара. Рукопись композитор уничтожил. Лишь некоторые музыкальные фрагменты перешли позднее в «Снегурочку». По ним можно судить, что к тому моменту Петр Ильич владел техникой колористического письма.

За годы работы в консерватории он написал много произведений, из знаковых можно перечислить 4 симфонии, 5 опер, принесший ему мировую славу балет «Лебединое озеро », концерт для фортепиано с оркестром , 3 струнных квартета.

Постепенно он пришел к пониманию, что должен больше времени посвящать сочинению музыки. Изнуряющая работа в консерватории требовала очень много времени и сил. И в 1878 году Чайковский проводит последние свои занятия, но до конца жизни сохраняет переписку со многими учениками, ставшими потом маститыми исполнителями. В письмах он всегда оставался их педагогом и цензором, давал рекомендации.

В 1877 году композитор начинает работу над «Евгением Онегиным ». Поглощенный сочинением, он как-то слишком поспешно женится на Антонине Милюковой. Брак развалился буквально через несколько недель. Все в молодой жене Чайковского раздражало. А совместная жизнь с ней стала серьезным испытанием для него. Душевные терзания этого периода привели к нервному срыву и сказались на музыке. Так совпало, что написанные в этот момент «Евгений Онегин» и 4-я симфония стали вершинами его творчества.

В 1878 году он уезжает оправиться от происшедших событий за границу. Тогда помощь ему стала оказывать Надежда Филаретовна фон Мекк, меценат и поклонница творчества Петра Ильича. В течение долгих 14 лет они переписывались, но так ни разу и не встретились. Тем не менее, ее моральная и материальная помощь позволяли Петру Ильичу заниматься творчеством относительно свободно, он мог не оглядываться на издателей или дирекцию театров.

С 1880-х годов он много гастролирует по миру. Он сводит личное знакомство с такими столпами европейской и русской культуры как Лев Толстой, Эдвард Григ , Антонин Дворжак и многими другими. Вся его такая сильная впечатлительность как губка впитывала богатство и разнообразие мира. Он один из немногих счастливчиков, кому удалось завоевать признание публики, критиков, коллег еще при жизни.


Согласно биографии Чайковского в последние годы его неизъяснимо потянуло на родину, композитору хотелось жить вдали от шумных городов, где на улице его мог узнать любой. Он признавался, что бесконечно устал от окружающей его суеты. Поэтому он выбирал небольшие дачные поселки под Москвой, где арендовал усадьбу. Последний дом, в котором он жил в подмосковном Клину, стал домом-музеем мемориальным заповедником имени композитора.

Умер он в 1893 году неожиданно. Врачи диагностировали холеру, которая развилась буквально за несколько дней. Незадолго до этого ему подали в одном из ресторанов стакан некипяченой воды. Хотя и существовали другие версии по поводу смерти Чайковского, доказательств их предоставлено не было.



Интересные факты о Чайковском

  • Долгое время жизнеописание этого величайшего композитора, внесшего значительный вклад в мировую культуру, было окружено мифами и легендами. Галантный XIX век не допускал упоминания фактов, даже в малейшей степени компрометирующих столь выдающегося человека. Далее эту традицию подхватила советская идеология, привнесшая в образ композитора новые черты, отвечающие задачам построения нового общества. Начало XXI века принесло моду на обсуждение самого личного и интимного, и превратило внутренний мир Художника в большую проходную площадь.
  • В ранней молодости Петр Ильич был влюблен в бельгийскую певицу Дезире Арто, он даже собирался сделать ей предложение. Но она внезапно уехала и вышла замуж за другого. Чайковский невероятно страдал, посвятил ей романс «Забыть так скоро». В фильме Игоря Таланкина 1970 года «Чайковский» этот эпизод показан выразительно. В главной роли блистательный Иннокентий Смоктуновский, а в роли Дезире – Майя Плисецкая в необычном для себя амплуа.
  • Из биографии Чайковского мы знаем, что в 1893 году композитор был награжден почетной ученой степенью от Кембриджского Университета.
  • В настоящее время ведутся судебные слушания по делу о праве на название. Балет «Спящая красавица » невольно стал предметом горячего спора с компанией «Уолт Дисней» за эмблему. Также ожидает вердикта заявка кинокомпании на патент имени «Принцесса Аврора», которая также является главной героиней произведения Чайковского. Примечательно, что Дисней воспользовался музыкой Петра Ильича при создании одноименного мультфильма 1959 года.
  • Большую часть жизни Чайковский был подвержен депрессиям. С 14-ти лет по поводу рано ушедшей матери, чью потерю он долго оплакивал. Он также был ипохондриком. Больше всего он боялся оглохнуть как Бетховен .


  • "Вдохновение - гость, который охотно не посещает ленивое". Этим принципом он руководствовался всю свою жизнь.
  • В 1877 богатая предпринимательница Надежда фон Мек поддержала скрипача Иосифа Котека, который был бывшим студентом и другом Чайковского и был рекомендован ей пианистом Николаем Рубинштейном. Она была впечатлена композитором Чайковским, и расспрашивала Рубинштейна подробно о нем. Именно Котек, однако, убедил ее написать ему, после чего она представилась как “пылкий поклонник”. Таким образом, их отношения закрепились как эпистолярная дружба: между 1877 и 1890, они обменялись более чем 1200 письмами, и она была той, кто поддержал его после того, как критики разорвали его Пятую Симфонию. Она поощряла его упорно продолжать заниматься сочинениями. Они просто встретились лично однажды, случайно, в августе 1879.

Характерные особенности музыки Чайковского

Среди музыковедов нередко мнение, что Чайковский – великий оперный, симфонический, балетный композитор, но камерная или инструментальная музыка у него слабоваты, не столь интересны. Отмечают также его «нефортепианное мышление», мешающее создать малыми выразительными средствами нечто по-настоящему грандиозное. Это ошибочное мнение. Чего только стоят «6 пьес для фортепиано», это целый спектакль для исполнителя – спектакль одного актера, где он может показать все свое прекрасное чувствование и музыкальность.

Его мелодике свойственна невероятная интонационная тонкость. У него как у Баха в музыке закодированы интонации. Их тончайшие переливы и игра являются его индивидуальной композиторской чертой.

Критика Чайковского

Мимолетной считают писательскую деятельность композитора. Однако, несмотря на недолгий период, который Петр Ильич посвятил литературному опыту, его статьи в журналах «Русские ведомости» и газете «Современная летопись» имели важнейшее значение в культурной жизни России, так как помогали формировать мнение и видение музыки широким массам.

Его собственные высокие нравственные и эстетические идеалы, к которым он стремился осознанно всю свою жизнь, заставляли его размышлять о роли искусства в жизни общества и человека. Он испытывал острую потребность делиться подобными мыслями с соотечественниками. Во многом его взгляды тогда в отношении музыки определяли воззрения современников.

Последними публикациями, написанными Петром Ильичом в командировке в Баварии, стали отчеты о вагнеровских концертах в 1876 году. К концу его Чайковский уже стал символом русской истории, русской интеллигенции, русского духа.

Не Чайковский Чайковский


У Петра Ильича, как ни у какого более композитора, есть произведения, которые официально имеют 2 редакции – одна авторская, другая – с чужими правками. Причем, внесенные изменения значительны. Известно, что сегодня, в силу сложившейся исполнительской традиции, в некоторых произведениях чаще всего звучит не совсем Чайковский. Например, «Вариации на тему рококо» для оркестра и соло виолончели.

Концертных произведений для традиционно «оркестровых» инструментов не так много, любой музыкант-инструменталист мечтает показать красоту звучания своего инструмента отдельно от оркестра. В 1876-77 году появились на свет «Вариации». Это был давно ожидаемый подарок для московского виолончелиста Вильгельма Фитцегагена, близкого друга композитора, по совместительству – первой виолончели Русского Музыкального Общества. Он участвовал во всех премьерах музыки Чайковского как солист, исполнитель первой партии. Главный доверенный музыкант Петра Ильича.

Премьера «Вариаций» состоялась в ноябре 1877 года, она прошла без Чайковского, который в тот момент находился за границей на репетициях и исполнениях других своих сочинений. После премьеры Фитценгаген отнес ноты издателю Чайковского Петру Юргенсону со своими правками. Так он полностью убрал 1 из 8 вариаций, некоторые из них поменял местами и изменил коду. В таком виде ноты пошли в печать.


Изменения, на взгляд «редактора» Фитценгагена, позволили самую виртуозную часть произведения поставить в финал, где он мог блеснуть исполнительским мастерством. Петр Ильич тогда много гастролировал, на письма «редактора» не отвечал. Но не потому, что был согласен с редакцией. А в скором времени даже возражать некому стало – Николай Васильевич умер. Спустя еще несколько лет – и сам Петр Чайковский.

Долгие годы путаница с редакциями оставалась в неизвестности. Артисты за это время привыкли исполнять редактированный вариант. Именно в этой версии, начиная с 1962 года, «Вариации на тему рококо» становятся обязательным произведением на 3 туре конкурса им. Чайковского. Последние 3 десятка тактов для всех исполнителей технически очень трудны, чисто их сыграть практически не возможно. Но долгая практика исполнения именно этого нотного варианта создала произведению своеобразный ореол виртуозности, особой сложности, доступной не каждому исполнителю. Теперь, если кто-то пожелает исполнить его в авторской версии, немедленно будет признан струсившим или мало техничным.

Интерпретации и современные обработки произведений Чайковского


В современном исполнительском искусстве лучшим исполнителем музыки Чайковского считают Михаила Плетнева. В 20-м веке одной из ярчайших и точнейших интерпретаций считали технически совершенную и стилистически безупречную игру Святослава Рихтера. Среди симфонических исполнений выделяют трактовки дирижеров Леонарда Бернстайна, Евгения Мравинского, Евгения Светланова.

Романсная лирика Чайковского чрезвычайно привлекательна для артистов оперы и камерного жанра. Такие разноплановые вокалисты как Сергей Лемешев, Дмитрий Хворостовский, Галина Вишневская, каждый со своей уникальной певческой манерой, с блеском исполняли тонкие, полные невероятной эмоциональной насыщенности романсы Чайковского.

Есть и огромное количество обработок знаменитейших тем Чайковского на электронных инструментах и со спецэффектами:

  • Фаустаса Латенаса;
  • Клинта Мэнселла;
  • Сергея Жилина;
  • в джазовой обработке;
  • рок-обработке;
  • электропоп-обработке.

В 1945 Вере Мухиной торжественно поручили изготовить памятник Петру Ильичу Чайковскому. Задумка скульптуры не сразу была воплощена в жизнь, несколько раз ее приходилось полностью переделывать. В итоге автор не дожила до дня открытия памятника, это была ее последняя работа. Но в окончательной версии он являет собой символ творческого вдохновения. Символично и его расположение – во дворе Московской консерватории, где ежедневно проходят толпы спешащих студентов музыкальных факультетов и туристов, желающих приобщиться к источнику русской музыки.

Видео: смотреть фильм о Чайковском

Пётр Ильич Чайковский. Родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в Воткинске, Вятская губерния, Российская империя - умер 25 октября (6 ноября) 1893 года в Санкт-Петербурге. Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки.

Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Пётр Ильич Чайковский родился в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия).

Его отец - Илья Петрович Чайковский (1795-1880) - выдающийся русский инженер, был сыном Петра Фёдоровича Чайки, который родился в 1745 году в селе Николаевка Полтавского полка, близ г. Полтавы.

Чайковский происходил от православных шляхтичей Кременчугского уезда и был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек.

Семейное предание утверждало, что его прадед Федор Афанасьевич Чайка (1695-1767) участвовал в Полтавской битве и умер в чине сотника «от ран», хотя фактически он умер уже в старости в екатерининское время.

Дед композитора, Пётр Федорович, был вторым сыном Фёдора Чайки и его жены Анны (1717-?). Он учился в Киево-Могилянской академии, откуда в 1769 году перевёлся в Санкт-Петербургский военно-сухопутный госпиталь. В Киеве он «облагородил» свою фамилию, начав зваться Чайковским. С 1770 года на русско-турецкой войне (ученик лекаря, подлекарь, затем лекарь). В 1776 году определён городовым лекарем в Кунгур, Пермского наместничества, в 1782 году переведён в Вятку, два года спустя произведён в штаб-лекари и затем пожалован дворянским званием.

Впоследствии вышел в отставку, в 1795 г. назначен городничим в город Слободской, вскоре переведён оттуда в Глазов, где и занимал пост до смерти в 1818 году. В 1776 году он женился на 25-летней Анастасии Степановне Посоховой, незадолго перед тем лишившейся отца (её отец, подпоручик, погиб под Кунгуром в стычке с пугачевцами; семейное предание назвало его комендантом Кунгура, якобы повешенным Пугачевым). У них было 11 детей.

Илья Петрович, отец композитора, был десятым ребёнком. Он, окончив Горный кадетский корпус в Петербурге, был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев после недолгого брака, в 1833 году женился на 20-летней Александре Андреевне Ассиер (1813-1854), внучке французского скульптора Мишеля-Виктора Асье (Michel Victor Acier), моделиста фарфоровой мануфактуры в Мейсене (Саксония), и дочери крупного таможенного чиновника Андрея Михайловича (Михаэля-Генриха-Максимилиана) Ассиера, приехавшего в Россию в качестве учителя французского и немецкого языка и в 1800 г. принявшего русское подданство.

В 1837 году Илья Петрович Чайковский с молодой женой переехал на Урал, куда получил назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году - сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган - оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» .

Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян.

В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году - в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора.

Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой.

В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли. Затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка).

По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду «К радости»; другие его консерваторские работы - увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода» .

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

В том же году познакомился с Дезире Арто . Он посвятил ей Романс op. 5 и, как утверждается, закодировал её имя в текстах «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» и симфонической поэмы «Фатум». Они планировали пожениться, но 15 сентября 1869 года Дезире неожиданно вышла замуж за испанского певца-баритона Мариано Падилью-и-Рамоса. Спустя 19 лет, в октябре 1888 года, Чайковский по просьбе Дезире написал Шесть романсов Op. 65.

1870-е годы в творчестве Чайковского - период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы.

В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие.

К этому же периоду относится написанная по заказу организационного комитета Политехнической выставки кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского, она была впервые исполнена 31 мая 1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом (дирижёр К. Ю. Давыдов, солист А. М. Додонов).

С 1872 по 1876 год работал музыкальным критиком в газете «Русские ведомости», имевшей репутацию лево-либерального органа печати.

В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой , которая была младше его на 8 лет. Брату он писал, что одной из целей женитьбы является избавление об обвинений в гомосексуальности: «я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким» . Однако, гомосексуальность композитора стала причиной того, что брак через несколько недель распался , по мнению ряда искусствоведов, этот факт биографии имел отражение в его творчестве. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.

В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876-1890 годы вёл обширную переписку, но никогда не встречался. Фон Мекк посвящена одна из работ Чайковского этого периода - Четвёртая симфония (1877).

В 1880 году за увертюру «1812 год» Чайковский получил орден Святого Владимира I степени.

Чайковский - 1812 год

В мае 1881 года обратился с просьбой о выдаче ему из казённых сумм трёх тысяч рублей серебром заимообразно: «то есть, чтобы долг мой казне постепенно погашался причитающейся мне из дирекции Императорских театров поспектакльной платой». Просьба была адресована императору , но само письмо было направлено обер-прокурору Святейшего Синода - ввиду того, что последний был «единственный из приближённых к Государю сановников, которому я имею честь быть лично известным». Чайковский пояснял причину своего обращения следующим образом: «Сумма эта освободила бы меня от долгов (сделанных по необходимости как моей собственной, так и некоторых моих близких) и возвратила бы мне тот душевный мир, которого жаждет душа моя» . По докладу обер-прокурора, император переслал Победоносцеву для Чайковского 3 тысячи рублей в безвозвратное пособие.

В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей.

С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых - Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла.

В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины - 16 октября (28 октября по новому стилю) 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.

Последние годы своей жизни композитор провёл в окрестностях подмосковного города Клин, в том числе, в сохранившемся доме, где сейчас находится его музей.

Ещё в 1873 г. в дневнике Чайковского во время поездки в Швейцарию появились строки: «Среди этих величественно прекрасных видов и впечатлений туриста я всей душой стремлюсь в Русь, и сердце сжимается при представлении её равнин, лугов, рощей...» С возрастом это чувство и стремление жить и творить вне городской суеты усиливались и 47-летний композитор написал: «Чем ближе подвигаешься к старости, тем живее чувствуешь наслаждения от близости к природе» .

Не желая постоянно жить в Москве или Петербурге и не имея средств для покупки собственного жилья, Чайковский искал для аренды дом в уединённом тихом месте Подмосковья, чтобы после утомительных гастрольных поездок иметь возможность полностью отдавать себя творчеству. Первый выбор пал на усадьбу Майданово неподалёку от Клина.

16 февраля 1885 г. он пишет Н. Ф. фон Мекк уже из «своего убежища»: «Какое счастие быть у себя! Какое блаженство знать, что никто не придет, не помешает ни занятиям, ни чтению, ни прогулкам! ...Я понял теперь раз навсегда, что мечта моя поселиться на весь остальной век в русской деревне не есть мимолетный каприз, а настоящая потребность моей натуры» . Дом стоял на высоком берегу реки Сестры в живописном парке. Близость железной дороги позволяла в любой момент по неотложным делам поехать в одну из столиц (в феврале 1885 г. Пётр Ильич был избран одним из директоров Московского отделения Русского музыкального общества).

Каждый день с 9 до 13 часов Чайковский работал. После обеда в любую погоду уходил на двухчасовую прогулку с непременной записной книжкой для набросков музыкальных мыслей и тем.

Соприкоснувшись с условиями жизни местных крестьян, композитор договорился с приходским священником, выпускником Вифанской духовной семинарии Е. С. Боголюбским об открытии в Майданове школы, на содержание которой жертвовал деньги.

24 июня 1885 г. композитор был очевидцем и даже помогал жителям в тушении пожара, уничтожившего в Клину полторы сотни домов и торговые ряды.

Из Майданова Чайковский, по приглашению его ученика композитора С. И. Танеева, неоднократно ходил пешком в находившуюся неподалёку усадьбу Демьяново, которую в 1883 г. приобрёл философ и социолог В. И. Танеев.

Чайковский прожил в майдановской усадьбе разорившейся помещицы, статской советницы Н. В. Новиковой с начала февраля 1885 г. до декабря 1887 г. Здесь он работал над новой редакцией оперы «Кузнец Вакула» («Черевички»), симфонией «Манфред», оперой «Чародейка» и другими произведениями.

В творческой работе Чайковскому помогала собранная им библиотека, с которой он не расставался, несмотря на частые переезды, и в которой были представлены не только партитуры сочинений любимых композиторов, но и произведения русских и зарубежных классиков литературы и философии. Весной 1888 г. Чайковский, уединению которого летом мешали многочисленные дачники, снял себе «новое убежище... опять около Клина, но в местности гораздо более живописной и красивой, чем Майданово. Притом же там всего один дом, одна усадьба, и я не буду видеть ненавистных дачников, гуляющих под моими окнами, как это было в Майданове. Называется это место селом Фроловским» .

Стоявший особняком дом, обставленный старинной мебелью, прекрасный вид на широкие дали и запущенный сад, переходящий в лес, оказались по сердцу композитору: «Я совершенно влюблен в Фроловское. Вся здешняя местность кажется мне раем небесным» . Из Фроловского Чайковский ездил ещё в одну расположенную недалеко от Клина усадьбу Спас-Коркодино, в гости к её владельцу С. И. Фонвизину, женатому на племяннице Софьи Андреевны Толстой - Вере Петровне Берс.

Во Фроловском Чайковский написал увертюру «Гамлет», «Пятую симфонию», балет «Спящая красавица», оперу «Пиковая дама». К огорчению Чайковского, окружающий усадьбу лес, принадлежавший её хозяйке Л. А. Паниной, которая постоянно жила в Бессарабии, постепенно начал вырубаться. Дом ветшал и требовал средств на ремонт. С Фроловским пришлось расстаться.

В мае 1891 г. композитор вернулся в Майданово, где прожил ровно год и где в этот период были написаны опера «Иоаланта» и балет «Щелкунчик» .

Из Майданова Чайковский переехал 5 мая 1892 г. в Клин в дом в самом конце города, на московском шоссе. Клинский период жизни композитора отмечен важными вехами международного признания его творчества: в ноябре 1892 г. Чайковский был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств, а в июне 1893 г. - почётным доктором Кембриджского университета.

В Клину он работал над окончательными корректурами партитур «Иоланты» и «Щелкунчика», создал многочисленные пьесы и романсы. Одно из последних написанных здесь произведений - Третий фортепианный концерт датирован октябрём 1893 г. Здесь же в феврале - марте 1893 года была написана в эскизах и летом окончена инструментовка «Шестой симфонии» , про которую композитор написал: «В симфонию эту я вложил без преувеличения всю свою душу».

Чайковский продирижировал первым исполнением её 16 октября 1893 года в Петербурге, за несколько дней до смерти.

Еще в 1891 г., находясь в США и восторгаясь "тамошним" к нему вниманием и восторгом публики, Чайковский отмечает в своем дневнике "какую-то стариковскую расхлябанность" и непривычную усталость. Даже местная пресса называет его человеком "лет шестидесяти" и ему приходится оправдываться перед публикой, напоминая свои реальный возраст. Та же необычная усталость отмечается им и в следующем году.

Вечером 20 октября (1 ноября) 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе по холере, Чайковскому подали некипячёную воду, которую он и выпил.

Утром 21 октября (2 ноября) 1893 года композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который установил диагноз холеры. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября) 1893 года от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской улице. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения императора, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».

Все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов). Пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы - «стены собора не могли вместить всех, желавших помолиться за упокой души Петра Ильича». В похоронах принимали участие два члена императорской фамилии: принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович.

Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Чайковский - Лебединое озеро

Личная жизнь Чайковского:

Несмотря на факт (неудачной) женитьбы, Чайковский был ярко выраженным гомосексуалом (как и его брат Модест). В семье Чайковского считали, что первый гомосексуальный опыт Чайковский пережил в училище, в 13-летнем возрасте со своим однокашником, будущим поэтом А. Н. Апухтиным (сам Апухтин тогда уже был в связи с классным наставником).

Гомосексуальные эфебофилические наклонности Чайковского были хорошо известны современникам.

Ещё в 1862 году Чайковский в компании друзей-правоведов, включая Апухтина, попал в гомосексуальный скандал в петербургском ресторане «Шотан», в результате которого они, по выражению Модеста Чайковского, «были ославлены на весь город в качестве бугров гомосексуалистов».

В письме брату Модесту от 29 августа 1878 года он отмечает соответствующий намек в фельетоне о нравах Консерватории, появившемся в «Новом Времени», и с сокрушением пишет: «Моя бугрская репутация падает на всю Консерваторию, и оттого мне еще стыднее, еще тяжелее».

Впоследствии А. В. Амфитеатров, пытавшийся разобраться в этом вопросе, опрашивая близких к Чайковскому людей, пришел выводу, что Чайковскому был свойственен «гомосексуализм духовный, идеальный, платонический эфебизм. ... Вечно окруженный молодыми друзьями, он вечно же нежно возился с ними, привязываясь к ним и привязывая их к себе любовью, более страстною, чем дружеская или родственная. Один из таких платонических эфебов Чайковского в Тифлисе даже застрелился с горя, когда друг-композитор покинул город. Друзей-юношей и отроков мы при Чайковском можем насчитать много, любовницы - ни одной».

Письма Чайковского, прежде всего Модесту, содержат откровенные признания. Так, в письме брату от 4 мая 1877 года он признается в жгучей ревности к своему ученику, 22-летнему скрипачу Иосифу (Эдуарду-Иосифу) Котеку, из-за того что у последнего разгорелся роман с певицей Зинаидой Эйбоженко. При этом, в письме Модесту от 19.01. 1877 г. Чайковский, исповедуясь в своей влюбленности в Котека, вместе с тем подчеркивает, что не хочет выходить за пределы чисто платонических отношений.

Сильной гомосексуальной привязанностью последних лет Чайковского считается его племянник Владимир (Боб) Давыдов, которому Чайковский посвятил Шестую симфонию, которого он сделал сонаследником и которому передал право на отчисления доходов за сценическое исполнение своих сочинений.

Чайковский и «Боб» Давыдов

В последние годы жизни Чайковского он сам, Модест, Боб и молодой Владимир Аргутинский-Долгоруков («Арго») составляли тесный кружок, в шутку прозвавший себя «четвертой сюитой». Однако Чайковский не ограничивался людьми своего круга: как явствует из дневника, на протяжении всего 1886 года он состоял в связи с извозчиком по имени Иван.

Ряд исследователей считает гомосексуальными также отношения Чайковского со своими слугами, братьями Михаилом и Алексеем («Ленькой») Софроновыми, которым он также писал нежные письма. В дневниках Чайковского за время его пребывания в Клину можно найти многочисленные записи эротического характера о крестьянских детях, которых он, по выражению Александра Познанского «развращал подарками», однако, по мнению Познанского, эротизм Чайковского в отношении их носил платонический, «эстетически-умозрительный» характер и был далек от желания физического обладания.

Исследовавший письма Чайковского В. С. Соколов отмечает, что в 70-е годы Чайковский страдал от своих сексуальных наклонностей и пытался бороться с ними.

Н. Н. Берберова отмечает, что «тайна» Чайковского стала широко известна после 1923 года, когда был опубликован дневник композитора конца 80-х годов, переведенный на европейские языки, это совпало с пересмотром взглядов на гомосексуальность в европейском обществе.

Основные произведения Чайковского:

Оперы Чайковского:

Воевода (1868)
Ундина (1869)
Опричник (1872)
Евгений Онегин (1878)
Орлеанская дева (1879)
Мазепа (1883)
Черевички (1885)
Чародейка (1887)
Пиковая дама (1890)
Иоланта (1891)

Балеты Чайковского:

Лебединое озеро (1877)
Спящая красавица (1889)
Щелкунчик (1892)

Симфонии Чайковского:

Симфония № 1 «Зимние грезы» op. 13 (1866)
Симфония № 2 op.17 (1872)
Симфония № 3 op. 29 (1875)
Симфония № 4 op. 36 (1878)
«Манфред» - симфония (1885)
Симфония № 5 (1888)
Симфония № 6 op. 74 (1893)

Сюиты Чайковского:

Сюита № 1 op. 43 (1879)
Сюита № 2 op. 53 (1883)
Сюита № 3 op. 55 (1884)
Сюита № 4 Моцартиана op. 61 (1887)
Щелкунчик, сюита для балета op. 71a (1892)

Отдельные оркестровые произведения Чайковского:

Торжественная увертюра на Датский гимн op. 15 (1866)
«Буря» op. 18 (1873)
Славянский марш (1876) op. 31
«Франческа да Римини» - симфоническая фантазия (1876)op. 32
Итальянское каприччио op. 45 (1880)
Серенада для струнного оркестра op. 48 (1880)
«1812 год» - торжественная увертюра (1880)op. 49
Гамлет, увертюра-фантазия, ор. 67, 1888
«Гроза», увертюра к драме op. 76(1864)
«Фатум» - симфоническая фантазия op. 77(1868)
«Воевода» симфоническая баллада op. 78 (1891)
«Ромео и Джульетта» - увертюра-фантазия (1869, 1870, 1880)
Марш Добровольного флота (1878)
Марш Юрьевского полка (1893)

Концерты Чайковского:

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 op. 23 (1875)
Меланхолическая серенада op. 26 (1875)
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром op. 33 (1878)
Вальс-скерцо для скрипки с оркестром op. 34 (1877)
Концерт для скрипки с оркестром op. 35 (1878)
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 op. 44 (1880)
Концертная фантазия для фортепиано с оркестром op. 56 (1884)
Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром op. 62 (1887)
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1893)

Фортепианные произведения Чайковского:

Русское скерцо op. 1, No. 1 (1867)
Экспромт op. 1, No. 2 (1867)
Воспоминание о Гапсале, 3 пьесы op. 2 (1867)
Вальс-каприс op. 4 (1868)
Романс op. 5 (1868)
Вальс-скерцо op. 7 (1870)
Каприччио op. 8 (1870)
Три пьесы op. 9 (1870)
Две пьесы op. 10 (1871)
Шесть пьес op. 19 (1873)
Шесть пьес на одну тему op. 21 (1873)
Большая соната соль мажор op. 37a (1878)
Времена года op. 37b (1876)
Детский альбом op. 39 (1878)
Двенадцать пьес op. 40 (1878)
Шесть пьес op. 51 (1882)
Думка op. 59 (1886)
Восемнадцать пьес op. 72 (1893)
Соната до-диез минор op. 80 posth (1865, изд. 1900)

Камерная музыка Чайковского:

Струнный квартет № 1 op. 11 (1871)
Струнный квартет № 2 op. 22 (1874)
Струнный квартет № 3 op. 30 (1876)
«Воспоминание о дорогом месте», три пьесы для скрипки и фортепиано op. 42 (1878)
Фортепианное трио op. 50 (1882)
«Воспоминание о Флоренции», струнный секстет op. 70 (1890)

Хоровая музыка Чайковского:

Всенощная для смешанного хора без сопровождения, op. 52
Литургия для смешанного хора без сопровождения, op. 41
Духовно-музыкальные сочинения на полный хор (1884-85): Херувимская песнь № 1 (1887)




В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные