Методическая разработка на тему "критерии подбора репертуара для молодежного коллектива". Наиболее подходящая литература для поступления в театральный Как подобрать репертуар соответствующий вокальным возможностям

Вавилина М.В.

ПОДБОР РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Работая с детским хором перед руководителем всегда стоит вопрос подбора и формирования репертуара.

Подбор репертуара – это творческий процесс, который требует серьёзного подхода.

В данной разработке постараюсь рассмотреть главные принципы формирования репертуара, не ставя цели раскрыть эту серьёзную работу в полном объёме.

Из большого количества песен, написанных для детей, руководителю хора необходимо выбрать в репертуар наиболее интересные произведения для исполнителей и полезные для их творческого развития. По сути репертуар должен решить вопросы творческого роста и художественного воспитания хористов.

В подборе репертуара существуют 4 основных принципа, на которые должен опираться художественный руководитель. Это:

1 принцип . Главной задачей хормейстера в работе с детьми является возможность увлечь их музыкой, привить интерес к хоровому творчеству.

Подобранный репертуар должен нравиться детям, они должны работать над ним и исполнять его с удовольствием. Необходимо, что бы песни вызывали у них эмоциональную отзывчивость. Чем эмоциональнее воспримут хористы содержание песни, его музыкальный материал, тем дольше она останется в сердце и в сознании юных певцов.

2 принцип. Принцип доступности, т.е. исполняемые произведения должны соответствовать возрасту хористов, их вокальным возможностям.

Для формирования репертуара руководителю приходится учитывать ряд причин, которые диктует хоровой коллектив, его качественный и количественный состав. Это может быть состав разновозрастной, коллектив с разной степенью профессиональной подготовленности, т.е. коллектив участников с неодинаковым певческим стажем.

Важным моментом при выборе партитуры является слуховое представление и интерпретационный план хорового произведения, который поможет хормейстеру предварительно продумать методику проведения занятий.

3 принцип. Воспитание художественного вкуса и личности хористов.

Хоровая музыка – это музыка вокальная, неразрывно связанная с литературным текстом. Музыка и слова друг друга дополняют, и для выявления основной идеи произведения следует изучать текст и музыку одновременно.

Приступая к отбору репертуара, необходимо определить, прежде всего, содержание произведения, особенности его художественного образа.

Перед детьми, поющими в хоре, ставятся художественно-исполнительские задачи и параллельно идёт их просвещение, формируется их сознание. Репертуар формирует у детей чувство любви к родной природе, школе, Родине и т.д., приобщает к классическому искусству.

Чуткое отношение к исполнению классических хоровых произведений помогает воспитанию высокого художественного вкуса, приучает к бережному отношению к произведениям музыкального искусства прошлого, образовывает коллектив. На классическом репертуаре участники детского хора развивают мелодический и гармонический слух, приобретают навыки исполнения полифонических сочинений.

Особое внимание должно быть направлено на воплощение музыкального содержания, на раскрытие художественных образов сочинения, содержание поэтического текста. Руководитель, воплощая музыкально-эстетические цели должен не забывать о воспитательных в широком смысле слова.

Обучение детей пению связано с необходимостью привить им определённый комплекс вокально-технических навыков. Хормейстеру необходимо научить участников хора владению певческим голосом и искусством пения в хоре. Отсюда вытекает 4-й принцип подбора репертуара, который ставит учебно-воспитательные задачи, направленные на развитие музыкальных и певческих навыков. Включая в репертуарный план хоровую партитуру, руководитель определяет её доступность, степень сложности, яркость и в тоже время целесообразность работы над ней.

Каждое воплощённое произведение – это решение конкретных учебных задач, овладение конкретными вокально-хоровыми навыками, это способ развития хорового коллектива. На хоровых занятиях хористы должны научиться читать ноты, чисто интонировать. Правильный репертуар поможет развитию певческого диапазона, тембра, музыкальной памяти, чувства ритма. Певцы овладеют разнообразием динамического звучания, а также общей грамотностью, разносторонним развитием. Главная идея при подборе репертуара – это идея «от простого к сложному». Репертуар всегда должен быть нацелен на перспективу овладения техническими приёмами, совершенствования певческого аппарата. Работа с хором требует непрерывности, систематичности, последовательности с постепенным усложнением. При подборе репертуара также важно найти равновесие между художественными и техническими задачами. В. Попов обращал внимание на то, чтобы отбираемые для разучивания произведения группировались бы на 3 раздела: 1. по возможностям коллектива; 2. произведения, опережающие возможности; 3. легче достигнутого уровня.

Творческий рост возможен лишь благодаря работе над произведениями, несколько превышающими исполнительский уровень.

Работая по подбору репертуара, дирижёр должен представлять особенности хорового звучания: линию движения каждого голоса, фразировку, динамику, темп, метро-ритмические особенности (пунктирный ритм, синкопы , смену группировки длительностей…), гармонию, скачкообразность, интервалику, ладовые особенности.

Тесситура должна быть удобной и соответствовать свободному красивому звучанию голоса. Подобные особенности партитуры влияют на интонирование и общий хоровой ансамбль.

В случаях, когда партитура оказывается трудно исполнимой, но желательной в репертуаре, возможны упрощения фактуры, т.е.: широкое расположение аккордов заменить тесным, снять удвоение голосов, выпустить мелизмы, украшения, заменить более крупными длительностями мелкие фигурации, сделать транспонирование и т.д. Вот почему хормейстер должен владеть основными приёмами хоровой аранжировки. Уметь делать переложения для своего состава хора.

Освоение сочинений повышенного уровня трудности способствует концентрации внимания хористов, выработке самоконтроля в интонации, динамики и т.д.

Сложное произведение включать в репертуар надо весьма осторожно, с учётом всей последовательности его изучения. Формирование исполнительской формы за счёт сложного репертуара может отрицательно сказываться на работе хора. Процесс разучивания завышенной программы растягивается на длительный срок, произведение может не получиться.

Зачастую хористы с удовольствием поют простые примитивные, но яркие песни, которые не приносят пользы в развитии их как музыкантов. Но, взяв в репертуар подобную песню, у руководителя появится возможность переключить участников хора от сложностей к простым задачам. Передохнув, они не потеряют интереса работать над преодолением трудностей в других сочинениях.

Работая над репертуаром, надо помнить ещё о таких задачах, как: 1. педагогическая; 2. концертная.

Хоровому коллективу важно иметь в перечне исполняемых им пьес сочинения различных эпох и композиторских школ.

Включение в репертуар произведений русских и зарубежных композиторов-классиков расширяет познание детей о своей Родине и других странах. Классический репертуар знакомит певцов с эпохой, в которой жил автор музыки, его идейно-художественных концепций, типичные черты письма, особенности гармонического языка. Ученики узнают, что каждая эпоха имеет интонационно-стилистические черты.

Отдельной страницей репертуарного списка могут стать обработки народных песен и произведений a capella . В процессе исполнения a capella наиболее активно развивается гармонический слух, чистота интонации, чувство лада, вокально-хоровая техника. Начинающим необходимо учиться петь без сопровождения с канонов, с народных песен.

Детскому хору не просто овладеть навыками пения без сопровождения, но именно пение a capella в полной мере музыкально развивает певцов. В народной песне и духовной музыке надо искать истоки национальной культуры, традиции. Через народную песню происходит познание национальных особенностей своего и других народов мира, их музыкальных культур. Русская народная песня во всех её жанрах: плясовая, хороводная, колыбельная, шуточная, песня о народных героях сопровождала человека всю его жизнь. Родные интонации, ритмы являют собой благодатную почву для воспитания любви к Родине, прививают чувство патриотизма.

Слова и музыка в песне неразделимы: в этом единстве заключена великая сила хорового искусства, русская народная песня, воспевающая необъятные просторы Родины, красоту природы обладает широкой распевной мелодией и это позволяет, соприкасаясь с истоками культуры, добиваться верного звукообразования, широты дыхания.

Разнообразить хоровое исполнение можно путём использования разных выразительных средств: ритмическими движениями, подражательными звуками, словесными вставками, а также простейшими ударными инструментами и шумовыми инструментами.

Кроме того в репертуарный перечень должны войти песни современных авторов. Школьники любят песни яркие, ритмичные. Они тонко чувствуют песни патриотического характера, глубоко переживая разные драматические ситуации, чутко реагируют на образы нежные, ласковые (о маме, природе, животных).

При исполнении современной музыки особое внимание приходится обращать на интонационную сферу, тональные отклонения, модуляции, ритмические ладовые трудности. Такие произведения увлекают ребят своей сложностью, работой на преодоление трудностей, вырабатывают у них особое слуховое мышление.

Планируя выступления хора, репертуар создаётся с учётом предстоящих концертов коллектива (это выступления на конкурсах, фестивалях, юбилейных датах, отчётных концертах и т.д.). Дирижёр чаще всего выстраивает программу сольного хорового концерта по хронологическому признаку: вначале – старинная музыка, в конце – сочинения современных композиторов; или составляется по жанровым и стилистическим разделам.

Основным условием концертного исполнительства является разнообразие тематической направленности, стилевое многообразие, многоплановость репертуара, его форм и жанров. Г. Струве отмечал, что «в ходе концерта обязательно наличие контрастов, темповых спадов, разнообразие тематики песен, настроения».

Руководитель должен постоянно работать над повышением своей профессиональной квалификации, быть в курсе всего нового. Необходимо чётко планировать занятия, ставить перед хором определённые цели, к достижению которых певцы будут осознанно стремиться. Регулярное посещение хормейстером выступлений исполнительских коллективов, хоровых концертов, знакомство с новыми хоровыми произведениями даёт повод к сравнительному анализу, рождает новые творческие замыслы.

Грамотно подобранный репертуар явится мощной движущей силой для развития хорового коллектива. Результатом правильно построенного процесса освоения детьми хоровой песни, когда техническое и художественное начала тесно переплетены, будет хорошее, красивое пение.

В данной статье подчёркнута необходимость и важность углублённого подхода к анализу произведений при отборе хорового репертуара, соблюдение гармоничности в обучении.

Репертуар хора всегда отражает музыкантский и педагогический уровень руководителя хора, его профессиональный опыт и общую культуру.

Если каждое произведение отбирается на основе учёта особенностей и возможностей детей данного возраста, это в значительной мере явится залогом успешного певческого развития учеников, охраны их голосов. Разнообразный, разноплановый репертуар поможет руководителю детского хорового коллектива воспитать музыкальные и вокальные способности каждого ребёнка, проводить успешную концертную деятельность и в итоге достичь серьёзного художественного уровня.

Главная миссия дирижёра хора будет выполнена, дети полюбят хоровое искусство и музыку вообще.

Концертный репертуар старшего хора ДШИ № 1

Руководитель: Вавилина М.В. .

    Е. Медведовский, сл. Садовского «Корабли уходят в плаванье».

    Р. Бойко, сл. В. Викторова «Дело было в Каролине» - аранж. М.В.

    1. уч.г.

    Г. Комраков, сл. В. Рябцева «Вечный огонь» - аранж. М.В.

    В. Сарева, сл. В. Степанова «Утренняя песня» - ар. М.В.

    К. Пушенок, сл. Т. Собакина. Пусть летают бегемоты.

2012-13 уч.г.

1 К.В. Глюк, сл. И. Каруса «Праздник хора». – ар. М.В.

2 Г. Струве, сл. А. Барто, из кантаты «Голубь мира». – «Мама поёт». – ар. М.В.

3 А. Гречаников, сл. Белоусова «Пришла весна».

2014-15 уч.г.

    А. Пахмутова, сл. Добронравова «Беловежская пуща».

    Я. Дубравин, сл. Г. Прусова «О России». – аранж. М.В.

    Запольский, сл. Руженцева «Дирижер» - ар. М.В.

2015-16 уч.г.

    П. Чайковский, сл. Татаринова «Весна». – ар. М.В.

    Рождественская колядка «Небо и земля».

    Муз. и сл. Л. Марченко «Каникулы».

    В.А. Моцарт «Светлый день», перел. В. Попова.

    Д. Тухманов «День победы».

в современных условиях, необходимо уделить особое внимание формированию репертуара, так как от него зависит будущее коллектива, привлечение средств для обеспечения жизнедеятельности коллектива, успех у зрителей, приход новых исполнителей, участие в фестивалях и конкурсах.

Репертуар - «лицо» коллектива, и не важно, к какому виду творческой деятельности этот коллектив относится (вокальной, инструментальной, хореографической). Принципы создания репертуара везде одинаковые.

При формировании репертуара для коллектива нужно руководствоваться следующими принципами, разработанными по методике организации и хореографического и вокального творчества:

· идейная направленность,

· художественная ценность и эстетическая значимость произведений,

· доступность для исполнения,

· педагогическая целесообразность.

· доступность музыкального и литературного текста;

· разнообразие жанров и стилей, логика компоновки будущей концертной программы.

Критериями успешности обучения детей и подростков служат :

· концертные выступления;

· участие и победы в исполнительских конкурсах разных уровней.

В основе процесса обучения (пению, танцу) лежат следующие принципы :

· единство художественного и технического развития (певцов, танцоров);

· постепенность и последовательность в овладении мастерством (пения, танца);

· применения индивидуального подхода к учащимся.

Отбирая произведения для учебной и творческой деятельности, непременно учитывается, насколько содержателен музыкальный материал, насколько он способствует развитию творческих способностей учеников, совершенствует их (вокально-певческие) (хореографические) навыки, развивает музыкальный вкус.


Репертуар, прежде всего, зависит от профиля хореографического коллектива и строится с учетом потребностей участников, их подготовленности к восприятию произведений и работе над ними, а также с целью поддержания интереса к данному виду деятельности. Репертуар является одним из показателей развития хореографического коллектива, определяет его основную воспитательную и творческую жизнь, несет в себе определённые педагогические функции. Так репертуар детского коллектива должен быть отличным от репертуара взрослого. Поэтому подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.



При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований:

1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель.

2. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра

3. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом.

4. Учитывать учебно-тренировочные цели, содержание программ УДОД.

5. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.

Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения, индивидуального подхода. Каким бы не было ваше произведение, оно должно «учить добру» средствами хореографии. В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе:

· художественный педагогический уровень репертуара,

· планомерные и систематические учебные занятия,

· взаимоотношения с педагогом,

· окружающим миром.


Репетиция – это сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определенный уровень подготовки участников. Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне творческой деятельности коллектива, его эстетической направленности и характере исполнительских принципов, а также об уровне подготовки руководителя.

Репетицию можно представить как коллективные занятия по художественно-исполнительской и технической отделке, отработке произведений искусства, приданию им эстетической целостности и оригинальности. На учебных занятиях выучиваются партии, роли, движения на сцене, танцевальные па, которые в последующем сводятся в единое целое – танец, песню, спектакль, музыкальное или хоровое произведение. Следует отметить то, что разделение занятий на репетиционные и учебно-исполнительские носит условный характер. Овладение текстом, технической стороной исполнения происходит зачастую во время репетиции. Значительная часть учебных занятий в самодеятельном художественном коллективе трансформируется и включается в начальный этап репетиции.

Существенное влияние на методику репетиционной работы в самодеятельном творческом коллективе оказывает ряд факторов:

· степень подготовленности коллектива в техническом и художественном отношениях;

· степень трудности выбранного для разучивания произведения;

· условия, время, количество репетиций, отведенных для разучивания нового произведения;

· настрой участников, опыт руководителя.

У каждого руководителя вырабатывается своя методика построения и проведения репетиционных занятий. Однако необходимы знания основных принципов и условий проведения репетиции, исходя из которых, каждый руководитель может выбрать или подобрать такие приемы и формы работы, которые соответствовали бы его индивидуальной творческой манере.

Огромную роль для разработки общих и частных методик репетиционной работы может сыграть накопленный опыт профессионального искусства.

Качество репетиционной работы, ее педагогическая эффективность зависит от ряда организационно-педагогических моментов. Прежде всего, руководитель должен прийти на репетицию за 20-30 минут раньше условленного времени, проверить наличие и качество необходимого реквизита, инструментов, пультов, партий, и др. принадлежностей. В хоровой, оркестровой и театральной самодеятельности перед репетицией обязательно проверить голоса партий или текст ролей. Рукописные партии, тексты необходимо выверить по партитуре или печатному тексту, чтобы избежать ошибок. Только лично убедившись в том, что для работы все готово, можно избежать многих остановок во время репетиции.

Грубым нарушением считаются неожиданные вызовы руководителя, например, к телефону, к посетителям, это плохо влияет на творческий настрой участников.

Начинать репетицию необходимо вовремя , независимо от того, сколько пришло участников. Это приучит всех приходить на репетицию за 10-15 минут до начала. Безответственное отношение одних раздражает, расслабляет в определенном отношении других. Таким образом, начало репетиции в строго установленное время – это и этическое, и педагогическое, и художественно-эстетическое требование.

В различных по жанру самодеятельных коллективах – хоровых, оркестровых, танцевальных, театральных – репетиция начинается с предварительной подготовки к ней участников соответствующим образом. В танцевальных коллективах проводят разминку, чтобы разогреть исполнителей, подготовить их для длительной учебной и репетиционной работы. В народном и академическом хорах проводят распевку участников . Тщательная распевка обеспечивает хорошее дыхание, ровный звук, хорошую дикцию. Рабочее состояние певца во многом зависит от правильной постановки голоса, постоянных специальных упражнений. В духовых, народных оркестрах перед началом репетиции производится тщательная настройка музыкальных инструментов. От настройки зависит чистота звучания инструментов, строй оркестра в целом.

Перечисленные меры организационно-технического порядка имеют огромный воспитательный смысл. Репетиция представляет огромные возможности и с точки зрения художественно-педагогического влияния. В процессе репетиций все тщательно выверяется и заучивается: штрихи, нюансы, па, мизансцены . Параллельно идет усвоение участниками эмоционального и нравственного опыта, заложенного в произведении искусства. Поэтому, чем скрупулезнее и целенаправленнее идет художественная обработка пьесы, песни, танца, тем глубже нравственно-эстетические преобразования в личности участника, исполнителя.

Педагогическая эффективность репетиции во многом зависит от умело составленного плана работы . Без планирования в репетиции появляется элемент стихийности, самотека. План репетиций заранее продумывается и фиксируется на бумаге. План может быть более или менее детальным, развернутым или кратким. Знание руководителем своего оркестра, хора, танцевального или театрального кружка, его творческих возможностей позволяет достаточно точно и подробно составлять план каждой репетиции.

План репетиции включает основные направления деятельности и задачи с их детальной расшифровкой. Задачи должны носить конкретный характер, включать технические, художественно-эстетические и педагогические моменты.

Очень важен темп репетиции . Не следует репетировать один и тот же отрывок более 2-3 раз, даже если его исполнение не устраивает руководителя. Многократные повторения снижают внимание, чуткость к жестам, объяснениям руководителя. Иногда в репетиции целесообразно сделать перерыв. Оправданнее всего его сделать через 40-45 минут после начала работы. Если у руководителя возникает необходимость провести 3-часовую репетицию, то он должен согласовать этот вопрос с исполнителями.

Важно также, чтобы репетиция носила завершенный характер . Во время первой половины репетиции коллектив должен заниматься более сложной работой: разучиванием ролей или трудных в техническом и художественном отношении мест в новых произведениях, которые требуют усидчивости, силы воли. Во второй половине репетиции нужно больше давать играть всему коллективу, т.е. заниматься более творческими видами деятельности: играть ранее выученные произведения с полной отдачей.

В целях более эффективной воспитательной работы на репетиции необходим учет индивидуальных особенностей каждого исполнителя как в плане личностном, психологическом, так и в плане его художественной подготовки.

Заключает занятия генеральная репетиция. Проведение ее имеет особенности, определяющиеся тем, что она является репетицией и в то же время несет на себе приметы концертного выступления. Генеральная репетиция является итоговой для определенного этапа подготовки произведения к концерту. Она решает следующие задачи: подготовить психологически участников к концерту; проверить программу, ее выстроенность и звучание; максимально чисто и художественно исполнить каждую пьесу, танец, песню, которые будут исполнены на концерте. На генеральной репетиции не нужно делать частые остановки, но необходимо дать почувствовать участникам всю программу в целом, сочетание и очередность номеров, этим самым способствовать равномерному распределению сил. Генеральную репетицию лучше всего проводить в том помещении, в котором предстоит выступление. Исполнители и руководитель должны почувствовать акустические особенности зала, приспособиться к новым условиям.

Из сказанного следует, что руководителю на репетиции следует в каждом случае исходить из конкретных условий, в которых работает самодеятельный творческий коллектив. Без продуманной организации репетиционной работы не может быть взаимопонимания между руководителем и коллективом, не может быть результата творческой деятельности любителей.


Репертуар коллектива

Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, тем шире возможности для раскрытия юных дарований.

От руководителя коллектива при подборе репертуара требуется чёткое перспективное видение педагогического процесса как цельной и последовательной системы. Реальность репертуара, соответствие его техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива – это главный критерий при подборе репертуара. Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения и индивидуального подхода. Ответственность за репертуар лежит на руководителе, так как репертуар - это лицо коллектива, показывающий его возможности и раскрывающий будущие перспективы.

При подборе репертуара руководитель должен учитывать соответствие постановок возрасту участников коллектива, их возрастной психологии и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.

Создавать танцевальные произведения необходимо в расчёте на весь коллектив, отдельных сольных исполнителей, на пять - шесть человек, так как это позволяет занять наибольшее количество участников в концертной программе.

При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом. Учитывать учебно-тренировочные цели и пользоваться материалом из народных, историко-бытовых, бальных танцев и соединять его с различными соответствующими видами современной выразительной пластики. А классика, имеющая специфический язык, как бы цементирует весь материал, создавая некий обобщённый образный сплав.

Социально-педагогический смысл хореографического коллектива заключается в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им идейно-нравственной направленности.

Мотивационные и целевые установки постановочных номеров в различных танцевальных коллективах не одинаковы. В одних - руководитель и участники рассчитывают на официальное признание, победу на смотрах и конкурсах. Здесь высокий исполнительский уровень достигается ценой напряжённой работы, программа создаётся нередко с помощью приглашённых балетмейстеров, постановка танцев производится в духе «лучших стандартов» профессионального искусства и рассчитана на успех, во что бы то ни стало. Другие ориентируются, прежде всего, на совместное проведение досуга, общение, знакомство с искусством хореографии, на коллективное приобщение к творчеству. Но роль всех коллективов в воспитании эстетической образованной, творческой личности, очень велика. Необходимо чётко уяснить специфику, возможности и задачи каждого из таких коллективов, так как неточность творческой ориентации может привести, в конечном итоге, к снижению популярности и значимости.


Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» - сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого произведения. Концертмейстер (нем.) – мастер концерта. Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.

· Знание основных дирижерских жестов и приемов;

· Знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию;

· Знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам и правильно скоординировать жесты руками у певцов; осведомленность об основных движениях классического балета, бальных и русских народных танцев; знание основ поведения актеров на сцене; умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши, заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии;

Надо сказать, что вопрос о грамотном подборе певческого (или вокального) репертуара довольно редко поднимается на сайтах вокала и даже в специализированной литературе. А между тем, как мне кажется, вопрос этот требует рассмотрения и пояснения, особенно когда речь идёт вообще о самом первом репертуаре (или отдельно взятой песни) в жизни человека, когда он только обучился базовым навыкам вокала.

И если уж говорить о построении репертуара, то надо тогда уж по-хорошему упомянуть, КАК репертуар подбирается в профессиональных музыкальных заведениях для тех же студентов-первокурсников. Это, на мой взгляд, пожалуй, самая правильная «модель» (или план), по которой стоило бы обучаться.

После освоения навыков и многочисленных распевок первое, что педагоги обычно дают студентам попеть, это ВОКАЛИЗЫ .

Вокализ – это пение без слов, также пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков или слогов. Используется в том числе для развития голоса: в отношении его количественных характеристик и голосовой техники (Википедия)

Да, вокализы действительно являются как бы продолжением распевок и упражнений, поэтому обычно вокализы исполняются на распев гласных букв или на повтор одного слова какого-то, или на словосочетание (например, «Ave Maria»). Текста в вокализе нет, ибо это произведение предполагает под собой закрепление, развитие или тренировку определённых навыков пения. Просто в отличие от распевок вокализ звучит именно как некое целостное и законченное музыкальное произведение (пьеса). Многие мастера итальянской вокальной школы сами сочиняли целые сборники вокализов для разных голосов (мужских и женских) и их разной тембровой принадлежности (сопрано, тенор и т.д.). Вокализ даёт массу полезных навыков (таких, как фразировка, динамика, задачи ритма и звуковысоты и т.д.) и более системно закрепляет уже имеющиеся у студента навыки пения.

Причём народные песни подбираются разного характера – одна медленная, другая быстрая, или одна песня весёлая, задорная, другая – лирическая, протяжная. В народных песнях, как вы понимаете, уже начинается работа над текстом и дикцией во время пения.

Мне кажется, что можно брать народные песни не только своей страны и на русском языке, например, но и на иностранном языке, ОСОБЕННО если в будущем человек планирует или хочет петь на этом иностранном языке. И дело тут как раз в изучении так называемой вокализации языка, то есть особенности произношения и звучания букв, звуков, созвучий и слов чужого иностранного языка, на котором поётся песня. Изучение иностранной вокализации очень развивает слух, не говоря уже о том, что даёт поющему массу опыта по работе со звуком. Как правило, в российских музыкальных ВУЗах принято петь обычно только русские народные песни.

Вслед за народными песнями идут классические АРИИ , сначала небольшие, потом всё сложнее по мастерству и продолжительнее по времени. В ариях преследуется воспитание манеры пения «кантилена», а также пение «легато» (итал. legato – плавно, связно), вокальная работа в медленном ил спокойном темпе, что сразу влияет на развитие протяжности дыхания.

Кантилена (итал. cantilena «песенка», от лат. cantilena «пение») - широкая, свободно льющаяся напевная музыка как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии (Википедия)

Понятно, что не только в этом состоят задачи, но, пожалуй, я обозначила самые главные.

После арий идут, как правило, РОМАНСЫ , как классические, так и из современной музыки.

Далее репертуар может быть значительно расширен до нескольких разноплановых произведений. Это могут быть арии из классических и современных опер, реже – из мюзиклов. Также обязательно в программу учебного репертуара входят песни из многочисленных вокальных циклов и сборников. Сам интонационный и ритмический план песни становится всё сложнее и после классики обычно переходят на произведения современных композиторов или композиторов 20-го столетия, которые подчас значительно сложнее для исполнения в отличие от классических произведений.

Надо сказать, что после значительного опыта сольного пения, педагог может предложить студенту взять в работу дуэт, трио, квартет или другую форму камерного ансамбля. Это отдельный интереснейший и, как вы понимаете, многоголосный план работы для студента, который требует наличие партнёров (других вокалистов) для совместного музицирования.

После небольшого обзора «стандартной» классической системы подбора учебного репертуара перейдём к вопросу о подборе песни (или репертуара) в частном обучении любителей (не будущих профессионалов), которое сейчас очень распространено.

Под «учебным репертуаром» в данном случае понимается именно начальные первые произведения, в которых начинающий певец, который обучается вокалу просто «для себя», в первую очередь сможет реализовать свои базовые навыки и приобретёт для себя опыт вообще работы над песней, что значительно отличается от работы в отдельных вокальных упражнениях. Просто в данном случае не надо путать «учебный репертуар» с понятием «концертный репертуар», который в свою очередь рассчитан для профессиональных певцов, составляющих себе программу выступлений на публике.

Я об этом уже писала в статье — дорогие учащиеся, прежде всего ДОВЕРЬТЕ репертуарный выбор для вас ПЕДАГОГУ ! Ибо это первая проблема, с которой в данном аспекте сталкиваются преподаватели.

Часто, после освоения базовых вокальных упражнений и вообще основ вокала, когда для ученика наконец наступает тот самый долгожданный этап перехода на репертуар, встаёт животрепещущая проблема выбора – «Что будем петь?» И вот тут ученик может «сорваться с цепи», заваливая своего преподавателя всевозможными вариантами того, чего бы он сам хотел бы спеть (всю жизнь мечтал, долго ждал, лелеял надежду и т.д.)

Понятно, что педагог в любом случае выслушает все ваши пожелания, дорогие мои, но это вовсе не означает, что он ОДОБРИТ ваш выбор и что он вообще обязан следовать вашим «хочу».

Да, бывает, что со стороны ученика озвучивается вполне разумный выбор произведения, которое действительно ему подходит и ПО СИЛАМ. Но, увы, такое бывает редко… Ибо практика показывает, что учиться петь, владеть уже немного навыками и базой ещё НЕ ОЗНАЧАЕТ, что ученик может адекватно рассуждать о своём голосе и его возможностях, ну и зачастую его знаний музыкальной литературы (так называются муз.произведения) просто не хватает, либо они очень убоги, чтобы выбрать себе для исполнения и изучения действительно стоящую песню, в которой будет всё то, что полезно продолжению развития вокального мастерства ученика и которая при этом будет талантливым сочинением и прекрасной музыкой (надеюсь, вы не станете отрицать, что музыка бывает разной и на той же эстраде встречается больше ширпотребных низкопробных песен, чем действительно достойных).

Так вот доверяя своему педагогу, как профессионалу в мире вокала и озвучив свои личные пожелания, пересмотрев и обсудив множество вариантов песен, где педагог даст вам предварительный анализ произведения с точки зрения его изучения вами же, ну и осветит хотя бы приблизительно перспективы вашего исполнения, вы вполне придёте к консенсусу, поверьте! И каждый будет доволен!

Чаще всего педагоги рекомендуют своим ученикам в качестве первого произведения взять в работу вещь лирического плана. Как правило, это очень красивая мелодика, гармонии, чаще всего текст любовной тематики, медленный или спокойный темп, небольшой объём самой песни. Но педагог здесь преследует свои цели ДЛЯ ВАС . А именно:

  • Развитие вашего дыхания, точнее дыхательного аппарата в целом (имеется в виду длина и ровность выдоха)
  • Выравнивание манеры пения согласно стилю музыки и жанру песни (как пример – в классике принята академическая манера пения, «округление» всех гласных звуков, в эстраде наоборот – «открытые» гласные звуки и минимализм динамики)
  • Спокойный темп даст возможность вам всё успевать в процессе пения – думать о своих действиях, отслеживать какие-то конкретные задачи, связывать отдельные навыки в цельную вокальную работу
  • Работа над штрихом «легато» (а как правило вся лирика поётся на «легато»), о котором уже упоминалось, даст возможность тонко слышать каждый свой звук, ноту, слог, слово, чувствовать и реагировать на изменения тембра звучания, преодолевать «трудные» ноты
  • Небольшой объём произведения научит вас впервые небольшой «вокальной режиссуре» песни, где вы режиссёр и исполнитель одновременно и можете исполнить именно то, что задумаете и продумаете заранее, показать в пении те эмоции, которые соответствуют данной музыке и словам, осуществите грамотную динамику (динамика – это разнообразные оттенки громкости звучания, напрямую связанные с владением техникой вокального дыхания и артикуляции, ну и с возможностями самих голосовых связок)
  • Первое произведение – это первый «мозговой штурм» и психоз, это первое волнение, первый результат и это знают все педагоги. Научиться не волноваться, собираться и сосредотачиваться, работать над собой, чтобы потом иметь удовольствие «расслабиться и просто петь для наслаждения» — это тоже ой, какая важная задача для ученика и его первый опыт исполнительства.

Репертуар праздника – это определенная заранее подготовленная музыкальная программа, состоящая из предпочтений заказчика и может включать в себя ХИТы как отечественных исполнителей, так и зарубежных.

Вас, уважаемый читатель, приветствует московская и мы, как никто другой, знаем: как же важен правильно подобранный репертуар любого мероприятия. Потому как именно от него зависит настроение всех присутствующих, наличие взаимоотдачи со зрителем, а значит и исключительного положительного впечатления! Здесь мы расскажем, как выбрать репертуар праздника и на что стоит обратить особое внимание. 🙂

Основополагающие моменты при выборе репертуара праздника

Мы уже выяснили, что правильная музыкальная подборка различных произведений очень важна на любом торжестве. В сочетании с профессиональными музыкантами и качественным вокалом приглашенная кавер-группа станет изюминкой и принесет мероприятию стопроцентный успех.
По какому принципу компетентная музыкальная группа поможет подобрать репертуар праздника на вкус и пожелания заказчика:

  • формат праздника – это может быть день рождение, свадьбы, корпоратив и для каждого из этих торжеств отличается своим репертуаром;
  • наличие тематики мероприятия может категорично сменить музыкальное направление – это может быть репертуар Дикого Запада, мотивы 60-70-х годов, вечеринка для заядлых рокеров и т.д.;
  • основная возрастная категория – если это, например, день рождение бабушки, вряд ли она будет танцевать под Егора Крида или Green Day;
  • на кого рассчитан репертуар праздника – это может быть исключительно подобранные композиции заказчиком, только его любимые песни или же, в зависимости от мероприятия профессиональная кавер-группа может составить свой плей-лист исходя из опыта.

Мало тех, кто не слушает музыку в принципе. В транспорте, дома, на работе. Когда плохо на душе или наоборот весело, мы ловим мелодии, которые помогают достичь желаемого морального состояния, выплеснуть энергию и т.д. А знаете ли Вы самые интересные факты о музыке? Например:

  • сердце стучит в такт той мелодии, которую слушает человек в определенный момент;
  • максимальная продолжительность органного концерта составляла 639 лет;
  • любимые музыкальные мотивы активируют часть мозга, отвечающая за удовольствие;
  • если слушать музыку на протяжении тренировки, это прибавит выносливости;
  • если включить спокойные мотивы около коровы, она даст больше молока;
  • никто из участников The Beatles не знал нот.

Слушайте музыку и наслаждайтесь?!

На любой праздник с Elim’s Band

Elim’s Band уже много лет сопровождает различные мероприятия в Москве и других городах Российской Федерации. У нас есть все для того, чтобы праздники различных форматов и тематик проходили на уровне:

  • профессиональная аппаратура;
  • качественный мужской и женский вокал;
  • более 250-ти песен в репертуаре.

Для нас главное – Ваше настроение! Многие говорят о нас как о настоящей концертной программе, а не просто о музыкальном сопровождении. Ознакомьтесь с нашим

Многие абитуриенты проваливают вступительные экзамены в театральный ВУЗ. И часто это случается не по причине незнания или отсутствия таланта, а потому что неверно была подобрана литература для конкурса при поступлении. Театральная школа зачастую дает огромный кладезь знаний, которые могут стать спасательным кругом для абитуриента.

Но даже после курсов или подобной школы будущий студент не до конца понимает, какие произведения стоит выбирать, чтобы в полной мере раскрыть свой талант на вступительном испытании. Никто точно не подскажет, какую литературу выбрать или какой поставить танец, а также - как подобрать идеальный образ.

Большинство поступающих не имеет ни малейшего представления о том, какая литература для поступления в театральный наиболее удобна для такого конкурса. Практика показывает, что будущим студентам такого ВУЗа стоит выбирать:

  • известные басни;
  • классические стихи;
  • прозаические произведения писателей прошлых веков (конечно же, самые популярные).

Самое главное правило - все тексты должны быть выучены наизусть. Недопустимо для абитуриента на вступительном конкурсе читать роль с листка или планшета. При этом, в запасе поступающего должно быть несколько вариантов произведений, желательно даже разных жанровых видов.

Что еще важно для поступления?

Развитая эрудиция, культура, начитанность - также крайне важные моменты. Будущее испытание покажет уровень знаний абитуриента, его манеры, культурный уровень и даже воспитание. Не менее важно понимание и знание отечественной литературы.

Помимо этого, абитуриент обязан разбираться в основах театрального искусства, знать, кто и когда стоял в истоках данного мастерства и какие известные деятели повлияли на развитие этой творческой профессии.

Если вы выбираете ГИТИС, как поступить туда - вопрос, который не должен вызывать затруднений. Когда абитуриент желает поступить в ВУЗ такого масштаба, он заранее должен понимать, какие сложности могут возникнуть на пути.

Литература для поступления в театральный: распространенные ошибки

Когда у вас есть все знания, ряд навыков и умений, отличная способность держаться на сцене, то разрушить ваш путь к будущей карьере и славе может неверно подобранный репертуар для вступительных экзаменов.

Много таких ребят, которые ошибаются на данном этапе и дальше не идут. Каковы же самые распространенные промахи будущих студентов на вступлении?

  • Выбор неизвестного произведения.
  • Слишком простой для исполнения и неэмоциональный отрывок.
  • Короткий либо плохо выученный материал.
  • Отсутствие знаний о самом произведении.

Неважно, что выбирать - поэзию, прозу или песню. Театральная школа должна была предоставить абитуриенту все основы актерской игры, включая то, как лучше преподносить выбранное сочинение.

Некоторые абитуриенты отлично справляются даже с неизвестными произведениями. Порой огромный талант виден невооруженным взглядом, и никакие ошибки не могут затмить гениальные способности поступающего. Поэтому сложно определить идеальный алгоритм или рецепт для предстоящего испытания.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные